90 Gregorius Nazianzenus. De dogmate et constitutione episcoporum (orat. 20) 12//PG. 35. Col. 1080:17–18. πρξις γρ πβασις θεωρας. 91 Gregorius Nazianzenus. In laudem Athanasii (orat. 21) 6//PG. 35. Col. 1088:23–32. См. о том же: Gregorius Nazianzenus. In sancta lumina (orat. 39) 8//PG. 36. Col. 344:1–7. 92 Symeon Neus Theologus. Hymni 17//Symeon Neos Theologos. Hymnen/Prolegomena, kritischer Text, Indices besogt von A. Kambylis. Berlin; New York, 1976. (Supplementa Byzantina; Bd. 3). S. 113–142. 94 Symeon Neus Theologus. Hymni 17:118–122//Symeon Neos Theologos. Hymnen/besogt von A. Kambylis. S. 117. 97 Первое упоминание о цветке: «Ты показываешь мне чуждый цветок» (δεκνυσ μοι ξνον νθος (Symeon Neus Theologus. Hymni 17:129)). Прп. Симеон использует выражениеˆ«странный цветок», подчеркивая неотмирность цветка как плода древа страха. В следующей строке Христом называется «странным цветком»: «о, Христе мой, странный цветок» ( Χριστ μου, ξνον νθος (Symeon Neus Theologus. Hymni 17:130)) в обращении к Нему. 104 Symeon Neus Theologus. Hymni 17:343//Symeon Neos Theologos. Hymnen. S. 124. νθος εναι τ το φβου. 105 Symeon Neus Theologus. Hymni 17:292//Symeon Neos Theologos. Hymnen. S. 122. μεζων πντων γπη. 110 Symeon Neus Theologus. Hymni 17:236//Symeon Neos Theologos. Hymnen. S. 120. πνεμα θεον γπη. 111 Symeon Neus Theologus. Hymni 17:237//Symeon Neos Theologos. Hymnen. S. 120. παντουργν φς κα φωτζον; Symeon Neus Theologus. Hymni 17:325–327//Symeon Neos Theologos. Hymnen. S. 123. 113 Об особом отношении прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата к роли Святого Духа в деле спасения см.: Pereira M. J. Beholding Beauty in Nicetas Stethatos Contemplation of Paradise//USQR. Vol. 2012. 63. P. 51–61, особо P. 55–58. См. также: Grondijs L. H. Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos//BZ. 1958. Bd. 51. S. 329– 354, где в частности указывалось: «Чтобы достичь этого богочеловеческого совершенства и стать способным возвыситься до «мистического богословия», т. е. до всецелого откровения таинственных божественных истин, верующий должен пройти следующие три стадии: он должен достичь второго (следовательно, высшего) бесстрастия (πθεια) духа, затем очистить свою душу молитвой, покаянием и слезами, и, наконец, стяжать вселение Божественной Троицы. И тогда озарения Святого Духа, соответственно очищению его души, сообщат ей откровения тайн Царствия Небесного и снимут покрывало с божественных сокровищ, в ней сокрытых». (Пер. с нем. по: Ibid. S. 336).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

73 Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам 30, 1–2 (PG 61, 250–251). Рус. пер. С. 297–298. 75 Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам 24, 3–4 (PG 61, 203). Рус. пер. С. 240. 80 См.: Cullmann O. The Christology of the New Testament. P. 208–216; Hurtado L. W. One God, One Lord. P. 106–107; Conzelmann H. 1Corinthians. P. 300–301; Davis C. J. The Name and the Way of the Lord. P. 136–139. 90 О развитии евхаристического богослужения во II–III веках см., в частности: Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 103–237; Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. P. 1– 176; Wybrew H. The Orthodox Liturgy, P. 18–25; Bradshaw P. F. In Search for the Origins of Christian Worship. P. 73–117 (часть материала относится к IV веку); Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Eucharistic Liturgies. P. 25–69; Bradshaw P. F. Eucharistic Origins. P. 15– 138. 96 В Синодальном переводе: «воскресив Сына Своего Иисуса». Однако слово «Иисуса» отсутствует в данном месте греческого текста Нового Завета. См.: Novum Testamentum graece. P. 306. 106 Отметим, что евхаристическая молитва из «Апостольского предания» употребляется и в Римско-католической Церкви: она легла в основу второго евхаристического чина, вошедшего в Римский миссал 1970 года. 111 Апостольское предание 37–38 (Botte B. La Tradition Apostolique. P. 84). О значении термина «вместообразное» см. на с. 705–706. 