В XIV-XVI вв. этот комментарий стал ординарной глоссой на «Liber Extra» и лег в основу офиц. трактовки в рим. издании «Corpus juris canonici» (1582). Ординарная глосса на «Liber Sextus» Бонифация VIII (1298) была создана Иоанном Андреа через несколько лет после обнародования свода в 1303-1305 гг. Его комментарий на «Клементины» (1322) был признан в ун-тах ординарной глоссой. В нач. XV в. на его основе создан комментарий итал. канониста кард. Франческо Забареллы (1360-1417), к-рый также глоссировал «Liber Extra» (1404-1410). Ординарной глоссой на «Экстраваганты» папы Иоанна XXII была признана глосса Жеслена де Кассаня (1325-1327). После создания ординарных глосс на своды «Liber Extra» и «Liber Sextus» деятельность Д. свелась к комментированию самих глосс, что было вызвано отчасти и тем, что в XIV в. декретальное право утратило роль новейшего папского права - теперь новые комментарии создавались гл. обр. на решения суда Римской Роты (decisiones Rotae Romanae). В XV-XVI вв. было создано несколько значительных комментариев на декретальные своды - кард. Франческо Забареллы, итал. канониста Никколо деи Тодески (по прозвищу Палермец или Сицилийский аббат), Иоанна из Леньяно. Знаток гражданского права Бальдо деи Убальди (1327-1400) создал комментарий на первые 3 книги «Liber Extra». Ист.: Tancredus. Summa de matrimonio/Ed. A. Wunderlich. Gött., 1841; Pilius, Tancredus, Gratia. Libri de iudiciorum ordine/Ed. Fr. Bergmann. Gött., 1842. Aalen, 1965r. P. 87-316; Ioannes Andreae. In quinque decretalium libros novella commentaria. Venetiis, 1581. Torino, 1963r. 5 vol.; idem. Novella super Sextum. Venezia, 1499. Graz, 1963r; Raimundus de Pennaforte. Summa.../Ed. X. Ochoa, A. Diez. R., 1975. T. A: Summa de iure canonico; Goffredus Tranensis. Summa super titulis decretalium. Lugduni, 1519. Aalen, 1968r; Innocentius IV, papa. Commentaria in Decretalium Gregorii IX. Fr./M., 1570 [= Sinibaldus Fliscus (Innozenz IV). Apparatus in V libros Decretalium Gregorii IX. Fr./M., 1968]; Henricus de Segusio, card.

http://pravenc.ru/text/171624.html

79 . Forstneri. Epistolae, negotium pacis Osnabrugae monasteriensis concernentes. Montpelgardi, 1670. 80 . Lettre de Monsieur... à un de ses amis touchant le titre d’Altesse Royale du Duc de Savoye; et les traitemens Royaux que ses ambassadeurs reçoivent de l’Empereur et de tous les Rois de la Chretienté. A Cologne, 1701. 81 . Epistolae Mahometis, Turcarum imperatoris, elegantissimae, accedunt vita Mahumetis brevis item historia de imperatoribus Constantinopolitanis, tyrannis Turcicis, regibusque Hungariae et alia. Cura et studio Simonis Goebelii. Francofurti et Lipsiae, 1690. (Кера 101. – 8-ку, 1562). 82 . Mercure Galant, par Mr. du Fresny, mois de Mai et de Juin. 1712. Deux livres. Geographici, Topographici, Ichnographici et Antiquarii In folio 1 . [Joannis Blaew.] sive Geographiae Blavianae volumen secundum [volumen I. desideratur] quo lib. 4. 5. 6. 7. Europae continentur. Libro 4. Svecia, 5 Poloniai, 6 Regiones orientales ultra Germaniam citra Danubium, 7 Graecia. Amstelodami, 1662. Ei: volumen tertium, qoo Germania, quae est Evropae liber 8, continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen quartum, quo liber 9.10 Evropae continentur. Libro 9. Belgica regia, 10 Belgica Foederata, describuntur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen quintum, quo Anglia, quae est Evropae liber XI. continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen sextum, quo liber 12. 13 Evropae continentur. Libro 12. Scotia 13. Hibernia describuntur. Amstel., 1622. Ei: volumen septimum, quo libri 14.15. Evropae continentur. 14 Gallia, 15 Helvetia describuntur. Amstel., 1662. Ei: volumen octavum, quo Italia, quae est Evropae liber 16, continetur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen, nonum, quo Hispania, quae est Evropae liber 17. Hispania et Africa continentur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen decimum, ubi Asia describitur. Amsteloedami, 1662. Ei: volumen undecimum, in quo America describitur. Amstel odami, 1662. (Атласы 8. – Реестр стр. 6). 