Максиме Исповеднике . Так мы и цитовали его в своей работе: „Преп. Максим Исповедник и византийское богословие, Киев 1915“, представляющей оттиски, из введения во II т. нашего сочинения о МИ (=II, стр. 20–156). Случайности военного времени прервали печатание нашего сочинения, а необычайное вздорожание типографского труда в настоящее время сделали его (при больших размерах сочинения) невозможным. Теперь, чтобы спасти напечатанное в 1913–1915 г. от возможного конечного уничтожения, мы решаемся выпустить отпечатанную часть Приложений особой книжкой и под особым заглавием, надеясь все же при более благоприятных условиях довести свое дело до конца. Настоящее издание представляет собою дополнение к Миню (Migne, PG., t. 90 и 91). В нем помещены только греческие оригинальные тексты, в порядке, приспособительном к изданию Миня; (resp. Комбефи). Текст их, как и у Миня , рецензирован применительно к общепринятой орфографии, с указанием чтений рукописи в вариантах (см. стр. 1, пр. 1). Наше издание, как и издание Миня, не критическое. Для филологических целей оно не годится. Может оно удовлетворять лишь скромным требованиям богословского пользования, давая возможность ознакомиться с содержанием неизданных творений МИ. Издаваемые тексты по историко-литературной стороне и по существу своего содержания нуждаются лишь в кратких замечаниях. „Житие A“ (по обозначению проф. М.Д. Муретова , издавшего его в разбивку в Твор. МИ, т. I, 1916, стр. 15–17 н д.–168) есть древнейшее пространное житие МИ. Оно зависит от Феофана (а не Феофан от него, как думает проф. Муретов; Феофан, an. 612 " зависит от III слова об образе Божием Анастасия Син. и Libellus synodicus, с. 121. 124–133, изд. Fabricius, Bibliotheca graeca, t. XI, 243–245), от Compendium Vindob. (cp. стр. 231–37 и 216_14; 48–18 к 2116_18; 59–62 и 2118_19; 104_6 и 2231–32) и от „Истории краткой“ (cp. 14–8 и 1016–19; 424–25 и 1113–16; 1531; 813–33 и 1026, 111). Πο времени написания оно стоит после Феофана (ок. 813 г.), но раньше груз. Жития, составленного ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Два письма халифу Скачать epub pdf Письмо первой Письмо второе     Святитель Николай Мистик об исламе Среди посланий святителя Николая Мистика есть три письма мусульман­скому правителю. Хотя они известны как «письма к эмиру», их адресатом был не эмир, а халиф ал-Муктадир (908–932), кото­рому тогда было немногим более двадцати лет. Несколько слов о первых двух письмах написал первый издатель писем Николая Мистика кардинал Маи. Mai. Spicilegium Romanum. X, 2; перепечатано у Миня (PG.111, р. 17–18). Обстоятельства их написания приводим перед текстом каждого из них. Причиной написания третьего письма явился слух, что халиф, поверив ложной информации о том, что будто бы константинопольская мечеть, построенная ещё в начале VIII века, разрушена и пленные мусульмане насильно принуждаются к христианству, повелел разрушать христианские храмы и, по-видимому, притеснять христиан. Узнав об этом, патриарх поспешил опровергнуть ложную молву, приводя в подтверждение своих слов свидетельство возвращённых пленников и бывших в Константинополе арабских послов. Из того, что святитель ссылается на освобождённых арабов, следует, что послание было написано после 917 г. Хотя ответные письма халифа не сохранились, всё же можно предположить, что предложения дружбы со стороны святителя Николая были приняты им благосклоно, исходя из того, что дальнейшие переговоры от лица империи предпринимал всё так же святитель, несмотря на то, что был уже отстранён от регентства. Если в первом письме