Маздак был принят К. и на долгое время стал одним из его приближенных советников. Маздакизм принял один из сыновей К.- Кавус (Фтасуарсан у Феофана; сын жены, спасшей К. из «Замка забвения»). Вместе с тем со временем для К. и его двора стало очевидным, что чрезмерное усиление маздакизма представляет серьезную угрозу для разных сторон жизни Ирана - от политической системы до бытовых и культурных традиций. Дальнейшая поддержка маздакизма означала постепенный отказ от маздеизма, веры отцов. Между тем К. стремился поддержать и маздеизм, о чем свидетельствует календарная реформа, проведенная им между 507 и 511 гг. ( Бойс. 2003. С. 188-190). Согласно рассказам визант. хронистов, смена политики К. в отношении маздакизма произошла, когда шах получил сведения о тайной подготовке маздакитами переворота в пользу Кавуса. Ок. 528 г. К. созвал собрание знати и духовенства в Ктесифоне, на к-ром присутствовали верховный маг Глоназ и христ. еп. Возан, и тут же приказал своей охране убить проповедников маздакизма во главе с их лидером Индаразаром, а также Кавуса и представителей знати, принявших это учение. Началось массовое преследование маздакитов по всему Ирану, и вскоре их общины были почти полностью уничтожены, книги сожжены, а храмы переданы зороастрийцам или христианам ( Ioan. Malal. Chron. P. 444; Theoph. Chron. P. 169-170). В кон. V в. положение христиан в Иране укрепилось. В 80-90-х гг. в Церкви Востока, к-рая объединяла большинство христиан в Иране, еще продолжалась борьба между сторонниками и противниками несторианства. Бар Саума , митр. Нисибинский (457-492/95), добивался принятия несторианства (строгого дифизитства ) как основного вероучения, но ему нек-рое время противостояла партия епископов во главе с католикосами Бабуем (456-484) и Акакием Селевкийским (484-496). С 80-х гг. шахский двор при Перозе, Балаше, К. и Джамаспе начал все более последовательно поддерживать несториан и подвергать жестоким гонениям монофизитов, к-рым был оставлен лишь г. Тагрит (ныне Тикрит, Ирак).

http://pravenc.ru/text/1319744.html

В этот же период М. вторгся в центральные районы Аравии, находившиеся под контролем царства Химьяр , к-рым правил тогда христианин Маадикариб Яфур , однако не сумел там закрепиться. Во всяком случае наскальная сабейская надпись Ry 510, датированная 631 г. химьяритской эры (521 г. по Р. Х.), сообщает, что М. «заключил мир с уплатой дани». После кончины Маадикариба Яфура и вступления на химьяритский престол царя-иудея Йосефа Асара Ясара , учинившего гонения на христиан, М. попытался в янв. 524 г. последовать его примеру, но, встретив решительный отпор со стороны подчинявшихся Лахмидам представителей кочевых араб. племен, исповедовавших христианство, вынужден был отказаться от своего намерения. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. VI в. отмечено противостояние М. и царя Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы , с кон. 30-х гг. они воевали за контроль над т. н. стратой (мощеной рим. дорогой), проходившей несколько южнее Пальмиры. Лахмидско-гассанидская борьба являлась частью военных столкновений Византии и Ирана, как, напр., во время походов Хосрова I в 540-544 гг., однако продолжалась и тогда, когда между 2 державами действовал официально заключенный мир. Особое ожесточение противоборство царей Лахмидов и Гассанидов приобрело после того, как в 546 г. М. захватил одного из сыновей аль-Хариса ибн Джабалы и принес его в жертву аль-Уззе. М. погиб во время похода в пограничные области Месопотамии в битве с гассанидским войском близ Киннесрина. С его смертью завершился период наибольшего военно-политического могущества Лахмидов. Ист.: Procop. Bella. I 17. 1-3, 29-48, 18. 1-12; II 1. 1-15, 3. 31-53, 4. 14-26, 16. 16-19, 19. 26-46, 28. 12-14; Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 386-388, 390, 431; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10ème série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 307-310 [Ry 510]; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 105-109; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 82-85; Caskel W. Gamharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muhammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 429; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881-1882. T. 2. P. 900, 958-959, 1025; Chronicon miscellaneum ad annum Domini 724 pertinens/Ed. E.-W. Brooks; interpr. I. Guidi//Chronica minora. P., 1904. Pars 2. [Vol. 1: Textus]. Р. 143; [Vol. 2: Versio]. P. 111. (CSCO; 3-4. Syr. 3; 4); The Chronicle of Pseudo-Zachariah Rhetor: Church and War in Late Antiquity/Ed. G. Greatrex; transl. R. R. Phenix, C. B. Horn. Liverpool, 2011. P. 285-289, 297-298.

