Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum//PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников ), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному , их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5//PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Собрание сочинений святителя Амвросия Медиоланского в 7-и томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV. Часть 1 (содержание) Том IV. Часть 2 (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Содержание 1 тома ЖИТИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ О ТАИНСТВАХ О ТАЙНАХ О ПОКАЯНИИ INTRODUCTIO/ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предисловие к первому тому издания трудов святителя Амвросия Медиоланского митрополита Волоколамского Илариона Приветственное слово кардинала Анджело Сколы, архиепископа Миланского A. Р. Фокин Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского Н. А. Кулькова, Т. Л. Александрова, Г. Е. Захаров Творения святителя Амвросия Медиоланского Список сокращений Библиография VITAE/ЖИТИЯ Павлин. Житие свт. Амвросия Предисловие переводчика Д. Е. Афиногенова Paulinus. Vita Ambrosii Павлин. Житие свт. Амвросия B. Велинова. Пространное житие святого Амвросия Медиоланского в древнеславянской литературной традиции Житие свт. Амвросия на старославянском языке OPERA/ТВОРЕНИЯ Предисловие переводчика прот. А. Гриня Explanatio Symboli Объяснение Символа веры De sacramentis О таинствах Беседа первая De mysteriis О тайнах О покаянии Предисловие переводчика и редактора М. В. Герасимовой De paenitentia Liberprimus О покаянии Указатель имен и географических названий к Вступительной части и Житиям Указатели к отдельным произведениям Содержание 2 тома Т. Л. Александрова. Предисловие Библиография Список сокращений DE VIRGINIBVS/О ДЕВСТВЕННИЦАХ De uirginibus О девственницах DE VIDVIS/О ВДОВИЦАХ De uiduis О вдовицах DE VIRGINITATE/О ДЕВСТВЕ De uirginitate О девстве DE INSTITVTIONE VIRGINIS ET SANCTAE MARIAE VIRGINITATE PERPETVA/О НАСТАВЛЕНИИ ДЕВЫ И О ПРИСНОДЕВСТВЕ СВЯТОЙ МАРИИ De institutione uirginis et sanctae Mariaeuirginitate perpetua О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии EXHORTATIO VIRGINITATIS/УВЕЩАНИЕ К ДЕВСТВУ УКАЗАТЕЛИ Указатели к Предисловию Указатели к произведениям Содержание 3 тома Список сокращений Библиография DE ISAAC VEL ANIMA/ОБ ИСААКЕ ИЛИ ДУШЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

«Похвальное слово о жизни св. Гонората» еп. Илария имело большое значение для испан. монашества в вестгот. период (VI-VII вв.), его знал Исидор , еп. Гиспалиса (совр. Севилья). Фруктуоз , еп. Бракары (совр. Брага), просил своего друга Браулио , еп. Цезаравгусты (совр. Сарагоса), прислать ему Житие Г. В XI-XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных слов в честь др. святых. Одно из них - панегирик свт. Аниану , еп. Орлеанскому, составленный ок. 1200 г. в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (возможно, им самим). Ок. 1120 г. Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервоского , составил одну из 4 проповедей, посвященных св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из «Похвального слова...», расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана. Личность Г. оказывала воздействие на духовную жизнь средневек. Франции, в особенности Прованса. Ок. 1300 г. провансальский трубадур и леринский мон. Феро Раймон написал стихотворное «Житие св. Гонората». Поэма изобилует анахронизмами (напр., Г. появляется в обществе имп. Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, по-видимому памятника итал. происхождения XIII в. (BHL, N 3976). Ист.: BHL, N 3975-3979; CPL, N 501; ActaSS. Ian. T. 2. P. 17-26; Vita St. Caprasii//ActaSS. Iun. T. 1. P. 78-79; Hilarius Arelatensis. Vita et opuscula//PL. 50. Col. 1213-1292; Iohannes Cassianus. Collationes. Pars 2//PL. 49. Col. 843-1088; Eucherius Lugdunensis. De laude heremi. 42//PL. 50. Col. 711; Paulinus Nolanus. Ep. 51//PL. 61. Col. 417-418; Sidonius Apollinaris. Carm. 16: Eucharistum ad Faustum Reiensem episcopum, 104//PL. 58. Col. 721; Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952; Hilaire d " Arles. La vie de st. Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235); Honorat de Marseille. La vie de st. Hilaire d " Arles/Éd. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404); Гонорат Массилийский. Слово св. Илария о жизни св. Гонората, епископа Арелатского/Пер.: Д. Зайцев//Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 59-91.

