Богоматерь на престоле с предстоящими имп. Константином I и имп. Юстинианом I. Мозаика собора Св. Софии. 2-я пол. Х в. Др. античные легенды об основании Византия представляли город значительно более древним. Мифическим основателем Византия считался охотник и воин Визант (Βζας; Бизас, Визас, Виз), вскормленный Визией сын Посейдона и нимфы Кероэссы, дочери Зевса и Ио; либо сын Ниса из Мегар ( Steph. Byzant. Ethnica. P. 189-190; Eust. Thess. Comment. in Dionisii Periegetae. 803; Nonn. Dion. III 370-376; Мифы НМ. Т. 1. С. 172). Согласно Исихию Милетскому, Ио, скрывавшаяся от гнева Геры, родила Кероэссу на берегах бухты Золотой Рог (Χρυσν Κρας; Κερτιος κλπος), которая поэтому получила свое название (FHG. T. 4. Р. 147). Однажды, когда Визант совершал жертвоприношение, прилетел орел, схватил сердце жертвенного быка и унес его на мыс зап. берега Боспора. Визант принял это как знамение и начал на мысу строить г. Византий с помощью Аполлона и Посейдона. По версии Иоанна Малалы (VI в.), Визант был царем Фракии. Он заключил брак с Фидалеей, дочерью Барбисия, правителя приморской местности и порта, к-рый завещал дочери построить здесь городскую стену ( Ioan. Malal. Chron. P. 320-321). По Диодору, Визант как царь принимал у себя аргонавтов во время их плавания в Колхиду ( Diodor. Sic. Bibliotheca. IV 49. 1). Дионисий Византийский вообще считал Византа одним из участников похода аргонавтов. Рассказывали также, что в его правление византийцы одержали победу над фракийским царем Одрисом, к-рый напал на город в отсутствие Византа. Фидалея и другие женщины из города забросали лагерь фракийцев ядовитыми змеями ( Tzetzes I. Hist. var. Chiliades/Ed. Th. Kiessling. Lpz., 1826. II 40). Т. о., в античной историографической традиции (Геродот, Страбон, Евсевий Кесарийский) основание города связывалось с пришельцами из Мегары, в то время как мифографы и авторы, воспринявшие их влияние (Исихий Милетский, Нонн, Малала), стремились видеть в образе основателя К. Византа героя автохтонного происхождения, даже фракийца, а не грека.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В городе произошли погромы, было сожжено несколько богатых особняков; имп. Анастасий спрятался во дворце за закрытыми на замок дверями, опасаясь гнева толпы ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 44; Theoph. Chron. P. 152-153). 22 июля 511 г., во время церемонии освящения перестроенного храма св. Иоанна Предтечи в Евдоме (пригород К-поля), М. отказался причащать Анастасия и имп. Ариадну, что вызвало новое возмущение членов противостоявшей ему партии. В то же время Анастасий обнародовал вероучительное послание, прежде подписанное М., в котором упоминались только 2 первых Вселенских Собора, но умалчивалось о Соборах в Эфесе 431 г. и в Халкидоне 451 г. На этом основании часть монахов-акимитов обвинила архиепископа в несторианстве, встреча М. с ними в мон-ре Далмата в К-поле не привела к примирению, но лишь укрепила вновь возникшие подозрения монахов в адрес М. 27 июля в К-поле был открыт Собор, на к-ром М. был официально обвинен в несторианстве, и значительная часть к-польского клира отреклась от него, объявив, что более не поддерживает патриарха. С 1 авг. в К-поле проводились аресты сторонников М., часть православных бежала из столицы. 7 авг., когда еще продолжались манифестации сторонников имп. Анастасия, М. также был арестован в патриаршем дворце и под охраной вывезен из К-поля ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 26-28; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 7-8; Theoph. Chron. P. 154-155; Mich. Syr. Chron. IX 9. Vol. 2. P. 163). 11 авг. состоялся суд над М. Он был низложен как еретик-несторианин и отправлен в ссылку в Евхаиты. Оттуда из-за угрозы нападения гуннов-сабиров его перевезли в Гангры, где спустя неск. лет М. скончался. Новым патриархом был избран Тимофей I ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 28; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 7-8, 15; Ioan. Malal. Chron. P. 400; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 32; Theoph. Chron. P. 154-156). Пребывая в ссылке, М. в течение некоторого времени сохранял влияние на политическую борьбу в конце правления имп. Анастасия. Партия сторонников халкидонского Православия, сохранявшая влияние в К-поле, в 514 г.

