В период варварских нашествий в И. значительно возросли влияние и авторитет Римских пап. К папе Симплицию (468-483) восходит практика назначать папских викариев в И. В ранний период викарий Папского престола имел функции посредника между Римом и местным епископатом. На викария обычно возлагалась обязанность сообщать о постановлениях, касавшихся христ. веры и канонов. Викарием мог быть назначен любой, в т. ч. неместный, епископ. Так, представителем Римского папы на Пиренейском п-ове в 514 г. был свт. Кесарий Арелатский. Однако в 517 г. его права были ограничены: папа Римский Гормизд (514-523) подтвердил викарные полномочия еп. Саллюста Гиспальского в Юж. Испании. Институт папских викариев существовал до сер. VI в. После этого Рим при необходимости прибегал к прямому вмешательству в церковные дела в И. Как правило, конфликты возникали в вопросах, связанных с борьбой против присциллианства и с неканоническими назначениями епископов. В V-VI вв. стала нарушаться древняя практика избрания епископов с согласия клира и народа, нек-рые испан. епископы обращались к Римским папам с прошением восстановить прежний порядок (по этой же причине Тарраконский Собор 516 г. обязал митрополитов приглашать к участию в местных синодах не только епископов и пресвитеров городских церквей, но и сельских пресвитеров и мирян). Первый канон III Толедского Собора (589) придал папским посланиям силу закона для Церкви в И. I Бракарский Собор (561), II Гиспальский Собор (619) и IV Толедский Собор (633) подтвердили примат Римского папы в вопросах христ. веры. В случае споров между местными епископами папа часто выступал в роли апелляционной инстанции. Однако в VII в. влияние Рима на Церковь в Вестготском королевстве стало ослабевать. Когда папа Римский Гонорий I (625-638) отправил в И. послание, в котором упрекал епископов в недостаточном внимании к евр. вопросу, в ответном послании VI Толедского Собора (638) была показана необоснованность обвинения. Позднее папа Лев II (681-683) обратился к испан. епископам с просьбой утвердить решения VI Вселенского Собора, XIV Толедский Собор сделал это, и в Рим была отправлена составленная св. Иулианом Толетским «Апология» с опровержением монофелитской ереси. Преемник Льва II папа Римский Бенедикт II (684-685) усмотрел в «Апологии» отклонения от правосл. учения и сообщил об этом испан. епископам. XV Толедский Собор (688) заявил папе, что все изложенное в «Апологии» соответствует правосл. учению, и отказался пересматривать ее. Проблему решил папа Римский Сергий I (687-701), подтвердивший правосл. характер изложенного в «Апологии» учения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В 512 г. Филоксен созвал собор, который низложил Флавиана с Антиохийского престола и возвел на него Севира. Иерусалимский патриарх Илия I также был удален с престола, а вместо него был поставлен епископ Севастийский Иоанн, известный под именем Иоанна III (516–524). Так Севир стал главой монофизитства на Востоке. Севир был умеренным монофизитом 5 . Его позиция была скорее позицией соглашательства в духе “энотикона”, но все же противоречила IV Вселенскому собору. Он считал, что Тело Христово было свободным от тления и естественных нужд после воскресения, а до этого оно было, как и наше. Допуская во Христе “одно богомужное действие”, он стал причиной возникновения позднейшего монофелитства 6 . Борьба между монофизитами и православными продолжалась, и очагом ее была константинопольская обитель Акимитон. Римские папы Геласий (492–496), Анастасий II (496–498), Симмах (498–514) и Ормизд (514–523) тоже вмешались в эту борьбу, пытаясь в переговорах с императором найти путь к взаимопониманию для снятия схизмы, однако конец волнениям в Церкви положила лишь внезапная смерть императора Анастасия (518). Императоры Иустин I (518–527) и Юстиниан I (527–565) отвергли “энотикон”, восстановили IV Вселенский собор в его значимости и положили конец “акакиевой схизме” (519). Севир, осужденный не только за ересь, но и за преследование православных, был отлучен и бежал в Александрию, где преобладали монофизиты. Позднее он вернулся в Константинополь под покровительство монофизитского патриарха Константинопольского Анфима I (535) и императрицы Феодоры, симпатизировавшей монофизитам. Однако после осуждения Анфима и его извержения (536) на престол был избран православный Мина (536–552), который на созванном в том же 536 году Константинопольском соборе отлучил Анфима, изгнал монофизитов из столицы и предал огню сочинения Севира, который возвратился в Египет и скончался там в 538 г. Преемник Севира православный Павел II (518–522) учинил печальную расправу над сирийскими монофизитами, преследуя их так же, как Севир преследовал православных.