Труд Августина «О Троице» перевел на греческий язык Максим Плануд в XIII в., и потому он мог быть известен Паламе. 449 Cap. phys. 36; PG 151:114θ–Ι145Α. 450 Сар. phys. 75; PG 15I:I173B. 451 Against Akindynos, V, 27; не опубликовано, однако цитируется в кн. Meyendorff, Gregory Ρα/amas, ρ 220. 452 О Соборах 1156 и 1157 гг., см. J. Meyendorff, Christ, p. 152–154. 453 Gregory Palamas, Triads III, 2, 12; ed J. Meyendorff, in Spicilegium Sacrum Lovaniense, 31 (Louvain, 1959); Палама перефразирует Григория Богослова, Oratio 45, 3; PG 36:625c. 454 Against Akindynos 2, 10, не опубликовано, процитировано в кн. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 213. 455 См. статью «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» в изд. Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. См. также дебаты о «Шилиокве» между православными (епископ Кассиан, Мейендорф, Верховской и др.) и римокатолическими (Камело, Буайе, Анри, Дюбарль, Донден и др.) богословами, отчет о которых опубликован в изд. Russie et Chrétienté (1950), 3–4. 456 Cf. J. Meyendorff, Christ, p. 166. 457 K. Rahner, op. cit., p. 111. 458 Cabasilas, De vita in Christo, l, 3; PG 150:4900. 459 Тайна, таинство (греч.). 460 См., напр., Chrysostom, Horn. 7,1 in I Cor.; PG 61:55. 461 Chrysostom, Catéchèses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chrétiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143. 462 Synaxis — вместе (греч.) 463 Ep. II, 165; PG 99:1524в. 464 G. M. Jugie, Theologia dogmatica Christianorum orientalium, III (Paris, 1930), p. 16. 465 Цитируется у M. Jugie, там же, с. 17–18. 466 De sacramentis, 52; PG 155:197д. 467 Responsa canonka, éd. A. I. Almazov (Odessa, 1903), p. 38. 468 Нот. 60. ed. S. Oikonomos (Athens, I860), p. 250. 469 De sacramentis, 43; PG 155:188д. 470 De vita in Christo, II, 3; PG 150:524л. 471 Там же, 4, 525л. 472 Там же, 524с. 473 Там же, 5, 525D. 474 Там же, 22:548ВС. 475 Haeret. fabul. compendium 5, 18; PG 83:512. 476 De sacramentis, 64; PG 155:228о–229в. See also Manuel of Corinth, Apology 7, PG 140:480. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273B, p.18 [р. п. II,36]; XXXVII, schol.4, 388D, p.84 [р. п. II,258] (cap. quing. II,24); XLV, schol.1, 420A, p.102 [р. п. II,268]; LII,497A, p.144 [р. п. II,178]; LVIII,596A, p.194; LXIII,680A,685A,688A, p.244,246,247; Quaest. et dubia 35, PG.90, 813C-816A, f.313. Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a; 1273B-C, f.209a-b. Cp. Cap. de charitate II,28 [р. п. I,111]; Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a (πραξις и γνωσις). Еще чаще преп. Максим употребляет формулу — αρετ и γνωσις: Ambigua, PG.91, 1065D,1120B,1140B,1273C, f.118a,141b,151a,209b; Prol. ad Tahl. I, PG.90, 248C, p.3 [р. п. II,23]; Quaest. ad Tahl. I,269C, p.16 [р. п. II,33]; III,273D. 276A, p.18. 