В 1949 году Национальная Освободительная Армия Китая победила гоминьдановские войска. 1 октября 1949 года родилась Китайская Народная Республика. Началась новая волна эмиграции. Первый пароход с группой в 600 русских уплыл из Шанхая еще в январе 1949 года. Владыка Иоанн (Максимович) , отслужив напутственный молебен, благословил каждого. Сам архиепископ Иоанн со своей паствой и клиром покинул Шанхай в мае 1949 года. Большая часть имущества Миссии была вывезена, а документы частично уничтожены. С сентября 1949-го по декабрь 1950 года Шанхай покинуло около 10 000 иностранных эмигрантов. Подобная участь постигла и другие города Китая. Вернувшиеся в Россию Митрополит Нестор, арестованный в 1948 году китайцами как военный преступник, был депортирован в СССР и осужден на восемь лет за то, что написал книгу «Расстрел Московского Кремля». Также его обвинили в совершении заупокойных служб в 1920 году над телами Великих князей Романовых. Много мирян было сослано в лагеря или расстреляно. В заблуждение был введен и владыка Виктор, писавший в Москву патриарху о том, что пора бы заявить китайским властям, что Православная Церковь — не маленькая община. Он был уверен, что в СССР все, как и раньше, свободно ходят в храмы. Но всей правды владыка, как и многие другие, не знал… Владыка Иоанн и шанхайские иерархи не приняли советского гражданства. Православие в Китайской Народной Республике Архиепископ Пекинский Виктор (Святин), начальник 20й Русской духовной миссии в Китае, считал, что Миссия призвана быть связующим звеном между Россией и Китаем. Он выделил пять основных направлений деятельности Миссии: миссионерскую, монастырскую, культурную, хозяйственную и благотворительную. В рапорте патриарху архиепископ Виктор просил о помощи и о замене священнослужителей, прося в Китай новую, 21ю Русскую духовную миссию. Однако святейший патриарх Алексий I ответил на рапорт владыки так: «Проповедь Православия в Китае — главная цель Русской духовной миссии». Патриарх укорял владыку за коммерческую сторону деятельности Миссии. Он требовал с Божией помощью создать по-настоящему Китайскую Православную Церковь с многочисленной китайской паствой. И выдвинул для этой цели минимум: часть священнослужителей и завершение перевода на китайский язык богослужебной литературы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

P. 292–316; Recherches sur les institutions judiciaires à l " époque des Paléologues, Ï Le tribunal impérial//Mélanges H. Grégoire. Vol. I. Bruxelles, 1949. P. 369–384; Recherches sur les institutions judiciaires a Íepoque des Paleologues. IÏ Le tribunal du patriarcat ou tribunal synodal//Mélanges P. Peeters. Bruxelles, 1950. P. 320–333. Ср. тж.: Ševenko I. Léon Bardalès et les juges généraux ou la corruption des incorruptibles//Byz 19 (1949). P. 247–259. 1173 Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 361 ff.; Бурмов А . История на България през времето на Шишмановци//Годишник на Софийския Университет 43 (1947). С. 40 сл. 1174 См.: Острогорски Г . Душан и властела у борби за Buзahmujoм//Зборник у част Законика цара Душана. Т. 1. Београд, 1951. С. 79–86. 1175 Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 367 ff.; М . За xpohoлorujy Душанових византиских градова//ЗРВИ 4 (1956). С. 7. 1176 Согласно Λμπρος-A μαντος. Βραχα Χρονικ. 26.4, – 2 марта; Согласно хронике, опубликованной Горяновым (ВВ 27 (1949). С. 283, 286), – 1 марта 1331 г. Об этом тж.: Laurent V . в REB 7 (1949). Р. 209. 1177 О взятии Никомидии в 1337 г.: Γεωργιδης A ρνκης Г. Ο πρτοιΟθωμανο. Αθναι, 1947; Laurent V . в REB 7 (1949). P. 211. 1179 Относительно хронологии см.: Флоринский . Андроник и Кантакузин. Т. 204. С. 241–242, прим. 3. Современники, сообщавшие о правлении зилотов, описывают их в мрачнейших тонах, однако во всех этих случаях речь идет об убежденных противниках зилотов. Их сообщения о правлении зилотов, к сожалению, являются весьма скудными. То, что можно прочитать об этом в специальной литературе и в предыдущих изданиях этой книги, главным образом основывается на речи Николая Кавасилы . Между тем И. Шевченко ( Ševenko . Nicolas Cabasilas. P. 81 ff.) показал, что это сочинение имело в виду не правление зилотов, а определенные меры императорского правительства, и весьма вероятно, что ее составление относится к более позднему времени. Таким образом, общепринятые представления о владычестве зилотов и предпринимаемых ими мерах должны быть пересмотрены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые годы существования епархии проходило закрытие церквей. В Николаевской обл. в 1946 г. закрылся храм в с. Еланец, в Кировоградской обл. в 1947 г. упразднен Чигиринский жен. мон-рь, где