Долгое время собравшиеся не могли принять решения, пока двое из них, успокоив других, не удалились. Проснувшись, воин не захотел продолжать свое путешествие и в следующую ночь вновь остался в той же церкви. Он увидел, как двое ушедших мужей вернулись к остальным и объявили, что Юлиан убит ( Sozom. Hist. eccl. VI 2). Возможно, сюжет об убийстве нечестивого императора был заимствован из греч. Жития свт. Василия Великого (1-я четв. V в.), которое сохранилось в арм. переложении Фавста Бузанда ( Peeters P. Un miracle des SS. Serge et Théodore et la vie de S. Basile dans Fauste Byzance//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 65-88). В нем речь идет об имп. Валенте , приверженце арианства : один из придворных императора видел во сне огромное собрание мучеников, двое из к-рых - Сергий и Феодор покинули собрание, чтобы избавить землю от императора. На следующий день, уснув на том же месте, придворный увидел вернувшихся мучеников, к-рые объявили, что Валент побежден ( Binon. 1937. P. 17). По мнению Бинона, обе легенды о смерти императоров Валента и Юлиана были созданы параллельно приблизительно в одно время в Каппадокии и восходят к одному прототипу (Ibid. P. 18). После отождествления в сир. традиции М. с одним из Севастийских мучеников версия о том, что именно он поразил копьем нечестивого императора, стала распространяться на Востоке, а затем и на Западе. Иоанн Малала, рассказывая в «Хронографии» эпизод из жизни свт. Василия Великого, повествует, что в ночь, когда умер Юлиан Отступник, святитель видел отверстые небеса и Христа на троне, Который громким голосом повелел М., стоявшему рядом в сверкающих доспехах, пойти и убить нечестивого императора - врага христиан. Мученик удалился, а через нек-рое время вернулся и объявил, что у Юлиана перерезано горло ( Ioan. Malal. Chron. P. 333-334). Это сказание повторяется в Пасхальной хронике (нач. VII в.: Chron. Pasch. Vol. 1. P. 552) и в Хронике Иоанна , еп. Никиуского ( вскоре после 700 г.; Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

письменные источники, посвященные истории VI-VIII вв.,- «Сага об Инглингах» (Ynglinga saga) и «Деяния датчан» (Gesta Danorum) Саксона Грамматика - сообщают в основном легендарные сведения. Эта традиция возводит общую скандинавскую историю к переселению в Скандинавию племени свеев во главе с обожествленным позднее конунгом Одином из Вел. Швеции, локализуемой источниками в Вост. Европе. Легендарная история Д. связана с династией Скьёльдунгов, происходившей от Скьёльда, сына некоего Лотера ( Saxo. Gesta Danorum. I 3. 1). В 515 г. конунг геатов Хигелак (Хлохилаих) предпринял поход на владения франков. Об этом походе данов сообщается в англосакс. поэме «Беовульф» (VIII в.), а также в «Истории франков» Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 3). Хигелак вторгся во владения зап. фризов и добрался по Рейну до земель франк. кор. Теодориха. Он разграбил их, но на обратном пути был настигнут войском Теодеберта, сына Теодориха, и убит, а его флот, уже нагруженный трофеями и отосланный вперед, был полностью уничтожен. Вместе с Хигелаком в бою погиб и его сын Хердред. В VI-VII вв. о народе данов упоминали Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. II 39), Беда Достопочтенный ( Beda. Hist. eccl. V 9). Распространение христианства С кон. VII в. в Д. распространялось христианство. Известно, что некоторые викинги обращались в христ. веру во время набегов и пребывания в Англии, во Франкском королевстве, в Италии, часто крещение населения входило в условия договоров с властями этих стран. Нач. VIII в. датируется миссия св. Виллиброрда на Фризских о-вах, в Шлезвиге и Д. Алкуин в Житии св. Виллиброрда сообщает о поездке святого к «дикому народу данов» (ок. 714) и о встрече с кор. Онгендом (лат. Ongendus, вероятно, Ангантюр), «человеком более жестоким, нежели дикий зверь, и более твердым, нежели камень» ( Alcuinus. Vita Willibrordi. 9). Рунический камень, установленный Харальдом Синезубым в Еллинге. Ок. 965 г. Рунический камень, установленный Харальдом Синезубым в Еллинге. Ок. 965 г. Франк.

