714 Соврем. записка о мученичестве св. Игнатия говорит, что св. Игнатий по кончине явился молящийся за нас. Богоносец скончался в 116 г. (Rqinarti acta Martirum sincera t. 1.). В записке о мучениках сциллитанских, пострадавших в 200 г., читаем: «Христовы мученики скончались в 17 д. июля и ходатайствуют за нас у Господа Иисуса Христа». (Ibid. 1, 191). Св. муч. Максим, пострадавший в 230 г. говорил проконсулу: (благодать Христа сотворила меня целым на вечность, молитвами всех святых». (Ibid. 1, 360). 715 Напр. «императрица Галла Плакидия со своим сыном Плакидом Валентинианом и своею дочерью импер. Юстою Гонорией исполнила обет данный свят. и блаж. апостолу еванг. Иоанну за спасение потопления». 716 Так в литургии, объясняемой св. Кириллом иерус. читаем: «поминаем и прежде почивших, во-первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их предстательством Бог принял молитву нашу». Оглаш. 23. § 9. Сл. Renavdoti Liturg. Orient. 2, 33. Литургию Златоустаго 717 Собор халкидонский (act. 11): «Флавиан живет по смерти,, мученик молится за нас». Вселенский 7 собор в 6 деян. «Если кто не исповедует, что все святые – почтенны пред ним, или не просит молитв их, как имеющих дерзновение ходатайствовать за мир, по церковному преданию: тому анафема» 720 De orat. § 11. «Вспомоществуют тем, которые желают чтить верховного Бога, умилостивляют Его для них, присоединяют к их молитвам свои молитвы, вместе с ними просят». Contra Celsum lib. 18. § 64. Тоже Hom. 1 in Ezech. § 7. Hom. 26 in Numer. § 6.. 724 Orat, in s. Theodorum. Ор. 3, 585. Да снидет на нас сила укрепляющая немощных молитвами (ап. Павла) Того, кто совершенствовал силу твою в немощном теле». Adv. Еипот. lib. 1. § 2. ор. 2, 285. 725 Hom. in 2 ер. ad Corith. р. 687. В слове о св.Игнатии: «как бесценная сокровищница, из которой все черпают, но не истощают, обогащает каждого, кто ни берет из нее: так сей блаж. Игнатий отпускает приходящих к нему с благословениями, с упованием, с твердостию Духа». § 5. 726 Enchirid. § 15. В объяснении на посл. Иоанна (3, 606): Иоанн сказал: аще кто согрешит, ходатая имамы ко отцу. Значит, святые скажет кто-нибудь, не молятся за нас? Значит епископы и предстоятели не молятся о народе?– Но апостол говорит народу: молятся вкупе и о нас ( Кол. 4, 3 ). Апостол молится о народе, народ молится об апостоле – а Глава предстательствует о всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Максим. Амб. к Ин. ­­ Прп. Максим Исповедник . О недоумениях к Иоанну/Преподобный Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)/Пер. с греч., примеч. Архимандрит Нектарий (Р.В. Яшунский). – М., 2006. Максим. Вопрос 21 (СТДС) ­­ Преп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XXI./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Максим. Вопрос 42 (СТДС) ­­ Преп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLII./Святоотеческие тексты догматического содержания: Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию (Для заочного отделения)./Сост., коммент. Д.В. Новиков; вступ. ст. к текстам М. В. Асмус . – М.: ПСТБИ, 1999. Максим. Схол. на 4-е посл. Ареопагита (Дионисий. Соч.) ­ [Преп. Максим Исповедник . Схолии к 4-му посланию Дионисия Ареопагита ]/ Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . – СПб., 2003. – (Византийская библиотека. Источники). Поликарп. Посл. к. филипп. ­­ Поликарп Смирнский . Послание к филиппийцам./Писания мужей апостольских. – М., 2008. – (Творения святых отцов и учителей Церкви). Тертуллиан. О душе ­­ Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе/Пер. с лат., вступ. ст., коммент., указ. А.Ю. Братухин. – СПб., 2004. – (Библиотека христианской мысли. сточники). Gregorius Naz. Orat. 45 [TLG] ­­ Gregorius Nazianzenus. In sanctum pascha (orat. 45)/Thesaurus Linguae Graecae. Workplase. 