святитель Николай обращается к ал-Муктадиру как глава одного государства к главе другого, то в третьем письме уже ясно видно, что он выступает как посредник, глашатай интересов империи. Примечательно, что при этом тон его становится резче. Исследователи византийской полемики против ислама обходили стороной личность святителя Николая Мистика , только о. Иоанн Мейендорф в своём кратком обзоре упоминает о нём, но и его послания святителя Николая интересуют лишь как пример «дипломатической учтивости», существовавшей между греками и арабами 1 . Вместе с тем под верхним слоем этой «дипломатической учтивости» и велеречивых эпитетов, которыми святитель щедро награждает лично халифа, можно видеть ту же полемику против ислама . Уникальность этой полемики в том, что, в отличие от подавляющего большинства византийских полемических сочинений, она была адресована прежде всего читателю-мусульманину, и мусульманину, от воли которого зависело благополучие христиан. Но, несмотря на это, полемический аспект не исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mistik...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАВДА ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Завда (Замвда; греч. Ζαβδς; лат. Zambdas, Zabda), епископ Иерусалимский (конец III в.- до 303). В " Церковной истории " Евсевий Кесарийский (258-265 - 339/40) сообщает, что Завда занял кафедру после Именея , вскоре скончался и его преемником стал Ермон . В " Хронике " Евсевий указывает, что Завда был 39-м епископом Иерусалима и управлял Церковью в течение десяти лет. Согласно лат. переводу " Хроники " , сделанному блж. Иеронимом Стридонским (+ 420), Завда был избран 37-м епископом в 15-й год правления имп. Диоклетиана (284-305) и оставался им три года. В армянской версии " Хроники " , написанной Самуилом Анийским (XII в.), Завда назван 38-м предстоятелем Церкви, занимавшим кафедру в течение двух лет с 14-го года правления имп. Диоклетиана. Прп. Феофан Исповедник (+ 818) в " Хронографии " называет Завду 29-м (в др. месте 30-м) епископом Иерусалима, в течение десяти лет управлявшим Церковью, начало епископского служения Завды он относит к 296 году. Евтихий, патриарх Александрийский (933-940), сообщал, что Завда (Zebedaeus) вступил на кафедру в 18-м году правления имп. Диоклетиана и занимал ее в течение 10 лет. У свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403) Завда назван 37-м епископом с искажением имени (греч. Βαζς). В списке иерусалимских патриархов из рукописи Великого синаксаря, переведенного прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 222, XII в.), епископство Завды датируется 327-332 годами . Литература Euseb. Hist. eccl. VII 32. 29; idem. Chron. T. 2. P. 186; Niceph. Chronogr. P. 125. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20; Theoph. Chron. P. 8, 11; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 998; ActaSS. Febr. T. 3. P. 129; MartRom. P. 69; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. T. A. Evetts//PO. P., 1904. T. 1. Fasc. 2. P. 206; Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm//Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7. S. 308-309. (GCS; 47). Le Quien. OC. T. 3. P. 153-154; Sauget J.-M. Zambdas (Zabdas)//BiblSS. Vol. 12. P. 1458. Использованные материалы Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий, Д. В. Зайцев. " Завда "http://Православная энциклопедия, т. 19, с. 445 http://www.pravenc.ru/text/182421.html   Кекелидзе. Канонарь. С. 192 Редакция текста от: 30.01.2021 17:28:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680239.h...

