О жизни Моисея. CPGS 3159. TLG 2017/42. Рус. пер.: ч. 1, с. 223–379. Новый пер. под ред. А. С. Десницкого : М., 1999 (и переизд.). II [SC 1 ter, § 220–251 Danielou; vol. VII/1, p. 110: 16 – 121: 3 Musurillo; PG 44, 400 C – 408 D] – 405 31 О совершенстве. CPG 3164. TLG 2017/26. Рус. пер.: ч. 7, с. 224–262. Новая ред. рус. пер. с учётом крит. изд.: Свт. Григорий Нисский . Аскетические соч. и письма/Изд. подгот. Т. А. Александрова под общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М., 2007 (Творения святых отцов и учителей Церкви; ). С. 213–238. С. 213–238. Vol. VIII/1, p. 187–188 Jaeger; PG 46, 264 D – 286 560 Там же [p. 188: 6–11 Jaeger] – 295 603 Об устроении человека. CPGS 3154. TLG 2017/79. Рус. пер.: ч. 2, с. 76–222. Новый рус. пер. В. М. Лурье: СПб., 1 1995 ( 2 2000). 8 [PG 44, 144 D] – 463 27 30 [PG 44, 256 B] – 463 27 Похвала первомученику Стефану I. CPGS 3186. TLG 2017/40. Рус. пер.: ч. 8, с. 105–125. Vol. X/1/2, p. 91: 1–6 Lendle; PG 46, 717 B – 275 497 Против Евномия. CPGS 3135. TLG 2017/30. Рус. пер.: ч. 5–6; репр.: Свт. Григорий Нисский . Опровержение Евномия. Т. 1–2. Краснодар, 2003 (Патристика. Тексты и исследования). Соотношение нумерации книг в PG и в изд. Jaeger’a (=TLG): БВ 4 (2004), с. 449, примеч. 56. I, 533 [vol. I, p. 180: 23–27 Jaeger; PG 45, 416 BC] – 177 35 , 205 167 , 286 557 II, 478 [p. 365: 26–29 Jaeger; PG 45, 1069 D] – 194 118 , 243 325 II, 499 [p. 372: 2–8 Jaeger; PG 45, 1077 A] – 290 575 II, 501–503 [p. 372–373 Jaeger; PG 45, 1077 BD] – 291 577 II, 586 [p. 397: 17–21 Jaeger; PG 45, 1108 B] – 459 14 Против македониан о Святом Духе. CPG 3142. TLG 2017/6. Рус. пер.: ч. 7, с. 23–58. 17 [vol. III/1, p. 104 Muller; PG 45, 1321 D] – 299 8 18 [p. 105: 1 sqq. Muller; PG 45, 1324 B] – 468 45 Неустановленная цитата – 180 55 , 234 284 , 289 570 Григорий Палама , свт. Аподиктические слова об исхождении Святого Духа. TB II, p. 138, 1. 3254/4. ИАБ VI, 925– 927. Рус. пер. архим. [ныне – еп.] Нектария (Яшунского) (все его пер. ненадежны): Свт. Григорий Палама. Антилатинские сочинения: Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа; Против Векка. Краснодар, 2006 (Патристика: Тексты и исследования). С. 13–172. II: 6–7, 10–11, 18 [ ΓΠΣ 1, 82–84, 86–88, 95] – 192 111

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

1212 . Гл. 6 . [ Ин.1:3–4 .] О том, что жизнь по природе есть Сын, и посему не тварен, но из сущности Бога и Отца. С. 72–79. [С. 482–487.] PG 73, 85–93. 1213 . Гл. 7 . [ Ин.1:4–8 .] О том, что Сын есть Свет по природе и потому не тварен, но из сущности Бога и Отца, как Свет истинный из света истинного. С. 80–98. [С. 487–501.] PG 73, 93–109. 1214 . Гл. 8 . [ Ин.1:9 .] О том, что один только Сын Бога есть Свет истинный, а тварь нет, будучи (только) причастна Свету, как происшедшая. С. 98–111. [С. 501–509.] PG 73, 112–124. 1215 . Гл. 9 . [ Ин.1:9–17 .] О том, что человеческая душа ни предсуществует телу, ни воплощается в теле вследствие раннейших грехов, как думают некоторые. С. 111–159. [С. 510–544.] PG 73, 124–176. 1216 . Гл 10 . [ Ин.1:18–28 .] О том, что Единородный (есть) только один по природе их Отца, как (сущий) из Него и в Нём. С. 159–172. [С. 544–553.] PG 73, 176–188. Книга вторая. С. 175–379. 1217 . [Вступление.] [ Ин.1:29–31 .] С. 175–178. [С. 555–558.] PG 73, 189–193. 1218 . Гл. 1 . [ Ин. 1, 32 – 3, 30 .] О том, что не по причастию и не как привзошедший присущ Сыну Святой Дух, но существенно и по природе пребывает в Нём. С. 179–246. [С. 558–608.] PG 73, 193–265. 