Варрон в девяти книгах «Наук» 328 привел такое уподобление для диалектики и риторики: «Диалектика и риторика – это как сжатый кулак и раскрытая ладонь человеческой руки: первая речи сокращает, вторая – распространяет». (2) Диалектика – для тех, кто рассуждает о вещах более прямо, а риторика – для тех, кто стремится излагать более красноречиво. Первая иногда приходит в школы, вторая постоянно обитает на форуме. Первая требуется редким ученым, вторая – часто и народам. (3) Философы же решили, прежде чем переходить к изложению «Исагоги», указать на определение философии, поскольку легче показать то, что относится к ней, [к философии] 329 . Глава XXIV. Об определении философии Философия 330 есть постижение дел человеческих и божеских, связанное со стремлением жить хорошо 331 . Кажется, что она состоит из двух вещей: знания и мнения 332 . (2) Знание (scientia) – это когда некоторые вещи точно схватываются разумом (ratio); мнение (opinatio) же – когда нечеткая вещь все еще скрыта и не кажется разуму надежною, как, например, является ли Солнце таким, каким они видится, или оно больше, чем вся Земля; также Луна является шарообразною или вогнутою; также светила прикреплены ли к небу или перемещаются свободным течением в воздухе; само небо какой величины, из какого вещества состоит: покойно ли оно и недвижимо или вращается с невероятною быстротою; какова толщина земли, или посредством каких оснований она остается на весу и уравновешенною. (3) Само же это название на латынь переводится как «любовь к мудрости» (amor sapientiae) 333 . Ведь греки называют любовь φλος, а мудрость – . Видов философии три: одна – естественная (philosophia naturalis), которая у греков называется «физика» и в которой говорится об исследовании природы, другая – нравственная (philosophia moralis), которую греки зовут этикою и которая занимается нравами, третья – умозрительная (philosophia rationalis), которая у греков называется словом «логика» и в которой рассуждают, каким образом в причинах вещей или в жизненных нравах обнаруживается сама истина. (4) В физике, следовательно, обретается изыскание причин [бытия], в этике – порядок жития, в логике – способ (ratio) умопостижения 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В разделе 3.1.4 рассматривались примеры соединений через средний термин у предшественников Максима, в 3.4.7 они будут рассмотрены применительно к Трудности XLI. Здесь мы укажем несколько случаев их использования в других сочинениях Исповедника. Например, в триаде «бытие, благобытие, приснобытие», первый и третий термины именуются «краями», а средний опосредует их 325 . Душа является «средним» между умом и чувством, или же между Богом и материей 326 . Соответственно, через посредство души Богу усваивается и тело 327 . Механизм опосредования скрыт от человеческого ума, и человек не в силах понять механизм смешения стихий в своём теле, и может лишь констатировать наличие такой связи (1228С). Примечательны примеры эпистемологических середин: мышление ( νησις) и мысль ( νημα) служат связью между умом и мыслимым ( τ νοομενον); чувственное и чувствующее ( τ ασθανμενα ) связаны через чувство 328 : представление – воображение ( τ φανταστικν) и представляемое-воображаемое ( τ φανταστν) связаны через образ-явление ( φαντασα) 329 . Мир очерчивается человеком, точнее его душевными силами – мыслью и чувством, и сам человек, в силу своей конечности, очерчен миром по телу и душе 330 . Крайности соприкасаются через середину, там, где сходятся их границы, пределы 331 . Когда крайности связываются друг с другом через середины, они не повреждают друг друга 332 . Это означает, что связывание космоса через середины не уничтожает края онтологически. 3.2.3. Усваивание и уподобление в соединении Когда Максим говорит о сведении всеобщих крайностей через середины, средними терминами выступают собственные части человека: его тело, ощущение, рассуждение и ум. Максим представляет такого рода соединение как «усваивание» ( οκε ωσις) крайностей друг другу 333 . Как параллель можно привести рассуждение Прокла, который говорил, что уподобление ( μο ωσις) осуществляется тремя способами: (1) посредством общего подлежащего, (2) посредством более высокой причины, собирающей тех, что находятся под ней, (3) посредством среднего термина, который служит связью двух крайних 334 . В Трудности XLI задействованы два последних 335 . 3.2.4. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

