Еф. 2:12. 328 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности». 329 Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились. 330 Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214/PG 36, 132В. 331 1 Тим 6:15–16. 332 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32/PG 94, 800ВС. 333 Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37,422А. 334 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 335 Молитва «Царю Небесный». 336 Ср.: Рим. 1:20. 337 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 338 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D. 339 Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180/PG 45, 416ВС. 340 1 Тим 6:16. 341 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187–188/PG 46, 264D. 342 Григорий Богослов. Слово 30,18, Barbel 206/PG 36,125С. 343 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3,15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128–134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC. 344 Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС. 345 Ин. 5:17. 346 Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B. 347 Анастасий Синаит, " Οδηγς, 2, PG 89, 53C. 348 В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3,1 — Jaeger 46/PG 45, 124D–125A», но ни в указанном месте, ни в каком–либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30–го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения. 349 Цитата также не поддается идентификации. 350 Исх. 7:1. 351 Василий Великий, Письмо 189, 7–8, Courtonne 2, 140/PG 32, 693С–696А. 352 Григорий Нисский, Contra Eunomium : Book 2, chapter 1, section 499, line 3–8. 353 Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7. 354 Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В. 355

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Даже такой почитатель Оригена, как св. Григорий Нисский, оспаривал его учение о предсуществовании душ (De hom., opificio, 28, PG.44, 229D-233B; р. п. I, 193–196). 14 Проф. И. В. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви. Москва, 1909, с.21. 15 3–е заседание. Mansi IX, 201D-202A; ДВС. V3,32. Греческий текст отчасти сохранился у преп. Максима: Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 16 В некотором смысле цельную систему давало»Огласительное слово»св. Григория Нисского, но оно представляло собой скорее богословско–философский, чем догматический трактат. 17 Популярным был в Византии учебник Немезия по психологии»О природе человека». 18 Для ознакомления с воззрениями названных святых отцов в интересующих нас областях см. труды И. В. Попова, Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. Серг. Лавра, 1904; В. И. Несмелова, Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887; А. И. Бриллиантова, И. С. Эригена (с.178–191 о Григории Нисском) и свящ. Н. Виноградова, Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань, 1887. 19 4 св. Григорий Богослов, Or.28 (de theologia II), n.11,17; Or.30, n.17, PG.36,40 Аб48В,125В; р. п. III.3, 21,26,77–78. 20 Or.28, n.5,17, PG.36, 32В. 48С; р. п. III, 16,26; Or.38. n.7, ibid.317BC; р. п. III, 196–197. 21 Or.31, n.9, 28,29, n.13; PG.36,144A,164D,92A; р. п. III3,90,104,54. 22 Ог.6, n.22, PG.35,749C; р. п. I.3,194; Or.25, n.17, ibid. 1221D; р. п. II2, 235. 23 Or.16, n.9, PG.35, 945С; р. п. II.3, 47. 24 Or 28, n.1, PG.36, 25D-28A; р. п. III.3, 12; Or.38, n.8, ibid. 320BC; р. п. III, 198. 25 Or.28. n.6, PG.36, 32С, р. п. III, 16; Or.14, n.33, PG.35, 904А; р. п. II3, 34; Or.4, n.47; 5, n.1. PG.35, 572АВ. 665А; р. п. I, 91. 145; Or.30, n.20, 129С. А; р. п. III, 81,80. 26 Ог.44, n.4, PG.36, 612А; р. п. IV3, 116 27 Or.28, n.1; 30, n.5; 34, n.8, PG.36, 25D 109А.249А; р. п. III.3,12,66,155. 28 Ог.38. n.11, PG.36,321D-324A; р. п. III.3, 199–200. 29 Or.38, n.12, PG.36, 324В. C-D; р. п. III, 200,201. 30 Ср., например, по вопросу о разделении человека на полы у св. Иоанна Златоуста, hom., in Gen. XVIII,4, PG.53, 153; р. п. IV, 1, с.160–161; св. Иоанна Дамаскина, De fide orthodox II,30, PG.94, 976В; Псевдо–Афанасия, Quaest. ad Antiochum ducem LI, PG.28, 629C. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. – Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1075

выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 498 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B, p.254; XXII,320A, p.45 [р. п. II,76]. 499 Cp. Ambigua, PG.91, 1309B-C, f.223a-b; 1384C. 1385A, f.252b; 1280D, f.212a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 25, PG.25, 112A. 140C-D; р. п. I,202,223. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap. quing. I,11. — Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения — тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; р. п. I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл.«Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т. е. приурочивается ко времени после воскресения. 501 Ambigua, PG.91, 1280А. 1320А, f.211b-212a. 227а–в. 502 Ibid. 1333С, f.233b; 1361A,1365C, f.245a,246a. св. Григорий Нисский, Or. cat. 35, PG.45, 88A; р. п. IV, 89. — св. Григорий Богослов (Or.40, n.2, PG.36, 360В-361А; р. п. III, 224–225) различает три рождения: плотское (рабское и страстное), в крещении (свободное и истребляющее страсти) и при воскресении, и говорит, что все эти три наших рождения почтил Господь. Учение о трех рождениях (в ειναι, ευ ειναι, αει ειναι) разделяет и преп. Максим (Ambigua, PG.91, 1325В, f.230a). 503 Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a-b. Liber ascet. 1, PG.90, 912C, p.368 [р. п. I,75]. Cp. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346 [р. п. I,187]; Ambigua, PG.91, 1348C-D, f.239a. 504 Ambigua, PG.91, 1308D-1312A, f.223a-224a. 505 Disputatio, PG.91, 325А, p.180. Tomus ad Stephanum Dor., PG.91. 156C, p.82. Cap. XIII de vol.13, Прилож., с.65.23–25. См. выше, с.89, прим.1. 506 См. гл.«Тайна боговоплощения», прим. 60. 507 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400С, p.91 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

34. Григорий Богослов, свт. Oratio 38, in Theophania, 7//PG 36,317; Иоанн Дамаскин, св. De fide orthodoxa I,4//PG 94,800. 35. Ин.17:5. - Изд. 36. Bulgakov S. Le Paraclet. Paris, 1946. P.69-75 [на русском языке: Булгаков С., прот. О Богочеловечестве. Часть 2: Утешитель. Париж, 1936. С.75-81]. 37. Именно поэтому все Божественные имена, относящиеся к общей природе, можно отнести к каждой Ипостаси в аспекте " энергий " , то есть аспекте проявления Божества. См., например: Григорий Нисский, свт. Adversus Macedonianos, 13 [Против македониан, 13]: " Источник Всемогущества - Отец; Всемогущество - Сын; Дух Всемогущества - Святой Дух " (PG 45,1317); Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 11: " Истинный, Истина, Дух Истины " (PG 35,1164). 38. Григорий Богослов, свт. Oratio 30, theologica quarta, 20 [Слово 30, о богословии четвертое, 20]//PG 36,129. 39. Василий Великий, свт. Adversus Eunomium II,17 [Против Евномия, книга II, глава 17]//PG 29,605. 40. Кирилл Александрийский, свт. Thesaurus, assertio 33 [Сокровище, утверждение 33]//PG 75,572; Иоанн Дамаскин, св. De sacris imaginibus oratio III,18 [Против отвергающих святые иконы. Слово III,18]//PG 94,1337-1340; De fide orthodoxa I,13//PG 94,856. 41. См. цитировавшийся выше отрывок: Григорий Богослов, свт. Oratio 31, theologica quinta, 9//PG 36,144. 42. См. выражение " εις αιδιον εκφανσιν " у Григория Кипрского: Expositio fidei [Изложение веры]//PG 142,241; Contra Marcum [Против Марка]//PG 142,250; Apologia [Защитительное слово]//PG 142,266-267; De processione Spiritus Sancti [Об исхождении Святого Духа]//PG 142,290,300. 43. Василий Великий, свт. Epistula 38,4 [Письмо 38,4]//PG 32,329-332. См. также: Григорий Нисский, свт. Contra Eunomium I [Против Евномия, книга I]//PG 45,369; Ibidem//PG 45,416. 44. Например, пневматологическая формула синодика свт. Тарасия, зачитанного на VII Вселенском Соборе, в которой не отмечена разница аспекта бытия и аспекта проявления. Mansi 12,1122. 45. См.: 1Кор.1:23. - Изд. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