http://pravenc.ru/text/2564338.html

H.a. – Historia arcana//Procopii Caesariensia Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1963. VoL 3. Herod. – Herodoti Historiae Вес. С. Hude. Oxonii, 1912. Vol. 1 – 2 HGM – Historici graeci minores. Lipsiae, 1871. H.W. – History of the Wars//Procopius with an English translationEd. H. B. Dewing. Cambridge (Mass.), 1954 (Vol. 1); 1916 (Vol. 2) Hydat. Chron. – Hydatius Lemicensis. Chronicon Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. 1894. T. 11. Ioan. Ant. – Ioannis Antiocheni Fragmenta Ed. C. Müller//FHG. 1851, 1870. Vol. 4, 5 Ioan. Lyd. – Ioannis Lydi De magistratibus populi Romani libri tresEd. R. Wuensch, Lipsiae, 1903 Iord. Get. – Iordanis Getica Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. 1882. T. 5 Iord. Rom. – Iordanis Romana Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 5. Josh. Styl. – Joshua the Stylite. The Chronicle Composed in Syriac A D. 507. Cambridge, 1882 Malal.Ioannis Malalae Chronographia Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1831 Marcel. Com. – Marcellini Comiti Chronicon//MGH. AA. T. 9. Vol. 2. Fasc. 1 Menandr. – Menandri Protectoris Fragmenta//HGM. Vol. 2 MGH. AA – Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi. Hannover; Berlin. Nic. Chon. – Nicetae Choniatae Historia Ed, I. Bekker. Bonnae, 1835 Nöldeke – Tabari – Tabari. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden Übers, von Th. Nöldeke. Leyden, 1879. Nov. – Novellae Ed. R. Scholl, G. Kroll//Corpus Iuris Civilis. B., 1954. Vol. 3. Nov. Marc. – Marcian. NovellaeEd. P. Meyer, Th. Mommsen. B., 1905 PG – J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca. P. Prisci fr. – Priscas Panites. Fragmenta//FHG. P., 1851. T. 4 S.H. – Secret History l Procopias... I Ed. H. B. Dewing. L., 1935. Vol. 6 Sidon. Apoll. – Sidonii Apollinaris Carmina Ed. C. Lütjohann//MGH. AA. 1887. T. 8 Strab. – Strabonis Geographia Hrsg. von W. Aly. Bonn, 1868 – 1972. Vol. 1 – 2. Synes. De regno – Synesii Cyrenensis De regno//Synesii Cyrenensis Hymni et opuscula Ed. N. Terzaghi. Roma, 1944 Theoph. – Theophanis Chronographia Вес. С. de Boor. Lipsiae, 1883. Vol. l

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Е. провел ок. 492 г. в К-поле Собор, утвердивший почитание Халкидонского Собора. К 495 г. отношения Е. и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло 2 покушения на Е., а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол. В 496 г. Анастасий собрал в К-поле Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Е., обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения Е. в К-поле произошли народные волнения на ипподроме. Дата смерти Е. точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер ок. 512 г. Впосл. Е., а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 гг. православные К-поля и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Вост. Церквами и Римом. Ист.: Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3; Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31; Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5; Victor Tonnunnensis. Chronica/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1. Лит.: Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83; Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l " empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.; Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227; RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519)// Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553)//Ibid. S. 126-128, 143-144; Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch// Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/187721.html

