С 1882 года общество стало раздавать своим бедным зимой 20 сажен дров, жертвуемых в распоряжение общества городской думой. Заканчивая третий годичный отчет, за 1867–68 год, попечители заявили от имени общества, что общество, не оставляя на будущее время вспоможения бедным посредством ежемесячных и единовременных пособий, приступает к учреждению приюта для престарелых бедных женщин, надеясь впоследствии открыть приют и для бедных детей. Приют для старух или, как он впоследствии стал называться богадельня, открыт был в 1868 году, в память исполнившегося в тот год столетия Владимирской церкви. Приют нашел кров в одном из помещений старого церковного дома, с платой за квартиру от общества. Призреваемых было в первые годы до 15 старух, в 1873 году 18, несколько лет спустя 19, а с 1880 года, когда общество обзавелось собственным домом, число призреваемых сразу возросло до 29. В 1882 году их было 30, в 1883 – 33, в 1885 – 34, в следующий год это число возросло до 36. Призреваемые получали, кроме квартиры, кровать с постельными принадлежностями, три перемены белья, три перемены «комнатного платья» и стол, из обеда и ужина. Недолго спустя, общество открыло бесплатные квартиры для бедных вдов, обремененных детьми. В этих квартирах помещалось в 1873 году девять женщин с пятнадцатью детьми, в 1874 – десять с семнадцатью, в 1875 – восемь с тринадцатью, в 1876 – семь с десятью. Это последнее число вошло и в собственный дом общества в 1880 году. С 1874 года вдовы жили в двух квартирах, большая часть в нанимаемой специально для них за 35 рублей в месяц, другие же в детском дневном приюте, основанном к тому времени. Им были выдаваемы от общества единовременные пособия, на пропитание они на первых порах должны были зарабатывать сами. В 1880 году они, наравне со старухами, получали уже от общества и стол. Число их у общества не увеличивалось, а скорее уменьшалось: в 1881, 1883 и 1884 году на попечении общества было семь вдов с девятью детьми, в 1886 и 1888 году шесть с шестью. Детский дневной приют был открыт, с благословения митрополита Исидора, 24 января 1873 года, на 30 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Толкования Посланий Иоанна Экумений (1000); Феофилакт (1071); Лютер; Кальвин; Буллингер; Люке (3–е изд. 1856); Де Bette (1837; 5–е издание под редакцией Брюкнера, 1863); Неандер (1851, англ. перевод миссис Конант, 1852); Дюстердик (1852 — 1856, 2 т.); Гутер (Meyer, Сот., 1855, 4–е изд. 1880); Ф. Д. Морис (1857); Эбрард (в Olshausen, Сою., 1859; перев. У Б. Поупа, Edinb. 1860); Эвальд (1861); Браун (Lange, Сот., 1865; англ. издание под редакцией Момберта, 1867); Кендлиш (1866); Эрих Гаупт (1869; англ. перевод У. Б. Поупа, Edinb., 1879); Р. Рот (посмертное издание под редакцией К. Мюльхаузера, 1879); У. Б. Поуп (Schaff, Pop. Com., 1883); Уэсткотт (1883). Толкования на Апокалипсис Иоанна Буллингер (1535; 6–е изд. 1604); Гроций(1644); й. Меде (Jos. Mede, Clavis Apocalyptica, 1682); Боссуэт (католик, 1689); Витринга (1719); Бенгель (1740, 1746 и новое издание, 1834); Гердер (1779); Эйхгорн (1791); Эллиотт (Е. P. Elliott, Horœ Apocalypticœ, or, a Com. on the Apoc, 5th ed., Lond., 1862, 4 т.); Люке (1852); Эвальд (1828 и 1862); Цюллиг (1834 и 1840); Мозес Стюарт (1845, 2 т.); Де Bette (1848; 3–е изд. 1862); Олфорд (3–е изд. 1866); Хенгстенберг (1849 и 1861); Эбрард (1853); Оверлеи (Auberlen, Der Prophet Daniel und die Offenbarung Johannis, 1854; англ. перевод Ад. Сафир, 1856; 2–е нем. изд. 1857); Дюстердик (1859, 3–е изд. 1877); Блик (1820 и 1862); Лютхардт (1861); Фолькмар (1862); Кинлен (1870); Ланге (1871; сильно дополненное американское издание по редакцией Крэйвена, 1874); Каульс(1871); Гебхардт (Gebhardt, Der Lehrbegriff der Apocalypse, 1873; The Doctrine of the Apocalypse, 1878, англ. перевод Дж. Джефферсона); Клифот (1874); Ли (1882); Миллиган (Schaff, Internat. Com., 1883, а также Lectures on the Revel., 1886); Спитта (1889). Вёльтер (1882) и Вишер (1886) отрицают внутреннее единство Апокалипсиса. Вишер считает, что это иудейский апокалипсис, переработанный христианином. Но предостережение в Отк. 22:18–19 опровергает эту гипотезу.   § 41. Жизнь и личность Иоанна Миссия Иоанна

