Маккавеев и проч.) (PL. 123. Col. 318, 343-344, 378-379; 383). Вероятно, Адон также впервые указал память св. Антиоха, еп. Лугдунского (15 окт.), сведения о к-ром он почерпнул из Жития И. (см.: Quentin. 1908. P. 232, 443, 485, 553). Из Мартиролога Адона Вьеннского 3 дня поминовения И. и память св. Виатора 21 окт. перенесены в Мартиролог, составленный Ноткером Заикой († 912) (PL. 131. Col. 1132, 1147, 1159, 1162), и в интерполированную версию Мартиролога Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 998, 1029-1031, 1072, 1078). В др. Мартирологах память И. указана только 2 сент., напр. в Мартирологах Вандальберта Прюмского (848) (MGH. Poet. T. 2. P. 593), Узуарда (2-я пол. IX в.) (PL. 124. 427-430, 601-602) и Псевдо-Флора (IX в.) (PL. 94. Col. 1072). Поминовение И. 4 авг. и 14 окт. внесено среди поздних добавлений к Мартирологу Узуарда (PL. 124. Col. 331-332, 575-576). В XVI в. кард. Цезарь Бароний включил в Римский Мартиролог память И. под 2 сент. (перенесение мощей И. и Виатора) и 14 окт. В средние века празднование памяти И., как и др. местных святых, не было обязательным для церквей Лионского архиепископства. Однако поминовение И. совершалось в городских храмах Лиона. Так, в интерполированной версии Мартиролога Флора, к-рая использовалась в кафедральном соборе Лиона в XII-XIII вв., а также в календаре XIV в. из церкви св. И. указаны 3 дня памяти И.: перенесение мощей святого из пустыни (4 авг.), перенесение мощей (2 сент.) и кончина (14 окт.), 21 окт. совершалось поминовение св. Виатора (Martyrologe de la sainte église de Lyon/Éd. J. Condamin, J.-B. Vanel. Lyon; P., 1902. P. 72, 81, 94, 95, 132-134, 157-158). В 1245 г. Римский папа Иннокентий IV даровал отпущение грехов тем, кто посещали церковь св. И. в день его памяти 4 сент. или в октаву праздника ( Martin. 1905. N 1093). Празднование памяти И. 4 сент. было особенно торжественным (см.: Moreni D. Notizie istoriche dei contorni di Firenze. Firenze, 1795. Vol. 6. P. 27). В этот день устраивалась процессия, в совершении вечерни и мессы участвовали каноники кафедрального капитула ( Roussillac.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

По содержанию и своей структуре богослужение Пятидесятницы является пространным и глубоким святоотеческим толкованием события Сошествия Святого Духа и осмыслением церковным сознанием Троичного догмата и действия Всех Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве Спасения. В целом же, историческое развитие богослужения праздника раскрывает в многообразии форм и традиций богатство литургической жизни Церкви, осуществляемой действием Святого Духа, и призывает к более полному и всестороннему изучению литургического аспекта православных праздников. Примечания: 1 Contra Faustum Manichaeum, lib. 32. cap. 14//PL 42. Col. 503–504. 2 Против ересей, кн. III// Holl K. Epiphanius. Ancoratus und Panarion [Die griechischen christlichen Schriftsteller 37. Leipzig: Hinrichs, 1933]. Vol. 3. P. 338. 3 De civitate Dei, liber XVIII, cap. 54//PL 41. Col. 618–620. 4 Tertullianus . De jejuniis. Caput XIV//PL 1. Col. 973a. 5 Tertullianus . De idololatria liber. Caput XIV//PL 1. Col. 682b–683a. 6 Tertullianus . De baptismo. Caput XIX//PL 1. Col. 1222a–222b. 7 Harvey W.W. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. Vol. 2. Cambridge, 1857. P. 470–511. Русский перевод: Священник П. Преображенский . Сочинения священномученика Иринея, епископа Лионскаго в рус. пер. М., 1871. С. 695. 8 Tertullianus . De corona militis. Caput III//PL 1. Col. 78c–80a. 9 Ориген . Против Цельса. VIII, 22// Borret M. Origène. Contre Celse, 4 vols. [Sources Chrétiennes 132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969]. 10 Памятник, связанный по содержанию с так называемой Дидаскалией и канонами Ипполита, время написания которого спорно и определяется различными исследователями по-разному – в рамках II–V веков. (См. Rahmani I. E . Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Mainz, 1899; Nau F. La version syriaque de l’Octateuque de Clément. Paris, 1913; Funk F . Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901; Петровский А. Завет Господа нашего Иисуса Христа//«ХристанскоеЧтение», No7, 1900. С. 159–165).