http://pravenc.ru/text/2561502.html

В кон. 338 г. К. вновь отправился на Восток, где шла война с Персией. Осенью 338 г. персидское войско царя Шапура II вторглось в вост. рим. приграничье и осадило Нисибин (ныне Нусайбин, Юго-Вост. Турция). Еп. Нисибина свт. Иаков молился о спасении от врагов вместе с горожанами; после 63-дневной осады из-за наступившей зимы персы сняли осаду ( Hieron. Chron. PL. 27. Col. 680-681; Theodoret. Hist. eccl. II 26; Chron. Pasch. P. 533). Кроме того, царь Армении Тиран I вступил в союз с персами и начал нападать на рим. владения. 28 окт. 338 г. в Эмесе (ныне Хомс, Сирия) К. заключил союзнические соглашения с предводителями араб. племен, привлекая их к противостоянию с персами на стороне империи. Зиму 338/9 г. К. провел в Антиохии, приводя в порядок систему обороны вост. границы. Особенное внимание уделялось ремонту крепостей Амиды и Константины. Летом 339 г. К. предпринял поход на Армению, сверг царя Тирана I, арестовал и выслал в Каппадокию мн. видных представителей проперсид. партии арм. знати и посадил на престоле Аршака II. Последующие попытки персов наступать на рим. владения в Сев. Месопотамии и Сирии вылились лишь в пограничные столкновения без решительных результатов. Многие обстоятельства этой затяжной войны не установлены из-за скудости и противоречий в сообщениях источников. Вероятно, боевые действия сменялись перемириями, о которых также сообщают нек-рые визант. хронисты ( Ioan. Malal. Chron. P. 326). Вялотекущее противостояние продолжалось до 346 г.; весь этот период почти непрерывно резиденция К. находилась в Антиохии. Летом 346 г. персы во главе с Шапуром II предприняли новое наступление, вновь осадили Нисибин, но и вторая 3-месячная осада завершилась для них безрезультатно. Зимой 341/2 г. К. вынужден был спешно отправиться в К-поль, где начались беспорядки из-за спора между партиями христ. общины относительно кандидатов на епископский престол. В 341 г. на место умершего еп. Евсевия горожанами без одобрения митрополита Ираклийского был избран сторонник Никейского Символа веры свт. Павел I Исповедник. Избрание столичного епископа без участия императора было воспринято К. как незаконное. Вскоре К. назначил командующим войсками во Фракии Гермогена, которому среди прочего поручалось сместить Павла и изгнать его из города. Однако, когда сведения об этом приказе дошли до жителей К-поля, в городе произошло восстание, Гермоген был убит, а его дом сожжен. К. прибыл в К-поль, жители к-рого вышли к нему навстречу, прося о прощении. Мятеж был прекращен, свт. Павел сослан в Сингару (Месопотамия), епископом стал Македоний I ; К. урезал вдвое определенные имп. Константином I объемы бесплатных выдач хлеба для населения ( Hieron. Chron. PL. 27. Col. 681-682; Socr. Schol. Hist. eccl. II 12-16; Sozom. Hist. eccl. III 7-9; Theoph. Chron. P. 42-43).