248 Там же, 3, 1 — 1428D; 1429С. 249 Там же, 3, 1 — 1429С. 250 Там же, 3, 2 — 1433В. 251 Там же, 3, 1 — 1432А. 252 Там же, 3, 2 — 1433В. 253 Там же, 3, 1 — 1432А. 254 Иустин Философ (псевдэпиграф), Ответы православным, 144 — PG 6, 1396D. 255 Там же. 256 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), Слово на Благовещение, 2 — PG 920В. 257 Цитата не идентифицируется. Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 6, op. cit., 50, 9—10. 258 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24—25. 259 Там же, 1, 4, op. cit., 4, 33—36. 260 Григорий Нисский, О совершенстве 8, 1 — Jaeger 187—188 PG 46, 264D. 261 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 11, 6, с. 540 — PG 3, 953D-956A. 262 Григорий Нисский, О божественности Сына и Духа — PG 46, 576А. 263 Там же, 573D. 264 Имеется в виду соборное определение против Акиндина 265 Там же 266 Максим Исповедник, Κεφαλαια γνωστικα , 2, 27 — PG 90, 1137В 267 В точности таких слов в творениях преп. Максима не обнаружено. Ср.: Максим Исповедник, недоумениях к Иоанну, 28 (5, 24) PG 91, 1144С 268 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22, PG 90, 320А. Также см.: О недоумениях к Иоанну 110 (36), PG 91, 1308В 269 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 25 (5, 21), PG 91, 1141АВ 270 « αγγλου, θεο » — в оригинальном тексте св. Василия (по Греческой Патрологии Миня) между этими словами не стоит запятой, и поэтому их следовало бы переводить как «ангела Божия» 271 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 769В 272 Он же, О Святом Духе, 15, PG 32, 132В 273 Он же, Против Евномия, 5, PG 29, 772В 274 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф). О спасительном явлении Христовом, против Аполлинария, 2, 16, PG 26, 1160А 275 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280AB 276 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 27—28 (5, 23—24) PG 91, 1144ВС 277 Григорий Богослов, Epistulae theologicae, 101, 38, 1—2 278 Имеется в виду Аполлинарий. См. у Афанасия Великого в трактате «О воплощении против Аполлинария»: «Но вы говорите, что плоть стала нетварною от единения с нетварным. Это самое и показывает, что заблуждение ваше обличает само себя. Единение плоти с Божеством Слова произошло в матерней утробе, потому что Слово, снисшедшее с небес, из утробы восставило Себе плоть, не предсуществовавшую до снисшествия Слова… Итак, Христос рождается в Вифлееме иудейском, именует отцом Иосифа…, полагается в пеленах, Симеоном вносится во храм, приемлет по закону обрезание плоти и возрастает с годами… Нетварному же приписывать возрастание нечестиво. Ибо нетварное именуется по самому естеству нетварным, и не допускает ни возрастания, ни умаления. А что в общении или единении с нетварным, то именуется, хотя собственно принадлежащим нетварному, однако же, не самим нетварным» (De incarnatione contra Apollinarium libri II [Sp.], PG 26, 1097C-1100A)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

829. Слово 1. Доказательство Промысла, заимствованное из рассмотрения неба, луны и прочих звезд. С. 177193. [С. 318.] 879 PG 83, 556573. 830. Слово 2. Доказательство, заимствованное из рассмотрения воздуха, земли, моря, рек и источников. С. 194205. [С. 1930.] PG 83, 576588. 831. Слово 3. Доказательство Промысла, заимствованное из устройства человеческого тела. С. 206223. [С. 3140.] PG 83, 588605. 832. Слово 4. Доказательство Промысла, заимствованное от устройства человеческих рук и изобретенных человеком искусств. С. 223238. [С. 4963.] PG 83, 605624. —428— 833. Слово 5. Доказательство Промысла, заимствованное из подчинения человеку животных бессловесных. С. 238256. [С. 6482.] PG 83, 624644. 834. Слово 6. О том, что богатство и бедность полезны для этой жизни. С. 257277. [С. 83103.] PG 83, 644665. 835. Слово 7. О том, что рабство и господство полезны для настоящей жизни. С. 278295. [С. 104121.] PG 83, 665685. 836. Слово 8. О том, что для здравомыслящих нет вреда служить господам злым. С. 296321. [С. 122148.] PG 83, 685716. 837. Слово 9. О том, что труд правды не бесплоден, хотя и не виден в настоящей жизни, и о воскресении, доказываемом умозаключениями естественного разума. С. 322342. [С. 149170.] PG 83, 716740. 838. Слово 10. О том, что Бог издревле был попечителем не одних иудеев, но и всех людей, и о вочеловечении Спасителя. С. 343371. [С. 171200.] PG 83, 740773. 839. Слово о Божественной любви. С. 372394. [С. 201223.] (С. 285301.) 880 Oratio de divina et sancta caritate. CPG 6224. PG 82, 14971521. 1858 Творения прп. Нила Синайского 881 часть 1 ТСО 31. Кн. 1. К МОНАХУ АГАФИЮ. PERISTERIA. CPG 6047. PG 79, 812968. —429— 840. Отд. 1. Введение. С. 17. [С. 1417.] 882 PG 79, 812817. 841. Отд. 2. О воздержании. С. 712. [С. 1720.] PG 79, 817821. 842. Отд. 3. О тщеславии. С. 1215. [С. 2022.] PG 79, 821825. 843. Отд. 4. О чтении и молитве. С. 1640. [С. 2235.] PG 79, 825849. 844. Отд. 5. О том, что душам пристрастных к богатству, как животолюбивым, при смерти трудно расставаться с жизнью. с. 4046. [С. 3638.] PG 79, 849853.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

