PrT – Protokoll eines Dialogs zwischen Didymos dem Blinden und einem Ketzer (Tura-Papyrus). PsK – Mühlenberg 1975–77 – Mühlenberg E. Psalmenkommentare aus der Katenenüberlieferug I. PTS. 15. Berlin. 1975. S. 119–375. II. PTS. 16. Berlin. 1977. S. 1–367. PsT – Didymos der Blinde, Psalmenkommentar (Tura-Papyrus). Publiziert: Bd I (PTA 7) (PsT 1–56), hg. u. übers, von L. Doutreleau, A. Gesché und M. Gronewald, Bonn 1969. Bd II (PTA 4) (PsT 57–112), hg. u. übers, von M. Gronewald, Bonn 1968 . Bd III (PTA 8) (PsT 129–230), hg. u. übers, in Verbindung mit A. Gesché von M. Gronewald, Bonn 1969. Bd IV (PTA 6) (PsT 230–290), hg. u. übers, von M. Gronewald, Bonn 1969. Bd V (PTA 12) (PsT 290–338; Nachtrag 247 und 250), hg. u. übers. von M. Gronewald, Bonn 1970. pt. – point – точка. PTA – Papyrologische Texte und Abhandlungen. hg. von L. Koenen und R. Merkelbach, Bonn 1968 ff. PTS – Patristische Texte und Studien. RAM – Revue d’Ascétique et de Mystique. Toulouse, 22 rue des Fleurs. RBen – Revue bénédictine. Denée (Belgique): Abbaye de Maredsous. RBi – Revue biblique. Paris: Gabalda. RBPh – Revue belge de philologie et d’histoire=Belgisch tijdschrift voor filologie en geschiedenis. Bruxelles: Société pour le pogrés des études philologiques et historiques. REA – Revue des études anciennes. Talence: Université Michel de Montaigne, Mison de l’archéologie. REAug – Revue des études augustiniennes. Paris: Institut d’Études augustiniennes; Turnhout: Brepols. REByz – Revue des études byzantines. Paris: de Boccard. RecSR – Recherches de science religieuse. Paris: Recherches de science religieuse. REG – Revue des études grecques. Paris: Les Belles Lettres. RFIC – Rivista di filologia e di istruzione classica. Torino: Loescher. RHE – Revue d’histoire ecclésiastique. Louvain-la-Neuve: Université catholique de Louvain; Leuven: Katholieke Universiteit te Leuven. RHR – Revue d’Histoire des Religions. RHPhR – Revue d’histoire et de philosophie religiuses. Paris:Faculté de théologie protestante de l’université Marc Bloch de Strasbourg.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

217 S. Maximi Confessoris Capita theologica et oeconomica II, 25//PG 90. Col. 1136BC; Heinzer F. L’explication... P. 167, cf. Р. 169. 218 Theophanes Nicaenus († 1381). Sermo... P. 202.14–204.22; Макаров Д. И. Мариология... С. 179–180. Это происходит благодаря особой –– перихорезе Матери и Сына (Там же. С. 178–179). 219 См.: Mansi. XII. 261D–264C; Die ikonoklastische Synode von Hiereia 754. Einleitung, Text, Übersetzung und Kommentar ihres Horos/Bes. T. Krannich, Ch. Schubert und C. Sode. Tübingen, 2002. (Studien und Texte zu Antike und Christentum, 15). S. 44. В современной науке это учение впервые связно описал и проанализировал Г. А. Острогорский (1902–1976). См.: Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о святых иконах//Seminarium Kondakovianum. Прага, 1928. Т. 2. С. 47–51 (на С. 52–немецкое резюме). Свод современных научных представлений по данному вопросу см.: Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 461–466. 220 Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. III. Contra imaginum calumniatores orationes tres/Bes. B. Kotter. Berlin–N.Y., 1975. (PTS, 17). S. 83.3–5. 223 Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. II. Expositio fidei/Bes. B. Kotter. Berlin–N.Y., 1973. (PTS, 12). S. 206.6–8; взято из: S. Basilii Magni De Spiritu Santo 18, 45//Basile de Césarée. Traité du Saint-Esprit/Texte grec, intr., trad. et notes de B. Pruche, O. P. Paris, 1945. (SC, 17). P. 225 Ibid. S. 89.4–6. Подробно об этом см.: Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. С. 431–434, 444. 