В этом отношении предопределение говорит единственно о том, что есть в мире греховное человечество, не окончательно погибшее и потому удостаиваемое божественного милосердия. Распространять же его на частных личностей было бы неестественно, потому что предопределенный для милости субъект был бы заслуживающим помилования, чем уничтожается все отличие последнего, где вся роль человеческая сводится к покорному и благоговейному усвоению, которая опять утверждает известную человеческую свободность. Тогда выходит, что и в фактическом проявлении предопределение обнимается именно помилованием не захватывает самых помилованных, ибо бытие их не соответствует величию помилования и не могло вызываться им. 3 O. Pfleiderer, Der Panlinismus S. (27–28). “Zur paulinischen Prädestinationslechre, die ubrigens im pharisäischen Determinismus ihre Wurzeinhat, bieten die Stellen Sap. 15, 7 und 12, 10 ff. so auffallende Parallelen, dass wir an direkte Aulehnung denken müssen”. 4 Ср. и Rev. Prof. William Sanday and Rev. Arthur C. Headlam, A Commentary on the Epistle to the Romans, p. 268. 5 Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II, S. 167:”Kann aber hier die Entlehnung nicht zweifelhaft sein, so ist an einem der hervorragendsten Höhepunkte der paulin. Gedankenwelt die hellenistische Proveninz derselben erwiesen und darf daraus eine Bestätigung fur unsere Beurtheilung des Paulinismus uberhaupt eutnommen warden” 6 Dr. August Wunsche, Der lebensfreudige Jesus der sinoptischen Evangelien im Gegensatze zum leydenden Messias der Kirche (Lpzg 1876), S VII-VIII. 11 O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 283 Anm­I (Berlin 1902), S. 311 Anm: “Seine (des Paulus) Prädestinationslehre ist, ebenso wie seine Gesetzeslehre, nichts anders als ein ins Gegentheil umgeschlagener Pharisäismus”. Der Paulismus, S.267 Anm: “Seine Prädestinationslehre ist, wie im Grunde auch seine Gesetzeslehre, die in’s Gegentheil umgeschlagene, autijudaistisch gewendete Theologie des Pharisäismus. 16 J. Fr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1199 Ср. S. Мипк – В. Beer, Philosophie und philosophische Schriftsteller der Jnden, S. 5. 12. 52. Br. F. Wesmcomm, An Introduction to the Study of the Gospels, London 1888, p. 148. Dr. S. A. Hirsch, Jewish Philosophy of Religion and Samson Raphael Hirsch в «The Jewish Quarterly Review» II, 2 (January, 1890), p. 114–115. 1202 Полагаем, что в этом же смысле нужно понимать и обычно таинственную фразу Вл. С. Соловьева (в предисловии к вышеназванной статье барона Гинцбурга : «Вопросы философии и психологии:» VII, 3, стрн. 278): «Эта (каббалистическая) идея человека, как абсолютной и всемирной (?) формы, ...есть подлинная библейская (?!) истина, переданная христианскому миру апостолом Павлом». 1203 О чтении этого стиха – с удержанием термина Κριος, далеко не безразличного для мысли, – см. у John Will. Burgon, The Causes of the Corruption of the Traditional Text, p. 218–223. 1204 O. Pfleiderer, Das Urchristenthum, S. 213. H. J. Holtzmann, Neutestamentl. Theologie II, S. 77. A. H. Franke в «Studien und Kritiken» 1887, I, S. 340. Cp. выше к прим. 1149. 1150. 1205 См. однако С. F. Nösgen, Geschichte der neutestamentlichen Offenbarung II, S. 257. Нужно заметить и твердо помнить, что и в зогарических представлениях небесный Адам считался (хронологически) позднейшим (F. Nork, Rabbinische Quellen, S. 264), почему для сохранения идеи прототипичности допускали даже тройственного Адама: ibid., 1. cit. n. S. XCII; cp. Chr. Schoettgenii, Horae hebraicae et talmudicae I, p. 671. 