Дионисия австразийскими франками, в частности династией майордомов Пипинидов, получивших реальную власть во Франкском королевстве с кон. VII в. Со времен кор. Дагоберта I имя Дионисия упоминается в королевских грамотах о различных привилегиях, дарованных базилике и мон-рю св. Дионисия (Сен-Дени). Сохранившиеся дипломы Дагоберта скорее всего подложны (Gesta Dagoberti. 42//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402), однако дипломы его сына кор. Хлодвига II являются подлинными ( Clodoveus . Ex Diplomate//PL. 71. Col. 1197-1200). В дипломе кор. Теодориха IV (724) кратко пересказано «Мученичество...» Дионисия. В «Деяниях Дагоберта», составленных в Сен-Дени, приведен сокращенный пересказ «Мученичества...», приписываемого свт. Венанцию Фортунату (Gesta Dagoberti. 3//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 401-402). В 754 г. папа Стефан II совершил коронацию Пипина Короткого в монастыре Сен-Дени, подчеркнув преемственность его власти от династии Меровингов. Перед смертью Пипин выразил желание быть погребенным в ц. Сен-Дени вниз лицом, в знак покаяния за прегрешения против Церкви своего отца Карла Мартелла. Почитание св. Дионисия в Риме Римский папа Стефан II, прибывший во Франкское королевство зимой 754 г., остановился в мон-ре Сен-Дени. Вскоре папа тяжело заболел, однако быстро поправился (Liber Pontificalis//PL. 89. Col. 979-981). Эти события описаны в «Послании папы Стефана», в к-ром его исцеление приписано чудесному явлению св. апостолов Петра и Павла и Дионисия. После выздоровления папа Стефан освятил перед гробницей св. Дионисия алтарь во имя апостолов Петра и Павла ( Ludovicus Pius . Epistolae. 12//PL. 104. Col. 1326-1328). С XVI в. «Послание папы Стефана» признается подложным, несмотря на то, что основная часть описываемых в нем событий достоверна. Вероятно, это «Послание...» было создано в мон-ре Сен-Дени не позднее кон. VIII в. В дополнении к «Посланию...» сообщается, что папа Стефан получил от кор. Пипина частицы мощей св. Дионисия и увез их в Рим, где начал строительство нового мон-ря во имя Дионисия на месте своего дома.

http://sedmitza.ru/text/830673.html

2851 Augustinus Hipponensis. De natura boni, 4, PL 42, 553; De Civitate Dei XI, 22, PL 41, 335. Рус. пер. Ч. 4. С. 208. 2852 Idem. De Civitate Dei XII, 2, 5, PL 41, 350, 352. Рус. пер. Ч. 4. С. 236–237, 241; De natura boni, 19, PL 42, 557; Enchiridion, 12, PL 40, 236. 2854 Augustinus Hipponensis. De natura boni, 23, PL 42, 558; De vera religione, 35, PL 34, 137. Рус. пер. Ч. 7. С. 28. 2855 Si bonum aliquod est forma, unde qui ea praevalent, formosi appellantur, sicut a specie speciosi [Если форма есть некое благо, и те, кто имеют ее, называются красивыми, также как видными называются обладающие видом…] (Augustinus Hipponensis. De natura boni, 18, PL 42, 556). Ср.: De moribus Ecclesiae II, 7, 8, PL 32, 1347, 1348; De diversis quaestionibus, 6, PL 40, 13; De libero arbitrio II, 49, PL 32, 1267; De vera religione, 21, 22, 35, 40, PL 34, 131, 132, 137, 138. Рус. пер. Ч. 7. C. 18–19, 28, 31. 2856 Augustinus Hipponensis. Contra epistulam Manichaei, 30, 32–33, 36–37, PL 42, 193, 194–195, 198–199; De moribus Ecclesiae II, 14–18, PL 32, 1351–1353. 