Несмотря на все сказанное выше, надеемся, что представляемый на суд читателей перевод (сопровождаемый новым специальным аппаратом) окажется в каком-то смысле более удобным для практического пользования, нежели издание Х. Бертольда (хотя, естественно, при решении научных задач необходимо постоянное обращение к GCS), поскольку в нашей книге учтены (отчасти) разночтения с типом II, не отмеченные у Х. Бертольда и могущие ускользнуть при беглом сравнении двух типов, а также использованы (для ряда слов) новейшие критические издания, что позволило уточнить (с учетом наших собственных наблюдений) ряд чтений, предложенных в GCS. Выбор разночтений Для ориентации в выборе разночтений необходимо было бы провести заново работу по кропотливому, детальному и полному анализу всех рукописных традиций Макария с привлечением всех дополнительных свидетелей текста. Тут могли бы помочь, прежде всего, более или менее исчерпывающие (в отношении греческих рукописей) издания В. Штротманна и Р. Штаатса, однако они охватывают только традицию « Ефрем Сирин » и слово 1. Для типа II разночтения, собранные В. Штротманном, необходимо свести воедино c изданием PTS. Для типа I вообще отсутствует издание, которое учитывало бы все разночтения. Восточные же традиции до сих пор не привлекались издателями (за исключением изданий В. Штротманна, и то лишь для сирийских и арабских рукописей). Здесь мы можем определить лишь самые общие принципы, вытекающие из наблюдений над текстом. Рукопись В добавляет одиночные слова в исключительных случаях: обычно такие добавления поддерживаются другими рукописями. Таким образом, текст В заслуживает особенного доверия в плане отражения надежного «минимума» текста 1341 . При особой научной осторожности можно не учитывать все те места, которые опускаются более чем одной-двумя рукописями, однако такая позиция кажется нам излишне строгой. Поэтому, например, в слове 55 мы никак не обозначали те места, которые имеются в группе В R Т (то есть два разных типа Макария и одна из рукописей другой традиции под именем Ефрема Сирина ), но отсутствуют во всех других рукописях традиции «Ефрем», хотя бы последних и было чрезвычайно много (10 манускриптов против одной рукописи T ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

363 Ios. Bell. Iud. VI.313 (5.4): δλου δ´ ρα τν Οεσπασιανο τ λγιον γεμοναν ποδειχθντος π ουδαας ατοκρτορος Tac. Hist. III.13.2: quae ambages Vespasianum ac Titum praedixerat. Suet. Vesp. 4.5: Id de imperatore Romano, quantum postea eventu paruit, praedictum... 366 В принципе, это не столь уж необычно, если для сравнения вспомнить, что, к примеру, известный эдикт самого Домициана о виноградниках остался без последствий потому, что сам император не проявил особой настойчивости в его выполнении –– nec exequi rem perseveravit (Suet. Dom. 7.2). 368 Плетр (πλθρον) –– мера площади, видимо равная здесь римскому югеру (2.518,88 кв. м). 39 плетров составляют 98.236,32 кв. м, т. е. немногим менее 10 гектаров. 369 Ср.: Weynand. Flavius (Domitianus)//Pauly A., Wissowa G., Kroll W. u.a. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1909. Bd. 6. Sp. 2578; Barnes T.D. Legislation against the Christians//The Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. Pts. 1–2. P. 35; Keresztes P. The Jews, the Christians, and Emperor Domitian//Vigiliae Christianae. 1973. Vol. 27. 1. P. 26. Note 82. 371 Fiebiger. Evocati//Pauly A., Wissowa G., Kroll W. u.a. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1907. Hbd. 11. Sp. 1149 f. 373 См.: McFayden D. The Occasion of the Domitianic Persecution//American Journal of Theology. 1920. Vol. 24. 