324 . Papandrea J. L. The Trinitarian Theology of Novatian of Rome. A Study in Third – Century Orthodoxy. Lewiston, Queenston, Lampeter, 2008. 325 . Weyer H. Novatianus De Trinitate. Uber den dreifaltigen Gott. Dusseldorf, 1962. Арнобий 326 . Дроздов Н. М. Арнобий. Семь книг против язычников. Киев, 1917; СПб., 2008 . 327 . Фокин А Р. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 376–378. 328 . Он же. 2005. См. выше, 142. 329 . Amata B. La cristologia di Arnobio il Vecchio//Bessarione, 5 (1986). P. 55–94. 330 . Beatrice P. F. Un oracle antichretien chez Arnobe//Memorial Dom Jean Gribomont/Ed. Y. de Andia et al. Rome, 1988. P. 107–129. 331 . Burger C. Die theologische Position des Alteren Arnobius. Diss. Heidelberg, 1970. 332 . Courcelle P. Les sages de Porphyre et les «viri novi» d’Arnobe//Revue des etudes latines, 31 (1953). P. 257–271. 333 . Idem. Anti-Christian Argument and Christian Platonism from Arnobius to Saint Augustine//The Conflict between Paganism and Christianity in the IV cent./Ed. A. Momigliano. Oxford, 1963. P. 151–192. 334 . Fortin E. L. The viri novi of Arnobius and the conflict between faith and reason in the early Christian centuries//The Heritage of the Early Church/Ed. D. Neiman, M. Schatin. Rome, 1973. P. 201–222. 335 . Gabarrou F. Arnobe et son oeuvre. Paris, 1921. 336 . Kraft P. Beitrage zur Wirkungsgeschichte des Alteren Arnobius. Wiesbaden, 1966. 337 . Lucarini C. M. Questioni arnobiane//Materiali e discussioni per l’analisi dei testi classici 54 (2005). P. 123–164. 338 . McDonald H. D. The Doctrine of God in Arnobius “Adversus Gentes”//Studia Patristica, 9 (1966). P. 75–81. 339 . Micka E. F. The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius. Washington, 1943. 340 . Rapisarda E. Arnobio. Catania, 1945. 341 . Simmons M. B. Arnobius of Sicca: Religious Conflict and Competition in the Age of Diocletian. Oxford, N.Y., 1995. 342 . Sitte A. Mythologische Quellen des Arnobius. Wien, 1970. 343 . Viciano A. Retorica, filosofia y gramatica en el Adversus nationes de Arnobio de Sicca. N. Y., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Откуду ныне толико изумленных 328 , толико ожесточенных, трепещущих и беснующихся? К избежанию от сего несть лучшаго средства, как прибегнуть к Богу верою и надеждою чрез Христа. Но увы! Коль многие бедные люди прельщаются в подобных сим случаях: они ищут утешения и упокоения совести не в покаянии, но или в пиянстве, имже хотят притупити память содеяннаго греха, или в порочных обращениях с развратными людми, кои обыкновенно не токмо извиняют зло, но и похваляют и удобряют е, или в козлогласованиях и игрищах, или в расточительных иждивениях, мотовстве и роскошах. Сия вся како могут успокоити совесть? Не паче ли раздражают дотоле, доколе во ожесточение впадет человек и совсем потемнит светило разума? Горе такому человеку! Лучше было бы ему, аще не бы родился в мире, нежели родился на свою погибель и на оскорбление Бога и природы. Таковый бо человек, по Приточнику, не радит и дерзает, яко лев, сиречь, на вся злая стремится, 329 отсюду разорения, грабежи, убийства, отсюду татьбы, рвения, клеветы, отсюду прелюбодеяния, сквернословия, студодеяния и подобная. Не таков ли бе Иуда предатель, 330 Саул, 331 Исав, 332 Каин, 333 иже не возмогоша покаятися, зане Божию прогнали благодать, и Господь оставил их в начинания сердец их. Боже прещедрый, избави таковаго состояния всех! 90 . Тело убо святаго, якоже рех, изнесено бе в пусто место. Татарове бо, бояся мертвецев, не могут терпети, да обнощует у них в стане мертвое тело. Наставшей же ноши, велий страх и ужас нападе на стрегущих воинов, егоже терпети не могше, побегоша в станы своя. Наутрие же, возвращшеся, паки видят возницу со дскою тщу 334 , тело же святаго особь лежащее на едином месте, язвою обращено к земли, и кровь многую истекшую из нея, десная 335 же рука под лицем бе, а левая у язвы, одеяние же все цело, якоже бе прежде, и ничим не повреждено. Аще бо и многия дивия звери нощию скитахуся по пустыне 336 той, но Господу хранящу вся кости праведных своих, 337 нимало не прикоснушася святому, аки бы некое благоговение и почтение тем изъявляя праведному мужу, яко Даниилу пророку иногда, 338 Еже бо человеческая злоба прогна от себе, то во обличение нам вселися в пустынных неукротимых зверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

