220 См. Н. Marrou. De la connaissance historique. Ed. duSeuil, 1954. R. Niebuhr. The Nature und Destiny of Man. New-York, Scribner " s, 1943. O.Cullmann. Christ et le temps. Neuchatel, 1947. К. Lowith. Meaning in History. Chicago Press, 1949. L. Bouyer. Chrictianisme et Escha-tologie. In «Vie Intellect.», 1948.G.Thils. Theologie des Realties terrestres, Paris, Desclee, 1949. J. Picper, La Fin des Temps, Desclee, 1953. H.V; Balthasar. Theologie de l " Hisloire. Plon, 1955. J.Danielou. Essaisur le Mystere de ÍHistoire, Ed. diu Seuil, 1953. J. Danielou, Christologue et Eschtologie in «Das Konzil von Chalkedon». Wurzbourg, 1954. J. de Senarclens. Le Mystere de ÍHistoire. Ed.Roulet. Geneve, 1949. 224 Пасхальный anastasis (воскресение) есть переход transitus в transcensus, и тогда смерть становится христианской: она уже не Вторгшаяся, но великая Посвящающая в саму тайну жизни. См.: Le Mystere de la Mart et sa celebration. – Lex Orandi, 12; M.Lot-Borodine. La Beatitude dans ÍOrient chretien. – In: Dieu vivant, 15. 228 J.Wilpert. L " iconographie des catacombes et la catechese antique, in «Rev. Arch. Christ.» Rome, 1949. W. Weidle. Mystere baptismal de 1 " art chretien primitif(en russe) – In «Pensee orthodoxe», VI. 231 Andre George, Clarte et mystere dans la connaissance scientifique. – In: Cahiers Rec-herches et Debats, 4. 239 И наоборот: чтобы быть освещенным, нужно, чтобы на тебя смотрели. Глаза – «носители света» (Платон. Тимей, с.456); согласно Плотину, око гелиоморфно – солнце-подобно (ЭннеаДы. 1,6,9). «Дух Святой снимает покров с души, и душа становится светом, вся она становится оком». См.преп. Макарии Египетский , Добротолюбие. I, с.261. 240 Западная традиция следует Вульгате: «тьма его не приняла», и подчеркивает сопротивление тьмы; восточная традиция следует Оригену : «.. .тьма его не победила», и подчеркивает непобедимость Света. Богатство смысла в словах св. Иоанна Богослова очень удачно включает оба значения одного и того же греческого глагола katalambano. 251 Буйтендийк (Buytendijk) в своей книге «Женщина» показывает, что с биологической точки зрения мужское начало представляется случайным и проблематичным, потому что в природе эволюция определяется женской плодовитостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Начальник Управления МГБ по Тульской области в ноябре 1948 г. сообщал об активизации в последнее время церковников нелегалов, бродячих монахов, отмечая деятельность 30 священников не признающих Московскую Патриархию. В Гомельской области в 1949 г. нелегально служили 4 таких священника и т. д. 695 25 апреля 1949 г. встревоженный Г. Карпов направил секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову специальную секретную информационную записку «О религиозных пережитках, выражающихся в исполнении обрядов и массовых молений по нелегальной (не состоящей на регистрации) церкви, и о лицах, занимающихся нелегальной церковной деятельностью». В ней подчеркивалось: «Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т. п. представляют собой крайне политически вредные явления, т. к. организаторы этих молитвенных домов и их священнослужители нередко имеют благоприятную почву для своей деятельности, а местные органы, в том числе и административные, не знают, как с ними бороться» . Борьба сильно затруднялась сложностью выявления тайных общин. Г. Карпов писал, что подавляющее большинство их существует на территории РСФСР. Так, в Рязанской области было выявлено 174 нелегальных молитвенных дома, Горьковской – 47, в г. Бугульме Татарской АССР – 3 и т. д. В другом документе Совета по делам РПЦ указывалось, что если в 1948 г. в Рязанской области действовало 175 незарегистрированных молитвенных домов, то в 1949 уже 190, причем в них служило около 200 священнослужителей. Следует указать, что в ноябре 1949 г. ИПХ даже провели тайный собор в г. Чирчик под Ташкентом. 