114 Он же. Педагог 2, 9–10; (PG 8, 493, 512–513). Строматы 7, 7, 49. (PG 9, 457). Рус. пер. Т. 3. С. 225. 120 Ипполит Римский. Апостольское предание 25 (Botte B. La Tradition Apostolique. P. 11–16. P. 64). 125 Молитв, описанных отдельно – в главе 10 книги 8-й «Апостольских постановлений». Молитвы эти были достаточно продолжительными и употреблялись не только за вечерним богослужением, но и на Литургии оглашенных. 127 Апостольское предание 17 (Botte B. La Tradition Apostolique. P. 38: «Оглашенные пусть слушают слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

277 Ср. Мф. 23:27—28. 278 Ср. Гал. 6:3. 279 Ср. 1 Ин. 2:16. 280 Изречение “познай себя” было написано на храме Аполлона в Дельфах: см. Платон. Протагор 343ab. В византийскую эпоху это изречение было поговоркой. 281 Выражение “остаток жизни” заимствовано из языка св. Григория Богослова (ср. Слово 40,17: “будучи остатком жизни”). 282 Так в оригинале: слово “аминь” стоит не в конце фразы, а в середине. 283 Vie 37, 8—14 284 Vie 111, 1—10 285 Vie 134, 37—38 286 B.Krivocheine. SC 96, 57 287 J.Koder. SC 156, 76 288 Ibid 289 J.Koder. SC 156, 75 290 Ibid, 77 291 H. 19, 1—2 292 H. 19, 64—67 293 См. H. 33, 70; H. 33, 45; H. 27, 84, и др. 294 H. 35, 27—28. 295 Никита Стифат. Предисловие 67. SC 156, 112. 296 Там же 1—18. SC 156, 106. 297 Там же 301—304. SC 156, 134 298 См. PG 3, 713 AD 299 H. 57 300 H. 17 301 H. 21 302 Vie 111, 3—4. 303 Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Предисловие к книге: Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С.111. 304 J.Koder. SC 156, 82 305 См. H. 20, 97; 21, 474; 45, 24 306 J.Koder. SC 156, 78 307 Vie 37, 12 308 J.Koder. SC 156, 82 309 Ibid., 84 310 См., например, P.Maas. Der Byzantinische Zwolfsilber//Byzantinische Zeitschrift 12. Munchen, 1903. S.278 311 J.Koder. SC 156, 85 312 Ibid., 82. 313 Ibid., 87. 314 Император Константин VII Багрянородный (913—959) — третий представитель Македонской династии на византийском престоле. Годы его правления ознаменованы подъемом культуры, расцветом изобразительного искусства (т.н. македонский ренессанс). 315 В.Асмус. Гимны преп. Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви//Доклад на 3-й международной научной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Л., 1988. 316 J.Koder. SC 156, 92—93 317 См., в особенности, H. 30, 450—462. 318 С.Аверинцев. Христианская апофатика у греков и сирийцев: два подхода к литературной разработке духовной темы//XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. Т.1. М., 1991. С.87. 319 H. 3, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

(ed.), Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα 1 (Θεσσαλονκη2, 1988), P. 104.34–105.24. 88 Georg. Асгор. De Spiritus Sancmi... Р. 49.27–28; cf. Ibid. P. 52.11–18; 60.14–16. 20–21; 62.8–12. 89 Ibid. P. 52.31–32. О фотиевских истоках термина см.: Alexopoulos Th. Der Ausgang... S. 111. Ср. у Николая Мефонского : Nic. Steth. [Nic. Methon.]Antidialexis..., 30//Michel A. Humbert und Kerularios... Bd. II. S. 409.8–9.Речь идет, таким образом, о достаточно устойчивом выражении. 93 Ibid. P. 260. Об опровержении этой идеи Каматиром см.: Ibid. P. 291–293, а также ссылки далее. 96 Petri Damiani De picturis principum Apostolorum, IV//PL 145. Col. 594D. Отмечено в: Spiteris J. La Critica... P. 264, n. 202. Оценить эту мысль можно в перспективе следующего рассуждения Варлаама Калабрийского. Если судить о достоинстве кафедры по ее древности, то подобало бы, чтобы Иерусалимский патриарх настолько превосходил по достоинству Римского, насколько Христос превосходит Петра по естеству (21-е антилатинское слово: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 101.6.124–125). 101 Мейендорф И., прот. Апостол (дата обращения: 15.08.2017). 