http://pravenc.ru/text/171341.html

С К. Ф. связано чудо исцеления Христом кровоточивой женщины, которое произошло в Капернауме (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-35; Лк 8. 43-48). В позднейшей христ. традиции она названа св. Вероникой (Береникой) или Марусой (Маруфой?). Она была родом из К. Ф. и здесь установила статую Христа. О статуе впервые упоминает еп. Евсевий, видевший ее в нач. IV в. ( Euseb. Hist. eccl. VII 18). По его описанию, скульптура из бронзы находилась у дверей дома исцеленной женщины (Евсевий не знает ее имени) и представляла собой изображение коленопреклоненной женщины, которая протягивает руки ко Христу. У подножия статуи росла целебная трава. Еп. Евсевий считал, что женщина поступила согласно языческой традиции, поставив статую своему Спасителю. Вероятно, и почитание целебной травы он также связывал с местными обычаями язычников. Совр. исследователи предполагают, что так могла выглядеть переделанная и переосвященная статуя языческих божеств Исиды и Сераписа ( Ма " oz. 1993. P. 138) либо Асклепия и его дочери Панакеи. На возможную связь с культом Асклепия указывает целебная трава, которая помогала от всех болезней ( Euseb. Hist. eccl. VII 18; Philost. Hist. eccl. VII 3). Подобный атрибут был характерен для бога-врачевателя Асклепия, одно из крупнейших святилищ к-рого находилось неподалеку от К. Ф., в Сидоне. По сообщению церковного историка Филосторгия (нач. V в.), во время раскопок было выявлено, что трава вокруг статуи была вырвана с корнем ( Philost. Hist. eccl. VII 3-4). Возможно также, что статуя изначально изображала имп. Адриана с аллегорическим образом провинции в виде коленопреклоненной женщины. В поздних рассказах о чуде особое внимание уделялось личности исцеленной женщины, которая обрела имя Вероника или Береника (впервые указано в «Актах Пилата», III-IV вв.), вероятно в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, правительницы ряда земель Сев. Палестины в I в. Может быть, имя Береника было указано на статуе. Так, визант. хронист Иоанн Малала (VI в.) писал, что некая богатая женщина Вероника обратилась к Ироду II, сыну Филиппа, за разрешением поставить статую Христа в честь чуда, которое с ней произошло. Царь одобрил ее намерение и даже пожелал, чтобы статуя была как можно более роскошной ( Ioan. Malal. Chron. P. 237-239).

http://pravenc.ru/text/Кесарии ...

