13. О жизни и деяниях святого Малахии (De vita et rebus gestis st. Malachiae, PL 182, 1073–1118). Малахия, архиепископ Армаский (Ирландия), был другом Бернарда и умер в Клерво в 1148 г. Трактат написан Бернардом по просьбе Конгана, аббата Инислунского, и цистерцианских монастырей Ирландии. Особенно ярко личность архиепископа изображена в 19-й главе трактата. К трактату присоединяется также Гимн о святом Малахии (PL 182, 1117–1118). 14. О размышлении (De consideratione, в 5-и книгах, PL 182, 727–808; далее О размышл.). Этот оригинальный трактат написан после неудавшегося второго крестового похода (кн. 1 — в 1149 г., кн. 2 — в 1150 г., кн. 3 — в 1152 г., кн. 4–5 немного позже) и представляет собой своего рода экзамен совести, предложенный Бернардом папе Евгению III как главе Западной Церкви. В трактате затрагиваются экклезиологические, историко-политические, нравственные и догматические вопросы (особен­но в кн. 5, где Бернард касается вопросов богопознания, триадологии, ангелологии, христологии и других). II. Вторая группа сочинений Бернарда Клервоского — Слова, или Проповеди (1115–1153 гг.). В ней можно выделить 4 подгруппы: 1. О времени (De tempore, PL 183, 35–360), включают 84 Слова. Тематика этой группы Слов разнообразна, например, на Господские и Богородичные праздники, воскресные дни, на Пс 90, о святых Иннокентиях и другие. 2. О святых (De sanctis, PL 183, 360–536), включают 43 Слова в память разных святых: святых Виктора, Малахии, Гумберта и других; в них затрагиваются темы заступничества святых; сюда же относится Слово на Рождество Пресвятой Богородицы (букв. О водопроводе, De aquaeductu) и похвалы брату Бернарда Герарду. 3. На различные темы (De diversis, PL 183, 537–748; далее Слова на разл. темы), включают 125 Слов, из которых Бернарду принадлежат 116 (остальные принадлежат другим лицам или их авторство спорно). 4. На Песнь песней (In Cantica canticorum, PL 183, 785–1193; далее На Песн.), серия из 86 Слов, представляет собой мистико-созерцательный комментарий, затрагивающий многие догматические вопросы. В частности, в Слове 5 Бернард различает четыре вида духов (Божий, ангельский, человеческий и животный); Слово 8 посвящено Святому Духу; в Слове 19 разбирается вопрос об ангелах и ангельской иерархии; в Слове 27 — вопрос о происхождении души; в Словах 41 и 52 излагается учение о созерцании; Слова 64–66 посвящены полемике с манихеями; в Слове 71 рассматривается вопрос единства Отца и Сына; в Слове 74 Бернард рассуждает о том, как Слово Божие посещает душу, которая есть Его невеста; в 80 Слове Бернард опровергает тринитарное учение Гильберта Порретанского; Слово 83 представляет собой гимн Божественной любви, охватывающей душу.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

26 Sermo LXXV–LXXVII [Al. LXXIII–LXXV]. De Pentecoste I–III.//PL 54. Col. 400–415 27 Sermones LXXVIII–LXXXI [Al. LXXVI–LXXIX] De Jejunio Pentecostes I–IV//PL 54. Col. 415–422. 28 Homilia LVII. Dominica in Pentecoste//PL 110. Col. 255b–256c. 29 Homilia XXX. Habita ad populum in basilica sancti Petri apostoli, die sancto Pentecostes.//PL 76. Col. 1220a–1227c. 30 Homilia XI in vigilia Pentecostes//PL 94. Col. 189d – 197b; Homilia XII in octava Pentecostes//PL 94. Col. 197c-202d. 31 Стих (преимущественно из псалма), пение которого предваряло и оканчивало чтение Священного Писания в Западной Церкви. Ср. с прокимном. 32 PL 48. Col. 846с. 33 Скабалланович М. Цит. изд. С. 463. 34 De spiritu sancto sive In pentecosten//PG 46. Col. 696–701. 35 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 428–452. 36 De sancta pentecoste (homiliae 1–2),//PG 50 Col. 453–470. 37 In pentecosten (sermo 1, 2)//PG 52. Col. 803–809. 38 Homilia in pentecosten//PG 52. Col. 809–812. 39 In pentecosten (homilia 11)// Datema C. and Allen P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae [Corpus Christianorum. Series Graeca 17] Turnhout: Brepols, 1987. P. 347–365. 