К. П. пользовался покровительством св. имп. Евдокии , жены Феодосия II, к-рая ценила его поэтическое дарование и знакомство с классической греч. культурой. Однако в кон. 441 г. из-за придворных интриг близкого ко двору евнуха Хрисафия К. П. лишился своего положения, его имущество было конфисковано. Против К. П. были выдвинуты обвинения в язычестве ( Theoph. Chron. P. 97; Ioan. Malal. Chron. P. 362). В 443 г. Хрисафий, стремясь удалить К. П. из столицы, добился его рукоположения в епископы г. Котией, где предыдущие 4 епископа были убиты местными жителями. Первую гомилию К. П. цитирует хронист нач. IX в. прп. Феофан Исповедник. Ошибочно указывая кафедру, на к-рую был назначен К. П., как Смирнскую, он сообщал, что жители города сначала задумали убить епископа, но, когда К. П. произнес краткую проповедь, где заявил, что Рождество Бога и Спасителя лучше всего почитать молчанием, ибо «Божественный Логос был зачат святой Девой одним лишь слухом», паства раскаялась и восхитилась новым епископом ( Theoph. Chron. P. 97). Иоанн Малала и вслед за ним словарь Суда отмечали, что К. П. умер епископом, однако в действительности по смерти имп. Феодосия II К. П. сложил с себя сан и переехал как частное лицо в К-поль. Возможно, имп. Маркиан (450-457) вернул ему конфискованное имущество. В этот период К. П. сблизился со знаменитым подвижником прп. Даниилом Столпником . В Житии Даниила (BHG, N 489) рассказано, как святой изгнал беса из дочери К. П. Александры, а в благодарность К. П. начертал на столпе святого похвальную эпиграмму собственного сочинения, состоящую из 3 элегических дистихов (AG. I 99). Дата кончины К. П. неизвестна, вероятно, она приходится на правление имп. Льва I (457-474). Иоанн Малала называет К. П. «философом», однако прежде всего тот прославился как поэт. Иоанн Лид в трактате «О магистратах» писал, что его стихами восхищались еще в сер. VI в., однако упрекал К. П. за то, что он не интересовался ничем, кроме поэзии ( Lyd. Mag. II 12). Классицизирующие квантитативные поэмы К. П. сохранились в основном фрагментарно (AG. IX 136; IX 623; XV 9). Также К. П. предположительно принадлежит Мученичество св. Мины, написанное по образцу энкомия мч. Гордию свт. Василия Великого.

http://pravenc.ru/text/1840133.html

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д. занимали выгодные в стратегическом отношении точки на важных путях и в удобных для культивации землях, обычно заселенных с древности ( Mittmann. 1966; Bauzou. 1988). Они возникли во время похода Александра Македонского, к-рый почитался в Герасе как ее основатель; Стефан Византийский называет Александра основателем Диона ( Steph. Byzant. Ethnika. 103-104); он же считался основателем Абилы и Капитолиады ( Seyrig. 1965. P. 24-28; Frézouls. 1988. P. 127). Пелла, возможно, названа в честь одноименной столицы Македонии, что подтверждают находки монет Птолемеев и штампы на родосских амфорах ( McNicoll. 1982). Название Пелла может восходить не к македон. метрополии, но к похоже звучащему топониму древнеегип. документов. Филадельфия названа в честь Птолемея II Филадельфа (ок. 308-246 гг. до Р. Х.). Полибий ( Polyb. Hist. V 69-70) назвал ее Раббатаманой (Ραββαταμνα; Раббат-Аммон, Равва Аммонитская ). Абила, Канафа, Гадара, Гераса сохранили древние имена ( Zayadine. 1982). Название Гиппос (греч., букв.- конь), возможно, калька с семит. названия  ,  (Сусита); оно отражено в изображениях на монетах города крылатого коня. Для нового названия Беф-Сана - Скифополь есть много объяснений, восходящих к Геродоту ( Herod. Hist. IV 105) и хронисту VI в. Иоанну Малале ( Ioan. Malal. Chron. 5. 178), причем поселение здесь скифов связывают с эпохой Птолемея II ( Lifshitz. 1977); иногда топоним объясняют семит. корнями ( Frézouls. 1987). Скифополь называли также Ниса, что в рим. период связывали с мифом о Дионисе и с его кормилицей ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 14); есть и др. объяснения (напр., используя имена женщин дома Селевкидов, Антиоха III или Антиоха IV ( Frézouls. 1987. P. 88)). В кон. III в. до Р. Х. Антиох III Великий отобрал у Египта Сирию, Юж. Финикию и Палестину, получив по договору Скифополь ( Lifshitz. 1977. P. 268-270; Sartre. 1988. P. 21), Пеллу, Галааду (т. е., вероятно, Герасу, Абилу и Гадару) и Филадельфию ( Polyb. Hist. V 69-71). Захват последнего города Селевкидами заставил Иоанна Гиркана спасаться в крепости Тир ( Ios. Flav. Antiq. XII 4. 11) - возможно, совр. Ирак-эль-Амир ( Villeneuve. 1988). Антиох III Епифан и его преемники колонизовали район Иордании, что привело к переименованию городов ( Frézouls. 1988. P. 117-119): Гадара стала называться Селевкия и Антиохия ( Steph. Byzant. Ethnika. 128. 30), Гераса - Антиохия-на-Хрисорроасе (см. надпись на гирьке 143/2 г. до Р. Х.- Seyrig. 1950. P. 53; надпись эпохи Адриана и монеты императоров от Марка Аврелия до Коммода ( Spijkerman. 1978. P. 160-163)), Абила - Селевкия, Гиппос - Антиохия (согласно надписям на монетах - Spijkerman. 1978. P. 50-57, 170-179). Именно в этот период города Д. получили статус эллинистических полисов ( Barghouti. 1982), что хорошо заметно в Герасе ( Seigne. 1986. P. 53).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