Непосредственными источниками И. М. были несколько работ позднеантичных хронистов, большинство к-рых известны только по имени. В связи с этим определение происхождения тех или иных материалов в хронографии И. М. представляет сложную задачу ( Bourier. 1899-1900. Bd. 2. S. 58-59; Die römische Kaisergeschichte. 1931. S. 509-510; H ö rling. 1980; каталог использованных И. М. материалов см.: Jefferys E. M. Malalas " Sources//Studies in John Malalas. 1990. P. 167-210). Во введении И. М. называет имена Моисея, Африкана, Евсевия Памфила, Сисиния, Феофила, Климента, Диодора, Евстафия и Домнина - тех, чьи сочинения он считал важными источниками для написания хронографии ( Истрин. 1994. С. 5). Из этих сочинений в относительной сохранности до нас дошли лишь первые 2, однако в тексте И. М. иногда удается найти указания на использование разных источников (по особенностям информации, по ссылке хрониста). Установлено, что, за исключением сочинений группы упомянутых авторов, хронист крайне редко пользовался источниками более раннего происхождения. В тексте И. М. содержатся упоминания неск. десятков имен античных авторов разных эпох, но во мн. случаях удается определить, что И. М. заимствовал материал уже в виде компиляции. Упоминания хронистом имен тех или иных авторов не означают его знакомства с их трудами. Скорее всего И. М. напрямую не использовал произведения Диодора Сицилийского (I в. до Р. Х.), Феофила Антиохийского (II в.), Климента Александрийского , Секста Юлия Африкана (оба нач. III в.), Евсевия Кесарийского (нач. IV в.), хотя упоминает их много раз; ссылки на них могли быть заимствованы из более ранних хроник. Отсылки к Моисею у И. М. означают использование хронистом книг ВЗ ( Истрин. 1994. С. 5, 7-8; Ioan. Malal. Chron. P. 34, 67, 75, 228). И. М. был знаком с ВЗ, но часто смешивал канонические книги с апокрифами, такими как «Книга Юбилеев», а также с текстами гностического или герметического происхождения. Одними из главных источников хронографии И. М., вероятно, стали хроники неких Домнина ( Истрин. 1994. С. 5; Ioan. Malal. Chron. P. 88, 142, 208, 235, 266, 273, 297, 310) и Тимофея ( Ioan. Malal. Chron. P. 76, 158-159, 228, 232, 428), содержавшие богатый материал по истории античных гос-в, в т. ч. Антиохии, рассказы об оракулах, пророчества о Христе и т. д. История Римской империи воспроизведена И. М. с использованием некой хроники Несториана (Ibid. P. 324, 376). Об этих хрониках, к-рые были написаны на востоке Римской империи в кон. IV-V в., помимо упоминаний И. М. почти ничего не известно. Для истории византийско-персид. отношений на рубеже V и VI вв. И. М. использовал материал своего современника Евстафия Епифанийского, хотя степень зависимости хронографии И. М. от этого источника определить не удается.

http://pravenc.ru/text/471366.html

И. М. почти не знал лат. языка. В хронографии он не использует ни одного лат. источника; этимологии лат. слов, к-рые он приводит, показывают слабое понимание их смысла (Ibid. P. 176, 187). Большинство лат. слов, встречающихся в хронографии,- военные или адм. термины, которые прочно вошли в греч. словоупотребление в рим. эпоху. Но И. М. демонстрирует хорошее знание персид. реалий, Персию иногда называет Ассирией ( Croke B. Malalas//Studies in John Malalas. 1990. P. 13; Jeffreys E. M. Malalas " World View//Ibid. P. 65-66). И. М. уделяет внимание зороастризму и его основателю, интересуется происхождением персов и их обычаями ( Истрин. 1994. C. 12, 15; Ioan. Malal. Chron. P. 38, 271-272), прекрасно осведомлен о ходе византийско-персидской войны 527-531 гг. Хронист представляет подробный рассказ об уничтожении манихеев персид. шахом Кавадом в 529 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 444). Сведения об этих событиях И. М., по его словам, получил от некоего персид. курьера, принявшего христианство с именем Тимофей (Ibidem). Если утверждение И. М. достоверно, то он мог быть одним из чиновников, вовлеченных в дипломатические контакты Византии и Персии, завершившиеся заключением «вечного мира» в 532 г. И. М. знаком с доктриной манихейства и считает ее дуалистической ересью, близкой к учению Маркиона (Ibid. P. 268, 278-280). Он указывает имена проповедников-манихеев в Персии разных времен: Кедрона и Вунда (Ibid. P. 301, 309-310; последний проповедовал на персид. диалекте дарисфенов). Как и все хронисты, И. М. вел счет лет от Сотворения мира, но его эра не совпадает с типами летосчисления, известными в поздней античности и в Византии, и повторяется лишь у некоего Исихия Милетского, современника И. М. (Chron. Pasch. T. 2. P. 116). Согласно И. М., Рождество Христово приходилось на 5967 г., Страсти и Воскресение Христово - на 6000 г. от Сотворения мира. Т. е., согласно И. М., VII тыс., к-рое связывалось со Вторым пришествием Спасителя и с концом света, началось уже ок. 500 лет назад. В большинстве распространенных в то время версий летосчисления Рождество Христово приходилось на 5500 или 5492 г. от Сотворения мира, тогда начало эсхатологического, VII тыс.- это рубеж V и VI вв. Причина возникновения особой «эры 6000 года» неясна. Возможно, И. М. был в числе тех, кто пытались противостоять распространению ожиданий конца света на визант. Востоке. Мировоззрение хрониста