40 In pentecosten (homilia 13) (olim sub nomine Joannis Chrysostomi)// C. Datema and P. Allen, Op. cit. P. 397–406. 41 Pruche B. Op. cit. P. 250–530. 42 J. Grosdidier de Matons Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 5 [Sources chrétiennes 283] Paris, 1981. P. 180–206. 43 Протоиерей Г. С. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996 р . С. 256. 44 Архиепископ Филарет (Гумелевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 р. С. 107. 45 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 441. 46 In sanctum baptisma (orat. 40)//PG 36. Col. 392 47 De sancta pentecoste (homiliae 2)//PG 50. Col. 467. 48 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. « Паломничество по святым местам » , изд. Помяловский И. //Православный Палестинский Сборник 1889, 7, 2. С. 164–166. 49 Стациональным (от лат. statio – «остановка») принято называть род богослужения, при котором разные чинопоследования совершались в определенных местах города, а переход от одной «стации» до другой совершался в виде богослужебных шествий (литаний). Город, таким образом, воспринимался как единое богослужебное пространство. Остатком этого типа богослужения являются нынешние «крестные ходы». Богослужение в Иерусалиме (храм Гроба Господня) и в Константинополе (храм святой Софии) относится к данному типу. О развитии этого вида богослужения в Константинополе см. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб., 2000; в Иерусалиме – Красносельцев Н. Богослужение иерусалимской церкви в конце IV века//Православный Собеседник 1888, 11.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Богословское и экзегетическое осмысление образа И. О. нашло отражение в трудах зап. отцов Церкви IV-V вв. свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина и св. Петра Хрисолога . Каролингский богослов Рабан Мавр († 856) придавал образу И. О. важное сотериологическое значение: «Мир пал четверицей: женщиной, мужчиной, древом, змием; четверицей он был восстановлен: Марией, Христом, крестом, Иосифом» ( Raban. Maur. Homilia 163//PL. 110. Col. 466). Сопоставление пар Адама и Евы и И. О. и Девы Марии в сотериологическом смысле получило отражение в гомилиях Ремигия Осерского († ок. 908) ( Remigius. Hom. 4: In vigilia Nativitatis//PL. 131. Col. 889). Некоторые латинские авторы ( Гаймон Осерский , а позднее и Бернард Клервоский ) вслед за св. Петром Хрисологом проводили параллель между И. О. и патриархом Иосифом, рассматривая последнего как ветхозаветный прообраз Христа и подчеркивая значимость брака между И. О. и Марией, олицетворявшей Церковь (PL. 118. Col. 76; Bernard. Clar. Homilia super «Missus est». II 16//PL. 183. Col. 69-70). Подобные идеи высказывал и Исидор Гиспальский (Севильский) , видевший в И. О., супруге Девы Марии, олицетворение Христа как хранителя Церкви ( Isid. Hisp. Allegoriae Scripturae Sacrae. 138-139//PL. 83. Col. 117; ср. Raban. Maur. De universo. IV 1//PL. 111. Col. 75). В этом же ключе рассматривал образ И. О. Беда Достопочтенный († 735), сравнивший И. О. как хранителя Церкви с Римским папой ( Beda. In Luc. I 2; позднее подобную параллель использовал Бернард Клервоский - Bernard. Clar. Ep. 50). У ранних авторов (Максима Тавринского, св. Петра Хрисолога) подчеркивается символизм образа И. О.-ремесленника как Бога Творца или Св. Духа, освящающего божественное творение ( Petr. Chrysolog. Serm. 48//PL. 52. Col. 334-335; Beda. In Luc. IV 22). В ранних Мартирологах и других литургических книгах указания на празднование памяти И. О. отсутствуют. Впервые память И. О. (как «Ioseph sponsus Mariae» (Иосифа, обручника Марии)) под 20 марта указана в календаре рукописного сборника (VIII-IX вв.) из мон-ря Райнау; календарь, вероятно, был создан в мон-ре Нивель (совр.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