проживали 52 монахини во главе с игум. Елеазарой (Белоусовой). Во время голода в кон. 1946 - нач. 1947 г. погибло много жителей Николаевской обл., в т. ч. клириков. Весной 1947 г. умерли от голода свящ. Хрусталёв и его супруга из с. Ст. Богдановка Варваровского р-на. Уполномоченный по делам РПЦ по Николаевской обл. Н. И. Жванко объяснял эту смерть «падением доходности церквей» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 40. Л. 66-74). С 12 дек. 1947 по апр. 1949 г. Кировоградской епархией управлял еп. Феодосий (Ковернинский), бывш. обновленец. При нем епархиальная жизнь оживилась. В 1948 г. по инициативе еп. Феодосия начали работу кратковременные пастырско-богословские курсы в Кировограде. На курсы приехали 26 священников, но из-за противодействия властей только 8 клириков были к ним допущены. В Николаеве в том же году действовали пастырско-богословские курсы для 27 клириков области. В обоих случаях курсы вел еп. Феодосий. В 1948 г. для епархии в Кировограде был приобретен частный дом. В связи с нехваткой священников еп. Феодосий обратился в Московскую Патриархию. На заседании Свящ. Синода от 1 июня 1948 г. было объявлено, что «в Кировоградской епархии имеется много вакантных священнических мест, куда могут быть направлены безместные священники из других епархий». Однако уполномоченный Совета по делам РПЦ П. Романов сообщил, что в Кировоградской обл. имелось только 3 вакантных прихода. 15 марта 1949 г. Свящ. Синод уволил еп. Феодосия (Ковернинского) на покой, в апр. епископ уехал из Кировограда. По свидетельству архиерея, увольнение стало следствием его конфликта с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. Жванко, к-рый занимался вымогательством взяток у духовенства. Еп. Феодосий посылал письма с протестом против своего увольнения патриарху Алексию I, председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову . Жалобы еп. Феодосия в отношении Жванко нашли подтверждение, к июлю 1949 г. Жванко был снят с должности уполномоченного, но еп. Феодосий на кафедру не вернулся. В 1949-1950 гг. Кировоградская кафедра не имела самостоятельного статуса, являлась вик-ством Херсонско-Одесской епархии. Возможно, это стало следствием обвинений против еп. Феодосия в финансовых злоупотреблениях. 21 окт. 1949 г. архим. Евстратий (Подольский) был назначен епископом Кировоградским, викарием Херсонско-Одесской епархии с поручением ему управления приходами Кировоградской и Николаевской областей. 17 марта 1950 г. Кировоградское вик-ство вновь было преобразовано в епархию, еп. Евстратий получил титул «Кировоградский и Николаевский».

http://pravenc.ru/text/1841105.html

«Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда – частые обморожения». 15 июня 1946 года был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в город Кимры Калининской области. В июле того года был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. Осенью зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, 21 января 1947 года утвержден в звании доцента. 14 июля 1948 года защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви». 20 июля 1948 года был утвержден в звании профессора, 15 октября того же года был назначен инспектором Московской духовной академии. В 1946–1949 годах читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал 3) , почитался как опытный духовник. В 1947–1949 годах сотрудничал с редакцией Журнала Московской Патриархии, где опубликовал несколько статей. 10 февраля 1949 года был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинён в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апреля 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ села Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь (не опубл.). Неоднократно писал прошения на имя патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сентября 1954 года служил священником в Успенской церкви города Джамбула. 4 сентября 1954 года срок ссылки был сокращен. С октября 1954 по январь 1955 года нёс послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области. 