– 482 об.); 70) июля 7 – Прокопию юродивому Христа ради Устюжскому (482 об.–489 об.); 71) июля 8 – Явлению чудотворной иконы Казанския Божия Матери (489 об.–500); 72) июля 11 – княгине Ольге (500–505);73) июля 16 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Черсках (505–514 об.); 74) июля 25 – Макарию Желтоводскому и Унженскому (514 об.–521 об.); 75) августа 1 – Происхождению честного и животворящаго Креста, Всемилостивому Спасу и седми братиям Маккавеям (521 об.–530 об.); 76) августа 2 – Василию юродивому Христа ради Московскому (530 об.– 539 об.); 77) августа 3 – Антонию Римлянину (539 об. – 548 об.); 78) августа 30 – Александру Свирскому (557–572); 79) богородичны дневные (572–573); 80) догматики восьми гласов (573–575). 818. Сборник избранных служб , в лист, 379 лл., без начала, полууставом XVI–XVIΙ вв., с разрисованными буквами, от дощатаго переплета уцелела нижняя доска. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 14, 34, 35, 39, 41, 42, 206, 318, 340, 377–379. На полях внизу листов 1–14 приписки: 1) скорописью: «Книга Трефолой от церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что на Устюге отобрана»; 2) полууставом: «А положил сию книгу в дом Рожеству Пречистой Богородици н чудотворцу Афанасию Великому и Кириллу Александрийским и преподобным великим чудотворцем, начальником Соловец монастыря Зосиме и Савватыю Стефан Яковлев сын Панфильева Зварыкин на память своей души и по своих родителех и вы б Бога ради родители наши поминали за упокой кому благоволит Бог у тех церквей служити священнику и диаку, а вас Бог помянет во царствии своем небеснем и устроит вам Бог полезная душам вашим вместо земных небесная и пожаловали б естя сея книги от церквей Божиих от Рождества Пречистыя не отдавали нигде ни продавайте та книга стала домовая Рождества Пречистыя Богородица и Афанаеья Вели и Кирилла и Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватыа началников Соловец монастыря».Начинаетея службою 1-го яяваря, концом последнеи стихиры на «Господи воззвах», оканчивается стихирами из службы 27 января и ирмосамирядовойкатаваеии: «Крест начергав Моисей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 512 году дело дошло в столице до ужасной революции, подвергшей опасности и самую корону; конечно, бунтовали только в защиту находящегося в опасности православия. Дворцы Марина и префекта Платона были разграблены и сожжены. Несколько несчастных монахов-монофизитов пало жертвой народной ярости. Вперемежку с этими ужасами толпа целыми днями распевала в цирке гимны в православном тексте. Уже провозгласили царём Ареовинда, как неожиданно появился в цирке без короны и императорских отличий Анастасий и объявил через герольда о своей готовности отказаться от трона, добавляя, что невозможно правление многоголовой толпы и что необходимо передать правление государством кому-нибудь одному. Безбоязненная речь престарелого монарха подействовала с волшебной силой на толпу: она вновь приветствовала его императором и рассеялась. Немедленно после этого правительство с величайшей энергией восстановило полнейшее спокойствие. Таким настроением западных провинций воспользовался один из генералов. В дунайских провинциях поднял в 514 году знамя восстания Виталиан, уроженец Мизии, человек грубый и честолюбивый. Православное учение было для него так же безразлично, как некогда для Илла. Но, принимая в свою программу защиту Халкидонского собора, он мог быть уверен в симпатиях духовенства и народа европейской части империи. С громадным войском, говорят, в 50 000 «гуннов» двинулся он в 514 году на столицу империи и так напугал императора, что тот вступил в переговоры о мире и дал обещание созвать собор для воссоединения с западными странами. Едва Виталиан отступил, как против него послали полководца Кирилла, но последний был разбит. Страшное поражение понёс и племянник самого императора, Ипатий: большая часть его войска была уничтожена, он сам был взят в плен. Как раньше города Одисс и Анхиал, так теперь попал в руки мятежника Созополь. Даже с моря угрожал Виталиан столице. Император был вынужден выкупить своего племянника, заплатив 5000 фунтов золота и официально признать за Виталианом титул magister militum per Thraciam.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