226 См. об этом прекрасную работу О. Сферля: Sferlea O. La dynamique de la vie spirituelle chez saint Jean Climaque: un bref regard comparatif avec saint Grégoire de Nysse//BZ. 2017. Bd. 110/1. P. 149–168, spec. 152 f., 165–167. 227 Очень точно об этом высказывается Варлаам Калабрийский. См. в AL 7: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... P. 85.17.188–87.17.193; AL 12: P. 89.4.47–48. Вопрос о непоследовательном поведении самого Варлаама, через антипаламитскую ересь пришедшего в лоно того самого католицизма, который доселе он столь неистово порицал, и ставшего в октябре 1342 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

641 Для рукописи С пользуемся изд. Strothmann 1981c, 78 (параллели, анализируемые нами и отмеченные в GCS, Штротманном проигнорированы) 642 Davids E. 1967: отмечены текстовые совпадения и параллели между H 30, 9 (заключительная глава которой [PTS p. 246, lin. 132–151] является сокращением С 22=III, 16, 4–5 [TU S. 832 8522]), ускользнувшие от внимания издателей. Наблюдения Давидса были еще раз рассмотрены Bermhold’oм (1981, 74–75), который – вслед за Давидсом (ср. с. 18, «vielleicht gehen beide Texte auf ältere gemeinsame Vorlagen zurück...») – пришел к выводу, что Н 30 и С 22 не являются коротким и полным вариантами одного и того же текста, но восходят к какому-то общему более древнему оригиналу, который невозможно реконструировать. В конце статьи Х. Бертольд признает пользу и необходимость подобного рода текстологических сопоставлений. 643 Правда, на примере двух, а не трех параллельных текстов, но важный для нас тип II здесь присутствует. 645 Оставляем без изменений орфографию, поскольку невозможно выяснить, кто несет ответственность за «неклассический» индикатив вместо конъюнктива в версии Симеон – сам Макарий-Симеон (такие чтения встречаются в издании GCS) или переписчик. 646 Макарий II, 22 никак не мог быть исходным для Симеона Месопотамского, поскольку на основании нескольких кратких строк невозможно выстроить обширного слова, да еще с инверсией композиции. 647 Это интересное и очень важное надписание указано только в предисловии к изданию типа II (при описании берлинской рукописи) и не отмечено в аппарате PTS к 22-й беседе: «... nur in H 22 (außer der mit al–len Handschriften gemeinsamen Überschrift in H 47) heißt es ausführlicher: το αυτο περι ξδου ψυχς δμιλα; unter diesem Titel lief das Stück auch einzeln um» (Dörries-Klostermann-Kroeger 1964, XXII). 649 Надеемся все же, что читатель отнесется с вниманием и к этому пункту доказательств, поскольку объем переведенных или отредактированных нами текстов Макария наглядно свидетельствует, что мы имели возможность получить некоторое представление о «макариевском стиле», а обращение в спорных или сомнительных случаях к такому замечательному техническому пособию, как TLG, гарантирует максимальную объективность.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1378 Афины, 1960, т. 3, 171–234; ср. Treu 1961. Еп. Феофан в предисловии к русскому переводу «Добротолюбия» пишет: «Св. Макарий [в греческом «Добротолюбии». – А. Д.] там опущен (из него внесены Метафрастовы перифразы наставлений в 150 главах: наши 7 слов). Здесь представлены из него наставления в некотором систематическом порядке, его собственною речью» (Т. 1. 3М., 1895, с. VI). 1383 Nieto Ibanez 1998b; editio princeps рукописи Uppsal. graec. 3, перевод датируется 1603–1606 гг.: Pedro de Valencia 2002. 