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

No debemos terminar este período sin recordar el llamado Líber pontificalis, un libro de capital importancia bajo muchos aspectos, pero sobre todo por el de la historia litúrgica. Es una colección de noticias bibliográficas de los papas hasta después del siglo IX. Las de los más antiguos hasta el papa Silvestre I son muy breves; se indica el nombre, la duración del pontificado, las ordenaciones y algún hecho saliente de su vida. La de los papas de después, de la paz de la Iglesia, oon más abundantes, y para los papas de los siglos VII y VIII se hacen unas largas biografías. El libro contiene diversos escritos de varios autores. Duchesne, que lo ha publicado y comentado, ha demostrado que la primera parte de esta obra y la más importante, que comprende las biografías de los papas hasta el papa Símaco (+ 514), es obra de un autor romano desconocido, que la recopiló durante el pontificado de Hormisdas (514–523). En cuanto al valor histórico de sus referencias es preciso distinguir entre aquellas que él pudo tomar de fuentes probables en el archivo de Roma, estimables, por lo tanto, especialmente si se trata de los papas de después de la paz. Sin embargo, las más antiguas, dando algún valor a las eventuales tradiciones por él recogidas, se hallan tomadas ampliamente a beneficio de inventario, cuando no resultan del todo infundadas. Parte II. Las Grandes Familias Litúrgicas 1. La Formación de los Tipos Litúrgicos La Unidad Litúrgica Primitiva La liturgia cristiana nació esencialmente de la última cena del Señor, renovada por mandato suyo y enriquecida por un servicio eucológico de origen judío. La Coena Dominica o Fractio pañis, desde los primeros días de la Iglesia, se mostró como el rito característico del nuevo culto, el sacrificio de la nueva Ley, que no tenía nada de común con los antiguos ritos sacrifícales del templo. Precisamente por ser original, presenta una línea de admirable simplicidad. Si le precedía algunas veces un convite en común (ágape), se colocaban sobre la mesa del convite el pan y el vino; el presidente de la asamblea recitaba sobre ellos una eulogia o fórmula eucarística del tipo de la pronunciada por Jesús, se partía el pan y se distribuía a los presentes. Este es el cuadro litúrgico que trazan los Hechos y San Pablo de la misa primitiva. No existen todavía determinados formularios; sólo importan el pensamiento y las palabras expresadas por Jesús, que recogieron y transmitieron los apóstoles, que se tradujeron en fórmulas análogas, libres, improvisadas, seguidas por los asistentes y subrayadas por su adhesión con la aclamación amén.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Вполне достаточно, что его осудил Римский епископ 795 . Вопреки исторической правде, папа Геласий заявляет, что Халкидонский Собор был созван папой св. Львом Великим (?), и как о само собой разумеющемся утверждает, что 28-й канон Халкидона отвергнут Церковью по требованию Рима, хотя император св. Маркиан и просил обратного 796 . Следующий тезис поражает своим категоризмом и явно опережает время: «Всё во власти Апостольского Престола. Итак, что на Соборе одобрил Апостольский Престол, то сохраняет своё значение, а что отверг, не может иметь силы: и только у Апостольского Престола есть право определять, что Собор постановил принять несоответственно порядку, а Собор призван не выносить повторный приговор, но вместе с Апостольским престолом исполнять прежний» 797 . Надо вообще сказать, что деятельность пап по укреплению и приумножению авторитета