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

—56— водами Нила, то оно прилагает все старания к тому, чтобы сфотографировать, пока еще не поздно, памятники и укрепить их в местности еще только угрожаемой 1705 . К 1913 г. важнейшие работы в этом направлении, производившиеся под руководством Масперо и Барсанти целым рядом французских, немецких и английских ученых, были уже закончены (См. Les temples immergés de la Nubie. Rapports relatifs à la consolidation des temples par G. Maspero. Le-Caire). Представители французских ученых учреждений также деятельно производят археологические изыскания на почве древнего Египта. Так, Institut français d’archéologie orientale ведет систематические раскопки в Абу Роаше, в Бауи (в Верхнем Египте), где Жан Кледа (Clédat) открыл развалины древнего коптского монастыря с замечательными фресками, в Эль-Катта (в Дельте) 1706 и т. д. Французской школой в Афинах командированы были Жугэ (Jouguet) и Лефевр (Lefebvre). На средства Музея Гиме (Musée Guimet) французский ученый Gayet производил разведки в 1896–1905 г.г. в древней Антиное, некогда великолепном городе, основанном Адрианом на месте египетского города Беса и названном по имени императорского любимца Антиноя 1707 . Успехи французских раскопок в Египте 1708 возбудили —57— соревнование нации, которая никогда не отставала от других на поприще исследования Востока. Англичане вспомнили, что они до сих пор почти совершенно не принимали участия в археологических изысканиях на почве древнего Египта, что их представитель египтологии Самюэль Берч ни разу даже не был в этой стран 1709 . И вот, весной 1883 г. в Лондоне основывается общество Egypt Exploration Fund, издающее с 1892 г. ежегодные отчеты (Archaeological Reports) о раскопках в долине Нила. Общество вначале сосредоточило свою деятельность на области Дельты, а впоследствии перенесло ее в другие части Египта. Из археологов, производящих археологические изыскания по поручению Egypt Exploration Fund, особенно выдаются англичане Флиндерс Петри и Холл (H. R. Hall), швейцарец Навил и др. Вильям Мэтью Флиндерс Петри (Flinders Petrie) родился 3 июня 1853 г. в Чарлтоне близ Лондона; матерью его была дочь известного исследователя Австралии капитана Мэтью Флиндерса. В 1880–1882 гг. совершил свое первое путешествие по Египту, где ему удалось, между прочим, открыть греческий город Навкратиду. Возникшее в 1883 г. общество Egypt Exploration Fund поручило ему в 1885 и последующих годах руководить раскопками в Египте. Но через несколько лет, не поладив с этим обществом, он вышел из его состава и организовал другое общество: Egyptian Researches Account. С тех пор Петри ведет систематические раскопки в самых различных пунктах Египта: я перечисляю их ниже в хронологическом порядке (годы в скобках отмечают время появление отчетов о раскопках): Гизе (1883), Танис (I, 1885; II, 1887), Навкратида (I, 1886), Гавара (1889), Кахун (1890), Иллахун (1891), Медум (1892), Телль эль-Амарна (1895), Копт (1896), Негадэ (1896), Фивы (1897), Дешаше

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Того же числа Типография сообщила Прокурору, что «без предварительного одобрения духовной цензурой оригинала описания в рукописи не может печатать оного листами, как о том ходатайствуют гг. составители описания»; 2) что шрифтов, которыми печаталось Описание, «в настоящее время нет, а имеются близко к ним подходящие», и что на отливку совершенно такого же шрифта «потребуется времени до шести месяцев со дни заказа» 10 . Особая книга, о которой просил Павлов, заведена 21 Октября 1880 г. и по ней Павлов получил в этом году греч. кодексы на 149, 150, 276, 445, 453, 475, 477, 33; в 1881 г. гречч. 445, 453, 276, 397, 460, 314, 445; в 1883 г. гречч. 445, 467, 432, 314, 363, 453, 476, 477, 455; в 1884 г. гречч. 445, 467; в 1885 г. гречч. 445, 453, 476, 477; в 1887 г. гречч. 