1219 . Гл. 2 . [ Ин.3:31–32 .] О том, что Сын не есть одна из тварей, но превыше всего, как Бог из Бога. С. 246–253. [С. 608–613.] PG 73, 265–273. 1220 . Гл. 3 . [ Ин.3:33–34 .] О том, что Христос есть по природе Бог и из Бога. С. 253–259. [С. 613–617.] PG 73, 273–280. 1221 . Гл. 4 . [ Ин. 3, 35 – 4, 21 .] О том, что свойства Бога и Отца (присутствуют) в Сыне не по причастию, но существенно и по природе. С. 259–284. [С. 617–637.] PG 73, 280–304. —539— 1222 . Гл. 5 . [ Ин. 4, 22 – 5, 18 .] О том, что Сын, так как Он есть Слово и Бог, то не находится между поклоняющимися (Богу тварями), но напротив – Ему воздаётся (от тварей) поклонение вместе с Отцем. С. 285–331. [С. 638–673.] PG 73, 304–349. 1223 . Гл. 6 . [ Ин.5:19–21 .] О том, что Сын не менее Отца ни по силе, ни по действенности в чём-либо, но и равносилен и единосущен, как сущий из Него и по природе (Сын). С. 332–346. [С. 673–684.] PG 73, 249–364.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXIII, 282–314 [p. 204–205 Kambylis; SC 174, p. 206, 208 Koder] – 141 8 Сто глав богословских и практических [=Capita theologica III]. 3116/6. Рус. пер.: ИАБ VI, 18–23. 80 [SC 51, p. 105 Darrouzes] – 158 113 Схолии к Пс.- Дионисию Ареопагиту – см.: Иоанн Скифопольский. к Иоанну Лествичнику : PG 88, 928 AB, 973 BC – 44 7 к Лукиану. TLG 5029/1. – к Переправе, 16: 7–9 – 270 462 к Максиму Исповеднику : – к Вопросоответам к Фаласиию. Cf. CPGadd 7688. TLG 5052/1. Рус. пер. указан выше, см.: Максим Исповедник . Схолия 4 к гл. 59 [CCSG 22, p. 69: 30–31 Laga-Steel; PG 90, 617 D (схолия 7)] – 200 147 Схолия 14 к гл. 61 [p. 111: 72–73 Laga-Steel; PG 90, 644 D (схолия 16)] – 197 131 C[jkbz 15 r uk/61 80–84 PG 90? 644 D – 645 A (c[jkbz 18)] – 274 490 Устав монастыря Предтечи. 5330/15. 18 [p. 29: 10–12 Papadopoulos-Kerameus] – 25 73 Феодор Студит , прп. Великое оглашение. TLG 2714/8. В PG нет. Рус. пер.: Творения: в 2 т. Т. 1. СПб., 1907 (отред. переизд.: Творения: в 3 т. Т. 1. М., 2010). Изданию Cozza-Luzi соответствует ч. 3 Великого оглашения в рус. пер. (дополненном по–греч. рукоп.). 17 [p. 48: 20 Cozza-Luzi] – 20 49 Феодорит Кирский , блж. История боголюбцев. CPGS 6221. TLG 4089/4. Дорев. рус. пер. под новой ред. А. С. Десницкого и А. И. Сидорова : М., 1996 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 3). С. 138–301. IV, 12 [SC 234, p. 318: 8 Canivet – Leroy-Molinghen; PG 82, 1349 B 12] – 25 сн . XXVI, 5 [SC 257, p. 166: 4 Canivet – Leroy-Molinghen; PG 82, 1468 C 3] – 25 сн . Опровержение анафематизмов Кирилла Александрийского . CPG 6214, cf. 5222. TLG 5000/1. Рус. пер.: «Возражения Феодорита на каждую из двенадцати глав Кирилла… и опровержения Кирилла на каждое возражение Феодорита»//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. р СПб., 1996. С. 447– 473. ACO, vol. I, 1, 6, p. 110: 1; 137: 10 Sch wartz; PG 76, 393 C 11 и 437 B 6 – 203 157 Письма. CPG 6239. TLG 4089/5. Рус. пер.: Творения блж. Феодорита Кирского . Ч. 7–8. Письма. СП, 1907–1908. Табл. соответствий разных изд. рус. пер.: БВ 5–6 (2005–2006), 547–552 (письма, вошедшие в SC 40, указаны на с. 550). 47 [SC 40, p. 112: 12–13 Azema] – 203 157

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

