2-я часть трактата посвящена проблеме двух природ, причем рассуждения Е. напоминают позиции имп. Юстиниана и Леонтия Византийского. Павел Силенциарий посвятил Е. соч. «Описание Св. Софии» (PG. 86b. Col. 2123). Житие Е. было написано его учеником пресв. Евстратием между 582 и 602 гг. Древнейшая из сохранившихся визант. патриарших печатей принадлежит Е. Соч.: CPG, N 6937-6940; ACO. Vol. 4. Pars 1. P. 235-236, 237-238, 240-245; Ananian P. L " opuscolo di Eutichio patriarcha di Constantinopoli sulla «distinzione della natura e persona»//Armeniaca: Mélanges d " Études arméniennes. Venise, 1969. P. 355-382. Ист.: Eustratius Presbyter. Vita Eutychii patriarchae Constantinopolitani//PG. 86. Col. 2273-2389; Evagr. Schol. Hist. eccl. P. IV. 37-38, V. 16, 18; Ioan. Malal. Chron. P. 486; La vie ancienne de st. Syméon Stylite le Jeune/Éd. P. van den Ven. Brux., 1962. Т. 1. P. 178; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 32//PG. 147. Col. 301; Theoph. Chron. P. 240. Лит.: RegPatr, N 244-249, 260-263; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P. etc., 1949. T. 2; Wilson A. Biblical Imagery in the Preface to Eustratios " Life of Eutychios//StPatr. 1955. Vol. 18. P. 303-309; Laga C. Eustratius van Constantinopel: De Mens en zijn Werk: Diss. Leuven, 1958; Janin R. Eutichio//BiblSS. Vol. 5. P. 323-324; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late 6th Century//Byz. 1980. Vol. 50. P. 10-11; Whitbey M. Eutychius, Patriarch of Constantinople: An Epic Holy Man//Homo Viator: Classical Essays for J. Bramble/Ed. M. Whitbey e. a. Bristol, 1987. P. 297-308; Cameron A. Eustratios " Life of the Patriarch Eutychius and the Fifth Oecumenical Council//Kathegetria: Essays presented to J. Hussey for her 80th birthday. Camberley, 1988. P. 225-247; Grillmeier A. Die Kirche von Constantinopel im 6. Jh.//Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg, 1989. Bd. 2/2. S. 512-514; Quasten J. Patrology. 2006. Vol. 5. P. 105-106. М. В. Грацианский Иконография Е. изображается старцем в архиерейском облачении (фелонь, омофор; с XVII в.