276, 363, 150; в 1888 г. греч. 149, 475, и в 1889 г. греч. 467: из Слав. рукописей тем же учёным взяты в 1880 г. 155, в 1881 г. 525, 683, 668, 821; в 1883 124, 466, 559, 738, 850, 183, 791, 927, 853, 703, 562 (2 раза). 759, 195, 189 и в 1885 г. 524, 525, а всего за 5 лет 21 рукопись. За Ключевским не значится ни одной рукописи, да и Павлов, судя по тому, что брились главным образом греч. кодексы, а, из славянских такие, которые трактуют о тайнах (в том числе о браке), пользовался памятниками не столько для порученного ему описания, сколько для изготовления диссертации о 50-й главе Кормчей. Как-бы то ни было, единственным результатом, к которому привела инициатива м. Макария, оказалось исчезновение из состава библиотечного имущества указателей, сличений и черновиков Описания, которые были собраны заботливой рукой Горского, раньше хранились за печатями и взяты продолжателями дела ГП. под собственноручные расписки. Трудно придумать более прискорбный конец не только для «гражданского подвига», но и для самого обыденного предприятия! Выходящая ныне книга с описанием третьего (по плану ГН.) и самого обширного отдела рукописей Патриаршей Библиотеки, богослужебного, содержит 144 кодекса за 433–576 включ. и заканчивает вполне этот отдел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

I. Иван Саввич Пальмов , рязан. уроженец (1880 – год окончания академического курса), с 1904 г. – доктор церковной истории, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор, член Академии наук. II. Платон Николаевич Жукович, литовск. (1881), с 1901 г. – доктор церковной истории, сверхштатный заслуженный ординарный профессор. III. Феофан Алексеевич Тихомиров , новгор. (1883), с 1891 г. – экстраординарный профессор, в 1894 г. оставил службу при академии, даровитый преподаватель, страдал косноязычием: этот недостаток побудил его оставить академическую службу. IV. Александр Александрович Бронзов , новгор. (1883), с 1901 г. – доктор богословия, ныне сверхштатный заслуженный ординарный профессор. V. Архимандрит Михаил (Грибановский) , тамбов. (1884), магистр 1888 г., инспектор (см. выше). VI. Александр Павлович Высокоостровский, новгор. (1885), даровитый преподаватель, долго, около 13-ти лет, как не имевший степени магистра, был и. д. доцента; с 1909 г. – секретарь совета. VII. Протоиерей Тимофей Александрович Налимов, петрогр. (1886), магистр 1890 г., в 1896 г. – экстраординарный профессор, с 1906 г. – в отставке; в 1909 г. был избран баллотировкой совета в ректоры Петроградской академии, но не получил утверждения. VIII. Протоиерей Евгений Петрович Аквилонов, тамбов. (1886), с 1905 г. – доктор богословия, ординарный профессор, скончался протопресвитером военного духовенства. IX. Виталий Степанович Серебреников , вятск. (1886), с 1909 г. – доктор богословия и ординарный профессор, ныне заслуженный ординарный профессор. X. Николай Константинович Никольский , петрогр. (1887), с 1899 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор, член Академии наук; в 1906 г. оставил службу при академии. XI. Петр Семенович Смирнов, рязан. (1887); с 1909 г. – доктор церковной истории и ординарный профессор. XII. Николай Никанорович Глубоковский , вологод. (1889), питомец Московской академии; с 1898 г. – доктор богословия и ординарный профессор, член-корреспондент Академии наук. XIII. Протоиерей Михаил Иванович Орлов, новгор. (1889), с 1908 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XIV. Протоиерей Александр Петрович Рождественский, псков. (1890), с 1911 г. – доктор богословия и ординарный профессор. XV. Димитрий Павлович Миртов, рязан. (1891), с 1915 г. – доктор богословия и ординарный профессор. Достойно примечания время окончания всеми этими почтенными, ныне старейшими профессорами 440 , академического курса – в десятилетие от 1880 до 1890 г. Не сказалось ли здесь несколько действие прежней, не совсем еще выдохшейся, закваски?.. Просим читателей обратить внимание на отмеченное (год, указанный в скобках) время окончания поименованными лицами академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