328 в) Третий же способ молитвенного правила научить душу молитвенно к Богу возноситься – есть Богомыслие, «которое есть благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему ведение их и их к нам отношение нас обязывает, – есть размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благости и слове Божием, о св. таинствах, о царстве небесном». 329 Наконец подвижник достигает молитвы сердечной, молитвы чувства. 330 Этот вид молитвы и составляет настоящую молитву, и к которому два первые служат только приготовлением. Такая молитва состоит в непрестанном обращении ума и сердца к Богу, сопровождаемом внутренней теплотой или горением духа. Это предел, для которого должна дойти молитва , и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы. 331 Все эти виды молитвы необходимы для человека и порождают одна другую: телесная молитва приводит к молитве – умной, сознательной, а эта последняя – к сердечной. 332 «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет: ибо только умная молитва и есть настоящая молитва , Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия; так что коль скоро её нет при сем, то молитвословия те имеют только вид молитвы, а не суть молитва». 333 Когда молитвенное чувство дойдет до непрерывности, тогда начинается уже духовная или созерцательная молитва, которая есть дар Духа Божия, молящегося о нас. «Отличительной чертой созерцательной молитвы», говорит преосвящ. Феофан, «св. Исаак Сирианин поставляет выпадение из сознания всего окружающего и пленение в горний Мир. По свидетельству его, ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой власти над собою не имеет». 334 Лучшим и легчайшим средством восхождения к молитве духовной надо признать навыкновение молитве Иисусовой 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

«После того, брат твой Эркахара, заняв у Найманей войско, снова пошел на тебя войной; ты бежал в страну Хойхой, владение Гурхана, рода Кита 327 . Меньше, чем через год, ты возмутился и ушел оттуда; проходя странами Уйу и Хэси, был ты доведен до такой крайности, что питался молоком пяти овец и пил кровь, выпущенную из верблюда, и приехал ко мне на слепой каурой лошади; из-за дружбы твоей к отцу моему, я выслал навстречу тебе людей, принял и привел тебя в свое становище; кроме того, собрав у моего народа, что мог 328 , продовольствовал тебя. Потом, когда ты, овладел народом Мерки, скот и имущество его я уступил тебе». «После того, когда мы с тобой преследовали Буируха и бились с Кэксеусабрахом в урочище Байдарахбелчир, ты ночью, разведя нарочно огни, отступил и ушел. Кэксеусабрах, преследуя тебя, полонил жен и народ Санкуня, овладел, также, половиною твоего народа, жавшего в Телегету. Ты опять просил у меня помощи, и я послал четырех витязей, которые избавили и возвратили твоих и Санкуневых жен, народ и скот. Ты тогда тоже благодарил меня. За что же, теперь, ты коришь меня? 329 » Когда посланные пересказали эти слова Ван ханю, Ван хань, вздохнув, сказал: «Я не должен был бы расходиться с сыном моим Темучжинем, а разошелся с ним». – Тогда, восскорбев сердцем, он порезал ножом мизинец на своей руке, текшею из него кровью наполнил маленький берестовый бурачек и сказал: «Коли я буду лиходеить сыну моему Темучжиню, то пусть буду так исколот!». С сими словами, он отдал эту кровь посланцам, которые и принесли ее к Чингису. Чингис велел передать Чжамухе такие слова: «Из зависти и ненависти, ты развел меня с царем, отцом моим. В прежнее время, каждый день, бывало, кто раньше вставал, тот пил из черной чаши 330 кобылье молоко у отца; я всегда вставал рано; за то ты и возненавидел меня 331 . Теперь пей полной черной чашей царя отца, немного будет убыли 332 ». Потом Чингис велел сказать Алтаню и Хучару: «Не знаю, как вы решились покинуть меня? Хучар! Тебя, как сына Некуньтайцзы 333 , сначала у нас хотели сделать царем; но ты сам не захотел. Алтань! Твой отец, царь Хутула, некогда правил народами Дада, и потому хотели сделать тебя царем 334 ; но ты тоже не захотел. Из высших 335 , были сыновья Бартаня, Сача и Тайчу 336 , оба они также отказались. Вы, целым обществом, сделали царем меня, против моей воли. Теперь, как отстали от меня, усердно помогайте Ван ханю и не начинайте того, чего не можете кончить, чтобы не навлечь на себя людской хулы. Доверьтесь вполне Темучжиню; без Темучжиня нельзя обойтись. Охраняйте тщательно вершины трех рек, не позволяя другим становиться там».