8.0. (Key 2022.52.2) [CD-ROM]. h6 Монографии и научные статьи, справочники. Бальтазар ­­ Бальтазар, фон Г. У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней ­­ Бальтазар, фон. Г.У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней./Пер. с нем. В. Хулап. – М., 2006. – (Современное богословие). Бриллиантов ­­ Бриллиантов, А.И. Лекции по истории древней Церкви ­ Бриллиантов, А.И. Лекции по истории древней Церкви./Вступ. ст., науч. Ред. А.Ю. Братухин. – СПб., 2007. – (Библиотека христианской мысли. Исследования).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Христос – Новый Глава человечества, Новый его Адам, и как плотской человек реально ведет свое происхождение от Адама, так духовный, т. е. христианин – от Христа. Если во Христе мы должны видеть своего идеального представителя, то отсюда вытекает следующий вывод: все, сделанное Христом, принадлежит нам; это сделано Христом за нас, но так, что в Нем, и с Ним, как бы действовали мы сами. Такова Его деятельность во время жизни, послушание, страдание, смерть, воскресение, вознесение. „Так как Христос, – значится у Томазиуса (175) –есть живое единство Божества и человечества, то и вся Его деятельность принадлежит последнему, она есть, некоторым образом, его деятельность, его страдание, его история, подобно как наша история есть Его». Томазиус делает следующие цитаты из отцов. Из Иринея V, 16, 3: „Как в первом Адаме мы оскорбили Бога, преступив Его заповедь, так во втором Адаме мы примирились послушанием своим до смерти». Из Оригена на Пс. 21 : „Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня?». Это изречение Господа выражает наше страдание; мы прежде были покинутые и презренные, а теперь опять приняты и спасены страданием Того, Кто выше страданий, когда Сей принял на Себя нашу немощь и грех». Из Афанасия Великого С. Ar. I, 47: „Когда Он обмывался водами Иордана, в Нем и Им обмывались и мы» (и de ircarn. 20). Особенно любят высказывать мысль эту Григорий Богослов и Григорий Нисский . Последний в Orat. cat. 16: „Как начало жизни от одного перешло на весь род, так и начало воскресения от Одного на все человечество. Он соединил γενιχοτéρ τρπ духовное с чувственным, человеческую природу с Божественной». (Ср. с. 32). Ог. XXX. 21: „Когда Он был оставлен Отцом на кресте, то изображал тогда наше состояние. Он называется, и есть человек, чтобы Собой освятить людей, сделавшись как бы некой закваской для всей массы, и все осужденное избавить от осуждения, соединив Его с Собой, сделавшись всем, что в нас, за всех, исключая греха, – телом, душой, духом». Orat. XXX, 5: „Подобно тому, как Он (Христос) меня ради, назван был клятвою (Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

2 См.: Balthasar. 1961. S.68–70; Dalmais. 1953. P.132; Sherwood. 1955. P.32–45; Berthold. 1982. P.51–59; Piret. 1983. P.55–104 и др. 5 Amb. hom. 1. 29–31; ср.: Amb. Io. 10. 78; 10. 99; 67. 10; Mystag. 23. 59–83; Orat. Dom. 446–466; Cap. divers. 5//PG. 90, 1180; Ep. 15//PG. 91, 549 и др. Разбивку трактата Ambigua на главы и параграфы мы приводим по новому критическому изданию Н.Констаса. 11 Amb. Io. 67. 10; ср.: Amb. Io. 23. 4; Amb. hom. 1. 28–31; Mystag. 23. 66–77; Orat. Dom. 461–463 и др.; об этих понятиях см. также: Basil. Magn. Adv. Eunom. I 15; Greg. Nyss. Contra Eunom. I 495–497//GNO.I. P.161; Ioan. Damasc. Exp. idei, I 8.113–122. 25 См. об этом в нашей книге: ФокинА.Р.Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. С.532, 624–625. 32 Amb. Io. 40. 2; сходные определения: τ γννητον, τ γεννητν, τ κπορευτν см. в Opusc. theol. 21//PG. 91, 249В; Ep. 15//PG. 91, 549D. 47 Quaest. et dub. 136. В свете этого совершенно несостоятельным представляется мнение Х.У. фон Бальтазара (См.: Balthasar. 