Таблица частотности использования выражения «Николай Чудотворец» в греческой христианской литературе Византии Жития и служба свт. Николаю Житие и чудеса свт. Николая Мирликийского VII-XI вв. Многократно Декабрьская служба свт. Николаю (6 декабря) Византийские и поствизантийские авторы (по хронологии) VIII-IX в. X-XI в. Филагаф Неофит Затворник, прп. XII-XIII в. Георгий Пахимер XIII-XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул XIII-XIV в. Кириак Анконский Дамаскин Студит, иером. Франциск Скуф XVII в. Житие и чудеса св. Никона XI-XVII в. Монастырские акты и типиконы Акты Констамонита XI-XVI в. Акты монастыря Иоанна Предтечи XIV-XVIII в. Акты Ивирона X-XIX в. Акты Дионисиата XI-XVI в. Акты Кутлумуша XI-XIX в. Акты Лавры IX-XV в. Акты Ксиропотама X-XVI в. Акты Ватопеда X-XIV в. Акты Хиландара XI-XIV в. Акты монастыря Лембиотиссы XII-XIII в. Монастырские типиконы V-XV в. Астрологические тексты Из таблицы видно, что эпитет «чудотворец» по преимуществу используется в текстах II тысячелетия. В конце I тысячелетия эпитет используется только один раз в «Хронографии» Феофана Исповедника . Чаще всего этот эпитет встречается в богатой житийной традиции святителя, а также у прп. Неофита Затворника (шесть раз). Но какова более древняя история данного термина? В античной литературе он используется дважды в качестве характеристики женщин, занимавшихся постановкой театральных или цирковых представлений 50 . «Древние называли делающих такие (театральные эффекты) чудотворцами за отличное [театральное] зрелище» 51 . Данный смысл сохраняется и в эпоху средней Византии – в корпусе поэта Георгия Писидийского 52 . В IV в. свт. Григорий Нисский написал «Житие святого Григория Чудотворца » 53 , известного святого III в. 54 , составившего, в свою очередь, благодарственную речь великому христианскому мыслителю Оригену . Появление в IV в., уже на христианской почве, эпитета «Чудотворец» как свойственного святым не случайно – он возникает в период максимального синтеза античной и библейской традиции в каппадокийской среде, под влиянием аллегорезы Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Поэтому критический вопрос о подлинности пастырских посланий остается здесь нерешенным. Необходимо только подчеркнуть, что положение получателей посланий безусловно соответствует первохристианским воззрениям. Другие доводы, запрещающие отодвинуть происхождение пастырских посланий во II в., выяснятся из дальнейшего. 90 Учение 12-и апостолов, XI, 5 требует, чтобы странствующий «апостол» останавливался в общине не дольше, как на два дня, иначе он – «ложный пророк». Пастырские послания ничего не знают о таком ограничении и в этом отношении отвечают первоначальному обычаю. Тимофей не должен надолго оставаться в Ефесе, но тем не менее проходит там свое учительское служение до прихода апостола Павла, 1Тим. 4:13 . Ср.: Рим. 16:7 : Павел приветствует как «апостолов» Андроника и Юнию и этим ясно предполагает, что они не мимоходом только пребывают в том месте, куда адресовано послание (в уже вполне сложившейся общине). 91 Потому что они обладают даром пророчества. Поэтому ложный апостол зовется в Учении 12-и апостолов, XI, 5–6, «лжепророком». 92 В этом смысле говорит Учение 12-и апостолов, XI, 7 сл., о «пророках», после того как раньше, XI, 5–6, была речь об «апостолах», странствующих миссионерах. О пророке говорится в XIII, 1, что он «оседает» в общине. Ср.: Harnack. Proleg. S. 119. 