http://pravenc.ru/text/2057136.html

В «Церковной истории» Филосторгия говорится, что Моисей покарал Ианния и Иамврия язвами и умертвил мать одного из них ( Philostorgius. Hist. eccl. 9. 2//PG. 65. Col. 568C). В «Деяниях Пилата» отмечается, что египтяне почитали Ианния и Иамврия как богов, но они сами и те, кто им поклонялись, погибли, поскольку их знамения были не от Бога (Acta Pilat. 5. 1). В «Завещании Соломона» один из демонов говорит, что Ианний и Иамврий вызывали его (Test. Solom. 25. 4). В «Вопросах Варфоломея» сатана называет Ианния и Иамврия своими братьями (Quaest. Barth. (lat.) 2, 4. 50). Амброзиастер, комментируя 2 Тим 3. 8, писал, что Ианний и Иамврий были вынуждены признать, что через Моисея действует Бог ( Ambrosiaster. In 2 Tim 3. 8//PL. 17. Col. 494AB). В «Покаянии Киприана» диавол называет великого мага Антиохии «новым Иамврием» (Confessio seu Poenitentia Cypriani Antiocheni. 6//ActaSS. Sept. T. 7. P. 195-262; см.: BHG, N 452-461; BHO, N 228-232; BHL, N 2047-2054; Cipriano di Antiochia. Confessione: La prima versione del mito di Faust nella letteratura antica/Ed. S. Fumagalli. Mil., 1994). В «Лавсаике» рассказывается о том, как прп. Макарий Александрийский пришел к гробнице Ианния и Иамврия в саду и был встречен 70 демонами, к-рые пропустили его осмотреть место погребения ( Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). 18). В греч. тексте «Деяний св. Екатерины» отмечается, что Ианний и Иамврий занимались некромантией ( Viteau J. Passions des Saints Ecaterine et Pierre d " Alexandrie. P., 1897. P. 7, 30, 33). Кроме того, Ианний и Иамврий упоминаются у свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 2. 41), в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. 8. 1. 6), у Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. 30), в Житии Стефана Младшего (IX в.) (BHG, N 1666). В Талмуде содержится пассаж, в к-ром Иохана и Мамре спрашивают Моисея, зачем он пришел в Египет, полный чудес, со своими чудесами (букв.- «Зачем ты привез солому в Афараим?!» (Менахот 85а); Афараим - богатый хлебом город в долине Иордана). В Мидраше Танхума (Ки Тиса 19) сказано, что 2 известных егип. колдуна, Юнус и Юмбрус, вышли из Египта в составе эрев рав (язычников, примкнувших к избранному народу) и что они были главными лицами в истории с золотым тельцом. В ряде мест фигурирует еще некая колдунья Иохани (Сота 22а; Звахим 62b). В Таргуме Псевдо-Ионафана на Исх 1. 15 упоминаются 2 мага, к-рые толкуют сон фараона, предсказывают рождение Моисея и помогают Валааму (их имена приводятся в толковании на Исх 7. 11 и Числ 22. 22).