19 [р. п. II,37]; VI,281A, p.22 [р. п. II,43], VIII,285A, p.25 [р. п. II,46]; XXVI,344A, p.58 [р. п. II,89] (cap. quing. I,81); XXXIV, 377A, p.78 [р. п. II,110] (cap. quing. II,17); XXXV, 380A, p.80 [р. п. II,112]; XXXIX, 392B, p.86 [р. п. II,122]; XLV, 417D, p.101 [р. п. II,137] (cap. quing. II 45,46); XLVI,420D, p.102 [р. п. II,138] (cap. quing. III,48); XLVII,421C. 424В, С. 425С, p.104,104–105,106 [р. п. II, 139,140,142] (cap. quing. II,53); schol.7, 432A, p.109 [р. п. II,269]; XLVIII,441B, p.114 [р. п. II,150]; L, 472AB, p.130 [р. п. II,164] (cap. quing. III,2); LI,477A, p.133 [р. п. II,168] (cap. quing. II,97); 480A. C-D. 481D, p.134–136 [р. п. II,168–170] (cap. quing. II,98); LIV, 512B, p.152 [р. п. II,185–186]; LV, 540C, p.167 [р. п. II,197]; LXIII,681A. 685D, p.244 (cap. quing. IV,89),247; LXIV, 728A, p.270. Cap. gnost.43, Прилож., c.412i. Cap. de charitate II,95; III,33,45; IV,46 [р. п. I,120,125,126,139]. — Различение πραξις и θεωρα обычно у писателей созерцательного направления: Евагрий, De octo cogit. (р. п.§22), PG.40, 1278A; р. п., с.608; преп. Нил, De oratione с.38, PG.79, 1176А; р. п. I,180; Ad Eulog. I 1112D-1113A; р. п. I, 242; св. Григорий Богослов, Or.4, n.113;14, n.4;16, n.7;21, n.6, PG.35, 649В,864А,944ВС,1088ВС; р. п. I.3,135; II.3,6,46,146. 657 Cap. de charitate III,45 [р. п. I,126]. 658

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Современная канонистика могла бы преодолеть трудности, связанные с определением икономии, если бы обратилась к классической юридической доктрине, а именно к римско-правовому принципу справедливости — «aequitatis». Приближение концепции икономии к данному принципу предоставляет адекватный метод изучения этого важнейшего инструмента церковного права. Подобное понимание икономии позволило бы избегать стереотипных представлений как только о «снисхождении», а также более корректно истолковывать смысл и характер чрезвычайных мер. Примечания: 1 См.: Troianos S. Der Begriff der «Oikonomia» im byzantinischen Recht (unter Berücksichtigung der gegenwärtigen griechischen Kanonistik)//XVII ЕжБК. М., 2007. Т. I. С. 144. 2 Κοτσνης . Προβλµατα τς κκλησιαστικς Οκονοµας. θναι, 1957 (фр. пер.: Kotsonis J. Problèmes de l’économie ecclésiastique/Trad. par l’archimandrite P.Dumont. Gembloux, 1971). P. 41–43; Troianos S.N. Op. cit. С. 145. 3 В переводе Книги правил: «церковное распоряжение». 4 L’Huillier P. L’économie dans la tradition de l’Eglise orthodoxe//Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. Vol. VI. Wien, 1983. 5] PG. Vol. 26. Col. 1180. 6] PG. Vol. 26. Col. 1173. 7] Epist. 227//PG. Vol. 32. Col. 852. 8] Epist. 228//PG. Vol. 32. Col. 857. 9] Epist. 56//PG. Vol. 77. Col. 320. 10 Phot. Bibl. Cod. 227//PG. Vol. 103. Col. 953, 956. 11 PG. Vol. 99. Col. 984. 12 Eth. Nicom. V. 14. 13 Cessario R. Epieikeia and the Accomplishment of the Just//Aquinas and Empowerment: Classical Ethics for Ordinary Lives/Ed. by G.Simon Harak, James F.Keenan. Georgetown University Press, 1997. P. 172–174. 14 Richter G. Oikonomia: der Gebrauch des Wortes Oikonomia im Neuen Testament, bei den Kirchenvütern und in der theologischen Literatur bis ins 20. Jahrhundert. Berlin, 2005. S. 518–523. 15 Epist. 32//PG. Vol. 111. Col. 213. 16 Epist. 57//PG. Vol. 77. Col. 321. 17 λλης Γ.Α., Ποτλς М. Σνταγµα τν θειν κα ερν καννων. θηνσιν, 1852–1859. Τ. 2. Σ. 210. 18 Γεδεν Μ. Κανονικα διατξεις, πιστολα, λσεις, θεσπσµατα τν γιωττων Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως. Κωνσταντινοπολις, 1888. Τ. Ι. Σ. 153.