2857 Omnis corporea creatura... bonum est infimum, et in genere suo pulchrum; quoniam forma et specie continetur [Всякое телесное творение – есть низшее благо и является прекрасным в своем роде, поскольку заключается в форме и образе] (Augustinus Hipponensis. De vera religione, 40, PL 34, 138). Cp.: Ibid. 20, PL 34, 131. Рус. пер. Ч. 7. C. 17; De diversis quaestionibus, 10, PL 40, 14; Contra adversarium legis et prophetarum I, 4, PL 42, 605; Contra Faustum Manichaeum XXI, 5–8, PL 42, 391–392. 2858 Bonum est enim esse formatum. Nonnullum ergo bonum est et capacitas formae [Благо есть бытие, принявшее форму. Таким образом, и способность принять форму является некоторым благом] (Augustinus Hipponensis. De vera religione, 36, PL 34, 137). Nec mala est putanda, quia informis: sed bona est intelligenda, quia formabilis, id est, formationis capax. Quoniam si boni aliquid est forma, nonnihil est boni esse сарасет formae [He следует считать злой из-за того, что она бесформенна, но следует признать ее благой, поскольку она формируема, то есть способна принять форму. Потому что если форма есть некое благо, тогда неким благом будет сама способность принять форму] (Idem. Contra adversarium legis et prophetarum I, 11, PL 42, 609). Cp.: De libero arbitrio II, 54, PL 32, 1269. Habet enim et ipsa capacitatem formarum: nam si capere impositam ab artifice formam non posset, nec materies utique diceretur. Porro si bonum aliquod est forma, unde qui ea praevalent, formosi appellantur… procul dubio bonum aliquod est etiam capacitas formae имеет способность принять форму, ведь если бы она не могла принять от Создателя положенной формы, она, конечно, не называлась бы материей. Далее, если форма есть некое благо, откуда те, которые выдаются называются красивыми... я отнодь не сомневаюсь в том, что даже способность принять форму является неким благом] (Idem. De natura boni, 18, PL 42, 556).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

489 Fr. Maassen (Sitzungsberichte der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. 1881. T. 84. S. 274). 496 PL. LXX. 1337. Некоторые ученые относили этот памятник ко времени консула Палмата, пострадавшего в 222 г. (AcSS. Maius 10, 498). Крауз (Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer/Hrsg. von F. X. Kraus. Freiburg am Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 360) предполагает ее подлинность. 500 Wordsworth J. On the Early History and Modern Revival of Deaconesses 11 The Church Quarterly Rewiew. 1899. January. P. 325 (примеч. 3), 327 (примеч. 4). 501 Издан впервые Muratori (Antiquitates Italiae/Ed. L. A. Muratori. Milan, 1741. Vol. V. P. 577) и перепечатан в Magna Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Coloniae Agrippinae. T. 7. P. 471; у Пиния [X-XI], PL. LXXVIII. 1003 sqq.). Английский перевод (неполный) у Робинсон (Robinson С. Op. cit. P. 203–205). 504 Robinson С. Op. cit. Р. 206 (по Парижской рукописи X в. ср.: Martine II, 99) и по миссалу еп. Эксетерского (1050–1072) Леофрика (Ibid. Р. 207) по Pontifical of Bainbridge, 1508 г.; ср.: The Leofric Missal. Oxford, 1884. P. 216. 505 В Калабрии найдена эпитафия, упоминающая presbytera Leta (Corpus Inscriptionum latinarum. IX, 2, 8079). Собор в Риме 721 г. Правила 1, 2, 15; Hefele К. Op. cit. Bd. 3; Ordines Romani IX, XI (PL. LXXVIII. 1005; 1056); Du Cange D. Glossarium mediae et infimiae latinitatis. Niort, 1883–1887. T. 3. P. 95; T. 6. P. 488sq.; RealEncyclopadie der christlichen Alterthumer/Hrsg. von F. X. Kraus. Freiburg am Breisgau, 1882. Bd. 2. S. 658; Аттон Верчелльский в 8-м письме говорит: «...