http://pravenc.ru/text/200377.html

Возможно, при написании Мученичества произошло смешение 2 легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи И., так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы св. Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана (см.: Peeters. 1929. P. 50-51), а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Т. о., Петерс сделал следующее заключение. Мученичество И. было написано не ранее VIII в.; в это время глава св. Иоанна Предтечи была перенесена в более надежное место из мон-ря Спилеон, к-рый вскоре пришел в упадок. Тогда и было составлено Мученичество И. с целью возвратить мон-рю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что еп. Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к И. никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди к-рых упоминаются груз. Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии ( Peeters P., Blake R. P. La Passion géorgienne des SS. Théodore, Julien, Eubulus, Malcamon, Mocimus et Salamanes//AnBoll. 1926. Vol. 44. P. 88-101), и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе ( Garitte G. La Passion de S. Élien de Philadelphie//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446). В рассказе об обретении мощей мч. Марина, о к-ром сообщает Иоанн Малала в Хронографии, также прослеживаются параллели с Мученичеством И. (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в ц. во имя мч. Иулиана) ( Ioan. Malal. Chron. P. 452). В греч. Синаксарях и Минологиях память И. указана под 6 февр. При этом в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) в этот же день помимо памяти И. отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48); в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мч. Эдесского, и под тем же числом - память Силуана (Сильвана), мч. Эмесского ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-228). Также под 6 февр. память И. содержится в груз. календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются еп. Сильван, Лука и Мокий, но памяти И. в этот день нет.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Монета с изображением эфиоп. царя Елезвоя. Аксум. 1-я пол. VI в. (Археологический ин-т, Аддис-Абеба) Вскоре после воцарения Йосеф начал преследования христиан, кульминацией к-рых стало истребление Награнских мучеников осенью 523 г. Визант. имп. Юстин I (518-527) через монофизитского Александрийского патриарха Тимофея IV (517-535) обратился к Е. с призывом предпринять поход против Химьяритского царства и отомстить за невинно убиенных. Согласно правосл. житийной традиции, перед тем как выступить в поход, Е. посетил мон. Зинона (Зонена), который обещал ему победу в том случае, если он даст обет по окончании войны уйти в мон-рь. Согласно эфиоп. агиографии, опирающейся на местные предания, этим монахом был эфиоп. св. Пантелеимон , один из девяти преподобных. В 525 г. войско Е. на неск. десятках кораблей вышло из Габазы, гавани Адулиса, и высадилось на красноморском побережье Йемена, по-видимому близ порта Мухван (ныне Моха). Е. разгромил войско химьяритского царя, к-рый был взят в плен и казнен (согласно распространенному арабо-мусульм. преданию о зу Нувасе, он покончил с собой в ходе сражения). Эфиоп. агиографическая традиция сообщает, что во время решающей битвы аксумские воины видели, как на их стороне сражается св. Пантелеимон. После победы на трон Химьяра был возведен христианин из местной знати Сумйафа Ашва (у Прокопия - Есимифей), а во главе клира встал еп. Григентий . В 526 г. (вероятно, весной) Е. покинул Юж. Аравию, а ок. 534-535 гг. власть над Химьяром захватил аксумский военачальник Абраха ; попытки Е. подчинить мятежника не увенчались успехом. У Иоанна Малалы содержится повествование о походе на Химьяр в 529 г. аксумского царя Анды, вызванном торговой конкуренцией с Аравией. Одержав победу, Анда по обету принял христианство и отправил в Александрию посольство с просьбой прислать епископа, крестить его народ и принять их в визант. подданство ( Ioan. Malal. Chron.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Об истории епархии И. П. сведений мало. Она известна с 431 г., когда епископ И. П. Евсевий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе. В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) упомянуто, что епархия И. П. была образована при имп. Феодосии II Младшем (408-450; Ioan. Malal. Chron. P. 365). С сер. V в. епархия находилась в каноническом подчинении митрополии Клавдиополя. В VII-VIII вв. по печати известен Марин, настоятель некоего мон-ря Пресв. Богородицы в И. П. После 1180 г., когда Клавдиополь был захвачен тюрками, И. П. вместо него получила (между 1214 и 1250) статус митрополии. Неизвестный по имени митрополит И. П. в 1274 г. подписал письмо Свящ. Синода К-польской Церкви с признанием унии с Римско-католической Церковью (см. ст. Лионская уния ), но позднее, как и большинство остальных визант. иерархов, отрекся от этого решения. В 1387 г. митрополия И. П., испытывавшая тяжелые материальные затруднения, была объединена с митрополией Амастриды. Визант. агиография указывает на И. П. как на место, где претерпел мученичество Феодор Стратилат ( Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 26-32, 157-182). В И. П. в течение 5 лет подвизалась прп. Параскева Эпиватская (Х в.; Halkin F. Sainte Parascève la Jeune et sa vie inédite BHG 1420z//Studia Slavico-Byzantina et medievalia Europensia. Sofia, 1988. Vol. 1. P. 281-285). По преданию, здесь родился и совершил первые чудеса мч. Фока, покровитель моряков в визант. традиции ( Van de Vorst Ch. Saint Phocas//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 260-276). В центре города сохранились остатки 3-нефной базилики V в., перестроенной в мечеть Орта-джами, а также фрагменты стен и башен римской и византийской эпох, фундаменты храмов, напольные мозаики (в современных мечетях), античные и византийские надписи. По источникам известны византийские церкви Пресв. Богородицы (упом. в житиях вмч. Феодора Тирона (ActaSS. Nov. Т. 4. P. 78) и свт. Феодора Сикеота (Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского/Ред. Д. Е. Афиногенов. М., 2003. С. 55-56)), вмч. Феодора Тирона (упом. рус. паломником Игнатием из Смоленска в 1389: Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in XIV-th and XV-th Cent. Wash., 1984. P. 88) и др. Епископы И. П.

