М. Червини был избран папой Римским. Он стал последним в истории папства понтификом, не сменившим после избрания свое имя. В тот же день в Сикстинской капелле кард. Дж. П. Караффа, архиеп. Кьети, совершил епископское рукоположение избранного папы. М. настоял на том, чтобы в базилике св. Петра была сразу же проведена церемония папской коронации, объясняя это желанием сэкономить деньги. Половина суммы, к-рая обычно тратилась на церемонию (ок. 20 или 30 тыс. скуди), была роздана нищим и беднякам. С 1-го дня своего понтификата М. демонстрировал рвение в реализации принципов церковной реформы. Он не стал приближать к папскому двору никого из родственников, за исключением 2 представителей своей семьи - Джованни Баттисты Червини и Бьяджо Червини, к-рые в соответствии с обычаями того времени получили должности, связанные с охраной понтифика,- капеллана замка Св. ангела и командующего папской гвардией. Возглавить папскую канцелярию он предложил своему бывш. покровителю кард. А. Фарнезе, однако тот отказался; эту должность занял кард. Себастьяно Пигино, церковная карьера к-рого была сходна с продвижением по службе самого М.: при Юлии III Пигино был папским легатом при имп. дворе, в этом же качестве участвовал в Тридентском Соборе. Папа поручил вновь принять к рассмотрению проекты реформ, подготовленные в понтификат Юлия III, в т. ч. проект реформы Римской курии (булла «Varietates temporum»). Он настаивал на скорейшем реформировании всех основных дикастерий (служб) Римской курии: Датарии апостольской , Верховного суда апостольской сигнатуры, суда Rota Romana , Апостольской пенитенциарии. Стремление нового папы к церковной реформе, начиная сверху (in capite), и его борьба со злоупотреблениями в курии были с одобрением восприняты европ. правителями, которых понтифик заверил в своем политическом и дипломатическом нейтралитете, заявив, однако, о намерении способствовать общему примирению. Практически сразу после избрания М. серьезно заболел. Он умер на 22-й день своего понтификата.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

свеча – candle Свидетели Иеговы – Jehovah’s Witnesses свободная воля – free will Свободная методистская церковь – Free Methodist Church свободная церковь – free church свободные общины – free communities Свободные церкви Швеции – Free Churches of Sweden Свободная церковь Беркли – Free Church of Berkeley Свят, свят Господь Саваоф – Holy, Holy, Holy…, Sanctus, Ter-sanctus Святая Божья церковь апостольского преодоления – Apostolic Overcoming Holy Church of God святая вода – holy water Святая земля – the Holy Land святая неделя – the Easter Week Святая римская рота – Rota Romana святая святых – sanctuary, holy of holies, the Most Holy place, altar, sanctum святая трапеза – altar Святейшество: Ваше Святейшество – Your Holiness, the Most Holy Father Святейший – the Holiest, the Most Holy Святейший апостолький пенитенциарий – the Holiest Apostolic Penitenciarium Святейший престол – the Holy See святилище – presbytery, sanctuary святки – yule(tide), Christmas-tide свято – piously Святого Андрея день – St Andrew’s Day Святого Валентина день – St Valentine’s Day Святого Георгия день – St George’s Day Святого Давида день – St David’s Day Святого Имени Иисуса праздник – the Feast of the Holy Name of Jesus Святого Патрика день – St Patrick’s Day Святое семейство – the Holy Family святой – (прил.) holy, godly; (сущ.) Saint Святой Агнессы вечер – St Agnes’ Eve святой год – holy year Святой город – the Holy City Святой грааль – the Holy Grail Святой Дух – the Holy Spirit, the Holy Ghost, the Comforter святой заступник – Patron Saint святой отец – the Holy Father (Бог); reverend father (священник) святой поцелуй – kiss of peace Святой престол – the Holy See святость – sanctity, holiness святотатственный – sacrilegious святотатство – sacrilege святотатствовать – to commit sacrilege святочный – Christmas святцы – church calendar святые дары – the holy sacraments святые места – holy places святые-помощники – Patron Saints, Saints Helpers святыня – shrine, holy thing, sacred thing святых культ – cult of Saints