своей кафедры была чрезвычайно эффективной. Пусть излишне категорично и резковато, но папы Геласий I (492–496), Симмах (498–514), Гормизд (514–523) так часто напоминали об апостольском характере Римского престола, так умело приводили примеры православности его предстоятеля, что, в конце концов, церковный мир поверил Риму 798 . Этот результат был тем более закономерен, что со временем остальные апостольские кафедры Кафолической Церкви незаметно ушли на второй план, став жертвой арабов. Однако арабские завоевания, больно ударившие по Антиохийскому, Иерусалимскому и Александрийскому патриархам, невольно сыграли на руку Константинополю, который оставался единственным православным патриархом на римских землях. Первоиерархи остальных великих кафедр на Востоке, начальствующие над уже разорёнными епархиями персов, вандалов и варваров, резко утратили своё влияние в церковных и политических вопросах. Практически все их вопросы, жалобы, споры, направляемые на рассмотрение императора, отныне стали поступать к царю после их изучения Константинопольским патриархом. Нередко сами императоры отписывали патриарху жалобы, не желая вмешиваться в вопросы церковного управления и церковной дисциплины. И архиерей столицы становился в буквальном смысле слова «вселенским» патриархом, хотя бы только на Востоке. При патриархе св. Иоанне Постнике Константинопольские архипастыри официально приняли этот титул, очень обидный для Рима. Более того, всё резче и смелее раздаются голоса тех, кто ни при каких обстоятельствах не пожелал принять первенство Римской кафедры. Например, один епископ не без иронии замечал: «Зачем нам знание Писаний, изучение литературы, обучение вере у наставников или благороднейшие достижения мудрых греков? Ведь всё это упраздняется властью Римского первосвященника. Пусть же он один будет епископом, учителем и наставником, пусть он сам как единственный добрый пастырь отвечает перед Богом за всё, ему вверенное!» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

X. 218), составленного современником и отчасти очевидцем (Lamb. comment. Т. VIII. 660).» Св. Димитрий, М. ростовский, стр. 149. Еще Иоанн Дамаскин в 3 слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Ассемани (Marmyrol. Rom. 11 december. Calend. un. eccl. V. 462.) Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова, восшел на столп в Анапле, что он восстал против царя Василиска, отвергнувшего указом халкидонский собор (Русск. перев. стр. 510. 514. 515). Печатный греч. текст Метафрастова жития в полном Курсе Патрологии Мина (Т. 116. 970), В нем селение, в котором родился преподобный называется Марафа, а не Вифара. Монастырь во имя святого был, по Дю-Канжу, в Царьграде при Гормизде папе (514–523) г. Дю-Канж IV, 157). В 1200 г. паломник Антоний видел мощи его: «св. Даниил столпник на горе в теле лежит». стр. 177. Пр. Лука , по проложному сказанию (см. Никодима), воевал с болгарами при царях греческих Романе 1 (917–944) и Константине (912–959) и после того более 60 лет подвизался в монашестве. С греками же воевал и едва не сокрушил греческую империю болгарский царь Симеон, умерший в 927 г. (896– 937); после него был с греками мир; следовательно кончина пр. Луки была в 970–980 годах. Житие его: καλς τ πντα неизвестного автора на греч. и латин. языках у Комбефизия (Аист. nov. 970). Муч. Миранс . Амара сарацинский, замучивший его, может быть, есть Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший Александрию в декабре 641 года впрочем Амирою называется и начальник Египта, замучивший пр. Стефана в X в. (17 дек.). Амира тоже, что Емир – начальник области. Город Тенестрия, у Никодима Тенеси, есть Теннес на север от Таниса, приморский, на пути из Аравии в Александрию (См. Wiltsch, I. 183); след. конину мученика надобно полагать не ранее 640 г. Глава его, положенная верными в раку, источала исцеления. 