477 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313C, p.42–43 [p.n.II, 72]; 316C, p.44 [p.n.II,73]; XXVI,345C-D, p.60 [p.n.II, 91]; Ad Thomam, PG.90, 1044B, f.108a-b. 478 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 769A, p.293 (cap.quing. V, 59). Liber ascet. 1. 3, PG.90, 912В, 913С, p.367. 368 [p.n.I,75,76]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864B-C, p.339 [p.n.I, 211]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 901B, p.361 [p.n.I,198]. 480 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313В. 316А, p.42. 43 [p.n.II,72,73]. св. Григорий Нисский , De beatitud. or 4, PG.44, 1237A-C; p.n.II, 406–407; преп. Исихий, Сар. de temperantia 12, PG.93, 1484D. 1485А; р.п.(Добротолюбие II3), с.160. 482 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 316B-C, p.43–44 [p.n.II,73]; Liber ascet. 12, PG.90, 921A, p.373 [p.n.I, 79]. 485 Quaest. et dubia 64, PG.90, 840A, p.326. Cap.de charitate IV, 70 [p.n.I, 142]. Oral. Dom. expositio, PG.90, 881A-B, p.349 [p.n.I, 188–189]. 486 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905C-D, p.364 [p.n.I,200–201]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396A-B, p.88 [p.n.II, 123] (cap.quing. II,27). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [p.n.I, 208]. Liber ascet. 1. 11, PG.90, 912B. 920D, p.367. 372 [p.n.I,75. 79]. Ep.11, PG.91, 453C, p.256; cp.Ambigua, PG.91, 1404A, f.259a. св. Афанасий Великий , De incarnatione Dei Verbi 16. 14, PG.25, 124D. 120C; p.n.I2, 218, 211. 487 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 636D, p.219. Фрагмент περι της θεας θεας ενανθρωπσεως, Прилож., с.28–29. Сар. quing. I,14. 489 Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [p.n.I,208]. Учение о христианской жизни подробнее раскрыто в аскетике. 497 Ibid. LXIV, 713A-B, p.262; Orat. Dom. expositio, PG.90, 880C, p.348 [p.n.I, 188] Cap.quing. I,11. св. Григорий Богослов , Or.39, n.13, PG.36, 349В; p.n.III3, 217; та же речь о приманке встречается и у св. Григория Нисского . (Or.cat. 24,26, PG.45, 65А. 68D; p.n.IV, 64,68) в связи с теорией выкупа у диавола (см. выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap.quing. I,11. – Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения – тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; p.n.I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл. «Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т.е. приурочивается ко времени после воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

73 Толкователи правила вступление жены в монастырь разумеют за действительное пострижение ее в монашество. Это не могло почитаться насилием: ибо от жены требовалось предварительное согласие; дав согласие, она тем уже подчинялась необходимому правилу. Balsamon. Conf. Matthaei Blastaris Syntag. tit. γ cap. 17. Photii Nomoc. tit. 1. cap. 23 74 Тертуллиан говорит, что в дни постных бдений (stationum diebus: так назывались дни св. четыредесятницы) большей частью почиталось неприличным совершать св. Приношение (тела и крови Христовой), хотя сам Тертуллиан и не разделяет этого мнения. Tertull. de Orat. cap. 15. Но по крайней мере видно, что такой обычай был, и уже во многих местах, хотя может быть и не везде; и потому-то Соборы IV и следующих веков утвердили его общим правилом для всех церквей христианских. 