Для Тертуллиана как и для св. Иринея [источниками вероучения являются] – Священное Писание и Правило веры. Тертуллиан признаёт vetus et novum Instrumentum (Ветхий и Новый Завет) (Adv. Marc. 4, 1//PL. T. 2. Col. 361); в последнем отношении авторитет 4 Евангелий, Деяний, 13 Посланий Апостола Павла и Послания к Евреям, которое он усвояет Апостолу Варнаве (De pudic., 20//PL. T. 2. Col. 1021A). Никаких апокрифов, кроме книги Еноха (De cultu fern. 1, 2, 10//PL. T. 2. Col. 1307B-1308B; р. п.: Ч. 2. C. 165), он не цитирует. Истинный канон хранится только в Церкви. Она может установить подлинность апостольских Писаний, ибо она только и получила от Апостолов их Писания. В некоторых Церквах хранились долгое время и их автографы. Равное с Писанием имеет для Тертуллиана значение и Правило веры. Он часто к нему апеллирует, как к прескрипции против еретиков (Apol., 47; De praescript. haer., 37//PL. T. 2. Col. 50C; p. п.:4.1.С. 183), и считает его руководящим началом при истолковании Священного Писания. Оно три раза приводится в его сочинениях (De praescript. haer., 13//PL. T. 2. Col. 26В; р. п.: Ч. 1. C. 161; Adv. Prax.; De virg. vel., 1). По содержанию оно представляет собой Символ веры . Когда Тертуллиан стал монтанистом, он признал рядом с Писанием и Правилом веры ещё третий авторитет – откровение Параклита в новом пророчестве. Однако по его учению эти откровения касаются не догматов, не Правила веры, которые должны навсегда остаться неизменными, а жизни христиан, которая подлежит развитию (De virg. vel., 1//PL. T. 2. Col. 889). Впрочем, как ни старался Тертуллиан держаться строго церковной почвы, однако при формулировке христианского учения он подпал незаметно для себя философским стоическим влияниям. Б. Учение о Боге Тертуллиан держался странного учения о телесности Бога. По его воззрениям Бог, хотя и является Духом, есть своего рода тело, имеющее свой вид. В данном случае сказалось влияние стоицизма. Следуя стоикам, Тертуллиан был убеждён, что всякое реальное субстанциальное бытие является телом. Субстанция предмета это его corpus (Adv. Herm., 35//PL. T. 2. Col. 230A; р. п.: 4.4. C. 115), поэтому нет ничего бестелесного, кроме того, чего нет (De carn. Chr., 11//PL. T. 2. Col. 774В; р. п.: Ч. 3. C. 27). Телесны и души людей (De resurr., 17; De an., 7//PL. T. 2. Col. 657; р. п.: C. 52), и невидимые существа, которые Богу видимы и имеют для Него своё тело и форму (De resurr., 17//PL. T. 2. Col. 817; р. п.: 4. 3. C. 82). Какую-то человекообразную форму приписывает Тертуллиан и Богу (Adv. Marc. 2, 16–17//PL. T. 2. Col. 303–305), хотя, вероятно, говорит об этом в символическом смысле, в духе библейских антропоморфизмов; во всяком случае, он говорит и о теле, и о душе Бога, и о дыхании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

    Скан Patrologia Latina 194     PL 195: Экберт (аббат Шёнау); Элред (аббат Риво); Генрих Хантингдонский; Вольберо (аббат св. Панталеонта)     Скан Patrologia Latina 195     PL 196: Рихард Сен-Викторский; Гильдуин (аббат Сен-Викторский); Ахард (аббат Сен-Викторский); Эрвизий (аббат Сен-Викторский); Гварин (аббат Сен-Викторский); Одо Сен-Викторский; Годфрид Сен-Викторский; Адам Сен-Викторский; Иосцелин (епископ Турский); Генрих Зальцбургский; Генрих (архиепископ Реймсский); Гуго (епископ Суассонский); Николай (монах Арематский)     Скан Patrologia Latina 196     PL 197: Хильдегарда