http://pravenc.ru/text/166133.html

А. Фабрега Грау обратил внимание на то, что в большинстве Мученичеств, входящих в пассионарий, упоминается о президе Дациане. Так, в Мученичестве св. Леокадии (BHL, N 4848) сообщается, что императоры Диоклетиан и Максимиан послали Дациана в Испанию для преследования христиан. По пути Дациан предал казни множество христиан в Галлии, а в Испании казнил святых Феликса в Герунде (ныне Жирона), Кукуфата близ Барциноны (ныне Барселона), Евлалию в Барциноне, 18 мучеников в Цезаравгусте (ныне Сарагоса). Затем он прибыл в Комплут и в числе мн. др. христиан предал смерти И. и П. Фабрега Грау предположил, что Мученичества этих святых восходят к общему источнику («Passio de communi»), составленному на рубеже VI и VII вв. По мнению исследователя, в тексте сообщалось о путешествии Дациана и перечислялись имена казненных по его указанию мучеников. В 1-й пол. VII в. на основе «Passio de communi» были составлены Мученичества местночтимых святых, к-рые отличались шаблонной структурой и широким использованием агиографических топосов. Болландист Б. де Геффье внес в эту гипотезу ряд поправок, среди прочего отметив, что образ презида Дациана как главного преследователя христиан был заимствован из Мученичества Викентия ( Gaiffier B., de. «Sub Daciano praeside»: Étude sur quelques passions espagnoles//AnBoll. 1954. T. 72. P. 378-396). Содержание Мученичества И. и П. кратко изложено в раннесредневек. гимне в честь святых (инципит: O Dei perenne uerbum; AHMA. T. 27. N 146). В XIII в. переработка Мученичества была выполнена доминиканцем Родриго из Серрато ( Vives Castell. 1948). Собор мучеников Иуста и Пастора в Нарбоне. Кон. XIII в.— 1801 г. Собор мучеников Иуста и Пастора в Нарбоне. Кон. XIII в.— 1801 г. В 393 г. Меропий Павлин (впосл. епископ Ноланский) похоронил своего умершего в младенчестве сына Цельса близ Комплута, в усыпальнице мучеников, имен к-рых он не упоминает ( Paul. Nol. Carm. 31. 605-610; Trout D. E. Paulinus of Nola: Life, Letters, and Poems. Berkeley, 1999. P. 84-85, 102). В нач.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

§3. Biographies and Authorities for the Life of St. Ambrose. (a.) Ancient. Many of his own writings.–Life of St. Ambrose by Paulinus, 6 a deacon of the Church of Milan.–St. Augustine, Confessions, V. 23, 24; VI. 1–6; IX. 13–16; and many other passages in his writings.–St. Jerome, De Scriptoribus Ecclesiasticis, c. 134.–Rufinus, Ecclesiastical History, XI, 11, 15, 16, 18.–Socrates, Eccl. History, IV. 30; V. 11.–Sozomen, Eccl. History, VI. 24; VII. 13, 25. (b.) Modern. Baronius, Annals, a.d. 397, n. 25–35; Life of St. Ambrose in the prolegomena to the Roman Edition of his works.–The Life of St. Ambrose gathered from his own writings, in the Benedictine Edition (excellent).–Hermant, Vie de St. Ambroise, Paris, 1678.–Tillemont, Mémoires, etc., Tome X. St. Ambroise [pp. 78–386], and notes, pp. 729–770.–Ceillier, Histoire générale des Auteurs sacrés, Tome V. pp. 328 ff. Ed. 2, Paris, 1860.–Dupin, Tome ii. pp. 438–515. [This writer says that the text of St. Ambrose is more corrupt than that of any other Father. See Alzog, Patrologie, p. 296. Ed. i.]–Cave, Hist. Lit. Vol. I. 262.–Schœneman, Biblíotheca historica PP. Lat. I. 388–419.–Silbert, Leben des heiligen Ambrosius, Vienna, 1841–Baunard, Histoire de St. Ambroise, Paris, 1872 [translated into German, Freiburg, 1873].