76 Матфей Властарь говорит: «воины, проведя целый день в битве, и только под вечер разлучась с неприятелем, когда вспоминают о пище, приготовляют для себя стол из вчерашних запасов, чтобы не истощить последних своих сил. С рассветом дня они тотчас же снова должны вступить в битву с врагами, и так. обр. будучи совершенно заняты войной, не имеют возможности закалать волов и приносить жертвы, по обыкновению тех, которые ежегодно отправляют празднества. Точно так и мы, принося нашу жертву в субботу и в день Господень, когда ослабляет напряжение чрезмерного подвига, как сетующие и воюющие вкушаем преждепредложенные и преждеосвященные крупицы, чтобы только продлить жизнь свою до вечера; но соделавшись причастниками этой св. плоти, укрепляемся, чтобы снова мужественно вступить в бой с врагом. Подлинно, духовному воину и пища духовная служит укреплением. Таким образом данная нам заповедь совершать по вечеру литургию преждеосвященных имеет таинственнейшее знаменование. Matth. Blastar. Syntag. Alphab. Lit. λ 78 Никифор, патриарх цареградский, в одном из своих правил говорит: «надлежит инокам поститься в среду и пяток сыроястныя седмицы и, по совершении преждеосвященных, вкушать сыр и яйца» (прав. 32). Симеон Солунский : «В великий пяток (страстной седмицы) мы приняли литургисать преждеосвященные дары, как написано во многих древних уставах. Ныне же сего не бывает, по иерусалимскому уставу» (Сим. Солун. отв. 56). Поэтому же уставу не полагается литургии преждеосвященных и на сырной неделе; а обыкновенно в эти дни совершаются часы с поклонами. Равным образом иерусалимский устав не дозволяет этой литургии в понедельник и вторник первой седмицы; так как в эти дни древнейшее предание не дозволяло совсем употреблять пищи. См. Устав. Церковн. на среду сырную и на понедельник первыя седмицы вел. Поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

пер.: Творения, ч. IV, с. 296.] PG, t. 44, col. 104 ВС; t. 46, col. 28 A. PG, t. 46, col. 76-77. См. Г. Флоровский, цит. соч., с. 178. Св, Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные, XV, 24; PG, t. 33, col. 904; св. Кирилл Александрийский. Orat. pasch., XII, 2: PG, t. 77, col. 673; св. Иоанн Златоуст. Против аномеев, II, 3: PG, t. 48, col. 714. Слова Исаака Сирина. См. A. I. Wensinck. Mistic treatises bi Isaak of Nineveh, translated from Bedjan " s syriac text. Verhandelingen der koninklijke Akademie van Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling letterkunde Nieuwereeks, XXIU, 1. Amsterdam, 1923, с. 8. PG, t. 44, col. 72-73. A. I. Wensinck. Цит. соч., с. 127. Св. Максим Исповедник. Цит. по кн.: Л. Карсавин. Святые отцы и учители Церкви. Париж, 1926, с. 238. Мы но могли найти этого текста в творениях св. Максима. Однако та жо самая мысль выражается им во многих местах, напр., в De amabiguis: PG, t. 91, col. 1305 АВ. PG, t. 91, col. 1305. PG, t. 44, col. 181-185. PG, t. 91, col. 1308. A. I. Wensinck. Цит, соч., с. 341. Цит. по: Г. Флоровский, цит. соч., с. 179. Глава VI. ОБРАЗ И ПОДОБИЕ Если человек содержит в себе все входящие в мир элементы, то не в этом его истинное совершенство, его слава: " Нет ничего замечательного в том, - говорит святой Григорий Нисский, - что хотят сделать из человека образ и подобие вселенной; ибо земля преходит, небо изменяется и все их содержимое столь же преходяще, как и содержащее " . " Говорили: человек-микрокосмос и, думая возвеличить человеческую природу этим напыщенным наименованием, не заметили, что человек одновременно оказывается наделенным качествами мошек и мышей " Совершенство человека заключается не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу. Откровение говорит нам, что человек был создан по образу и подобию Божию. Если мы захотим найти в творениях святых отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений, которые хотя друг другу и не противоречат, но тем не менее не могут быть отнесены к какой-то одной части человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Для достижения этой цели он пользуется несколькими приёмами. Наиболее распространённым приёмом, который встречается во всех беседах, служит обращение эпического повествования в повествование личное и драматическое. Проповедник часто обращается от себя лично с вопросом