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Поклонение и (возношение) курение сопровождаются старцами пением славословия. Оно названо новою песнею, и, конечно, не в отличие ее от 4:11 326 , не в смысле ее превосходства 327 и возвышенности 328 , но в том же самом смысле, в каком Спаситель называл новою Свою заповедь о любви ( Ин. 13:34 ), т.е. по некоторой новости ее содержания 329 ( Ис. 42:9–10 ). В своем песнопении старцы прославляют представшего перед престолом Агнца и указывают на Его дело искупления, которое дало Ему право быть единственным ходатаем между Богом и людьми ( 1Ин. 2:1 ; Евр. 9:15 ), а в данном случае, через раскрытие таинственной книги, – право сообщить откровение о будущем. Иисус Христос – Агнец представляется общечеловеческим искупителем 330 , без всякого различия людей по коленам, языку (γλσσα – наречие) 331 , по роду и племени (ср. Ис. 66:31 ; Дан. 3:7 ); одинаково по отношению ко всем людям Он проявил Свою бесконечную любовь ( Еф. 5:25 ), поэтому одинаково от всех и за всех Он достоин хвалы, которую возносят Ему старцы, представители человечества 332 . При изъяснении 10 ст. встречается значительное филологическое затруднение. Существуют разночтения. По одному читается (как в русском и славянском перевод.): и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле (κα ποησας μς τ Θε μν βασιλες κα ερες κα βασιλεσομεν π τς γς) 333 . Но это чтение, по которому все содержание 9 и 10 ст. относится исключительно к старцам, считается менее правильным и большинством исследователей и толкователей 334 текста объясняется как стремление переписчика упростить его понимание и достигнуть однообразия в чтении обоих стихов. Лучшее чтение, по мнению тех же толкователей и исследователей, сообразно с большинством древних списков следующее: (κα ποησας ατος τ Θε μν βασιλεαν κα ερες κα βασιλεουσιν π τς γς) 335 – и сделал их Богу нашему царством и священниками, и они царствуют на земле. Первее всего здесь старцы говорят не о себе (μς), но о других (ατος); во-вторых, говорится, что эти другие сделаны не просто «царями и священниками», но царством и священниками, и, в-третьих, они царствуют уже теперь, а не в будущем только.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Это ясно из того, что внешне с народом Он говорил притчами, а ученикам тайно объяснял их. Он пророчествует то, что исполнилось: «Слухом услышите и не уразумеете». В дальнейшем Сам Спаситель говорит, что это предречено народу о Пришествии Господа: «Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Слухом услышите и не уразумеете " " 325 . Следовательно, да признаем мы, что внимающий народ не смог познать сказанные ему речения Господа. Но давайте посмотрим, что идет дальше: «И глазами смотреть будете и не уразумеете». Когда кто-нибудь видел совершаемое Спасителем, то не мог сразу понять смысла происходящего. Обратимся к примеру. Он омыл ноги учеников, и они ясно видели, как Учитель омыл ноги ученикам. Видели [это] и иные присутствовавшие, но только то, что происходило, а не почему происходило 326 , ибо [это] было подобием омовения ног 327 , коим Слово Бога омыло ноги учеников. Поэтому Спаситель сказал Петру, отказывающемуся и говорящему: «Не омоешь ног моих», – что сказал? 328 «Что Я делаю, сейчас ты не знаешь, а уразумеешь после» 329 . «Но что´ Ты делаешь сейчас? – говорит Петр. – Я вижу, что Ты омываешь ноги наши, и [вижу] поставленный сосуд, Тебя, препоясанного полотенцем, и служащего нам, и вытирающего ноги наши». Это действие не было подлинным 330 , но на самом деле Спаситель, разоблачившись, налил духовную воду в сосуд согласно Писаниям и омыл ноги учеников Своих, чтобы они, очистившись, взошли к Сказавшему: «Я есмь путь» 331 , – и не стали полными праха, который Он пожелал стряхнуть на недостойных, и не принимающих мира 332 , и недостойных того, что говорилось. И поскольку именно это предзнаменовалось, Он сказал: «Что Я делаю, сейчас ты не знаешь, а уразумеешь после». Именно об этом сказано в остальных [словах]: «Ибо вы зовете Меня Учителем и Господом, и справедливо говорите, ибо [таков] Я есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги ваши, то и вы должны омывать ноги друг другу» 333 . Значит, Он говорит, чтобы епископ, наливая воду в сосуд, разоблачившись и препоясавшись полотенцем, тогда как я лежу, омыл мои ноги, раз Он сказал: «Вы должны омывать ноги друг другу»? Если говорится именно это, то никто из нас 334 не исполнит заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Другой обряд – благословение хлебов, совершаемый (в большие праздники) на вечерне непосредственно за литией, также ведет свое начало издревле. В первые века христианства всенощная продолжалась всю ночь, что было весьма утомительно для молящихся. Чтобы подкрепить их силы, в средине всенощной благословляли и предлагали им хлеб и вино; при этом молились об умножении необходимых в жизни веществ: хлеба, вина, масла и др. В недели блудного, мясопустную и сырную по полиелей поется псалом 136-й. 318 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуия. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуия. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесах песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Аллилуия. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей. Аллилуия. Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуия. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Аллилуия. Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуия. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуия. Блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуия. Смотрите выше От недели Мытаря и Фарисея и до недели Ваий вместо предыдущих по 50-м псалме песней поют следующие: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Покаяния отверзи ми 319 двери Жизнодавче: 320 утренюет бо 321 дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: 322 но яко щедр 323 очисти благоутробною Твоею милостью. 324 И ныне и присно, и во веки веков, аминь. На спасения стези настави мя 325 Богородице, студными бо окалях душу грехми, 326 и в лености все житие мое иждих: 327 но Твоими молитвами избави мя 328 от всякия 329 нечистоты. Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянных, трепещу страшного дне судного: 330 но надеяся 331 на милость благоутробия 332 Твоего, яко 333 Давид вопию Ти: 334 помилуй мя 335 Боже по велицей 336 Твоей милости. Воскресные стихиры, тропари, каноны и прокимны

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ржига В. Ф. Опыты. С. 72. 328 Там же. С. 62,71. 329 Россия и греческий мир. С. 352—354. 7. 330 Там же. С. 355–358. 8. 331 Там же. С. 211—214. Десятилетний разрыв во времени объясняется тем, что решение об обращении в Константинополь было принято лишь после победы над царствами Казанским и Астраханским, что продемонстрировало силу русского православного царя и истребление «богохульных царей». 332 Там же. С. 265–273. 128–129. 333 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 346—357. 334 Синицына Н. В. Максим Грек в России. С. 232; Ржига В. Ф. Опыты… С. 72–75. 335 Казакова Н. А. Максим Грек и идея сословной монархии. — В кн.: Общество и государство феодальной России. Сб. статей, посвященный 70–летию ак. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 151—158. 336 Черепнин JI. В. Земские Соборы Русского государства в XVI?XVII вв. М., 1978. С. 67–89. 337 Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. С. 96. 338 Судные списки. С. 125—139. 339 Акты исторические, собранные и изданные Археографической ко- миссиею. СПб., 1841. Т. 1. С. 298. 161. 340 Белокуров С. А. О библиотеке… С. XLIII, LXXXI. 341 О собраниях сочинений Максима Грека см.: Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 161—185, 223—276; БуланинД. М. Переводы и послания… 342 Верещагин Е. М. Максим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно–русских церковных книг. В кн.: Россия — Афон: 1000–летие духовного единства. Материалы международной научно–богословской конференции. Москва. 1—4 октября 2006 года. М., 2008. С. 301—313. 343 Сочинения преп. Максима Грека. Казань, 1859. Ч. 3. С. 377—398; Ч. 2. С. —88. 344 Spidlik Т. La spiritualite de l " Orient Chretien (Orientalia Christiana Analecta. 206). Roma, 1978. P. 85–120. 345 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 5—52, 148—152. 346 Там же. Ч. 2. С. 89–118. 347 Подробнее о нестяжательской концепции Максима Грека см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 282—283 др.; Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//Византийский временник. Т. 29. М., 1969. С. 137—138, 144—145; Синицына Н. В. Этические и социальные аспекты нестяжательских воззрений Максима Грека. — В кн.: Общество и государство феодальной России. С. 159—170; Каптерев Н. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека//Богословский вестник. 1903. Ч. 1. 1. С. 114—171. 348

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010