1384 Основная литература указана ниже на с. 213, к которой следует добавить Dörries 1941 и предисловия к PTS, TU, GCS. Следует обратить особенное внимание на раннюю (отличающуюся более свежим и «непредвзятым» взглядом) статью Klostermann E. 1944: примеры разночтений В, А и Н (с. 8–10); сравнение разных представителей Н между собой (с привлечением В/А) (с. 11–15); сравнение В/А с Н и вывод о двух разных традициях текста на с. 16–23 (самая интересная часть, текст расположен параллельно и очень наглядно в две колонки). 1385 Например: I тип слишком громоздкий, это самая поздняя композиция, которая «ordonne et juxtapose son materiel en retouchant assez gravement la teneur»; II тип перегруппировывает разные отрывки с помощью переходов и доксологий, «tout en respectant son texte»; III тип передает отдельные блоки в их исходном виде (с хорошим текстом) (SC 275, p. 28 ss.). В GCS I (S. XXXVIII- XLIX общее суждение о типе I, S. XLIX-LXIII о соотношении с тремя другими типами) делается предположение, что тип I отражает лучше порядок и библейский текст, типы II-IV – текст, TV – порядок и тексты Макария/Симеона, не дошедшие в других собраниях. 1386 Возможно, попытка решения этого вопроса была предпринята в специальном исследовании Штротманна, посвященном арабской коллекции, однако в 1934 году еще не были известны все тексты «Макариевского корпуса». Некоторые наши наблюдения СМ. выше, с. 91. 1388 Dörries 1941, 392–424 история разных типов; Schulze 1962 (резюме в GCS I, XIX ff., XLIX-LII, PTS, X ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Евагрий Понтийский . Умозритель ­­ Evagre le Pontique. Le gnostique. Ed. A. et C.Guillaumont. SC 356. 1989. Евсевий Кесарийский . О церковном богословии ­­ Eusebius Werke IV: Gegen Marcelli, Über der kirchlische Theologie. Hrsg. von E.Klostermann. GCS 14. 1972. S.60–182. Епифаний Кипрский . Якорь ­­ Epiphanias. Anchoratus und Panarion. Hrsg. von K.Holl. GCS 25. 1915. Ефрем Сирин. Гимны на Рождество Христово ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de Nativitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 186. Scr.Syri 82. 1959. Ефрем Сирин. Гимны о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de iide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 154. Scr.Syri 73–74. 1955. Ефрем Сирин. Гимны о девстве ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de virginitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 223. Scr.Syri 94. 1962. Ефрем Сирин. Гимны о Нисивине ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E.Beck. Bd.I-H. CSCO 218; 240. Scr.Syri 92; 102. 1961–1963. Ефрем Сирин. Слова о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Sermones de fide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 212. Scr.Syri 88. 1961. Ефрем Сирин. Сочинения ­­ Patris nostri Ephraem Syri Opera. Ed. J.Assemani. Roma, 1732–1746. Игнатий Антиохийский . Послания ­­ Ignace d " Antioche; Polycarpe de Smyrne. Lettres; Martyre de Polycarpe. Ed. P.-Th.Camelot. SC 10. 1969. Иларий Пиктавийский . О Троице ­­ Hilarius. De Trinitate. Ed. P.Smulders. CCL 62. 1979. Илия Экдик. Цветособрание ­­ Ανθολγων γνωμικον φιλοσφων σπουδαων. Φιλοκαλα 2. Σελ.289–314. Иоанн Антиохийский. О монашеской дисциплине ­­ Oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. PG 132, 1117–1150. Иоанн Дальятский. Письма ­­ La collection des lettres de Jean de Dalyatha. Ed. R.Beulay. PO 39. Fasc.3. No. 180. 1978. Иоанн Дамаскин. Беседы ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus V: Opera homiletica et hagiographica. Hrsg. von B.Kotter. PTS 29. 1988. Иоанн Дамаскин. Житие Варлаама и Иоасафа – Vita Barlaam et Joasaph. PG 96, 860–1240 (dubia). Иоанн Дамаскин. Против ересей ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus IV: Liber de haeresibus, Opera polemica. Hrsg. von B.Kotter, PTS 22. 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