2 . Ei: Theatrum Civitatum et admirandorum Italiae. Amsteloedami, 1663. (Атласы 9. – Реестр стр. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По аналогии с «Дигестами» Юстиниана «Liber Extra» завершают титулы, в к-рых содержится толкование терминов права и кратко сформулированы абстрактные принципы права. С появлением «Liber Extra» доминирующее значение в католич. К. п. получило декретальное право. Во вводной булле папа Григорий IX запрещал впредь создавать и использовать в ун-тах к.-л. др. своды декреталий без папского разрешения, однако канонисты продолжили собирать папские послания (litterae), изданные после 1234 г.; такие послания получили название «экстраваганты» (extravagantes, т. е. не вошедшие в состав «Liber Extra»), которое затем перешло и на последующие аутентичные своды декреталий. «Liber Extra» стал основным предметом изучения декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Сумма на титулы декреталий» (Summa super titulis Decretalium; 1241-1243) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus», или «Комментарии на пять книг декреталий» (Commentaria in quinque libros Decretalium; 1251-1254), папы Римского Иннокентия IV, «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) кард. Генриха (Энрико) Сузанского. Ординарной глоссой к «Liber Extra» был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известны 4 редакции). В 1-й пол. XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni; ок. 1338). С сер. XIII в. как добавления к «Liber Extra» создаются своды декреталий, получившие у канонистов название «Новеллы» (по аналогии с Новеллами имп. Юстиниана, являвшимися добавлениями к его Кодексу). Новеллы Римских пап Иннокентия IV (постановления I Лионского Собора (1245) и папские послания), Григория X (1274; в рукописях называются «Novissimae decretales» и состоят из постановлений II Лионского Собора (1274)), Николая III (1280) были созданы в Римской курии, обнародованы как офиц. папские декретальные сборники и разосланы в Болонский и Парижский ун-ты. Новеллы Римских пап Александра IV (1254-1261), Урбана IV (1261-1264), Климента IV (1265-1268) бытовали без офиц. одобрения Папского престола. На папские Новеллы также писались комментарии, ординарные глоссы были, вероятно, созданы только к 2 самым крупным сводам Новелл: в 1243-1256 гг. папский капеллан, субдиак. Бернард Компостельский Младший, прокомментировал Новеллы Иннокентия IV, в 1282 г. болонский декреталист Иоанн Гарсия - Новеллы Григория X.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Менее достоверны свидетельства рим. агиографических сказаний V-VI вв., в к-рых, однако, сохранились отрывочные воспоминания о событиях нач. IV в. Одна из версий предания о М. изложена в Liber Pontificalis. В 1-й редакции сообщается, что М. был сыном римлянина Марцелла, во 2-й его отцом назван некий Бенедикт «de regione Via Lata» (7-й августовский регион в сев. части города). Епископ подвергался притеснениям за проведенную им реорганизацию Римской Церкви, очевидно, после гонений (eo quod ecclesiam ordinaret). Имп. Максенций велел ему отречься от епископского сана (ut negaret se esse episcopum) и принести жертву демонам. За презрительное отношение к требованиям императора М. был осужден на принудительный труд в гос. конюшне (damnatus est in catabulum). Через 9 месяцев клирики ночью освободили М., к-рый поселился у богатой матроны Луцины (в тексте сообщается, что она прожила 15 лет со своим мужем Марком и стала вдовой 19 лет назад). Луцина устроила в своем доме церковь, названную в честь М. (domum suam nomine beati Marcelli titulum dedicavit). Когда весть об этом дошла до имп. Максенция, тот велел приспособить дом Луцины под конюшню. Епископ, вновь отправленный на принудительные работы, скончался от нужды и притеснений. Матрона Луцина похоронила его 16 янв. на кладбище Присциллы и вскоре сама получила обвинительный