к лицам, о которых повествуется в изъясняемых текстах, и заставляет их отвечать на поставленные вопросы также в личной форме. В беседе на Рождество автор обращается с вопросами к пророку Исайе и влагает в его уста ответ на них (Orat. I, 36 С – 37 С). Иногда он заставляет действующих лиц вступать в разговор между собой. Таков, например, диалог между Симеоном и Девой Марией (Orat. II, 56 В – 57 В), или разговор Иисуса Христа с Марфой (Orat. III, 61 В – 64 А). Иногда проповедник влагает в уста библейских лиц целые речи. Такова, например, речь Анны пророчицы (Orat. II, 52 С – 53 В), речь Иисуса Христа к иудеям (Orat. III, 64В, С; Orat. IV, 81 С – 84 D). От лица грешницы Амфилохий излагает её размышления (Orat. IV, 73 С-76 В). Иногда от своего собственного лица Амфилохий обращается с порицанием к фарисею (Orat. IV, 80 D-81 А) 8 . Амфилохий как догматист Догматические воззрения Амфилохия сложились под непосредственным влиянием каппадокийцев, с которыми он был связан родственными или дружественными узами. Но в них обнаруживается и индивидуальная печать личности Амфилохия. По сравнению с каппадокийцами он был философски гораздо менее образован и совершенно чужд философских интересов. Изучение языческих писателей, по его мнению, полезно только в том отношении, что формально подготавливает к занятию богословскими вопросами и оказывает известное влияние на нравственность. По существу же языческая философия содержит только басни и является пустой болтовнёй (Ad Seleuc., 49 ff). Подобные мысли высказывали и другие писатели, что не мешало им, однако, подчиняться этой философии и по существу. Амфилохий свободен от такой зависимости. Это сказывается, прежде всего, в его полном равнодушии к спекулятивному богословию Оригена , которое так ценили и под влиянием которого в большей или меньшей степени находились каппадокийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Cap. theol. I,66 [р. п. I,226]. 456 Ibid. См. выше, с.73, прим.4; 78. 457 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 621A-B, p.209; LIV, schol.18 [р. п. II,309], 532A, p.162; LXIII,684A, p.245. Orat. Dom. expositio, PG.90, 873D, p.345 [р. п. I,186]. 458 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 317C, p.45 [р. п. II,75]. 459 Ambigua, PG.91, 1285CD, f.213b-214a; 1129A, f.146a. О»естественном законе»и значении этого термина у преп. Максима см. гл.«Грехопадение человека», прим. 28. 460 Cap. quing. I,12. 13. Ad Thomam, PG.91, 1053C-D, f.113a. Ambigua, PG.91, 1409C-D, f.262a; 1313D, f.225b. 461 Cap. theol. II,76 [р. п. I,250]. 462 Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 608C-609A, p.202 (cap. quing. IV,19); cp. II,272B, p.17 [р. п. II,35]. 463 Ambigua, PG.91, 1336A, f.233b. св. Григорий Богослов, Ер. 101 ad Cledonium I, PG.37, 181C-184A; р. п. IV3,162. 464 Cap. theol. II,25 [р. п. I,238]. ср. выше учение св. Афанасия Великого, гл.«Свв. Григорий Богослов…», прим. 24 и 25. Это ясный отзвук древнего сотериологического освящения тайны воплощения, отчетливо выраженного еще св. Иринеем Лионским (ок. 180 г.), Adv. haereses III,19, 1, PG.7, 939В; р. п.(2 изд.), с.292–293; III,10, 2, 873В; р. п., с.240; III,18,7, 937АВ; р. п., с.291. — св. Григорий Богослов, Or.40, n.6, PG 36, 365В; р. п. III,227; Ог.1, n.5, PG.35, 397С-400А; р. п. I, 5. 465 Tomus ad Stephanum Dor., PG.91, 156C, p.82. Выражение взято у св. Григория Богослова, Ер.101 ad Cledonium I, PG.37, 181C; р. п. IV3, 162. 466 Ambigua, PG.91, 1309A. 1276B. 1313C, f.223a. 210a. 225a; ср. 1325А, f.229b-230a. Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 629A-B, p.214–215; XXI,312B, p.41 [р. п. II, 71]; XLII,405D, p.95 [р. п. II, 129–130]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 880B, p.348 [р. п. I, 188]. Cap. quing. I,14. св. Григорий Нисский, Oratio catech. 13, PG.45,45A; р. п. IV,41. 467 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408C-D, p.96 [р. п. II, 130]. Ad Thomam, PG.91, 1044B, f.108b. Ep.44, PG 91, 644A, p.376. 468 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 629B, p.215; 628D-629A, p.214; 632D, p.217; XXI,313C, p.42 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