500-503 КОМГАЛЛ († 602), св. (пам. зап. 10 мая), основатель монастыря (церковного поселения) Беннхор (ныне Бангор, графство Даун, Сев. Ирландия) 503-507 КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки 507-514 КОМЕЧ Алексей Ильич (8.08. 1936 - 28.02. 2007), искусствовед, историк архитектуры, знаток и защитник отечественного культурного наследия, прежде всего архитектурных памятников и градостроительного облика Москвы 514-515 515-520 КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ (Постоянная Центральная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, орган советской власти, ответственный за взаимоотношения с религ. орг-циями в 1929-1938 гг. 520-526 КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРОЙ МОСКВЫ («Старая Москва»), краеведческое об-во, общественная орг-ция, основная цель которой - изучение и сохранение исторического наследия Москвы и Московского края 526-533 КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. 533-542 КОМИТ военная и гражданская должность в Римской империи, а затем - в Византии; букв. значение - «спутник, компаньон» КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель 542-543 543-544 КОММЕНДА в католической Церкви разновидность церковного бенефиция , временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу 544-545 КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов 545-548 548-554 КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви КОМОРЫ [Коморские Острова, Союз Коморских Островов (СКО), гос-во близ вост. побережья Африки, расположенное в Индийском океане, в сев. части Мозамбикского прол., между Мадагаскаром и Мозамбиком

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

В V-VI вв. сложился институт апостольских викариев - полномочных представителей папы Римского в определенных регионах. Вероятно, при папе Римском Дамасе I (366-384) или скорее при Иннокентии I (401-417) епископы Фессалоники стали пользоваться привилегиями полномочных представителей папы Римского в Вост. Иллирике, несмотря на то что административно эти земли относились к Вост. Римской империи. Епископы Фессалоники оставались папскими викариями до перехода Балкан под юрисдикцию К-польских патриархов (733). В Галлии с 417 г. представителями папы Римского были епископы Арелата (ныне Арль). Их привилегированный статус на протяжении V в. неоднократно оспаривали епископы Массилии (ныне Марсель), Нарбоны (ныне Нарбон) и Вьенны (ныне Вьен). В 514 г. папа Симмах (498-514) закрепил статус папского викария в Галлии за свт. Кесарием Арелатским; его преемники пользовались этими привилегиями до кон. VIII в. Папские викарии назначались также в Испанию (во 2-й пол. V - нач. VI в.) и на Сицилию (в кон. VI - нач. VII в.), причем эти должности не были сопряжены с определенной епископской кафедрой. Так, 1-м викарием на Сицилию свт. Григорий I Великий назначил рим. субдиак. Петра, получившего полномочия ежегодно созывать (в Сиракузах или Катане (ныне Катания)) церковные Соборы и разрешать любые возникающие конфликты ( Rennie. 2013. P. 41-55). С сер. V в. в источниках упоминаются представители папы Римского при имп. дворе в К-поле; такая должность обычно называлась греч. словом апокрисиарий . Одним из первых известных папских апокрисиариев в К-поле был еп. Косский Иулиан (упом. между 448 и 457), который также был представителем папы Римского свт. Льва I Великого на Вселенском IV Соборе (451). Судя по сохранившейся переписке Льва I Великого, еп. Иулиан выступал как представитель папы Римского в различных церковных (как догматических, так и дисциплинарных), а также светских вопросах. Должность апокрисиария в К-поле имела большое политическое значение; в VI-VII вв. не менее 7 чел., исполнявших ее, были затем избраны на Папский престол: Феликс IV (III) (526-530), Вигилий (537-555), Пелагий I (556-561), свт. Григорий I Великий (590-604), Сабиниан (604-606), Бонифаций III (февр.-нояб. 607), св. Мартин I (649-655). Должность постоянных представителей папы Римского в К-поле существовала до 1-й пол. VIII в.; ее исчезновение связано, возможно, с распространением в Византийской империи иконоборчества ( Chevailler, Genin. 1968. P. 408). Впосл. папы направляли к императорскому двору нерегулярные и сравнительно краткосрочные посольства, как правило, связанные с конкретными вопросами. В VIII-IX вв. апокрисиариями иногда называли папских послов ко дворам франк. правителей из династий Меровингов и Каролингов ( Rennie. 2013. P. 63-64).