1. P. 49; Kneissl P. Die Siegestitulatur der römischen Kaiser. Untersuchungen zu den Siegerbeinamen des ersten und zweiten Jahrhunderts. Göttingen, 1969. S. 56. 374 См.: Charlesworth M.P. Providentia and Aeternitas//Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. 2. P. 127 f.; Scott K. The Imperial Cult under the Flavians. N.Y., 1975 (repr. 1936). P. 90; Waters K.H. The Second Dynasty of Rome//Phoenix. 1963. Vol. 17. 3. P. 209; Keresztes P. Op. cit. P. 22; Brent A. The Imperial Cult and the Development of Church Order. Concept and Images of Authority in Paganism and Early Christianity before the Age of Cyprian. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 176; Newlands C.E. Statius Silvae and the Poetics of Empire. Cambridge, 2004. P. 17; Leberl J. Domitian und die Dichter. Poesie als Medium der Herrschaftsdarstellung. Göttingen, 2004. S. 51 ff.; Alston R. Aspects of Roman History, A.D. 14–117. L.; N.Y., 2005. P. 137; Pfeiffer S. Die Zeit der Flavier. Vespasian – Titus – Domitian. Darmstadt, 2009. S. 124; Suess J. Divine Justification: Flavian Imperial Cult. Diss. Oxford, 2011. P. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое печатное издание Лжеисидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике кальвинистом Давидом Блонделем (1590–1655), специалистом в области юриспруденции (1629). После этого и католическим ученым стало трудно доказывать его подлинность. В 18 в. католические теологи и философы братья Пьетро (1698–1764) и Иеронимус (1702–1769) Баллерини доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лжеисидора, которые еще продолжали тогда считаться подлинными. 165 Иезуиты уплатили близнецам С. и Л. де Сент–Мартам 6 000 ливров за исключение из книги похвалы аббату Сен–Сирану. Племянник Клода де Сент–Марта Дени де Сент–Март (1650–1750) переработал Gallia Christiana в 1715–1728 гг.; затем ее продолжали бенедиктинцы. 166 Перу о. Угелли принадлежат также сочинения Cardinalium elogia ex sacro ordine cisterciensi (1624), Columnensis familiae cardinalium imagines (1650) и Aggiunte («Добавления») к Vitae et res gestae pontificum romanorum et S.R.E. Cardinalium ab initio nascentis ecclesiae usque ad Clementem IX. PO.M. Alphonsi Ciaconii Ordinis Praedicatorum & aliorum opera descriptae (эта последняя книга изд.: Romae, 1601) испанского доминиканца Альфонса Чакониуса (1540–1599). 168 См. в kh.: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники 7–10 вв. М.; Л., 1960; Agapios of Manbij. Kitab al-Unvan/Ed. and trans. A. Vasiliev. Paris, 1912. 169 См. также: Baum W., Winkler D. W. Die apostolische Kirche des Ostens. Klagenfurt, 2000 (англ, пер.: The Church of the East: A concise history. London, 2003). 171 Gibb H.A.R. Arabic literature: An introduction. London, 1926 (рус. пер.: Гибб X.A.P. Арабская литература: Классический период. М., 1960). 172 См.: The Churches and Monasteries of Egypt and some Neighbouring Countries/Attributed to Abu Salih, the Armenian; ed., trans. Evetts B.T.A., notes A.J. Butler. Oxford, 1895 [repr.: Piscataway (NJ), 2002]. 174 Trkh al–Kan’is wa–al–Adyirah fi al–Qarn al Thn ‘Ashar al–Mild by Ab al-Makrim/Ed. S. al–Suryanis. 