1961. S.69), воспроизведенное П.Шервудом (Sherwood. 1955. P.34–35) и Ж.-К. Ларше (Larchet. 1994. P.18–19; 2003. P.132), о том, будто у прп. Максима Св. Троица как главное содержание Божественного Откровения является предметом одного лишь апофатического богословия, никак не принимающего в расчет существование тварного мира. Хотя в учении прп. Максима о Св. Троице есть определенный элемент апофатики, обусловленный непостижимой и безусловной диалектикой Монады и Триады (см., например, Amb. hom. 1. 2–3; Amb. Io. 10. 31d. 78; 10. 41. 98–99 и др.), этим оно, как мы покажем ныне, отнюдь не исчерпывается, поскольку Откорвение о триедином способе бытия Бога имеет свое отражение и в творении. См. также: Thunberg. 1995. P.414–415. 51 См. об этом: ФокинА.Р.Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике//Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. Вып.6 (38). М., 2011. С.24–26; Он же. 2013. С.148–178. Читать далее Источник: Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии, 16-17 ноября 2016 года/Санкт-Петербургская Духовная Академия. – СПб.: Изд-во СПбДА, 2017./Ч. 1: Библеистика. Богословие. Церковное искусство и архитектура. – 432./Триадология прп. Максима Исповедника: верность традиции и новаторство С. 196-210.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

50). Здесь не место входить в подробный разбор воззрений митр. Антония. Но следует отметить, что сотериологическая тема совсем не исчерпывается вопросом о мотивах Крестного пути: требовала ли его Божественная правда, удовлетворяемая «заслугами» пострадавшего Христа, или Божественная любовь; есть ли искупление — умилостивление праведного гнева Божия или откровение всепрощающей любви Божественной… В такой постановке догматического вопроса есть опасность психологизма. От него не свободны недавние опыты сотериологического богословия в русской литературе, начиная от книги Беляев А. Д. Любовь Божественная. М., 1884. О русской литературе довольно полные библиографические указания см. в брошюре Дюлгеров Д. В. Иисусъ Христосъ — Новозаветенъ Первосвещенникъ искупитель. София, 1926 (болг.). Сюда нужно присоединить статью И. А. (иеромонах Андроник, впоследствии епископ) «Христос Искупитель по учению святых отцов Церкви»//Странник. 1896, август и сентябрь. Патристический материал во всех этих опытах не был разработан в достаточной мере. 30 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 5. — Ed. Srawley, pp. 23–24. 31 Священномученик Ириней Лионский. Adv. haeres. V, 27, 2. — Ed. Harvey II, 398. 32 Ibid., V, 23, 1–2; ed. Harvey II, 386–388:in ipsaque die mortui sunt in qua et manducaverint, et debitores facti sunt mortis, quoniam conditionis dies unus. 33 Святитель Афанасий Великий. De incarn., 4–5: «Как помыслили, так и растлились — и воцарившаяся смерть овладела ими… ибо, будучи некогда ничто по природе, призваны они в бытие присутствием и человеколюбием Слова; поэтому следовало, чтобы, с истощанием в них понятия о Боге, истощилось и продолжающееся навсегда бытие; это и значит: разрешившись, оставаться в смерти и тлении» (PG 25, 104); ср. Adv. gent., 41; PG 25, 81–84. Ср.: Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия//Богословский вестник. 1904, март. 34 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 6. — Ed. Srawley, p. 81. 35 Святитель Григорий Нисский. De anima et resurr., PG 46, 28; ср. De opif.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