http://azbyka.ru/ikonomija-kak-princip-c...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1363 Координаты по PG соответствуют русскому переводу вопросоответов за исключением схолий, которые на русский язык не переводились. 1365 В TLG всего 41 сочинение (без 34, 35), в ТСО переведено 5 сочинений, вне ТСО – 5. Не переведено 31 сочинение, из которых 22 подложные 16, 18–30, 32, 36–41). 1371 В TLG всего 8 сочинений (без 3–6, 11), в ТСО переведено 1 сочинение. Не переведены 7 сочинений, из которых 1 сомнительное 2). 1372 Здесь расписаны письма блж. Феодорита, не вошедшие в библиографический указатель, помещённый в предыдущем номере БВ 4). Подробная роспись писем сделана в сводной таблице (см. выше, с. 547–552). 1373 В TLG всего 75 сочинений (без 7, 24, 25, 28, 33–94, 111, 113, 128, 131–134, 136–139, 141–143, 145–147, 150–161, 164, 168, 169, 171– 174). В ТСО переведены 9 сочинений, вне ТСО полностью или частично – 17. Остались непереведёнными полностью или частично 55 сочинений, из которых 3 подложные. Из непереведённых сочинений 2 переведены фрагментарно в составе деяний V и VI Вселенских соборов. 1378 В дипломной работе С. Сулина (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), которая готовится к публикации в БВ. 1379 В дипломной работе К. Юлаева (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), исправленный вариант которой опубликован в настоящем номере БВ (см. выше, с. 65–151). 1380 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate. TLG 4090/109, X66 (frr., см. TLG 7051/1), X68 (frr., см. TLG 4147/1). CPG 5215. PG 75, 9–656, Рус. пер.: Деяния 1996 . Т. 4. С. 43, 120 (PG 75, 397:3–18); С. 46–47 (PG 75, 393); С. 115 (PG 75, 397С); С. 115 (PG 75, 400:11–30); С. 125 (PG 75, 32). 1381 Dialogus cum Nestorio [Sp.]. Рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица/Пер. с греч. свящ. Василия Дмитриева//БВ 1915. I, 4. С. 689–692. Отд. оттиск: СП: ТСЛ, 1915. С. 24–28. Переизд.: Российский православный университет. Учёные записки. Вып. 3 (Патрология). Μ., 1998. С. 283–285. 1384 Из 303 сочинений на греческом языке, принадлежащих или приписываемых 3-м отцам (свт. Епифанию Кипрскому , 6л. Феодориту, еп. Кирскому, свт. Кириллу Александрийскому ) и приведённых в данной росписи CPG, – если иметь ввиду только номер CPG, а не объем произведений, – на русский переведено полностью или частично 157, что составляет 51,8 %.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

333 В библиотеке МДА имеется издание: СП: Типография ТСЛ, 1912, на титульном листе которого 68 номер тома зачеркнут ручкой и вписан номер 70. Номер 68 появился по ошибке, поскольку ранее он был присвоен 8 части писем блж. Феодорита. 334 В современное переиздание сочинений свт. Кирилла (изд-во «Паломник») эти ценнейшие указатели не были включены из-за перехода на новую пагинацию. Если бы страницы прежнего издания были указаны внутри текста, то удалось бы сохранить плод подвижнического труда М. Д. Муретова даже без дополнительной переработки указателей. 336 «Длинная приписка о Константине и VI Вселенском соборе и заключительная похвала св. Максиму, не имеющиеся в других житиях» (Муретов 1915. С. 3). 345 Координаты по PG соответствуют русскому переводу вопросоответов за исключением схолий, которые на русский язык не переводились. 347 В TLG всего 41 сочинение (без 34, 35), в ТСО переведено 5 сочинений, вне ТСО – 5. Не переведено 31 сочинение, из которых 22 подложные 16, 18–30, 32, 36–41). 