http://pravenc.ru/text/673871.html

По мнению Алькена, сказание о К. является агиографическим романом, что, однако, не умаляет интереса к источнику из-за оригинальности повествования. Исследователь считает, что автором был монах, живший при ц. во имя К. в Бедане и заботившийся о ее благосостоянии. В 30 глиняных сосудах, спрятанных под основанием церкви, в действительности могли храниться сокровища, однако, чтобы отпугнуть исаврийских разбойников, к-рые в то время были широко известны своими нападениями, автор придумал историю о заточенных там демонах ( Halkin. 1935. P. 370-371). Почитание В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) сохранились сведения о существовании мон-ря во имя К. в К-поле в кон. V в. ( Ioan. Malal. Chron. P. 389). В нач. 532 г. монахи этой обители помогли укрыться от властей 2 инициаторам восстания «Ника» (Ibid. P. 473). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) говорится, что недалеко от обители К. находилась ц. мц. Пелагии (SynCP. Col. 119, 659), следов., в это время мон-рь еще действовал. По мнению Р. Жанена, обитель располагалась на возвышенности Касымпаша за Золотым Рогом ( Janin. Églises et monastères. P. 283-284). Вероятно, почитание К. было распространено и в Египте, о чем свидетельствует найденная в Абу-Мине ампула (евлогия) с надписью на греч. языке: «Святой абба Конон» - и с изображением святого, стоящего в молитвенной позе рядом с амфорой, что напоминает об эпизоде заключения бесов в 30 сосудах из сказания о К. Кроме того, в Египте были обнаружены 3 лампы с аналогичным посвящением, но без к.-л. дополнительных деталей ( Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 128). О почитании К. в Сирии, возможно, свидетельствует тот факт, что буд. имп. Льва III (717-741), происходившего из Германикии (ныне Кахраманмараш), первоначально звали Конон Исавр (Κνων Ισαυρος). Основными днями памяти К. в визант. традиции являются 5 марта (напр., Paris. gr. 1617, 1071; Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309) и 6 марта (Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 513-516) и Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.; MenolGraec//PG. 117. Col. 339-340)). Кроме того, его имя значится под 8 марта в Императорском Минологии, под 4 нояб.- в Минологии по рукописи. Vat. gr. 1669, а также, возможно, под 6 марта - в Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173). Краткое Житие К. было включено в краткую редакцию славяно-русского нестишного Пролога под 6 марта, в пространную редакцию - под 5 марта. В XIV в. Житие К. и посвященное ему двустишие были внесены под 5 марта в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. 2012. С. 18-20). В ВМЧ под этим же числом содержится Житие из нестишного и стишного Прологов, Исаврия названа здесь Асирией, а место рождения святого - с. Видаиса (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 44, 46). В зап. церковных календарях память К. не обозначена.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Греч. оригинальный текст хронографии сохранился в одной рукописи - Bodl. Baroc. 182. Fol. 1-331 (XI-XII вв.), к-рая содержит большие лакуны (изд.: Ioan. Malal. Chron.; PG. 97. Col. 9-790). В рукописи полностью утрачены начало - введение И. М. и 1-я книга и конец хронографии, текст обрывается на описании событий 563 г., и, до какого момента он был продолжен, определить не удается. Кроме того, мн. разделы хроники были сокращены и представляют собой лишь конспект оригинального текста И. М. Частично отсутствующие отрывки восстанавливаются по неск. позднейшим греч. хронографическим сводам. Среди них важны «Тускуланские фрагменты» (Cryptoferr. Z α XXXIV f. 62r - 69v; VI-VII вв.; см.: Mai. De fragmentis historicis tusculanis// Idem. Spicilegium Romanum. 1839. Vol. 2. Append. 1-28; PG. 85. Col. 1807-1824); «Хроника 889 г.» (Paris. gr. 854. Fol. 71v - 99r, XIII в.; см.: Сгатег. 1839. P. 165-230); хронографический свод X в., в котором сохранилась 1-я книга хронографии И. М. (Paris. Suppl. gr. 682. Fol. 9r - 22v, X в.; см.: Wirth. 1894. S. 3-10); компилятивная «Эклога» из хронографий И. М., Георгия Синкелла и Феофана Исповедника (нач. IX в.), также сохранившая фрагменты 1-й книги И. М. (Paris. gr. 1336. Fol. 143r - 161v, XI в.; см.: Сгатег. 1839. P. 231-242; Paris. gr. 1630. Fol. 234r - 239v, XIV в.; см.: Joannes Antiochenus. 1868). Нек-рые фрагменты хронографии читаются также в неск. рукописях XVII в. ( Krumbacher. Geschichte. S. 331; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320). Недостающие отрывки частично восстанавливаются по средневек. переводу хронографии на церковнослав. язык (см. ниже). Книги в составе хронографии могут отличаться по характеру изложения. Хронист отмечал, что разделы о мировой истории он писал, опираясь на источники (книги 1-14), в отличие от описания событий современной ему истории, начиная с времени правления визант. имп. Зинона (см.: Истрин. 1994. С. 5). Каждая из последних 4 книг хронографии (книги 15-18) посвящена правлению одного императора (Зинона, Анастасия I, Юстина I и Юстиниана I); для более ранних периодов хронист не выделял подобных хронологических рамок. Основная композиционная единица хронографии - описание правлений царей и др. властителей. Характеристики персонажей, особенно рим. и визант. императоров, даются в форме т. н. соматопсихограмм, т. е. некомментированного перечисления эпитетов, относящихся как к внешности, так и к внутренним качествам человека.