1 февраля 1955 года был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в Московском соборе Богоявления Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ровно (19341939), настоятель церкви в с. Чернавчицы Волынской епархии (19391940), во время 2-й мировой войны работал на оккупированной немцами территории директором областного музея г. Ровно и преподавал в разных городских учебных заведениях, одновременно служил на приходах Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), эмигрировал в Германию (1944), жил во Фрайбурге, а затем в Констанце, состоял секретарем при разных епископах УАПЦ, потом перешел к архиеп. Савве (Советову) (см.) и был принят в юрисдикцию Заграничной Польской Православной Церкви (КП), полковой священник для православных солдат в 1-й французской армии в Германии (19461948), перешел в юрисдикцию епархии РЗЦ в Германии (13.3.19485.8.1948), переселился во Францию (1948), принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП, настоятель церкви Христа Спасителя в г. Виши (12.5.194920.7.1949), перешел в юрисдикцию митр. Серафима (Лукьянова), экзарха МП (5.8.1949), помощник настоятеля Знаменского каф. храма в Париже (19.8.194915.11.1949), епархиальный секретарь, митрофорный протоиерей (2.10.1949), откололся от МП и переехал в Бамако, где занимал пост заведующего археологическим отделением Французского института Черной Африки (19501955), вновь принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП сверх штата и без прихода (24.10.1953), уехал в США (1955), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Шумовского (19491955). АЕУА. Лит.: Ковалевский П. Е. Археологические работы о. Г. Шумовского в Африке. РМ. 15.7.1953. Шустин Василий (18.5.18866.8.1968, Канны, Франция), протоиерей. Окончил С.-Петербургский электротехнический институт, духовный сын св. Иоанна Кронштадтского , участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Сербию (1921), преподавал физику в кадетском корпусе в г. Бела Цркв, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (7.4.1927), диакон русской церкви в г. Бела Цркв (19271928), священник (7.7.1928), рукоположение совершил митр. Антоний (Храповицкий) в Белграде, настоятель русской церкви в Ерцегови-Игало (19281935), настоятель Троицкой церкви в Алжире (19351962), протоиерей (12.12.1946), переехал во Францию после провозглашения независимости Алжира, помощник настоятеля Св.-Михайловского храма в Каннах (19621968).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совет по делам РПЦ пытался сгладить ситуацию, опасаясь за своё реноме, но идеологи продолжали раздувать случай «церковного мракобесия». В итоге 19 февраля 1949 года в газете «Правда», органе ЦК ВКП (б), появился фельетон И. Рябова «Саратовская купель». Затем последовал целый ряд публикаций антирелигиозного характера в духе уже изрядно подзабытого жанра, характерного для 1920-30-х годов. Пропагандистская компания должна была создать благоприятный фон для нового антирелигиозного постановления ЦК партии и вообще активизировать «идейно разоружившихся» идеологических работников на местах, партийных функционеров и государственных чиновников. Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) по материалам «саратовского дела» разработал проект постановления ЦК ВКП (б) «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника ″крещения″ в г. Саратове». В документе вся вина за происходившее в Саратове возлагалась на Совет по делам РПЦ и его председателя Г.Г. Карпова. К проекту прилагались материалы МГБ, «письма трудящихся» с откликами на фельетон «Саратовская купель». В пакет документов был включен и проект постановления «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний» и проект нового «Положения о Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР». 13 мая 1949 года секретарь ЦК ВКП (б) Г.М. Маленков сделал доклад Сталину о постановлении «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний». Сталин ознакомился с документами и... положил их «под сукно», оставив вопрос без всякого решения. Нового крупномасштабного наступления на Церковь удалось избежать, но «саратовское дело» всё же имело свои последствия для внутрицерковной жизни. Были приняты решения Священного Синода, касающиеся «упорядочения деятельности духовенства», вызванные давлением Совета по делам РПЦ, требовавшего ограничить деятельность духовенства церковной оградой. Ситуация, как мы видим, в церковно-государственных отношениях периода 1948-1949 годов была непростой, весьма далёкой от идиллии, несмотря на целый ряд отрадных для верующих явлений, о которых речь у нас пойдет впереди. В дальнейшем мы будем говорить об участии Московских духовных школ в общецерковных событиях и о внутренней жизни нашей школы в рассматриваемый период. Но прежде несколько слов ещё об одной реалии времени, печальной и трагической. Речь идет об административном давлении и о прямых репрессиях, направленных против членов профессорско-преподавательской корпорации МДАиС. Пока не совсем понятно, были ли эти прискорбные факты связаны непосредственно с осложнением ситуации 1948-1949 годов или имелись для этого иные причины, но в любом случае они свидетельствуют о том тотальном контроле, который представители государственной власти того времени стремились установить над духовной школой.