Бингенская     Скан Patrologia Latina 197     PL 198: Адам Скот; Годфрид Витербский; Пётр Коместор     Скан Patrologia Latina 198     PL 199: Иоанн Солсберийский; Иоанн Корнуолльский; Гвихард (архиепископ Лионский); Пётр (кардинал); Рожер (аббат Орлеанский)     Скан Patrologia Latina 199     PL 200: Александр III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 200     PL 201: Арнульф (епископ Лизьё); Гийом (архиепископ Тирский); анонимный продолжатель Гийома Тирского; Луций III (папа римский); Алан Осерский; Пётр (аббат Клерво); Эмерик (патриарх Антиохийский)     Скан Patrologia Latina 201     PL 202: Иоанн Белет; Гуго Этериан; Пётр (епископ Шартрский); Жильбер Фолио (епископ Лондонский); Роберт (аббат Ториннейо); анонимная «Хроника св. Михаэля в опасном море» (421—1154, две редакции); Урбан III (папа римский); Григорий VIII (папа римский)     Скан Patrologia Latina 202     PL 203: Филипп Арвенг     Скан Patrologia Latina 203     PL 204: Ренье Сен-Лоранский из Льежа; Генрих из Кастро-Марсиако; Балдуин (архиепископ Кентерберийский); Бонакурс; Бернард (аббат Фонт-Клод); Генрих из Сеттимелло; Лаборант (кардинал); Лаврентий из Льежа; анонимные «Анналы св. Витона Верденского»; Стефан из Мурето; Стефан из Лициако; Пётр Бернард; Герард Итерий; Гийом Дандина; Эрменгауд; Климент III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 204     PL 205: Пётр Кантор; Гийом (архиепископ Реймсский); Гарнерий (епископ Лангрский); Жоффруа де Бретёй; Мавриций из Сюлли (епископ Парижский); Одо (епископ Тульский); Александр (аббат Жюмьежский); Геральд (епископ Каорский); Матфей Вандомский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

394 «De poenitentia» также переведено на славянский язык и отпечатано с книгами «De excessu fratris sui Satyri». 402 Sed et vos beati, qui audistis et credidistis... [Но и вы блаженны, слышавшие и уверовавшие...] (Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam II, 26, PL 15:1561). Ut compleretur illud quod hodie lectum est... [...чтобы исполнилось то, что было сегодня прочитано...] (Ibid., VII, 202, PL 15:1753). Pulchre mihi hodie legitur [Прекрасно, что сегодня мне читают...] (Ibid., VIII, 73, PL 15:1787). 406 Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam VII, 52, PL 15, 1712; CSEL 32,4. P. 303. 407 Haec tibi, frater, de generatione Christi non incognita putavi prolixius prosequenda; ne quis cum ista in Evangelio minus attento animo recenseret, aliquatenus fluctuaret [Вот что, брат, я посчитал, ты должен знать о родословии Христа; дабы никто, мало обратив внимания на эти места в Евангелии, не отклонился куда-нибудь...] (Ibid., III, 50, PL 15, 1612; CSEL 32, 4. P. 138). 408 Hie vir... secundum Lucam exponeret Evangelium [Этот муж (Амвросий)... изложил Евангелие от Луки] (Augustinus Hipponensis. Contra Julianum I, 10, PL 44:645). 409 Audis quid dixerit hodie Apostolus [Слышишь, что сказал сегодня Апостол] (Ambrosius Mediolmmensis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 18, 42, PL 15:1467). 413 Ut statim meridianis horis adveniendum sit in Ecclesiam, canendi hymni, celebranda oblatio [...в полуденные часы должно прийти в церковь для пения гимнов, совершения приношения] (Ibid., sermo 8, 48, PL 15:1314). 414 Augustinus Hipponensis. Contra Julianum II, 4, PL 44, 674; Contra duas epistulas Pelagianorum, 29, PL 44, 632. 