С 1870 г. М. совмещал службу в Академии с работой в Московском археологическом об-ве - сначала в качестве члена-корреспондента (с 26 апр. 1870), а позже в званиях действительного члена, товарища секретаря (1873) и с 1883 г.- секретаря об-ва (Там же. Оп. 4. Д. 5119. Л. 12 об., 35 об.- 36). По этой причине он переехал в Москву. Как преподавателя церковной археологии МДА М. систематически направляли на всероссийские археологические съезды, однако из-за слабости здоровья ему удалось посетить лишь съезды в Москве, С.-Петербурге, Казани (1877; Там же. Л. 15-16) и в Тифлисе (1881; РГБ НИОР. Ф. 172. К. 26. Ед. хр. 15). В 1885 г. М. издал монографию «Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви» и подал ее в совет Академии на соискание докторской степени. Рецензент работы А. П. Лебедев оценил сочинение очень высоко и признал автора достойным этой степени, с чем согласился и совет (РГБ НИОР. Ф. 172. К. 30. Ед. хр. 13). Вслед за этим совет МДА ходатайствовал перед Синодом о присвоении М. звания ординарного профессора. Указом императора от 7 янв. 1886 г. М. был утвержден в звании со дня избрания советом академии - с 18 нояб. 1885 г. (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5119. Л. 46-47). За время преподавания в МДА М. неоднократно представлялся академическим начальством к гос. чинам (в 1876 - коллежского советника со старшинством, в 1880 - статского советника) и наградам (орденам св. Станислава 3-й степени (1877), св. Анны 3-й степени (1880) и св. Станислава 2-й степени (1883)) (Там же. Л. 28-36). Принимая во внимание научные достижения М., его избирали своим членом различные орг-ции и об-ва: в 1872 г.- Московское ОЛДП; в 1876 г.- этнографический отдел Императорского об-ва естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском ун-те; в 1882 г.- Русское археологическое об-во в С.-Петербурге (Там же). От природы М. обладал слабым здоровьем и «нервно-золотушным телосложением», из-за чего, вероятно, так и не женился (Там же. Л. 9-9 об.). Последние полтора года жизни он тяжело болел и находился в «крайне дурном расположении духа» ( Мансветов И. Д. Письмо И. В. Помяловскому от 20.10.1884//РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Д. 987. Л. 35), что несколько ослабило интенсивность его научных занятий. В окт. 1885 г. по совету врачей М. отправился на 4 месяца в Ялту (РГБ НИОР. Ф. 172. К. 30. Ед. хр. 17). Однако ялтинская промозглая погода не благоприятствовала выздоровлению, и вскоре он скончался от воспаления легких (Там же. Ед. хр. 18). Отпевание было совершено в Ялте, а 23 дек. 1885 г. тело М. доставили в Москву. Погребен на московском Новодевичьем кладбище. Научное наследие

http://pravenc.ru/text/2561854.html

По Грузинскому церковному казначейству к 1884 году оставалось: наличными деньгами 4032 руб. 85½ коп. и 263 билета кредитных установлений на 284284 руб. 26½ коп., итого 288317 руб. 12 коп.; в 1884 году поступило: наличными деньгами 141522 руб. 13 коп. и 56 билетов кредитных установлений на 632068 руб., итого 773590 руб. 13 коп.; в 1884 году израсходовано: наличными деньгами 142629 руб. 19 1 /, коп. и 234 билета на 622868 руб., итого 765497 руб. 19½ коп.; затем к 1885 г. осталось наличными деньгами 2925 руб. 79 к, и 85 билетов на 293484 руб. 26½ коп., итого 286410 руб. 5½ коп. По Имеретинскому церковному казначейству отчетность также сделала некоторые успехи, но малые. Так, составлены экономические отчеты за 1865, 1881, 1882 и 1883 годы; но и доселе остаются несоставленными отчеты за 1858, 1859, 1866 и 1880 годы. По делу о растрат из оного 12000 рублей бывшим казначеем Имеретинского церковного казначейства, протоиереем Иоанном Гамрекеловым, следствие, сколько мне известно, окончено и составляется обвинительный акт. По Гурийскому церковному казначейству, в отчетном году, представлены отчеты за 1879, 1880, 1881 и 1882 годы. О скорейшем доставлении отчета за 1883 год Синодальною Конторою предписано преосвященному Александру, управляющему Гурийскою епархиею. 