Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile/Ed. and trans. by P. Allen and B. Neil. Oxford, 2002. Meyendorff J. F. Imperial Unity and Christian Divisions. New-York, 1989. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents Edited by Pauline Allen. Oxford, 2009. Прп. Максим Исповедник . Полемика с моноэнергизмом и монофелитством Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. Дионисий Ареопагит . Письмо 4// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования. СПб., 2002. Сс. 777–778. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и хрис-тологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. Житие преподобного Максима и службы ему/Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова //Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Сергиев Посад, 1915. Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. I-III. СПб., 2004. Ларше Ж. – К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. Лурье В. М. (при участии Баранова В. А.) История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Максим Исповедник . Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич; предисл. Ж. – К. Ларше. СПб., 2007. Прп. Максим Исповедник и его соратники. Документы из ссылки//Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermo III) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus et synodis. 18–26)//Византийский Временник. 50, 1989. Сс. 93–105. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwartz. Strasbourg, 1914. [Переизд.: Berlin, Leipzig, 1924]. Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Lateranense a. 649 celebratum. Series 2, vol. I/Ed. R. Riedinger. Berlin, 1984. Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Universale Con-stantinopolitarum tertium. Series 2, vol. II./Ed. R. Riedinger. Berlin, 1990/1992.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Августину и деятелям Реформации ( Idem (Harnack A., von.). Dogmengeschichte. Tüb., 19226. S. 5, 38, 48, 57, 77-78, 125; Idem. 1924). Церковные историки XX в., не разделяя крайностей концепции Гарнака, соглашались с мнением, что богословие П. не было воспринято ранней Церковью (напр.: Schweitzer A. Geschichte der Paulinischen Forschung: Von der Reformation bis auf die Gegenwart. Tüb., 1911. S. V-VII, 63-65, 93, 100-101, 167, 193). В ортодоксальной традиции («раннем католицизме») якобы господствовало поверхностное, формальное отношение к личности и учению П., вызванное непониманием его идей или несогласием с ними (напр.: K ä semann. 1963). В творениях мужей апостольских нет признаков внимательного изучения сочинений П., апологеты и др. раннехрист. авторы (Папий, Гегесипп) не упоминали о нем и не ссылались на его Послания. Последователи Маркиона и гностики, напротив, проявляли особое уважение к трудам П. и изучали его наследие ( Bauer. 1934. S. 215-228; Schneemelcher. 1964; ср.: Aleith. 1937. S. 119). Тем не менее Церковь не могла осудить П., т. к. он был известен как миссионер и основатель мн. христ. общин, его Послания получили широкое распространение ( Wagenmann. 1926). Церковная рецепция П. стала возможна только благодаря интерпретации его учения в «католическом» духе, предложенной Иринеем и принятой более поздними богословами ( Bauer. 1934. S. 228-230, 234-237; Campenhausen. 1968). Включение Посланий П. в канон НЗ позволяло давать им тенденциозные толкования с опорой на ортодоксальные канонические тексты ( Schulz S. Die Mitte der Schrift: Der Frühkatholizismus im NT als Herausforderung an den Protestantismus. Stuttg.; B., 1976). Принимая эту концепцию в целом, исследователи высказывали критические замечания по поводу отдельных ее элементов. К. Аланд отметил, что мужи апостольские хорошо знали Послания П. и использовали их в своих сочинениях ( Aland. 1979). Согласно Ч. К. Барретту, далеко не все ортодоксальные авторы проявляли недоверие к образу и учению П.; напротив, многие воспринимали их позитивно, в «легендарном» раннехристианском образе апостола сохранялись нек-рые черты реальной личности П.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