мы можем считать также пресвитерами и диакониссами (diaconas) тех, которые были замужем за пресвитерами и диаконами до их посвящения и которые после обязаны жить в чистоте» (PL. CXXXIV. 114). 506 II Турский Соб. Правило 13 (Hefele К. Op. cit. Bd. 3; Du Cange D. Glossarium... latinitatis... T. 3. P. 275 sq.). 507 См.: блж. Иероним (PL. XXX. 743, 922), Амброзиастер (PL. XVII. 470), Примасий (PL. LXVIII. 505), Кассиодор (у Абеляра, PL. CLXXVIII. 971), Клавдий Туринский (Ibid.), Седулий Скот (PL. СП1. 123), Рабан Мавр (PL. CXI. 1605), Гаймон Гальберштадтский (PL. CXVII. 503), Аттон, еп. Верчелльский (PL. CXXXIV. 281), Бруно Картезианский (PL. CLIII. 120), Абеляр (PL. CLXXVIII. 267, 572, 971 и др.), Гервей Бордоский (PL. CLXXXI. 806), Петр Ломбардский (PL. CXCI. 1527), толкователь его Петр Пуатьеский (Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus. Paris, 1655. T. 3. P. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Н. А. Кулькова. Предисловие переводчика De Isaac uel anima Об Исааке или душе DE BONO MORTIS/О БЛАГЕ СМЕРТИ Е. В. Матерова. Предисловие переводчика De bono mortis О благе смерти DE IACOB ET VITA BEATA/ОБ ИАКОВЕ И БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ Иером. Феодорит (Тихонов). Предисловие переводчика De Iacob et uita beata  Об Иакове и блаженной жизни DE IOSEPH/ОБ ИОСИФЕ С. А. Артюшин. Предисловие переводчика DeIoseph Об Иосифе Указатели к отдельным произведениям Содержание 4 тома. Часть 1 Предисловие Порядок писем в рукописях Список сокращений Библиография LIBER PRIMVS/КНИГА 1 LIBER SECVNDVS/КНИГА 2 LIBER QVARTVS/КНИГА 4 LIBER QVINTVS/КНИГА 5 LIBER SEXTVS/КНИГА 6 LIBER SEPTIMVS/КНИГА 7 Список адресатов 1–7 книг писем Указатель имен и географических названий Указатель цитат из Священного Писания Содержание 4 тома. Часть 2 Предисловие Порядок писем в рукописях Список сокращений Библиография LIBER OCTAWS/КНИГА 8  LIBER NONVS/КНИГА 9 LIBER DECIMVS/КНИГА 10 EPISTVLAE EXTRA COLLECTIONEM/ПИСЬМА, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ  Список адресатов 8–10 книг писем и писем, не вошедших в собрание Указатель имен и географических названий  Указатель цитат из Священного Писания   Содержание 5-го тома Список сокращений Библиография DE FIDE/О ВЕРЕ Г. Е. Захаров. Предисловие к трактату «О вере» De fide Liber primus Liber secundus Liber tertius Liber quartus Liber quintus О вере Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая DE INCARNATIONIS DOMINICAE SACRAMENTO/О ТАЙНЕ ГОСПОДНЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ Н. Г. Головнина. Предисловие переводчика De incarnationis dominicae sacramento О тайне Господнего воплощения Индекс имен и географических названий Индекс цитат из Священного Писания Указатель имен Содержание 6-го тома Список сокращений DE SPIRITV SANCTO/О СВЯТОМ ДУХЕ Иером. Амвросий (Мацегора). Предисловие переводчика Г. Е. Захаров. Переписка свт. Амвросия Медиоланского с императором Грацианом Библиография De Spiritu Sancto Liber primus Liber secundus Liber tertius O Святом Духе Книга первая Книга вторая Книга третья

