1416 Ermites de France et d’Italie (XI–XV siècle): Atti del colloquio organizzato dall’Ecole française de Rome (Certosadi Pontignano, 5−7 maggio 2000). Roma, 2003. 1417 См.: Sainsaulieu J. Ermites en Occident. Col. 773−774. А также: Ilarius Parisiensis. Libertertii ordinis s. Francisci Assisiensiscum appendicibus de chordigeris etc., etc. Genève; Paris; Bruxelles, 1888. P. 84−91. О двузначности термина «отшельнический», который в хроникальных источниках отсылает к разным типам религиозного опыта, см.: Nobile В. ‘Romiti’ e vita religiosa nella cronachistica italiana fra ‘400 e 500//Cristianesimo nella storia. 1984. Vol. 5. P. 306s. 1418 См. ценный справочник, позволяющий в общих чертах рассмотреть некоторые из этих орденов, возникших из объединений монахов, не следовавших какому-либо из одобренных правил: Dizionario degli Istituti di Perfezione. Roma, 1974. По редакционной необходимости, однако, было обойдено молчанием большинство мелких монашеских приходских движений. 1419 В Житии св. Ромуальда читаем, что святой, прибыв на территорию Камерино, остановился в долине Кастро, которая описывается так: «locus heremitice conversationis satis congruus, montibus undique vallatus et silvis» («место отшельническое, беседам изрядно подходящее, с горами повсюду, долинами и лесами»). На одном плодородном и орошаемом плоскогорье находилось графское имение «ubi iam parva erat ecclesia» («где уже церковь бедная была»); в этой отшельнической церкви находились полумонахини, не следовавшие ни одному из одобренных правил, так что св. Пётр Дамиани для обозначения этого места использует не термин «monasterium» («монастырь»), как следовало бы, но «conventus» («община»). Когда эти отшельницы ушли оттуда, св. Ромуальд построил рядом с церковью небольшие укрытия (cellulae) и отправился со своими учениками туда жить. См.: Petri Damiani. Vita beati Romualdi. Roma, 1957. Cap. 35, p. 74. (Fonti per la storia d’Italia; Vol. 94.). 1420 О восточных образцах: Colombes G.M. Il Monachesimo delle origini: I. Uomini, fatti, usi e istituzioni; H. Spiritualità. Milano, 1990. (Complementi alla Storia della Chiesa, diretta da H. Jedin).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авторы Liber Pontificalis пытались согласовать несколько версий предания о К., учитывая сведения Каталога Либерия, Хроники Евсевия-Иеронима и Псевдоклиментин («Рекогниции» в лат. переводе Руфина), а также др. источников (Ibid. P. LXXII-LXXIII). Поэтому хронологические указания содержат противоречия: ап. Петр возглавлял Римскую Церковь до 67 г. (38-й год после Страстей Господних), епископское служение Лина относилось к 56-67 гг., Клета - к 77-83 гг., К. занимал кафедру в 68-76 гг. (однако его гибель датирована 100 или 101), Анаклет - в 84-95 гг., Эварист - между 96 и 108 гг. «Рекогниции» использовались уже в 1-й редакции (из них заимствовано имя отца К.), но только составитель 2-й редакции, сославшись на послание К. ап. Иакову, добавил утверждение, что Лин и Анаклет якобы не были полноправными епископами. Датировка кончины К. (3-й год правления имп. Траяна) заимствована у блж. Иеронима, а данные о том, что святой принял мученическую смерть «в Греции», скорее всего почерпнуты из агиографической традиции. Указание на 2-й рим. регион (Целий) как на место рождения К., вероятно, связано с городским преданием (у подножия холма Целий находилась христ. базилика, к-рая именовалась «титул Климента»). Сообщение о том, что К. разделил Рим на 7 церковных регионов, по-видимому, является вымыслом автора, т. к. составители Liber Pontificalis стремились представить более древними особенности устройства Римской Церкви (систему титулов и церковных регионов, распределение богослужебных станций, обычай совершать рукоположение 4 раза в год и др.). В Каталоге Либерия создание 7 регионов во главе с диаконами связывалось с именем