http://pravenc.ru/text/471366.html

пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223–226); Васильев А. А.Житие св. Григентия, еп. Омиритского//ВВ. 1907. Т. 14. С. 59–66; Le Synaxaire éthiopien: Mois de genbot/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1997. P. 298–303. (PO; T. 47. Fasc. 3. [N 211]); исторические: RIE. T. 1. P. 271– 278, 284–288; T. 2. Pl. 129–132, 143, 144 (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 207–208, 233–234); Procop. Bella. I 20; Ioan. Malal. Chron. P. 433–434, 456–459 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 246–249); Theoph. Chron. P. 169, 222–223; Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum/Éd. J. B. Chabot. P., 1933. T. 2. P. 54–56, 68–69. (CSCO; 104. Ser. 3. Syr.; 2) (рус. пер. фрагм.: Пигулевская Н. В. Из хроники псевдо-Дионисия Тельмахрского// Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 621–622, 629–630); Cosm. Indic. Topogr. chr. II 71, 33 —76, 25 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 192–196); Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Conti Rossini C. Les listes des rois d’Aksoum//J. Asiatique. Ser. 10. P., 1909. Vol. 14. P. 272, 281, 298, 299, 301The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 6, 45–52 [сир. текст], CIV, CXXXIV–CXXXIX [англ. пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 213–215). Лит.: ActaSS. Oct. T. 10. P. 710-713; T. 12. P. 296-329; Paget F. Elesbaan//DCB. T. 2. P. 70-75; Елезвой//ПБЭ. Т. 5. Стб. 390; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 297-319; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 157-159, 163, 169-171; Irvine A. K., Sergew Hable-Selasse. Kaléb//DEB. Vol. 1. P. 96-97. Pl. 5; Doresse J. Elesbaan//DHGE. Т. 15. Col. 135-143 [Библиогр.]; Elesbaan//BiblSS. Vol. 4. Col. 1002; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. Passim; Kitchen K. A. Documentation for Ancient Arabia. Liverpool, 1994. Pt. 1: Chronological Framework & Historical Sources. P. 41, 230; Robin Ch. J., Beaucamp J., Briquel-Chatonnet F.

http://pravenc.ru/text/189731.html

«Энотикон» З. более чем на 30 лет стал основой церковной политики в Византийской империи. Первоначально его издание способствовало нек-рой стабилизации религ. ситуации на Востоке. Была устранена прямая угроза расколов общин, к-рая возникла сразу после 451 г. Но при этом фактическая власть в Александрийском и Антиохийском Патриархатах надолго оказалась в руках монофизитов. Издание «Энотикона» означало также фундаментальное изменение в способах проведения гос. политики в церковной сфере. Если ранее (в IV - сер. V в.) для обсуждения и решения подобных вероучительных вопросов светская власть прибегала к созыву Соборов, то теперь было решено лишь добиться формального соглашения между важнейшими главами церковной иерархии. Метод управления Церковью, использованный З., впосл. влиял на построение взаимоотношений Церкви и гос-ва в Византии (позднее и в др. гос-вах). Ок. 478 г. З. своим эдиктом окончательно утвердил автокефалию Кипрской Церкви, признав ее независимость от Антиохийского Патриархата. Тогда же в К-поль с Кипра были перенесены мощи ап. Варнавы и переписанная им рукопись Евангелия от Матфея (в дворцовый храм архидиак. св. Стефана). После смерти Льва II З. и Ариадна не имели детей, и З. не удалось стать основателем новой династии. Когда умер З., Ариадна избрала новым императором декуриона силенциариев визант. двора Анастасия (правил до 518) и вышла за него замуж, чем способствовала легитимации его правления; умерла в К-поле ок. 515 г. Ист.: Malchus Philadelphensis. Byzantiaka. Fragm. 4-26//The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire/Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1983. Vol. 2; Theodore Anagnostes [Lector]. Kirchengeschichte. I 25 - II 6/Ed. G. Ch. Hansen. B., 1971; Joshua the Stylite. The Chronicle/Ed. W. Wright. Camb., 1882. P. 7-13; Zachariah of Mytilene [Rhetor]. The Syriac Chronicle/Ed. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 101-146; Marcellinus Comes. Chronicon, A. D. 474-491/Ed. Th. Mommsen//MGH AA. Bd. 11; Ioan. Malal. Chron. P. 375-391; Evagr. Schol. Hist. eccl. III; Chron. Pasch. P. 598-607; Theoph. Chron. P. 113-136; Georg. Mon. Chron. P. 617-619.