416 Requiescamus in eo ab omni istius mundi sollicitudine, quam quotidie diversis exagitationibus sustinemus... ipsarum Ecclesiarum diversos fluctus tempestatesque vel praesentes subire, vel animo recipere, quis tarn fortis ut patienter ferat? [Успокоимся в Нём от всякого волнения сего мира, которое мы ежедневно терпим благодаря различным испытаниям... кто столь крепок, чтобы терпеливо переносить различные течения и бедствия в самих Церквах?] (Ambrosius Mediolanensis. De Noe et area, 1, PL 14, 363; CSEL 32, 1. P. 413).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    Скан Patrologia Latina 103     PL 104: Агобард Лионский; Григорий IV (папа римский); Эйнхард; Клавдий Туринский; Людовик I Благочестивый     Скан Patrologia Latina 104     PL 105: «Книга римских понтификов» (VII-VIII века); Теодульф Орлеанский; Эйгиль Фульдский; Берновин из Клермон-Феррана; Дунгал; Адальхард (аббат Корвейский); Эрмольд Нигелл; Евгений II (папа римский); Халитгарий (епископ Камбре); Фредегиз (аббат); Иеремия (архиепископ Сансский); Ансегис (аббат Фонтенелля); Хайминий из монастыря св. Фаста в Аррасе; Хильдерик (аббат Кассинский); Хетти Базельский; Иессей (епископ Амьенский); Алдрик (архиепископ Сансский); Симфосий Амаларий     Скан Patrologia Latina 105     PL 106: Хильдуин (аббат Сен-Дени); Максенций (патриарх Аквилейский); Кандид Фульдский; Дуода; Иона Орлеанский; Хильдемар; Ламберт Потьерский; Теган (хорепископ Трирский); Агнелл Равеннский; Григорий IV (папа римский); Фротарий (епископ Тульский); Ильдефонс (епископ Севильский); Иосиф (священник); Сергий II (папа римский); Фрекульф из Лизьё; Колумбан (аббат Сен-Трона); Христиан Друтмар; Аврелиан Рекомский     Скан Patrologia Latina 106     PL 107—112: Рабан Мавр, в т.110 также письмо Лотаря I к Рабану Мавру     Скан Patrologia Latina 107     PL 113—114: Валафрид Страбон из Фульды     Скан Patrologia Latina 113     PL 115: Хетти Базельский; Аудрад (хорепископ Сансский); анонимные «Деяния Алдрика, епископа Ле-Мана»; Ангелом из Лизьё; Лев IV (папа римский); Бенедикт III (папа римский); Евлогий Толедский; Аймоний Сен-Жерменский; Спераиндео (аббат); Пруденций (епископ Труа)     Скан Patrologia Latina 115     PL 116: Эббон Реймсский; Эрманрик из Райхенау; Эрхамберт (епископ Фрайзингский); Нитхард, аббат Сен-Рикье; Амуло (епископ Лионский); Хаймон Хальберштадтский     Скан Patrologia Latina 116     PL 117: Хаймон Хальберштадтский     Скан Patrologia Latina 117     PL 118: Хаймон Хальберштадтский; Ансгар (епископ Гамбургский); Григорий IV (папа римский)     Скан Patrologia Latina 118     PL 119: Флор Лионский; Серват Луп из Феррьера; акты собора 844 года; Родульф (епископ Буржский); Вальтерий (епископ Орлеана); Ротад II (епископ Суассонский); Николай I (папа римский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В одной Туринской рукописи к 1-й кн. трактата добавлены примечания, возможно принадлежащие самому Г. С.-В. (см.: Baron. 1969. Col. 906). «De sacramentis legis naturalis et scriptae» (О тайнах естественного и писаного закона - PL. 176. Col. 17-42); диалог между учителем (т. е. Г. С.-В.) и учеником об основных христ. догматах: творении мира, человека, его грехопадении и спасении во Христе. «Sententiae de divinitate» (Сентенции о Божестве), др. название - «Reportatio de Laurentio» (Отчет Лаврентия); записи лекций Г. С.