http://pravenc.ru/text/187544.html

Анфимию удалось несколько возродить престиж имп. власти на Западе. Опираясь на прочный союз с ним, Л. вскоре начал войну против вандалов. Гейзерих был извещен посольством, к-рое вновь исполнял Филарх. Однако Гейзерих сразу воспринял союз К-поля и Рима как объявление войны вандалам и вскоре атаковал западное побережье Греции. В 468 г., по сообщению визант. хрониста XII в. Георгия Кедрина, Л. снарядил против него огромный флот - из 1113 судов ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 613). Расходы на создание флота были столь велики, что затронули и государственную казну, и казну префекта претория, и личные средства обоих императоров. Во главе флота Л. поставил своего шурина Василиска, брата августы Верины. Аспар возражал против экспедиции, и ее последующий провал позднее приписывался его интригам и тайным связям с Гейзерихом и Василиском. Вероятно, в оправдание убийства Аспара пропаганда Л. распространяла слухи о том, что Аспар якобы обещал Василиску в обмен на провал экспедиции помочь ему стать императором после Л. По плану Анфимий, Рицимер и Марцеллин должны были овладеть Сардинией. Еще одна сухопутная армия Л., под командой Ираклия из Эдессы, выступила из Египта и заняла Триполитанию. Основные же силы визант. флота Василиска были направлены против Карфагена. Василиск высадился в Сев. Африке, на мысе у храма Меркурия, близ Карфагена (ныне Эт-Тиб, Тунис). Гейзериху удалось добиться 5-дневного перемирия. Однако, когда ветер поменял направление в благоприятную для вандалов сторону, Гейзерих, не дожидаясь окончания перемирия, двинулся против Василиска одновременно с флотом и войском. Оба флота были оснащены судами с приспособлениями для метания зажигательной смеси, но ветер дул в сторону визант. флота, и это дало вандалам решающее преимущество. Мн. суда византийцев загорелись; моряки пытались вывести свои корабли в открытое море, бросив высадившийся на берег десант, который продолжал защищать от вандалов свой лагерь на берегу. Битва закончилась разгромом византийцев. Василиск бежал на Сицилию. Понимая, что его обвинят в этом провале, по возвращении в К-поль он сразу бросился искать убежище в храме Св. Софии. Благодаря заступничеству Верины он избежал офиц. обвинений, но был отстранен от всех постов, на некоторое время удален из столицы и проживал в Ираклии Фракийской как частное лицо. После понесенных поражений и убийства Марцеллина в авг. 468 г. Л. был вынужден прекратить войну. Заключенный мир был выгоден для вандалов, которые продолжали нападать на побережья Италии и Иллирика ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 25; Procop. Bella. III 6; Ioan. Malal. Chron. P. 372-373; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 115-116). Экспедиция 468 г. оказалась последней значительной попыткой возродить могущество Зап. Римской империи до момента ее падения в 476 г.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Опасаясь нападения свевов, М. совместно с Теодорихом II отправил против них часть своих войск под командованием Сунериха и комита Непотиана (отца буд. имп. Юлия Непота); свевы были разбиты, и среди них вскоре началась междоусобная война. В мае 460 г. М. прибыл в Цезаравгусту (ныне Сарагоса, Испания) и оттуда направился в Нов. Карфаген (ныне Картахена), где был собран рим. флот из 300 кораблей. Одновременно М. приказал наместнику Далмации Марцеллину занять Сицилию. Король вандалов Гейзерих, чтобы выиграть время, начал переговоры о мире и возобновлении прежнего федеративного договора с М. Одновременно флот вандалов был подведен к побережью Испании, неожиданно напал на стоянки рим. флота и в 2 сражениях одержал полную победу. Потеряв флот, М. был вынужден заключить мир с вандалами на их условиях. Власть вандалов безоговорочно была признана над Сев. Африкой и Мавританией, а также, возможно, над Триполитанией. Гейзерих обещал не подвергать грабительским набегам сев. побережье Средиземноморья. В апр. 461 г. в Арелате М. отметил играми пятилетие своего правления. В письмах Сидония Аполлинария осталось послание с рассказом об одном из праздничных пиров М. в Арелате ( Sidon. Apol. Ep. 1.11). М. распустил союзные войска и большую часть новобранцев и вскоре вернулся в Италию, имея при себе лишь небольшое количество воинов из ветеранов. За время отсутствия М. в Италии Рицимер принял решение отстранить его от власти. Визант. хронист Иоанн Малала (сер. VI в.) считает, что причиной свержения М. было общее настроение народа, к-рый после поражения обвинял его в предательстве ( Ioan. Malal. Chron. P. 375). Вероятно, Рицимер опасался слишком деятельного М., оказавшись в предыдущие годы на второстепенных политических ролях. Столкновение М. с Рицимером произошло близ Дертоны (ныне Тортона, Сев. Италия); М. потерпел поражение и был захвачен в плен. 2 авг. 461 г. по приказу Рицимера с М. сорвали имп. пурпурное одеяние и диадему, а 7 авг. он был казнен на берегу р. Ирия (ныне Стаффора) близ Дертоны.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Химьяритский посол, прибывший в военный лагерь под Хирой в янв. 524 г., ничего не добился. Понимая, что вторжения аксумитов не избежать, Й. А. Я. перегородил вход в бухту Гурайра (150 м) железной цепью, упоминаемой и в агиографических памятниках, и в надписях (   - цепь Эль-Мандеба (Маддабана)). Флот Калеба состоял из 70 кораблей, в большинстве полученных от византийцев, однако лишь незначительная их часть попыталась прорваться в бухту; 20 судов с аксумитами пошли к Мохе, а 40 высадили десант недалеко от того места, где в средние века был основан г. Забид. Почти все источники сходятся в том, что решающая битва произошла там же, на берегу моря. Данные, приведенные в Мученичестве Арефы, о 120 тыс. или даже 310 тыс. воинов, сражавшихся на стороне Калеба, являются преувеличением по меньшей мере на порядок, о 50-тысячном химьяритском войске - в неск. раз. Итогом сражения стал полный разгром химьяритов. По основной версии, Й. А. Я. бросился на лошади в море и утонул; согласно Нашвану аль-Химьяри, он погиб на суше и его тело было брошено без погребения на растерзание лисицам. Вторжение аксумитов и гибель Й. А. Я. произошли не ранее лета 525 г. и не позже осени 529 г., скорее всего в 525 г. Ист.: эпиграфика: Jamme A. Sabaean and Hasaean Inscriptions from Saudi Arabia. R., 1966. P. 39–55. Fig. 13–15. Pl. X–XIII. (Studi Semitici; 23) [Ja 1028]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10ème série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 284–303. Pl. III, IV [Ry 507, 508]; RIE. T. 1. Pl. 271–274, 284–288; T. 2. Pl. 129–132, 143–144; христ. историография: Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 3; Ioan. Malal. Chron. P. 433–434; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 2. P. 54–69; христ. агиография: La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Arâm sopra i martiri omeriti/Publ., trad. I. Guidi//MRAL. 1881. Ser. 3. Vol. 7. P. 488–490 [итал. пер.], 507–508 [сир. текст]; Shahîd I. The Martyrs of Najrân: New Documents. Brux., 1971. P. III–XXXII [сир. текст], 43–111 [англ. пер. и коммент.], 260– 268 [исслед. о Й. А. Я.]. (SH; 49); The Book of the Himyarites: Fragments of a Hitherto Unknown Syriac Work/Ed.

