В 1949 г. возобновились аресты духовенства, в основном по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В Николаевской обл. в 1949 г. были арестованы священники Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из с. Снигирёвка. В Кировоградской обл. арестованы священники Павел Либов из г. Златополя и Залевский из с. Тишковка. В 1952 г. был репрессирован диак. Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на Николаевской обл. по обвинению в связях с «истинно-православным подпольем» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 114. Л. 218). По требованию уполномоченного по делам РПЦ в 1949 г. был запрещен в священнослужении свящ. Кудин, бывш. клирик УАПЦ, из с. Тиньки Чигиринского р-на, вскоре подвергшийся репрессиям. Опасаясь гонений, ряд клириков епархии оставили церковное служение. В 1949 г. заявили о «выходе из рядов духовенства» священники Сергий Цапля из г. Новогеоргиевска Кировоградской обл. и Вадим Сагайдаковский из с. Баштанка Николаевской обл. На территории епархии в послевоенные годы существовали нелегальные монашеские общины. В отчетах уполномоченного за 1948 г. упоминается «нелегальное молитвенное помещение» в частном доме в с. Верблюжка Кировоградской обл., к-рое открыла бывш. монахиня Иванченко из упраздненного в 1947 г. Чигиринского мон-ря. Вместе с ней здесь совершали богослужение мирским чином бывшие послушницы. Нелегальное «поселение бывших монахинь под видом сестричества» существовало с 1954 г. между селами Лозоватка и Тарасовка Первомайского р-на Николаевской обл. (Там же. Д. 148. Л. 142). Власти усиливали борьбу против незарегистрированных общин, в первую очередь против групп «истинно православных христиан». В 1953-1954 гг. были выявлены 5 групп «истинно православных христиан» по 20 чел. в Голованевском, Ольшанском и Ульяновском р-нах Кировоградской обл., а также большая группа «прокопиевцев» (последователей Херсонского митр. сщмч. Прокопия (Титова) ) в Жовтневом р-не Николаевской обл. В первые годы после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953) положение Церкви несколько улучшилось. В частности, стало возможным обжалование решений местных властей перед руководством Совета по делам РПЦ. В 1955 г. Карпов указал уполномоченному Совета по Кировоградской обл. П. Романову на нецелесообразность снятия с регистрации общин в с. Кошаро-Александровка и с. Луполово Ульяновского р-на, в селах Надеждовка и Наливайка Голованевского р-на (церкви использовались под склад зерна). Одновременно Карпов просил Романова представить сведения о невыполненном решении Кировоградского облисполкома от 6 окт. 1950 г. об изъятии зданий у общин в селах Нерубайка и Небелёвка Подвысоцкого р-на, к-рые должны были стать клубами.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

13 июля 1949 года, когда антикоммунистическая истерия достигла своего апогея. Конгрегация Священной канцелярии опубликовала постановления, осуждающие коммунизм. Согласно этим постановлениям, под угрозой отлучения от церкви запрещалось: 1) вступать в коммунистическую партию и симпатизировать ей; 2) распространять, читать или публиковать книги, газеты, журналы или листовки, излагающие теорию и практику коммунизма, а также писать статьи в эти издания. Те католики, которые действуют вопреки этому, считаются ниспровергателями христианской веры и подвергают себя опасности отлучения со стороны Папского престола, так как коммунизм материалистичен и выступает против христианства. Кроме того, коммунистические руководители, читаем в декрете Конгрегации Священной канцелярии, хотя на словах иногда утверждают, что они не возражают против религии, тем не менее и теоретически, и практически выступают в равной степени врагами Бога и истинной веры и церкви Христовой. 