-В., сделанные неким Лаврентием, одним из его учеников, и отредактированные автором, предваряются письмом Лаврентия. Фрагмент трактата «De potestate et voluntate Dei» (О могуществе и воле Божией - PL. 176. Col. 839-842). «Institutiones in Decalogum legis Dominicae» (Наставления о Декалоге Господнего закона - PL. 176. Col. 9-15); краткие разъяснения 10 заповедей Моисеевых. «De Verbo incarnato collationes seu disputationes tres» (Три собеседования или рассуждения о Слове воплощенном - PL. 177. Col. 315-324); краткие рассуждения о причинах воплощения Бога Слова и способе соединения двух природ в одном Лице. «De quatuor voluntatibus in Christo» (О четырех волях во Христе; после 1130 - PL. 176. Col. 841-846); небольшой трактат, в к-ром рассматривается вопрос о соотношении воль в едином Лице Христа. «De sapientia animae Christi» (О мудрости души Христа; после 1133 - PL. 176. Col. 845-856); написано в ответ на письмо Вильгельма из Мортани; посвящено рассмотрению вопроса о том, обладала ли человеческая душа Христа мудростью, равной Божественной. «De beatae Mariae virginitate» (О девстве блаженной Марии, 1131 - PL. 176. Col. 857-876). Проповедь «Egredietur virga…» («Произойдет Отрасль…» - PL. 177. Col. 656-657). «Sermo de assumptione beatae Mariae» (Слово об успении блаженной Марии - PL. 177. Col. 1209-1222); построено на толковании различных стихов Песни Песней, к-рые вошли в богослужение праздника Успения Богоматери. «De quinque septenis» (О пяти седмицах - PL. 175.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

2514 Et fortasse illud est, quia non operibus justificamur, sed fide; quoniam carnalis infirmitas operibus impedimento est, sed fidei claritas factorum obumbrat errorem, quae meretur veniam delictorum (Ambrosius Mediolanensis. De Jacob et vita beata II, 9, PL 14:1618). 2518 Ibid., X, 7, PL 15, 1806; Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 4, 26, PL 15, 1249; Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 36, 63, PL 14, 999. 2521 Nemo sibi arroget, nemo de meritis, nemo de potestate se jactet: sed omnes speremus per Dominum Jesum misericordia invenire... quae enim spes alia peccatoribus? (Ambrosius Mediolanensis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 20, 14, PL 15:1488). 2525 Quoniam non ex operibus, sed ex fide unusquisque justificatur a Domino. Sicut enim sortis eventus non in nostra est potestate, sed quem easus attulerit; sic gratia Domini non quasi ex mercedis merito, sed quasi ex voluntate defertur (Ambrosius Mediolanensis. Exhortatio virginitatis, 43, PL 16:349). 2531 (Cum enim duo contendunt, si unus superior sit, dicitur: Conclusit ilium alterum), ideoque per suam misericordiam ut subditus fieret Deo mundus, regressus quidem est populus in haeredibus; sed is celeri errore traductus est, ut Deum non crederet occultorum esse praescium (Ambrosius Mediolanensis. De interpellation Job et David IV, 12, PL 14:843). 2535 Repulsae gentes sunt, ut eligeretur Israel: caecatus est postea Israel propter vocationem gentium; et caecati Israel reliquiae secundum electionem gratiae salvae factae sunt, postquam intravit gentium plenitudo. Ita culpa Israel profuit gentibus: fides gentium Israelitem populum liberavit (Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 61, 29, PL 14:1178). 2538 См., например: Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 43, 10–11, PL 14, 1093–1094; Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 20, 40, 45, 48, 50, 54, 58, PL 15, 1495, 1497, 1499, 1501, 1502. 2567 Wirth Н. 1: Der «Verdienst»-Begriff in der christlichen Kirche nach seiner geschichtlichen Entwicklung.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