353 В TLG всего 8 сочинений (без 3–6, 11), в ТСО переведено 1 сочинение. Не переведены 7 сочинений, из которых 1 сомнительное 2). 354 Здесь расписаны письма блж. Феодорита, не вошедшие в библиографический указатель, помещенный в предыдущем номере БВ 4). Подробная роспись писем сделана в сводной таблице (см. выше). 355 В TLG всего 75 сочинений (без 7, 24, 25, 28, 33–94, 111, 113, 128, 131–134, 136–139, 141–143, 145–147, 150–161, 164, 168, 169, 171–174). В ТСО переведены 9 сочинений, вне ТСО полностью или частично – 17. Остались непереведенными полностью или частично 55 сочинений, из которых 3 подложные. Из непереведенных сочинений 2 переведены фрагментарно в составе деяний V и VI Вселенских соборов. 360 В дипломной работе С. Сулина (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), которая готовится к публикации в БВ. 361 В дипломной работе К. Юлаева (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), исправленный вариант которой опубликован в настоящем номере БВ (см. выше, с. 65–151). 362 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate. TLG 4090/109, X66 (frr., cm. TLG 7051/1), X68 (frr., cm. TLG 4147/1). CPG 5215. PG 75, 9–656. Рус. пер.: Деяния 1996 . Т. 4. С. 43, 120 (PG 75, 397:3–18); С. 46–47 (PG 75, 393); С. 115 (PG 75, 397С); С. 115 (PG 75, 400:11–30); С. 125 (PG 75, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

91 Κα τς πακος μισθς μεζων το κατ τν γκρτειν στι κατορθματος. Bas. M. Prologus 5. PG 31, 884:39–41. 95 Ψυχς μγας χαλινς νθρποις νος. Sententiae e codicibus Byzantinis/ed. S. Jaekel. Leipzig, 1964. L. 844. TLG 541/42. 97 Επρεπς δ ξ γκρατεας κα γρυπνας πανθοσα... Bas. M. Ep. 46 (К падшей деве) 2:32–33. 99 ν τελε ναχωρσει τν δων θελημτων. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. PG 31, 1168:46–47. 101 Greg. Nyss. De beneficentia. Vol. 9. P. 94:6–8. TLG 2017/10; ср.: Greg. Nyss. De virginitate. 22, 2:25–27. TLG 2017/43. 104 ...δι τς γκρατεας πσαν φυγν μαρτημτων κατρθωσεν. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. 17. PG 31, 964:24–25. 107 ... γκρτεια ξις στν παινετ, μεστης ν εη δο κακιν. Ср.: In Aristotelis Ethica Nicomachea paraphrasis. P. 152:29–33. TLG 4033/3. 111 ...ν μτρον γκρατεας, παντελς παλλοτρωσις τν πρς τν λεθραν δονν φερντων. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. 19. PG 31, 968:2t-6. 116 ...ο τρυφς στι κατηγρημα, λλ κριβεσττη τν σκητν κα ταλαπωρος ντως γκρτεια. Bas. M. Constitutiones asceticae [Sp.]. PG 31, 1414:49–1416:1. 117 См., например: Typica Monastica. Constitutio monasterii Prodromi το Φοβερο 5. P. 13:32–35. TLG 5330/15. 118 Ср., например: Analecta Hymnica Graeca. Canones Octobris. Dies 8, canon 9, 2:4–7. TLG 4354/2; Analecta Hymnica Graeca. Canones Decembris. Dies 6, canon 5, 4:3. TLG 4354/4. 119 ... τος τς γκρατεας στεφνους ναδησμεθα. Bas. M. De jejunio (hom. 2). PG 31, 189:19–21. 120 По строгости уклада жизни монашеские общины св. Василия, как считают некоторые исследователи, даже превосходили Пахомиево общежитие (Humbertclaude 1932. P. 325). По словам Ж. Грибомона, «Василий оставлял для индивидуального сознания, по крайней мере по видимости, гораздо меньше места не только чем отцы Скита, но даже чем св. Пахомий» (Gribomont 1984. P. 305). 121 γκρτει στιν μαρτας ναρεσις, παθν λλοτρωσις, θελματος κκοπ, σματος νκρωσις. Jo. Dam. Sacra parallela (recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant) (fragmenta e cod. Vat. gr. 1236). Vol. 96. P. 180:13. TLG 2934/18.=Bas. M. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae). PG 31, 964:15–19. См. также: Acta Monasterii Cutlumusii. Actum Cyrilli VII patriarchae et concilii 59–60. TLG 5308/80.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