29 нояб. 528 г. в Л., впервые в истории города (одновременно с Антиохией и Селевкией Пиерией), произошло землетрясение. Была разрушена половина города и погибло 7,5 тыс. чел. По сообщению хрониста Иоанна Малалы , пострадали в основном иудейские кварталы, в то время как все христианские храмы остались целы ( Ioan. Malal. Chron. P. 442-443). Последствием этого бедствия, несмотря на выделение средств на восстановление правительством имп. Юстиниана, стало падение экономического и торгового значения города. В сер. VI в. адм. устройство Сев. Сирии вновь претерпело изменения, когда имп. Юстинианом I из части приморских земель провинций Сирия Первая и Сирия Вторая была образована пров. Феодориада. Л. стала ее центром, в нее также вошли города Габала, Палт и Баланея. Феодориада просуществовала до VII в.; на развитии структуры Антиохийской Церкви эта реформа не отразилась. Средние века В ходе араб. завоеваний VII в. Л. была захвачена Убайдой ибн ас-Самитом аль-Ансари в 638 г. после осады и штурма цитадели. Христ. население бежало, но получило разрешение вернуться и сохранить нек-рые из храмов. Античный храм, в ранневизант. эпоху ставший церковью, был обращен в мечеть. В 719 г. византийцы с моря атаковали Л., сожгли ее и увели в плен жителей. Халиф Умар II принял меры к восстановлению города и выкупу пленных. Этноконфессиональный состав населения Л. оставался смешанным. Так, именно из Л., по свидетельству византийского хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.), происходил прорицатель-иудей, подтолкнувший халифа Язида II в 721 г. к антихрист. гонениям ( Theoph. Chron. P. 401-402). Л. редко фигурирует в источниках эпохи халифата. В сер. X в., после окончательной дезинтеграции халифата Аббасидов, город вместе со всей Сев. Сирией оказался под властью династии Хамданидов. В 970 г., в период т. н. византийской реконкисты, Л. была захвачена византийцами. На короткое время Л. оказалась важным форпостом ромеев в глубине мусульм. мира, базой для морских нападений на окрестности Триполи. Ок. 980 г. правитель города Кармарук успешно отразил вторжение в антиохийскую область фатимидских берберов, но во время следующего нападения на город он попал в плен, был увезен в Египет и казнен. Военные кампании визант. имп. Василия II Болгаробойцы в 995 и 1000-1001 гг. отодвинули византийско-мусульм. границу на юг от Л., к отрогам Сев. Ливана и среднему течению р. Оронт.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