1206 Der Mensch aus dem Himmel. Ein Beitrag zum Veständniss der paulinischen Christologie von Prof. W. Lutgert в сборнике «Greifswalder Studien. Teologische Abhandlungen Hermann Cremer zum 25jährigen Proffessorenjubiläum dargebracht». Gütersloh 1895. S. 209–228. 1207 Книга Юбилеев 26:18 у о. А. В. Смирнова, стрн. 134=R. H. Charles: «The Jewish Quarterly Review» VI, 24 (July, 1894), p. 733, и The Ethiopic Version of the Hebrew Book of Jubilees, p. 96. 97. 1208 Cp. Aug. Wünsche: Neue Beiträge zur Erläuterung der Evangelien, S. 249–250; Dev Babylonische Talmud II, 3 (Lpzg 1889), S. 206–207.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Евстафия, и умер около 388 года [между 336 и 391 гг. – Cavallera, 267–268, note 1. Socr. V, 15, Soz. VII, 15]. Мы не имеем сведений о том, что он умер в очень преклонном возрасте. Следовательно, вся вероятность за то, что около 330 года он был еще совсем молодым человеком. Можно ли поэтому допустить, что к этому времени он успел возбудить против себя такую ненависть евсевиан, что они постарались его низложить, и в 342 году общение с ним ставили чуть ли н в главную вину самому Осию? Мало того: и самый факт хиротонии Павлина и вообще все, что мы знаем о нем, как епископе, хотя и непризнаваемом на востоке, однако, уважаемом настолько, что даже сам император Валент оставлял его в покое, плохо мирится с предположением, что этот Павлин, еще будучи пресвитером обвинен был в занятиях волшебством и за это низложен. Но – самое главное: Paulinus olim Daciae episcopus послания восточных сердикских отцов уже потому одному не есть Павлин пресвитер антиохийский, что «вода естественно течет с горы, а не в гору», что превращение подлинного «Antiochiae» в наличное «Daciae» столь же неправдоподобно, как, наоборот, вполне естественно обратное явление. Ср. выше, часть V – Ссылка С. Л. Епифановича на факт, что «пресвитер Павлин» был «другом Киматия, участвовавшего впоследствии в его хиротонии» – не доказывает ничего. То верно, что в послании «филиппопольских» отцов Осию ставится в вину его общение не только с Павлином, но и с «Евстасием» [Eustasio=св. Евстафием] и «Квиматием» (Quimatio); и нет повода сомневаться, что латинское Quimatio есть передача греческого Κυματω [ср.. напр., Κυντιλιανς=Quintilianus]. Но отсюда еще не следует, что этот Quimatius и есть тот самый Киматий, епископ палтский в Килисирии, который принимал участие в хиротонии пресвитера Павлина, хотя это допускает не только С. А. Епифанович, но даже и Швартц (Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius VIII, S. 406, Anm. 3). Дело в том, что по крайней мере наличный текст фрагментов Илария говорит за то, что этого «Квиматия», как и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

11 Seelen, De poes. Christ. 1754. § 111. Thierfelder, De Christian. psalmis et hymnis. 1868 p. 15. Еще византийский грамматик Tricha (не позже XII века) объяснял правила греческого стихосложения примерами христианских песнопений. Westphal, Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1867. Т. 1 p. 192. 13 Angelo М. Quirino, Episc. Brixiensi, Cardin. Bibliothecario apostolico- Fran. Tustinus et Prosp. Tassinus, Rhotomag. presbyteri et monachi. Paris. 1754. p. 16. См. Cardin. Pitra, Hymnographie de 1’ Eglise grecque. Rome. 1867. P- 7. 8. 14 Увещ. к эллинам, гл. 38. В подлиннике вместо «истина» сказано: Сивилла, о которой выше (гл. 37) св. отец сказал, что она, когда говорить истину, то не употребляет метрического ритма. 17 Варианты их см. у Бунзена Hippol. В. 2. р. 92–98. 