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

б) Римская Курия . Курия есть учреждение при папском престоле. Она образовалась из совета пресвитеров при папе и разделяется на несколько отделений или конгрегации (congregationes). (Congregationes) бывают постоянные (ordinals) и исключительные (extraordinales). Предметы ведения установлены папой, а отчасти практикой. Из конгрегаций заслуживают особого упоминания: Rota Romana – это высший судебный трибунал Римско-Католической церкви. Решения его окончательны и вносятся в особый сборник. Rota Romana имеет руководственное значение для всех судов Congregatio consistoriales, – для подготовления дел, которые должны быть предложены консистории кардиналов. Затем, существуют учреждения для управления разными сторонами церкви, а именно: Cancelaria apostolica – для приготовления папских бумаг; secretaria apostolica – для рассылки папских bleves; Congregatio interpretationis consilii Tridentini – наблюдающая за точным исполнением постановлений Тридентского собора. Congregatio indicis librorum prohibitorum – эта конгрегация следит за литературой во всем христианском мире и вносит в особый список (index) те книги, которые не дозволены для чтения католикам; Congregatio de propaganda fide для заведывания всеми миссиями. В составе ее имеется особое отделение, которое заведует католическими миссиями, находящимися среди церквей восточных. Эта конгрегация имеет свои учебные заведения для приготовления миссионеров. Кроме перечисленных конгрегаций имеются еще некоторые другие. в) К папским помощникам принадлежат нунции (nuntii) – папские посланники. Эти дипломатические чины разделяются на 3 класса: 1-й класс – legati a latere – ими бывают исключительно кардиналы, назначаемые для важных случаев; 2-ой класс – legati missi или nuntii apostolici – постоянные (в Вене, Мадриде) и временные. В России нунции были при Екатерине II и Павле, теперь присылаются временно; 3-й класс – internuntii. К дипломатическим чиновникам относятся также лица, имеющие особые поручения от папы; например, legati nati.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

д.). Кардиналы в своей совокупности составляют saerim collegium (священную коллегию)и имеют своего декана, казначея и секретаря. Деканом-кардиналом бывает епископ гор.Остии; он пользуется особыми преимуществами, как председатель коллегии; он же совершает обряд посвящения в папы. Секретарь заведует внешними сношениями папы. Коллегия имеет своё имущество и свой круг занятий и вполне самостоятельна. В случае смерти папы она заведывает всеми делами до избрания нового папы. Коллегия кардиналов является в форме consistorium cardinalium – консистории кардиналов под председательством папы. Заседания консистории кардиналов бывают секретные (secreta seu ordinaria) и (publica seu extraordinaria). В consistorium ordinarium папа обыкновенно сообщает кардиналам сведения о важных делах церкви вообще или отдельных епархий, о заключении конкордатов с иностранными державами, о назначении легатов к иностранным дворам и т. п. Кардиналы торжественно выслушивают сообщение папы и принимают их к сведению, иногда же папа предлагает какой-нибудь вопрос на обсуждение консистории. Тогда консистория высказывает своё мнение, которое, однако, для папы необязательно. В публичной консистории (extraordinarium) могут присутствовать и лица, не принадлежащие к кардиналам, как светские, так и духовные. В публичной консистории папа обыкновенно объявляет для всеобщего сведения о каких-нибудь особенно важных событиях в церкви. б) Римская Курия. Курия есть учреждение при папском престоле. Она образовалась из совета пресвитеров при папе и разделяется на несколько отделений или конгрегаций (congregationes). (Congregationes) бывают постоянные (ordinales) и исключительные (extraordinales). Предметы ведения установлены папой, а отчасти практикой. Из конгрегаций заслуживают особого упоминания: Rota Romana – это высший судебный трибунал римско-католической церкви. Решения его окончательны и вносятся в особый сборник. Rota Romana имеет руководственное значение для всех судов Congregatio consistoriales, – для подготовления дел, которые должны быть предложены консистории кардиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