http://bogoslov.ru/article/357184

ч. Репина ( Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям, 1880-1929. М., 1950. С. 121, 123), А. В. Жиркевича ( Жиркевич. 1949. С. 162), самого Н. А. («Было первое сиждение, пока меня рисовали и лепили со всех сторон одновременно: Репин, Антокольский и Васютинский. Это длилось больше часа - скука!» - под 30 янв. 1895; Дневники имп. Николая II (1894-1918). М., 2011. Т. 1. С. 184), Д. И. Яворницкого ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1949. Т. 2. С. 84). Тем же годом датируется написанный Репиным портрет Н. А. в интерьерах Мариинского дворца, созданный по заказу вдовствующей имп. Марии Феодоровны (ГЭ). Н. А. представлен в форме полковника 1-й батареи Гвардейской конной артиллерии, его грудь украшает голубая лента ордена св. Андрея Первозванного. Этот портрет Н. А. включен в картину Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.», на к-рой Н. А. изображен во главе собрания под собственным портретом (1901-1903, ГРМ; Грабарь И. Э. К истории создания картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 264; Жиркевич. 1949. С. 178). Образ императора для этой картины Репин писал на основании фотографий и своих предыдущих работ. В 1896 г. Репин выполнил 2 новых портрета Н. А.: в рост на крыльце (ГИМ) и в Тронном зале Царскосельского дворца (ГРМ). Фигура Н. А. на обоих портретах идентична, различается только фон. По одним данным, оба портрета - авторское повторение ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. Т. 2. С. 84), по другим - один из портретов - копия ученика с прописью самого Репина ( Жиркевич. 1949. С. 170; Сычев Н. П. Воспоминания о Репине//Новое о Репине: Статьи и письма художника. Восп. учеников. Публ. Л., 1969. С. 163-164). По свидетельству Серова, именно копии портрета кисти Репина были «в ходу в присутственных местах империи» (Портретист-отшельник в Финляндии: У В. А. Серова: Беседа с сотрудником «Петербургской газеты»//Валентин Серов в переписке, документах и интервью.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

HOSKYNS E. and F.W. DAVEY. L’enigme du Nouveau Testament, Neuchâtel-Paris 1949. HUTCH E. The organisation of the early Christian Churches, Oxford 1880. JACQUIER E. Les Actes des Apôtres, Paris 1926. JEREMIAS J. Golgotha, Leipzig 1926. – Die Abendsmahlworte, Göttingen 1949. – Die Briefe an Timotheus und Titus (Das Neue Testament Deutsch), Gottingen 1949. KATTENBUSCH F. Der Quellort der Kirchenidee, in «Festgabe für A. von Harnarck» 1921, S. 143–72. KNOPF R. Das nachapostolische Zeitalter. Geschichte der christlichen Gemeinden, vom Beginn der Flavier-dynastie bis zum Ende Hadrians, Tübingen 1905. KNOX J. Chapters in a life of Paul, New York-Nashville 1950. KNOX W.L. St. Paul and the Church of Jerusalem, Cambridge 1925. – St. Paul and the Church of the Gentiles, Cambridge 1939. – The Acts of the Apostles, Cambridge 1948. KUMMEL W.G. Kirchenbegriff mid Geschichtsbewusstsein in der Urgemeinde und bei Jesus, Uppsala 1943. LABRIOLLE L.P. La crise Montaniste, Paris 1913. LAGRANGE M.J. Epitre aux Romains, Paris 1927. LANNE E. Le minlstère apostolique dans Saint Irénée, dans «Irénikon», 25 (1952) 113–41. LEENHARDT F. Le chrétien dolt-il servir l’état? Essai sur la théologie politique du Nouveau Testament, Genève 1939. LE QUIEN M. Oriens Christianus, t. II, Paris 1770. LEUBA L. L’instltutlon et l’événement, Neuchâtel-Paris 1950. LIETZMANN H. Histoire de l’Eglise ancienne, t. II, Paris 1937. – Histoire de l’Eglise ancienne, «Les Commencements», Paris 1950. – An die Korinther I – II, Tübingen 1949. LIGHTFOOT J.B. Saint Paul’s Epistle to the Philippians, London 1890. LINTON O. Das Problem der Urkirche in der neueren Forschung. Eine kritische Darstellung, Uppsala 1932. LOISY A. L’Evangile et I’Eglise, Paris 1902. MARCHAL L. Origine divine des Evêques, dans «Supplément au Dictionnaire de la Bible», t. II, col. 1297–1333, Paris 1934. MARROU H.I. A Diognète. Introduction, edition critique, traduction et cominentaire (SCH 33), Paris 1951. MAYEDA G. Le Langage et l’Evangile, Genève 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