102 См. из наиболее характерных мест в их сочинениях: Nili archiepiscopi Thessalonicensis Libri duo de causis dissensionum in Ecclesia, et de papae primatu. Liber II [De primatu papae]//PG 149. Col. 700C, cf. 705С: «Видишь, что тот, чья совесть нездорова, может оказаться слабым (σθενσαι) и в вопросах веры?.. А само это согрешение совестью – разве не вид безбожия?» Ср.: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 56; AL 7: P. 87.17.192–195; ср. в AL 12: P. 89.4.47–48; 87.1.3–8; ср. P. 89.4.49–54; 89.5.55–56; в AL 21: P. 97.3.63–65; 111.18.293–298; 111.19.304–306; 113.20.312–313; 115.21.363–368; Paparozzi M. Un opuscolo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con I Latini//La Chiesa Greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 Apr. – 4 Magg. 1969). Padova, 1973. Vol. III. P. 1331–1359, P. 1349.12–13; 1353.23–26; 1356.27–1357.5; 1358.17–25; Palaiologos K.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   Vie 37, 8—14    Vie 111, 1—10    Vie 134, 37—38    B.Krivocheine. SC 96, 57    J.Koder. SC 156, 76    Ibid    J.Koder. SC 156, 75    Ibid, 77    H. 19, 1—2    H. 19, 64—67    См. H. 33, 70; H. 33, 45; H. 27, 84, и др.    H. 35, 27—28.    Никита Стифат. Предисловие 67. SC 156, 112.    Там же 1—18. SC 156, 106.    Там же 301—304. SC 156, 134    См. PG 3, 713 AD    H. 57    H. 17    H. 21    Vie 111, 3—4.    Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Предисловие к книге: Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С.111.    J.Koder. SC 156, 82    См. H. 20, 97; 21, 474; 45, 24    J.Koder. SC 156, 78    Vie 37, 12    J.Koder. SC 156, 82    Ibid., 84    См., например, P.Maas. Der Byzantinische Zwolfsilber//Byzantinische Zeitschrift 12. Munchen, 1903. S.278    J.Koder. SC 156, 85    Ibid., 82.    Ibid., 87.    Император Константин VII Багрянородный (913—959) — третий представитель Македонской династии на византийском престоле. Годы его правления ознаменованы подъемом культуры, расцветом изобразительного искусства (т.н. македонский ренессанс).    В.Асмус. Гимны преп. Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви//Доклад на 3-й международной научной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Л., 1988.    J.Koder. SC 156, 92—93    См., в особенности, H. 30, 450—462.    С.Аверинцев. Христианская апофатика у греков и сирийцев: два подхода к литературной разработке духовной темы//XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. Т.1. М., 1991. С.87.    H. 3, 7.    H. 14, 1.    H. 19, 1—2.    H. 1, 2—3.    Ср. Деян. 2:1—11.    J.Koder. SC 156, 79    См. H. 44, 232; H. 23, 485 и др.    H. 15, 193.    H. 15, 165.    H. 30, 9.    H. 30, 542.    H. 30, 503—504.    H. 44, 232.    H. 21, 118.    H. 19, 41—44.    H. 28, 76.    H. 30, 11—15.    Славянский текст см. в: Триодь постная. Т.1. М., 1974. С.92.    H. 48, 73—108.    H. 30, 62—110.    H. 47, 12—14.    А.Каждан. Византийская культура (X-XII вв.). М., 1968. С.190.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

 Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Документы и акты, входящие в состав Деяний I Вселенского Собора 325 г.//БТ. 1973. Сб. U.C. 90–111, особ. 107–110. 94 Укажем, что точно присутствовали Цецилиан Карфагенский, епископ из Калабрии, и епископ Ницезий из Дии в Галлии. По поводу установления, о какой именно кафедре идет речь, см.: Morin G. D " ou etait Nicasius, l " unique representant des Gaules au concile de Nicee//Revue Benedictine. 1899. T. 16. P. 72–75. К этим епископам следует добавить Осию Кордовского и двух римских пресвитеров, представлявших папу Сильвестра. 95 См.: De Clercq V. С. Ossius of Cordovä A Contribution to the History of the Constantinian Period. Washington, 1954. 96 Eusebius Caesariensis. De vita Constantini III, 7, PG 20, 1061 AB. Первый легат часто именуется Виктором в латинских документах (EOMIA. Fase. 1. Pars prior. P. 36–37). 98 Правв. 