5 pts. Dayr al–Suryan, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, имеет смысл и сегодня помнить о некоторых принципах, скрывающихся за феофиловым образом «островов в бушующем море»: осознавать амбивалентность количественных показателей и, в непосредственной связи с этим, не беспокоиться о количестве членов (растут ли показатели, падают ли они); помнить о том, что христиане и христианские общины существуют по всей вселенной, а поэтому сохранять невозмутимость по отношению к местным и межрегиональным процессам как уменьшения количества христиан, так и их экспансии; иметь перед собой образ ранних христианских общин, бывших надежным прибежищем для тех, кто в «бушующем море» жизненных сомнений ищет твердую почву под ногами, ищет ориентира; помнить о том, что задача пастыря состоит в попечении о святости Церкви; и наконец, осознать, что Бог Сам несет попечение о распространении Своего Евангелия, и что поэтому ответственность за успех или провал церковной миссии (что бы под ними ни подразумевалось) не может всей тяжестью лечь на плечи тех, кто и сам едва спасся, выбравшись на «остров в бушующем море».        перевод Анны Брискиной-Мюллер [русский перевод см.: Феофил, епископ Антиохийский Послания к Автолику – М. Русская историко-филологическая школа " Слово " , 2000. – прим. перев.] Оригинал опубликован в книге: Miroslav Marcovich (Hrsg.), Theophili Antiocheni ad Autolycum, PTS 44, Berlin/New York 1995, 15–137; оригинал с исп.переводом: José Pablo Martín (Hrsg.), Madrid 2004; оригинал с фр.переводом и комментарием: Gustave Bardy / Jean Sender (Hrsg.), SC 20, Paris 1948; оригинал с англ. переводом и комментарием: Robert McQueen Grant (Hrsg.), Oxford 1970; нем. перевод: Jakob Leitl , BKV 2 14, Kempten 1913, 9-122. Заслуживает внимания и старое издание Йохана Карла Теодора Отто ( Johann Carl Theodor Otto , Jena 1861), предлагающее греческий текст, немецкий перевод и комментарий. Ириней, Против ересей (Iren., adv. haer. 5,34,3). – Приведенный пассаж см. (по-немецки): Irenäus von Lyon, Adversus Haereses. Gegen die Häresien, fünfter Teilband, eingeleitet und übersetzt von Norbert Brox, FC 8/5, Freiburg 2001,  257–259.

http://bogoslov.ru/article/3740071

Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Иоан­на ­­ Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini In Divini loannis Evangelium. Vol.I-III. Ed. Ph.E.Pusey. Oxford, 1872. Кирилл Александрийский . Беседы на Евангелие от Луки ­­ Homiiiae in Lucam. PG 77, 1040–1049. Кирилл Александрийский . Беседы на Послание к Римля­нам ­­ In epistulam ad Romanos. PG 74, 773–856. Кирилл Александрийский . Против антропоморфитов ­­ Adversus anthropomorphitas. PG 76, 1065–1132. Кирилл Александрийский . Сокровищница ­­ Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75, 9–656. Кирилл Александрийский . Толкование на Исайю ­­ Com-mentarius in Isaiam prophetam. PG 70, 9–1449. Кирилл Иерусалимский . Слова огласительные ­­ Cateche-ses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Кирилл Иерусалимский . Слова тайноводственные ­­ Cyrille de Jerusalem. Catecheses mystagogiques. Ed. A.Piedagnel. SC 126. 1966. Климент Александрийский . Какой богач спасется? ­­ Clemens Alexandrinus. Band IIÏ Stromata VH-VHI, Excerpta ex Theodoto, Eclogae propheticae, Quis dives salvetur, agmente. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.157–191. Климент Александрийский . Педагог ­­ Clemens Alexan­drinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.89–292. Климент Александрийский . Строматы ­­ Clemens Alexan­drinus. Band IÏ Stromata I-VI. Hrsg. von O.Stählin, L.üchtel, U.Treu. GCS 52. 1960; Band IIÏ Stromata VII-VIII. Hrsg. von O.Stählin. GCS 17. 1970. S.3–102. Климент Александрийский . Увещание к эллинам ­­ Clemens Alexandrinus. Band Ï Protrepticus und Paedagogus. Hrsg. von O.Stählin. GCS 12. 1905. S.1–86. Климент Римский. Послание к Коринфянам ­­ Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens. Ed. A.Jaubert. SC 167. 1971. Леонтий Византийский . Главы против Севира ­­ Triginta capita adversus Severum. PG 862, 1901–1916. Макарий Египетский . Великое послание ­­ W.Jaeger. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954. P.233–301. Макарий Египетский . Духовные беседы 1–50 ­­ Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Hrsg. von H.Dörries, E.Klostermann, M.Kroeger. PTS 4. 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О Догматах и против ариан (4 и 5 книга псевдо–Василия Великого «Против Евномия)» De dogmatibus et contra arianos (ps.-Basilius. Contra Eunomium IV–V). CPG 2571. Inc.: E> fvsei ¦ u 1 . PG 29, 671–768.=Garnier. CPG .2837. aduersus Eunomium libri v. 2 . PG 29, 497–768.=Garnier. 3 . –Adv. Eunom. IV-V (PG 29, 671–774, Basilius). Versio syriaca. 4 . J. Gribomont. In tomum 29 Patrologiae Graecae ad editionem operum S. Basilii Magni itroductio adnotationes. Turnholti. 1959. р. 12. Versio arabica (fragmenta). 5 . G. Graf. Geschichte I. р. 319. 6 . PG 29, 672–768=TLG 2102/X02 (2040/019). Диалог Монтаниста иПравославного. Dialexis Montanistae et orthodoxi. CPG 2572. Inc.: eúpen tï Ágj0 Pavl0 peiq3menoi. 1 . Ficker 1905 – G. Ficker. Widerlegung eines Montanisten. ZKG 26. 1905 . р. 447–463.//TLG 2102/040. 2 . Labriolle 1913 – Labriolle P. Les sources de l’histoire du montanisme. Collectanea Friburgensia, Le Μονταν ka < )Orqodox et Didymus l’Aveugle;Christiana. N. S. 15. Fribourg–Paris, 1913, p. CII–CVIII; 93–108. Сборники и Отдельные издания 1 . Harl 1972 – La chaine palestinienne sur le psaume 118. Origène, Eusèbe, Didyme, Apollinaire, Athanase, Thèodoret, I. Introduction, texte gres critique et traduction, II. Catalogue des fragments, notes et indices, par. Harl M. & Dorival G.SC 189–190. Ibid.Paris. 1972. 861p. 2 V.. 2 . Curti C. Tre frammenti esegetici su Ps. 124 nei mss. Poziori della catena palestinese. Annuario del Liceo A. Di Rudini. р. 71–79. 3 . Mackay 1989 – Mackay Th. Didymos the Blind on Psalm 28 (LXX) Text from Unpublished Leaves of the Tura commentary In Studia Patristica 20. ed Ε Livingstone, 40–49 Louvain Peeters, 1989. CPG. 1426.II.4. 1 . PG 39, 1220, B 7 – 1221, A II; 1229, B 8 – 1232, A 3; 1345, A 5 – 1348 A2. 2 . – Fragmenta sunt immerito Didymo Alexandrino adscripta. Mühlenberg E. Psalmenkommentare III. (PTS 19). Berlin. 1978. р. 133–284. 3 . J. Allenbach & all. Biblia patristica. 3. Origene. Paris.1980. р. 25. (PS. CAT L). CPG. 1468. Scholia in Apocalypsim.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

1930 73 Эта параллель с 1Пет.3:4 не отмечена в editio princeps (хотя указана несколько ниже аллюзия на 1Пет.3:7 ), несмотря на то что она имеет важное и – в контексте «макариево-мессалианских» споров в современной науке – даже принципиальное значение. В творениях Макария не раз встречаются слова о сопребывании в человеке двух людей – внутреннего и внешнего. Соответственно преподобный говорит и о двух телах и двух flymax (ср., напр., III, 10, 4; II, 15, 20 [PTS lin. 303, рус. пер. с. 120–121: «человек делается сугубым»]). По мнению Дэпре (Desprez 1980, 162–163, примечание), именно аналогичные выражения имел в виду III Вселенский собор, если судить по Иоанну Дамаскину (О ересях, 80, пункт 16: PG 94, 732 В, PTS lin. 34): «Они утверждают, что человек должен стяжать две души: одну общую [всем] людям, и одну небесную» (Οτι δο δει κτσασθαι τον νθρωπον ψυχς, φασ, μαν τν κοινν νθρποις κα " ι μαν τν πουρνιον). Несомненно, однако, что если даже мессалиане и учили буквально-«физиологически», то у Макария такие выражения имеют духовный смысл, абсолютно тождественный новозаветному (у апп. Петра и Павла), и никакого еретического оттенка в них нет и быть не может (ср. по аналогичному поводу также коммент. 47). 