§3. Biographies and Authorities for the Life of St. Ambrose. (a.) Ancient. Many of his own writings.–Life of St. Ambrose by Paulinus, 6 a deacon of the Church of Milan.–St. Augustine, Confessions, V. 23, 24; VI. 1–6; IX. 13–16; and many other passages in his writings.–St. Jerome, De Scriptoribus Ecclesiasticis, c. 134.–Rufinus, Ecclesiastical History, XI, 11, 15, 16, 18.–Socrates, Eccl. History, IV. 30; V. 11.–Sozomen, Eccl. History, VI. 24; VII. 13, 25. (b.) Modern. Baronius, Annals, a.d. 397, n. 25–35; Life of St. Ambrose in the prolegomena to the Roman Edition of his works.–The Life of St. Ambrose gathered from his own writings, in the Benedictine Edition (excellent).–Hermant, Vie de St. Ambroise, Paris, 1678.–Tillemont, Mémoires, etc., Tome X. St. Ambroise [pp. 78–386], and notes, pp. 729–770.–Ceillier, Histoire générale des Auteurs sacrés, Tome V. pp. 328 ff. Ed. 2, Paris, 1860.–Dupin, Tome ii. pp. 438–515. [This writer says that the text of St. Ambrose is more corrupt than that of any other Father. See Alzog, Patrologie, p. 296. Ed. i.]–Cave, Hist. Lit. Vol. I. 262.–Schœneman, Biblíotheca historica PP. Lat. I. 388–419.–Silbert, Leben des heiligen Ambrosius, Vienna, 1841–Baunard, Histoire de St. Ambroise, Paris, 1872 [translated into German, Freiburg, 1873].–Life of St. Ambrose, by Archdeacon Thornton, London, and other shorter sketches.–Fessler [Jungmann], Institutiones Patrologiæ, I. 655 [also Patrologies of Mœhler, Alzog, etc.]. Articles in the Freiburg Kirchen-Lexikon, the Dictionary of Christian Biography, and other encyclopædias. II. Notes on Secular and Church History During the Latter Part of the Fourth Century. After the Council of Nicæa, a.d. 325, the faith of the Catholic Church was established, but a considerable time was to elapse, and the tide of heterodoxy was to ebb and flow many times before peace should finally ensue. The “conversion” of the Emperor Constantine, though not followed, till he was dying, by baptism, led not merely to the toleration but to the protection and, as it were, the “establishment” of the Christian religion. This very naturally was followed by a large influx of worldliness into the Church, and bishops began to be time-servers and courtiers. St. Ambrose, however, was not of this number, but whether in defence of the Catholic faith, of the property of the Church, or, as in his legations to Maximus, for the protection of those in peril or anxiety who sought his aid, he braved every danger, even that of death itself.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Un canon del llamado cuarto concilio de Cartago (primera mitad del siglo V) prescribe que cum altari assistitur, semper ad Patrem dirigatur oratio. Et quicumque sibi preces aliunde describit, non eis utatur; nisi prius eas cum instructioribus fratribus contulerit. También San Agustín, lamentando la falta de corrección de muchas composiciones litúrgicas redactadas ab imperitis loquacibus, sed etiam ab haereticis compositas, exige que sean revisadas por personas competentes: multorum enim preces emendaniur cotídie , si doctioribus juerint recitatae et multa in eis reperiuntur contra catholicam fidem. Los Padres del concilio Milevitano (416) sancionaron sin más que pudieran ser usadas solamente las composiciones aprobadas por el concilio y enumeraron una serie variada de ellas: preces, vel orationes seu missae, sive praefationes, sive commendationes seu manus impositiones. El desorden eucológico que vemos en África encuentra una semejanza exacta en Italia, porque el papa Inocencio I, en la carta escrita en el 416 al obispo de Gubbio, deplora que unusquisque, non quod traditum est, sed quod sibi visum fuerit, hoc aestimat esse teneñdum; inde diversa in diversas locis vel ecclesiís, aut celebran videntur; ac fit scandalum populis... 4.