С.-В. как свидетельство его расположения к братии монастыря в Хамерслебене (Ibid. Prol.). «De amore Sponsi ad sponsam» (О любви Жениха к невесте - PL. 176. Col. 987-994); на основании 4-й гл. Книги Песни Песней ведется рассуждение о духовной любви Бога-Жениха и невесты-души. «De laude caritatis» (О похвале любви - PL. 176. Col. 969-976); восхваляется любовь (caritas, dilectio) к Богу и ближним, но уже не во внутренних, а во внешних ее проявлениях. «De substantia dilectionis» (О сущности любви - PL. 176. Col. 15-18); приписывалось блж. Августину, а также присоединялось в качестве 4-й гл. к трактату «Institutiones in decalogum…»; рассматривается различие между 2 видами любви - плотской (cupiditas) и духовной, истинной (caritas), пребывающей в Боге,- и выделяется сущность последней. К этому трактату тесно примыкает др. небольшое сочинение, посвященное той же теме: «Quid vere diligendum sit» (О том, чтó действительно надлежит любить - PL. 177. Col. 563-566). «Commentaria in Hierarchiam caelestem S. Dionysii Areopagitae» (Толкования на [трактат] св. Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии»; после 1137 - PL. 175. Col. 923-1154); подробное изъяснение одного из трактатов «Ареопагитик» , известного Г. С.-В. в переводе Иоанна Скота Эриугены ; посвящено франк. кор. Людовику VII; состоит из 10 книг и имеет отчасти догматический, отчасти мистико-созерцательный характер. В 1-й кн. затрагиваются вопросы различения мирского и божественного богословия и рассматриваются основные принципы и виды иерархии. Историко-географические Существует ряд сочинений, в отношении к-рых авторство Г. С.-В. не доказано: «Apologia de Verbo incarnate» (Апология о воплощенном Слове - PL. 177. Col. 295-316). «Adnotationes elucidatoriae in librum Judicum» (Пояснительные заметки к Книге Судей - PL. 175. Col. 87-96; о подлинности см.: Baron. 1969. Col. 907); «De filia Jephthe» (О дочери Иеффая - PL. 177. Col. 323-334). «Adnotatiuncula una in librum Ruth» (Заметка к Книге Руфь - PL. 175. Col. 96). «Adnotatiunculae elucidatoriae in Threnos Ieremiae» (Пояснительные заметки на Плач Иеремии - PL.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

    Скан Patrologia Latina 119     PL 120: Пасхазий Радберт; Энгельмод (епископ Суассонский)     Скан Patrologia Latina 120     PL 121: Ратрамн Корвейский; Готшальк из Орбе; король Лотарь I; Гюнтар Кёльнский; Теудоин Шалонский; Альваро Кордовский; Леовигильд Кордовский; Киприан Кордовский; Бернард, французский монах; Вандальберт Прюмский; Эней Парижский; Герард (архиепископ Турский); Исо Санкт-Галленский; Гримальд (аббат Санкт-Галленский); Милон, монах св. Аманда; Ремигий Лионский; Вулфад (епископ Буржский); Адвенций Мецский     Скан Patrologia Latina 121     PL 122: Иоанн Скот Эриугена; Адриан II (папа римский)     Скан Patrologia Latina 122     PL 123: Адон Вьеннский; Узуард, монах Сен-Жерменский     Скан Patrologia Latina 123     PL 124: Карл II Смелый; Адревальд (монах Флёри); Гинкмар (епископ Лана); Исаак (епископ Лангрский); Одо (епископ Бовэ); Хейрик Осерский     Скан Patrologia Latina 124     PL 125: Гинкмар (архиепископ Реймса)     Скан Patrologia Latina 125     PL 