http://pravenc.ru/text/1238031.html

В 40-х гг. IV в. до Р. Х. Византий заключил союз с царем Филиппом Македонским и поддержал укрепляющееся Македонское царство в борьбе против фракийцев. В интересах македонцев Византий также начал препятствовать афинской торговле через Боспор, но вскоре горожане убедились в том, что прекращение афинского транзита в проливе крайне невыгодно им самим, поскольку Афины по-прежнему оставались крупнейшим импортером понтийских товаров. Византий разорвал отношения с Филиппом и вскоре подвергся нападению македонцев. В 340 г. Филипп осадил одновременно Перинф и Византий и вынудил византийцев оборонять сразу два города. Тем не менее морские коммуникации позволяли византийцам долго и успешно сопротивляться осаде. Доставив в Византий подложное письмо, Филипп дискредитировал лучшего визант. военачальника Льва, заставил горожан подозревать его в измене и в конце концов вынудил Льва покончить с собой. Однако все попытки македонцев штурмовать город были отбиты, и Филипп снял осаду. В память об этой успешной обороне в Византии была воздвигнута статуя Гекаты Светоносной, к-рая с этого времени стала наиболее почитаемой местной богиней. Город был экономически разорен и частично разрушен, но отстоял независимость, что позволило ему быстро восстановиться. Независимое и весьма прочное положение Византия сохранялось в дальнейшем. Ок. 335 г. до Р. Х. город вступил в союз с Александром Македонским на почетных условиях, поддержав тем самым его планы завоеваний на Востоке, к-рые открывали широкие перспективы обогащения и для самих византийцев. В средние века византийцы считали, что Александр начал свой поход на Восток именно из Византия ( Ioan. Malal. Chron. P. 292). После раздела империи Александра к кон. IV в. до Р. Х. Византий оказался в регионе столкновений интересов мн. гос-в. Свое влияние здесь стремились распространять Македония, Селевкидское царство Востока, птолемеевский Египет и соседнее с Византием царство Вифиния. Сложная и неустойчивая политическая обстановка в эллинистическом мире позволяла городу успешно сохранять независимость, вступая в союзы как с морскими полисами Греции, так и с различными континентальными государствами. Полисная территория Византия в эпоху эллинизма простиралась на запад от Боспора до Дерка и Регия и на восток до района совр. тур. г. Ялова.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии память Л. отмечена дважды. В сказании, помещенном под 22 абиба/хамле (16 июля), Л. предстает как воин-христианин из Триполи, проповедавший веру сослуживцам, преданный за это на суд начальству и после пыток умерший в темнице. Сказание под 1 тубаха/тэрра (27 дек.) отражает традицию, восходящую к Севиру Антиохийскому, но подвергшуюся дальнейшей переработке (суд над Л. ведет сам имп. Максимиан; описаны разнообразные пытки, после к-рых Л., как и в копт. Мученичестве, был приговорен к усекновению главы). В конце сказания отмечено широкое почитание Л. в Сирии, выразившееся в посвящении ему мн. храмов и мон-рей. Почитание Л. Уже Феодорит Кирский (1-я пол. V в.) относит к числу наиболее значимых церковных праздников день памяти Л. ( Theodoret. Curatio. VIII 69. Vol. 2. P. 335). Самые ранние свидетельства о храме Л. в Триполи также относятся к V в.: его посещали Мелания Младшая и Петр Ивер , в их Житиях сообщается о совершавшихся там чудесах ( Delehaye H. S. Melaniae iunioris Acta graeca//AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 35-36; Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh.: Syrische Übers. einer um das J. 500 verfassten griechischen Biographie/Hrsg., Übers. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 111). Севир Антиохийский, учившийся в молодости в Бейруте, в 488 г. решил принять крещение именно в храме Л. (Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518/Éd., trad. M.-A. Kugener. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère/Par Zacharie le Scholastique. P. 79-81. (PO; T. 2. Fasc. 1); Evagr. Schol. Hist. eccl. III 33). По свидетельству Севира, мн. юноши, изучавшие, как и он, в Бейруте юриспруденцию, по молитвам Л. избирали впосл. монашеский путь. Севир посвятил Л. церковный гимн ( James of Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and Others/Ed., transl. E. W. Brooks. P., 1911. Pt. 2. P. 595-596. (PO; T. 7. Fasc. 5)). Во имя Л. были созданы церкви в Дафне близ Антиохии в 507 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 396) и в Дамаске при имп. Юстиниане I (527-565) ( Procop. De aedif. V 9 26). Известны надписи с указаниями на постройку ц. святых Сергия, Вакха и Л. в Бостре в 512/3 г. (храм частично сохр.) и ц. во имя Л. в Дуреа (Дуре) в 565 г. ( Waddington W. H. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. P., 1870. P. 462-463. N 1915; P. 551. N 2412p). В надписи из Сур-эль-Ладжа содержится упоминание Л. (по др. версии - его церкви) с датой, интерпретируемой исследователями как 458 либо 564 г. (Greek and Latin Inscriptions in Syria. Sect. A: Southern Syria. Pt. 7: The Ledja  /Ed. E. Littmann, D. Magie Jr. Leyden, 1921. P. 426. N 7973). Церковь св. Леонтия в Иосафатовой долине упоминается в IX в. («Commemoratorium de casis Dei», ок. 808; «Итинерарий» мон. Бернарда, 867). В К-поле память Л. праздновали в посвященном ему храме рядом с воротами Пиги и близ Камаридия (SynCP. Col. 756).