1157 Колчицкий Николай Федорович (1890–1961) – протопресвитер. В 1915 г. окончил МДА, кандидат богословия. Служил в Харькове, затем в Москве с 1924 по 1961 гг. был настоятелем храма Богоявления в Елохове. В 1941–1956 гг. управляющий делами Московской Патриархии, с 1945 г. протопресвитер. В 1956–1961 гг. председатель Учебного комитета при Св. Синоде. 1158 Это утверждение далеко от действительности. Реально Московская Патриархия во второй половине 1940-х г. добилась довольно больших успехов на международной арене. Другое дело, что Советское руководство ставило в тот период перед ней совершенно нереальные и невыполнимые задачи – вплоть до превращения во всемирный христианский центр – «Московский Ватикан». Подобная тенденциозность характерна для многих выводов доклада А. Осипова . На уровне журнала же в первую очередь сказывалась жесточайшая цензура государственных органов (прим. авт.). 1159 Доктусов Николай Петрович (1883–1959). В 1907 г. закончил Казанскую ДА, кандидат богословия. С 1950 г. магистр богословия, профессор, секретарь Совета МДА и С, до 1955 г. их инспектор. С 1955 г. секретарь Учебного комитета при Св. Синоде и заместитель председателя Отдела Внешний Церковных Сношений. Скончался в Москве. 1160 Успенский Николай Дмитриевич (1900–1987). Родился в семье сельского священника Новгородской губ. Окончил ДУ в Старой Руссе, Новгородскую ДС. В годы Гражданской войны служил в Красной армии. В 1920-е г. учился в Пг Богословском институте, в 1937 г. окончил Ленинградскую консерваторию. С 1946 г. преподавал в ЛДА, возглавлял кафедру литургики. С 1949 г. магистр богословия, профессор, с 1957 г. доктор церковной истории. Почётный доктор Фессалоникийского университета и Православной Духовной Семинарии св.Владимира в Нью-Йорке. 1162 Зеленецкий И.И. (1893–1972). В 1917 г окночил ПгДА и Пг археологический институт, кандидат богословия. С 1917 г. на преподавательской должности. С 1949 г. доцент ЛДА. 1163 Миролюбов Г.П. (1884–1964). Родился в семье священника. Окончил Оренбургжское ДУ, Смоленскую ДС, в 1908 г. МДА, кандидат богословия. В течение 40 лет преподавал древние языки и русскую литературу, работал научным сотрудником в области архивного дела. С 1949 г. преподаватель догматического богословия в ЛДА, с 1949 г. доцент. С 1964 г. профессор. Умер в пос. Рощино Ленинградской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, что в апреле отдел пропаганды и агитации уже разослал на места материалы для очередных семинаров секретарей райкомов ВКП(б) по 6 темам, в том числе «Научно-атеистическая пропаганда», во многом составленные в привычных традициях 1930-х гг. А через 3 недели специально созданная комиссия во главе с Д. Шепиловым была вынуждена заново отредактировать и разослать их, убрав всякую критику Совета по делам РПЦ, фразы о «воинствующем пролетарском атеизме», «непримиримой» борьбе и т. п. 948 В 1949 г. очередная антирелигиозная война все-таки не захлестнула Церковь . Продемонстрировав партийным кадрам верность заветам классиков марксизма, И. Сталин не желал кардинально менять избранный курс в религиозном вопросе. Церковь была еще нужна. Вождь учитывал фактор усталости населения СССР от коммунистической пропаганды и тот эффект, который приносило использование выступлений священнослужителей в его целях. Кроме того, Церковь вновь приобрела такой вес, что война с ней могла привести к слишком большим издержкам. Сохранялась и определенная заинтересованность в международной деятельности Патриархии. В последние годы жизни И. Сталина государственные органы взяли на вооружение тактику постепенного повсеместного ограничения влияния Церкви при сохранении внешне ровных отношений. Антирелигиозная пропагандистская кампания, начавшая было разворачиваться в 1949–1950 гг., вскоре оказалась свернутой. На XIX съезде партии в октябре 1952 г. эта тема практически вообще не поднималась. Но уже в октябре 1949 г. Г. Карпов указал Патриарху Алексию, что «Синоду и патриархии следовало бы продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность церкви храмом и приходом» 949 . Неоднократные попытки Первоиерарха добиться встречи со Сталиным и как-то изменить ситуацию закончились неудачей. Совет по делам РПЦ все больше сосредоточивался на функциях надзора, хотя отчасти сохранял прежнюю традицию, порой амортизировал особенно ущемлявшие интересы Церкви указы и постановления. Начиная с 1949 г., постепенно были прекращены службы вне стен храмов, отменены крестные ходы, кроме Пасхальных, ограничены разъезды духовенства по населенным пунктам, не допускалось обслуживание одним священником нескольких церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010