et dubia 35, PG.90, 813C-816A, f.313. Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a; 1273B-C, f.209a-b. Cp.Cap.de charitate II,28 [p.n.I,111]; Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a ( πραξις и γνωσις). Еще чаще преп. Максим употребляет формулу – αρετ и γνωσις: Ambigua, PG.91, 1065D,1120B,1140B,1273C, f.118a,141b,151a,209b; Prol.ad Tahl.I, PG.90, 248C, p.3 [p.n.II,23]; Quaest. ad Tahl. I,269C, p.16 [p.n.II,33]; III,273D. 276A, p.18. 19 [p.n.II,37]; VI,281A, p.22 [p.n.II,43], VIII,285A, p.25 [p.n.II,46]; XXVI,344A, p.58 [p.n.II,89] (cap.quing.I,81); XXXIV, 377A, p.78 [p.n.II,110] (cap.quing. II,17); XXXV, 380A, p.80 [p.n.II,112]; XXXIX, 392B, p.86 [p.n.II,122]; XLV, 417D, p.101 [p.n.II,137] (cap.quing.II 45,46); XLVI,420D, p.102 [p.n.II,138] (cap.quing.III,48); XLVII,421C. 424В,С. 425С, p.104,104–105,106 [p.n.II, 139,140,142] (cap.quing.II,53); schol.7, 432A, p.109 [p.n.II,269]; XLVIII,441B, p.114 [p.n.II,150]; L, 472AB, p.130 [p.n.II,164] (cap.quing.III,2); LI,477A, p.133 [p.n.II,168] (cap.quing.II,97); 480A. C-D. 481D, p.134–136 [p.n.II,168–170] (cap.quing.II,98); LIV, 512B, p.152 [p.n.II,185–186]; LV, 540C, p.167 [p.n.II,197]; LXIII,681A. 685D, p.244 (cap.quing.IV,89),247; LXIV, 728A, p.270. Cap.gnost.43, Прилож., c.412i. Cap.de charitate II,95; III,33,45; IV,46 [p.n.I,120,125,126,139]. – Различение πραξις и θεωρα обычно у писателей созерцательного направления: Евагрий, De octo cogit. (р.п.§22), PG.40, 1278A; р.п., с.608; преп. Нил, De oratione с.38, PG.79, 1176А; p.n.I,180; Ad Eulog. I 1112D-1113A; p.n.I, 242; св. Григорий Богослов , Or.4, n.113;14, n.4;16, n.7;21, n.6, PG.35, 649В,864А,944ВС,1088ВС; p.n.I.3,135; II.3,6,46,146. 658 Ambigua, PG.91, 1273С,1140В,1121В, f.209b. 151a,142b. Mystagogia 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [p.n.I,163]. Cap.de charitate III,25 [p.n.I,124]. 660 Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392C-D, p.87 [p.n.II,121]; schol.4, 393D, p.88 [p.n.II, 259] (cap.quing.II,40) 661 Orat. Dom. expositio, PG.90, 901C. 880A. p.362. 348 [p.n.I,198,187–188]. Ep.1, PG.91, 364B-365A, p.201–202. 663 Cap.de charitate I,20. 23; IV, 37. 36; II,3 [p.n.I,98,138,107]. Lib. ascet.8, PG.90, 917C, p.371. Ep.27, PG.91, 620B-C, p.361. 664 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 260D, p.11 [p.n.II,31] (cap.quing.I,50). Cap.de charitate IV,37; cp.I,7; III,72 [p.n.I,138,97,130]. Читать далее Источник: Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие/С.Л. Епифанович ; [Вступ. ст. А.И. Сидорова]. - Москва : Мартис, 1996. - 219, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Труд Августина «О Троице» перевел на греческий язык Максим Плануд в XIII в., и потому он мог быть известен Паламе. 449 Cap. phys. 36; PG 151:114θ–Ι145Α. 450 Сар. phys. 75; PG 15I:I173B. 451 Against Akindynos, V, 27; не опубликовано, однако цитируется в кн. Meyendorff, Gregory Ρα/amas, ρ 220. 452 О Соборах 1156 и 1157 гг., см. J. Meyendorff, Christ, p. 152–154. 453 Gregory Palamas, Triads III, 2, 12; ed J. Meyendorff, in Spicilegium Sacrum Lovaniense, 31 (Louvain, 1959); Палама перефразирует Григория Богослова, Oratio 45, 3; PG 36:625c. 454 Against Akindynos 2, 10, не опубликовано, процитировано в кн. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 213. 455 См. статью «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» в изд. Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. См. также дебаты о «Шилиокве» между православными (епископ Кассиан, Мейендорф, Верховской и др.) и римокатолическими (Камело, Буайе, Анри, Дюбарль, Донден и др.) богословами, отчет о которых опубликован в изд. Russie et Chrétienté (1950), 3–4. 456 Cf. J. Meyendorff, Christ, p. 166. 457 K. Rahner, op. cit., p. 111. 458 Cabasilas, De vita in Christo, l, 3; PG 150:4900. 459 Тайна, таинство (греч.). 460 См., напр., Chrysostom, Horn. 7,1 in I Cor.; PG 61:55. 461 Chrysostom, Catéchèses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chrétiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143. 462 Synaxis — вместе (греч.) 463 Ep. II, 165; PG 99:1524в. 464 G. M. Jugie, Theologia dogmatica Christianorum orientalium, III (Paris, 1930), p. 16. 465 Цитируется у M. Jugie, там же, с. 17–18. 466 De sacramentis, 52; PG 155:197д. 467 Responsa canonka, éd. A. I. Almazov (Odessa, 1903), p. 38. 468 Нот. 60. ed. S. Oikonomos (Athens, I860), p. 250. 469 De sacramentis, 43; PG 155:188д. 470 De vita in Christo, II, 3; PG 150:524л. 471 Там же, 4, 525л. 472 Там же, 524с. 473 Там же, 5, 525D. 474 Там же, 22:548ВС. 475 Haeret. fabul. compendium 5, 18; PG 83:512. 476 De sacramentis, 64; PG 155:228о–229в. See also Manuel of Corinth, Apology 7, PG 140:480. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Russie et Chretiente (1950), 3—4.    Cf. J. Meyendorff, Christ, p. 166.    К. Rahner, op. cit., p. 111.    Cabasilas, De vita in Christo, l, 3; PG 150:4900.    Тайна, таинство (греч.).    См., напр., Chrysostom, Horn. 7,1 in I Cor.; PG 61:55.    Chrysosmom, Catecheses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chretiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143.    Synaxis — вместе (греч.)    Ер. II, 165; PG 99:1524в.    G. M. Jugie, Theologia dogmatica Christianorum orientalium, III (Paris, 1930), p. 16.    Цитируется у M. Jugie, там же, с. 17—18.    De sacramentis, 52; PG 155:197д.    Responsa canonka, ed. A. I. Almazov (Odessa, 1903), p. 38.    Нот. 60. ed. S. Oikonomos (Athens, I860), p. 250.    De sacramentis, 43; PG 155:188д.    De vita in Christo, II, 3; PG 150:524л.    Там же, 4, 525л.    Там же, 524с.    Там же, 5, 525D.    Там же, 22:548ВС.    Наегет. fabul. compendium 5, 18; PG 83:512.    De sacramentis, 64; PG 155:228о-229в. See also Manuel of Corinth, Apology 7, PG 140:480.    Сотрудничество, соработание (греч.)    Nicholas Cabasilas, loc. cit., 6:528в.    Там же, 9:532в.    Там же, III, 1; 569л.    Латинский термин для миропомазания, amfirmalio, означает «подтвержделие», заверение».    De penitentia. III, 1; PG 49:292.    J. Pargroire, l " Eglise byzantine de 527 a 847 (Paris: Lecoffre, 1932), p. 347.    Там же, с. 348.    Самые ранние из имеющихся рукописей относятся к X в. Самое лучшее собрание покаянных обрядов в греческом и славянском вариантах см. в кн.: А.Алмазов. Тайная исповедь в православной восточной церкви. III. Одесса, 1894.    Ор cit., I, p. 149—150.    Канон 2, см. Syntagma Canonum IV, edd. G. Rhalles and M. Potles (Athens, 1854), p. 457. О брачной дисциплине в Византийской Церкви см., прежде всего: J. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche (Vienna, 1864); K. Ritzer, Le manage dans les eglises Chretiennes du I au XI siecle (Paris: Cerf, 1970), p. 163—213; and J. Meyendorff, Marriagë An Orthodox Perspective (New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1971).