28 июня 1949 года конгрегация приняла вышеуказанный декрет, а 30 июня представила его на рассмотрение Пию XII. Папа утвердил декрет и приказал опубликовать его. Запрет 1949 года явился пиком политики, «холодной войны», проводимой католической церковью и в то же время логическим следствием линии поведения Пия XII. В 50-х годах католическая церковь не могла, а Пий XII и не хотел ничего изменить для того, чтобы преодолеть эту замкнутость, ликвидировать все углубляющийся раскол между церковью и миром. Нетерпимость и усиливающееся непонимание престарелым папой серьезных социальных проблем и вопросов, связанных с научно-технической революцией, создало большие трудности для межконфессиональных католических христианско-политических партий и профсоюзов. В 50-х годах Пий XII считал, что «Католическое действие» является единственной серьезной и надежной силой против коммунизма. Когда в 1949 году де Гаспери хотел сформировать правительство вместе с социалистами, папа открыто это осудил. Однако де Гаспери считал, что конфессиональный фронт, который желал создать Джедда, вызовет создание антиклерикального фронта. В 1952 году Джедда с ведома Пия XII оказал сильное давление на де Гаспери, требуя чтобы христианские демократы образовали союз с правыми партиями, в том числе с монархистами, а также с неофашистами. Подобный шаг расколол бы итальянское общество на две части, и христианско-демократическая партия окончательно потеряла бы демократический и антифашистский характер. И когда все же в 1957 году была образована левоцентристская коалиция (правительственный блок с социалистами), Пий XII с неодобрением отнесся к этому шагу. Пока был жив папа, Ватикан не признавал эту форму правления.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Открытие Московского богословского института (с 1948 г. — Московская Духовная академия) дало ему возможность отдать свои силы на служение Церкви. С 1 сентября 1945 г. он начал свою преподавательскую деятельность в Богословском институте; в должности доцента — с 1 октября. Читал курсы гомилетики (с 1945 г.), патрологии (с 1949 г.), пастырского (с 1951 г.) и нравственного (с 1965 г.) богословия, литургики (в 1953–1955 гг.). 6 марта 1946 г. рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I во диакона, 10 марта — во пресвитера ко храму Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре, где тогда находились духовные школы. Осенью 1946 г. он был определен священником в храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. С августа 1949 г. отец Александр служит в храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе, а с декабря 1951 г. по август 1954 г. исполняет обязанности настоятеля храма Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре. В сентябре 1955 — мае 1966 г. отец Александр служит настоятелем храма Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. В 1966 г. отец Александр Ветелев оставил приходское служение с тем, чтобы полнее посвятить себя преподавательской деятельности. В 1972 г. он был награжден церковным орденом святого Владимира 2-й степени. В 1949 г. отец Александр защитил магистерскую, а в 1967 г. докторскую диссертацию; был удостоен звания профессора МДА. Он был автором учебников для духовных школ по различным дисциплинам 1 . Отец Александр пользовался искренней Отец Александр Ветелев во дворе МДА. 1948 или 1949 г. любовью студентов духовных школ. Среди его учеников были митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), игумен Марк (Лозинский), схиархимандрит Иоанн (Маслов), архимандрит Кирилл (Пав­лов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и др. Яркие воспоминания о преподавательском стиле отца Александра оставил профессор МДА К. Е. Скурат: Профессор протоиерей Александр Ветелев «оказывал на нас огромное духовное влияние.

http://pravmir.ru/otets-aleksandr-vetele...

В 1946-1951 годах в жизни Чешской Православной Церкви произошло несколько событий, позволивших поставить вопрос о даровании ей автокефалии. Прежде всего в 1946-47 годах в Чешские земли вернулись с территории бывшей Волынской губернии так называемые волынские чехи. Это были чешские крестьяне-эмигранты, основавшие в 1867 году на Волыни на льготных условиях земледельческую общину. К началу XX века сюда переселилось около 30 тысяч чехов, из которых 27 тысяч приняли православие. Вернувшись теперь на родину, они принесли с собой и свои церковные обычаи: особое церковное пение, богослужение на церковно-славянском языке. Всего в Чехословакию вернулось около 30 тысяч волынских чехов. Поскольку более 90 процентов из них были православного вероисповедания, это событие привело к значительному численному росту Православной Церкви в Чешских землях. 