http://pravenc.ru/text/2463343.html

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения 495-496 496-497 497-498 «ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 янв.), одна из чудотворных икон Хиландарского мон-ря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресв. Богородицы во храм 498-499 ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 499-500 500-502 502-503 ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного 503-505 ВРДНИК жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 505-506 506-507 507-510 510-514 514-516 516-517 517-530 530-531 ВРОНТИСИУ действующий муж. мон-рь, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии К-польского Патриархата 531-532 532-533 533-535 ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви 535-536 536-537 537-538 ВСЕВОЛОД Иванович Потёминский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 6 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВСЕВОЛОД Васильевич Смирнов (1874-1937), прот. сщмч., (пам. 31 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 538-539 ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) 539-543 ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) 543-550 550-552 552-557 557-558 558-560 ВСЕЕДИНСТВО религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин

http://pravenc.ru/vol/ix.html

28 августа 1876 г. скончался его благодетель митрополит Арсений, с которым Преосвященный «мирно и благополучно прожил одиннадцать лет с небольшим» т. VIII, с. 361]. С перемещенным из Твери новым архиепископом Филофеем, замкнутым аскетом-подвижником, у епископа Порфирия установились весьма натянутые отношения. Справедливости ради надо отметить, что определенная доля вины в этом ложится и на самого Преосвященного Порфирия, прямота и независимость характера которого наживали ему немало недоброжелателей. По его собственным словам, он имел порой «ошибки» и с обер-прокурором Синода, и с митрополитом Петербургским, и с другими высокопоставленными лицами. Неудивительно, что при таких обстоятельствах через полтора года после кончины митрополита Киевского Арсения последовало перемещение епископа Порфирия из Киева в Москву. Согласно определению Синода, в 1877 г. епископ Порфирий был назначен членом Московской Синодальной конторы сверх штата, и его управлению был вверен ставропигиальный Новоспасский монастырь. С большой неохотой и сожалением оставил он так полюбившийся ему Киев. «В Москве я не на своем месте, – признавался Преосвященный уже после шестилетнего пребывания в ней. – Мелочные дела в Синодальной конторе не занимают меня... Типография от меня далеко, да и печатают книги медленно и плохо. Рисовальщики и фотолитографы вперед берут от меня деньги, а работают... спустя рукава свои. Знакомых у меня нет» [там же, с. 514]. Такое нерадостное положение личных дел побуждало епископа Порфирия искать более подходящее местожительство. В 1882 г. он просился на Херсонскую кафедру в Одессу или в Житомир, в 1883 г. – снова в Киев на место Чигиринского епископа или в Киево-Михайловский монастырь, наконец, в Александро-Невскую Лавру или в Киевский Феофаниевский скит на покой, но ни одно из этих пожеланий Преосвященного не было удовлетворено, а на многие просьбы, обращенные к митрополитам, он не удостоился даже получить ответа т. VIII, с. 514–516]. В последние годы жизни он стремился завершить разработку своих научных материалов, но их обилие превышало физические возможности старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 471-472 ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 1868-1937), игум., прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 472-473 473-474 474-477 ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви 477-478 478-479 479-481 ПАНТЕЛЕИМОН (Романовский Павел Михайлович; 1952-2019), архиеп. бывш. Кировоградский и Новомиргородский 482-485 ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 485-486 486-487 487-488 488-489 ПАНТЕН († нач. III в.), св. (пам. зап. 7 июля; пам. копт. 22 июня), христ. богослов, миссионер, глава Александрийской богословской школы Богословские школы древней Церкви 489-490 490-491 491-500 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры 500-504 ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны 504-506 506-507 ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время 507-509 ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата 509-510 ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) 510-511 511-514 514-515 ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии 515-518 518-519 ПАПИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские

http://pravenc.ru/vol/liv.html

1864. 54. С. 513 – 514. 34 Соколов С. Воспоминание о затворнике Саровской пустыни отце Серафиме//Духовная беседа. 1864. 54. С. 514 –515. 35 Отставной генерал-майор, полный кавалер орденов россейских граф Василий Сергеевич Шереметев (правильное написание фамилии нижегородских помещиков) приобрел имения в нижегородских землях в начале XIX века. Известно, что сподвижник М. И Кутузова, участник всех русско-турецких войн, которые вела Екатерина , уйдя в отставку, поселился в Нижегородской губернии, в селе Богородск. У Шереметева было четверо сыновей. Старший Сергей прославился в Отечественной войне 1812 года. Он получил рану, которая, по словам адъютанта генерала Барклая-де-Толли, могла украсить любого русского офицера. В свите Императора Александра I он въехал в побежденный Париж. Был награжден золотым оружием за храбрость и мужество. С. Шереметев 14 декабря 1825 года сделал первый выстрел по восставшим декабристам. Правда, в их числе находился его младший брат Николай, впоследствии осужденный и сосланный на Кавказ. Добившись от императора прошения, Николай все же вернулся на Нижегородчину, однако отец не принял его, отправив в маленькую деревеньку о 157 душах – Балахну, где он жил в одиночестве, занимаясь псовой охотой. Судьба третьего сына Шереметева, Василия, трагична: он был убит на дуэли из-за балерины Татьяны Истоминой. О четвертом сыне. Петре Васильевиче Шереметеве, известно лишь то, что он был полковником царской армии, имел сына Василия и трех дочерей. После смерти отца вся земля перешла его старшему сыну. Сергею Шереметеву. Требуется разыскания, чтобы внести ясность в домонашескую судьбу о. Гурия и в его жизнь у Шереметевых. 36 В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» рассказ А. П. Еропкиной приводится с очевидными хронологическими ошибками. Получается, что приехала к преподобному Серафиму неутешная вдова после 12 мая (день похорон мужа), а уехала 17 марта. Затем, пробыв около 2-х месяцев дома, в Петров пост снова была в Сарове. Ясно, что речь идет не о мае, а о марте месяце.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Затем представлена собственно пасхалия - таблица для вычисления даты христ. Пасхи на 513-626 гг., состоящая из 6 лунно-солнечных циклов (по 19 лет). 1-й цикл представляет собой перевод с греческого последнего цикла 95-летней пасхалии свт. Кирилла Александрийского (на 437-531), а помещенная далее 95-летняя таблица составлена самим Д. М. на основе тех же пасхалистических правил. Начиная свою таблицу, Д. М. отказывается продолжать использовавшуюся в александрийских пасхалиях эру Диоклетиана и заявляет: «Начиная с 248 года этого более тирана, нежели принцепса, мы не желаем связывать с нашими циклами память о нечестивом гонителе, но скорее предпочитаем обозначать времена лет от воплощения Господа нашего Иисуса Христа, дабы тем самым очевиднее стало начало надежды нашей и яснее воссияла причина человеческого спасения (reparatio) - страдание Искупителя нашего» (PL. 67. Col. 20). Т. о., Д. М. ввел новую хронологическую шкалу, начало отсчета к-рой ныне принято называть 1 г. по Р. Х. Вслед за таблицей даны разъяснения принципов александрийской пасхалии - «Argumenta Paschalia» (Пасхальные аргументы - PL. 67. Col. 497-514). К трактату Д. М. счел необходимым приложить выполненный им ранее перевод послания патриарха Протерия Александрийского к папе св. Льву Великому по поводу даты Пасхи (Epistola paschalis Proterii Alexandrini ad Leonem//PL. 67. Col. 507-514). Уже после составления трактата написано послание Д. М. к секретарям папской канцелярии примицерию Бонифацию и секундицерию Бону (Epistola paschalis ad Bonifacium primicerium et Bonum secundicerium//PL. 67. Col. 23-28), где разъясняются нек-рые частные вопросы. Благодаря трудам Д. М. александрийская пасхалия, представленная как пасхалия «318 отцов Никейского Собора», получила признание Римской Церкви. Этому предшествовал 2-вековой период изолированного развития пасхалистики на западе Римской империи, где с кон. III в. господствовал 84-летний тип пасхалии, развившийся из 8-летнего лунно-солнечного цикла, и на востоке, где примерно с того же времени получил распространение более точный пасхальный цикл, основанный на 19-летнем лунно-солнечном цикле.