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

По должности П. С. имел непосредственный доступ к императору. Видимо, имп. Юстиниан был знаком с его творчеством и одобрял его. Именно по поручению Юстиниана П. С. написал «Экфрасис собора Св. Софии» и «Экфрасис амвона» по случаю повторного освящения храма 24 дек. 562 г., после реконструкции его купола. Купол храма обрушился 7 мая 558 г., вероятно, от последствий землетрясений предыдущих лет. До кон. 562 г. шла его реконструкция ( Ioan Malal. Chron. P. 495; Macrides, Magdalino. 1988. P. 55, 63-65). «Экфрасис собора Св. Софии» был прочитан П. С. в какой-то из дней между Рождеством Христовым и Богоявлением, частично в имп. дворце, частично в резиденции патриарха, куда перешли слушатели во главе с императором. В др. день (возможно, на Богоявление 563 г.), был прочитан «Экфрасис амвона» ( Macrides, Magdalino. 1988. P. 62). Оба экфрасиса вместе составляют единое целое. Если рассматривать их как одну поэму, то она содержит 3 пространные гекзаметрические части, каждая из к-рых предваряется ямбами: ямбический пролог (Descriptio Sophiae. 1-134), гекзаметрическое описание (Ibid. 135-410), ямбическая интермедия (Ibid. 411-416), гекзаметрическое описание (Ibid. 417-1029), ямбический пролог к описанию амвона (Descriptio Ambonis. 1-29), гекзаметрическое описание (Ibid. 30-304). Чередуя ямбические и гекзаметрические части, П. С. непосредственно следует примеру поэта Иоанна Газского (VI в.), теми же размерами написавшего «Экфрасис карты мира» ( Lauritzen. 2013). С т. зр. жанра, поэма представляет собой одновременно экфрасис и энкомий, адресованный главному строителю Св. Софии имп. Юстиниану. Первые 80 строк ямбического пролога были прочитаны во дворце. В них П. С. восхваляет прошлые победы Юстиниана, а также вспоминает событие последних дней: раскрытие в нояб. 562 г. заговора, к к-рому были причастны люди из прислуги Велисария ( Ioan Malal. Chron. P. 493-495), что вызвало опалу и самого полководца. Упоминается, что глава заговора покончил с собой (его имя - Маркелл - не названо). Попутно вспоминается и заговор 549 г., когда Юстиниан помиловал стоявших во главе его Арсака и Артабана ( Whitby. The Occasion. 1985. P. 220-222). П. С. взывает также к памяти имп. Феодоры, к-рая после смерти, предстоя Богу, молится за Юстиниана и его царство (стихи 58-65).