1853. и у Даниеля, Thesaur. hymnolog. Т. II, р. 267 и д. 1855. Герберт говорить: Hymni ecclesiastici antiquiores, qui supersunt, metro adstricti haud erant. De cant. et mus. sac. L 1. с. IV. p. 200. Edit. 1774. 18 IIз них одно: φς ελαρν больше всех подвергалось метрическому разложению; но все усилия определить его метр доселе остались тщетными. Thierfel. ук. соч. p. 33. 22 Tertul. de carne Christ. с. 17 и 20. De Spect. с. 29. Ad uxor. II, 6. О Непоте у Евсевия Н. Е. VII, 24. Евсевий (II, 17) говорит о терапевтах, что у них были песнопения, написанные рифмами и метрами. Это, между прочим, и побуждает сомневаться в их христианстве пли по крайней мере православии. Филон (de vit Contem. XV) говорит тоже об иудейской секте ессеях, хотя Евсевий сравнивает их в некоторых отношениях с христианами. 23 Sozom. Н. Е. III, 16 говорит: «Ефрем восстал против метров (μτρον). Гармоииия и на напевы       его песней составил другие, согласные с церковными правилами». Также Theodorit. Н. Е. IV, 29. Nicephor. Call. IX, 16. См. Asseman. Bibl. Orient. Т. I. p. 474, Hahn, Bardes. gnost. 1819. Daniel. Thesaur. hymnolog. Т. III. 24 Augustin. Conf. IX, 7. X, 33. Paulin. vit. Ambros. с. 4. Сам св. Амвросий в письме к Авксентию говорит, что он писал гимны ligato sermone и прибавляет: hymnorum quoque meorum carminibus deceptum populum ferunt; plane ne hoc abnuo. Собор Бракаренский I. на западе около 560 г. в XII пр. постановил: ut, extra psalmos... canonicarum scripturarum novi et yeteris Testamenti, nihil poemice compositum in Ecclesia psallatur, sicut et sancti praecipiunt canones. Gerbert, ук. соч. С. 1. p. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

VII ff. XV ff. 21 ff. 67) александрийского порождения (S. 19. 25) и с пристрастием к провозглашению божественного двойства (S. 15). В этом смысле и агада возводится к «славной матери градов» (Orac. Sibyll. V, 88 [и ср. IX, Хотя агадическая литература в некотором отношении поставляется выше книг пророческих (S. Bernfeld ibid., S. 43 и у Г. Генкеля на стрн. 57), но это достоинство усвояется ей не ради ее универсалистического духа, а собственно потому, что она насквозь национальна (S. 48=стрн. 62) и скорее враждебна христианству (S. 25 – 51]=стрн. 35), каковок признается неприемлемым для иудейства и принципиально противным ему (S. 49=стрн. 63). Поэтому продолжателями библейского созерцания называются книжниками (S. 5=стрн. 12), откуда естественно, что слова их возвеличивались над предписаниями закона (S. 8 – 9=стрн. 16), сами они чествовались наравне с Богом (S. 10 – 11=стрн. 18 – 19) и талмудический иудаизм принимается за неизбежное следствие учения Библии (S. 97=стрн. 119). Неудивительно, что тут малейшие отклонения оказывались инородным еретичеством и комментируются в этом тоне иудейскими авторами. 1332 Fred. W. Farrar, History of Interpretation, p. 156. Ср. еще Prof. Heinrich Sladeczek, Paulinische Lehre uber das Moralsubjekt, S. 34 (со ссылкой на Dr. Willmanns, Geschichte des Idealismus I, S. 601 f.). C. G. L. Grossmann, Quaestiones Philoneae I: De theologiae Philonis fon. tibus et auctoritate, p. 57. Dr. J. Hamburger в Real – Encyclopadie des Judentums II, S. 906 – 907. 982. 993. Dr. N.I. Weinstein, Zur Genesis der Agada II: Die Alexandrinische Agada, S. 265. 267. 274. Кн. С. Н. Трубецкой называет (Учение о Логосе в его истории Филога I, стрн. 161) александрийского теософа «предшественником каббалы и талмуда, гностицизма и неоплатонизма», а A. Edersheim догадывается об усвоении Филоном каббалистических элементов (The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 44 – 45 и у о. М. П. Фивейского I, стрн. 56). Само собой понятно, что этим сближением вовсе не оправдываются некоторые иудейские предания о происхождении каббалистических документов, и мы ничуть не разделяем некритической уверенности W.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