12 Св. Спиридон тримифунтский . Жизнь его, Метафрастом написанная ( Μγιςον), составлена, без сомнения, на основании древних источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В машинописи встречаются ошибки в цифрах (например, вместо «Кол. 1,15» в тексте значилось «Кол. 1,5», вместо «Мф. 2,13» — «Мф. 2,14», вместо «Soz. Η. Ε. VI, 4» — «Soz. Η. Ε. IV, 4», вместо «Socr. Η. Ε. Ill, 25» — «Socr. Η. Ε. II, 25», вместо «Socr. Η. Ε. II, 38» — «Socr. Η. Ε. II, 28», вместо «Гормизд (514–523)» — «Гормизд (514–529)», «Пелагий (556–561)» — «Пелагий (556–560)») и в именах. Так, одно и то же имя или слово порой появляется в разных обликах: например, Giiotkin и Gwatkin; «духоборцы» и «духоборы». Латинское название автобиографии Григория Назианзина имеет вид то De vita, то Carmen de uitae (sic!) sua. Наряду с «тритистами» в машинописи появляются «тритенты». В ссылках на работы зарубежных исследователей в «Лекциях» указывается только фамилия ученого и год издания (например, «Losche, 1900») или только фамилия (например, «Спасский, Funk»). При этом фамилии одних исследователей записаны латиницей, фамилии других — кириллицей (например, «Draseke», но «Гарнак»). Поскольку не все выходные данные иноязычных трудов могли быть нами проверены, мы оставляли их без изменения в авторской (вернее, студенческой) редакции. Сочинение Епифания называется то «Панарион», то «Против ересей» (Haer.). В некоторых местах «Лекций» обнаруживается непоследовательность. Так, в главе об Ефесском соборе автор сообщает, что «от восточных были избраны: Иоанн Антиохийский (курсив мой. — А. Б.), Иоанн Дамасский, Имерий Никомидийский, Павел Эмесский, Макарий Лаодикийский, Апрингий Халкидонский, Феодорит Киррский и Элладий Птолемаидский (в Финикии)». Им «было внушено добиваться осуждения анафематизмов Кирилла». В дальнейшем Иоанн под сильным давлением Кирилла «подписал, с незначительными изменениями в тексте, документ об осуждении Нестория и его ереси» и стал проводить соответствующую политику, так что «евфратисийские епископы обращались даже с жалобой на испытываемые от Иоанна притеснения к Пульхерии». Ниже А. И. Бриллиантов сообщает, что «подписывать новое исповедание веры с более ясным осуждением несторианского учения, как желал этого Кирилл, не нашел, однако, нужным сам Иоанн Антиохийский». Слово «сам» представляется не вполне уместным в данном контексте, так как Иоанн, несмотря на изменение своей позиции в отношении Нестория, не мог, очевидно, полностью отказаться от своих прежних убеждений. Его отказ подписывать новое исповедание поэтому вполне объяснимо. Слово же «сам» (=«даже») превращает его в яростного приверженца противников Нестория. Некоторые фразы в «Лекциях» не совсем понятны. Например: Иаковом Барадеем «рукоположен Иоанн, церковный историк, в Ефес, насчитывающий до 27–и епископов, поставленных Иоанном ». Подобные огрехи возникли, как представляется, вследствие специфичного «лекционного» стиля «Истории древней Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Акакий не принял присланного ему уведомления, и лишь какой–то дерзкий монах из акимитов попытался прицепить грамоту к его мантии, когда он шел в церковь. Имя Феликса было вычеркнуто из диптихов. Следствием заключенной на Востоке с монофизитами унии было значительное усиление монофизитов, под флагом Энотикона в его антихалкидонском толковании, при преемнике Зинона Анастасии (491–518). Ближайшую причину этого можно находить, прежде всего, в личности нового императора. Занимавший ранее не особенно высокую придворную должность силенциария, по выбору вдовствующей императрицы Ариадны он сделался ее супругом и императором уже в весьма пожилом возрасте. Еще ранее, при своей религиозно–аскетической настроенности, он был известен наклонностью к монофизитству и даже пытался проповедовать его в церкви с кафедры, но вызвал запрещение со стороны патриарха Константинопольского Евфимия (489–496). По смерти Петра Гнафея (488?) он был в числе кандидатов на Антиохийскую кафедру, но вместо того оказался через некоторое время на императорском престоле; в том и другом случае Евфимий был против его кандидатуры. При личном сочувствии монофизитству и при мягкости своего характера (μερτατος πντων βασιλων, Прискиан сравнивает его с Нервой), он легко мог оказаться орудием в руках энергичных вождей монофизитской партии, особенно в своих преклонных летах (Σολομν εις τ γρας ατου). Наряду с этим успехам монофизитства немало содействовала