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Лит.: Duchesne L. Le «Liber diurnus» et les élections pontificales au VIIe siècle//Biblioth. de l " École des chartes. P., 1891. T. 52. P. 5-30; Hartmann L. M. Die Entstehungszeit des Liber Diurnus//MIÖG. 1892. Bd. 13. S. 239-254; Peitz W. M. Neue Aufschlüsse über den Liber Diurnus, das Vorlagenbuch der mittelalterlichen Papstkanzlei//Stimmen der Zeit. Freiburg i. Br., 1918. Bd. 94. S. 486-496; idem. Liber Diurnus: Methodisches zur Diurnusforschung. R., 1940; Tangl M. Gregor-Register und Liber Diurnus//NA. 1919. Bd. 41. S. 741-752; Leclercq H. Liber Diurnus Romanorum Pontificum//DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 243-344; Santifaller L. Die Verwendung des Liber Diurnus in den Privilegien der Päpste von den Anfangen bis zum Ende des 11. Jh.//MIÖG. 1935. Bd. 49. S. 225-366; idem. Liber Diurnus: Studien und Forschungen/Hrsg. H. Zimmermann. Stuttg., 1976; Hove A., van. Prolegomena. Mechliniae; R., 1945. P. 190-192. (Comment. Lovaniense in Codicem Iuris Canonici; Vol. 1. T. 1); Huijben J. Een verloren gewaand handschrift van den «Liber diurnus Romanorum Pontificum»//Miscellanea historica in honorem A. de Meyer. Louvain, 1946. P. 255-265; Foerster H. Die Liber-Diurnus-Fragmente in der Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit//Lebendiges Mittelalter: FS f. W. Stammler. Freiburg, 1958. S. 44-55; idem. Liber Diurnus Romanorum Pontificum//NCE. Vol. 8. P. 534-535; Bock F. Bemerkungen zu den ältesten Papstregistern und zum «Liber Diurnus Romanorum Pontificum»//Archivalische Zschr. Köln, 1961. Bd. 57. S. 11-51; Sansterre J.-M. La date des formules 60-63 du «Liber Diurnus»//Byz. 1978. T. 48. P. 226-243; Palma M. L " origine del codice vaticano del Liber Diurnus//Scrittura e Civiltà. Firenze, 1980. N 4. P. 295-310; Anton H. H. Der «Liber Diurnus» in angeblichen und verfälschten Papstprivilegien des früheren Mittelalters//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 3. S. 115-142; Noble Th. F. X. Literacy and the Papal Government in Late Antiquity and the Early Middle Ages//The Uses of Literacy in Early Mediaeval Europe/Ed. R. McKitterick. Camb., 1990. P. 82-108.

http://pravenc.ru/text/2463641.html

88 Contra litt. Petiliani. III, 37, 43: alienis peccatis non maculatur Eccle­sia. t. 43, col. 370. Epist. 93, 10, 37: manifestum est non contaminari justos alienis peccatis. PL., t. 33, col. 339. 91 Можно думать, что вопрос о зависимости таинств от личных нравственных качеств их совершителей назревал еще в общинах новацианских, где склонны были его разрешать в духе донатизма, хотя и независимо от него. См. Pseudo-August. Ouaest. 102. PL. t. 35, col. 2311. A. Harnack. Der pseudoaugustinische Traktat Contra Novatianum. Abhandlungen Alexander von Oettingen gewidmet (Munchen 1898). SS. 85–89. 92 Contra litt. Petiliani. I, 2, 3: qui fidem a perfido sumpserit, non fidem percipit, sed reatum. PL, t. 43, col. 247. Epist. 89:5: de Baptismo solent dicere, tunc esse Baptismum hristi, cum ab homine justo datur. PL., t. 33, col. 311. Cfr. Contra ep. Parmen. II, 17, 36. PL., t. 43, col. 77. 93 В уста донатиста Августин влагает слова: ego baptizo, ego justifico, ego justum facio. Serm. 292:4, 5, 6. PL , t. 38, coll. 1323–1324. Cfr. Contra epist. Parmen. II, 11, 23. PL., t. 43, col. 66. Contra Cresc. IV, 16, 19: quam justi sumus, tam justum Baptismum esse faciamus. PL., t. 43, col. 559. 98 Contra epist. Parmeniani II, 10:21: cur mendaces et infideles eorum ministri, non aquam mendacem, sed veracem vel dare vel habere credun­tur? Cur ab illorum mortuis qui baptizantur, proficit aliquid lavatio eorum? PL., t. 43, col. 64. 99 Contra epist. Parmen. II, 10:21: fictos bonos, id est occultos malos, apud se esse negare non possunt. PL., t. 43, coll. 64–65. Epist. 93, 11, 49. PL., t. 33, col. 345. 100 Contra epist. Parmen. II, 13:31. PL., t. 43, col. 73, 11, 15:34. PL., t. 43, col. 76. O максимианистах F. Ribbeck. Donatus und Augustinus. SS. 206–236 101 Contra epist. Parmen. II, 10:21: tunc posse a malo baptizari quernquam, si lateat malitia baptizantis. PL., t. 43, col. 64. Кресконий говорит, что o святости крестителя нужио судить secundum famam, non secun­dum sinceritatem, quae in illa videri non potest. Contra Cresconium. II, 17:21. PL., t, 43, col. 478.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