1 Хотя в этом небольшом трактате некоторым образом обобщается содержание четырех предыдущих книг «Против Ария» (наибольшие параллели наблюдаются с 2-й книгой), этот трактат написан в новой ситуации 362–363 годов, когда и на Востоке, и на Западе православными предпринимались попытки к объединению. Кроме того, имеется немало параллелей между аргументацией Викторина в этом трактате и аргументацией Фебадия Агенского в трактате «Против ариан», написанном в 358 г. против второй Сирмийской формулы 357 года. 4 Обычный в iv веке патристический аргумент о христианском учении о Троице как середине между язычеством и иудейством. Ср. Athanas. Magn. Ad. Serap. I 28; Contra Arian. III 15; Basil. Magn. Hom. 24//PG. 31, 600; Hexaem. 9. 6; Greg. Naz. Orat. 29. 2; 45. 4; Greg. Nyss. Or. Cat. 3. 5 cibos suos. Вероятно, имеется в виду, что мировые элементы входят в состав пищи и необходимы для поддержания жизни человека. Ср. Greg. Naz. Orat. 28. 14. Другое понимание этого выражения – культ некоторых языческих богов, например, Цереры, Диониса и Афины Паллады в качестве покровителей зерна, вина и оливок. Однако существует еще одно понимание, основанное на рукописном разночтении: cybos suos («свои кубы»): возможно, речь идет о кубической форме мировых элементов, в частности, земли. См. Plato. Tim. 55de. 7 По свидетельству историка Сократа, дело обстояло как раз наоборот: большинство греков чаще всего использовали слово сущность, которую определяли различным образом, а об ипостаси почти ничего не говорили. См. Socrat. Hist. Eccl. III 7. То же самое можно сказать и о тринитарном учении: общим термином, указывающим на сущность и бытие Троицы, был термин ουσα, в то время как термин πστασις лишь некоторыми использовался в этом смысле. См., например, высказывание св. Афанасия Великого : «Ипостась есть сущность и не означает ничего другого, кроме самого сущего (ατ τ ν) ... Ибо ипостась и сущность есть бытие (παρξις)» (Ep. ad Afros 4). Эти термины отождествлялись и в постановлениях Никейского Собора, а их окончательно различение произвели лишь Великие Каппадокийцы. Впрочем, сам Марий Викторин уже знал об этом различии. См. Adv. Ar. II 4. 51–52; III 4. 34–35. Однако в данном месте он не придавал этому различию особого значения, стараясь доказать, что оба термина встречаются в Священном Писании в одном и том же значении Божественной сущности и бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

111 Rom. I. 27 . Our text differs so much from the Peschito, as to warrant the assumption, that it was translated for the occasion. It stands thus: [Syriac]. This place occurs in the Orat. de laudd. Constant, cap. XIII. p. 535. A. That our author has not overstated this matter, is evident from many ancient writers of the greatest respectability. The following is from Cicero, De Nat. Deorum. I. 16. «Exposui fere, non philosophorum judicia, sed delirantium somnia. Nec enim multo absurdiora sunt ea, quae Poetarum vocibus fusa, ipsa suavitate nocuerunt; qui et ira inflammatos et libidine furentes induxerunt Deos, feceruntque, ut eorum bella, pugnas, proelia, vulnera, videremus ; odia praeterea, dissidia, discordias, ortus, interitus, querelas, lamentationes, effusas in omni intemperantia libidines, adulteria, vincula, cum humano genere concubitus, mortalesque ex immortali procreates.» Nor, according to Cicero himself, were the philosophers in any respect better. Compare the first few sections of the work, De Natura Deorum. To the same effect, Porphyry in the Prep. Evang. Lib. IV. cap. XXII. p. 172. D. And ib. Lib. XII. cap. XLIX. p. 618. Origen contra Cels. Lib. VII. p. 365. Plato in his Republics, Lib. X.---- Much of this noxious sort of matter is to be found in some of the Classic authors still extant, and which are too often put into the hands of our youth, e. g. The Comedies of Plautus, Terence, and Aristophanes; the Epigrams, &c. of Martial and Ausonius, &c.