481 Liber ascet. 10–12, PG.90, 920А-921В, p.371–373 [р. п. I,78–79]. 482 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 316B-C, p.43–44 [р. п. II,73]; Liber ascet. 12, PG.90, 921A, p.373 [р. п. I, 79]. 483 Ambigua, PG.91, 1333A-B, f.233a. 484 Quaest. ad Tahl. LIII, PG.90, 505B, p.149 [р. п. II,183]. 485 Quaest. et dubia 64, PG.90, 840A, p.326. Cap. de charitate IV, 70 [р. п. I, 142]. Oral. Dom. expositio, PG.90, 881A-B, p.349 [р. п. I, 188–189]. 486 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905C-D, p.364 [р. п. I,200–201]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396A-B, p.88 [р. п. II, 123] (cap. quing. II,27). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [р. п. I, 208]. Liber ascet. 1. 11, PG.90, 912B. 920D, p.367. 372 [р. п. I,75. 79]. Ep.11, PG.91, 453C, p.256; cp. Ambigua, PG.91, 1404A, f.259a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 16. 14, PG.25, 124D. 120C; р. п. I2, 218, 211. 487 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 636D, p.219. Фрагмент περι της θεας θεας ενανθρωπσεως, Прилож., с.28–29. Сар. quing. I,14. 488 Liber ascet. 10, PG.90, 920B, p 372 [р. п. I,78–79]. Ep.2, PG.91, 397C, p.222. 489 Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [р. п. I,208]. Учение о христианской жизни подробнее раскрыто в аскетике. 490 Ср. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B-C, p.254. 491 Ambigua, PG.91, 1140B, f.151a. 492 Ibid. 1084A, f.125a. 493 Quaest. ad Tahl. XLI1, PG.90, 408B, p.95 [р. п. II,130]. 494 Ambigua, PG.91, 1348D, f.239a. 495 Quaest. ad Tahl. LXI, PG 90, 629B, p.215. Ad Thomam, PG.91, 1044B f.108b. св. Григорий Богослов, Or.30, n.21, PG.36, 132В; р. п. III3, 82. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 8, 9, PG.25, 109B. 112A; р. п. I2, 200. 201–202. 496 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 320A, p.45 [р. п. II,76]; LXIV, 700A, p.253–254. 497 Ibid. LXIV, 713A-B, p.262; Orat. Dom. expositio, PG.90, 880C, p.348 [р. п. I, 188] Cap. quing. I,11. св. Григорий Богослов, Or.39, n.13, PG.36, 349В; р. п. III3, 217; та же речь о приманке встречается и у св. Григория Нисского. (Or. cat. 24,26, PG.45, 65А. 68D; р. п. IV, 64,68) в связи с теорией выкупа у диавола (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

506 «In Genes.», I, 13.– MPGr. t. 12, col. 93–96. «Contra Cels.», IV, 83; 85.– MPGr. t. 11, col. 1156 sq. 570 «Sontra arian.» II, 70, – t. 26, col. 296; «Ad Adelph.» 4, – t. 26, col. 1077; «De synod.» 51, – t. 26, col. 784 et passim. 664 MPGr. 46, 580 A. cf: «Orat. cat.» 36; – MPGr. 45, 93 A; «Cont. Eunom.» XII; – MPGr. 45, 889 A. 672 Dr. Adam KRAMPP. «Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hl. Gregor v. Nyssa». Würzburg, 1889, S. mm 39. 711 «orat. catechet., col. 36; «Advers. Apollin.» 54, MPGr. t. 45, col. 1256 C.; of. t 45, col. 173–176. 747 Homil. «In Genes.», VIII, 3, IX, 3. (MPGr. 53, col. 72, 78). «De mundi creatione», V, 4.– MPGr. 56, col. 475. «De statuis», VII, 2. – MPGr. 49, col. 93. «Sermo in Genes.», II, – MPGr. 54, col. 589. 769 M.P.Gr. 56, col. 464. Ценность этих именно слов может быть оспариваема, так как эта беседа приписывается не Златоусту, а. Севериану Гавальскому. 790 Bardenhewer, «Patrologie», S. 267. Tixeront, «Precis de patrologie», Paris, 1941. p. 277; Domanski. op. cit. S. X. 864 du Manoir de Juaye, «Dogme et spiritualité chez St. Cyrille d " Alexandrie», Paris, 1944, p. 81. 