–Life of St. Ambrose, by Archdeacon Thornton, London, and other shorter sketches.–Fessler [Jungmann], Institutiones Patrologiæ, I. 655 [also Patrologies of Mœhler, Alzog, etc.]. Articles in the Freiburg Kirchen-Lexikon, the Dictionary of Christian Biography, and other encyclopædias. II. Notes on Secular and Church History During the Latter Part of the Fourth Century. After the Council of Nicæa, a.d. 325, the faith of the Catholic Church was established, but a considerable time was to elapse, and the tide of heterodoxy was to ebb and flow many times before peace should finally ensue. The “conversion” of the Emperor Constantine, though not followed, till he was dying, by baptism, led not merely to the toleration but to the protection and, as it were, the “establishment” of the Christian religion. This very naturally was followed by a large influx of worldliness into the Church, and bishops began to be time-servers and courtiers. St. Ambrose, however, was not of this number, but whether in defence of the Catholic faith, of the property of the Church, or, as in his legations to Maximus, for the protection of those in peril or anxiety who sought his aid, he braved every danger, even that of death itself.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Житие свт. Амвросия, составленное П., было хорошо известно в Зап. Европе: сохранилось более 100 его списков (самые ранние датируются кон. VIII - 1-й пол. IX в.: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 552 и Paris. lat. 1771). В нек-рых списках автором ошибочно назван (возможно, под влиянием Исидора Севильского) свт. Павлин Ноланский. В кон. VII в. св. Альдхельм в прозаической и стихотворной версиях «Трактата о девстве» (BHL, N 380-381) пересказал историю о том, как в рот младенцу Амвросию влетали и изо рта вылетали пчелы, что, согласно П., служило предзнаменованием красноречия и лит. таланта святителя. Во 2-й пол. IX в. Житие свт. Амвросия стало важным источником написанного неизвестным каролингским автором по заказу одного из архиепископов Милана соч. «О житии и заслугах св. Амвросия» (BHL, N 377d; см.: Vocino. 2015). На произведении П. основаны и позднейшие средневек. агиографические тексты о свт. Амвросии (BHL, N 378-379d). В IX в. Житие послужило основой для заметки о свт. Амвросии в Древнеанглийском Мартирологе (The Old English Martyrology/Ed. C. Rauer. Camb., 2013. P. 251). Не позже Х в. Житие свт. Амвросия было переведено на греч. язык (BHG, N 67; подробнее см.: McClure. 1972). Этот перевод сохранился в 2 списках XI в. Вместе с тем, вероятно, во 2-й пол. IX в. анонимный греч. автор, незнакомый с сочинением П., написал Житие свт. Амвросия на основе «Церковной истории» Феодорита, еп. Кирского (BHG, N 68; см.: Pasini. 1983), позднее переработанное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 69). Существовал также комбинированный текст, сочетавший материал из начальной части перевода Жития авторства П. и анонимного дометафрастовского Жития. С такого комбинированного списка был сделан (возможно, в Первом Болгарском царстве на рубеже IX и X вв.) слав. перевод, сохранившийся в пространной и краткой редакциях (см.: Велинова. 2012). Др. сочинение П.- «Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus); оно сохранилось в составе «Collectio Avellana» (VI в.).