еп. Фабиана (236-250), однако в Liber Pontificalis Фабиану приписывается только усовершенствование адм. системы, основы к-рой якобы заложил К. (еп. Фабиан подчинил региональных нотариев 7 диаконам и их помощникам, субдиаконам) (см.: Pietri Ch. Régions ecclésiastiques et paroisses romaines// Idem. Christiana respublica: Éléments d " un enquête sur le christianisme antique. R., 1997. P. 173-200; Spera L. Regiones divisit diaconibus: Il ruolo dei diaconi negli apparati amministrativi della Chiesa di Roma e la questione delle regioni ecclesiastiche//Diakonia, diaconiae, diaconato: Semantica e storia nei Padri della Chiesa: XXXVIII Incontro di studiosi dell " antichità cristiana (Roma, 7-9 maggio 2009). R., 2010. P. 453-488). Утверждение, что основной функцией нотариев Римской Церкви первоначально были составление и проверка сказаний о мучениках, также является гипотезой авторов Liber Pontificalis (LP. T. 1. P. C-CI).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Richard M. Leonce de Jerusalem et Leontius de Byzance//Melanges de science religieuse. 1, 1944. Pp. 35–88. Два богословско-философских синтеза Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах Григорий (Лурье), иеромонах. Время поэтов, или Praeparationts Areopagiticae//Нонн из Хмима. Деяния Иисуса. М., 2002. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. Лосский В. Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита 11 Он же, Богословие и боговидение. М., 2000. Сс. 45–66. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009. Махарадзе М. Философские источники Ареопагитик. Тбилиси, 1983. Петров В. В. Рецензия на книгу: S. Klitenic Wear, J. Dillon. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist tradition: Despoiling the Hellenes (Aldershot; Burlington (VT): Ashgate, 2007). (Ashgate Studies in Philosophy & Theology in Late Antiquity XIII)//Вестник ПСТГУ. Серия Ï Богословие. Философия. 3 2008. Сс. 88–105. Петров В. В. Таинство «синаксиса» у Псевдо- Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника //Вестник ПСТГУ. Серия Ï Богословие. Философия. 4 2008. Сс. 48–59. Риго Л. Византийская духовность и Псевдо-Ареопагит//Символ. 52, 2007. Сс. 72–116. [Пер. с итал. Г. Вдовиной по изд.: RJgo Л. La spiritualite monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi L’Areopagita//Atti del simposio «Testi e terni nella tradizione del monachesimo cristiano», per il 50° anniversario delFIstituto Monastico di Sant’Anselmo. Roma, 28 maggio – 1° giugno 2002/A cura di M. Bielawski e D. Hombergen. Roma, 2004]. Тахо-Годи А. Л. Гимнографические и энкомиастические тенденции в позднеантичной прозе//Разыскания (Dzetemata). Вопросы классической филологии VIII. М., 1984. Сс. 180–195. Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита /Пер. и вступ. ст. Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1955. Чорноморець Ю. П. Проблема авторства Ареопаптик//Практична философия. 2, 2008. Сс. 201–209. Эсбрук ван, М. Петр Ивер и Дионисий Ареопагит : возвращаясь к тезису Хонигмана//Символ. 52, 2007. Сс. 369–382. [Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

6. 2//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 311-318; idem. Rhetoric and Tradition: Chrysostom on Noah and the Flood. Leuven, 2003; Ayers J. B. John Chrysostom " s Doctrine of Conversion: Diss. [Boston], 2001; Dal Covolo E. Le catechesi battesimali di S. Giovanni Crisostomo//Salesianum. 2001. Vol. 63. P. 157-167; Delgado Jara I. El período antioqueno de la vida de S. Juan Crisóstomo//Helmántica. 2001. Vol. 52. N 157/159. P. 23-50; idem. Los primeros años del episcopado de S. Juan Crisostómo//Ibid. 2002. Vol. 53. N 161/162. P. 211-241; idem. Los últimos años del episcopado de S. Juan Crisóstomo//Ibid. 2003. Vol. 54. N 164/165. P. 269-294; Kertsch M. Eine Prosaversion des homerischen Pferdegleichnisses in M 50 ff. bei Johannes Chrysostomus?