867 8n Joann. I, 9, – MPGr. t. 73, col. 132–145; col. 956; In Roman. VI, 6,– MPGr. t. 74, col. 796 B. 889 De rect. fid. ad Theod. s. 30. – MPGr. t. 76, col. 1177 A; De incarn. Unigen. – MPGr. t.75. col. 1229 B. 899 Homil. pasc. 10,– MPGr. t. 77, col. 625 D. In Roman. VIII, 23, – MPGr. t. 74, col. 824 C; In I Corinth. XV, 51,-MPGr. t. 74, col 905 D; 913 B, 904 «Question. in Genes.», 20, – MPGr. t. 80, col. 104 sq. Сравни так же и «Сокращ. излож. догматов» § 5. MPGr. t. 83, col. 464 С. 911 П. Гурьев. «Феодор, епископ Мопсуестский». Москва, 1890. стр. 278. Вообще для более подробного разбора учения Феодора о человеке, следует обратиться к специальным главам этой работы (стр. 273–344). 950 После документального исследования Loofs " a «Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schrifsteller der griechieschen Kirchen in «Texte et Untersuch.» 1887 все же остается неясным, кто же был этот писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

73. 22–30; Cap. carit. I 100 и др. Эта терминология заимствована Максимом у Псевдо-Дионисия, см.: Areop. DN I 4; MT. 3; Ep. 1. 51 Букв. «неведомо». Этот редкий термин, также заимствованный Максимом Исповедником у Псевдо-Дионисия (см.: DN. I 1; MT. I 1), встречается у Максима гораздо чаще, см.: Quaest.Thal. Prol. 13; 76; 22. 88; 25. 56; 54. 329; Quaest. et dub. 46. 24; Cap. carit. III 45; Mystag. 13. 23; Amb. Ioan. 10. 9; 10. 13; 10. 41; 10. 58; 15. 8 и др. Как синоним, Максим иногда использует более редкий термин νοτως, «немысленно», «в безмыслии» (см.: Quaest. Thal. 25. 57; Amb. Ioan. 15. 8). 52 Cap. carit. I 100. Пер. А.И. Сидорова (с изменениями). Ср. Greg. Naz. Orat. 38. 7; Areop. DN. I 1; I 4 Ep. 1. О понятии «то, что окрест Бога», сходном с позднейшим понятием нетварных Божественных энергий, см.: Cap. carit. I 96; IV 7; Amb. Ioan. 16. 2; 34. 2; Cap. theol. I 48–50 и др.; а также: Фокин, 2016b, с. 69. 54 О познании логосов сущего и восхождении через них к познанию Божественного Логоса см.: Фокин, 2016a, с. 114–125. 57 Areop. DN.I4//P.114.7–115.3. Ср. DN.I1//P.109.11: τν νον πρ νον ντης. В свою очередь, данное выражение Псевдо-Дионисия восходит к неоплатонику Проклу, который характеризует им Единое: «За пределами тел есть три вот эти причины и монады, я имею в виду [мировую] Душу (ψυχν), первичный Ум (νον τν πρτιστον) и Единство, которое превышу ума» (τν πρ νον νωσιν, Procl. Theol. Platon. I//Vol. 1. P. 14. 8–9). 66 См.: Amb. Ioan. 7. 21–22; 7. 26; 7. 31; 7. 37; 41. 5; Quaest. Thal. 60. 32–62 и др. См. также: Larchet, 1996, p. 105–112, 115–123. 71 См.: Amb. Thom. 5. 272–284; Quaest. et dub. 1. 67 и др. Подробнее об этом см.: [Орлов, 2010, с. 151–153] 75 Т.е. душа как образ Божий взойдет к Богу как своему Первообразу; см.: Greg. Naz. Orat. 28. 17. 76 ατν χριν το Πνεματος κα μνον χουσαν νεργοντα τν Θεν δεξασαν. Мы относим причастия χουσαν и δεξασαν к ατν («его», т. е. к образу Божию=душе). Если же относить их к слову χριν («благодать»), тогда перевод будет таким: «(благодати), имеющей в себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

66 Еще в IV в. иконными изображениями испещряли одежды; свид. Астерия Амас. в Mansi XIII, 305 – Деян. Всел. Соб., VII, 522523, в V в., как талисманы, употреблялись иконы, кресты и маленькие металлические евангелия. Феодорита у Mansi 73 – в Деян., ibid. 299; Chrysost. homi1. ad popul. antioch. 19, c. 4 – Migne 196, в p. пер. II, 222; Hieronymi Comm. in Matth. lib. IV, c. 23, t. XXVI, 175. В этом отношении визант. общество в., особенно народная масса, едва ли ушло далека от общества V в. 71 Theodori Stud., epist. I, 17, col. 961, в p. перев. I, 159 стр., Michael, II ad Ludov. epist. Mansi XIV, 420. 72 Gregorii М., lib. XI epism. 