696 Особенно сильно активизация катакомбников в конце 1940-х гг. проявилась в областях Центрального Черноземья, прежде всего в Тамбовской. Некоторые советские историки считают ее третьей, последней волной оживления ИПХ, новым этапом, характеризующимся усилением проповеднической деятельности и заметным ростом групп «истинно-православных христиан» 697 . Другие – А. Клибанов, 3. Никольская, Л. Митрохин – даже самим фактором рождения движения ИПХ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zürich, 1953; idem. Die Gattung der Berichte über symbolische Handlungen der Propheten// Idem. Studien zur alttestamentlichen Propheten (1949-1965). B., 1967. S. 92-112; Miller J. M. Das Verhältnis Jeremias und Hesekiels sprachlich und theologisch untersucht mit besonderer Berücksichtigung der Prosareden Jeremias. Assen, 1955; Rice T. T. The Scythians. L., 1957; Reventlow Graf H. Liturgie und prophetisches Ich bei Jeremia. Gütersloh, 1963; Holtz T. Zum Selbstverständnis des Apostels Paulus//ThLZ. 1966. Bd. 91. S. 321-330; Luz U. Der alte und der neue Bund bei Paulus und im Hebraeerbrief//EvTh. 1967. Bd. 27. S. 322-323; Westermann C. Jeremia. Stuttg., 1967; Rudolph W. Jeremia. Tüb., 19683; Kannengiesser Ch. Les citations bibliques du traité athanasien «Sur l " incarnation du Verbe» et les «Testimonia»//La Bible et les Pères: Colloque de Strasbourg, 1969. P., 1971. P. 135-160; idem. Le recours au livre de Jérémie chez Athanase d " Alex.//Epektasis: FS J. Daniélou. P., 1972. P. 317-325; idem. Jérémie: Chez les Pères de l " Église//DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 889-901; La Bonnardière A.-M. Le livre de Jérémie. P., 1972; Thiel W. Die deuteronomistische Redaktion von Jeremia 1-25. Neukirchen-Vluyn, 1973; idem. Die deuteronomistische Redaktion von Jeremia 26-45. Neukirchen-Vluyn, 1981; Weippert H. Die Prosareden des Jeremiabuches. B., 1973; Peri V. Geremia secondo Origene: Esegesi у psicologia della testimonianza profetica//Aevum. Mil., 1974. Vol. 48. P. 1-57; Schreiner J. Jeremia 9. 22, 23 als Hintergrund des paulinischen «Sich-Rühmens»//NT und Kirche: FS R. Schnackenburg. Freiburg i. Br., 1974. S. 530-542; Baltzer K. Die Biographie der Propheten. Neukirchen-Vluyn, 1975; Origenes. Homélies sur Jérémie/Trad. P. Husson; ed., introd. P. Nautin. P., 1976-1977. 2 vol. (SC; 232, 238); Tov E. The Septuagint Translation of Jeremiah and Baruch. Missoula, 1976; idem. Exegetical Notes on the Hebrew Vorlage of the LXX of Jeremiah 27 (34)//ZAW. 1979. Bd. 91. N 1. S. 73-93; Wolff Ch. Jeremia im Frühjudentum und Urchristentum.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Estas páginas contienen treinta y siete obras completas y cinco fragmentarías. Todos estos opúsculos se habían perdido. Algunos corresponden a obras citadas va por Ireneo, Hipólito, Orígenes y Epifanio en sus escritos polémicos antignósticos. Otras obras son completamente desconocidas; muchas, probablemente, eran obras secretas que no se podían dar a conocer a los incrédulos. Así, pues, los escritores eclesiásticos que escribieron contra los gnósticos no las vieron, probablemente, nunca. Cinco de estas obras se atribuyen a Hermes Trimégistos («tres veces grande»). Otras llevan títulos como éstos: La ascensión de Pablo Primero, el Segundo Apocalipsis de Santiago, el Evangelio según Tomás, el Evangelio según Felipe, el Libro secreto de Juan, las Cinco revelaciones de Set, el Evangelio de los egipcios, las Tradiciones de Matías, la Sabiduría de Jesús, la Epístola del bienaventurado Eugnosto y el Diálogo del Salvador. Algunos títulos son iguales a los que llevan los evangelios apócrifos conocidos, pero parece que el contenido es distinto. No cabe duda que estos papiros recuperados proyectarán abundante luz sobre la historia del gnosticismo y de los primeros siglos de la Iglesia, en que la teología cristiana estaba todavía en su fase de cristalización. Hasta ahora ninguno de estos textos había sido editado. El año 1946, Togo Mina, director del Museo Copto de El Cairo, adquirió uno de esos trece volúmenes. El anticuario belga Eid compró otro. En 1949 se ofrecieron los volúmenes restantes al Museo Copto de El Cairo, donde se conservaron en espera de una valoración. En forma detallada solamente conocemos los dos primeros volúmenes. El códice comprado por Togo Mina contiene cinco tratados: 1. El Apocryphon Iohannis o Libro secreto de Juan (p.1–40). Se presenta como un apocalipsis o revelación concedida al apóstol por un ser divino que se le aparece en forma de Padre, Madre e Hijo. 2. El Evangelio de los egipcios (p.40–69), tratado cosmogónico y escatológico, completado con fórmulas bautismales.