http://pravenc.ru/text/471366.html

Краткие Жития М. содержатся в визант. Синаксарях. Они основаны на вышеперечисленных Мученичествах. Синаксарь К-польской ц. приводит Житие М. дважды: 8 авг. и 18 окт. Версия, содержащаяся под 8 авг. (SynCP. Col. 875), излагает события согласно Мученичеству BHG, N 1171: старец М., представший перед игемоном Лисием, смело исповедал Христа и отказался принести жертву идолам. Его распростерли на земле и били тростями, наносили удары клинками и опаляли огнем, а затем ему отсекли голову. Согласно др. версии, изложенной под 18 окт., мучителем М. был не Лисий, а Аристовул (SynCP. Col. 148). Перечисление пыток М. дано в соответствии с предыдущими источниками, но изложено др. словами (Ibid. Col. 149-150). Нек-рые Синаксари под 8 авг. добавляют сведения о погребении тела мученика Ксанфием (в ркп. Ксанфином) и Саприкием в поместье Рандамон (напр., Lips. R II 25, 1172 г.). В Синаксарях семейства В упоминается, что до ареста М. обратил ко Христу и крестил многих язычников; вместо ударов мечами говорится о бичевании; уточняется, что раны М. прижигали свечами (PG. 117. Col. 576). Еще одна версия, содержащаяся в ряде Синаксарей под 18 окт. (напр., Ambros. D 74 Sup., XII в.), приводит ряд деталей, почерпнутых из утраченного греч. оригинала древнерус. Мученичества (диалог между М. и Лисием, указание на то, что М. привели к Лисию ординарии (т. е. начальники небольшого отряда) Евдоксий и Евсевий и др.). Согласно этому тексту, М. раздели и избили, затем подвесили, строгали тело, обжигали бока, а потом обезглавили за городом. Мощи М. были погребены благочестивыми мужами Анфием (так в ркп.) и Саприкием в Аназарве (SynCP. Col. 147-150). В некоторых Синаксарях сведения об М. содержатся под 7 авг. (Ibid. Col. 871-872). В «Хронике» Иоанна Малалы сообщается, что ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис) благодаря видениям были обретены мощи некоего мч. Марина, к-рые были прибиты гвоздями к доске. Их перенесли в предместье Антиохии и поместили в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Ж. М. Соже высказал гипотезу о тождестве этого мученика с М., но при этом считал более вероятным, что обретенные мощи принадлежали др. мученику, пострадавшему в Сирии (см. ст. Марин , мч. Антиохийский). А. Аморе предполагал, что сообщение Иоанна Малалы относится к др. мч. Марину, хотя оговаривал, что достоверно это не известно ( Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1172).

http://pravenc.ru/text/2562040.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010