http://pravenc.ru/text/2756923.html

323 Zosimus. Historia nova IV, 41//CSHB. Bonnae, 1837. P. 224; Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica V, 19, Sirmondi. T. 3. P. 1053–1055. 324 Рассматриваемое событие совершилось уже после антиохийского восстания (Ambrosias Mcdiolanensis. Epistula 40, 32, PL 16:1112). Но, по свидетельству Павлина, весьма незадолго перед этим был низложен Максим: в данный момент Феодосий находится уже в Медиолане, а Амвросий ещё не успел возвратиться из Аквилеи, куда он бежал при вести о приближении Максима (Paulinus Mcdiolanensis. Vita sancti Ambrosii, 22, PL 14:34). Затем, это было уже после известного нападения в 383 г. (Ihm М. Op. cit. S. 9–10) константинопольских ариан на дом православного патриарха Нектария (Ambrosius Mediohwensis. Epistula 40, 13, PL 16:1106). 325 Paulinus Mediolanensis. Vita sancti Ambrosii, 22, PL 14, 34; Ambrosius Mediolanensis. Epistula 40, PL 16, 1101. 329 Sed neque imperiale est libertatem dicendi denegare, neque sacerdotale, quod sentias, non dicere [Но не может ни император отрицать свободу слова, ни епископ не говорить то, что думает] (Ambrosius Mediolanensis. Epistula 40, 2, PL 16:1101). 330 In causa vero Dei quern audies, si sacerdotem non audias, cujus majore peccatur periculo? [...в деле же божественном, кого ты послушаешь, если не слушаешь священника, и что больше этого греха?] (Ibid., 4, PL 16:1103). 333 In causa vero Dei quem audies, si sacerdotem non audias, cujus majore peccatur periculo? [...в деле же божественном, кого ты послушаешь, если не слушаешь священника, и что больше этого греха?] (Ibid., 15, PL 16:1107). 340 Церковный историк Созомен относит рассматриваемое событие ко времени низложения Евгения, следовательно, не ранее 394 г. (Sozomenus. Historia ecclesiastica VII, 25, PG 67:1493). Если имя Евгения нельзя объяснить только порчей первоначального текста истории, то здесь мы имеем одну из многочисленных исторических ошибок Созомена . Не говорим о том, что в этот момент и Амвросия не могло быть в Медиолане, а тем более не мог бы составиться тот собор по вопросам внутренней церковной жизни, какой, как мы уже видели, в год фессалоникийского восстания заседал в Медиолане (Ambrosius Mediolanensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

PHYTRAKIS, A., Relics and Tombs of the Martyrs in the First Three Centuries (in Greek), 1955. ________Reactions Against the Veneration of Saints in the Ancient Church and their Causes, 1956. PLÖCHL, W., Geschichte des Kirchenrechts, I, 1953. QUASTEN, J., Patrology, I–III, 1950–1960. ________Monumenta Eucharistica et Liturgica Vetustissima, 1935–1937. RAWLINSON, A.D.J., “Corpus Christi” in Mysterium Christi (ed. G.A.Bell and A.Deissmann), 1930, p.225ff. RICHARDSON, C.C., “The Church in Ignatius of Antioch” in Journal of Religion, 17 (1937), pp.428–443. ROBINSON, J.A.T., The Body, 1952. ROBINSON WHEELER, H., The Hebrew Conception of Corporate Personality (Werden und Wesen des A.T.Wissenschaft), 1936. ROMANIDES, J., The Ecclesiology of St.Ignatius of Antioch, 1956. ________The Original Sin (in Greek), 1957. ROUGET, P., Amen: Acclamation du Peuple Sacerdotal, 1947. RUCH, C., “La Messe d’après la sainte Écriture” in D.T.C., X, p.795ff. SCHMAUS, M., Katholische Dogmatik, III/1, 