° Período de las primeras colecciones: los sacraméntanos. – Para obviar los grandes inconvenientes antes enumerados, era natural que se pensase hacer una colección de libros de más garantía para la ortodoxia y corrección literaria, uniendo diversas fórmulas de ellos, incluso para la misma fiesta, de modo que el celebrante pudiese escoger a su gusto. Estas colecciones fueron precursoras inmediatas del sacramentarlo, del cual el canon del concilio Milevitano nos muestra ya el diseño. Esta es la fase última de la evolución eucológica, que ve hacer los primeros libros litúrgicos verdaderos y propios. La podemos circunscribir substancialmente al siglo V-VII, si bien fue continuada todavía durante mucho tiempo después. A esta época, en efecto, pertenecen las más antiguas noticias de compositores y compiladores de fórmulas litúrgicas: papa San León 1 (440–461), papa San Gelasio (492–496); Sidonio Apolinar, obispo de Clermont-Ferrand (470–480); San Paulino de Ñola (+ 431); Voconio, obispo africano (+ 460); Museo, obispo de Marsella (siglo V); el llamado sacramentarlo leoniano, el formulario más antiguo de la liturgia ambrosiana. San Gregorio de Tours (+ 594) alude más de una vez a los obispos editores de libelli missarum o compositores de nuevas fórmulas litúrgicas en los ratos de ocio del exilio. En confirmación, son también de este tiempo las primeras pruebas de un libellus missarum leido en el altar por el celebrante. Lo encontramos en San Agustín, y a finales del siglo V, en la bibliografía de Sidonio Apolinar, escrita por San Gregorio de Tours.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum//PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников ), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному , их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5//PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

http://pravenc.ru/text/200381.html

La crítica racionalista ha pretendido que la imposición de las manos es creación de las iglesias paulinas, en oposición a las judeocristianas. Pero la narración del episodio de Efeso hecha per San Lucas, compañero de San Pablo en sus viajes a través de las comunidades asiáticas y macedónicas, está en plena armonía con la práctica observada por Pedro y Juan con las iglesias judaizantes de Samaría. La confirmación en un principio tuvo solamente un nombre genérico, imposición de las manos, el rito por el cual se administraba, ccmún, por lo demás, a otros sacramentos. Como corona y perfeccionamiento de la regeneración espiritual del fiel en el bautismo, es llamada por Clemente Alejandrino «el don perfecto., «Esta noción, aunque sólo más tarde fue concretada en un nombre – la confirmación –, se encuentra frecuentemente en los Padres latinos. San Ambrosio observa que post ontem (baptismi) superest UT Perfectio fíat, quando ad invocationtm sacerdotis Spiritus sancius injunditur. Y en el concilio de Elvira se ordena que, cuando alguno ha sido bautizado por diáconos, episcopus eum per benedictionem (o per manus impositionem) Perficere debebit. Tratando del bautismo, hemos aludido al término σφραγις (=señal, signaculum), que indica La señal indeleble impresa por Cristo en el alma del neófito en el acto de la iniciación a La fe. En los textos más antiguos, el mismo término comprendía también la confirmación, unida siempre con el bautismo; pero más tarde, vemos que signaculum, consignatio, tiende a significar preferentemente el signum de ingreso de los bautizados en la milicia espiritual de Cristo por medio de la confirmación. De San Cipriano es esta bella afirmación: Ut (neophitae) per manus impositionem Spiritum Sanctum consequantur, et signáculo dominico consumenÍur. También San Cornelio Papa (251–53), escribiendo a Fabio de Antioquia, designa con el vocablo σφροφσηνα el conjunto de ritos que confieren el don del Espνritu Santo. Hay que recordar a este particular que los paganos usaban un signaculum, en los contratos, en los vestidos, en los soldados, en los esclavos, por medio del cual se indicaba que aquello pertenecía a alguno. En particular los esclavos llevaban sobre las propias carnes, y generalmente en la frente, la marca de su esclavitud con el signo X impreso a fuego, y por esto absolutamente indeleble. La X era la inicial del nombre de Cristo, y la figura de la cruz, símbolo de su redención. He aquí por qué la consignatio scbre la frente del fiel con la señal de la cruz, aunque de suyo de importancia secundaria, significaba la consagración total y definitiva de los nuevos fieles a Cristo. Las expresiones consignandis puerfs, ad consignandos infantes, ordo ad consignandum puerum, en los siglos IV-VII son sinónimas de confirmación. Una inscripción de Espoleto del tiempo del papa Liberio (352–366) dice: D. P. Picentiae Legitimae Neophitae die V KaL Sept. Consignare Liberio Papa...