http://pravenc.ru/text/199875.html

Погребение св. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Погребение св. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Вероятно, одной из промежуточных версий сиро-рим. типа можно считать эпизод, который приводит в своей «Хронографии» визант. историк VI в. сириец Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. P. 304-306). Согласно историку, имп. Карин был в военном походе против персов; после заключения перемирия, обусловленного наступлением зимы, он отвел войско в местность под названием Киристики. Там Карин заболел: у него искривились шея и лицо. Врачи, к-рые были с ним в походе, не смогли помочь императору, тогда он обратился к местным медикам. Среди всех, кто пытались лечить Карина, преуспели только местные врачи по имени К. и Д. Их молитвы вернули здоровье императору, который в благодарность издал указ о неприкосновенности христиан. Однако коллеги К. и Д., среди которых был и их наставник, позавидовали им. Они заманили братьев в горы и сбросили с обрыва. Рим Малала также не упоминает. Видимо, упоминание Рима появилось позднее - в качестве представления о Риме в сир. лит-ре как о некоем мифическом месте или в связи со строительством папой Феликсом IV базилики во имя К. и Д. в Риме. Впервые Рим встречается в анонимном тексте (BHG, N 373d), в к-ром фигурируют 3 пары святых, хотя излагается «римская» традиция; обратившегося в христианство имп. Карина крестит папа Феликс. Данный текст является источником для переложения Иоанна Ксифилина (XI-XII вв.). Рукопись BHG, N 373d Эсбрук считает древнейшей письменной фиксацией сказания о К. и Д. Др. смешанную версию опубликовал У. Крам ( Crum. 1908. P. 129-136). Это копт. сказание, согласно которому врачи К. и Д., происходившие из Дабармы (Аравия), жили с матерью Феодотой и 3 братьями-монахами. В тексте присутствуют эпизоды с исцелением Палладии, вручением яйца, а также эпизод с говорящим верблюдом. При Диоклетиане К., Д. и их братья были доставлены в Антиохию и предстали перед Лисием. Их пытали и казнили. К сказанию примыкают 7 чудес, включая чудо о крестьянине и змее и чудо о жене Малха. В тексте смешаны «асийские» элементы (эпизод с яйцом, чудо о верблюде) и «аравийские» (5 братьев). Крам отождествляет араб. название сел. Дабарма (копт. ταθαρмα) с греческим названием Феремма (Фереман), локализуемого близ г. Кирр Сирийский.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Первые сообщения о событиях VI в. связаны с нашествием гуннов-сабиров в 515 г. Имп. Анастасий I возвел крепостные стены вокруг поселений К., освободил горожан от тяжких налогов ( Ioan. Malal. Chron. P. 406; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 43; Theoph. Chron. P. 161; Georg. Mon. Chron. P. 622). Обширное крепостное строительство завершилось в эпоху имп. Юстиниана I (527-565), оно подробно описано Прокопием Кесарийским ( Procop. De aedificiis. III 4, 20). Ок. 533 г. Юстиниан ввел для К. новый принцип управления, сосредоточив в руках наместника-проконсула и гражданскую, и военную власть (Nov. Just. XXX//CJC. Vol. 3. P. 223-235). Этот принцип спустя более 100 лет стал основой фемной системы провинциального управления Византии. Реформы Юстиниана коснулись и территорий Вост. Каппадокии, где в 536 г. были созданы провинции Армения Первая, Вторая и Третья (Nov. Just. XXXI//CJC. Vol. 3. P. 235-239). Территориальное реформирование сопровождалось ростом имп. доменов. С 70-х гг. VI в. на территории К. велись военные действия между Византией и Персией. В 575 г. персид. шах Хосров I совершил большой поход в М. Азию, прошел через К., сжег Севастию и Мелитину ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 8-10; Theoph. Chron. P. 247). С 577 г. комит Востока Маврикий (император в 582-602), выходец из Арависса в Вост. Каппадокии, возглавил войска в войне против персов и устроил ставку в Кесарии ( Theophyl. Sim. Hist. III 17; Evagr. Schol. Hist. eccl. V 19). Мирный договор, заключенный в 591 г. имп. Маврикием и Хосровом, предусматривал новое деление К. Провинция Армения Вторая со столицей в Мелитине стала Арменией Первой ( Georgii Cyprii Descriptio Orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. 