8, 14, 15, 17, 18. Послание Египетской Церкви: Socrates. Historia ecclesiastica I, 9, PG 67, 77B. 99 COD. P. 4–5. Ср.: Kelly J. N. D. Early Christian Creeds. London, 1950. P. 215–216. См. в этой работе страницы 217–230 – анализ этого Символа. См. также: Ortiz de Urbina J. Nicee et Constantinopole. Paris, 1963. P. 69–92. 101 Так, отцы, собравшиеся в Константинополе в 382 г. под «Вселенским» Собором понимали собор, представительство отцов на котором выходит за рамки гражданского диоцеза. См.: Бенешевич-1906. С. 100. Правда, в порядке исключения позднее встречается такое выражение не в техническом значении термина, однако в данном случае речь идет о буквальном переводе латинского текста, где стояло ad concilia... universalia (Послание Карфагенского Собора (424–425) папе Целестину//CCL, 259. Р. 171). Ср. греческий перевод: Бенешевич-1906. С. 453 ( εις οικουμενικν σνοδον). Единственное число в греческом объясняется изменением текста, а не неточностью перевода. 105 Согласно контексту, такой перевод наиболее естествен. Ср.: Joannes Chtysostomus. In Mattaeum homilia LXXXV, 4, PG 58, 763. Феодорит употребляет слово προεδρα для обозначения епископского служения: Historia ecclesiastica I, 7//GCS, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

150 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 161:22–162:4. «Итак, он сказал, что “они стремятся повсюду обнаруживать две существующие природы”, очевидно, природы обособлен­ные» (Jo. Caes. Apol. conc. chalc. 1:1:388–393). 152 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:18. Ср.: Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268a:31– 35:276b:16–19. 154 Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268b:9–33:276b:16–35:277a:6–35; Le- ont. Hier. Contra Monoph. PG 86/2:1853A:13-C:6; Max. Conf. Ep. 12. PG 91:481B:10–484C( Максим Исповедник , прп. Письма. С. 141–143); Doctr. patr. 151:7–21. 155 Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 228:248b:24–249a:3; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 157 Just. Contra Monoph. 156:2–158:2; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:259a:13– 27; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:269a:16–270b:40:277b:5–17. 159 Ep. 45:7. ACO I, 1:6. P. 154:3–8; Ep. 46:3. ACO I, 1:6. P. 160:2–6; Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:4–10. 169 «Если мы станем отрицать, что единый и единственный Христос – из двух, и притом различных, природ, будучи неразрывен после единения, тогда противники правых догматов спросят нас: “коль скоро все в Нем – одна природа, как же Он тогда вочеловечился и какую плоть сделал Своею собственною?”» (Ep. 45:6. ACO I, 1:6. P. 154:8–11); Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:273a:16–29:276a:22–24:281a:21–23. 183 Защитниками Халкидона было показано, что нет ни одного фрагмента Халкидонского ороса, которому нельзя было бы найти точное соответствие в творениях свт. Ки­рилла Александрийского. См.: Flor. Cyr. 108:12–111:16; Doctr. patr. 168:5–173:15. 186 Just. Contra Monoph. 153:3–6:167:7–11; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:260a:18–260b:9; Anast. Sin. Viae dux 7:2:27–31:7, 2:120–135. 192 Наименование это выглядит не вполне адекватным, поскольку может подать ложную мысль о каком-то отличии учения отцов Халкидонского Собора от богословия его последующих защитников. 194 По словам свт. Евлогия Александрийского, «Собор [Халкидонский] пусть не на словах, а в мысли, провозгласил “одну природу Слова воплощенную”» (Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:271a:19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