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Диспут с Пирром//Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М., 2004. С. 227–229). Об этом же преподобный Максим говорит и позднее, во время диспута в Визии с Феодосием Вифинским, настаивая на единении всецелых Божественной и человеческой природ во Христе: «По причине единения явилось именно прохождение друг в друга (περιχρησις) природ и им присущих природных свойств» (Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. СПб., 2007. С. 189. Греч. текст: Maximus the Confessor and his Companions: Documents from Exile (Oxford Early Christian Texts)/Ed. and trans. Pauline Allen, Bronwen Neil. Oxford: University Press, 2002. P. 102). См. также: Давыденков О. , прот. Догматическое богословие: Учеб. пособ. М., 2013. С. 382–383. 28 См.: Лега В.П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: материалы 1992–1996 гг. М., 1996. С. 283. 38 См., например: Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 74–75. Чернявский А.Л. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 3. Попытка решения: богословская система Пауля Тиллиха [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4094477.html (дата обращения: 11.06.2017). 43 Кенозис – от др.-греч. κνωσις – «опустошение» (церк.-слав. «вольное истощание»). Учение о добровольном самоумалении Бога Слова через приобщение тварному бытию вплоть до страдания и смерти. Берёт своё основание в словах Писания о том, что Господь в Воплощении уничижил (κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба ( Флп.2:7 ). 46 См.: Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2005–2006. 5–6. С. 270. 56 См.: Тареев М.М. Основы христианства: В 5 т. Т. 1: Христос. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1908. С. 81. 64 См., например: Николай (Сахаров), иером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1926. P. 27. 274 Мелиоранский Б. М. Лекции по истории древнехристианских Церквей. «Странник», 1910. 6. С. 931. 275 Викентий Леринский (Vincentius Lirinensis) (ум. ок. 450) — церковный писатель, монах с острова Лерин. В сочинении «Первое предостережение, или Трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных еретических новшеств» сформулировал критерий истинности церковного предания: «во что верили повсюду, всегда, все». 276 несомненная свобода (лат.). 277 Логическая ошибка: «то же» определяется через «то же самое». 278 Число епископов (лат.). 279 St. Paulinus Nolan. Epistol. XXIII, 25//PL. LXI. C. 281. 280 См. более подробно в моих статьях: The Work of the Holy Spirit in Revelation//The Christian East. 1932. N 2. V. XIII; The Sacrament of Peutecost//The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. 1934. N 23. March. 281 Groche Robert. Pilgernde Kirche. Freiburg im Breisgau, 1938. P. 27. 282 Bulgakov Sergius. The Orthodox Church. 1955. P. 12; Zankow Stefan· Das Orthodoxe Christentum des Ostens. Berlin, 1928. P. 65; англ. пер. д–ра Лаури, 1929, с. 6 и след. 283 См.: Coster M. D. Ecclesiologie im Werden. Paderborn, 1940. 284 В английском оригинале статьи Флоровский использует латинскую кальку греческого слова «церковь». 285 Лк.12:32: «малое стадо», похоже, относится именно к «остатку», восстановленному, искупленному и вновь освященному. 286 Это слово означает «собрание народа». 287 См. Лк.6:13: « иже и назва апостолы». 288 общение, общее (греч.). 289 бытие, существо (лат.). 290 Ср.: Greg. Nyss. De oratione Dominica, 3//PG. XLIV. C. 1156–1160. 291 S. Athanas. I ad Serapep.//PG. XXVI. C. 576. 292 St.Jo. Crys. In Coloss. hom. VII//PG. LXII. C. 375. 293 St.Jo. Crys. In Ephes. hom. III//PG. LXII. C. 29. 294 St. Augustini Ιη Εν. Joannis tract, XXI, 8//PL. XXXV. C. 1568; ср.: St.Jo. Crysostom. In I Cor. hom. XXX//PG. LXI. C. 279–283. 295 St. Augustini In Ev. Ioannis tract.//PL. XXVIII. C. 1622. 296 St. Augustini In Ps. CXXVII, 3//PL. XXXVII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