14. 242-253; 67. 1375-1379). Ок. 605 г., по сведениям Жития Феодора Сикеота, произошло вторжение в К. лазов совместно с цаннами (Житие прп. Феодора Сикеонского. 120. 2005. С. 99-100). В ходе новой большой византийско-персид. войны к нач. 10-х гг. VII в. визант. оборона вост. границы рухнула. Согласно хроникам Феофана, Иоанна Зонары и Житию прп. Феодора Сикеота, в 611 г. персы захватили Кесарию ( Theoph. Chron. P. 296, 299; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 206; Житие прп. Феодора Сикеонского. 153. 2005. С. 121-122). После годичной осады город был отвоеван византийцами во главе с имп. Ираклием. В 622 г. имп. Ираклий начал большую кампанию против персов и вступил, по словам хрониста Феофана, «в области фем», т. е. в К. ( Theoph. Chron. P. 303-304). Походы Ираклия в 622-628 гг. завершились разгромом персов и заключением мира. Персы лишились всех завоеванных земель на Ближ. Востоке, в т. ч. К. В 30-х гг. VII в. началась война с арабами (см. ст. Арабские завоевания ), в которой были большие потери и которая вызвала кризис в Византии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Акакия, св. Мокия рядом с цистерной, мц. Феклы у гавани Юлиана ( Procop. De aedif. I 3, 4). При этом мн. важнейшие церковные комплексы развивались не внутри стен, а в окрестностях К. Октагональная в плане ц. Иоанна Предтечи была выстроена в Евдоме, на месте военного лагеря, в 10 км западнее К.; была перестроена ц. Пресв. Богородицы Пиги в 1 км от стены, во Влахернах (при Юстине II ок. 571 вновь перестроена в крестообразное здание; Theoph. Chron. P. 244). Храм арх. Михаила в Анапле преобразован в купольное здание, украшенное золотой мозаикой. Напротив него на вост. берегу Боспора во Врохах возведен еще один храм арх. Михаила ( Procop. De aedif. I 3, 6, 8; Janin. 1969. P. 161, 224, 267-269). Несколько храмов были возведены по берегам Золотого Рога, также в предместьях К. Среди них церкви святых Космы и Дамиана, св. Лаврентия, мч. Анфимия и др. В 551 г. был освящен храм мц. Ирины в Сиках, к-рый Юстиниан перестроил по обету, после того он излечился от мучавших его болей в колене от елея, истекшего на имп. хитон от мощей 40 Севастийских мучеников ( Procop. De aedif. I 6-7; Ioan. Malal. Chron. P. 486; Theoph. Chron. P. 228). Одним из последних храмов, возведенных Юстинианом, стала ц. мц. Феодоры, освященная в 562 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 492). В центре К. после подавления восстания «Ника» были отремонтированы ворота Халка Большого дворца, термы Зевксиппа, здание сената (Синклита), форумы Августеон и Константина и портики на Месе между ними ( Procop. De aedif. I 10-11). Часть пл. Августеон была занята 2 общественными зданиями с большими залами. В 543 г. вместо колонны Феодосия на Августеоне была возведена колонна Юстиниана высотой в 35 м с конной статуей императора ( Procop. De aedif. I 2; Ioan. Malal. Chron. P. 482; Theoph. Chron. P. 224; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 656; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 157; Patria CP. 1901. Vol. 2. P. 159). По описанию Прокопия, император в классическом рим. боевом облачении восседал на коне, обращенном на восток, против персов. В левой руке он держал шар, увенчанный крестом, указывавший на власть императора над всей землей (прототип державы в руках мн.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010