511 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Что значит слово веровать? Афон, 1913. 512 . Никон (Рождественский) , архиепископ. .Яд гордыни. – Прибавления к Церковным ведомостям 33, 1913. С. 1464–1472. 513 . Новая ересь. – Утро России, 21.05.1913 116). 514. Новое выступление афонцев.– Газета-Копейка, 24.06.1914 515 . Новоселов М. А. Папизм в Православной Церкви (на правах рукописи). М., 1913. 516 . Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. 517 . Новоселов М. А. По поводу «Послания Св. Синода». – Голос Москвы, 21.11.1913 269). 518 . Новые беспорядки на Афоне. -Утро России, 30.07.1913 175). 519. Н-ский. От Абиссинии до Афона. – Московские ведомости, 5 .04.1913 520 .0 защите С. В. Троицким магистерской диссертации. – Прибавления к Церковным ведомостям 38, 1913. С. 1706–1715. 521 .0 пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябож-ников. – Церковные ведомости 35, 1913. 522 . О. Б. Суд над афонцами. – День, 9.03.1914 66). 523 .Обещания афонских монахов. Новое время, 26.07.1913 13423). 524 . Обзор печати. – Русская молва, 29.07.1913 225). 525 . Обзор печати. – Русская молва, 3.08.1913 230). 526 . Обзор печати. – Русская молва, 4.08.1913 231). 527 . Обзор печати. – Русская молва, 9.08.1913 236). 528 . Обзор печати. – Русская молва, 16.08.1913 243). 529 . Обзор печати. – Русская молва, 20.08.1913 247). 530 . Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. – Начала -4, 1998. С. 182–187. 531 . Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. – Православная энциклопедия. Том I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 676–698. 532 . Определение Святейшего Синода от 10–24.05.1914 за 4136. В кн.: Забытые страницы русского имяславия. М., 2001. С. 226–232 533 . Определение Святейшего Синода от 14–18.02.1914 за 1471 по поводу послания Вселенского Патриарха на имя Святейшего Синода относительно монахов-имябожников. – Церковные ведомости 10, 1914. С. 69–75. 534 . Определение Святейшего Синода от 27.08.1913 за 7644 о пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябожников. – Церковные ведомости 35, 1913. С. 425– 430.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

511 В частности, особая обязанность служения ветхозаветного первосвященника в день очищения будет рассмотрена при изложении новозавет. толкования этого священного дня. Рассмотрение же других частных обязанностей и других черт ветхозаветного левитского священства по их прообразовательному отношению к Новому Завету не являющихся предметами новозаветного толкования, можно видеть в «Предызображении» стр. 159–171. 514 Поэтому-то и Св. Церковь называет напр. христианский праздников праздник Пасху «Царем и Господом суббот» τν σαββτων Βασιλς κα κυρα τ.ε. η ηυρα. Ирмос 8 песни канона на пасху срав. по цит. изд. стр. 156, по его величайшему значению, в силу крестной смерти Христа и воскресения для нашего бессмертия в вечном блаженстве, покое. 515 Срав. трактат Мишны Schabbath, подробно излагающий правила соблюдения покоя этого дня при различных случаях. 519 Срав. Св. Златоуста на это место, беседа 15, стр. 205 ч. 2. Спб. 1858 и др. Срав. сказанное нами о различии символа и типа в общей характеристике новозаветного толкования Ветхого Завета. 520 Св. Златоуст на Еван. Иоан. бес. 85, стр. 675, ч. 2 Спб. 1855 срав. также о. А. Михаила на рассматриваемое место Евангелия. 521 Срав. Св. Златоуста, с одушевлением изображающего это состояние, по Апостолу: «для христиан всякое время есть время праздника по преизбытку дарованных Им (Христом) благ. Ибо какого недостает блага? Для тебя Сын Божий соделался человеком, освободил тебя от смерти, призвал в царствие» и пр. стр. 256. 522 Срав. статью А. В. Горского: «Совершил ли Господь И. Хр. пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками?». Прибав. к твор. Св. Отцов за 1853 г., стр. 446–491 (ч. 12) и в предшествующем – подтверждении из Св. Отцов и Учителей Церкви. 523 «Почему Христос совершил тогда пасху?», спрашивает Св. Златоуст и отвечает: «потому что древняя пасха была образом имеющей быть и надлежало истине заступить место образа. Итак, прежде показал Он тень, потом предложил истину на трапезе». «Против иудеев» гл. 3, см. в цит. статье А. В. Горского стр. 462.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