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Библиография 777 I . Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Biblia Hebraica Stuttgartensia/Ediderunt K.Eiliger et W.Rudolph; Adjuvantibus H.Bardke et al; Textum Masoreticum curavit H.P.Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece/Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle; Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta: Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/Edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 778 Августин O Нагорной проповеди Господа: De sermone Domini in Monte//PL. 34. Col. 1229–1308. O граде Божием: De civitate Dei//PL.41. Col.13–801. Русский перевод: Августин, блж. О Граде Божием. M., 994. Т.1–4. Послания: Epistulae//PL.33. Григорий Богослов Слово 42: Oratio 42//SC. 384. P.48–115. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.1. M., 2007. С.496–509. Письма: Epistulae//PG. 37. Col.21–388. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.2. M., 2007. С.417–562. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC. 248. Русский перевод: Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских. Рига > 1994. С.17–38. Епифаний Кипрский Панарион: Рапапоп//GCS. 25; 31. Русский перевод: Епифаний Кипрский , свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег//Творения. M., 1863–1885. Ч.1–5. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios//SC. 10. P.66–93. Послание к Римлянам; Epistula ad Romanos//SC. 10. P. 124–139. Русский перевод: Игнатий Богоносец , свт. Послания/Пер. прот. И.Прнображенского//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С.307–350. Иероним Комментарий на Послание к Галатам: Commentaria in Epistulam ad Galatas//PL.26. Col.307–438. Комментарий на Послание к Титу: Commentariorum in Epistolam ad Titum//PL.26. Col.555–599. O знаменитых мужах: De viris illustribus//PL.23. Col.601–720. Русский перевод: Иероним, блж. Книга o знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После смерти Патриарха Георгия († ок. 630) на Александрийский престол вступил при поддержке имп. Ираклия и Сергия К-польского бывш. еп. Фасиса Кир , к-рый принял выдвинутую Сергием доктрину о единой воле Христа - монофелитство , первоначально сформулированную как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение, представлявшее собой своего рода уступку монофизитству, было торжественно провозглашено в Александрии 3 июня 633 г. и усилиями Кира получило широкое распространение; копты-феодосиане были существенно потеснены, хотя и не исчезли окончательно. Правосл. реакцией на распространение монофелитства в Александрии была деятельность ученого мон. св. Софрония , к-рый с той же целью предпринял поездку в К-поль. На стороне Софрония выступил в Александрии и прп. Максим Исповедник , отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих др. областях Египта. В результате имп. Ираклий издал в 638 г. т. н. эктесис - эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух волях Спасителя. Этот документ, подготовленный в К-поле Сергием, принял и Кир Александрийский. Но при этом он ничуть не ослабил притеснений против коптов, патриарх к-рых Вениамин был вынужден бежать из Александрии. Остававшуюся в городе копт. паству тайно окормлял, облачаясь в мирскую одежду, свящ. Агафон , буд. копт. патриарх. Таким положение дел оставалось вплоть до араб. вторжения. На Западе монофелитство было осуждено, и Латеранский Собор 649 г. отлучил от Церкви Сергия, его преемника Пирра и Кира. Общие замечания I. Иерархическое положение престола ап. Марка С древности Александрия занимала почетное место в церковной иерархии, и 6-е прав. I Всел. Собора (325) помещало ее сразу после Рима. Но 3-е прав. II Всел. Собора (381) и 28-е прав. IV Собора (451) наделили этой привилегией новую столицу империи - К-поль. Впрочем, против этого нововведения последовательно возражали папы Римские: в кон. IV в. Дамас (PL. 13. Col. 374 sq.), в V в.- св. Лев Великий (PL. 54. Col. 1007) и Геласий (PL. 59. Col. 28, 66-69, 89-92, 110), в нач. VII в.- св. Григорий I Великий (PL. 72. Col. 889). В сер. IX в. папа Николай I утверждал в послании болгарам, что апостольскими престолами являются лишь Рим, Александрия и Антиохия (PL. 119. Col. 1012). Положение К-польской кафедры на втором месте, т. е. выше Александрии, было подтверждено в присутствии папских легатов лишь на К-польском Соборе 870 г. («VIII Вселенском») и наконец признано на IV Латеранском Соборе 1215 г. ( Mansi. Т. 16. Col. 174, 406; Т. 22. Col. 990). II. Поставление первых епископов. Титулатура. Власть епископа