приговор (Lucina vero scriptione damnata est - LP. T. 1. P. 164). Это повествование содержится лишь во 2-й редакции Liber Pontificalis и, вероятно, представляет собой пересказ несохранившейся версии агиографического сказания о М. Во мн. рукописях Liber Pontificalis содержится интерполяция, согласно к-рой еп. Маркеллин перед казнью заставил пресв. М. дать клятву, что он отвергнет требования гонителей; затем пресвитер с др. клириками похоронил тело епископа. Т. о., М. представлен как буд. преемник Маркеллина (Ibid. P. CCIX). Среди мер по восстановлению Римской Церкви после гонения, принятых М., в Liber Pontificalis говорится об устройстве «25 титулов... как бы округов ради крещения, покаяния и погребения мучеников» (quasi diocesis propter baptismum et penitentiam et sepulturas martyrum - Ibid. P. 74-75, 164). Об основании «титулов», в которых пресвитеры осуществляли пастырское служение, впервые сообщается в жизнеописании еп. Дионисия (259-268) (Ibid. P. 70-71, 157). Неясно, насколько можно доверять этим свидетельствам. Проблема происхождения рим. «титулов», к-рые упоминаются в источниках IV-V вв., является дискуссионной. Одни исследователи полагают, что система «титульных» церквей сложилась в доконстантиновскую эпоху (напр.: Kirsch. 1918); по мнению др. ученых, «титулы» были основаны в IV-V вв. (напр.: Pietri. 1976). Также в Liber Pontificalis М. приписывается основание «кладбища Новеллы» (cymiterium Novellae) на Соляной дороге. Эти катакомбы упоминаются в Симмаховых фальшивках, созданных на рубеже V и VI вв. (Gesta Liberii papae//PL. 8. Col. 1389). По-видимому, они входили в комплекс катакомб Присциллы.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

207 Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884. С. 247–248. 210 В связи с этим невольно вспоминается и скандальный второй брак Ираклия со своей племяницей Мартиной. Причины такого непопулярного, в том числе и в армии, решения точно неизвестны, но определенные параллели с персидским двором, где близкородственные браки не запрещались, а наоборот приветствовались, напрашиваются. 218 См.: О стратегии: Византийский военный трактат VI века, СПб. 2007. Главы XLIV-XLVII достаточно сильно отличаются от прочих и представляют собой отдельное небольшое руководство по тренировкам в стрельбе, см. об этом вступительную статью к данному изданию, с. 11–12. 229 См.: Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 11. 230 Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 416. 231 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 518 a. 232 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 518 b. 233 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XII De sacris imaginibus PL 89, 517 c. 234 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collecto./ed. G.D. Mansi. Florentia-Venetia, 1759–1769. Vol. 12. P. 970. 235 Gregorii Papae II ad Leonem Isaurum Imperatorem Epistola XIII De sacris imaginibus PL 89, 522 a. 236 См.: Sacrorum conciliorum nava et amplissima collectio/ed. G.D. Mansi. Florentia-Venetia, 1759–1769. Vol. 13. P. 245–328. 238 Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 29. 239 Достаточно забавно, что обе жены Константина VI были родственницами святых: первая из них, Мария, была внучкой св. Филарета Милостивого, вторая же – родственницей св. Феодора Студита , который был одним из самых ярких противников этого брака. В контексте сакрализации власти василевса было бы интересно изучить топос византийской литературы – родственные связи высших сановников и самого императора с почитаемыми святыми. Однако пока таких исследований нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Credimus et in Unigenitum ejus Filium Dominum nostrum Jesum Christum, qui ante omnia saecula ex Patre genitus est, Deum ex Deo, lumen cx lumine, per quem facta sunt omnia (Philip.) [Веруем во Единого Бога Отца Всемогущего, Создателя и Делателя всеобщих, из Которого все отцовство на небесах и на земле именуется. Веруем и во