De Genesi ad litteram II, 24, PL 34, 272). Cp.: Ibid. VIII, 39, PL 34, 388. Рус. пер. Ч. 7. С. 191. Ч. 8. С. 131. Materiem quidem de omnino nihilo, mundi autem speciem de informi materia, simul tamen utrumque fecisti, ut materiam forma, nulla morae intercapedine, sequeretur [Материю Ты создал из совершенного ничто, а образ мира – из бесформенной материи; то и другое – одновременно, так что материя приняла форму без всякого промедления и перерыва] (Idem. Confessiones XIII, 48, PL 32, 866). Ср.: Contra adversarium legis et prophetarum I, 12, PL 42, 610. 2706 Augustinus Hipponensis. Confessiones XII, 40, PL 32, 842. Рус. пер. Ч. 1. С. 411–415; De Genesi ad litteram I, 29, PL 34,257. Рус. пер. Ч. 7. С. 161; Contra adversarium legiset prophetarum I, 11, PL 42, 609. 2712 Responsio еогит species еогит... [… Их ответ – это их форма…] (Augustinus Hipponensis. Confessiones X, 9, PL 32, 783). Undique tibi omnia resonant conditorem; et ipsae species creaturarum, voces sunt quaedam creatorem laudantium [… Повсюду все вещи исповедуют своего Создателя; а сами формы творений являются некими голосами, прославляющими Творца] (Idem. Εnarrationes in Psalmos, 26, 2, 12, PL 36, 205). 2714 Speciem, quae ipsa operatione impressa est materiae [Во время творения форма отпечатывается в материи] (Augustinus Hipponensis. Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 51, PL 34, 240). Speciem quam imprimebat illi informitati [… Форма отпечатывается в той бесформенности] (Ibid. 37, PL 34, 235). 2715 Habet enim et ipsa capacitatem formarum: nam si capere impositam ab artifice for mam non posset, nec materies utique diceretur [Сама материя имеет способность воспринимать формы, ведь, если бы она не могла принять положенную Творцом форму, она не называлась бы материей] (Augustinus Hipponensis. De natura boni, 18, PL 42, 556). Ср.: De fide et symbolo, 2, PL 40, 181; Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 51, PL 34, 240. Рус пер. Ч. 7. С. 133. 2716 Quia quantum attinet ad illum a quo facta sunt, speciosa atque formosa sunt: quantum autem in ipsisest, possunt deficere, quia de nihilo facta sunt; et in quantum non deficiunt, non est eorum materiae, quae ex nihilo est, sed ejus qui summe est, et illa facit esse in genere et ordine suo [Благодаря тому, что относится к их Творцу, красивы и прекрасны, а благодаря тому, что в них самих, могут иметь недостатки, ведь они сотворены из ничего; и тем, что они не имеют недостатков, они обязаны не своей материи, которая взята из ничего, но Тому, Кто выше всего, Кто дал им существование по своему роду и порядку] (Augustinus Hipponensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