574       λληνικ θεολογικ βιβλιογραφα: Βιβλιογρ. τους 1976. θναι, 1979 (продолжающееся изд.). 575       Theologischer Jahresbericht. Tüb.; Lpz., 1881 (1882) – 1913 (1914/15). 33 Bde.; Ephemerides theologicae Lovanienses: Elenchus bibliographicus: Comment. de re theologica et canonica/Katholieke Universiteit Leuven. Leuven, 1924-; Literature Survey: A Review of Recent Theological Publications. [Gen.], 1956–. No. 1-; Bibliografia teologica comentada del area iberoamericana. Buenos Aires, 1973/74 (1975-); Zeitschrifteninhaltsdienst Theologie: ZID Theologie (Tüb., 1975–1976 [Bd. 1–2], 1977–2000 [Bde. 3–26], c 1997 г. – на CD-ROM). 576       Theological Propaedeutic: A General Introduction to the Study of Theology, Exegetical, Historical, Systematic, and Practical, Including Ecyclopaedia, Methodology, and Bibliography: A Manual for Students: 2 Pts./Ph. Schaff (ed.). N.Y., 1892–1893; Bibliography of British Theological Literature, 1850–1940/Comp. D.Y. Hadidian. Pittsburgh (PA), 1985; The Louvain Faculty of Theology in the 19th Century: A Bibliography of the Professors in Theology and Canon Law/L. Kenis (ed.). Leuven, 1994. 577       См., например: Schwertner S. Internationales Abkürzungsverzeichnis für Theologie und Grenzgebiete: Zeitschriften, Serien, Lexika, Quellenwerke mit bibliographischen Angaben. B.; N.Y., 1974; Walsch M.J. Religions Bibliographies in Serial Literature: A Guide. Westport, 1981. 578       A Bibliographical Guide to the History of Christianity/S.J. Case (ed.). Chicago, 1931 (repr.: Glouchester, 1952); Chadwick O. The History of the Church: A Select Bibliography. 2nd ed. L., 1966; A Medieval Mirror: Speculum humanae salvationis, 1324–1500/A. Wilson, J. Lancaster Wilson. Berkeley, 1984. 579       Critical Bibliography of Ecumenical Literature/J.F. Lescrauwaet. Nijmegen, 1965; Ökumenische Literaturkunde/H. Delfs. Soest, 1966; Bibliography on Interreligious Dialogue. Aachen, 1992; Religionswißenschaft als Welt-Theologie: W.C. Smiths interreligiöse Hermeneutik/A. Grünschloss. Gött., 1994; Internationale ökumenische Beziehungen im XVII. und XVIII. Jahrhundert: Bibliographie von aus dem Englische, Niederländische, und Französische ins Deutsche übersetzten theologische Büchern von 1600–1800/J. van der Haar. Everdeen, 1997. См. также публикации в журнале The Ecumenical Review (c 1949 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

845 Joannis Lelandi antiquarii de rebus britannicis collectanea/Ed. Thomas Hearn. 3 vols. in 4 pts., plus 2 vols. append. Oxford, 1715 (2 nd ed.: 6 vols. London, 1770; repr.: 6 vols. 1874). 847 Nomenclator avtorvm omnivm quorum libri vel manuscripti, vel typis expressi exstant in bibliotheca Academia Lvgdvno–Batavae cum epistola De ordine eius atque usu... Lugduni Batavorum [Leiden], 1595 (penp.: 1962; 1995). 