1934 74 το ανττυπον. Это слово встречается еще в I, 7, 15, 1 и II, 27, 17. Употребление его как синонима Святых даров не только «не должно казаться анахронизмом» (Керн 1967/1993, 175), но, напротив, свидетельствует о близости творений Макария лексике своего времени ( Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Апостольских Постановлений, Феодорита). В более поздних текстах (см., однако, уже литургию св. Василия Великого ) слово применяется только к предложенным, но не освященным Дарам (прецедент имеется в Апостольском предании Ипполита Римского ). В Апофтегмах и у Анастасия Синаита уже прямо запрещается говорить об освященных Дарах как о «вместообразе», но только как о Теле и Крови Господней (все эти сведения почерпнуты из PGL, с. 159). Впоследствии Неофит Кавсокаливит причислил это выражение Макария к остальным пунктам «мессалианской ереси» (см. Предисловие, с. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Иоанн Дамаскин. Слова против отвергающих святые иконы – Die Schriften des Johannes von Damaskus IIÏ ] Orationes de imaginibus tres. Hrsg. von B.Kotter. PTS 17. 1975. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus IÏ Expositio fidei. Hrsg. von B.Kotter. PTS 12. 1973.  1 Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е Послание к Коринфянам ­­ Sancti patris nostri loannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani, In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F.Field. Oxford, 1847. Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е Послание к Тимофею ­­ Sancti patris nostri loannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani, In divi Pauli Epistolam I ad Timotheum Homiliae I-XVIII. Ed. F.Field. Oxford, 1861. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские ­­ In Acta apostolorum homiliae 1–55. PG 60, 13–384. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна ­­ In lohannem homiliae 1–88. PG 59, 23–482. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея ­­ Sancti patris nostri loannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani, Homiliae in Matthaeum. Ed. F.Field. T.I-III. Canterbury, 1839. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия ­­ Homiliae in Genesim 1–67. PG 53, 21 – 54, 580. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Колоссянам ­­ Sancti patris nostri loannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani, In divi Pauli Epistolam ad Colossenses. Ed. F.Field. Oxford, 1855. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам ­­ Sancti patris nostri loannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani, In divi Pauli Epistolam ad Romanes Homiliae XXXIII. Ed. F.Field. Oxford, 1849. Иоанн Златоуст. О непостижимости Божией ­­ Jean Chrysostome. Sur l " incomprehensibilite de Dieu. T.I. Ed. J.Danidou, A.-M.Malingrey, R.Flacelere. SC 28-bis. 1970. Иоанн Златоуст. О священстве ­­ Jean Chrysostome. Sur le sacerdoce. Ed. A.-M.Malingrey. SC 272. 1980. Иоанн Кассиан Римлянин . Об общежительных установле­ниях ­­ loannis Cassiani De institutis coenobiorum. Ed. M.Petschenig. CSEL 17. Prague – Wien – Leipzig, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1) Die Anfänge der abendländischen Rezeption des Nizänums, PTS 39, Berlin/New York 1994. 2) Euseb von Caesarea und die Juden. Studien zur Rolle der Juden in der Theologie des Eusebius von Caesarea, PTS 49, Berlin/New York 1999. 3) Phoebadius von Agen: Streitschrift gegen die Arianer, eingeleitet und übersetzt von Jörg Ulrich, FC 38, Freiburg 1999. 4) Klausurenkurs Kirchengeschichte. 61 Klausurentwürfe für das 1. Theologische Examen (gemeinsam mit Uta Heil), UTB 2164, Göttingen 2002. 5) Augustinus, Confessiones. Bekenntnisse, übers. von Joseph Bernhart, hg., kommentiert und eingeleitet von Jörg Ulrich, Frankfurt 2007.   