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Патриаршим указом от 6 апр. 1946 г., ко дню Пасхи М. был удостоен сана архиепископа «за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью». Униат. кафедральный собор св. Георгия во Львове перешел в ведение М. По рекомендации Совета по делам РПЦ правосл. епископу Львова были переданы митрополичьи покои униат. первоиерарха Андрея Шептицкого . Здесь должны были размещаться резиденция М., епархиальное управление и богословско-пастырские курсы, к-рые так и не были открыты. К кон. 1947 г., по данным М., в Православие перешли 1124 униат. священника. Не перешли и остались на свободе 74 (им было отказано в регистрации и запрещено служить), остальные были постепенно арестованы или высланы (на 1 марта 1947 190 чел. из числа духовенства и 135 из мирян). В 1945 г. во Львовской обл. числилось 44 греко-католических мон-ря, к-рые представляли основную оппозицию присоединению к правосл. Церкви и были закрыты. Многие формально воссоединившиеся продолжали на богослужениях поминать папу Римского и служить по греко-католическим Служебникам. С одной стороны, они опасались арестов, с другой - мести «партизан»: к авг. 1946 г. относится ультиматум подпольных униат. деятелей к перешедшему в Православие духовенству с требованием публично отречься от своего «отступничества». С 3 июня 1948 по 17 марта 1950 г. М. было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией с титулом «архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский». Этот период после убийства 1 нояб. 1947 г., по предположениям - органами МГБ УССР, греко-католического еп. Мукачевского Теодора Ромжи был отмечен в Закарпатье судебными преследованиями униат. духовенства, обвиненного в коллаборационизме. М. проводил работу среди низового униат. духовенства с целью их отказа от унии. 27-28 авг. 1949 г., в дни празднования Успения Пресв. Богородицы, в бывш. василианском мон-ре на Чернечьей горе в Мукачеве было провозглашено прекращение церковной унии закарпатского духовенства с Римом. «Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью» 18 авг. 1949 г. патриарх наградил М. правом ношения креста на клобуке. Официально к 1949 г. на территории СССР греко-католич. Церковь и все ее административные органы были ликвидированы. Гос-во конфисковало ее имущество и частично передало его в пользование правосл. епархиям. Административно-репрессивные методы воссоединения униатов с РПЦ в целом отрицательно сказались на отношении к правосл. Церкви населения Зап. Украины.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Тальберг , «Святая Русь», Париж, 1929 г.). Глава двенадцатая. Архимандрит Константин (Зайцев) §1. Жизнеописание Архим. Константин (в миру Кирилл Иосифович Зайцев) родился в Санкт-Петербурге 28 марта/10 апреля 1887 г., в семье крещеных евреев. Он окончил экономическое отделение Санкт-Петербургского Политехнического университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Для научной деятельности архим. Константин отправился в Германию, но вернулся в Россию и поступил на работу в первый департамент Правительственного Сената. После революции 1917 г. архим. Константин принял участие в Белом движении, и покинул Россию вместе с армией генерала Врангеля. В эмиграции архим. Константин был приват-доцентом юридического факультета в Праге, а с 1935 г. – профессором юридического факультета в Харбине. Принимал участие в издании и являлся автором парижских журналов «Возрождение» и «Славянство и Россия», печатался в харбинском церковном журнале «Хлеб Небесный» и др. Служение Церкви архим. Константин начал в 1944 г. в Русской Православной Миссии Пекина. Овдовев, он был рукоположен во иереи в 1945 г., служил в Циндао и Шанхае. Из Китая архим. Константин выехал вместе с прочими русскими беженцами, возглавляемыми свят. Иоанном (Максимовичем) . В мае 1949 г. архим. Константин прибыл в Сан-Франциско, а в августе 1949 г. по приглашению переехал в Джорданвилль, на должность преподавателя Свято-Троицкой семинарии. В разные годы он преподавал догматическое богословие, пастырское богословие и русскую словесность. 18/31 декабря 1949 г. архим. Константин принял монашеский постриг, а 8/21 ноября 1954 г. был возведен в архимандриты. В течение многих лет, до самой кончины, архим. Константин нес послушание редактора журнала «Православная Русь», его приложений «Православная жизнь» и «Православный путь», а также англоязычного журнала «Orthodox Life». Под влиянием писательских и редакторских трудов архим. Константина, в значительной степени, складывалась идеология Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