104 Eth. 1, 12, 104–133. Толкование впервые предложено Оригеном: “«селение» это телесная природа, в которой Бога видит мир”. — Фрагменты на Пс 17:12//PG 12, 1221B. 105 Eth. 2, 5, 8–21. Сравните аналогичное толкование в Акафисте, икос 6: “Радуйся, пище, манны преемнице Радуйся, земле обетованная…” 106 Образ Моисея рассматривался, начиная с Филона Александрийского, как символ истинного мистика; такая интерпретация стала традиционной для христианской богословской мысли. У преп. Симеона образ Моисея не занимает такого выдающегося места, как у Оригена, свт. Григория Нисского и Дионисия Ареопагита; тем не менее иногда преп. Симеон обращается к образу Моисея, говоря о мистической жизни. 108 Eth. 15, 28–31. Традиционный в святоотеческой литературе пример раскаяния. Ср. в Великом Каноне преп. Андрея Критского песнь 8: “Слезную Спасе сткляницу, яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая”. 110 Eth. 2, 1, 44–46. Ср. в Великом Каноне преп. Андрея Критского песнь 9: “Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веры слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися”. 111 Eth. 2, 1, 44–46. Ср. сходную интерпретацию у свт. Григория Богослова (Истор. стихотв. 12//PG 37, 1182A). 116 Это выражение встречается у Оригена (Бес. на Пр. Иеремию 18, 5, 22//GCS 6, 156); ср. Свт. Григорий Нисский. Жизнь Моисея II, с. 74 и др.; однако преп. Симеон, вероятно, имеет в виду следующий литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек”… 118 Ср. Пасхальный Канон преп. Иоанна Дамаскина, песнь 3: “Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся”. 119 Ср. Богородичен из Канона преп. Феодора Студита в Неделю 3-ю Великого Поста, песнь 3: “В купине Моисей Твое образно таинство древле, Чистая, виде; якоже бо оныя пламень, огнь Божества Твою утробу не опали”. Это толкование принадлежит свт. Григорию Нисскому (Жизнь Моисея II, с. 39). 120 Ср. Пасхальный Канон преп. Иоанна Дамаскина, песнь 1: “…Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющая”. Жанр канона предусматривает девять песней, первая из которых посвящается переходу через Красное море.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

Имп. Ираклий после возвращения, будучи удовлетворен восстановлением Иерусалима, утверждает Модеста патриархом Святого rpaдa (Flusin 1992. Т. II. Р. 17), хотя вернуть былое величие разрушенным постройкам и восстановить в полной мере богослужение при Святом Гробе он был не в состоянии. Другая сторона деятельности Модеста была связана с тенденцией монахов покидать пустыни и скрываться в городах и их окрестностях (см. PG 89,1425А). Монастырь Хозива после колебаний был занят вновь, как это видно из текста жития (гл. 35), – игумен, возвратившийся из Аравии с несколькими монахами, поселился в гостинице монастыря в Иерихоне, и только по настоянию братии возвратился в монастырь. В случае же оставления монахами обители монастырская жизнь в ней часто уже не восстанавливалась. Модест пытался противостоять этой тенденции, заботясь о том, чтобы часть монахов вернулась в пустыню. Определенных результатов он достиг: Большая лавра, а также и другие монастыри стали вновь обитаемы. Модест, по слухам, скончался от яда 17 декабря 630 г. Место Иерусалимского патриарха оставалось вакантным до избрания св. Софрония в 634 г. (Антиох Стратиг 1909. С. 66.3–5; Flusin 1992. Т. И. Р. 141–142; 176). Память «Модеста, воссоздавшего Иерусалим» празднуется Иерусалимской церковью в вербную пятницу, вместе с Иоанном Muлocmubым (Garimme 1958. Р. 186–187), а согласно палестино-грузинскому календарю – 17 и 18 дekaбpя (Garimme 1958. Р. 110–111). 18 . ...отрекшись от врага, и всякого служения ему, и всей гордыне его, и всех дел его – Чин отречения ( πταξις) от диавола и сочетания ( σνταξις) Христу, включающий эту формулу, содержится уже в древнейшем евхологии Барберини (Barberini Sancti Marci), отражающем константинопольскую доиконоборческую практику. В этот евхологий он списан в Италии с подлинника времен св. патр. Германа (около 730 г.). Вот текст этого чина: «После «Аминь», соблечену и отрешену [без обуви] крещаемому, обращает его [, если взрослый он,] священник на запад, горе руци имуща и глаголет трижды: «Отрицаюсь сатаны, и всех дел его, и всего служения ему, и всех ангелов его, и всей гордыни его " » (Арранц 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010