848 [ D. Hoeschelius.] Catalogvs Graecorvm Codicvm Qvi Svnt In Bibliotheca Reip. Avgvstanae Vindelicae, Quadruplo quam antea auction Augustae Vindelicorum [Augsburg], 1595; см. также: Hieroglyphica Horapollonis, a Davide Hoeschelio fide Codicis Augustani ms. correcta, suppleta, illustrata. Augustae Vindelicorum, 1595. Хёшелю принадлежат также публикации (по аугсбургским рукописям) «Константинопольской истории императоров» (Historia Constantinopolitana imperatorum orientalium & occidentalium ab anno 1080 vel circiter res gestas complectens; ex Augustana Graeca bibliotheca cum notis [Davidi] Hoeschelii. S.I., 1618) й синопсиса семи Вселенских соборов (Synopsis Septem SS. Conciliorvm Oecumenicorvm Graece. Ex codice manuscripto bibliothecae Augustanae. Augustae Vindelicorum, 1595). 849 [ James I ] Ecloga Oxonio–Cantabrigiensis, tributa in libros duos, quorum prior continet catalogum confusum librorum manuscriptorum in illustrissimis bibliothecis, duarum florentissimarum Academiarum, Oxoniae et Cantabrigiae. London, 1600 (repr.: Bernard E., Wanley H. Catalogi librorum manuscriptorum Angliae et Hibemiae, in unum collecti, cum indice alphabetico. 2 vols. in 1. Oxf., 1697). Описание кембриджских библиотек было продолжено Уильямом Стенли (1647–1731) ( Stanley W. Catalogus Librorum Manuscriptorum in Bibliotheca Collegiis Corporis Christi in Cantabrigia: Quos legauit Matthaeus Parkerus Archiepiscopus Cantuariensis. London, 1722), Джеймсом Нэсмитом (1740–1808) (Nasmith J. Catalogus Librorum Manuscriptorum quos Collegio Corporis Christi et B. Mariae Virginis in Academia Cantabrigiensis legauit Reverendissimus in Christo Pater Matthaeus Parker, Archiepiscopus Cantuariensis. Cambridge, 1777), известным английским медиевистом Монтэгю Родсом Джеймсом (1862–1936), который начал публикацию своей серии каталогов средневековых рукописей Кембриджских библиотек с 1890 г., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Noret; Supplementum, edd. M. Geerard, J. Noret, J. Desmet (CC), Turnhout 1974–2003. CSCO=Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium CSEL=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum CSHB=Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae DACL=Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie Dmitr I–III=A.A. Dmitrievskij, Onucauie литургическихъ рукописей хранящихся въ библиотекахъ православнаго Востока, I, Tupikav, Kiev 1899; II, Eujcolovgia, Kiev 1901; III, Tupikav, Petrograd 1917 (Hildesheim 1965). DOP=Dumbarton Oaks Papers DOS=Dumbarton Oaks Studies EEBS=ΔEpethri;» ÔEtairiva» Buzantinw’n Spoudw’n EL=Ephemerides Liturgicae EO=Ecclesia Orans GCS=Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrunderte Goar=J. Goar, Eujcolovgion sive Rituale Graecorum , Venezia 1730 2 (Graz 1960). GRBS=Greek, Roman and Byzantine Studies JAC=Jahrbuch für Antike und Christentum JLW=Jahrbuch für Liturgiewissenschaft JÖB=Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik JThF=Jerusalemer Theologisches Forum JThS=Journal of Theological Studies LEW=F.E. Brightman, Liturgies Eastern and Western, vol. I: Eastern Liturgies, Oxford 1896 (1968). LQ=Liturgiewissenschaftliche Quellen LQF=Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen LTK=Lexikon für Theologie und Kirche MMB=Monumenta Musicae Byzantinae Mus=Le Muséon NPNF=A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. Ph. Schaff, Grand Rapids Michigan, series 2, 1952–OC=Oriens Christianus OCA=Orientalia Christiana Analecta OCh=Orientalia Christiana OCP=Orientalia Christiana Periodica ODB=The Oxford Dictionary of Byzantium, edd. A. Kazhdan et alii, 3 voll., New York/Oxford 1991. OKS=Ostkirchliche Studien OLA=Orientalia Lovaniensia Analecta OSyr=L’Orient Syrien PG=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca, 1–161, Paris 1857–1866. PB=Palaeobulgarica/Старобългаристика