разъединенность восточных и западных сторонников Халкидонского собора — в противоположность согласному действованию его противников. «Акакианская схизма» продолжалась и по смерти Акакия (489 г.) и папы Феликса (490 г.). Евфимий Константинопольский (489–490 г., после Фравиты (или Флавиты)), хотя Энотикон при нем и продолжал иметь силу на Востоке, сам был вполне православен; он потребовал от императора принятия им Халкидонского собора, сразу по вступлении на кафедру исключил имя Монга из диптихов и хотел даже низложить его, если бы не последовала смерть Монга (489 г.). Столкновения его с императором окончились тем, что он был низложен и сослан в Евхаиту. Преемник его Македонии (496–511), племянник Геннадия, хотя должен был подписать Энотикон, тоже был вполне верен Халкидонскому собору и также насильственно был удален с престола. Но в Риме на православие восточных патриархов, по существу их воззрений, не обращалось внимания. Там требовали теперь не только отказа от Энотикона, но и осуждения Акакия, как бывшего с общением с Монгом, а потом и осуждения Евфимия и Македония, как не исполнивших этого требования. Папа Геласий (492–496), выступивший уже раньше с полемическими сочинениями против Акакия, на попытку Евфимия приветствовать его при вступлении на престол ответил, в высоком тоне, требованием осуждения Акакия. Иначе, правда, настроен был преемник его Анастасий (496–498), но начавшиеся при нем переговоры о примирении не привели ни к чему за смертью папы. Симмах (498–514) и Гормизд (514–523) действовали опять в духе Феликса и Геласия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

После Геласия папский престол снова занимают незначительные личности. Даже сам папа Анастасий II (496-498) попал под подозрение в еретичестве. После него борьбу между собой с переменным успехом вели папы и антипапы: в Риме одерживала верх то партия сторонников Византии, то проготская партия. В результате таких неурядиц на Римском синоде епископов в 499 году было принято решение о первом церковном упорядочении выборов папы. Было высказано мнение, что для избрания папы необходимо большинство голосов, и одновременно сделана попытка ограничить влияние избирателей-мирян. После того как при папе Гормизде (514-523) было достигнуто церковное единство с Востоком, папа Иоанн I (523-526) поехал в Византию и там короновал императора Юстиниана I (это был первый случай в истории, когда коронование совершил папа). Однако коронование императора не повысило авторитет папы. Теодорих и его преемники считали пап служащими империи и то и дело включали их в состав посольств, направляемых в Византию. Время правления Бонифация II (530-532), гота но происхождению, было отмечено введением в действие существующего и ныне летосчисления. В основу его легли расчеты нижнедунайского монаха Дионисия Малого. Начали считать не от года начала преследования Диоклетианом христиан, а от года рождения Христа. Это летосчисление было установлено на 784 году после основания Рима. Однако папы свои письма, постановления датировали годом правления византийского императора. Со времени выборов папы Иоанна II (533-535) до нас впервые доходят сведения о симонии, преследовавшейся более поздними церковными реформаторскими движениями. Под понятием симонии история церкви понимает торговлю духовными ценностями, более точно - покупку и продажу различных церковных должностей, постов за деньги. (Согласно Библии, чародей Симон из Самарии предлагал деньги Святому Петру и Святому Иоанну за то, чтобы они разделили с ним их чудодейственную власть. Отсюда и название - «симония».) Кандидат в папы Меркурий, используя церковные богатства, с успехом подкупил выборщиков, чтобы получить большинство голосов. Именно поэтому в 533 году римский сенат запретил симоническое вмешательство в выборы пап, а нарушителей подверг тяжелым наказаниям. Меркурий после его избрания на папский престол впервые в истории папства сменил свое имя, назвавшись Иоанном, ибо имя языческого бога было не очень совместимо с его новыми функциями. Вообще же изменение имени при вступлении на папский престол стало обычным явлением лишь в позднее средневековье.