ТВОРЕНИЯ СВТ. НИКИФОРА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. 1329 ЧАСТЬ 1 ТСО 65. 1233 . Житие св. отца нашего Никифора, архиепископа Константина града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей великой церкви святой Софии. S. P. N. Nicephori constantinopolitani archiepiscopi vita. С. 1–86. [С. 3–71.] 1330 PG 100, 41–160. BHG 1335. БВ 1899. III , 10. С. 1–16; 11. С. 17–32; 12. С. 33–48; 1900. I , 1. С. 49–64; 3. С. 65–80; 4. С. 81–86. 1234 . Слово Феофана, пресвитера и игумена, об изгнании святого Никифора и о перенесении его мощей. С. 87–100. [С. 71–82.] PG 100, 159–168 (лат.). BHG 1336, 1337. БВ 1900. I, 4. С. 81–95 (§ 1–14); II , 6. С. 97–100 (§ 14–18). 1235 . Никифора, святого отца нашего, патриарха Константинопольского, послание ко Льву III, папе Римскому. Epistula ad Leonem III papam. С. 101–125. [С. 82–101.] PG 100, 169–200. БВ 1900 . II , 6. С. 101–112; 8. С. 113–125. 1236 . Никифора, святого отца нашего, патриарха Константинопольского, защитительное Слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон. Apologeticus minor pro sacris imaginibus. C. 126–137. [C. 102–111.] PG 100, 833–850. БВ 1900. II , 8. C. 126–128 (§ 1–4); III , 11. C. 129–137 (§ 4–11). —541— 1237 . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам (До начала § 36 включительно) 1331 . S. P. N. Nicephori constantinopolitani archiepiscopi Apologeticus pro inculpabili, pura et immaculate nostra Christianorum fide et contra eos qui putant nos idolis cultum exhibere. C. 138–208. [C. 111–168.] PG 100, 533–621. БВ 1900. III , 11. C. 138–144 (§ 1–4); 1901. I , 1. C. 145–160 (§ 4–12); 3. C. 161–176 (§ 12–18); II , 5. C. 177–19218–27); 7–8. C. 192–208 (§ 27–36). 1238 . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам (§ 36 – до конца). Apologemicus minor. С. 208–378. [С. 168–305.] PG 100, 621–832. БВ 1902. I , 2. С. 209–224 (§ 36–37); 4. С. 225–240 (§ 37–41); II , 6. С. 241–256 (§ 41–44); 7–8. С. 257–272 (§ 44–49); III , 10. С. 27–288 (§ 49–52); 1903. I , 2. С. 289–304 (§ 52–58); 4. С. 305–320 (§ 58–67); II , 6. С. 321–336 (§ 67–71); 7–8. С. 337–352 (§ 71–78); III, 10. С. 353 –368 (§ 78–82, предисл. к свид-вам и сами свидетельства до поел. ап. Павла к Евр. 39 – 11, 40]); 12. С. 369–378 (От свид-ва из посл. к Евр. 39 – 11, 40] – до конца).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959). Марк Отшельник, О покаянии, PG 65, 965–984. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер. Etiolles 1970, с. 223 слл.; Logos 21, с. 162 слл. Иоанн Лествичник , Лествица райская 5, PG 88, 764–793. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 9, CSCO 253, Syr. 111, с. 24 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 318 слл.; 5, с. 374 слл.; 23, SC 113 (1965), с. 12 слл.; 28, с. 138 слл.; 30, с. 194 слл.; 32, с. 242 слл. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 75. Пснтос Василий Великий , Великое правило Прол., 37, 40, 52; Краткое правило 16, 17. Кассиан, Трапеза 9, 26–30, SC 54 (1958), с. 26–30. Авва Исайя, Logos 14, франц. пер. Etiolles 1970, с. 119–123; Logos 23, с. 193 слл. Отечник, Арсений 41а, Евагрий 1, Иоанн Колобос 9, Макарий 12, 34, Пимен 26, 72, 39, 50, Op 1; анонимные изречения 1–11. Иоанн Лествичник , Лествица райская 7, PG 88, 817–828. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 256–264; 5, с. 312–372; 29, SC 113 (1965), с. 180–186. – Побег от мира Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 32; Увещевание об оставлении мира, PG 31, 625–48. Кассиан, Трапеза 3, SC 42 (1955), с. 138–165 (три отречения: богатства, прошлого жития, видимых вещей). Псевдо-Макарий, Гом. 5, PG 34, 493–517 (о большой разнице между христианами и сынами века сего); Гом. 46, col. 792–796. Филоксен Мабугский, Гом. 9, SC 44 (1956), с. 245–311. Иоанн Лествичник , Лествица райская 1, PG 88, 632–653. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 5, CSCO 215, Syri 91, с. 51–66. Бедность Riches et pauvres dans lÊglise ancienne, Избранные тексты, подготовл. А. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Василий Великий , Великое правило 8, 9, 18, 19, 20, 22, 41; Краткое правило 85, 87, 91, 93, 143, 144, 145, 146, 187, 205, 284, 304, 305. Диадох Фотики йский , Сто глав 63–66, SC 5 ter (1066), с. 123–127. Отечник, Антоний 20, Арсений 29, 20, Агафон 6, Феодор Фермийский 1, Иоанн Перс 2, Исаак 7, Кассиан 7, Пистамон, Серапион 2, Синклетик 5.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

122 «...Дух присутствует в каждом, кто Его принимает, как если бы Он сообщался ему одному, и однако Он изливает на всех полноту благодати» (Св. Василий. Книга о Святом Духе, XI, 2; P.G., t. 32, col. 108—109). 123 Свт. Григорий Богослов . Oratio 31, theologica quinta, 9, PG 36, 144. 124 Блж. Феодорит Киррский . Eranistes I, PG 83, 33. 125 Преп. Иоанн Дамаскин . Dialectica, 42, PG 94, 612. 126 Два эти понятия совпадают, но не являются полностью тождественными. 127 Путь этого превращения, начиная с Боэция вплоть до Гийома Оксеррского и Фомы Аквината, воспроизвел Э.Бержерон в своем прекрасном исследовании: Bergeron E . La structure du concept latin de personne. Paris-Ottawa, 1932. 128 Richardus a Sancto Victore . De Trinitate IV, 7, PL 196, 934—935. 129 Напомним, однако, что сщмч. Ириней Лионский простирал образ и на телесную природу человека. 130 Urs von Balthazar H . Liturgie cosmique. Paris, 1947. P. 21. 131 Gilson Ε . L " Etre et l " essence. Paris, 1948. P. 111. 132 Фома Аквинский . Scriptum in IV libros Sententiarum magistri Petri Lombardi, in lib. III, dist. 6, quaest. 2, art. 2; Ibid., quaest. 17, art. 2. 133 Романо Гуардини – современный католический богослов. 134 Цюрих, 1945 III. 1, с. 216. 135 «Der Mensch in Widerspruch». Берлин, 1937, с. 519. 136 I, с. 257. 137 Книга Премудрости Соломона, 2, 23. 138 7, 26. 139 Быт:1, 26. 140 Втор. 4:15—16. 141 Там же, 4, 12. 142 Ис. 45:15. 143 Dieu vivant, 2, 16. 144 Эннеады, 5, 1,7. 145 Там же, 5, 1, 6. 146 Там же, 6, 8, 18. 147 Рим. 8:19—22. 148 Рим. 1:19—23. 149 Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4. 150 Против Евномия, I, P.G., I. 44, col. 636. 151 Григорий Богослов. Слово 30 (о богословии 4), §20, P.G., t. 36, col. 129 A. 152 Об образах III, 18 P.G., t. 94, col. 1940 AB. 153 Мы отнюдь не желаем отрицать значение или умалять заслуги исторического изучения Библии, оно очень ценно, и богословы должны с ним считаться, но это изучение никогда не должно захватывать не принадлежащего ему места судьи в области богословия. 154 Например, псалом 8 (ст. 6), который цитируется в Послании к евреям (2, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

34) ( Cypr. Carth. Ep. 63. 8; Greg. Illiber. Tract. Script. 1. 5; Caes. Arel. Serm. 103. 3), а также рождение Его от Пресв. Девы ( Ambros. Mediol. Ep. 15//CSEL. Vol. 82. Pars. 3. P. 306). Тертуллиан сопоставляет 40 лет странствия евреев по пустыне с 40 днями поста Христа ( Tertull. De bapt. 20); Евсевий Кесарийский сравнивает странствие евреев с 40-дневным постом Моисея на горе Синай (Исх 34. 28) ( Euseb. Demonstr. III 2//PG. 22. Col. 172). Превращение жезла Аарона в змея и обратно - это образ смерти и воскресения Христова ( Aug. De Trinit. 3. 20; ср.: Iren. Adv. haer. III 21. 7-8), а поглощение жезлом Аарона жезлов волхвов (Исх 7. 12) - уничтожение Крестом Христовым идолов ( Ephraem Syr. In Exod. 7. 