//Orpheus. N. S. 2001. Bd. 22. S. 119-123; Kessler S. C. Rom bei Johannes Chrysostomus: Petrus und Paulus als Motiv einer rhetorischen Idealisierung der Reichshauptstadt//Pietro e Paolo: Il loro rapporto con Roma nelle testimonianze antiche: XXIX Incontro di studiosi dell " antichità cristiana, Roma, 4-6 maggio 2000. R., 2001. P. 543-554; idem. Kirche und Staat in Leben und Werk des Johannes Chrysostomus: Ein Vater der Kirche im Spannungsfeld zwischen ekklesialer und politischer Macht//Väter der Kirche: Ekklesiales Denken von den Anfängen bis in die Neuzeit/Hrsg. J. Arnold, R. Berndt, R. M. W. Stammberger. Paderborn, 2004. S. 257-282; Kohlgraf P. Die Ekklesiologie des Epheserbriefes in der Auslegung durch Johannes Chrysostomus: Eine Untersuch. z. Wirkungsgeschichte paulinischer Theologie. Bonn, 2001; Konstantinidou M. Prolegomena to an Edition of John Chrysostom " s Homilies on the Letters of St. Paul to Titus and Philemon: Diss. Oxf., 2001; Leyerle B. Theatrical Shows and Ascetic Lives: John Chrysostom " s Attack on Spiritual Marriage. Berkeley; L., 2001; Pradels W., Brändle R., Heimgartner M. Das bisher vermisste Textstück in Johannes Chrysostomus, Adversus Judaeos, Oratio 2//Zschr. für antikes Christentum. 2001. Bd. 5. S. 23-49; Thur é n L. John Chrysostom as a Rhetorical Critic: The Hermeneutics of an Early Father//Biblical Interpretation.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Fontaine J. Prose et poésie: l’interférence des genres et des styles dans la création littéraire d’Ambroise de Milan//Ambrosius Episcopus. Vol. 1. Milan, 1976. P. 124170. Frisque X. Le chant au Christ chez Ambroise. La foi de Nicée dans ses hymnes//Maison–Dieu. 2000. 221. P. 101128. Fux P.-Y. Les patries des martyrs: doctrines et metaphores chez quatre poétes de 1’Antiquité tardive//Connaissance des Péres de l’Église. 2003. 92. P. 5260. Gebhard K. Intende qui regis Israel: der Weihnachtshymnus des Bischofs Ambrosius von Mailand (hymn. 5)//Jahrbuch fur Liturgik und Hymnologie. 2003. 42. P. 105161. Migliavacca L. Gli inni ambrosiani: poesia e musica al servizio del culto divino. 2 ed. Milano, 1997. Norberg D. Au seuil du Moyen Age. Études linguistiques, métriques et littéraires. Padova, 1974. Pintus G.M. L’inno «Ad galli cantum» di Ambrogio//La preghiera nel tardo antico. Dalle origini ad Agostino. XXVII Incontro di studiosi dell’antichita cristiana, Roma, 79 maggio 1998. Roma, 1999. P. 289296. Pranger M.B. Time and the Integrity of Poetry: Ambrose and Augustine//Poetry and Exegesis in Premodem Latin Christianity/Eds. W. Otten and K. Pollmann. Leiden, 2007. P. 4962. (Supplements to Vigiliae Christianae; 87). Richter M. «Carmina autem quaecumque in laudem dei dicuntur hymni vocantur» (Isidore of Seville, De ecclesiasticis officiis 1.6)//Journal of Late Antiquity. 2009. 2/1 (Spring). P. 116130. Sartori A. I frammenti epigrafici Ambrosiani nella Basilica Apostolorum//Nec timeo mori. Atti del Congresso internazionale di studi ambrosiani nel XVI centenario della morte di sant’Ambrogio. Milano, 411 aprile 1997/A cura di L.F. Pizzolato e M. Rizzi. Milano, 1998. P. 739749. Simonetti M. Osservazioni critiche sul testo di alcuni Inni ambrosiani//Nuovo Didaskaleion. 19531955. 6. P. 4458. Simonetti M. Studi sull innologia popolare cristiana dei primi secoli//Atti dell Accademia dei Lincei. Ser. 8. Memorie. Classe di scienza morali, storiche e filologiche. 1952. Vol. IV. 6. P. 341480.