57 . Участок в селении Рама, с двухэтажным домом для мужской и женской двухклассных школ, с садом, огородом и цистерной. Опись, 1895: 45 (указана площадь 568 кв. м.). Ряжский, 1915. 21 (указана площадь «около 620 кв. м.»). Прохоров, 1949: 50. Соглашение о продаже, 1964: 14. Нехуштай, 1984: 33 (указана площадь 1,763 донума). Баталден, 1990: 23 (указаны площадь участка 689 кв. м плюс площадь здания 229 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 37–38 (указана площадь 1,763 донума; затем следует примечание: «При регистрации участка была допущена ошибка, однако после соглашения с советским правительством (1964) запись была исправлена, площадь обозначена в размере 2,5 донума». 58 . Участки братьев Николая и Нахли Сурсук в г. Афуле, между полотном Дженинской железной дороги и шоссе Назарет-Дженин, площадью 10 800 кв. м. Участки не были огорожены, но имели каменные межевые столбы. Земля приобретена в 1913 г. на имя начальника назаретской мужской учительской семинарии А. Г. Кезмы, имевшего как российское, так и турецкое подданство. В 1921 г. перерегистрировано на него же. Современное местоположение участков; между автобусной станцией и универмагом. Тюканов, 1914: 21, л. 42 (указана площадь 10 800 кв. м.). Ряжский, 1915: 25. Прохоров, 1949: 2 (указана площадь 10 568 кв. м.). Соглашение о продаже, 1964: 13. Нехуштай, 1984: 32 (плюс иллюстрация 45: «Купчая на русскую землю в Афуле от 1921 года»). Баталден, 1990: 21 (указана площадь 8266 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 37. Указаны площадь 8,266 донума (6,675 – один участок, 1,591 – другой). 59 . Участок в г. Дженине, с источником и оградой. Приобретён архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1911 г. Принадлежит Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату). Леонид-1, 1914: 15 (указана только стоимость 7000 руб.). Прохоров, 1949: 51 (и). Участок обозначен: «Большой сад в местечке Дженин». Записки, 1956: 22. Никодим, 1959: с. 344. Цитата из отчёта архимандрита Леонида 1913 г.: «Там уже начата постройка подворья для поклонников, идущих из Иерусалима в Назарет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви. С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешения на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 г., а Белградской семинарии Св. Саввы – в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первое послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. С 1946 г. начал издаваться маленький карманный календарь, с 1949 г. – газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 г. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал к числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей, ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквами, ослабевшими за время Второй мировой войны. При нем же была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ. С 1957 г. снова стал выходить журнал Богословского факультета «Богословие». В 1958 г. был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 г. Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Архиерейского Синода. 13 сентября 1958 г. новым предстоятелем СПЦ был избран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший престол Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряжский, 1915: 24. Прохоров, 1949: 30 (указана площадь 49 321 кв. м.). Соглашение о продаже, 1964: 9. Нехуштай, 1984: 39 (указана площадь 48,135 донума). Баталден, 1990: 20 (указана площадь 48 157 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 40–41. 