5) Канцелярия Экзарха Грузии состояла, кроме правителя оной, из 2-х его помощников, архивариуса (он же и журналист), казначея и 4-х писцов. Делопроизводство в канцелярии собственно административное. В ней производились дела: по определению на должности священно-и-церковнослужителей и в монастыри монашествующих собственно в Грузинской епархии, и по перемещению их; по разрешению постройки и ремонта церквей и церковных зданий; по открытию и закрытию приходов; по возбуждению преследования против священно-и-церковнослужителей за проступки и по награждению заслуженных; по назначению благочинных и старост церковных и представлению последних к наградам; по разрешению вступления в брак лиц в исключительных случаях; по присоединению к православию лиц иноверных и сектантов; по удовлетворению причтов от прихожан содержанием, по разрешению погребений в оградах церковных и в храмах; по отпускам священнослужителей из их приходов. Чрез экзаршескую же канцелярию Экзарх чинил все свои пастырские распоряжения по епархии и начальственные по делам духовно-учебных заведений, сносился с гражданскими властями и подчиненными ему епископами по делам церкви и духовенства и с местным цензурным комитетом по делам цензурным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

6) К этому же разряду В. В. Болотов относит из напечатанного в «Христианском Чтении»: 1) «Троякое понимание учения Оригена о Св. Троице» (Речь перед публичной защитой магистерской диссертации). 1880. Т. I. 1–2. С. 68–76. 2) «Немецкая богословская литература. (Библиографические замет-; ки)». (Рефераты о 15-и книгах: Гольстена, Липсиуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса, Бахмана, Гергенрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Михелиса, Лаурина, Зома и Дикгофа). 1881. Т. II. 9–10. С. 514–574. 501 1 .3. «К истории внешнего состояния Константинопольской церкви под игом турецким». 1882. Т. I. 1–2. С. 138–172; Т. И. 9–10. С. 353–384. 1 .4. «Иностранная богословская литература. (Библиографические заметки)». (О 12-и книгах: Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзе-ке, Рисселя; Копаллика, Гуйлью, Грегоровиуса, Марра [Marrast], Гавэ). 1882. И. 11–12. С. 796–835; 502 1883. Т. I. 5–6. С. 778–817. 503 III) Оригинальные труды с серьезным, по его собственной оценке, научным знанием относятся частью А) специально к истории восточных негреческих Церквей. Таковы прежде всего его: а) этюды из церковной истории Египта. 1) «Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе». (Перевод с коптского «Похвального слова Макарию, епископу города Ткоу» и «Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»)//Христианское Чтение. 1884. Т. И. 11–12. С. 581–625; 1885. Т. I. 1–2. С. 9–94; то же в сборнике «Сердечный привет» в память пятидесятилетия служения митр. Исидора в архиерейском сане. СПб., 1884. С. 169–299. В отдельных оттисках: выпуск первый (131 стр.). b) «Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского». С экскурсом «А. Ignatiana у коптов» в конце («Примечания. Церковно-исторические очерки и наброски»); другой набросок Б, который должен был содержать очерк истории города Пемдже (Оксиринха), не появлялся//Христианское Чтение. 1886. Т. I. 3–4. С. 334–377. В отдельных оттисках:: выпуск второй (С. 133–177). – Общее заглавие для первого и второго; выпусков: «Из церковной истории Египта. По Revue egyptologique, pube sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Reviollout. 1880. P. 187-; 189; 1881. P. 21–25; 1883. P. 17–25,27–33». [«Ревилью и его издания»].