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Это произошло 27 мая 530 года, в ознаменование чего и была установлена память святого в этот день (сейчас главная память священномученика Иоанна I в Западной Церкви отмечается 18 мая ). Уже в конце VI века святитель Григорий Турский именовал Иоанна I мучеником и посвятил ему главу в сочинении " О славе мучеников " . Память Иоанна I внесена в Мартирологи Флора Лионского и Узуарда (IX в.). По преданию, глава Иоанна I впоследствии хранилась во францисканском монастыре в Равенне, а частицы мощей - в церкви святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. Возможно, эти святыни были доставлены туда во второй половине XII века, когда захоронение Иоанна I было вскрыто в ходе работ по реставрации базилики святого Петра, проводившихся папой Евгением III. В ряде поздних западных календарей XV века под 1 июня появляется память перенесения мощей Иоанна I . Литература Использованные материалы   Ordo 2017 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. - St. Luke’s Priory Press. - P. 67, .    " 27.05: Memoria di San Giovanni I papa e patriarca di Roma dal 524 al 526 " , месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .   Подробно описано в Каталоге Феликса IV (III), в Liber Pontificalis, а также во 2-м фрагменте Анонима Валезия   Selecta ad illustranda Chronicon Paschale - CSHB. T. 2. P. 120-138   Greg. Magn. Dial. III 2   CJ. I 4. 12    " Den hellige pave Johannes I ( -526) " , страница календаря на норвежском католическом сайте Den katolske kirke, .    " VENERDI 18 MAGGIO 2018 – SAN GIOVANNI I° "http://Страница календаря на портале Servi di Cristo Vivo, .    " St. John I, Pope "http://Catholic News Agency, ; " 27.05: Memoria di San Giovanni I papa e patriarca di Roma dal 524 al 526 " , месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .   Greg. Turon. Glor. martyr. 40.   ActaSS. Mai. T. 6. P. 701. Редакция текста от: 10.08.2020 01:39:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679733.h...

145. “The Litany following the Anaphora in the Byzantine Liturgy,” in W. Nyssen (ed.), Simandron. Der Wachklopfer. Gedenkschrift für Klaus Gamber (1919-1989) (Cologne 1989) 233-256. 146. “El oficio divino: coro monástico, libro de oración o liturgia del pueblo de Dios? Una evaluación de la nueva liturgia de las horas en su contexto histórico,” in R. Latourelle (ed.), Vaticano II: Balance y perspectivas. Veinticinco años después (1962-1987) (Salamanca: Sígueme 1989) 460-481 (Испанскаяверсия 144). 147. Review of Buzavntion - Byzance - Byzantium. Tribute to Andreas N. Stratos, ed. N.A. Stratos. Vol. I: History - Arts and Archeology; vol. II: Theology and Philology (Athens 1986), OCP 55 (1989) 462-464. 148. Review of Dmytro Blazhejowskyj, Schematism of the Ukrainian Catholic Church. A Survey of the Church in Diaspora, commissioned by the Synod of Ukrainian Catholic Bishops in commemoration of the Millennium of Christianity in Ukraine (Annals of the Order of St. Basil the Great=Analecta OSBM, Series II, Section I: Works, vol. 45, Rome 1988), OCP 55 (1989) 473-474. 149. Review of Menaion. Service Books of the Byzantine Churches (Newton Centre, MA: Sophia Press) vol. 1: September (1988); vol. 2: October (1988); vol. 4: December (1985); vol. 7: March (1985), OCP 55 (1989) 486-488. 150. Review of Ugo Zanetti, Les lectionnaires coptes annuels: Basse-Egypte (Publications de l’Institut Orientaliste de Louvain 33, Louvain-La-Neuve 1985), OCP 55 (1989) 488-491. 1990 г. 151. “The Authenticity of the Chrysostom Anaphora Revisited. Determining the Authorship of Liturgical Texts by Computer,” OCP 56 (1990) 5-51. 152. “In the Bridegroom’s Absence. The Paschal Triduum in the Byzantine Church,” in La celebrazione del Triduo pasquale: anamnesis e mimesis. Atti del III Congresso Internazionale di Liturgia, Roma, Pontificio Istituto Liturgico, 9-13 maggio 1988 (AL 14=SA 102, Rome 1990) 71-97. 153. “A Tale of Two Cities. The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History,” in J. Neil Alexander (ed.), Time and Community. In Honor of Thomas Julian Talley (NPM Studies in Church Music and Liturgy, Washington, DC: The Pastoral Press 1990) 21-41.