93 Это совершенно ясно из Учения 12-и апостолов, XI, 7 сл., в особенности из слов: «Не всякий говорящий в духе пророк, но если он имеет нравы Господа». Ср.: Harnack, в примечании к XI, 7. 94 Ср. доводы, собранные выше, в § 4, и ниже, § 7–8. –Лукиан. Перегрин, гл. 11: Перегрин Протей оседает в общине в качестве пророка (в 40-х гг. II в., ср.: Harnack в Herzog " s RE. Bd. 8. S. 776): «Пророк и фиасарх. и начальник собраний, и все это он один... Они избрали его себе в предстоятели... почитали его как Бога и имели своим законодателем». – Пророк Монтан издавал «законы» относительно поста (Евсев. V, 18, 2). «Издание законов» пророком входит в состав его «учительства», ср. прим. 95. 95 Ср.: Откр. 2:20 : «Попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное». – Учение 12-и апостолов, XI, 10: «Всякий пророк, научающий правде, если не творит сам, чему учит, – лжепророк» (ср. 11: «Если не учит делать все то, что делает сам»), – Пророк Монтан также называется «учителем»: так называет его у Евсевия (V, 18, 2) противник монтанизма Аполлоний : «новый учитель, его дела и учение... научивший расторгать браки, установивший посты». – Муч. акты Поликарпа (Евсев. IV, 15, 39): «учитель апостольский и пророческий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

(1714-1721). W., 1967; Bentivoglio C. Istoria della Costituzione Unigenitus. Bari, 1968. 3 vol.; Clough C. H. The Albani Library and Pope Clement XI//Librarium. Zürich, 1969. Vol. 12. P. 13-21; Marqu é s J. M. Las instrucciones de la Nunciatura de Barcelona (1710-1713)//Anthologica Annua. 1977/1978. Vol. 24/25. P. 681-802; Bignami-Odier J. Clément XI amateur des livres et des manuscrits//Miscellanea Augusto Campana. Padova, 1981. Vol. 1. P. 101-123; Neveu B. Juge suprême et docteur infaillible: Le pontificat romain de la bulle «In eminenti» (1643) à la bulle «Auctorem Fidei» (1794)//Mélanges de l " École Française de Rome. Moyen-Âge, Temps modernes. R., 1981. Vol. 93. N 1. P. 215-275; Ceyssens L. Autour de l " Unigénitus: Le pape Clément XI//Bull. de l " Inst. hist. bélge de Rome. R., 1983/1984. T. 53/54. P. 253-304; idem. Autour de la bulle Unigenitus: La bulle Pastoralis Officii (1718)//Antonianum. 1986. Vol. 61. N 2/3. P. 340-380; idem. Autour de la bulle «Unigenitus»: Correspondances de Don Alexandre Albani, neveu du pape Clément XI//Ibid. N 4. P. 707-725; idem. La bulle «Vineam Domini» (1705) et le jansénisme français//Ibid. 1989. Vol. 64. N 2/3. P. 398-430; Committenze della famiglia Albani: Note sulla Villa Albani Torlonia. R., 1985; Ceyssens L., Tans J. A. G. Autour de l " Unigenitus: Recherches sur la genèse de la Constitution. Leuven, 1987; Blet P. Le Clergé de France: Louis XIV et le Saint-Siège de 1695 à 1715. Vat., 1989; Burns C. Pope Clement XI and the British Isles: The Inventory of the Fondo Albani 163-168//Ecclesiae memoriae: Miscellanea in onore del R. P. Josef Metzler O.M.I./A cura di W. Henkel. R., 1991. P. 41-85; idem. Le sort de la bulle Unigenitus: Recueil d " études offert à L. Ceyssens à l " occasion de son 90e anniversaire. Leuven, 1992; Johns C. M. S. Papal Art and Cultural Politics: Rome in the Age of Clement XI. Camb.; N. Y., 1993; The Chinese Rites Controversy: Its History and Meaning/Ed. D. E. Mungello. Nettetal, 1994; Tabacchi S. Tra riforma e crisi: Il «Buon Governo» delle Comunità dello Stato della Chiesa durante il pontificato di Clemente XI//Papes et papauté au XVIII siècle.