7 декабря 1949 года решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Епархиальным архиереем Пражской епархии остался владыка Елевферий (в 1949 году он был возведен в сан митрополита), а Оломоуцко-Брненским епископом был избран сподвижник святителя Горазда протоиерей Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 года в Оломоуце митрополитом Елевферием (Воронцовым), митрополитом Николаем (Ярушевичем) и архиепископом Макарием (Оксиюком). 28 апреля 1950 года в Прешеве был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 и 1649 годов и о воссоединении с Православной Церковью. После этого в Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешевская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 года Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя уже четыре епархии. В 1948 году в Карловых Варах была открыта Православная Духовная Семинария, первым ректором которой стал протоиерей Алексий Витвицкий, настоятель Карловарского храма святых апостолов Петра и Павла. Семинария работала в Карловых Варах лишь один учебный год(1948/1949), после чего была переведена в Прагу, где был проведен еще один учебный год (1949/1950). В 1950 году Семинария была преобразована в Православный богословский факультет и переведена в Словакию в город Прешев. Причиной переезда факультета в Прешев стало воссоединение в 1950 году с православием униатов Восточной Словакии, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной. В Прешеве факультет разместился в здании бывшей греко-католической академии (существовала с 1880 года). Указанная Академия была закрыта, а ее студенты распущены.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Запреты на коммунистическую деятельность, изложенные в рождественской речи папы 1947 года, Ватикан в течение 1948 года сформулировал и в официальной форме. На заседании Священной канцелярии 5 июня 1948 года было сделано предупреждение о том, что § 3 канона 1325 запрещает католикам без предварительного разрешения участвовать во встречах католиков и некатоликов, на которых выступают с обсуждением проблем, противоречащих делу веры. А § 2 канона 731 и канон 1528 запрещают совместное участие католиков с некатоликами во всех культовых действиях. Упоминание о канонических запретах в более широком смысле слова ограничивало общественно-политическое сотрудничество с некатоликами. В 1949 году завершилось формирование двух мировых систем; были созданы Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика, образовался блок НАТО. Антикоммунистические взгляды и политическая линия Пия XII приобрели еще большую жесткость после того, как на Рождество 1948 года органы государственной безопасности Венгрии арестовали примаса Миндсенти по подозрению в антигосударственном заговоре. Пий XII в своем послании от 2 января 1949 года, начинавшемся словами «Acerrimo maerore» и адресованном венгерскому епископату, осудил свершившиеся события и заявил в связи с этим протест. Процесс Миндсенти явился новым поводом для выступления папы не только в защиту венгерской церкви, но и против всех социалистических стран. 12 февраля 1949 года он опубликовал апостольское послание, поощрявшее участников открытого процесса Миндсенти. В этом послании содержался вывод, что католические церкви Восточной Европы оказались в тяжелом положении и что церковь нуждается в военной защите западных держав. Выступление папы в поддержку НАТО оказало также влияние и на решение христианских демократов, побудив большинство партии принять решение о вступлении Италии в НАТО. В своей февральской речи Пий XII дошел до объявления «освободительной войны» против социалистических стран справедливым деянием. 14 февраля 1949 года Пий XII в своей речи, начинавшейся словами «In hoc sacrum», на коллегии кардиналов в тайной консистории торжественно заклеймил суровый приговор, вынесенный кардиналу Миндсенти. 16 февраля, выступая перед дипломатическим корпусом, аккредитованном в Ватикане, Пий XII в своей речи, начинавшейся словами «Nous apprecions a sa valeur», изложил свою позицию по вопросу об осуждении кардинала Миндсенти. 20 февраля верующие римско-католического вероисповедания организовали на площади Святого Петра, как и в других странах Запада, демонстрацию верности в поддержку Миндсенти. Папа в своей речи, начинавшейся словами «Ancora una volta», выразил протест церкви в связи с осуждением и заключением в тюрьму Миндсенти. Эти заявления показывают, что Пий XII пришел к убеждению, что для сохранения человеческих ценностей война неизбежна. Папа резко выступил против пацифизма, возникшего в католических кругах, заклеймив это как предательство и дезертирство.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