107       Gnoli R. Marmora romana. Roma, 1971. P. 263–264; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 33–40; Schibille N. Hagia Sophia... P. 98–100. 108       Majeska G. P. Notes on the archaeology of St. Sophia at Constantinople: the green marble bands on the floor//DOP. 1978. Vol. 32. P. 299–308; Barry E Walking on water: Cosmic floors in antiquity and the middle ages//The art bulletin. 2007. Vol. 89. P. 627–656. 110       Schneider А. Μ. Das Fußbodenmosaik in der Aya Sofya//Schneider A. Μ. Byzanz: Vorarbeiten zur Topographie und Archäologie der Stadt. Berlin, 1936. S. 34–37. (Istanbuler Forschungen; Bd. 8); Schreiner P. Omphalion und Rota Porphyretica: Zum Kaiserzeremoniell in Konstantinopel und Rom//Byzance et les slaves: études de civilisation/mélanges Ivan Dujèev. Paris, 1979. P. 401–410; Restle Μ. Die Hagia Sophia Kaiser Justinians in Konstantinopel//Die Hagia Sophia in Istanbul... S. 26. Недавно было высказано предположение, что Омфалий, за исключением гранитного круглого камня в середи­не, может относиться к юстиниановскому времени (Stichel R. H. W. Die Hagia Sophia Justinians... S. 33–35). Однако составляющий его орнамент из переплетающихся кругов не встречается в на­польных мозаиках до XI в. (Peschlow U. Zum byzantinischen opus sectile-Boden//Beiträge zur Alter­tumskunde Kleinasiens: Festschrift für Kurt Bittel/hrsg. von R. Boehmer und H. Hauptmann. Mainz, 1995. S. 435–447). 111       Mamboury E. Topographie de Sainte-Sophie. P. 200,207; Strube C. Die westliche Eingangseite... S. 72–73; Stichel R. H. W Die Hagia Sophia Justinians... S. 33. 112       Lethaby W R., Swainson H. The church of Sancta Sophia... P. 235–246; Gnoli R. Marmora готапа. P. 30–38; Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 7–42; Fobelli Μ. L. Un tempio per Giustiniano: Santa Sofia di Costantinopoli e la descrizione di Paolo Silenziario. Roma, 2005. P. 150–153; Procopio di Cesarea. Santa Sofia... P. 122–127; Guiglia GuidobaldiA. I marmi di Giustiniano: sectilia pa­rietali nella Santa Sofia di Costantinopoli//Medioevo mediterraneo: l’Occidente, Bisanzio e l " Islam : atti del Convegno internazionale di studi. Parma, 21–25 settembre 2004/a cura di А. C. Quintavalle. Milano, 2007. P. 160–174; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 41–50, 89–106,131–134,151–156; Schibille N. Hagia Sophia... P. 101–105,241–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1101, § 2, имеет место, когда одна или обе стороны позитивным актом воли (actu positivo voluntatis) исключают возможность либо брака в целом ( полная симуляция ), либо одного из его элементов или существенных свойств ( относительная симуляция ). 3. Дефекты или изъяны брачного согласия Акт волеизъявления, посредством которого брачующиеся неотменимым договором вручают и отдают друг другу самих себя, чтобы заключить брак, должен быть подлинно человеческим, т.е. ответственным, актом и должен быть нераздельно соотнесён с браком в его сути, в его соответствующих существенных качествах, в его существенных целях и элементах. Дефекты или недостатки согласия, каковыми являются психическая неспособность, непонимание существенных качеств брака, ошибка относительно личности или какого-либо качества личности, обман, обусловленное согласие и страх, могут сделать брак недействительным. 3.1. Психическая неспособность к согласию 1095 Sant incapaces matrimonii contrahendi; 1 – qui sufficienti rationis usu carent; 1095 Неспособны к заключению брака: 1 – те, кто в недостаточной степени наделён здравым рассудком; 2 – qui laborant gravi defectu discridi-onis iudicii circa iura et officia matrimonialia essentialia mutuo tradenda et acceptanda; 2 – те, кто страдает тяжким недостатком рассуждения относительно существенных прав и обязанностей брака, подлежащих взаимной передаче и принятию; здоровью. 3 – qui ob causas naturae phisicae obli-gationes matrimonii essentiales assumere non valent. 3 – те, кто не в состоянии взять на себя существенные обязательства брака по причинам, относящимся к психическому В соответствии с юриспруденцией суда «Рота Романа» (Rota Romana) законодатель счёл необходимым установить это новое положение о психической неспособности к согласию, эксплицитно (т.е. развёрнуто, подробно) выражая то, что содержалось в предшествующем праве лишь имплицитно (т.е. в общих чертах, в «свёрнутом» виде). Поясняя естественное право, новый канон перечисляет три различных вида неспособности к согласию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