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273B, p.18 [р. п. II,36]; XXXVII, schol.4, 388D, p.84 [р. п. II,258] (cap. quing. II,24); XLV, schol.1, 420A, p.102 [р. п. II,268]; LII,497A, p.144 [р. п. II,178]; LVIII,596A, p.194; LXIII,680A,685A,688A, p.244,246,247; Quaest. et dubia 35, PG.90, 813C-816A, f.313. Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a; 1273B-C, f.209a-b. Cp. Cap. de charitate II,28 [р. п. I,111]; Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a (πραξις и γνωσις). Еще чаще преп. Максим употребляет формулу — αρετ и γνωσις: Ambigua, PG.91, 1065D,1120B,1140B,1273C, f.118a,141b,151a,209b; Prol. ad Tahl. I, PG.90, 248C, p.3 [р. п. II,23]; Quaest. ad Tahl. I,269C, p.16 [р. п. II,33]; III,273D. 276A, p.18. 19 [р. п. II,37]; VI,281A, p.22 [р. п. II,43], VIII,285A, p.25 [р. п. II,46]; XXVI,344A, p.58 [р. п. II,89] (cap. quing. I,81); XXXIV, 377A, p.78 [р. п. II,110] (cap. quing. II,17); XXXV, 380A, p.80 [р. п. II,112]; XXXIX, 392B, p.86 [р. п. II,122]; XLV, 417D, p.101 [р. п. II,137] (cap. quing. II 45,46); XLVI,420D, p.102 [р. п. II,138] (cap. quing. III,48); XLVII,421C. 424В, С. 425С, p.104,104–105,106 [р. п. II, 139,140,142] (cap. quing. II,53); schol.7, 432A, p.109 [р. п. II,269]; XLVIII,441B, p.114 [р. п. II,150]; L, 472AB, p.130 [р. п. II,164] (cap. quing. III,2); LI,477A, p.133 [р. п. II,168] (cap. quing. II,97); 480A. C-D. 481D, p.134–136 [р. п. II,168–170] (cap. quing. II,98); LIV, 512B, p.152 [р. п. II,185–186]; LV, 540C, p.167 [р. п. II,197]; LXIII,681A. 685D, p.244 (cap. quing. IV,89),247; LXIV, 728A, p.270. Cap. gnost.43, Прилож., c.412i. Cap. de charitate II,95; III,33,45; IV,46 [р. п. I,120,125,126,139]. — Различение πραξις и θεωρα обычно у писателей созерцательного направления: Евагрий, De octo cogit. (р. п.§22), PG.40, 1278A; р. п., с.608; преп. Нил, De oratione с.38, PG.79, 1176А; р. п. I,180; Ad Eulog. I 1112D-1113A; р. п. I, 242; св. Григорий Богослов, Or.4, n.113;14, n.4;16, n.7;21, n.6, PG.35, 649В,864А,944ВС,1088ВС; р. п. I.3,135; II.3,6,46,146. 657 Cap. de charitate III,45 [р. п. I,126]. 658

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1363 Координаты по PG соответствуют русскому переводу вопросоответов за исключением схолий, которые на русский язык не переводились. 1365 В TLG всего 41 сочинение (без 34, 35), в ТСО переведено 5 сочинений, вне ТСО – 5. Не переведено 31 сочинение, из которых 22 подложные 16, 18–30, 32, 36–41). 1371 В TLG всего 8 сочинений (без 3–6, 11), в ТСО переведено 1 сочинение. Не переведены 7 сочинений, из которых 1 сомнительное 2). 1372 Здесь расписаны письма блж. Феодорита, не вошедшие в библиографический указатель, помещённый в предыдущем номере БВ 4). Подробная роспись писем сделана в сводной таблице (см. выше, с. 547–552). 1373 В TLG всего 75 сочинений (без 7, 24, 25, 28, 33–94, 111, 113, 128, 131–134, 136–139, 141–143, 145–147, 150–161, 164, 168, 169, 171– 174). В ТСО переведены 9 сочинений, вне ТСО полностью или частично – 17. Остались непереведёнными полностью или частично 55 сочинений, из которых 3 подложные. Из непереведённых сочинений 2 переведены фрагментарно в составе деяний V и VI Вселенских соборов. 1378 В дипломной работе С. Сулина (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), которая готовится к публикации в БВ. 1379 В дипломной работе К. Юлаева (выпускник МДС 2004–2005 уч. г.), исправленный вариант которой опубликован в настоящем номере БВ (см. выше, с. 65–151). 