http://pravenc.ru/text/82070.html

3. «Canones et regulae conciliorum Graecorum» (Каноны и правила греческих Соборов - PL. 67. Col. 147-172): Вселенского I Собора (20 правил), Анкирского 314 г. (24 правила), Неокесарийского между 314 и 325 гг. (14 правил), Гангрского ок. 340 г. (20 правил), Антиохийского 341 г. (25 правил), Лаодикийского 343 г. (59 правил) и Вселенского II Собора (3 правила). В своем переводе Д. М. воспроизвел тот порядок Соборов и разделения документов (на 165 глав), который имелся в доступном ему греч. оригинале ( Dionys. Exig. Praef. ad Steph.//PL. 67. Col. 142), соответствующем в свою очередь каноническому сборнику, использовавшемуся отцами Халкидонского Собора (см.: Петр (Л " Юилье). С. 334-335). К правилам этих Соборов Д. М. уже со своей нумерацией присоединил также: 4. «Chalcedonensis concilii Decreta» (Постановления Халкидонского Собора - PL. 67. Col. 171-176), состоящие из 27 правил, как это и было в изначальном греч. варианте соборных постановлений и в древних лат. переводах (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 158. 9-163; Vol. 2(2). P. 31-109; см. также: Петр (Л " Юилье). С. 327-328). 5. «Canones Synodi Sardicensis» (Правила Сардикийского Собора - PL. 67. Col. 175-182). 21 правило этого Собора изначально были составлены на латыни и затем переведены на греческий; хотя среди участников Собора было немало вост. епископов, эти правила не сразу были включены в вост. канонические сборники, а в Риме с сер. IV в. они присоединялись к правилам I Вселенского Собора ( Петр (Л " Юилье). С. 344). Д. М. опустил эти правила в адресованной папе Гормизду редакции сборника, поскольку они «не были приняты всеми» (Praef. ad Hormisd.//CCSL. Vol. 85. P. 51). 6. «Codex canonum Ecclesiae Africanae» (Собрание канонов Африканской Церкви - PL. 67. Col. 181-230) представляет собой собрание из 138 различных соборных документов и постановлений Карфагенских Соборов, проходивших в 348-419 гг., к к-рым присоединены также 1-е соборное послание папы св. Бонифация I , послание свт. Кирилла Александрийского епископам Африки, в к-ром он обещает прислать копию правил Никейского Собора и указывает на дату празднования Пасхи, послание Аттика К-польского, также обещавшего прислать копию правил Никейского Собора, копия Никейского Символа веры и послание папы св. Келестина.

http://pravenc.ru/text/178471.html

Библиография 750 I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum/editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3. Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/ediderunm K. Elliger et W. Rudolph: Adjuvantibus H. Bardke et al; textum Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland/editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidit A. Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 751 Августин, блаженный О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum//PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч.10. Киев, 1906. Проповеди: Sermones//PL 38–39; CCSL 41. Толкования псалмов: Enarrationes in Psalmos//CCSL 40. Трактат на Евангелие от Иоанна: In loannis Evangelium tracta- tus//CCSL 36. Амвросий Медиоланский , святитель Толкование на Евангелие от Луки: Expositio Evangelii secundum Lucam//PL 15, 1727–1850. Андрей Критский , святитель Слово в неделю ваий: In ramos palmarum//PG 97, 985–1018. Апостольские постановления Апостольских постановления: Didascalia apostolorum//SC320, 329, 336. Афинагор О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 6, 973–1024. Русский перевод: Афинагор. О воскресении мертвых II Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С.92–124. Викентий Леринский Памятные записки: Commonitorium II PL 50, 637–686. Григорий Неокесарийский К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога: Ad " lheopompum de passibili et impassibili in Deo II Analecta Syriaca I ed. P. de Lagarde. Lipsii; Londini, 1858. P. 46–64. Русский перевод: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. С.80–100. Григорий Нисский , святитель О душе и воскресении: Dialogus de anima et resurrectione II PG 46, 11–161. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О душе и о воскресении II Творения. М., 1862. Ч.4. С.201–326.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в начале XX века: профессура и сотрудники: Основные биографические сведения (по материалам архивов, публикаций и официальных изданий), М.: Мартис, 1999.128 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. [Т. 1. ч. 3.] Академия в социальном движении и служении в начале 20 века. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. М., 1999. 255 с. Голубцов С. А., протодиак, профессура Московской Духовной Академии в сетях Гулага и ЧеКа: мученики и исповедники из корпорации дореволюционной Московской Духовной Академии в эпоху большевизма: по материалам архивов и публикаций: обзор и исследование, М., 1999. 96 с. Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь в корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций. Обзор и исследование, М.: Изд-во православного братства Споручницы грешных, 1999. 288 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в революционный период (1917–1927)//БВ 11–12. 2010. с. 443–509. Гумеров А., свящ. три четверти академического богословия: (Духовное наследие «прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ 1993. 1. с. 21–39 (1-я пагин.). Далмат (Юдин), иеромонах, Колыванов Г. Е. История Московской духовной академии: 1685–1919 гг.//МДА 200 лет. 2014. с. 23–56. Дионисий (Шленов) , игумен. Периодические издания Московской духовной академии: дореволюционный период//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. С. 141–164. Дионисий (Шленов) , игумен. Возрождение журнала «Богословский вестник»//Московской Духовной Академии 325 лет: юбилейный сб. ст.: в 2 Т.//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. с. 157–166. Дионисий (Шленов) , игумен. Издательская деятельность Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 201–216. Дионисий (Шленов) , игумен. История библиотеки Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 19–48. Дионисий (Шленов) , игумен. Библиотека Московской духовной академии в период реформ//МДА 325 лет. т. 2. 2010. с. 109–116. Дионисий (Шленов) , игумен, греческий кабинет//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. С. 139–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Аббат Одилон (994-1048/49), происходивший из знатного овернского рода, был каноником ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде. Вступив в мон-рь Клюни (ок. 990), он занимался воспитанием облатов , а в 993 г. стал помощником аббата Майоля. Он находился в дружественных отношениях с герм. императорами и написал Житие (эпитафию) имп. Адельгейды (окончательная редакция датируется 1024-1026; изд.: MGH. SS. T. 4. P. 637-645; рус. пер.: История средних веков/Сост.: М. М. Стасюлевич. М., 20013. [Т. 2:] От Карла Великого до Крестовых походов. С. 349-358). Одилон присутствовал при кончине императрицы, передавшей ему мон-рь Сен-Виктор в Женеве (999). В 997 г. Одилон встретился в Павии с имп. Оттоном III и вскоре благодаря его поддержке добился от папы Римского Григория V привилегии иммунитета от епископской юрисдикции ( Jaff é . RPR. N 3895-3896). Отныне епископы и пресвитеры могли совершать таинства в Клюни только с разрешения аббата. Эта привилегия укрепила независимость аббатства Клюни от местных епископов и способствовала защите имущественных прав монастыря. В 1024 г. папа Иоанн XIX распространил привилегии аббатства на всех клюнийских монахов, «где бы они ни жили» (fratres ubicumque positi - PL. 141. Col. 1136-1137). В 1016 г. Адальберон, еп. Ланский, с иронией писал о «короле» и «военачальнике» (militiae princeps) Одилоне и воинстве клюнийских монахов ( Adalbero. Carmen ad Robertum regem. 111-114, 155-156// Adalberon de Laon. Poème au roi Robert/Éd. C. Carozzi. P., 1979. P. 8, 12; PL. 141. Col. 771-786). Как и его предшественникам, аббату Одилону предлагали высокие церковные должности: в 1031 г. он отклонил предложение занять Лионскую архиепископскую кафедру. Одилон присутствовал в Риме на коронации имп. Конрада II (1027) и Генриха III (1046), активно участвовал в движении «Божий мир» : после Собора в Арле (1041) он отправил итал. епископам «Послание о Божьем мире» (рус. перевод: История средних веков. М., 20013. [Т. 2.] С. 677). По утверждению историка Радульфа Глабера, принадлежавшего к К. к., имп. Генрих II после коронации (1014) отдал Одилону свою корону, скипетр и подаренную папой Римским державу.