PL=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221, Paris 1844–1865 PO= Patrologia Orientalis POC=Proche-Orient Chrétien PTS=Patristische Texte und Studien QL=Questions Liturgiques REB=Revue des Études Byzantines ROC=Revue de l’Orient Chrétien RSBN=Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici RSCI=Rivista di Storia della Chiesa in Italia SA=Studia Anselmiana SC=Sources Chrétiennes SH=Subsidia Hagiographica SL=Studia Liturgica ST=Studi e Testi S and T=Segno e Testo ThQ=Theologische Quartalschrift TU=Texte und Untersuchungen SS.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Из–за такого несогласия с Оригеном он мог бы стать одним из врагов последнего, но Евсевий о таком не упоминает и восхваляет Петра за благочестие, знание Писания и мудрое управление 1544 . VI. Иеракс из Леонтополя в Египте, живший в конце III века, только в более широком плане принадлежит к Александрийской школе, а возможно, вообще с ней не связан. Епифаний причисляет его к еретикам–манихеям. В любом случае, он был весьма оригинальным явлением, выдающимся благодаря своей всесторонней образованности, аллегорическим толкованиям, поэтическому таланту и в особенности эксцентрическому аскетизму. От трудов, которые он писал на греческом и египетском языках, ничего не сохранилось. Говорят, он отрицал историческую реальность грехопадения и телесное воскресение и объявлял безбрачие единственным верным путем к спасению или, по меньшей мере, к высшей степени блаженства. Его последователи назывались иеракитами (Hieracitae) 1545 . §193. Оппоненты Оригена. Мефодий (I.) Μεθοδου επισκπου και μρτυρος τα ευρισκμενα πντα. Β Gallandi, «Vet. Patr. Biblioth.» Tom. III; в Migne, «Patrol. Gr.» Tom. XVIII, col. 9–408; Α. Jahn (S. Methodii Opera, et S. Methodius Platonizans, Hai 1865, 2 pts.). Первое издание выпустил Combefis, 1644, более полный вариант – в 1672. Английский перевод в Clark, «Ante–Nicene Libr.», vol. XIV (Edinb. 1869). (II.) Иероним: De Viris ill., 83, и в нескольких его посланиях и комментариях. Епифаний: Haer. 64. Сократ: Η. Ε. VI. 31. Фотий: Bibl. 234–237. Евсевий не упоминает о Мефодий, возможно, потому, что тот был противником Оригена ; Фотий, может быть, по той же причине обращает на него больше внимания, чем на Оригена , чьи De Principiis он объявляет богохульными, Bibl. 8. Григорий Нисский , Арефа, Леонтий Византийский , Максим, Martyrologium Romanum (XIV. Kai. Oct.) и Menologium Graecum (ad diem 20 Junii) с почтением отзываются о нем. (III.) Leo Allatius: Diatribe de Methodiorum Scriptis, в его издании Convivium, 1656. Fabric. «Bibl. Gr.», ed. Harles, VII. 260 sqq. W. Möller β Herzog 2 , IX. 724–726. (Он особенно обсуждает отношения Мефодия с Оригеном .) G. Salmon в Smith and Wace, III. 909–911. Оппозиция Димитрия Оригену была основана преимущественно на личной неприязни и не имела богословского значения. Однако по меньшей мере предлогом для нее стала ревностная защита ортодоксии, и для последующих противников Оригена она играла основную роль. Именно по этой причине уже в III веке Мефодий, которого можно было бы назвать предшественником Епифания, вел свою ортодоксальную войну против Оригена с той разницей, что он был гораздо более умеренным и в остальных отношениях представлялся поклонником Платона, которому подражал в драматизме повествования, и Оригена, которому следовал в аллегорическом методе толкования. Он занимал позиции христианского реализма, выступая против спекулятивного идеализма александрийского учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010