Статьи 1) Einige Bemerkungen zum angeblichen Exil des Ossius, in: ZKG 105 (1994) 143-155. 2) Euseb, HistEccl III 14-20 und die Frage nach der Christenverfolgung unter Domitian, in: ZNW 89 (1996) 269-289. 3) Nicaea and the West, in: VigChr 51 (1997) 10-24. 4) Publizistik II. Vorformen, in: TRE 27 (1997) 703f. 5) Aërius, Presbyter, in: LACL, Freiburg 1998, 7 [=LACL3, 2002, 9]. 6) Agapetus, Diakon, in: LACL, Freiburg 1998, 8 [=LACL3, 2002, 10f.]. 7) Basiliscus, in: LACL, Freiburg 1998, 98f. [=LACL3, 2002, 112f.]. 8) Euseb von Caesarea, in: LACL, Freiburg 1998, 209-214 [=LACL3, 2002, 240-245]. 9) Julius I. von Rom, in: LACL, Freiburg 1998, 364f. [=LACL3, 2002, 410]. 10) Palladius von Rathiaria, in: LACL, Freiburg 1998, 473f. [=LACL3, 2002, 542f.]. 11) Phoebadius von Agen, in: LACL, Freiburg 1998, 506. [=LACL3, 2002, 578]. 12) Potamius von Lissabon, in: LACL, Freiburg 1998, 514f. [=LACL3, 2002, 588]. 13) Sabinus, in: LACL, Freiburg 1998, 539. [=LACL3, 2002, 616]. 14) Sokrates, in: LACL, Freiburg 1998, 562f. [=LACL3, 2002, 646f.]. 15) Sozomenus, in: LACL, Freiburg 1998, 565f. [=LACL3, 2002, 648f.]. 16) Wallfahrt und Wallfahrtskritik bei Gregor von Nyssa, in: ZAC 3 (1999) 87-96. 17) Euseb und die Juden: Der origeneische Hintergrund, in: Origeniana SeptimaIII, hg. von W. Bienert u.a., Leuven 1999, 134-140. 18) Vorwort  (gemeinsam mit H.C. Brennecke), in: Friedrich Loofs, Patristica (w.o.),  VII-XII.

http://bogoslov.ru/person/3740068

С. 347–372). Несмотря на это, вышеупомянутому изданию Б. Коттера отдано предпочтение, поскольку, обладая академической достоверностью, оно предлагает наиболее полный анализ всех рукописей, содержащих подлинный текст “Слова”. Аналогичные академические издания использованы при всех остальных ссылках на святоотеческие и исторические первоисточники . 207 У Платона демиург — не “Творец” вселенной, а “Архитектор”, который придает форму уже предсущество­вавшему материалу-материи ( Armstrong A. H. An Introduction to Ancient Philosophy. London, 1972. P . 47). 208 Ñð. Плотин. Эннеады (= Enn ades / Ed. E. Br hier . Paris, 1924 – 1938 ). 1 . 8 . 4; см. Armstrong. A. H. Указ. соч. P . 193. 211 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры (=Expositio fidei//Die Schriften des Johannes von Damaskos. Vol. II/Ed. B. Kotter //PTS 12. Berlin, 1973). Гл. 2, 2 . S . 45. 212 Святитель Григорий Нисский. О том, когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему ( =In illud, quando sibi subjecerit omnia, tunc ipse quoque filius subjecietur ei qui sibi subjecit omnia // PG 44 , 1304A – 1325D ) //PG 44, 1312A; ср. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 2, 2 . S . 45; Гл. 2, 6 . S . 50. 215 Святитель Григорий Нисский . О Шестодневе, слово защитительное ( = In hexaemeron explicatio apologetica // PG 44 , 62A–124C ) //PG 44 , 69A. 218 Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия ( =Mystagogia // PG 91 , 657C – 771D ) . Гл. 1 // PG 91 , 665B. 219 Преподобный Максим Исповедник. Амбигва ( =Ambiguorum liber sive de variis difficilibus locis SS. Dionisii Areopagitae et Gregorii Theologi // PG 91 , 1032A – 1417C ) . Гл. 7 // PG 91 , 1088C. 220 Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на Преображение Спасителя нашего Иисуса Христа ( =Homilia in Transfigurationem Salvatoris nostri Jesu Christi//Die Schriften des Johannes von Damaskos. Vol. V. / Ed. B. Kotter //PTS 29. Berlin, 1988 ) . Гл. 13. S . 452. 225 Преподобный Максим Исповедник. Краткие богословские и полемические творения к Марину.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010