513 27 дек. 1942 г. был опубликован в Смоленске манифест, призывающий народы России к борьбе против большевизма и подписанный председателем Русского комитета ген. А.А. Власовым и секретарем Комитета ген. В.Ф. Малышкиным. 514 Алексей Николаевич Анциферов (1867–1943), известный экономист и кооператор, профессор Харьковского университета. В Париже с 1922 г., председатель Русской академической группы, преподавал в парижских высших учебных заведениях. С 1928 г. член приходского совета Св.-Александро-Невского собора. 515 Виктор Львович Иванов (?–1980), друг П.Е. Ковалевского, проживавший в Медоне, работал на «молочной ферме» отца на ул. Лаканаль в Париже, затем служил в больнице. Характерный тип библиофила, обладающего универсальными знаниями, но не нашедшего им надлежащего творческого применения. 516 Священник Петр Карташев (1897-?), вывезен немцами из Днепропетровска в 1941 г., обслуживал с 1943 г. русских, работавших на Англо-Нормандских островах. Запрещен в служении митр. Евлогием в 1944 г. С 1946 г. пом. настоятеля Трехсвятительского подворья МП. В 1947 г. вернулся в СССР. 517 Промышленные юго-западные пригороды Парижа, где проживало много русских, неоднократно подвергались налетам союзной авиации. Воздушный налет в воскресенье 4 апреля 1943 г. был особенно разрушительным. 518 Св.-Николаевский храм в Булонь-Бийанкуре, восстановленный после войны около разрушенной церкви, существует и поныне. 522 Прот. Павел (Николевич) Волков (1893–1960), окончил Св.-Сергиевский богословский институт в 1929 г., рукоположен в 1933 г. С 1933 по 1948 гг. – настоятель церкви Христа Спасителя в Виши, в 1948–1957 гг. – Покровской церкви в Лионе, с 1957 г. – церкви Казанской иконы Божией Матери в Бордо. 523 Кн. Михаил Николаевич Оболенский (1912–1977), был призван в 1939 г. во французскую армию, участвовал в Сопротивлении. 526 Рене Буске (1909–1993), с апреля 1942 г. генеральный секретарь полиции. Главный организатор облав на евреев с французской стороны. 527 Пьер Лаваль (1883–1945), был вице-председателем французского правительства в Виши с июля по декабрь 1940, председателем правительства с апреля 1942 г. по август 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вселенский IV Собор (Халкидонский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К-польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены по поручению папы св. Льва I Великого на латынь и вместе с его Томосом к свт. Флавиану, архиеп. К-польскому, были опубликованы, послужив основой «Новарского собрания о деле Евтихия» (Collectio Novariensis de re Eutychis; ACO. T. 2. Vol. 2 (1)). Первоначальный греч. текст деяний не сохранился, но известно, что вскоре после окончания Собора экземпляр соборных деяний был отправлен в Рим; там он хранился в папском архиве и послужил основой для последующих лат. редакций. По распоряжению имп. Маркиана ок. 454/5 г. соборные акты были отредактированы и опубликованы. При этом 3-е деяние (о Диоскоре) заняло место 2-го, нек-рые деяния (о Каросе и Дорофее, Домне Антиохийском, Фотии и Евстафии) были опущены, к протоколам соборных заседаний были присоединены собрания писем, имевших отношение к созыву, проведению и признанию Собора. В наст. время греч. текст деяний, к-рый приобрел окончательный вид только в VII в., представлен 2 рукописями: Venetus (Marc. gr.) 555 (XI в.) и Vindob. hist. gr. 27 (XII в.), в них в целом сохранен порядок расположения документов, сложившийся в сер. V в., но находятся опущенные прежними редакторами протоколы нек-рых деяний. Среди древних греч. редакций, содержащих фрагменты соборных деяний,- «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana, рукопись Vatic. gr. 1431), возникшее в Египте в лагере противников Халкидонского Собора при Александрийском архиепископе-монофизите Петре Монге (после 482) (ACO. T. 2. Vol. 2 (2)). Лат. версия известна в 3 редакциях. Работа над древнейшей (Фа) началась не ранее понтификата Гормизда (514-523). Эта редакция, сохраняемая в 3 рукописях IX столетия (Reginensis 1045, Barberinus 680, Parisin. lat. 16832), соответствует в целом греч.