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

и Феодосия Киево-Печерскаго, общих житий начальника, в Дальних пещерах почивающаго (†1074) и преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих: Варлаама игумена (†1065) Иеремии прозорливаго (†ок. 1070) Дамиана пресвитера, целебника (†1071) Матфея прозорливаго (†ок. 1085) Никона игумена (†1088) Исаакия затворника (†1090) Иоанна игумена (†1092) дванадесяти греков, здателей великия церкве Киево-Печерския обители (XI) Агапита, врача безмезднаго (†ок. 1095) Иоанна (†до 1088) и сына его Захарии (†после 1098) Марка гробокопателя (XI †XII) Феофила слезоточиваго (XI †XII) Иоанна богоугодника (XI †XII) Феофила другаго (XI †XII) Феодосия другаго (XI †XII) Иоанна другаго (XI †XII) Прохора чудотворца, лебедника (†1107) Пимена многоболезненнаго (†1110) Алипия иконописца (†1114) Григория иконописца (XII) Никона сухаго (нач. XII) Нестора летописца (†ок. 1114) Пимена постника (†после 1114) Исаии чудотворца (†1115) Спиридона просфорника (†ок. 1141) Никодима просфорника (†ок. 1141) Николы святоши, князя Черниговскаго (†1143) Онисифора исповедника (†1148) Иоанна многострадальнаго (†1160) Еразма черноризца (†ок. 1160) Афанасия затворника (†ок. 1176) Поликарпа архимандрита (†1182) Илии муромца (†ок. 1188) Арефы затворника (†не позже 1190) Тита иеромонаха (†1190) Сильвестра чудотворца (XII) Нектария послушливаго (XII) Иоанна постника (XII) Макария постника (XII) Феофана постника (XII) Анатолия затворника (XII) Авраамия затворника (XII †XIII) Онуфрия молчаливаго (XII †XIII) Саввы богоугодника (XIII) Авраамия трудолюбиваго (XIII) Елладия затворника (XII †XIII) Луки иконома (XIII) Сергия послушливаго (XIII) Сисоя затворника (XIII) Феофила затворника (XIII) Онисима затворника (XII †XIII) Алексия затворника (XIII) тридесяти отец мироточивых глав Ефрема пресвитера (XIII) Евстафия златаря (XIII) Иеронима затворника (XIII) Меладия старца (XIII) Пергия старца (XIII) Павла чудеснопослушливаго (XIII) Мелетия иерея (XIII) Серапиона иерея (XIII) Филарета иерея (XIII) Азарии постника Вассиана

http://pravoslavie.ru/2368.html

– Сборник «Пандектий» Антиоха (из Галатии) – своеобразный справочник по вопросам христианской морали (о добродетелях и пороках), в X веке переведен в Болгарии, в XI веке стал известен на Руси. На «Пандектии» основано послание Иакова Черноризца, князю Димитрию Борисовичу. Древнерусские сочинения против пьянства опирались на «Пандектий». – «Стословец» Геннадия, патриарха Константинопольского (ум. 471 г.) – переведен в Болгарии, состоит из 100 глав. – С XII века распространен сборник «Златоструй» содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста . Составлен болгарским царем Симеоном (IX – X вв.). – В XIIXIII вв. – сборник «Пчела», цитируется Василий Великий , Иоанн Златоуст , Гигорий Нисский, Ефрем Сирин . – Никон Черногорец (XI в.) составляет свои «Пандекты» – выписки из творений святых отцов, и «Тактион» – византийская компиляция (дисциплинарные вопросы) – XIII век. – Сборник «Паренесис» – увещательные слова Ефрема Сирина к монахам (XII века). Его «слова» в разных древнерусских сборниках: «Слово о кончине мира», «Слово о злых женах». – В XIV веке появляется «Измарагд» – о христианской морали. В нем использованы сочинения Серапиона Владимирского , есть реакция Церкви на ересь стригольников. – В южнославянской письменности была известна: «Златая цепь» – энциклопедия. – В стиле «Зерцала» – византийский учебник – наставления правителю, написаны «Поучения» Агапитом. – В этом же стиле написана «Диоптра» Филиппа Манотропа – сведения о человеке из писания и Отцов. Эти сборники помогали возрастать христианину духовно, кратко и четко объясняя суть спасения. Были и оригинальные сочинения. I. 1) Толковая псалтирь – XI век: 2) Толковая псалтирь, принадлежащая Чудову монастырю XIXII веков. II. Церковные поучения: 1) 13 слов Григория Богослова . 2) Слова Иоанна златоуста , Фотия, Епифания Кипрского . 