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Кузнецов). Ярким эпизодом в предреволюционной истории храмового зодчества Подмосковья было обращение к неоклассике: грандиозная центрично-осевая 8-столпная ц. Св. Троицы в Яхроме Дмитровского р-на (1892-1895, архит. С. К. Родионов, заказчик И. А. Лямин) с крупным тамбурным куполом над средокрестием, пилястрами на фасадах, портиками сдвоенных колонн с 3 сторон и отдельной 3-ярусной колокольней (1908, архит. С. Б. Залесский) и уникальная церковь-мавзолей Юсуповых в усадьбе Архангельское Красногорского района (1909-1916, архитекторы Клейн, Г. Б. Бархин) с купольным 2-этажным объемом и величественными парными дугообразными колоннадами наподобие Казанского собора в С.-Петербурге. Ист.: Serlio S. Tutte l " Opere d " Architettura. Venetia, 1584. Lib. 3. Fol. 62; Dietterlin W. Architectura: von Ausstheilung, Symmetria und Proportion der fünff Seulen. Nürnberg, 1598; Pozzo A. Perspectivae: Pictorum atque Archiectorum. Augsburg, 1709. Pars 2. Fig. 88-91; Sturm L. C. Architektonisches Bedencken von Protestantischer Kleinen Kirchen Figur und Einrichtung. Hamburg, 1712; idem. Vollständige Anweisung alle Arten von Kirchen wohl anzugben. Augsburg, 1718; Decker P. Ausführliche Anleitung zum Civilbau-Kunst. Nürnberg, 1715. Tl. 3; Neufforge J.-F., de. Recueil élémentaire d " architecture. P., 1765. Vol. 6. Pl. 399-400, 403; 1768. Vol. 7. Pl. 434; idem. Supplément au Recueil élémentaire d " architecture. P., 1772. Cah. 1. Pl. II, III; 1777. Cah. 30. Pl. VI; 1778. Cah. 42. Pl. IV-VI; Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей... СПб., 1824; [ Кутепов А. С.] Фасады церквей, колокольней и иконостасов, проектированные и изд. архит. Кутеповым. М., 1829; [ Тон К. А.] Церкви, сочиненные К. Тоном. СПб., 1838; он же. Проекты церквей…: Доп. 1. СПб., 1844; Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церк. постройках в селениях. М., 1911. Лит.: Смирнов С. К. Спасо-Вифанский мон-рь. М., 1869; Благовещенский И. А., прот. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

283 Laistner M.L.W. Baedae Venerabilis Expositio Actuum Apostolorum et Retractatio. P. XIII-XVII. 287 В собрании сочинений Беды у Миня помещены комментарии Беды на все четыре Евангелия. В действительности, англо-саксонскому экзегету принадлежат два из них. Тексты толкований на Евангелия от Св. Матфея и Св. Иоанна составлены из фрагментов этих работ Беды и небольших отрывков из других его книг. 291 Beda. In Regum Librum XXX Quaesitionum//PL. V. 91. Cp.: Hieronymus. Liber Locorum//PL. V. 23. 294 В предисловии к «Шестодневу» Беда перечислил этих авторов, суждения которых он обобщил, сопроводив собственными рассуждениями. См.: Ibid. Praefamio. 09А-10А. 305 Idem. Homiliae//PL. V. 94. В Средние века Беде приписывалось более ста проповедей. В издании Миня 49 текстов отнесено к подлинным гомилиям. 307 Августин. О Книге Бытия, буквально. О Книге Бытия, буквально в 12 книгах//Творения Блаженного Августина ; S. Ambrosius, episcopus Mediolanensis. Hexameron libri sex//PL. V. 14; Василий Великий . Беседы на Шестоднев//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого . Ч. 1. М., 1891; Fialon Е. Étude Historique et Littéraire sur St. Basile suivie de l’Hexaemeron. P., 1869. О том, что именно эти работы легли в основу «Шестоднева», писал сам Беда в предисловии к сочинению. 308 Isidorus Hispalensis. Etimologiarum Libri XX. De Natura Rerum//PL. V. 83; Plinius Secundus. Historiae Naturalis libri. Tauchnit, 1841. Macrobius. Opera: Saturnalia/Ed. J. Willis. 2V. Leipzig, 1970. 310 Laistner M.L.W. The Library of the Venerable Bede...; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979. 311 Так, в изложении Беды существенно более упрощенными выглядят рассуждения о времени, хотя об этом предмете он составил свои представления на основе изысканий Августина (о чем более подробно пойдет речь ниже). См.: Августин. Исповедь. XI. 10–30. О Книге Бытия, буквально. V. Беда часто воспроизводил положения из сочинений Августина, высказанные в адрес вполне определенных учений, существовавших в его время, полемика с которыми была актуальной. Довольно много таких замечаний англо-саксонский автор, по-видимому, позаимствовал из его толкований «О Книге Бытия против манихеев»; в его сочинениях оставлены такие фразы как: «не следует слушать тех, кто будет говорить, что...», после чего следовал «еретический» постулат и аргумент Августина против конкретных положений учения манихеев. В использовании Бедой таких цитат видно, что для него примеры «еретических» точек зрений оставались чем-то абстрактным, возможным возражением врагов веры (если таковые появятся). См. например: Beda. Hexaemeron. L.I. 14; Idem. De Ratione Temporum. L. LXVII. P. 572.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010