211 sqq.; Rev. George Matheson, The Historical Christ of St. Paul в «The Expositor» 1881, V, p. 352 sqq.; † Principal St. D. F. Salmond, The Christian Doctrine of Immortality (Edinburgh 1895), p. 499; Rev. David Smith, Recent New Testament Criticism V: The Supreme Evidence of the Historicity of the Evangelic Jesus в «The Expositor» 1901, X, p. 290–201; Ed. Reuss, Histoire de la theologie chretienne au siecle apostolique II (Strasbourg 1852,), p. 4; D. Paul Gloatz, Zur Vergleichung der Lehre des Paulus mit der Jesu в «Studien und Kritiken» 1895, IV, S. 777. 47 Поэтому Prof. Orello Cone и заявляет (The Gospel and its Earliest Interpretations, p. 391), что христианство Церкви имеет более сродства с павлинизмом, чем с Евангелием Иисуса. 48 См. Ferd. Chr. Baur, Vorlesungen über Neutestamentliche Theologie, S. 123; † Prof. Carl Weizsacker, Das apostolische Zeitalter (Freiburg i. B. 1892), S. 145; Prof. Dr. Carl Clemen, Paulus, sein Leben und Wirken II: Darstellung (Giessen 1904), S. 328. 49 Особенно Prof. Dr. Theobald Ziegler, Geschichte der christlichen Ethik II (Strassburg 1886), S. 72. 90. См еще у Prof. Dr. H. J. Holtznann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II (Freiburg i. B. und Leipzig 1897), S. 211 Anm. 54 † Prof. Paul de Lagarde, Ueber das Verhältnis des deutschen Staates zu Theologie, Kirche und Religion в его Deutsche Schriften (Göttingen 1903). S. 56–57. См. также у Prof. C. F. G. Heinrici в «Neues Sächsisches Kirchenblatt» 1895, Nr. 48, Sp. 765–766; Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II, S. 210 Anm.; D. Alfred Rcsch, Der Paulinismus und die Logia Jesu in ihrem gegenseitigen Verhältnis в «Texte und Untersuchungen» XXVII (N. F. XII), Lpzg 1904, S. 8. 55 См. Prof. Lewis Cambell у † Prof. Benjamin Jowett , The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans I (London 1894), p. VII. 56 Так заповедует и William Mackintosh, подчеркивая, что христианство имеет свой корень во Христе, а не в Павле (The Natural History of the Christian Religion, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

290 Prof. O. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 4; cp. его же The Influence of the Apostle Paul on the Development of Christianity (London 1885), p. 99. 284–286. 296 Prof. O. Pfleiderer, Der Paulinismus, S. 3l. 33. C. Holsten, Das Evangelium des Paulus II, S. 133. Prof. Dr. Theodor Ziegler, Geschichte der christlichen Ethik II (Strassburg 1886), S. 72. Все эти авторы с резкостью подчеркивают, что фактических данных совсем не было у Апостола Павла, и всю теологию он построил отвлеченно, отправляясь от своего христоведения и сосредоточиваясь лишь на смерти и воскресении Искупителя. 297 Ferd. Chr. Baur, Vorlesungen über Neutestamentliche Theologie, S. 130. 132. Dr. K. R. Köstlin, Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe Johannis, S. 289. Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II, S. 215. 217. См. также у Prof. Ed. Grafe в «Theologische Rundschau» I (1897), 1, S. 29. 298 Отрицает развитие, напр., Paton J. Gloag, Introduction to the Pauline Epistles (Edinburgh 1874), p. 49. 299 Canon Edward L. Hicks, St. Paul and Hellenism в «Studia biblica et ecclesiastica» IV (Oxford 1896), p. 10. 