22). Б. А. сформулировал критерии для использования аллегорического метода истолкования: «Писание само указывает нам, где нужно искать аллегорию: необходимо искать ее там, где к этому понуждает сама буква, а именно в том, что либо не имеет пользы, либо лишено смысла» (In Num. 7). «Темные» места в тексте Свящ. Писания, как правило, следует понимать, по мнению Б. А., в прообразовательном смысле. Б. А. имел в виду те стихи, где нет ни исторического описания, ни нравственного назидания, напр. описание устройства скинии, священнических одежд, ритуала жертвоприношений (см.: In Lev. 7; также In Ps. 5-6). В то же время Б. А. предостерегал от попыток широкого использования этого принципа и выведения подобного смысла из простого исторического описания (In Num. 7). В «Толковании на Пятикнижие» он склонен противопоставлять аллегорический и буквальный смысл Писания: одно и то же место Библии может быть истолковано только одним способом. Однако в «Толковании на Иова» он вполне допускает наличие обоих смыслов в одном и том же отрывке Свящ. Писания. В новозаветных комментариях Б. А. в основном затрагивает нравственно-назидательный аспект текста. Ист.: Leo Marsicanus et Petrus Diaconus. Chronica Casinensis. I 40; IV 31, 41, 43//PL. 73. Col. 483, 855-856, 868, 871; Petrus Diaconus. De viris Illustribus Casinensibus, 34//PL. 173. Col. 1040-1042. Соч.: S. Brunonis Astensis Opera Omnia//PL. 164-165. Лит.: Bruni B. Prolegomena in S. Brunonis Astensis opera//PL. 164. Col. 9-97; idem. De Vita S. Brunonis commentarius//PL. 164. Col. 97-137; idem. Prolegomenon//PL. 165. Col. 9-39; Lazzari P. Prefatio in Commentaria super IV Evangelia//PL. 165. Col. 39-51; Gigalski B. Bruno, Bischof von Segni, Abt von Monte-Cassino, 1049-1123: Sein Leben und seine Schriften. Münster, 1898; Gregoire R. Bruno de Segni, exégète médieval et théologien monastique. Spoleto, 1965. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)

http://pravenc.ru/text/153491.html

Вспомогательные репродуктивные технологии, входящие в круг вопросов, рассматриваемых новой, возникшей как реакция на развитие биомедицинских технологий междисциплинарной областью знаний – биоэтикой, ставят перед нами два взаимосвязанных вопроса, ответ на любой из которых невозможен без ответа и на другой. Вопрос о «начале жизни» человека логически выводит нас из области «объективного» и ставит нас перед лицом «субъективной» реальности того, кто начал жить. Также и ответ на вопрос, когда эмбрион становится человеческой личностью, опять возвращает нас к «началу жизни» эмбриона, ибо, по общеизвестной аксиоме Аристотеля, нет природы без ипостаси. Когда в 2010 году Нобелевская премия в области физиологии и медицины была присуждена Роберту Эдвардсу за разработку технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), Римская Католическая Церковь немедленно выступила с публичным осуждением этого решения Нобелевского комитета. Представитель Папской академии в защиту жизни (Pontifical Academy for Life) Игнасио Карраско де Паула (Ignacio Carrasco de Paula) назвал вручение Нобелевской премии за технологию ЭКО «совершенно неправильным». Такая позиция Ватикана обусловлена тем, что для богословия Католической Церкви ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по вопросам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life) , категорически утверждают, что с момента своего зачатия в оплодотворении яйцеклетки – естественного, искусственного или при клонировании – человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки – зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, как и любая другая человеческая личность. В энциклике папы Иоанна Павла II «Евангелие Жизни» (Evangelium Vitae) утверждается: «С момента, когда яйцеклетка оплодотворена, начинается жизнь, которая не та, что у отца или матери, но нового человека, который развивается сам по себе. Он никогда не сможет быть человеком, если он не человек с этого момента...» 1 .