St. John-Cassian of Rome (russ.), ebda 64(1933) 4 S. д Sermon on Easter-Day (russ.), ebda 77(1934) 2 S. Christ est le Seigneur. Amsterdam. Juli 1939. Franz., engl., deutsch, finnisch. The Eucharist in the Orthodox Church, in: The Student World 1939,2, 9 S. I simerini katastasis tis Orthodoxou Ekklisias en ti Sovietiki Rossia, in: Christianika Grammata, Athènes 1940. Address on the occasion of his consecration as Bishop of Catania (russ.), in: Cerk. Vest. (Paris 1948)8, 4 S.; franz., in: Russie et Chrétienté (Paris 1948) 3–4, 33–37, 37–38. Moja poezdka v Belgiju, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1948,12, 11–12. The Light of the Resurrection (russ.), in: Russ. Mysl’ Nr. 55, V. 30.4.1948, 2 S. Moi vstrei v Germanii, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1949,18,4–9. Allocution, le 12. févier 1947, in: Russie et Chrétienté 1948,3,31–33. Allocution, le 12. févier 1948, ebda 37–38. Allocution prononcée à de la fête des Trois Docteurs (12. févier 1949), ebda 1949,1–2, 58–59. Sermon, in: Vers l f Unité Chrétienne 1954,60,13–14. Predigt zum Fest der hll. Drei Hierarchen (1951) (griech.), in: Orthodoxia 1952,1, 5 S.; 1953,4, 4 S. Speech at the Inauguration of Women’s Theological Course in Paris (russ.), in: Word of the Church (Russ. Mysl’) Paris Dez. 1949. Slovo na prazdnovanii jubileja (30.4.1950), in: Cerk.Vest.Zap. Ev.Ekz. 1950,25,4–9. University Sermon. 25–11–1951, in: Cambridge Review, 1950–1951. 3– III. LXXII; in: The Approach to Christian Unity, ed. W. Heffer and Sons. Cambridge 1951. The Cross of Christ (griech.), in: Apostolos Andreas 1952, Nr. 63 und 64. Buchbesprechungen , Nachrufe The New Testament. New Books (Smith and Chaîne) (russ.), in: Prav. Mysl’ 1928,1, 4 S. Kniga о semi peatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipse, in: 21(1930)97–128. D.S. MereSkovskij, Iisus neistvestnyj, in: Put‘ 42(1934)80–87. L. Gillet, Jesus of Nazareth According to Historical Data (russ.), in: Put» 48(1935) 5 S. Three Figures. (In Memory of Rev. T. Nalimoff, I.P. Scherboff and Rev. Mother Catherine) (russ.), in: Vozrofcdenie vom 18. u. 19.1.1926, Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 . Палестинский патерик. Вып.9. СПб., 1899. 13 . Святитель Василий Великий . Творения. К Кесари, жене патриция, о приобщении. Изд.3-е. Сергиев Посад., 1892. 14 . Иоанн Мосх , блаженный. Луг духовный. Изд. Троице Сергиевой Лавры., 1896. 15 . Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1-й, Киев., 1910. Вып.2-й, Киев., 1913. 16 . Минея ноябрь. ч.I. М., 1980. 17 . Минея апрель. ч.I. М., 1985. 18 . Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. т.2, Одесса., 1894. 19 . Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святого апостола Павла. СПб., 1887. 20 . Речь профессора ЛДА, кандидата богословия, кандидата искусствоведческих наук Н.Д. Успенского перед защитой 22/IV 1949 г. диссертации на соискание ученой степени магистра богословия на тему: «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви " (Историко-археологическое исследование). ЛДА., 1949. 21 . Успенский Н.Д. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и его деятельность. (Машинопись). Л., 1949. 22 . Уржумцев П.В. Профессор Николай Дмитриевич Успенский . К 50-летию научной деятельности.//Богословские Труды М., 1975. 23 . Дмитриевский А.А. Отзыв о сочинении Н.Д. Успенского на тему: «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения и его составные части». Б.м. и г. 24 . Открытое заседание Совета ЛДА от 22 июня 1949 г. Публичная защита магистерской диссертации кандидата искусствоведческих наук проф. Н.Д. Успенского на тему: «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» (Историко-археологическое исследование). Б.м. и г. 25 . Бронский В. Заслуженный профессор Н.Д. Успенский //Журнал Московской Патриархии, 1988, 26 . Успенский Н.Д. Православная вечерня (Историко-литургический очерк)//«Богословские труды», 1959. 27 . Успенский Н.Д.Христианская православная вечерня (Историко-Литургический очерк). Л., 1950. 28 . Евсевий Памфил . Церковная история. m.II, кн.2, СПб., 1848. 29 . Иванов И. Музыковедческая деятельность профессора Н.Д. Успенского //«Богословские труды», 1975. 