-. Homilia adversus eos qui irascuntur. PG 31.353–372. -. Homilia exhortatoria ad sanctum baptisma. PG 31.424–444. -. Homilia in principium proverbiorum. PG 31.385–424. -. “Homiliae in Hexaemeron”, 86–522 in S. Giet, ed. 1968. Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2 nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Éditions du Cerf. -. Homiliae in Psalmos. PG 29.206–494. -. Homiliae super Psalmos. PG 31.385–424. -. Oratio I. PG 85:27–38. -. Quod Deus non est auctor malorum. PG 31.329–353. -. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit. PG 31.1857–1866: 540–564. -. Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti. PG 32.1116–1381. Vasilii Velikii, svt. 2008. Tvoreniia (Work’s). 2 vols. Vol. 1, 2. Moscow: Sibirskaia Blagozvonnitsa. -. 2012. O Kreschenii (About Baptism). Moscow: Sibirskaia Blagozvonnitsa. Basilius Seleuciensis, Scr. Eccl. Sermones XLI. PG 85.28–474. Chrysippus, Phil. “Fragmenta logica et physica”, 1–348 in J. von Arnim, ed. 1903. Stoicorum veterum fragmenta. 3 vols. Vol. 2. Leipzig: Teubner. Clemens Alexandrinus, Theol. “Protrepticus”, 52–193 in C. Mondésert, ed. 1949. Clément d’Alexandrie. Le protreptique. 2 nd edn. Sources chrétiennes 2. Paris: Éditions du Cerf. Flavius Justinianus, Imperator, Theol. “Edictum contra Origenem”, 68–118 in M. Amelotti, L. M. Zingale, eds. 1977. Scritti teologici ed ecclesiastici di Giustiniano. Milan: Giuffre. Gregorius Nazianzenus, Theol. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11). PG 35. 832–841. -. Ad patrem (orat. 12). PG 35.844–849. -. Apologetica (orat. 2). PG 35.408–513. -. Carmina de se ipso. PG 37.969–1029, 1166–1452. -. Carmina dogmatica. PG 37.397–522. -. Carmina moralia. PG 37.521–968. -. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4). PG 35.532–664. -. “De Filio (orat. 30)”, 22–29 in H. M. Werhahn, ed. 1953. Gregorii Nazianzeni. Singrizis bion (A comparison of the lives of). Klassisch-philologische Studien 15. Wiesbaden: Harrassowitz. -. “Epistulae theologicae”, 36–94 in P. Gallay, ed. 1974. Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques. Sources chrétiennes 208. Paris: Éditions du Cerf.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

415 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222—224 PG 3, 592ВС 416 Максим Исповедник, Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165АВ 417 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С 418 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А 419 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы-скептики 420 Эфектиками ( εφεκτικο ) назывались философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст 421 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76—77, PG 26, 308B-309B 422 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C 423 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В 424 Ср.: Молитва «Царю Небесный» 425 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC 426 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А 427 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρργτικς , 3, PG 45, 604В 428 Палама употребляет здесь каламбур: имя « Ακνδυνος » означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — « πολυκνδυνος » (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3-й тропарь) 429 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 430 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D 431 Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1, 173 PG 45, 965В 432 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 433 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A 434 Там же, 68С 435 Там же, 65CD 436 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D —373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С 437 Антирретики, 2, 11, 40—41 438 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123, 357В 439 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

PG, t. 44, col. 1316. PG, t. 94, col. 856. PG, t. 120, col. 507-509. PG, t. 36, col. 161-164. Антифон 4-го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 С. Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва. PG t 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361-362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108-109. PG, t. 44, col. 1116-1117. PG, t. 160, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.] Выражение, взятое из " Слова 41-го, на св. Пятидесятницу " св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.] Там же. Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.] Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных в мир двух Лиц Пресвятой Троицы неодинакова, хотя Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом. Как мы уже говорили, Церковь есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, " наполняющего все во всем " . Единство Тела относится к природе, " единому человеку " во Христе; полнота Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он также существо, содержащее в себе целое. Святой Дух, как царское помазание почивающий на человечестве Сына - Главы Церкви и сообщающий Себя каждому члену этого Тела, создает как бы многих христов, многих помазанников Божиих: это - личности человеческие на пути к обожению, стоящие рядом с Личностью Божественной. Так как Церковь есть дело и Христа и Духа Святого, то учение о ней имеет двойное обоснование: таким образом экклезиология одновременно уходит своими корнями в христологию и пневматологию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010