http://bogoslov.ru/article/1584651

150 печатей. На Соборе присутствовал представитель Русской Церкви архиеп. Белгородский Петр, сообщивший Собору сведения о татарах (см.: Селарт А. Архиепископ Петр и Лионский собор 1245 года//Rossia Antiqua. СПб., 2011. 1. С. 100-113; Назаренко А. В. Архиепископы в Русской Церкви домонгольского времени//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. М., 2015. 4(62). С. 67-76). Работа Л. С. Открытие Собора состоялось 28 июня в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Лионе. Прелаты в облачениях заняли свои места. В хоре на возвышении находились места папы Римского, имп. Балдуина II, а также графов Тулузского и Прованского. Напротив понтифика сидели 3 лат. патриарха в соответствии с рангом престолов: Иерусалимский, Антиохийский и Аквилейский. На возвышении в правой части главного нефа размещались кардиналы-епископы, в левой - кардиналы-пресвитеры, за к-рыми находились архиепископы и епископы. Кардиналы-диаконы и должностные лица Римской курии были размещены, по-видимому, в трансепте. В нижней части главного нефа располагались менее почетные места для аббатов, прокураторов капитулов, представителей имп. Фридриха II и др. светских правителей (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513). Согласно «Brevis Nota», Иннокентий IV совершил мессу, поднялся на свое место в хоре и пропел гимн «Veni, Creator Spiritus». За этим последовали благословение «Dominus vobiscum», респонсорий «Et cum spiritu tuo», коленопреклоненная «собственная молитва папы» (propria oratio pape), вероятно «Omnipotens sempiterne Deus» (см.: Roberg. 1990. S. 47), литания и молитва Св. Духу «Deus qui corda fidelium». Исследователь Б. Роберг полагал, что в литургическом отношении ход Л. С. в целом соответствовал рим. Понтификалу XII в. ( Andrieu M. Le pontifical romain au moyen âge. Vat., 1938. T. 1: Le pontifical romain du XIIe siècle. P. 255-260. (ST; 86)), а также Понтификалу, составленному Гийомом Дюраном (см. Дуранд ) в 1293-1295 гг. (Ibid. 1939. T. 3: Le pontifical de Guillaume Durand. P. 596-602. (ST; 88)). На Л. С. были проведены 4 сессии: подготовительная и 3 официальные. На подготовительной сессии лат. патриарх Иерусалима и епископ Бейрута затронули вопрос о помощи христианам на Св. земле, однако папа настоял на переносе обсуждения этого вопроса на др. сессию Л. С.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

При З. обновляется облик г. Рима: были проведены работы по перестройке Латеранского комплекса, отреставрированы нек-рые рим. церкви. Из Хроники кард. Льва Остийского известно, что З. вернул в мон-рь Монте-Кассино, восстановленный при Григории II (715-731) аббатом Петронаксом, церковное имущество, некогда укрытое в Риме от лангобардов, а также сделал мон-рю ряд пожалований (PL. 173. Col. 494). В Liber Pontificalis о папе говорится как о человеке милостивом и отзывчивом, популярном среди рим. духовенства и простого народа. З. вдвое увеличил размер пресвитерия (ежегодных выплат из папской казны) для рим. духовенства, а также оказывал материальную помощь беднейшим жителям Рима и паломникам. З. скончался в Риме и был похоронен в соборе св. Петра. З. не оставил оригинальных богословских сочинений. Однако, согласно Liber Pontificalis, он перевел на греческий язык «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.) папы Римского Григория I Великого , чем немало способствовал распространению этого сочинения в вост. областях христ. мира (BHG, N 1445y - 1448b). По нек-рым свидетельствам им были переведены и др. сочинения