1534 Печатается по изданию: И. В. Попов. Тертуллиан : Опыт литературной характеристики, Сергиев Посад 1893. Дошедшие до нас сочинения Тертуллиана можно разделить на три группы: апологетические, полемико-догматические и нравоучительные. Апологетические: Apologeticus, Ad nationes I-II, Ad Scapulam, De testimonio animae, Adversus judaeos. Полемико-догматические De praescriptionibus adversus haereticos, De baptismo, Adversus gnosticos scopriace, Adversus Marcionem I-V, De anima, Adversus Praxeam, De resurrectione carnis, De carne Christi. Нравоучительные De poenitentia, De oratione, De jejuniis, Ad uxorem I-II, De cultu feminarum, De habitu mulierum, De virginibus velandis, De patientia, Ad martyres, De spectaculis, De idololatria, De corona militis, Exhortatio ad castitatem, De monogamia, De pudicitia, De fuga in persecutione, De pallio. Мы пользовались русским переводом Корнеева (Творения/Пер. Е. Корнеева. СПб., 1847 и 1850) и немецким переводом Кельнера (Kellner К.А.Н. Bibliothek der Kirchenväter: Tertullians Ausgewählte Schriften ins Deutsche Übersetzt. Kempten, 1912–1915). – И.В.Попов . 1537 Например, в своем учении о материальности души и ее седалище ( γεμονικν), Idem. De anima V, XV, PL 2, 652–653, 670–672. 1546 Idem. Ad nationes I, 10, PL 1, 572–577; De spectaculis, 19, PL 1,651–652; Apologeticus, 15, PL 1, 357–363. 1573 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 53, PL 23, 661. См. Hauck A. Tertullians Leben und Schrifien Erlangen, 1877. 1578 Idem. Scorpiace adversus gnosticos, II, PL 2, 144–146, De resurrectione carnis, 26, PL 2, 831–833. 1588 Idem. De cultu feminarum I, 4, PL 1, 1308–1309; De virginibus velandis, 7, PL 2, 898–900. Adversus Marcionem V, 18, PL 2, 516–519. 1612 Idem. De testimonio animae, 2, PL 1, 611–612; Apologeticus, 49, PL 1, 528–530; De poenitentia, 5, PL 1, 1234–1236. 1644 Книгу против Маркиона он начинает описанием родины этого еретика в чертах, самых преувеличенных и невероятных, затем переходит к нему самому. «Но нет ничего в Понте, – продолжает он, – столь варварского и мрачного, как то обстоятельство, что там родился Маркион, человек более угрюмый, чем какой-либо скиф, более беспокойный, чем странствующий кабитчин, более бесчеловечный, чем какой-нибудь Массагет, более бесстыдный, чем амазонка, Маркион, который мрачнее тучи, холоднее зимы, коварнее Дуная, костлявее Кавказа. Он более невыносим, чем дикие звери этой варварской страны... Да, о Евксим, ты произвел чудовище, более достойное философов, чем христиан!» (Idem. Adversus Marcionem I, 1, PL 2, 246–247). Далее он называет Маркиона отступником, бессердечным и безумным человеком (Ibid. II, 4, PL 2, 288–289), а его последователей – «безрассудным и злым отродьем», «собаками, лающими на истинного Бога» (Ibid II, 5, PL 2, 289–290).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Ист.: LP. 3 t.; Gesta Pontificum Romanorum. Vol. 1: Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. (MGH); The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 20002; The Lives of the 8th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Nine Popes from AD 715 to AD 817/Transl. R. Davis. Liverpool, 1992; The Lives of the 9th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Ten Popes from AD 817-891/Transl. R. Davis. Liverpool, 1995; Le Livre des papes: Liber pontificalis (492-891)/Trad. M. Aubrun. Turnhout, 2007; Liber Pontificalis prout exstat in codice manuscripto Dertusensi textum genuinum complectens hactenus ex parte ineditum Pandulphi scriptoris pontificii/Ed. I. M. March. Barcinone, 1925; Liber Pontificalis nella recensione di Pietro Guglielmo OSB e del card. Pandolfo glossato da Pietro Bohier, vescovo di Orvieto/Ed. U. Perovský. R., 1978. 