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Начались переговоры с Римом по устранению раскола. Под Пасху 519 г. в Константинополь прибыли легаты папы Гормизда (514–523) – епископы Иоанн и Герман, пресвитер Бланд, диаконы Феликс и Диоскор, которые доставили патриарху Иоанну II вероисповедную формулу, подписанную папой в 515 г. против акакианского раскола и известную как formula Hormisdae (или libellus Hormisdae). «Апостольский престол всегда хранит кафолическую веру ненарушимой. Итак, Мы, желая не отпадать от этой веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси. Подобным образом анафематствуем Акакия, некогда епископа города Константинополя, сделавшегося последователем тех и соучастником, и всех пребывающих в общении с ними и в участии. (...) Надеюсь, что я пребуду с вами в том едином общении, которое проповедует апостольский престол. (...) Обещая на последующее время не сообщаться с отлученными от общения кафолической Церкви, т.е. с не соглашающимися во всем с апостольским престолом, Мы обещаем не поминать имена их при священнодействиях. Если же когда-либо попытаюсь усомниться в чем из моего исповедания, то исповедую, что я, через собственное осуждение, становлюсь соучастником тех, которых осудил». Провозглашая верность Халкидонскому Символу веры , либеллус устанавливает преемство ереси от Евтиха и Диоскора до последующих константинопольских, александрийских и антиохийских патриархов, предписывает не поминать имена этих еретиков за литургией и изъять их из диптихов. Все, кто не согласится с содержанием либеллуса, признавались соучастниками ереси. Основываясь на евангельских словах: Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:18–19 ), папа Гормизд ведет линию кафолического учения Римской церкви прямо от апостола Петра и подчеркивает нестойкость Востока в ортодоксальном вероучении тем, что еретик Несторий, занимавший константинопольскую кафедру, был осужден на Эфесском соборе «святым Целестином , папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии», и тем, что александрийский патриарх Диоскор был привержен еретическому учению константинопольского архимандрита Евтиха, тогда как Рим всегда был оплотом истинной веры. (Тезис либеллуса о том, что в Риме истинная вера существовала непрерывно, был использован папой Львом XIII в 1896 г. в энциклике Satis cognitum.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 1, P. 402–403. 490 Архим. Харлампий. Цит. соч. С. 156. 491 Цит. по: Н. Бердяев . Константин Леонтьев . Париж, 1926. С. 236. 492 Церковный вестник. София, 21.8.1973. 24. С. 9. 493 Internationale Kircheniteitschrift,- Bern, 1971. N 3. S. 134. 494 Irenikon. 1970. N 4. P. 574. 495 Irenikon. 1975. N 1. P. 75. 496 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. М., 1891. С. 94. 497 Архим. Амвросий. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк. 1963. С. 352. 498 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 217. 499 Разум и религия (по-французски). Брюссель, 1881. С. 170. 500 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции (по- французски). 1912. С. 270. 501 Там же. С. 393. 502 Асасе. 1930. Nov., R. 145. 503 Bauhfltte. 1890. S. 119. 504 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции. 1923. С. 120. 505 Наука и жизнь. 1969. 12. С. 82–83. 506 Там же. С. 85. 507 Там же. С. 85. 508 ОТ. 11.11.1983. 580. С. 1. Кол. 6–8; С. 4. Кол. 4–6. 509 Documentation catholique. 1.1.1984. N 1865. P. 29. Ватиканский документ напечатан в’официозе «Оссерваторе романо» от 27 но­ября 1983 г. 510 ЖМП. 1949. 5. С. 65–66. 511 Архиеп. Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 337. 512 Там же. С. 325. 513 Прот. Г. Разумовский . Экуменическое движение иРусская Православная Церковь//Деяния Совещания глав и представи­телей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 105. 514 Архиеп. Серафим. Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?//Деяния… Т. 2. С. 382–383. 515 RISK. 1972. N 3. Р. 4. 516 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 308. 517 Ев. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Об антихристе. М., 1884. С. 77–78. 518 Там же. С. 78, 85. 