Григория Великого. Также сохранилось неск. писем З. Согласно Liber Pontificalis, понтификат З. длился 10 лет, 3 месяца и 15 дней. Впервые память З. была включена в Мартиролог Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) под 15 марта. В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (1589) эта дата сохранена. День памяти был перенесен на 22 марта лишь в поздней редакции Римского мартиролога папы Бенедикта XIV (1749). Соч.: PL. 89. Col. 917-960; Conte P. Regesto delle lettere dei papi del sec. VIII. Mil., 1984. P. 207-219. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 406-411; LP. T. 1. P. 426-439; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. 11. 6//PL. 135. Col. 797-800; Jaff é . RPR. Vol. 1. P. 262-270. Лит.: Bartolini D. Di S. Zaccaria papa e degli anni del suo pontificato. Ratisbona, 1879; Mann H.

http://pravenc.ru/text/182669.html

266 Сборник 1660-х гг., см. Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. С. 92, 127; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 176; Исторические сборники XV–XVII вв./Сост. А.И. Копанев и др. М.Л., 1965. С. 230−234. (Описание рукописного отдела БАН; Т. 3, вып. 2). 267 Сборник (без нач. и конца) второй четверти XVII в., см. Собрание Олонецкой семинарии, ф. 212 (XV–XIV вв.): Опись. М., 1970. С. 11−12 (машинопись). 268 Сборник середины XVII в., см. Лопарев X. Описание рукописей Императорского Общества любителей древней письменности. Ч. 1. С. 163−183; РНБ, фонд 536. Собрание Общества любителей древней письменности. Л., 1986. Ч. 1. Л. 11, 289 (машинопись). 271 См. её публикацию по списку 1548 г. из Волоколамского монастыря (ГИМ, Епарх. 407): Гадалова Г.С. Сказание об обретении мощей преподобного Макария Калязинского редакции 20-х годов XVI в.: К вопросу о мастерстве древнерусских авторов//Text – Sprache – Grammatik. Slavisches Schrifttum der Vormodeme: Festschrift für Eckhard Weiher. München; Berlin, 2009. S. 57−65. (Die Welt der Slaven: Sammelbände=Сборники; Bd. 39). 272 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 9 об. См. также издания: Соборник. М., 1647. Л. 9 об.; Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI–XVI веков: Каталог гомилий. Сост. Е.Э. Гранстрем, О.В. Творогов, А. Валевичюс. СПб. 1998. С. 116, 343 (далее, Гранстрем). 273 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 103−103 об. См. также: Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского //ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 409; Златая цепь: Тексты. Исследования. Комментарии/Сост., вступ. ст., изд. текста, коммент. М.С. Круговой. М., 2003. С. 181. 274 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 149. См. также: Гранстрем. С. 95, 274. 275 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 159. См. также: Гранстрем. С. 180, 634.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Миссионерский Вестник. Правительственное сообщение о погромах и грабежах помещичьих имений крестьянами Полтавской и Харьковской губерний. Стр. 976–979. Нам пишут: Из Екатеринбурга. (О религиозно-философских чтениях для интеллигенции и о беседе с раскольниками). И. А–зов. Стр. 979–980. Из Чернигова. (Посвящение в монашество бывшего миссионера). Стр. 981. Из Нижнего Новгорода. (Публичная лекция по вопросам веры и жизни). Стр. 981–982. Из Витебска. (Семинарские собеседования с раскольниками). Препод. Витебск. сем. В. Беляев. Стр. 982–985. Религиозно-философские собрания. В. Розанов. Стр. 985–988. Со “скрижалей сердца”. Крестзянские беспорядк, политическая бригада и миссия в сих случаях приходских пастырей.