30 . Успенский Н.Д. Образцы Древнерусского певческого искусства. Л., 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Эвакуация началась в начале 1949 г. Семья отца Николая Колчева прибыла на Филиппины на втором пароходе «Кристобаль», шедшем под панамским флагом. Последний пароход из Шанхая на Филиппины пришёл 20 мая 1949 г. Остров Тубабао не имел ни дорог, ни домов, ни электричества, ни источника питьевой воды. Беженцы всё начинали с нуля. Расчищали джунгли, ставили палатки, проводили электричество. Остров был разделён на 14 районов, в каждом из которых проживало более 300 человек. Создали полицию, скаутскую дружину. В первые же дни пребывания на Тубабао русское православное духовенство – священники, монахи и миряне – приступило к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви – Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование здание бывшей американской военной церкви. За несколько дней до Пасхи 1949 г. в лагерь прибыл архиепископ Иоанн Шанхайский . В июне 1949 г. отец Николай был назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского 15 . Устроен храм был в брезентовой палатке, как и жильё беженцев, – то, что осталось от находившейся ранее на острове американской военной базы. Изначально предполагалось, что на Филиппинах русские беженцы-«шанхайцы» проведут только четыре месяца, а за это время IRO поможет найти им страну для постоянного проживания. Но «временная» жизнь на острове растянулась почти на 4 года. Беженцев оказалось около 6 тысяч человек. Дочь Колчевых Лидия в Аргентине занималась оформлением документов на переезд к ней в страну всей семьи. Процесс оформления затянулся на полтора года. «Ежедневно приезжала в паспортный отдел – без языка, в чужой стране… наступило время, когда сказали, что въезд в Аргентину закрывается. Самое главное лицо, которое должно было дать подпись, просмотрел бумаги и сказал, что он должен посмотреть. Я выписывала 14 человек – 10 человек с о. Тубабао, и четверых из Чили – Володю с семьёй. Когда он так сказал, я поняла, что это отказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

В августе 1949 года в корпорацию влился прот. Иоанн Козлов, бывший учитель церковно-приходской школы и Олонецкий епархиальный миссионер, экстерном закончивший семинарию, ректором которой был прот. Н.Чуков. Отец Иоанн закончил МДА, в 30-е годы служил в Москве в храме Флора и Лавра. Прот. Иоанн присылал владыке письма из Андижана, куда забросила его судьба, просил помочь выехать оттуда и принять его в Академию. Для преподавателей, многих из которых владыка приглашал из других городов, был отведен отдельный флигель с прекрасными отдельными квартирами во внутреннем дворе Академии. Дневниковая запись владыки 4 марта 1948 года: «Сагарда прописывают. Он хвалит порядки Академии – “даже лучше прежней Академии”». В письме Патриарху от 17.09.1949 г. митрополит Григорий писал: «Проф. ЛДА А.И. Сагарда в настоящее время является наиболее ярким представителем церковно-исторической науки в СССР. Он закончил работу над своей докторской диссертацией... Он и в дальнейшем может считаться наиболее авторитетным ученым в цер[ковно] исторических трудах на пользу Православной Церкви. В целях сохранения его сил для церк[овной] науки РПЦ я считал бы полезным: 1) ограничить его учебную работу лекциями в Дух[овной] Академии, освободив его от уроков в семинарии, 2)назначить его официальным ученым консультантом при Московской Патриархии по церковно-историческим и догматическим вопросам и 3) для возмещения его утраты при сокращении уроков и для вознаграждения по консультированию назначить ему ежемесячный оклад 4000 р. 17 окт.1949 г. Пометка: Исполнено 22 ноября 1949 г.». Письмо Св. Париарху также от 17.09.49 г.: «Имею честь почтительно просить Ваше Святейшество об утверждении в ученой степени магистра богословия проф. Ленинградской Духовной Академии А.И. Сагарда. Проф.А.И. Сагарда представил свою диссертацию о Клименте Александрийском еще в Совет СПб Дух. Академии. По рассмотрении специалистами, Совет СПБ Духовной Академии нашел ее достойной ученой степени магистра богословия, и постановление об этом поместил на страницы академического журнала «Христианские Чтения» в отделе «Журналы Совета Духовной Академии».

http://bogoslov.ru/article/1151751

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010