4); жезл Моисея обычно интерпретируется как символ Креста Господня и при упоминании в др. стихах (Исх 14. 16 - Caes. Arel. Serm. 112. 4). Тертуллиан усматривал в прокаженной и потом ставшей здоровой руке Моисея пророческое указание на воскресение Христа ( Tertull. De resurr. 28. 1), другие рассматривали его руку как символ боговоплощения ( Ambros. Mediol. De offic. III 15. 95). Древо Моисея, с помощью к-рого он сделал воды Мерры сладкими (Исх 15. 25), является для св. отцов древнейшим образом Креста Христова ( Tertull. De bapt. 9. 2) и Самого Господа, Который, будучи Сам древом жизни, претворяет горькие подвиги ради добродетели в приятные и сладкие ( Суг. Alex. De adorat. I 5). Самым распространенным прообразом распятого на кресте Господа оказывается Моисей, молившийся с поднятыми руками во время сражения Иисуса Навина с Амаликом (Исх 17. 11) ( Barnaba. Ep. 12. 2; Iren. Dem. 46; Tertull. Adv. Marcion. III 18. 6; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. II 21; Iust. Martyr. Dial. 111. 1-2; 112. 2; 114. 4; Orig. In Exod. hom. 11. 4; Greg. Nyss. De vita Moys. 2. 147-151, 153). Три дня пути евреев к Красному м. указывают на 3 дня пребывания Христа во гробе ( Orig. In Exod. hom. 5. 2), а переход через Красное м. сопоставляется с хождением Спасителя по водам Галилейского м. ( Euseb. Demonstr.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2705 «Μμησαι τς μελσσης τ διτροπον» («подражайте пчелы образу» или особому свойству), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 173 B. 2708 «τροπολογα» – S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 189 А, Adversus Eunomium. PG 29. 393 В, 713 С; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. PG 44. 757 А, In Baptismum Christi. PG 46. 593 С; S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. PG 90. 792 А, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 В. Термин «τροπολογα» использовался и ранее церковными писателями ( Ориген , блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания – тропологического (см: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65). 2709 «διτροπος ζω» – своеобразная жизнь, S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 149 C. 2711 «Единомысленных называет, вслед за Писанием, едино-образно мыслящих (μονοτρπους) в противоположность «многообразных по образу» лукавства (πολλαπλον το τρπου), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 153 D – 156 A; «Πολυειδες δ εσι κα πολτροποι α το διαβλου πνοιαι», Homilia Dicta in Lacizis. PG 31. 1437 D, S. Symeon Metaphrastes. Sermo Ι. De Virtute et Vitio. PG 32. 1129 A. Свт. Григорий Нисский говорит о «многобразных грехах» (De Oratione Dominica. Oratio I. PG 44. 1121 С), и «бедствиях» брака (De Virginitate. PG 46. 336 В), и многообразных немощах тела (πολτροποι το σματος ωσται, De mortuis. PG 46. 505 С), и о едино-образной жизни по Богу (μοντροπος κατ’ ρετν πολιτεα, In Cantica Cantic. Homilia IX. PG 44. 961 A). Подобное употребление и у преп. Максима Исповедника : «φοβεται τς πολυτρπους τν δαιμνων πιδρομς», Epistolae. PG 91. 413 C, «μοντροπον φιλοσοφαν», Ambiguorum liber. PG 91. 1368 В, и у преп. Иоанна Дамаскина (μαρτωλο πολτροποι), De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 1168 С, 1400 C, «ο δ δκαιοι μοντροπο εσιν», PG 95. 1168 D. Подобный смысл «μοντροπον» имеет также PG 29. 344 В, 492 С; PG 31. 400 C; «Μοντροπς στιν το Χριστιανο βος», S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae. PG 31. 