http://bogoslov.ru/person/525392

P. 323-341; idem. L " apport des panégyriques de Jean Chrysostome à une définition de l " evêque modèle//Vescovi e pastori in epoca Teodosiana: XXV Incontro di studiosi dell " artichità cristiana, Roma, 8-11 maggio 1996. R., 1997. Vol. 2. P. 395-421; idem. L " Histoire du siège d " Antioche relue par Jean Chrysostome: Idéalisation ou déformation intentionnelle?//Antioche de Syrie. 2004. P. 459-479; Kelly J. N. D. Golden Mouth: The Story of John Chrysostom - Ascetic, Preacher, Bishop. L., 1995; Knupp J. Das Mystagogieverständnis des Johannes Chrysostomus. Münch., 1995; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995; Allen P. The Homilist and the Congregation: A Case-Study of John Chrysostom " s Homilies on Hebrews//Augustinianum. 1996. Vol. 36. P. 389-421; Hammerstaedt J. Der Mimendichter Philistion in einem Brief des Neilos von Ankyra und in einer pseudochrysostomischen Predigt (ClavisPG 4640)//JAC. 1996. Vol. 39. P. 102-104; Lawrenz M. E. The Christology of John Chrysostom. Lewiston (N. Y.), 1996; Brändle R., Jegher-Bucher V. Johannes Chrysostomus I//RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 426-503; Childers J. W. Chrysostom " s Exegetical Homilies on the New Testament in Syriac Translation//StPatr. 1997. Vol. 33. P. 509-516; idem. Patristic Citations and Versional Evidence: The Syriac Version[s] of Chrysostom " s Homilies on Matthew and the Old Syriac Text//Le Muséon. 2002. Vol. 115. P. 129-156; Cozic M. Le Liber ad Gregoriam d " Arnobe le Jeune: Éd., trad., étude hist., doctrinale et littéraire: Diss. Lille, 1997; Persiani G. Contribution sur l " authenticité de l " homélie chrysostomienne De Chananaea (CPG 4529)//Classica et Mediaevalia. Copenhagen, 1997. Vol. 48. P. 283-307; idem. Notes sur les deux antiques versions latines de l " homélie chrysostomienne De Chananaea (CPG 4529)//Ibid. 1998. Vol. 49. P. 69-93; Urbainczyk T. Socrates of Constantinople: Historian of Church and State. Ann Arbor, 1997; eadem. Vice and Advice in Socrates and Sozomen//The Propaganda of Power: The Role of Panegyric in Late Antiquity/Ed., introd.: M.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Atlanta etc., 1978. Vol. 12. P. 233-277; Schwager R. Der Gott des Alten Testaments und der Gott des Gekreuzigten: Eine Untersuchung zur Erlösungslehre bei Markion und Irenäus//ZKTh. 1980. Bd. 102. N 3. S. 289-313; Hoffmann R. J. Marcion, on the Restitution of Christianity: An Essay on the Development of Radical Paulinist Theology in the 2nd Cent. Chico, 1984; May G. Ein neues Marcionbild?//ThRu. N. F. 1986. Bd. 51. N 4. S. 404-413; idem. Marcion in Contemporary Views: Results and Open Questions//The Second Century. Abilene, 1987/1988. Vol. 6. N 3. P. 129-151; idem. Der «Schilfsreeder» Markion//StPatr. 1989. Vol. 21. P. 142-153; idem. Marcions Genesisauslegung und die «Antithesen»//Die Weltlichkeit des Glaubens in der Alten Kirche: FS U. Wickert. B., 1997. S. 189-198; idem. Markion: Gesammelte Aufsätze. Mainz, 2005; Norelli E. La funzione di Paolo nel pensiero di Marcione//Rivista Biblica. Bologna, 1986. Vol. 34. P. 543-597; idem. Una «restituzione» di Marcione?