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Pädagogik, 1 Th., 3 Aufl., Hannover, 1876. В виде монографий излагается историко-педагогический материал в сочинениях Раумера – Geschichte d. Pädagogik, I-IV B., 2 Ausq., Stutgart, 1854, и Кельнера – Erziehungsgeschichte in Skizzen und Bildern, 1–3 Lief., 2 Aufl., Essen, 1869–70. В частности история немецкой педагогики изложена в соч. Geschichte d. deutsch. Päd. von Wittstock, Leipz., 1866. А истории педагогики Нидергезетца – Geschichte d. Päd. Wien, 1880, обращено особенное внимание на народные школы Австрии. Хорошими конспектами по истории педагогики могут служить очерки Миллера – Kurzer Abriss d.Geschichte d. Päd., Gottbus, 1881, и Шульце – Grundriss d. Volksschul – Pädagogik, 1 Th., 2 Aufl., Rheydt, 1880. По общей педагогике лучшие сочинения принадлежат: Циллеру – Vorlesungen über allgemeine Pädagogik, 2 Aufl., Leipz., 1884, Вайтцу – Allgemeine Pädagogik, Braunschweig, 1852, Цeцшbumцy(Zezschwimz) – Lehrbuch der Pädagogik, Leipz., 1882, Бэлю (Böhl) – Allgemeine Pädagogik, Wein, 1872 (материал расположен по возрастам питомца), Якоби – Allgemeine Pädagogik auf Grund christlichen Ethik, Gotha, 1883, и Керну – Grundriss der Pädagogik, Berlin, 1873. Педагогики Циллера и Керна составлены на основании психолого-педагогической системы Гербарта (педагогическое сочинение его – Allgemeine Pädagogik, Gottingen, 1806); а так как последняя довольно трудна, то для уяснения ее недавно написана Die wissenschaftliche Pädagogik in ihren Grundlehren gemeinverständlich dargestellt und durch Beispiele erläutert, von Frohlich, Gerkönte Preisschrift, Wein u. Leipz., 1883. Пишет в настоящее время объемистую и ценную по содержанию общую педагогику Шульц, и скоро, надеемся, издаст ее 52 . Порядочна и педагогика Пальмера – Evangelische Pädagogik, 3 Aufl., Stuttgart, 1862, но слишком проникнута клерикальным направлением. Весьма подробно обозревает принципиальные педагогические вопросы Грефе, но педагогика его – Allgemeine Pädagogik, 1 u. 2 B., Leipz., 1875, несколько устарела. К этому разряду отнесем и Fundamentallehre (Fundamentale Lehre?) der Pädagogik oder Begründung derselben zur einer strengen Wissenschaft von Braubach, Giessen, 1841; Ueber Grundzüge der Erziehungslehre von Baur, Giessen, 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Акишин С.Ю., диак. А.В. Щепёткин. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А.А. Дмитриевского в Казанской духовной академии Обзор содержания ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 135, 152, 154 Лекционные курсы казанского периода жизни А.А. Дмитриевского сосредоточены в нескольких архивных делах фонда ученого среди лекций, относящихся к более позднему, киевскому периоду: дела 135, 152, 154, 196 и 197, хранящиеся в ф. 253 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. При систематизации в 30-е гг. XX в. В. Н. Бенешевичем фонда Алексея Афанасьевича лекции были перемешаны и рассредоточены по разным архивным единицам. Поэтому при определении принадлежности того или иного фрагмента определенным лекционным курсам мы руководствовались, во-первых, учебной программой, во-вторых, датировкой бумаги, в-третьих признаками в самих лекциях и ссылками на научную литературу. А.А. Дмитриевский читал лекции в казанской академии с ноября 1882 по февраль 1884 г., поэтому нас будет интересовать бумага, созданная в это время либо несколько ранее. В первый, 1882/1883 учебный год преподавательской деятельности А.А. Дмитриевский читал I и II курсам церковно-практиче ского отделения историю богослужения в Русской Церкви, а студентам IV курса историю богослужебных книг 217 . согласно отчету КазДА за следующий, 1883/1884 учебный год, Алексей Афанасьевич читал историю богослужения в Русской Церкви опять I и II курсам, что кажется маловероятным: скорее всего во второй год он продолжил чтение лекций уже студентам II и III курсов, преподав тем самым в течение полутора лет весь объем материала, либо студентам II курса дочитывал курс, а студентам I курса начал читать заново. Рассмотрим содержание архивных дел 196, 197, 135, 152 и 154 в порядке их значимости для нас. Названия фрагментам лекционного курса дано нами. 1) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196. «Наука о православном богослужении». Лекции по литургике, прочитанные в Киевской духовной академии. Автографы и записи слушателей. 1880–1883 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010