54 . Участок без названия в г. Назарете, близ Источника Пресвятой Богородицы, площадью 5000 кв. м. приобретённый в 1909 г. архимандритом Леонидом (Сенцовым) и перерегистрированный в 1922 г. на имя Русской духовной миссии. В 1914 г. здесь планировалось строительство церкви. «Сегодня здесь находится продовольственный магазин Абу аль-Нахджа. Вторая часть участка расположена по другую сторону дороги, на ней находится Дом дружбы». Леонид-1, 1914: 14 (указана только стоимость 12 000 руб.). Нота, 1945: 33. Нехуштай, 1984: 40. Имущество РПЦ в Израиле, 1986: 4. Баталден, 1990: РДМ, 25. Палестина – Россия, 1993: с. 41. 55 . Участок в Кане Галилейской, с садом и огородом, площадью 6433 кв. м, огороженный каменной стеной («Сур аль-Москоб» – «Московская стена»). Приобретён ИППО в 1896 г. Местоположение: «в северной части посёлка, к западу от дороги, ведущей в Тивериаду». Опись, 1895: 46. Тюканов, 1914: 20, л. 41 (указана «площадь 8179 (?) кв. м.»; знак вопроса принадлежит И. Тюканову). Ряжский, 1915: 20 (указана площадь 2811 кв. м.). Прохоров, 1949: 49. Соглашение о продаже, 1964: 15. Нехуштай, 1984: 34. Баталден, 1990: 22 (указана площадь 6433 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 38 (указана площадь 6,433 донума). 56 . Участок в Кане Галилейской («Русский сад»), «у южного въезда в город, поблизости от источника», площадью 1800 кв. м., приобретённый в 1913 г. архимандритом Леонидом (Сенцовым) и перерегистрированный в 1922 г. на имя Русской духовной миссии (юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом). Леонид-1, 1914: 16 (указана только стоимость 4000 руб.). Прохоров, 1949: 32 (указана площадь 900 кв. м.). Нехуштай, 1984: 35. Имущество РПЦ в Израиле, 1986: 5. Баталден, 1990: РДМ, 26. Палестина – Россия, 1993: с. 39 (указана площадь 1,8 донума).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В этом письме митрополит также сообщил Патриарху, что ждет его приезда в город на Неве 24 мая (на 25–27 мая планировалось проведение выпускных экзаменов в Ленинградских Духовных школах). В то время на северо-западе России одновременно реставрировалось 38 действующих церквей. А.П. Удаленков, автор проекта реконструкции и реставрации здания Свято-Духовской церкви, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, был известным архитектором, и в 1945–46 гг. он успешно руководил реставрацией Кремля и Софийского собора в Новгороде. В июне 1949 г. митрополит назначил А.П. Удаленкова на должность епархиального архитектора, а занимавший эту должность A.M. Казанский был назначен помощником епархиального архитектора. По проекту на первом этаже здания Духовского корпуса должны были разместиться помещения Епархиального Управления на 12 служащих: два кабинета, канцелярия, бухгалтерия и комната ожидания на 15 посетителей, а также вестибюль с гардеробом и санузлом. В прежнем церковном двухсветном зале возродить храм Ленгорисполком не разрешил, и согласно проекту он должен был стать залом для парадных приемов. Несмотря на запрет Ленинградского исполкома, на месте алтаря митрополит все же планировал устроить Крестовую митрополичью церковь площадью 42 кв. м. На втором этаже должны были расположиться покои митрополита: малый приемный зал, библиотека, кабинет, столовая и спальня, а также помещение из двух комнат для приезжих. Чтобы здание приобрело одинаковую высоту, с восточного фасада предполагалась надстройка второго этажа над первым, где планировалось разместить обслуживающие помещения и две деревянные лестницы. Основные ремонтно-реставрационные работы предполагалось провести в июне–октябре 1949 г., затратив на них 650 тыс. рублей 12 . 7 июня 1949 г. Священный Синод, заслушав рапорт митрополита Григория об ассигновании на работы 945 тыс. рублей из средств Патриархии, постановил выделить 900 тыс., разделив их на три части. 10 июня распоряжением владыки была образована особая строительная комиссия по восстановлению здания Духовской церкви, куда вошли председатель прот. Е. Лукин, секретарь свящ. Н. Фомичев, казначей прот. В. Павлов и архитектор А.П. Удаленков. 20 июня комиссия провела свое первое заседание, но 27 июня ее состав был реорганизован и в дальнейшем состоял из председателя о. Е. Лукина, секретаря свящ. И. Волокославского, казначея свящ. В. Раевского и А.П. Удаленкова. Позднее в состав комиссии был включен староста Николо-Богоявленского собора А.Ф. Шишкин, а руководство работами поручено архитектору А.М. Казанскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010