301 Даже Prof. W. M. Ramsay утверждает (St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, London 1896, p. 260): «as regards his doctrine lie (Paul) became more clearly conscious of its character, as more precise and definite in presentation of it». 302 Prof. W. M. Ramsay ibid., p. 46 и его же Historical Commentary on the Epistles to the Corinthians в «The Expositor» 1901, V, p. 359. 360. 306 См. и Prof. W. Wrede, Paulus, S. 29, а против сего и Prof. Paul Feine, Das gesetzesfreie Evangelium des Paulus, S. 47 ff. 307 См. против этого у W. Mackintosh 1. cit., p. 453; Prof. Orello Cone, Paul, p. 75; Prof. Arnold Meyer, Die moderne Forschung über die Geschichte des Urchristentums, S. 29. 308 Так J. Warschauer в «The New World» VII, 28 (December, 1898), p. 725 sqq., но см. против и Prof. С. Clemen, Paulus II, S. 215. 317 C. Radenhausen, Christenthum ist Heidenthum, nicht Lehre Jesu. S 83: «Paul erlaubte schon damals in jesuitischer Weise Gewissensvorbehalte (1 Kor. 10)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

c. 26. Павлин только ошибочно сообщает, что по поводу именно этого ходатайства в Галлии Амвросий написал в опровержении реляции Симмаха praeclarissimum libellum. Это, как мы видели, случилось гораздо раньше. 1466 Валентиниан занял впервые престол в 375 году, и, по свидетельству Амвросия, скончался на восемнадцатом году царствования. (de ob. Val. с. 57; М. XVI, с. 1376). Некоторые, впрочем, годом смерти Валентиниана считают 392 год. (Shm., в отделе хронологии; Förster s. 70). 1477 Основания для принятия этой именно даты таковы: по свидетельству Феодорита, в момент антиохийского восстания супруга Феодосия уже была умершей (Eccles. Histor. V, XIX, стр. 1054), а мы уже знаем, что она скончалась незадолго до поражения Максима в 387–388 г. Но, с другой стороны, из рассказа Зосима ясно, что в рассматриваемое нами время Максим был еще жив (ср. 4, 41 и 42 стр. 223–225). 1480 Рассматриваемое событие совершилось уже после антиохийского восстания (Ambrosius Epistola ad Theodosium XL, 32; M. XVI, c. 1112). Ho, по свидетельству Павлина, весьма незадолго перед этим был низложен Максим: в данный момент Феодосий находится уже в Медиолане, а Амвросий еще не успел возвратиться из Аквилеи, куда он бежал при вести о приближении Максима (Paulini. Vita Ambrosii с. 22). Затем, это было уже после известного нападения в 383 г. (Ihm. Studia Ambrosiana 9–10) константинопольских ариан на дом православного патриарха Нектария. (Ambrosius. Epistola XL, 13; М. XVI, с. 1106). 1485 Epistola XL, 2; М. XVI, cc. 1101: sed neque imperiale est libertatem dicendi denegfre neque sacerdotale, quod sentiat, non dicere. 1486 Ib. 4; М. XVI, 1103: in causa vero Dei quem audies, si sacerdotem non audias, cujus majore peccatur periculo? 1496 Церковный историк Созомен относит рассматриваемое событие ко времени низложения Евгения, следовательно, не ранее как 394 г. (Historia Ecclesiastica. VII, XXV. М. S. Gr. t. LXVII). Если имя Евгения нельзя объяснить только порчей первоначального текста истории, то здесь мы имеем одну из многочисленных исторических ошибок Созомена .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отдельные церковные писатели (указаны преимущественно те исследования, где можно почерпнуть сведения о языке и стиле писателей). Минуций Феликс: Е. Wölfflin, Minucius Fplix. Ein Beitrag zur Kentniss d. africanischen Lateins (статья в журн. «Archiv f. lat. Lexikographie». Bd. VII, 1892), Ed. Norden, De M. Felicis aetate et genere dicendi (Greifswald 1897). – Тертуллиан: H. Hoppe, Syntax u. Stil des Tertullian (Lpzg 1903). – Св. Киприан: L. Bayard, Le latin de Saint Cyprien (Paris 1902). – Арнобий; Pr. Spindler, De Arnobii genere dicendi. Diss. (Strassburg 1901). – Лактанций: проф. А.