Единородного Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который прежде всех век из Отца рожден, Бога из Бога, света от света, через Которого стало все]. Credimus in unum Deum patrem omnipotentem, creatorem et conditorem, ex quo omnis paternitas in coelo et in terris nominatur. Et in unicum (no греч. Unigenitum) ejus Filium Dominum nostrum Jesum Christum, qui ante omnia saecula ex Patre natus est, Deum ex Deo, lumen ex lumine, per quem facta sunt omnia (Sirm.) [Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Создателя и Основателя, из Которого все отцовство на небе и на земле именуется. И во Единственного (Единородного) Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который прежде всех век из Отца рожден, Бога из Бога, света от света, через Которого стало все] (Hilarius Pictaviensis. Liber de synodis seu de fide orientalium, 29, 34, 38, PL 10, 502–503, 507, 509–512). 1999 Similiter et eos, qui dicunt tres esse deos... anathematizat sancia et catholica Ecclesia (Philip.) [Подобно и тех, которые говорят, что богов трое... анафематствует Святая и Кафолическая Церковь ] (Hilarius Pictaviensis. Liber de synodis seu de fide orientalium, 34, PL 10, 507). Si quis Patrem et Filium et Spiritum sanctum tres dicat deos: anathema sit (Anath. XXII) [Если кто назовет Отца и Сына и Духа Святого тремя богами, да будет анафема] (Hilarius Pictaviensis. Liber de synodis seu de fide orientalium, 38, PL 10, 511). 2000 Et si quis Filium conditionem dicit, quemadmodum unum conditionum; aut nativitatem, sicut sunt nativitates; aut factionem, sicut sunt facturae, et non sicut divinae Scripturae tradiderunt singula quaeque, quae superius dicta sunt… anathema sit (Ant) [И если кто называет Сына творением, равно как и одним из творений; или рожденным, как все рождаются; или созданным, как бывают созданы творения, а не как Божественное Писание передало про каждого из Тех, о которых было сказано выше...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Фридриха I Барбароссы (1175). В 1187 г. еп. Генрих заключил договор с консулами и руководителями коммуны о перенесении епископской резиденции внутрь городских стен ( Gaddoni S., Zaccherini G. Chartularium Imolense. Imolae, 1912. Vol. 2: Archiva minora. P. 357-359). В центре города началось строительство кафедрального собора во имя К.; в 1271 г. собор освящен еп. Синибальдо де Милотти. В наст. время мощи К. находятся в крипте собора, в барочной мраморной гробнице работы болонского скульптора Дж. М. Маццы (между 1698 и 1704). В ризнице хранится серебряный реликварий XIV в. с рукой мученика. Часть мощей К., а также фрагменты колонны, к-рая по преданию была обагрена кровью мученика, находятся в соборе Вознесения Богоматери и св. К. в г. Брессаноне. В средние века К. почитали во мн. городах Италии, а также в Тироле и Баварии. Согласно Гоффредо да Буссеро, в кон. XIII в. в Миланском архиеп-стве 13 церквей были освящены во имя К. (Liber notitiae sanctorum Mediolani/Ed. M. Magistretti, U. Monneret de Villard. Mil., 1917. P. 88-90). В наст. время К. почитается как покровитель еп-ства Имола, архиеп-ства Феррара и Комаккьо и еп-ства Больцано и Брессаноне. Ист.: BHL, N 1625-1629; ActaSS. Aug. T. 3. P. 16-30; Dolbeau F. Passion de S. Cassien d " Imola composée d " après Prudence par Hucbald de Saint-Amand//RBen. 1977. Vol. 87. P. 238-256; Greg. Turon. Glor. martyr. 42//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 66-67; Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. (CCCM; 199); Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. XIV 8//PL. 135. Col. 857; Petri Damiani Serm. 39//PL. 144. Col. 710-717; MartHieron. Comment. P. 434-435, 439-441; Adonis Martyrologium//PL. 123. Col. 331; MartUsuard//PL. 124. Col. 357-358; MartRom. Comment. P. 335-336. Лит.: Reschius J. Annales ecclesiae Sabionensis nunc Brixinensis atque conterminarum. Augustae Vindelicorum, 1760. T. 1; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908 2. P. 48, 68, 249, 436, 482; Lanzoni F.