http://pravenc.ru/text/2578575.html

История прихода О. к власти овеяна легендой, детали к-рой ставятся историками под сомнение. В ее основе лежит рассказ Иоанна Малалы о посольстве О. в Рим с целью примирить Прокопия Антемия с Рицимером. Напряжение между ними начало нарастать после неудачной кампании против вандалов (468), осуществлявшейся по замыслу Льва I силами обеих империй, но окончившейся гибелью восточнорим. флота. Антемий в своих решениях почти всегда действовал, ориентируясь на К-поль, что не могло нравиться Рицимеру. К открытому столкновению привело следствие по делу о колдовстве, в результате к-рого были казнены мн. близкие к Рицимеру люди (470) (Ibid. P. 418). К весне 472 г. конфликт вылился в военное противостояние, в результате к-рого Антемий был осажден в Риме войсками Рицимера. В этот момент Лев и послал в Рим О. Согласно Малале, когда О. был уже в пути, Лев направил в Рим магистриана Модеста с тайным письмом, в к-ром советовал Антемию убить О. и Рицимера при переговорах и так избавиться от соперников. Однако письмо было перехвачено Рицимером, и тот показал его О. ( Ioan. Malal. Chron. P. 297-298). Др. визант. историки и зап. хронисты более лаконичны. Они констатируют приход к власти О. при живом Антемии ( Paul. Diac. Hist. Rom. P. 208) или подчеркивают, что О. был ставленником Рицимера ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Ioan. Antioch. 2008. P. 420). В «Пасхальной Хронике» говорится, что О. был провозглашен императором «насильно» (βιασθες) по желанию римлян (Chron. Pasch. P. 594). Особняком стоит свидетельство Феофана Исповедника, к-рый писал, что Лев I провозгласил О. императором (ατοκρτορα) ( Theoph. Chron. Р. 118). Однако такое признание было для имп. Льва невозможным, поскольку тогда он косвенно признавал бы и права кор. вандалов Гунериха, сына Гейзериха, к-рый был женат на сестре Плацидии Евдокии ( Bury. 1886). Прибыв в Рим в марте или апр. 472 г., О. оказался в лагере Рицимера, и тогда же войска провозгласили его августом. Осада Рима продолжалась до 4 июля, в итоге Антемий был казнен, а О. признан сенатом Рима императором (11 июля).

http://pravenc.ru/text/2578307.html

6-я Маккавейская книга - это созданное в иудейской среде сир. стихотворное произведение, которое, по мнению С. Петерсон, имеет с 4 Макк общий источник, отличный от 2 Макк ( Peterson. 2006). 7-я Маккавейская книга - сир. сочинение, в котором приведены речи Марфы Шимони и ее сыновей (изд.: Bensly, Barnes. 1895; перевод и комментарий С. Манникаротту и Петерсон готовится к изданию в рамках проекта Дж. Давилы и Р. Бокема ( Davila J. R., Bauckham R. More OT Pseudepigrapha: см. также: Bauckham; Davila; Panayotov. 2012)). 8-я Маккавейская книга представляет собой краткий рассказ о восстании, опирающийся на селевкидские источники и сохраненный в Хронике Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. 8). Общая сравнительная характеристика С восстанием «Маккавеев» против религ. политики Селевкидов связаны 1, 2, 4 Макк. Автор 1 Макк описывает события 175-135/4 гг. до Р. Х.- от начала восстания под рук. отца Иуды, Маттафии Маккавея, до создания собственного гос-ва и установления династического правления победителей. Историю династии Хасмонеев он доводит до Иоанна I Гиркана 2 Макк также рассказывает о восстании, охватывая период примерно между 180 и 160 гг. до Р. Х., но в большей мере сосредоточена на возобновлении богослужения в храме и на жизни и деяниях именно Иуды Маккавея. Она заканчивается в момент торжества Иуды, его гибель не описывается. Основу 4 Макк составляет расширенное и погруженное внутрь философской диатрибы о воспитываемом Торой благочестивом разуме, превосходящем мудрость языческих философов, переложение 6-7-й глав 2 Макк. В этих главах не действуют ни Иуда Маккавей, ни его братья, т. к. в них представлены подвиги верных Богу безоружных мучеников: старца Елеазара, 7 братьев - детей, подростков, юношей - и их матери. У 3 Макк формальных оснований именоваться Маккавейской нет. Ее события помещены автором в период на полвека раньше восстания, но их содержание - это преследование евреев эллинистическим монархом и непреклонная стойкость верующих. Вероятно, поэтому в древних кодексах ее помещали после 2 Макк.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010