519 Св. Ипполит Римский . Слово о Христе и антихристе//Там же. С. 36–37. 520 ЖМП. 1975. 11. С. 72. 521 Св. Ипполит Римский. Ук. соч. С. 8. 522 Там же. С. 35. 523 Св. Кирилл Иерусалимский.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Далее, папа Лев Великий (440–461), замечательный богослов своего времени и защитник православия на четвертом вселенском соборе, засвидетельствовал тожество всей августиновской теории о благодати с общецерковным учением. В своих произведениях, письмах и речах, направленных против пелагиан 11 , он прямо объявлял себя вернейшим учеником Августина, что он и засвидетельствовал фактически, когда в своем письме к епископу аквилейскому присоединил целых две главы из сочинения Августина против пелагиан 12 . Голосу Льва вторил и папа Геласий I (492–496). Этого папу ученые исследователи не без основания называют «последователем Августина во всем» (per omnia Augustianus) 13 . Действительно, если мы внимательно проследим содержание двух писем Геласия, написанных им Гонорию далматинскому по поводу пелагианской ереси, то найдем в них сжатое и точное изложение собственно взглядов Августина, которого Геласий называет «светильником церковных учителей» (lumen ecclesiasticorum magistrorum) 14 . А папа римский св. Гормизда (514–523) в своем письме к епископу Посессору 15 , в качестве руководительных источников, при изучении вопроса о благодати и предопределении указывает на произведения Августина. «Как и чему, говорит он, учит по вопросу о благодати и свободной воле римская католическая церковь , это можно узнать в различных книгах бл. Августина, в особенности же в книгах к Иларию и Просперу» 16 . Эту же ссылку папы Гормизды на авторитет Августина повторили затем африканские епископы в своем окружном послании 17 . Замечательно, что отцы африканских церквей, как и пап Гормизда, при изучении Августиновской теории о благодати рекомендуют «преимущественно» обратиться к сочинениям Августина, написанным по поводу писем Илария и Проспера, словом к тем сочинениям, которые написаны были Августином незадолго до смерти и считаются ( по крайней мере защитниками так называемых крайних взглядов Августина) выразителями крайнего учения о благодати. Характерно также свидетельство об Августине Григория I Великого. В своем письме к Иннокентию, африканскому префекту, он писал: «если вы желаете питаться более изысканной (delicioso) пищей, то тогда читайте произведения бл. Августина, вашего соотечественника» 18 …

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Львом, по стенам центрального корабля другие мозаики блистали своим золотом. 2830 Я уже не говорю о золотых и серебряных сосудах и о драгоценных вещах, – приношениях королей и императоров, – так как базилика более чем этими образцами искусства пользовалась славой по воспоминанию об апостоле, о том Петре, которого, говорит Прокопий, «римляне почитали и которому поклонялись более, чем кому-либо». 2831 Верующие мечтали покоиться своим последним сном вблизи его святой гробницы; папы, со времен Льва I, приняли за правило делать распоряжения о своем погребении под портиками атриума, который вел в базилику, и сами императоры не гнушались иногда следовать этому примеру. 2832 Со всех концов мира посетители и приношения стекались в базилику и к гробнице Петра. Во время понтификата Ормиздаса (514–523 г.) Юстин и Юстиниан, во свидетельство своей веры, прислали апостолу богатые золотые и серебряные вазы и дорогие чаши, украшенные драгоценными камнями 2833 , и почти накануне экспедиции Велизария благочестивейший базилевс Юстиниан послал папе Иоанну II (533–535 г.) великолепные подарки, как свое приношение наиболее славной из всех римских базилик. 