973 А. Впрочем, «многообразность» не становится синонимом зла. Так говорится, например, о «многоразличных поворотах языка» (πολυτρπους τς γλσσης ναστροφς, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 977 В), и многообразности иносказаний о Скинии (S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. 1385 С), и что слово «γνμη» имеет много употреблений и значений (S. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 312 А). У преп. Иоанна Дамаскина «многочастне и многообразне» ( Евр 1. 1 ), De Imaginibus Oratio II. PG 94. 1289 А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

301 Простр. Катехизис. Стр. 100–102. Сравн. Макарий. Правосл.-догмат. богословие. Т. V. Стр. 69–266. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богосл. Т. V. Стр. 322–490. Сравн. Антоний. Правосл.– догм. богосл. Стр. 243–279. 305 Более подробно относительно англиканского учения о таинстве священства см. в следующей – шестой главе. 309 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150. Сравн. Hall. Theological outlines. Volum. III. Pg. 69–70. 314 Из всех новозаветных таинств, по взгляду Хэлля, одна лишь евхаристия обладает rem virtutem, потому что в ней одной сообщается самая субстанция таинства – тело и кровь Господа. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 74. 317 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150–151. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 70–71. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 112. 320 Hall. Op.cit. Vol. III. Pg.71. Тоже разграничение между новозаветными таинствами находим и у еп. Графтона. См. Церк. Вестн. 1903. 44. Стр. 1383. 322 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 152–154. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 71. 325 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 155–156. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 122. Сравн. Percival. The inspiration of holy scripture and six others essays. Pg. XXXVIII–XLV. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 78. 327 Percival. A digest of theology. Pg. 123. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 157. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 79. 329 Stone. Op. cit. Pg. 157–158. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 123–124. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 81–84. 332 The Book of Common Prayer and administration of the sacraments and other rites and ceremonies of the church according to the use of the protestant episcopal church in the United States of America. New-york. Pg. 244–251. 341 Stone. Op. cit. Pg. 164–165. 169. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 128–129. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 87. 355 Percival. Op. cit. Pg. 135–137. Тоже учение о таинстве евхаристии излагается и четвертым богословом американско-епископальной церкви – Фондулакским епископом Графтоном. В трактате: „The holy Eucharist in the New Testament» он признает и доказывает реально-объективное присутствие в евхаристических дарах тела и крови Христовых. По его мнению, эта истина очевидна и из пророческого обетования об установлении таинства евхаристии, изложенного евангелистом Иоанном в 6:26–71, и из свидетельства ап. Павла о таинстве евхаристии, содержащегося в 1 Кор: 11:33–36, и из свидетельств евангелистов Мф. 26:26–28 , Мрк. 14:22–24 и Луки 22:19–20 . Fond-du-lac tracts, 2. The holy Eucharist in the New Testament. Pg. 1–79. Сравн. Церковн. Вестн. 1903. 44. Стр. 1381–1382.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010