1380 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate. TLG 4090/109, X66 (frr., см. TLG 7051/1), X68 (frr., см. TLG 4147/1). CPG 5215. PG 75, 9–656, Рус. пер.: Деяния 1996 . Т. 4. С. 43, 120 (PG 75, 397:3–18); С. 46–47 (PG 75, 393); С. 115 (PG 75, 397С); С. 115 (PG 75, 400:11–30); С. 125 (PG 75, 32). 1381 Dialogus cum Nestorio [Sp.]. Рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица/Пер. с греч. свящ. Василия Дмитриева//БВ 1915. I, 4. С. 689–692. Отд. оттиск: СП: ТСЛ, 1915. С. 24–28. Переизд.: Российский православный университет. Учёные записки. Вып. 3 (Патрология). Μ., 1998. С. 283–285. 1384 Из 303 сочинений на греческом языке, принадлежащих или приписываемых 3-м отцам (свт. Епифанию Кипрскому , 6л. Феодориту, еп. Кирскому, свт. Кириллу Александрийскому ) и приведённых в данной росписи CPG, – если иметь ввиду только номер CPG, а не объем произведений, – на русский переведено полностью или частично 157, что составляет 51,8 %.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

91 Κα τς πακος μισθς μεζων το κατ τν γκρτειν στι κατορθματος. Bas. M. Prologus 5. PG 31, 884:39–41. 95 Ψυχς μγας χαλινς νθρποις νος. Sententiae e codicibus Byzantinis/ed. S. Jaekel. Leipzig, 1964. L. 844. TLG 541/42. 97 Επρεπς δ ξ γκρατεας κα γρυπνας πανθοσα... Bas. M. Ep. 46 (К падшей деве) 2:32–33. 99 ν τελε ναχωρσει τν δων θελημτων. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. PG 31, 1168:46–47. 101 Greg. Nyss. De beneficentia. Vol. 9. P. 94:6–8. TLG 2017/10; ср.: Greg. Nyss. De virginitate. 22, 2:25–27. TLG 2017/43. 104 ...δι τς γκρατεας πσαν φυγν μαρτημτων κατρθωσεν. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. 17. PG 31, 964:24–25. 107 ... γκρτεια ξις στν παινετ, μεστης ν εη δο κακιν. Ср.: In Aristotelis Ethica Nicomachea paraphrasis. P. 152:29–33. TLG 4033/3. 111 ...ν μτρον γκρατεας, παντελς παλλοτρωσις τν πρς τν λεθραν δονν φερντων. Bas. M. Ascet. magn. sive Quaest. 19. PG 31, 968:2t-6. 116 ...ο τρυφς στι κατηγρημα, λλ κριβεσττη τν σκητν κα ταλαπωρος ντως γκρτεια. Bas. M. Constitutiones asceticae [Sp.]. PG 31, 1414:49–1416:1. 117 См., например: Typica Monastica. Constitutio monasterii Prodromi το Φοβερο 5. P. 13:32–35. TLG 5330/15. 118 Ср., например: Analecta Hymnica Graeca. Canones Octobris. Dies 8, canon 9, 2:4–7. TLG 4354/2; Analecta Hymnica Graeca. Canones Decembris. Dies 6, canon 5, 4:3. TLG 4354/4. 119 ... τος τς γκρατεας στεφνους ναδησμεθα. Bas. M. De jejunio (hom. 2). PG 31, 189:19–21. 120 По строгости уклада жизни монашеские общины св. Василия, как считают некоторые исследователи, даже превосходили Пахомиево общежитие (Humbertclaude 1932. P. 325). По словам Ж. Грибомона, «Василий оставлял для индивидуального сознания, по крайней мере по видимости, гораздо меньше места не только чем отцы Скита, но даже чем св. Пахомий» (Gribomont 1984. P. 305). 121 γκρτει στιν μαρτας ναρεσις, παθν λλοτρωσις, θελματος κκοπ, σματος νκρωσις. Jo. Dam. Sacra parallela (recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant) (fragmenta e cod. Vat. gr. 1236). Vol. 96. P. 180:13. TLG 2934/18.=Bas. M. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae). PG 31, 964:15–19. См. также: Acta Monasterii Cutlumusii. Actum Cyrilli VII patriarchae et concilii 59–60. TLG 5308/80.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010