22 Иезуиты «открыли свои школы» (коллегию) в Кракове 13 июля 1622 года. Краковская академия, пользовавшаяся особыми правами и привилегиями, сочла это нарушением оных, о чем энергично и заявила (протестовала). Иезуиты на эти протесты не обратили внимания. Вследствие этого началась между академией и краковскими иезуитами упорная и продолжительная борьба. При короле Сигизмунде III, воспитанник и покровитель иезуитов, перевес в этой борьбе, несмотря на сочувствие многих поляков «своей преславной академии», оставался на стороне иезуитов. Краковская академия обратилась с жалобами в Рим, но и здесь потерпела полную неудачу. Решениями папского трибунала (Rota romana) 19 июня и 16 ноября 1626 года и 27 мая 1627-го иезуитам дозволено было иметь школы в Кракове. В последнем из указанных годов издан был и упоминаемый автором рассматриваемого нами сочинения благоприятствующий иезуитам декрет от имени папы Урбана VIII, подвергавший церковно отлучению всех, которые бы противились оному, исключая однако польских королей. Краковская академия по поводу этого декрета апеллировала к папе, но безуспешно. После смерти Сигизмунда III надежды академии и ее многочисленных сторонников на благоприятный поворот упомянутого процесса с иезуитами оживились. Наш автор говорит, что дело о краковской академии внесено в качестве отдельной статьи в петиции об уничтожении законопреступлений (miedzy exorbitantie). В данном случае автор, очевидно, разумеет «Artykuly pactorum conventorum», где в артикуле 60 говорится относительно проектированного «Akademii Krakowskiey uspokoienia», что вызвано было петициями об этом депутатов краковского воеводства (см. Volumina legum, изд. Огрызки, т. III, стр. 364). На коронационном сейме 1633 года по данному вопросу постановлено было следующее: «Poniewa jus patronatus Akademii Krakowskier wszystkiey mere Rzeczypospolitey naley; a pewne dekreta Rotae Romanne w sprawie inter Almam Academiam Crac: et Patres Societatis o fundowaniu szko zaszy: tedy My, iakomy si in pactis conventis obligowali, procuramlo uspokoienie tey Akademii, do Oyca .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