3) «Златоструй» – 136 слов Иоанна Златоуста . 4) 4 слова Климента Словенского (ум. 916 г.). III. Сочинения о вере и нравственности: 1) Точное изложение Православной веры Иоанна Дамаскина (XI век). 2) «Пандекты» Антиоха, игумена обители святого Саввы (XI в.). 3) «Лествица» Иоанна Лествечника (XII века). 4) «Слово и сказание Ипполита об антихристе» (XI век). 5) «Слово о лживых учителях» (XIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Так, в составе клейм иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ) присутствуют «Моление и жертвоприношение Захарии в Иерусалимском храме», «Благовестие Захарии», «Немотствующий Захария», «Целование Захарии и Елисаветы» и примыкающая к ним «Встреча Марии и Елисаветы». Самое большое количество сцен представлено в иллюстрированном Житии И. П. в т. н. Егоровском сборнике: теме «Зачатие св. Иоанна Предтечи» посвящено 25 миниатюр (Там же). В XVI в. на Руси иконография «Зачатие св. Иоанна Предтечи» претерпевала изменения. Популярность приобрела сцена «Целование Захарии и Елисаветы», в древнюю визант. композицию которой было включено изображение ложа - бытовой детали, переводящей идею встречи, приветствия (по-славянски «целования») к значению собственно зачатия. Судя по составу сцен житийных циклов И. П. XVI - 1-й пол. XVII в., именно «Целование Захарии и Елисаветы» понималось в эту эпоху как изображение момента зачатия И. П. Праздничные иконы «Зачатие св. Иоанна Предтечи» в этот период также создавались по иконографии «Целования», напр. икона из Ипатиевского мон-ря (кон. XVI в.). Композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» впервые зафиксирована на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), а также на миниатюрах 2-й пол.- кон. XI в.: из Минология (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.); из Четвероевангелия (Paris. gr. 74. Fol. 106v, 2-я пол. XI в.; Bodl. Clark. 10. Fol. 78r, 4-я четв. XI в.); из Лекционария (Ath. Dionys. 587. Fol. 154v, 3-я четв. XI в.); из Минология (Paris. gr. 1528. Fol. 197r, XII в.); из Четвероевангелия (Ath. Vatop. 975. Fol. 120v, кон. XI в.; Vat. Palat. gr. 189. Fol. 152r, XI в.). В средне- и поздневизантийскую эпоху изображение «Рождества св. Иоанна Предтечи» стало центральным в цикле детства И. П. (свод визант. памятников с изображением «Рождества св. Иоанна Предтечи» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 48). Основа композиции - изображение ложа с возлежащей прав. Елисаветой - восходит к иконографии «Рождества», заимствованной христианами из античных типологических циклов в эпоху поздней античности ( Grabar A.

http://pravenc.ru/text/471450.html

1) Минский Петропавловский, мужской и женский (см. Собр. древ. акт. Минской губ. 51, 62, 64. 69 и 70), 2) Брагино-Селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Вишневецким, 3) Слуцкий Троицкий (см. Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 455), 4) Купятицкий Богородичный, в Пинском округе (Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XV и Макарий, Ист. рус. цер. т. XI стр. 375), 5) Сурдегский, в Ковенской губ. (Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, 517), 6) Грозовский, основанный в 1639 г. Володневичем, в Минской губ., Слуцкого уезда (см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XIX и т. II, стр. 67). Виленскому монастырю подведомы были две Трокские церкви (Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 373). См. жалобу игумена св. Духовского монастыря об отнятии большинства этих монастырей униатами во второй половине XVIII века; Вилен. Арх. Сб., т. XI, стр. 125, 172. 483 А. З. Р. т IV, 217. А в 1619 году св. Духовское братство писало во Львов: «толико смирихомся, яко едва тень лепоты и величества широко-владнаго рода российскаго и благочестия его оста нам»: Васильевский, Очер. ист. Вильны, 79, VI, 22. 