//Cristianesimo nella storia. Bologna, 1987. Vol. 8. P. 609-631; idem. La tradizione ecclesiastica negli antichi prologhi latini alle epistole paoline//La tradizione: Forme e modi: XVIII Incontro di studiosi dell " antichità cristiana, Roma, 7-9 maggio 1989. R., 1990. P. 301-324; idem. Marcione e gli gnostici sul libero arbitrio, e la polemica di Origene//Il cuore indurito del Faraone: Origene e il problema del libero arbitrio/Ed. L. Perrone. Genova, 1992. P. 1-30; idem. Marcione lettore dell " epistola ai Romani//Cristianesimo nella storia. 1994. Vol. 15. N 3. P. 635-675; idem. Note sulla soteriologia di Marcione//Augustinianum. R., 1995. Vol. 35. P. 281-305; idem. La Lettre aux Laodicéens: Essai d " interprétation//Archivum Bobiense. 2001. Vol. 23. P. 45-92; idem. Marcion et les disciples de Jésus//Apocrypha: Revue intern. des littératures apocryphes. Turnhout, 2008. Vol. 19. P. 9-42; idem. Marcione e la costruzione dell " eresia come fenomeno universale in Giustino Martire//Rivista di storia del cristianesimo.

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Da ultimo, un risultato positivo dell’incontro a L’Avana è stato un fatto senza precedenti: il trasferimento di parte delle reliquie di San Nicola di Bari a Mosca e a San Pietroburgo, a maggio e giugno 2017. Per due mesi, quasi due milioni e mezzo di fedeli da Russia, Ucraina, Bielorussia, Moldavia e altri Paesi hanno potuto rendere omaggio alle reliquie. San Nicola è uno dei santi più venerati all’Est, come in Occidente. Trasferire da Bari alla Russia parte di queste reliquie è stata una testimonianza concreta di quella tradizione spirituale del primo millennio che unisce cattolici e ortodossi, al di là delle divergenze. Dobbiamo sviluppare la collaborazione in tutte le direzioni indicate per poter risolvere tanti problemi che preoccupano il mondo contemporaneo. Si aspettava una tale partecipazione da parte dei pellegrini? San Nicola è sempre stato uno dei santi più venerati dal popolo russo, a nessun altro santo sono dedicate tante chiese. In primo luogo questa dedizione è legata alla fede della nostra gente, convinta che presto San Nicola risponderà alle loro preghiere e verrà in loro aiuto. Per questo non deve meravigliare che siano venuti così in tanti, pronti a restare in fila per ore, malgrado il maltempo. Con questo pellegrinaggio i fedeli hanno testimoniato la loro fede viva, che 70 anni anni di persecuzione della Chiesa non hanno potuto distruggere. E non soltanto i pellegrini hanno mostrato una fede sincera, ma anche i volontari che li hanno aiutati. Se all’inizio erano soltanto 2.000, alla fine i volontari sono stati più di 14mila. Per la maggior parte giovani, ragazzi e ragazze delle scuole pubbliche. Si è trattato di un passo importante nello sviluppo del legame tra la Chiesa ortodossa e la Chiesa di Roma. Non di un dialogo a livello di prelati o teologi, ma della partecipazione di milioni di fedeli, grati per la possibilità di baciare i resti del santo più venerato, una devozione che unisce nei fatti i cristiani dell’Est e dell’Ovest.Il trasferimento da Bari alla Russia delle reliquie è stato una testimonianza concreta di quella tradizione spirituale del primo millennio che unisce cattolici e ortodossi, al di là delle divergenze.

http://mospat.ru/it/news/48283/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010