б) Философские учения путём перетолкования он подгонял к христианским догматическим положениям. У Платона он находил не только учение о бессмертии, воздаянии, но и о Святой Троице (Clem. Alex. Strom. V, 14, 103//PG. T. 8. Col. 156B; р. п.: T. 2. C. 206), о сотворении мира из ничего, о чём Платон вовсе и не думал (Strom. V, 14, 92//PG. T. 8. Col. 135AB; р. п.: T. 2. C. 199). Содержание философии он мыслил как учение о Боге и средствах достижения добродетели; философия для него почти совпадает с богословием и аскетикой. Отсюда он Евангелие считает единой истинной философией и христиан – философами, Ветхий Завет – философией евреев. Христианские аскеты и мученики тоже философы, а упражнение в добродетели – истинное любомудрие (Clem. Alex. Strom. VI, 7, 55//PG. T. 9. Col. 276C–277A; р. п.: T. 3. C. 36). Таким образом, Климент имеет необыкновенно широкий взгляд на философию и готов ставить её под одну рубрику со Священным Писанием. Но во время Климента не все христиане были настолько терпимы. Многие правоверные смотрели на философию как на дело диавола и всячески чуждались её. Клименту в интересах защиты своей философской системы необходимо было доказать Божественное происхождение философии. 1. Он доказывает, прежде всего, что греческая философия не есть изобретение диавола (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 18 –2, 19//PG. T. 8. Col. 708B-709; р. п.: T. 1. C. 87; 9, 44; VI, 8:66) и доказывает из сходства её положений с откровенным учением. Философы учили о единстве Бога, о необходимости добродетели; на некоторые их изречения ссылался сам Апостол Павел (Clem. Alex. Strom. I, 14, 59//PG. T. 8. Col. 757C; р. п.: T. 1. C. 111). A если философия приносила добро и располагала к добродетели, то она не могла быть диавольским изобретением: добро исходит всегда от Бога (Clem. Alex. Strom. VI, 17, 156–159//PG. T. 9. Col. 392AB394; р. п.: T. 3. С. 85). 2. Итак, сходство философии и Откровения объяснимо только её происхождением от Бога. Впрочем, произошла она от Бога не непосредственно, как, например, Закон Моисеев, а через известные посредства (Clem. Alex. Strom. 1, 5, 28//PG.T. 8. Col. 717CD; р. п.: T. 1. C. 91). Это;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

1808 Contra haer. 18 1 . Migne, PG., t.7. col. 520B–521A. Сочинения, с. 41. Cfr. замечание Liechtenhan " a. Die Offiinbarung im Gnosticismus. S. 71. Anm. I. 1810 Cfr. Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnosticismus. S. 78. Th. Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons, I 2. S. 720. 1816 Другие примеры толкований гностических у Liechtenhan " a. Die Offenbarung im Gnosticismus, SS. 72–75. Брошюра С. Barth " a. Die Interpretation des Neuen Testaments... представляет почти только сборник образцов аллегорических толкований, особенно SS. 3–9, 16–32. 