– Верные соображения кн. Мещерского и правдивое письмо священника.– Франко-русские празднества в столице и президент Лубэ в Лавре. Свящ. Димитрий Т–цкий. Стр. 989–1004. “Мирный труд”. Повременное литературно-научное издание. Стр. 1005. Интеллигенция и Церковь . (К вопросу о миссии среди интеллигенции). Стр. 1005–1018. Немецкий баптизм в России. Свящ. К. Велтистов. Стр. 1019–1036. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 1037–1048. Вероучение немоляков Нижегородской губернии. Свящ. А. Альбицкий. Стр. 1049–1053. Из миссионерских писем, дневников и летописей. О духе и плоти.(Религиозно-философское письмо). Свящ. Иоанн Филевский. Стр. 1054–1063. К вопросу о причине смерти Гоголя. (Письмо в редакцию). Г. Бертенсон. Стр. 1064–1067. Один из представителей современной беспоповщины. М. Чельцов. Стр. 1068–1076. На штундистском собрании. А. Грацианский. Стр. 1077–1082. Из переписки православного миссионера с раскольником. Калиник Картушин. Стр. 1083–1088. Из миссионерской полемики. Поездка к сектантам по первопутку. (Беседа с штундистом о св. миропомазании). Д. Боголюбов. Стр. 1089–1096. Беседы со старообрядцами Уфимской епархии. Единов. свящ. г. Казани. Семен Шлеев. Стр. 1097–1101. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника). Состояние сектантства в Херсонской епархии и борьба с ним в 1901 году. Херс. епарх. мисс. Михаил Кальнев. Стр. 1102–1119.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предварительное резюме главы из «Философии христологического догмата». 432 Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. dedivin. nomin., in V, 8, PG4, 336. 433 Эта связь с особой яркостью освещена блаж. Августином: De Genesi ad litt. V, 5, PL 34, 325: Итак, сотворенные вещи начали проходить время своими движениями; отсюда, напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени!.. Отсюда, скорее время началось от твари, чем тварь — от времени, а то и другая— от Бога; ср. De Genesi contr. manich. 1,2, PL 34,174–175; De Civ. Dei XI, 6, PL 41,321:…кто не поймет, что времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением?; col. 322: …нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем. Confess. XI, 13, PL 32, 815 и др. Ср. Duhem P. Le Systeme du monde. T. II. Paris, 1914, p. 462 ss. 434 Свят. Василий Великий. In Hexaem., hom. 1, 6, PG 29,16. 435 Свят. Григорий Нисский. Or. cat., 6, PG 45, 28; русский пер.: IV, 22; ср. Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 3, PG 94, 796; русский пер.: Полное собрание творений… Т. 1. СПб., 1913, с. 160: «Ибо чего бытие началось переменой, то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая или изменяясь по произволу». 436 Свят. Григорий Нисский. De opif. homin., 16, PG 44,184; русский пер.: I, 142; ср. Or. cat., 21: «Самый переход из небытия в бытие есть некое изменение, при котором неосуществленное Божией силой преложено в сущность». Ввиду возникновения «через изменение» человек «по необходимости (имеет) естество изменимое» (PG 45, 57; русский пер.: IV, 57). 437 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. II, 1, PG 94, 864; русский пер.: I, 188. 438 Ср. Сет. Григорий Богослов. Or. 29, 13, PG 36, 89–92: и началась, и не прекратится. 439 Блаж. Августин. De Civ. Dei XII, 15, PL 41, 363–365. 440 Слово в день обретения мощей свят. Алексия, 1830 г.//Сочинения Филарета, митрополита Московского и Киевского. Слова и речи. Т. III. М.,1877, с. 436. 441 Блаж. Августин. Confess. XI, 4, PL 32, 811. 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010