484 В настоящее время нет и следа Евьенского монастыря: на месте его находится позднейшей постройки приходская Успенская церковь , а там, где была типография, стоит дом местного ксёндза, на огороде которого нередко попадаются в земле оловянные буквы древней книгопечатани; см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XVI. См. также о книгах, напечатанных в Евье, – «Перечень зап. рус. старопечати в Памят. стар. запад. губ». Батюшкова, вып. VI, стр. 171. 485 В Евьи напечатаны: – книги св. писания: 1) Книга Нового Завета с псалмами царя Давида (1611 г.); 2) Евангелие учительное, перев. с греч. и слав. языков на простонародный (1616 г.); – богослужебные книги: 1) Часослов (Орологион, 1612 г.); – религ. нравств. книги: 1) Диоптра, албо зерцало, перев. с греч. и латин. яз. иеродьяк. Виталион (1612 г.), 2) Цветы молитв (1613 г.), 3) Казанье двое (проповеди) архим. Леонтия Карповича (1615 г.), 4) Изображение иноческого общего жития (устав св. Дух. монаст., начертанный Леонтием Карповичем. 1618 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1122-1148), в оратории Сан-Томе (Сан-Томмазо-ин-Лемине) в Альменно-Сан-Бартоломео близ Бергамо (рубеж XI и XII вв.) и др. Приемы оформления стен центрических памятников схожи с теми, к-рые применялись в больших базиликах. Чаще всего стены декорированы фризом из арочек, а окна сужаются со сторон интерьера и экстерьера к середине стены: напр., баптистерии в Альяте близ Карате-Брианца, к северу от Монцы (кон. Х в.?), и в Арсаго-Сеприо близ Варесе (сер. XII в.). Иногда глубина арочек увеличена введением скошенного поля внутри их (баптистерий в Биелле в Пьемонте, XI в.,- тетраконх с 8-гранным барабаном), аналогично тому, как это делается под карликовыми аркатурами нек-рых ломбардских построек. В баптистерии Сан-Джованни в Виголо-Маркезе (близ Кастель-Аркуато, к югу от Пьяченцы; нач. XI в.?) нижний ярус оформлен глубокими арками. В Ломбардии использовался также мотив вертикальных тяг и аналогичный фриз из арочек: капелла Санта-Кроче при соборе Санта-Мария-Маджоре в Бергамо (тетраконх, 1-я пол. XI в.), ротонда Сан-Лоренцо в Мантуе (посл. четв. XI в.- построен по образцу храма Гроба Господня), завершение собора Санта-Мария-Ассунта в Брешиа (Дуомо-Веккьо или Ротонда, кон. XI - сер. XII в.). Ротондальная капелла Сан-Гальгано на холме Монте-Сьепи, к югу от Сиены (ок. 1180), украшена в экстерьере и интерьере полосами кирпича и белого камня, к-рые имитируют драгоценное дихромное мраморное убранство городских церквей Тосканы. В то же время немногочисленным центрическим памятникам Венето свойственно развитие визант. форм, проявляющееся во внешней отделке окон барабана и внутренней аркатуре барабана в баптистерии Конкордии-Саджиттарии, к югу от Порденоне (рубеж XI и XII вв., триконх). Отдельную группу составляют большие, многоярусные во внешней структуре и оформленные аркадами октагональные баптистерии Ломбардии и Эмилии - в Кремоне (1167-1378) и Парме (1196 - ок. 1270), очевидно связанные с такими постройками Тосканы, как баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Церковь Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Решающим моментом формирования русской литургической традиции стало Крещение Руси в 988 г. В княжение св. равноап. Владимира († 1015) и особенно Ярослава Мудрого († 1054) на Руси были построены многочисленные церкви, переводились с греческого и переписывались книги, в крупных городах создавались школы для обучения клириков. О том, каким было рус-ское богослужение в кон. Х – сер. XI в., из-за отсутствия источников можно лишь догадывать-ся. Безусловно, оно было византийского происхождения, однако нельзя точно утверждать, какой из двух принятых в то время в К-поле богослужебных уставов – Студийского мон-ря или Вели-кой церкви Св. Софии в К-поле (песненное последование) – использовался Русской Церковью . Возможность употребления на Руси торжественного песненного последования заставляют пред-положить несколько сохранившихся древнерусских Кондакарей (напр., нач. XIII в.