W. The Triumph of Paulinism by the Mid-Third Century//Paul and the 2nd Century. 2011. P. 244-256; Holmes M. W. Paul and Polycarp//Ibid. 2011. P. 57-69; Paul and the 2nd Century/Ed. M. F. Bird, J. R. Dodson. L.; N. Y., 2011; Perrin N. Paul and the Valentinian Interpretation//Ibid. 2011. P. 126-139; Kovacs J. L. Saint Paul as Apostle of Apatheia: Stromateis VII, Chapter 14//The Seventh Book of the Stromateis: Proc. of the Colloquium on Clement of Alexandria (Olomouc, Oct. 21-23, 2010)/Ed. M. Havrda e. a. Leiden; Boston, 2012. P. 199-216; eadem. Grace and Works: Clement of Alexandria " s Response to Valentinian Exegesis of Paul//Ancient Perspectives on Paul. 2013. P. 191-210; eadem. Reading the «Divinely Inspired» Paul: Clement of Alexandria in Conversation with «Heterodox» Christians, Simple Believers, and Greek Philosophers//Clement " s Biblical Exegesis: Proc. of the II Colloquium on Clement of Alexandria (Olomouc, May 29-31, 2014)/Ed. V. Èernušková et al. Leiden; Boston, 2017. P. 325-343; Paul and the Heritage of Israel: Paul " s Claim Upon Israel " s Legacy in Luke and Acts in the Light of the Pauline Letters/Ed. D. P. Moessner et al. L.; N. Y., 2012; Ancient Perspectives on Paul/Ed. T. Nicklas e. a. Gött., 2013; Bird M. F. Paul, Tertullian, and the God of the Christians: A Response to Andrew B. McGowan//Tertullian and Paul. 2013. P. 16-20; A Companion to St. Paul in the Middle Ages/Ed. S. R. Cartwright. Leiden; Boston, 2013; Clark E. A. Status Feminae: Tertullian and the Uses of Paul//Tertullian and Paul. 2013. P. 127-155; Cooper S. Communis magister Paulus: Altercation over the Gospel in Tertullian " s «Against Marcion»//Ibid. P. 224-246; Dunn G. D. Tertullian, Paul, and the Nation of Israel//Ibid. P. 79-97; Dunn J. D. G. Tertullian and Paul on the Spirit of Profhecy//Ibid. P. 72-78; idem. «The Apostle of the Heretics»: Paul, Valentinus, and Marcion//Paul and Gnosis. Leiden; Boston, 2016. P. 107-118; Ferguson E. Tertullian, Scripture, Rule of Faith, and Paul//Tertullian and Paul.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

«Похвальное слово о жизни св. Гонората» еп. Илария имело большое значение для испан. монашества в вестгот. период (VI-VII вв.), его знал Исидор , еп. Гиспалиса (совр. Севилья). Фруктуоз , еп. Бракары (совр. Брага), просил своего друга Браулио , еп. Цезаравгусты (совр. Сарагоса), прислать ему Житие Г. В XI-XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных слов в честь др. святых. Одно из них - панегирик свт. Аниану , еп. Орлеанскому, составленный ок. 1200 г. в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (возможно, им самим). Ок. 1120 г. Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервоского , составил одну из 4 проповедей, посвященных св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из «Похвального слова...», расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана. Личность Г. оказывала воздействие на духовную жизнь средневек. Франции, в особенности Прованса. Ок. 1300 г. провансальский трубадур и леринский мон. Феро Раймон написал стихотворное «Житие св. Гонората». Поэма изобилует анахронизмами (напр., Г. появляется в обществе имп. Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, по-видимому памятника итал. происхождения XIII в. (BHL, N 3976). Ист.: BHL, N 3975-3979; CPL, N 501; ActaSS. Ian. T. 2. P. 17-26; Vita St. Caprasii//ActaSS. Iun. T. 1. P. 78-79; Hilarius Arelatensis. Vita et opuscula//PL. 50. Col. 1213-1292; Iohannes Cassianus. Collationes. Pars 2//PL. 49. Col. 843-1088; Eucherius Lugdunensis. De laude heremi. 42//PL. 50. Col. 711; Paulinus Nolanus. Ep. 51//PL. 61. Col. 417-418; Sidonius Apollinaris. Carm. 16: Eucharistum ad Faustum Reiensem episcopum, 104//PL. 58. Col. 721; Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952; Hilaire d " Arles. La vie de st. Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235); Honorat de Marseille. La vie de st. Hilaire d " Arles/Éd. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404); Гонорат Массилийский. Слово св. Илария о жизни св. Гонората, епископа Арелатского/Пер.: Д. Зайцев//Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 59-91.

http://pravenc.ru/text/166133.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010