http://pravenc.ru/text/1681259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

    Скан Patrologia Latina 86     PL 87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт-Галлена; Теодор I (папа римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Сигеберт III; Ливин (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа римский); Дон (папа римский); Агафон (папа римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784)     Скан Patrologia Latina 87     PL 88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской церкви (691—748)     Скан Patrologia Latina 88     PL 89: Сергий I (папа римский); Иоанн VI (папа римский); Иоанн VII (папа римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа римский); Стефан II (папа римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий-Аутперт, аббат Беневента     Скан Patrologia Latina 89     PL 90—94: Беда Достопочтенный, в т.94 также вошли две анонимные хроники VIII и середины IX века.     Скан Patrologia Latina 90     PL 95: Беда Достопочтенный; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии VIII века «О времени» и «О святых»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исследователи обращают внимание на др. случаи употребления подобного выражения в ВЗ (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17, 20; 19. 27) и отмечают, что если считать слова Есфири обычной лестью в адрес царя, то она с трудом согласуется с ее словами в молитве о том, что она гнушается «ложа необрезанных и всякого иноплеменника» ( Moore. 1977. P. 219; попытка решения этой проблемы имеется в работе: Brownlee. 1966. P. 172). История интерпретации Е. к. В христианстве первых веков не было создано ни одного комментария на Е. к. Причинами этого называют возможное неприятие некоторыми отцами и церковными писателями «духа мщения», присутствующего в последних главах книги, и затянувшееся выяснение ее канонического статуса ( Paton. 1992. P. 101). В этот период в произведениях как восточных, так и зап. авторов встречаются тем не менее отдельные аллюзии и цитаты из Е. к. ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 55; Basil. Magn. Adv. Eunom.//PG. 29. Col. 612; Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch.//PG. 49. Col. 50; Aug. De civ. Dei. XVIII 36; Clem. Alex. Strom. I 123. 2; IV 119. 1 и др.). В более поздний период Е. к. были посвящены отдельные сочинения и фрагменты различных авторов: Рабана Мавра (VIII-IX вв.) ( Raban. Maur. Expositio in librum Esther//PL. 109. Col. 635-670), Валафрида Страбона (IX в.) ( Walafrid. Strabo. Glossa Ordinaria: Liber Esther//PL. 93. Col. 739-748), Руперта Дойцского (XI-XII вв.) ( Rupert Tuit. De Victoria Verbi Dei. VIII 1-26//PL. 169. Col. 1379-1395), Гуго Сен-Викторского (XII в.) ( Hugo Vict. Appendix ad Opera Mystica: De spirituali Christi convivio//PL. 177. Col. 1185-1191), Петра Коместора (XII в.) ( Petrus Comestor. Historia Libri Esther//PL. 198. Col. 1490-1506), Николая де Лира (XIV в.) ( Nicol. de Lyra. Postillae perpetuae, seu brevia commentaria in universa Biblia). Наиболее важным из этих сочинений считается комментарий Николая де Лира, публиковавшийся во мн. средневек. изданиях Вульгаты, «посредством которого экзегеза Раши и Ибн Эзры стала известна Церкви», что явилось предпосылкой развития научной экзегезы в следующий период ( Paton.

http://pravenc.ru/text/190265.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010