1817 De praescr. cap. 17: Tantum veritati obstrepit adulter sensus, quantum et corruptor stylus. Migne, PL., t. 2, col. 35A. Cfr. De resurr. carnis, cap. 63. PL.., t. 2, col. 934A. 1818 Об этом говорит часто Ориген . De princ. IV,9: Γραφ… ς πρς τ ψιλν γρμμα ξαλημμνη (Migne, PG., t. 11. col. 360B). Selecta in psalm, hom. 5,5 en psal. 36: legem secundum litteram tantummodo intelligentes (PG., t. 12, col. 1364C). Comment in Matth. t. XV,3: Μαρκων… φσκων μ ον λληγορεν τν Γραφν (PG., t. 13. col. 1261A. Cfr. not. 98. coil. 1261–1262D). Th. Zahn. Geschichte des neutest. Kanons, I, 2. S. 587 Anm. 2. Против Маркиона иногда защищает аллегорическое понимание текста и Тертуллиан . Adv. Marc. 111,5.14. IV, 20. Migne, PL.. t. 2. col. 354A, 362A, 436В. В диалоге с Магефием идет такой спор. I, I: Adamant, dixit: Spiritalem dicis esse sensum scripturis, an purum et historicum nec aliud aliquid intrinsecus continentem? Megethius dixit: Puras dico et hoc tantum, quod scriptum est, habere, nec quicquam aliud... Meg. dixit: Ubi scriptum est, esse parabolas, illa spiritalia sunt, cetera vero historica. Caspari, Kirchenhistorische Anecdota. I, p. 11. 1819 Буквально хотели понимать гностики пролог св. Иоанна. Iren. Contra haer. I 8 5 . Migne, PG., t.7, col. 532 sqq. Сочинения, с. 44–46. «Также злонамеренно, говорили: если небо престол Божий, а земля – подножие Его, а небо и земля, как сказано, прейдут, то будто с пришествием их должен прейти и Бог, восседающий на них, и посему Он не есть Бог всевышний». Здесь уже Ириней укоряет гностиков за то, что они putant Deum more hominis sedere. Contra haer. IV,3 1 . Migne. PG., t.7, coil. 979C–980A. Сочинения.с. 323.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые латинские тексты все же позволяют думать, что Ориген рассматривал эсхатологическое уничтожение зла как окончательное 232 . Подводя итог, можно сказать, что, зло, с точки зрения Оригена , есть исключительно моральное зло или порок, впервые возникший в изначально благом универсуме в результате различного отклонения разумных существ от первоначального совершенства, что стало возможно (хотя и не необходимо) благодаря наличию у них свободы выбора между благом и злом, представляющей собой субстанциальную характеристику самой природы духовных тварей. Для исправления этого морального зла Бог непосредственно, или используя демонов и грешников, применяет такое педагогическое средство, как физическое зло или страдание, что в конечном счете – в финале продолжительной последовательности будущих миров – должно привести к полному и, вероятно, окончательному устранению зла из универсума. А.П. Скрипник 172 Ср.: Young F. M. Insight or Incoherence? The Greek Fathers on God and Evil//Doctrines of God and Christ in the Early Church. Ed. by E. Ferguson. N. Y.–L., 1993. P. 135. 176 Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Grigorio Nazianzeno facta (Phil.) 26, 1, 6–8. 178 SVF III, 75=Adversus mathematicos, XI, 26; SVF III, 97a=Diog. Laert. VII, 95; ср.: SVF III, 76=Diog. Laert. VII, 94. 188 Например: De libero arbitrio, I, 1, 1. См. также: De Capitani F., II «De libero arbitrio» di S. Agostino. Milano, 1987. P. 473. 7. 190 Commetntarium in evangelium Matthaei. (Comm. Mt.) X, 11–12; Commentaria in evangelium Joannis (Comm. Jo.) XX, 13, 106–107. 24, 202–210. 28, 252–255; Fragmentain evangelium Joannis (in catenis) (Fr. Jo.) 42–43; Selecta in Psalmos (Sel. Ps.). PG 12, 1312–1316. 195 De princ. II, 6, 5, 166–167: boni malique eligendi facultas (способность выбирать добро и зло). 199 Cf. De princ. 1, 2, 4; 1, 2, 10; 1, 2, 13; 1, 5, 3; 1, 5, 5; 1, 6, 2 etc; Cels. 111, 70; VI, 44. 205 Cp.: Pisi P. Peccato di Adamo e caduta dei noes nell’esegesi origeniana//Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses. Hrsg. L. Lies. Innsbruck–Wien, 1987. P. 325–326. 209 Exp. Prov. PG 17, 180; 205. Fragmenta ex commentaries in epistulam 1 ad Corinthios (in Catenis) (Fr. Comm. 1 Cor.) 18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010