----See Theophilus ad Autolycum, Lib. III. p. 142. seq. 112 Syr. [Syriac] should perhaps, be the reading of the second word here. The meaning of our author probably is, that the excitement received at these exhibitions was not unlike that---- together with the other things here mentioned,----witnessed in corn parched by a sharp fire: i. e. by having an unnatural stimulus applied, evinced an unnatural action. The whole place however, is obscure. 113 So Tatian (Orat. contra Graecos, p. 176. C. seq.) [Greek] «Quid obsecro fit apud vos egregium, aut admiratione dignum? Obscoena verba naso resonante effutiunt, et motus indecentes moventur, et adulteriorum in scena magistros filias et filii vestri spectant,» &c. See the notes to sect. 13 above; some good remarks on this subject will be found, cited from Porphyry, in the Prep. Evang. Lib. iv. cap. XXII. p. 172. D. From Plato, ib. Lib. XII. 49. D. seq. In Theodoret, Gr. affect, curatio, Serm. III. Tom. IV. p. 511. D. seq. See also Theophilus ad Autolycum, Lib. in. p. 149. D. where an admirable lesson to Christians will be found on this point.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

104 . . . «Quod si ita est, Coeli quoque parentes Dii habendi sunt, Aether, et Dies, eorumque fratres et sorores, qui a genealogis antiquis sic nominantur, Amor, Dolor, Metus, Labor, Invidia, Fatum, Senectus, Mors, Tenebrae, Miseria, Querela, Gratia, Fraus, Pertinacia, Parcae, Hesperides, Somnia; quos omnes Erebo et Nocte natos ferunt. Aut haec monstra probanda sunt, aut prima illa tollenda.» Cic. de Nat. Deor. III. 17. 105 «Ergo hi Dii sunt habendi, mortalibus nati matribus? (sc. Apollo, Vulcanus, Mercurius, Hercules, Aesculapius. Bacchus. &c.) Cic. ib. c. 18. Comp. Clemens. Alexand. Admon. ad Gentes. p. 18. seq.» 106 «Jam vero quid vos illa delectat explicatio fabularum, et enodatio nominum? exsectum a filio Coelum, vinctum itidem a filio Saturnum?» &c., Cic. ib. III. 24. From passages of this sort, occurring in the profane authors, it should seem, that the best informed of those times were growing weary of the follies of heathenism. Nevertheless they adhered to these errors, and even defended them: for which Lactantius, very properly castigates them, and Cicero in particular, Lib. II. II. 107 Gr. [Greek] the stealing of women, which proved the cause of so many wars in ancient times. Orat. de laudd. Constant, p. 533. A. B. 108 The Greek text of the Orat. de laudd. Constant, leaves us here; but. recurs to this passage, ib. p. 534. D. 109 The most famous instances of this sort was. perhaps, afforded by the Temple of Venus in Cyprus; to which people resorted from all quarters. A similar usage obtained among the Babylonians. Herodot. I. 199. 110 The well-known rape of Ganymede, son of Tros king of Phrygia. Ovid. Met. X. 155. shortly details the matter thus: «Rex Superum Phrygii quondam Ganymedis amore Arsit: et inventum est aliquid, quod Jupiter esse, Quam quod erat, mallet.» See also Lactantius de falsa Relig. Lib. I. cap. X. p. 34. Edit. 1698. «Illud vero summae impietatis ac sceleris, quod regium puerum rapuit ad stuprum:» seq. See also Clemens Alexand., who recites several such cases. Ib. Theodoret. Graec. affect. curat. Serm. III. p. 520. seq. And Arnobius adversus Gentes, Lib. I. p. 165. seq. Edit. 1604.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

791 Учение о непорочном зачатии Марии было, впервые после Пелагия, выдвинуто в 1140 г. в Лионе, но против него выступил Бернар Клервоский (Ер. 174); позже о нем спорили между собой францисканцы и доминиканцы, пока наконец это учение не победило, сформулированное в папской булле о непорочном зачатии Марии в 1854 г. 792 Выражение Θεοτκος не встречается в Писании, и его, по меньшей мере, можно неправильно понять. Ближе всего к нему слова Елисаветы: μτηρ το κυρου μου, в Лк. 1:43 , и слова ангела Гавриила: Το γεννμμενον [εκ σου, de te, al. in te, недостаточно подтверждено и является более поздним пояснительным дополнением] γιον κληθησεται υ " ς Θεο, Лк. 1:35 . Но я не понимаю, по какому праву выдающийся римско–католический профессор Рейтмар в вышеупомянутой Catholic Encyclop., vol. vi, p. 844, вкладывает в уста Елисаветы выражение «мать Бога, Господа моего»; такого варианта прочтения Лк. 1:43 не предполагает. 