1958. SCHMEMANN, A., “Theology and Eucharist” (in Greek) in Theology, Truth and Life (ed.Zoi Brotherhood), 1962. ________“Towards a Theology of Councils” in St.Vladimir’s Seminary Quarterly, 6 (1962), pp.170–184. ________“Unity, Division, Reunion in the Light of Orthodox Ecclesiology” in Theologia, 22 (1951), p.242ff. SCHMIDT, K.L., “Εκκλησια” in T.W.N.T., III, pp.573–595. SCHNACKENBURG, R., Die Kirche im Neuen Testament, 1961. SCHNEIDER,C., Geistesgeschichte des Christentums, I, 1954. SCHNEIDER, J. Die Einheit der Kirche nach N.T., 1936. SCHÜRER, E., Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, III, 1920. SCHWEITZER, A., Geschichte der Paulinischen Forschung, 1911. SCHWEIZER, E., “ΣΩΜΑ” in T.W.N.T., VII, p.1024f. ________“Der Menschensohn” in Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, 50 (1959), pp.185–209. ________“Die Kirche als Leib Christi in den Paulinischen Antilegomena” in Theolog. Literaturzeitung (1961), pp.241–246. ________Gemeinde und Gemeindenordnung im N.T., 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

111 Некоторые из исчисленных свойств признаваемы были необходимыми для духовника соборами Отцов Церкви, – напр. собором Кипрским, бывшим в 1260 году. (Leon. Allat. de Eccl. occid. et orient, consens. pag. 1309. 1). Нравственные качества указываются в нашем требнике в предисловии к чину исповеди. 113 См. Августин in Enchir. с. XVII. tom. XI. pag. 598. – Собор Лаодикийский запрещает даже вход в Православный храм еретику. 115 Согрешающим – μαρτνoντων. " Aμαρτνειν здесь тоже что к 28 ст. ϑετειν, или в III гл. ст. 12 ποςναι, VI, 5 παραππτειν – отвергаться, отпадать. Речь идет о Иудеях, которые, приняв Христианство , снова отступали от него к Иудейству (см. ст. 23, 25,29). 118 Cyprian. Epist. Ad Antonianum de Corn. Et Nautiano 55.Oper. Cypr.edit.Braueri (an.1620) pag. 107. 121 De paenit. lib. 1. cap. XVI. §. 8. pag, 522. ch. paen. 1. 11. p. 535. Augustini Sermo 352. de paen. t. VII. Pag. 137 Бинтерим, следуя указанию Блаж. Иеронима (Hieron. Ер. ad Ocean) и Папы Инокентия 1-го (Ер 1. ad decent, с. VII) обыкновенным днем разрешения в Церкви первенствующей полагает Вел. четверток см. Die Denkwurdigkeiten. der Christ. Katolishen Kindle von. Binterim. 13. V. t. 3. pag. 179. 198. и сл. В Церквах Восточных и Церкви Миланской таким днем был великий пяток Ambros. Epist. 33 ad Manallin – sororem. сопс. Chalced. v. 143 О тайной исповеди объясняет сие место Экумений, Бароний, Беллармин, а Walentia, a Lapide и многие другие. 145 Точно так и крещение Иоанново, которое было крещением Покаяния, сопровождалось наставлением Крестителя. 155 Напр. по правилам Василия Вел. на убийцу налагалась эпитимия двадцатилетняя (пр. 55), обличенный во грехе прелюбодеяния должен был нести эпитимию 15-ть лет (пр. 58), и под. 169 Dionys. Alexandr. apud. Euseb. H. Ec. lib. VII. c. 20. Так же рассказывается о Некоем Серапионе, который, находясь в болезни, просил позвать к нему одного из Пресвитеров. Lib. VI. cap. 14. Origan. Нот. 2. in Psal. 37. 172 Socr. Hist. Eccl. lib. V. cap. 19. Sozom. Hist. Ec. lib. VII. c. 16. Иногда должность духовника принимали на себя и самые Еипскопы (Это известно о Св. Амвросии. Paulin in vita Ambros).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010