И. Садов. Древнехристианский церковный писатель Лактанций (Спб. 1895 и ср. к сему отзыв проф. В.В. Болотова в «Журналах Совета» Спб. Дух. Акад. за 1895–6 уч. годы и отд. Спб. 1900). R. Pichon, Lactance; étude sur le mouvement philosophique et religieux sous le regne de Constantin (Paris 1901); специально об языке статьи Н. Glaesener ’а в журн. «Musée Belge» за 1900 и 1901 гг. – Блаж. Августин: об «Исповеди» Ad. Harnack, Reden und Aufsätze I (Giessen 1904), «О Граде Божием» – A. Niemann, Augustins Geschichtsphilosophie (Greüswald 1895), о языке: Ad. Regnier, De la latinité des sermons de Saint Augustin (Paris 1886). – Блаж. Иероним: C. Paucker, De latinitate beati Hieronymi (Berlin 1881), H. Goelzer, Étude lexicographique et grammaticale de la latinité de Saint Jérôme (Paris 1884). – Коммодиан: H. Schneider, Die Casus, Tempora und Modi bei Commodian (Nürenberg 1889). – Ювенк: M. Manitius, Zu Iuvencus und Prudentius (в журнале «Rheinisches Museum» за 1890 г.). – Пруденций: Проф. П.И. Цветков, Аврелий Пруденций Клемент (М. 1890); о технике стиха и языка М. Manimius (см. выше об Ювенке). Св. Павлин ноланский : F. Lagrange, Histoire de Saint Paulin de Nole. 2 éd., 2 v. (Paris 1882). – Галльская культура V и VI веков: G. Kaufmann, Rhetorenschulen und Klosterschulen, oder heidnische und christliche Kultur in Gallien während des 5 und 6. Iahrhunderts (в «Historisches Taschenbuch herausg.». von Fr.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

211 † Prof. Dr. M. Lazarus, Die Ethik des Judenthums (Frankfurt am Main 1898), S. 395 и по русскому переводу И. К. Брусиловского и Г. Л. Полинковского, Этика юдаизма (Одесса 1903), стр. 220. 212 Prof. J. Geffcken, Sokrates und das alte Christentum (Heidelberg 1908), S. 15: «Die Literatur des Urchristentums ignoriert ihn (Sokrates) völlig». P. Corssen, Ueber Begriff und Wesen des Hellenismus в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» IX (1908), 2, S. 95: «von Homer und auch von Sokrates aus führt allerdings kein Weg zum Christentum». 217 См. Prof. O. Pfleiderer, Vorbereitung des Christentums in der griechischen Philosophie в Religionsgeschichtliche Volksbücher herausg. von Fr. Michael Schiele III, 1 (Halle a. Saale 1904), S. 13. 225 Здесь см. Ephorus Vayhinger, Neutestamentliche Parallelen zu Platons Apologie des Sokrates при Programm des Königlich Würtembergischen evangelisch-theologischen Seminars in Blaubeuren zum Schlüsse des zweijährigen Kurses 1899–1901 (Blaubeuren 1901), S. 21. 233 См. K. Tieme, Art. «Gut, das höchste» в Realencyklopädie von Herzog-Hauck VII 3 (Lpzg 1899), S. 261. 236 Еще на самой грани XVI столетия в параллель для 1Кор.15:32 указывалось на (псевдо-) Гераклитовское 1-е письмо; см. Abrahami Sculteti Delitiae Evangelicae Pragenses: hoc est, Observationes Grammaticae, Historicae, Theologicae, in Historiam Jesu Christi nati, educati, baptizati, tentati; ejusdem Sculteti Oratio de conjungenda Philologia cum Theologia, Delitiis praemissa (Hanoviae 1520), p. 8. 237 Prof Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2 (Tübingen 1907), S. 141. 238 D. Alfred Resch, Der Paulinismus und die Logia Jesu в «Texte und Untersuchungen» XXVII, N. F. XII (Lpzg 1904), S. 617. 240 См. Prof. Dr. Paul Wendland в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2, S. 114. 119. 244 Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophy and Roman Law in the New Testament, p. 106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010