http://sedmitza.ru/lib/text/441581/

486-492 МОСУЛ [Эль-Маусиль], город на севере Ирака (3-й по величине в стране), адм. центр мухафазы Найнава (пров. Ниневия), исторический центр сир. христианства 492-503 МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера 503-508 508-512 512-514 515-517 517-519 МОХТА [Мауктей, Маухтей († 20.08. 535), св. (пам. зап. 24 марта, 19 авг.), основатель церковного поселения Лугмад (ныне Лаут, графство Лаут, Ирландия) 519-523 МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 523-529 МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф 529-532 532-532 МОЩИ в совр. рус. языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания 532-537 МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов 537-539 МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса 539-540 МРОВЕЛИ наименование Руисского архиерея Грузинской Православной Церкви, см. в ст. Руисско-Урбнисская епархия село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. 540-549 549-552 ВИКАРИАТСТВО Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия), существовало в 1918-1937 гг. 552-553 553-555 МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) 555-557 МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

Ед. хр. 65. Л. 17, 18. Письмо, рук. 509 …смоковницей, той, которую Христос проклял?! — Мф. 21:19 ; Мк. 11:13-14 . Ед. хр. 65. Л. 22, 23. Письмо, рук. 510 …пропели “Звезду” — “Рождество”… — рождественский тропарь (“Рождество Твое, Христе Боже наш…”). 511 …книжка-некролог о папе — [Писарев H. H.] А. А. Субботин. Казань, 1914. Писарев Николай Николаевич (1876—1920), священник, выпускник Казанской духовной академии, в 1904 г. защитил магистерскую диссертацию “Домашний быт русских Патриархов” (Казань, 1904), затем доцент Академии по кафедре общей древней гражданской истории. 512 Мамин отец… — протоиерей Александр Михайлович Груздев (ум. 1916), служивший в с. Баран Костромской губернии. См.: Красноцветов Г. П. Как была обнаружена переписка И. С. Шмелева с О. А. Бредиус-Субботиной//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 278.  Ед. хр. 65. Л. 27, 28. Письмо, рук. 513 …называла “Поликратом” — имеется в виду правитель о. Самос (умер в 523/522 г. до н. э.), покровитель наук и искусств, был необыкновенно удачлив в жизни.  Ед. хр. 65. Л. 32. Открытка, рук. Ед. хр. 65. Л. 34, 35. Письмо, рук. 514 “На морском берегу” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Родник. 1910. No 3. 515 В сочельник… — 24 декабря/6 января, канун Рождества Христова. 516 …на литургию 6го… — И. С. Шмелев в ответе на письмо высказал предположение, что О. А. Бредиус-Субботина посмотрела Евангелие от Марка с ответом Христа фарисеям о разводе ( Мк. 10:12 ). Ед. хр. 10. Л. 55. Открытка, рук. Ед. хр. 11. Л. 1,2. Письмо, машинопись. 517 “Лик скрытый” — рассказ И. С. Шмелева. Впервые опубликован: Слово, 1919, отд. изд.: Лик скрытый. Рассказы 1915—1916. М., 1917. 518 “Твоя от Твоих” — в Православной Церкви возглас священника, предваряющего освящение даров при совершении литургии. 519 …как у Марии Египетской… — святая VI в. (память 1/14 апреля), согласно житию была блудницей, обратилась в христианство, затем более 40 лет жила в пустыне; в христианской традиции является одним из наиболее ярких примеров аскетизма. 520 Варвара Мученица — святая великомученица (память 4/17 декабря), пострадала в финикийском городе Гелионе около 306 г. 521 …Гаазом… — Федор Петрович (Фридрих-Иосиф) Гааз (1780— 1853), московский врач, занимался благотворительной деятельностью, работал в тюремных больницах. 522 …монографию академик Кони. — А. Ф. Кони Ф. П. Гааз. Биографический очерк. СПб., 1897. 5е изд. М., 1914. Об А. Ф. Кони см. примечание 392 к письму No 84. 523 “Что затуманилась зоренька ясная…” — русская народная песня. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010