http://pravenc.ru/text/178471.html

И отдельно Друж. 30 л. 43 об. XIX в. 43) л. 468 об. Слово на память преподобных отец наших Зосимы и Савата Соловецких чудотворцев. (Текст) Праведницы во веки живут. Нач.: Якоже на тверди небесной два светила великая солнце и луна. В. Л. 283; С; и отдельно Друж. 30 л. 46 об. XIX в.; здесь названо: Похвала преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и приписано А. Денисову. 44) л. 478 об. На рождество великого во пророцех Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Слово торжественное сочиненное символически. Стих. Подобает Иоанну благоухание: подобает Крестителю пение и красота. Нач.: Настоит десь великого во пророцех Иоанна торжество. Единственный список. 45) л. 498. Месяца июля в 20 день. Святому и славному пророку Илия. (Текст) Взят бысть Илия вихром яко на небо. Четвертых Царств, глава II. Нач.: Что днесь шум празднующих бывает, о всечестное постническое собрате. В. л. 264. 46) л. 512. Слово благодарное, егда из Нова Града от заключения свободней Симеон Д(ионисиевич) за усердныя молитвы к Богу и попечение общебратственное а наипаче за неусыпный труд и стараше Андрея Д(ионисиевича) и просить и молить присоединить его общебратскому стаду. Нач.: Предивного отеческого о Христе сосословия. Кроме этого, мы имели в нашем распоряжении следующие Торжественники: 2) Библиотеки Имп. Академии Наук Сев. 514 (АК.) 7 3) Нашей библиотеки 385 (Д. V). 4) Тоже 2 (Д. 1). 5) Тоже 301 (Д. III). 6) Тоже 384 (Д. IV). 7) Тоже 300 (Д. II). 8) Библиотеки И. А. Вахромеева 51 (В). 9) Выписку из оглавления Торжественника, принадлежащего отцу А. Степановичу живущему на Двине (С). 10) Выписку из оглавления Торжественника, принадлежащего одному молитвенному дому в Ярославле (Я). Приведем здесь краткое описание этих торжественников. Библиотеки Имп. Академии Наук из приобретений В. И. Срезневского , Сев. 514, в 4°, писан старым Поморским скорописным почерком разных рук начала XVIII в. В нем 45 отеческих слов и одно, с л. 295, С. Денисова: Слово воспоминательное о святых чудотворцах в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чудесах их. Нач.: Якоже сам пресущественный 8 . Слова расположены в минейном порядке. Торжественник этот по указанию В. И. Срезневского , находился ранее в библиотеке Выговской пустыни. Обозначаем этот Торжественник литерами АК.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010