2834 Еще и теперь по церкви S. Maria Magiora можно составить себе некоторое понятие о том виде, который представляли собой в VI веке большие базилики Вечного Города и о глубоком впечатлении, которое производили они на верующих. Величественные размеры здания, великолепие украшений, мраморные полы, золоченые потолки, роскошь усеянных драгоценными камнями алтарей и священных сосудов, переливы тканей и обоев, вышитых разными цветами и золотом, блеск мозаик, украшавших стены, – все содействовало тому, чтобы внушить посетителю самое сильное и поражающее представление о торжествующем христианстве. Сверх того, все убранство базилики как бы свидетельствовало, что она является достойным жилищем самого Бога. 2835 В абсиде, торжествующей Христос показывал церковь во всем ее великолепии; по бокам клироса другие изображения, часто взятые из Ветхого Завета, свидетельствовали о высокой и таинственной силе Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Вемы, что грехи наши разлучают между нами и Тобою, и недостойны есмы толикого отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу: испроси предстательством Твоим у Всемилостивого Бога нашего мир Церкви Его, на земле воинствующей, и пастырям ее силу ревностно подвизатися о спасении людей. Умоли Небесного Отца и всем нам подати дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцам благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблудшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово в благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и Царствия Небесного наследником быти, идеже Ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь” (Там же). 511 Житие. Стр. 210. О том, что трапезу благословлял архиепископ Иосиф, а не митрополит Исидор, в отличие от всех других авторов, сообщает на основании более поздних данных свящ. А. Кременецкий (Цит. соч., стр. 120). 512 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 157. 513 Об открытии мощей св. Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. ГПБ. Ф. 1—892. С. 100—101. 514 Там же. Стр. 96. 515 Житие. Стр. 228. 516 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 157. 517 Филарет, митр. Московский. Письма к А.Н.М. 1832—1867, стр. 589. 518 Житие. Стр. 216. 519 Прославление св. Тихона, стр. 136. 520 Житие. Стр. 212. 521 Житие. Стр. 212. 522 Там же. 523 Там же. Стр. 213. 524 Житие. Стр. 215. 525 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 176. 526 Там же. Стр. 177. 527 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 177. 528 Там же стр. 177. 529 Житие. Стр. 132. 530 Там же. Стр. 133 (“Воронежская старина” — XI, 175 — о просьбах Ефимова в Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

С. 1980—1994. 504. Никон (Рождественский), архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505. Никон (Рождественский), архиепископ. Мое доброе слово имя–славцам. Афон, 1913. 506. Никон (Рождественский), архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. — Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864—1869. 507. Никон (Рождественский), архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508. Никон (Рождественский), архиепископ. На опасном пути. — Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788—794. 509. Никон (Рождественский), архиепископ. Не пора ли одуматься? — Земщина, 20.06.1914 1701). 510. Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504—1521. 511. Никон (Рождественский), архиепископ. Что значит слово веровать? Афон, 1913. 512. Никон (Рождественский), архиепископ.. Яд гордыни. — Прибавления к Церковным ведомостям 33, 1913. С. 1464—1472. 513. Новая ересь. — Утро России, 21.05.1913 116). 514. Новое выступление афонцев. — Газета–Копейка, 24.06.1914 515. Новос елов М. А. Папизм в Православной Церкви (на правах рукописи). М., 1913. 516. Новос елов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. 517. Новос елов М. А. По поводу «Послания Св. Синода». — Голос Москвы, 21.11.1913 269). 518. Новые беспорядки на Афоне. —Утро России, 30.07.1913 175). 519. Н–ски й. От Абиссинии до Афона. — Московские ведомости, 5.04.1913 520.0 защите С. В. Троицким магистерской диссертации. — Прибавления к Церковным ведомостям 38, 1913. С. 1706—1715. 521.0 пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябож–ников. — Церковные ведомости 35, 1913. 522. О. Б. Суд над афонцами. — День, 9.03.1914 66). 523. Обещания афонских монахов. — Новое время, 26.07.1913 13423). 524. Обзор печати. — Русская молва, 29.07.1913 225). 525. Обзор печати. — Русская молва, 3.08.1913 230). 526. Обзор печати. — Русская молва, 4.08.1913 231).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010