126: Гинкмар (архиепископ Реймса); Иоанн VIII (папа римский); Марин I (папа римский); Адриан III (папа римский); Бертарий, аббат Кассино; Хармот, аббат Санкт-Галленский; Римберт (епископ Гамбургский); Аймоний Сен-Жерменский; Ратперт Санкт-Галленский     Скан Patrologia Latina 126     PL 127: Анастасий Библиотекарь; Франциск Бланхин Веронский; ряд анонимных сочинений о римских понтификах; Григорий из Катании; Каэтан     Скан Patrologia Latina 127     PL 128: Анастасий Библиотекарь; также его анонимные продолжатели     Скан Patrologia Latina 128     PL 129: Анастасий Библиотекарь; Эрхемберт; Ангильберт (аббат Корвейский); Стефан V (VI) (папа римский); Формоз (папа римский); анонимная инвектива на Формоза; Стефан VI (VII) (папа римский); Роман (папа римский); Вольфхард, пресвитер Хасенриетанский; Анамод, субдиакон из Регенсбурга; Евтропий Лангобард; дополнения к посланиям и грамотам пап: Льва III, Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV, Сергия II, Льва IV, Бенедикта III, Николая I, Адриана II, Стефана V; Псевдо-Лиутпранд, «Книга о римских понтификах» (IX век); анонимная «Chronicon Albeldense» (Хроника Альбельды) (IX век); анонимная «Книга о счёте» (IX век).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Documenta conciliorum Galliae. PL. 84. Col. 237–302. Epiphanius Constantiensis in Cypro episcopus. Adversus haereses (Panarion). PG. 41–42. Eunomii Apologia. PG. 30. Col. 835–870. Eusebius Pamphilus. De Ecclesiastica theologia. PG. 24. Col. 827–1048. Eusebius Pamphilus. Historia ecclesiastica. PG. 20. Col. 45–904. Eusebius Pamphilus. Oratio Eusebii de laudibus Constantini in ejus tricennalibus habita. PG. 20. Col. 1315–1439. Expositio Euangelii secundum Lucam. CCPL. 87. Turnhout, 1982. P. 199–225. Fragmenta theologica. CCSL. 87. Turnhout, 1982. P. 229–265; PL. 13. Col. 593–630. Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis. PL. 58. Col. 1059–1120. Gregorius Nazianzenus (Theologus). Orationes. PG. 36; SC. 250. P. 2008; 358. P. 1990. Gregorius Nyssenus. Vita Macrinae. PG. 46. Col. 949–999. Hieronymus. De viris illustribus. PL. 23. Col. 181–206. Hieronymus. Dialogus adversus Luciferianos. PL. 23. Col. 153–182. Hilarius Pictaviensis. Contra Constantium imperatorem Liber Unus. PL. 10. Col. 577–606; SC. 334. P. 1987. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta historica. PL. 10. Col. 619–723. Hilarius Pictaviensis. Liber de Synodis sev de Fide Orientalium. PL. 10. Col. 479–546. (Hilarius Pictaviensis.) S. Hilarii episcopi Pictaviensis Opera. Pars quarta, Tractatus mysteriorum, Collectanea Antiariana Parisina (fragmenta historica) cum appendice (Liber I ad Constantium), Liber ad Constantium imperatorem (LIber II ad Constantium), Hymni, Fragmenta minora, Spuria. Ed. A. Feder. CSEL. 65. Vindobonae, 1916. Hydatius. Chronica. MGH A. A. T. XI. Berlin, 1898. Vol. II. P. 1–36. Irenaeus. Contra haereses libri quinque. PG. 7a. Col. 433–1118; 7b. Col. 1119–1225. Ioannes Chrysostomus. Epistulae. PG. 52. Ignatius Antiochenus. Epistulae genuinae. PG. 5. Col. 624–729. Innocentius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 463–612. Iordanes. Getica. MGH. A. A. Berlin, 1882. T. V. Pars 1. Julien l’Empereur. Oeuvres complètes. Vol. I. 2. P. 1924. Marcellinus Comes. Chronicon. MGH. A. A T. XI. Berlin, 1894. Vol. II. P. 37–108.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010