793 Древнейшие свидетели в пользу Θεοτκος – Ориген (по словам Сократа, Η. Е., vii, 32), Евсевий (Vita Const., iii, 43), Кирилл Иерусалимский (Catech., χ, 146), Афанасий (Orat., iii, с. Arian., с. 14, 83), Дидим (De Trinit., i, 31, 94; ii, 4, 133) и Григорий Назианзин (Orat., Ii, 738). Но следует помнить, что Есихий, пресвитер Иерусалима (ум. в 343), называет Давида, предка Христа, θεοπτωρ (Фотий, Cod. 275), и что во многих апокрифах Иаков назван δελφθεος (Gieseler, i, ii, 134). Стоит также отметить, что Августин (ум. в 430), со всем его уважением к Марии, никогда не называет ее mater Dei или Deipara; напротив, он, по–видимому, предостерегает от подобного, Tract, viii, in Ευ. Joann. с. 9: «Secundum quod Deus erat [Christus] matrem non habebat». 795 Ср. у Кирилла: Encom., S. M. Deiparam, Homil. Ephes., а также Orationes of Proclus (Gallandi, vol. ix). Схожее экстравагантное восхваление использовал Ефрем Сирин (ок. 378) в своем труде De laudibus Dei genetricis, а также оно присутствует в собрании молитв, которое носит его имя, но которое, по меньшей мере частично, написано в более позднее время (v. 3, pp. 524–552, ed. Benedetti and S. Assemani).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В дополнение к формулам в грузинской и славянской версиях, данным в экскурсе после главы VI, сирские фрагменты кодекса Vatican Syr. 639 содержат другую молитву приближения к престолу после поставления даров перед диалогом Orate fratres: Et post depositionem mysteriorum super altare magnum sacerdos orat: O, Domine Iesu Christe, Deus noster, effunde super me virtutem ex alto et robora me ad hoc ministerium, ut sine crimine adstem altare tuum sanctum et offeram sacrificium incruentum ; [tu] qui benedictus es in saeculum saeculorura. Amen. 1664 И по поставлении тайн на престол главный священник молится: Господи Иисусе Христе, Боже наш, излей на мя силу свыше и укрепи мя для сего служения, дабы без вины предстоять пред престолом Твоим святым и совершить бескровное приношение: яко благословен еси во веки веков. Аминь Эта молитва, которую Соже не смог идентифицировать, является палестинской приуготовительной молитвой «Κριε Θεος μν», которую мы обсудили в главе IV. Она находится в той же самой позиции в ЗЛАТ и ВАС XII в. по списку Borgia Syr. 13 с предшествующей рубрикой: Et adorat (ЗЛАТ: ter) dum orat supplicanter. 1665 Эти же сирские документы упоминают использование нескольких чаш и дискосов в евхаристии, содержат больше прошений синапты, чем современный текст, а в изначальном введении в чин мира («Возлюбим друг друга») нет поминовения Троицы. 1666 Ф. Ван де Паверд в рецензии на первое издание данного исследования указал, что эпитет «ангел мира» находится в Книге Еноха (40, 8; 52, 5; 53, 4; 54, 4; 56, 2; 60, 24). 1667 Эти ссылки должны быть добавлены к другим апокрифическим текстам, упомянутым в нашем труде, хотя указанные фрагменты не проливают больше света на значение этого термина. Наконец, наши мельхитские студенты сообщили нам, что в их обычае стихи Пс. 17 , 2–3a читаются перед миром на архиерейской литургии, а иногда воспеваются хором. 1668 Текст публикуется с полным сохранением орфографии и пунктуации печатного издания. – Редакция Азбуки веры. 1657 Wagner G. Die Ursprung der Chrysostomusliturgie//Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen. Heft 59. Münster, 1973. S. 3738.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010