3 vol. Лит.: Duchesne L. Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877; idem. La date et les récensions du Liber Pontificalis//RQH. 1879. T. 26. P. 493-530; idem. L " historiographie pontificale au VIIIe siècle//MArHist. 1884. T. 4. P. 232-273; idem. La nouvelle édition du «Liber Pontificalis»//Ibid. 1898. T. 18. P. 381-417; idem. Serge III et Jean XII//Ibid. 1913. T. 33. P. 25-55; idem. Le «Liber Pontificalis» aux mains des Guibertistes et des Pierléonistes//Ibid. 1920. T. 38. P. 165-193; Giorgi I. Appunti intorno ad alcuni manoscritti del «Liber Pontificalis»//ARSRSP. 1897. Vol. 20. N 3/4. P. 247-312; idem. Biografie farfensi di papi del X e del XI secolo//Ibid. 1916. Vol. 39. N 3/4. P. 513-536; Levison W. Englische Handschriften des Liber Pontificalis//NA. 1910. Bd. 35. S. 333-431; idem. Die Papstgeschichte des Pseudoliudprand und der Codex Farnesianus des Liber Pontificalis//Ibid. 1911. Bd. 36. S. 415-438; Poole R. L. Lectures on the History of the Papal Chancery down to the Time of Innocent III. Camb.; N.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

37 В Luisenkirche в Шарлотенбурге он 23 июля прошлого 1911 г. произнес проповедь , положив в основу её Деян. 5:1839 , при чем коснулся дела Ято, конечно, с выражением сочувствия последнему. Находившиеся в церкви офицеры, услыхав проповедь с такого рода содержанием, еще ранее окончания её демонстративно и сами вышли из церкви и приказали сделать тоже самое солдатам. В силу происшедшего отсюда шума Каатц должен был окончить свою проповедь минуты на 2–3 ранее и рассерженный подал в консисторию жалобу на офицеров за нарушение ими на основании § 167 церковных законов порядка при богослужении. Конечно при обсуждении и этого дела в прессе произошло разделение. Консервативные Kirchliche Zeitung 144; Reichsbote 174 напали на пастора, признавая, что главным виновником нарушения богослужения является сам Каатц. За то либеральная пресса встала на сторону пастора. Однако ж церковная и гражданская власти оказались не на стороне пастора. Браденбургская консистория сделала выговор Цаатцу за то, что он церковную кафедру обращает в кафедру политической борьбы. Военный же совет в поведении офицеров не нашел состава преступления. 38 Таковы: Académie theologique, Académie de liturgie, Académie de religion catholique, Académie romaine de saint Thomas d’Aquin, Académie d’archéologie, Académie des arcades, Académie tibérina, Académie de l’immaculée-concepmion, Académie des virtuoses du panthéon и проч. 39 Таковы; Séminaire Pontifical Romain, Séminaire Pontifical Pie, Séminaire Pontifical du Vatican, Séminaire Pontifical Léoni, Séminaire Pontifical Français, Séminaire des Saints Apostres Pierre et Paul, Séminaire des saints Ambroise et Charles Borromée ou Séminaire des Lombardes, Collège Américain des Etats-Unis, Collège Anglais, Collège Arménien, Collège du Ven. Beda, Collège Beige, Collège Bohème, Collège Canadien, Collège Gapranique, Collège Ecossais, Collège Espagnol Pontifical, Collège Germanique, Collège grec, Collège Irlandais, Collège de Marie-Immaculée, Collège Maronite, Collège Philippin, Collège Pio-Latino-Américain, Collège Polonais, Collège Portugais, Collège Ruthène, Collège Teutonique, Collège Urbain de la Propagande, Collège Romain, Collège Séraphique de Saints-François, Collège Pontifical et international du Docteur angélique....

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010