В 524-526 гг. сведений о войне нет, но в 527-531 гг. произошла новая вспышка противостояния. В 527 г. персы нанесли ряд поражений византийцам (в т. ч. Велисарию) близ крепости Дара в Сев. Месопотамии, одновременно пытались овладеть Лазикой (Зап. Грузия). Обе стороны на этот раз заключили союзы с различными племенами гуннов-сабиров, привлекая их на свою сторону. К. тайно поддерживал общины самаритян и иудеев в Палестине, в 529 г. они подняли крупное восстание против византийцев, которое было подкреплено нападением союзных К. арабов царя аль- Мунзира III на визант. приграничные посты в Заиорданье. В том же году очередные переговоры были сорваны после того, как византийцы узнали о союзе К. с самаритянами и иудеями. Политика веротерпимости, которую уже неск. десятилетий реализовывал в Иране К., привлекала на его сторону различные религ. меньшинства на визант. Ближ. Востоке. Получив помощь от К., они рассчитывали освободиться от давления на них правящей в Византии халкидонитской (православной) элиты, к-рое особенно начало усиливаться при имп. Юстине I. В 530 г. произошла крупная битва при Даре, в к-рой персы во главе с полководцем Перозом потерпели поражение от Велисария, хотя их силы не были уничтожены. В 531 г. персы организовали новое наступление и одержали победу при Каллинике; одновременно союзные им гунны-сабиры грабили обширные области визант. Армении, Каппадокии и Сирии. Осенью 531 г., со смертью К., военные действия были прекращены, и вскоре обе державы пересмотрели свои взаимоотношения. В сент. 532 г. Иран и Византия заключили «вечный мир», стабилизировавший отношения до 540 г. В последние годы правления стареющего К. укрепилось положение его 3-го сына, Хосрова, который постепенно стал контролировать значительную часть государственных дел. Хосров стал одним из инициаторов истребления маздакитов. К. скончался, успев 8 сент. 531 г., за неск. дней до смерти, возвести Хосрова на престол ( Procop. Bella. I 21.17-22; Zach. Rhet. Hist. eccl. IX 6; Ioan. Malal. Chron. P. 471.4-10). Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire Perse. 1904. P. 141-162; Christensen A. Le règne du roi Kawãdh I et le communisme mazdakite. København, 1925; idem. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944 2. P. 326-362; The Cambridge History of Iran. Camb., 1983. Vol. 3: The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods/Ed. E. Yarshater. 2 pt.; Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998; Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. М., 2002. С. 109-110; он же. Несторий и Церковь Востока. М., 2005. С. 40-41; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 2003 4. С. 188-192. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля)

http://pravenc.ru/text/1319744.html

Даниил (нач. XII в.), который в своем «Хождении» упоминает о пещере М. на горе Фавор и сообщает предание, согласно которому Авраам при встрече с М. постриг ему волосы, ибо тот был космат. Текст содержит замечание в духе антикатолич. полемики: по мнению автора, благословение М. положило «начало литургиям хлебом и вином, а не опреснокам» («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 111-113). У визант. хрониста Георгия Амартола в «Хронике» приводится апокрифическое предание, согласно которому М. происходил из рода егип. царя Сида и был назван в честь своего отца Седека. М. построил на горе Сидон г. Салим, где и царствовал над хананеями в течение 113 лет ( Georg. Mon. Chron. II 11/Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Stuttg., 1978r. P. 101-102). Этим же данным следуют и авторы др. визант. хроник ( Sym. Log. Chron. 2006. Vol. 1. P. 44; Ioan. Malal. Chron. P. 57). В «Хронике» Георгия Синкелла М. назван «девственником» ( Georg. Sync. Chron. P. 111). Эпизод благословения М. хлебом и вином Авраама из первого славянского перевода Хроники Георгия Амартола был включен на Руси в состав Летописца Еллинского и Римского (Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т. 1. С. 12; 2001. Т. 2. С. 10) и через его посредство попал в Русский Хронограф редакции 1512 г. (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 33) и в позднейшие, а также в 1-й том Лицевого летописного свода, т. н. Музейский сборник (ГИМ. Муз. 358). В сир. христ. памятнике VI в. «Пещера сокровищ» (Cauerna Thesaurorum - CAVT, N 11), представляющем собой сборник легендарных сказаний, ошибочно приписываемый в рукописной традиции прп. Ефрему Сирину, М. назван сыном Малака из рода Сима. Он играет одну из центральных ролей в сказаниях о патриархах: участвует по поручению Ноя вместе с его сыновьями в похоронах Адама после потопа (La caverne des tresors: les deux recensions syriaques. Louvain, 1987. P. 64-65. (CSCO; 486. Syr.; 207)), молится о Ревекке, предсказывая будущее ее сыновьям (Ibid. P. 92-93). М. приобщил Авраама на горе Йавос «Святым Таинам, хлебу преложения и вину искупления» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010