588 В этой оценке сходятся: P. Kramer, Kirchenrecht I, op. cit., с. 113, и J.M. Serrano Ruiz, Ispirazione conciliare nei principi generali del matrimonio canonico, op. cit., с. 59. 590 J.M. Castano, Gli impedimenti matrimoniali, в: Il Codice del Vaticano II. Matrimonio canonico, op. cit., сс. 101_131, здесь с. 109. 593 В этом отношении см. G. Dauvillier, Le mariage dans le droit classique del " Eglise depuis le decret de Gratien (1140) jusqúa la mort de Clement V (1314), Париж 1934, особенно сс. 76_90. 594 Полезные библиографические сведения содержатся в: P.A. Bonnet, Introduzione al consenso matrimoniale canonico, Milano 1985; K. Ludicke, Eherecht, в: MK, Literaturverzeichnis vor 1055; Incapacidad consensual para las obligacines matrimoniales, под редакцией J.A. Fuentes, Pamplona 1991; M. Wegan, L " incapacite d " assumer les obligations du mariage dans la jurisprudence recente du tribunal de la Rote, в: RDC 28 (1978), сс. 134_157. Здесь мы вынуждены ограничиться лишь кратким указанием на некоторые наиболее важные аспекты этого богатого канонистического наследия и отослать читателя для более углубленного изучения вопроса к обширной литературе, указанной в данных работах. 596 P.A. Bonnet, Il consenso, в: Il Codice del Vaticano II. Matrimonio canonico, op. cit., сс. 149_216, здесь с. 153. 597 По данному вопросу см. A. Dordett, Eheschliessung und Geisteskrankheit. Eine Darstellung der Rechtsprechung der Sacra Romana Rota, Wien 1977, особенно сс. 14_19. Однако ежегодные реляции, передаваемые на Апостольскую подпись, порождают опасную тенденцию к переоценке применимости канона 1095. Например, в США количество деклараций о несостоятель ности брака в связи с психической недееспособностью неизмеримо превышает число решений, основанных на других пунктах нормы, относящейся к провозглашению несостоятельности брака. См. Z. Grocholewski, Processi di nullita matrimoniale nella realta odierna, в: Il processo matrimoniale canonico, Citta del Vaticano 1988, сс. 11_24, здесь с. 14. 598

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

64 Именно титул «Eminentissimus, vestra eminenlia» и красную шляпу; кардиналы также имеют право носить пурпурное одеяние. 65 В избрании участвуют только кардиналы, находящиеся в Риме; выборы производятся в особом помещении (конклаве), обыкновенно в ватиканском дворце, расположенном возле церкви Св. Петра. Кардиналы вступают в конклав на 11-й день с момента наступления вакантности папской кафедры и остаются безвыходно в конклаве, пока не выбран будет новый папа. К самому выбору приступают самое позднее на 12-й день, причем могут прибегнуть к одному из трех способов: 1) electio quasi per inspirationem, когда без всяких переговоров один кто-либо избирается единогласно, 2) electio per compromissum, когда кардиналы переносят осуществление своего избирательного права на нескольких лиц (не менее двух) из своей среды, 3) electio per scrutinium – обыкновенный способ избрания, состоящий в закрытой подаче голосов посредством письменных билетиков. Избранным считается получивший 2/3 голосов, а если требуемого большинства голосов не оказывается, то к состоявшемуся производству выбора присоединяется добавочное производство (accessus) в видах достижения необходимого большинства. De jure избираем может быть и не кардинал, даже мирянин, но после Урбана VI (1378 г.) в папы выбирались всегда только одни кардиналы. 66 Сохранившиеся до настоящего времени судебные учреждения, как rota romana – высшая судебная инстанция), signatura justitiae (место для разрешения пререканий о подсудности между различными судами) и camera apostolica (судебное учреждение по финансовым делам), имеют отношение только к католической церкви, находящейся в пределах Италии, следовательно, не суть учреждения центральные для всего католического мира. Высшая судебная власть папы осуществляется не посредством куриальных учреждений. 69 Под terrae missionis разумеются те страны или части стран, где еще не успела установиться обыкновенная, нормальная организация католической церкви, в отличие от provinciae sedis apostolicae, в которых действует нормальный церковный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Rota Romana ), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария. В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII , к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино. Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден ). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов.

http://pravenc.ru/text/469712.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010