13 ad Seren., t. LXXVII, 1129 B; Michael, II epism. ad Ludov. – Mansi ibid. Хотя это свидетельство иконоборца, однако по соображению с другими свидетельствами и с общим характером религиознонравственной жизни визант. общества, ему можно доверять здесь. Ср. Orat. advers. Const. Cabal., с. 13, col. 329. 74 Hieronymi epist. 39 ad Paulam, t. XXII, 468, в p. пер. письмо 37, I, 233; Theod. Stud. M. Catech. s. 12, 15, 20 и др. в N. pp. bibl. IX, 35, 42, 56; P. Catech. s. 100, p. 344345; его же epist. II, 164, col. 1521 B, в p. пер. II, 427; его же Testam. col. 1816 C, 1820 С и приписываемые ему рассуждения περ γ, κα γγελ. σχματος и περ τν λεγντων, τι φελουσι ο μεγαλσχημοι φορεν τ κουκολλιον у нас в прилож. к 2 вып. II ч. Ср. Stephani Vita Steph. Jun. 1089 AB; Symeon. Junior. Cap. pract. et theol., c. 99, Migne gr. s. CXX, 657; Eustaphii Thessal. De emend. vita. mon., c. 22 – Migne CXXXV, 745 B, Symeon. Thessal. De poenit., c. 170. Migne gr. s. t. CLV, col. 493 A.; Iohann. Antioch. De discipl. mon., cap. 4 – Migne gr. s. t. CXXXII, col. 1124 А. Очевидно, это мнение было распространенным, впрочем, не всеобщим; см. Mich. Glycae epist. 25 – Migne gr. s. t. CLVIII, col. 937, 940. 76 Факты там же. Никита Аком. в.) называет его φιλοταραχτατον μλιστα. De Alex. Manuel. fi1. c. 5 – Migne CXXXIX, 585 B. 77 См. об этом сетование Феофана в его Chronogr. 466 и факты у хронистов. Отсюда строгое наказание за клятвопреступление в эклоге Льва III, tit. XVII, сар. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Образ иудеев и фарисеев, враждебных Христу, заимствован из Евангелия Иоанна, но черты, которыми они характеризуются в Евангелии, значительно усилены Амфилохием, в силу стремления его к резким и выпуклым изображениям. Неверие – это отличительная черта иудеев (Orat. II, 56 С). Архиереи из зависти злословят Христа по поводу воскрешения Лазаря (Orat. III, 60 В). К гробнице Лазаря сбегается всё селение, но не для того, чтобы удивляться чуду, а чтобы посмеяться над Христом (Orat. III, 61 С). Слепота иудеев была так велика, что они, видя чудеса, не видели их (Orat. V, 93 А). У иудеев были больны все пять чувств (In mesopent. 124 С-129 А). Исходя из такого представления об упорстве иудеев, Амфилохий драматически изображает борьбу с ним Христа. Иудеи всё время подвергают сомнению действительность чудес Господа (Orat. III, 60 В ff; Orat. V, 93 A; In mesopent. 121 С-129 В). Но мудрость Его, предупреждающая все возможные возражения, в конце концов, побеждает это упорство (Orat. III, 61 С: 64 В, С; 65 В). В особенности эта мудрость Христа проявилась в воскрешении Лазаря, так как здесь Он принудил самих иудеев констатировать действительность этого чуда (Orat. III, 61 С, 65 В; срав. In mesopent. 121 С – 129 С). С другой стороны, и ученики Христа не понимают Его. Даже Дева Мария, не зная ещё о силе воскресения, возражает против пророчества Симеона (Orat. II, 56 В ff, 57 В). Точно так же Марфа встречает Христа сомнением в возможности воскрешения Лазаря (Orat. III, 61 В-64 А). В толковании различных евангельских событий Амфилохий старается показать, с какой мудростью Иисус Христос несовершенную, слабую и колеблющуюся веру Своих последователей постепенно возводит к признанию Своего Божественного достоинства (Orat. III, 61 В – 64 А; In mesopent. 125 А-128 В; Orat. IV, 80 В-81 В; Orat. II, 56 С) 11 . Историческое толкование Священного Писания, в частности Евангелия Иоанна, какое дано Амфилохием в беседах с целью выяснения догматического учения и нравственного назидания, было явлением новым, которое оставило заметный след в проповедничестве Греческой Церкви. Беседы св. Иоанна Златоуста на Евангелие Иоанна во многом напоминают экзегетику Амфилохия. Можно предполагать, что это совпадение не случайно, но обнаруживает некоторое влияние трудов Амфилохия на Златоуста 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010