– РНБ. Q. п. I. 32). Элементами песненного последования можно считать и некоторые литургические чины (вход на утрене, праздничные литии и др.), сохранявшиеся в обиходе собора Св. Софии в Нов-городе в XVI в. и перешедшие оттуда в московское богослужение в XVI–XVII вв. О распростра-ненности Студийского устава уже в нач. XI в. можно заключить из летописного сообщения под 1015 г. о убиении св. кн. Бориса – св. страстотерпец пел перед смертью «заутреню», включаю-щую в себя «оксапсалмы» (шестопсалмие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утреню по Студийскому уставу. За богослужением в кон. Х – сер. XI в., возможно, использовались южнославянские переводы богослужебных книг, но уже в XI в. в Киеве был осуществлен новый перевод богослу-жебных книг с греческого – древнейшие русские Минеи кон. XI в. не соответствуют южно-славянским Минеям того времени ни по составу памятей, ни в редакциях текстов. До кон. XI в. в некоторых храмах богослужение (по крайней мере отдельные его части) совершалось по-гречески – в памятниках этого времени нередко встречаются непереведенные греческие выра-жения. Это объясняется тем, что первоначально клир Русской Церкви в значительной степени состоял из священнослужителей-греков, пользовавшихся принесенными с собой богослужеб-ными книгами. 3. XI–XIV века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Большим политическим весом обладали и Антиохийские Патриархи, в частности Агапий II (978-996) и Эмилиан (70-е гг. XI в.). Среди предстоятелей Антиохийской Церкви в эту эпоху встречались как выходцы из центральных областей Византии (греки или армяне), так и арабоязычные сиро-палестинцы. В этой связи следует упомянуть рус. предание о сир. происхождении первого митр. Киевского свт. Михаила (кон. Х в.). Хотя большинство Патриархов избиралось при участии императора и получало поставление в К-поле, они вели себя достаточно независимо по отношению к К-польскому Патриарху. Наиболее известный пример такого рода - позиция Петра III , занятая им в конфликте между Римской и К-польской Церквами, приведшем к расколу 1054 г. Патриарх Петр III не смог избежать участия в этом споре. Согласившись с тем, что Зап. Церковь допустила ряд богословских и литургических нарушений, он призвал к внимательному и сдержанному отношению с Западом в надежде на то, что со временем Рим вернется к полному единству с Православием. Интерполяцию «Filioque» в Символ веры он считал «злом и даже худшим из зол». Однако вместо отлучения папы Петр написал Патриарху К-польскому Михаилу I Кируларию , что православным «следует скорее быть благодарными Богу за то, что наши западные братья-варвары еще веруют в Святую Троицу». В кон. X-XI в. Антиохия была крупным центром христ. культуры, как грекоязычной, так и араб. В окрестностях города процветали мон-ри, где подвизались монахи греч., груз., араб., арм. происхождения, разворачивалась активная лит. деятельность. Самым заметным из визант. писателей этой среды был прп. Никон Черногорец , церковный писатель 2-й пол. XI в. Нек-рые Антиохийские Патриархи ( Феодор III , Петр III) известны своими богословскими трудами. В XI в. в Антиохию переместился из Юж. Палестины центр правосл. арабоязычной культуры. В Антиохии историк Яхья Антиохийский († после 1034) продолжил хронику Александрийского Патриарха Евтихия ; здесь же работал корифей тогдашней медицинской науки багдадец Ибн Бутлан († 60-е гг. XI в.); иером. Михаил Антиохийский написал в 1085 г. первое житие св. Иоанна Дамаскина, сразу же переведенное на неск. языков. Важной вехой в развитии арабо-христ. богословия было составление диак. Абдаллахом ибн аль-Фадлом Антиохийским в сер. XI в. первой полной араб. редакции Библии. Несмотря на то что мелькитская культура с сер. Х в. вновь стала испытывать сильное греч. влияние, она не теряла своей вост. самобытности, поддерживала тесные связи с остальным араб. миром. Иерусалим и Александрия были для антиохийских мелькитов X-XI вв. в культурном и духовном плане ближе, чем К-поль и тем более Рим.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010