В ВЗ признаки назорейства очевидны у Самсона (Суд 13. 5; 16. 17) и Самуила (1 Цар 1. 11; в Сир 46. 13 (в евр. тексте) и в 4QSama Самуил также назван Н. ( Tsevat. 1992; Catastini. 1987)). Принято считать, что особый статус Самсона объясняется его положением посвященного Богу воина (ср.: Суд 5. 2-31; Втор 32. 42; Пс 67. 22; Boertien. 1964. S. 18-21). Самуил обладал этим статусом по обету его матери. Представление о посвященном Богу воине (Суд 13. 5, 7) исчезло в период плена; на 1-й план вышла идея отделенности Н. для Бога Израиля, поэтому   в раввинистическом контексте понимается как   - отделяться (Сифре Числ 23 на Числ 6. 3). Принятие запрета не прикасаться к трупам и отказ от вина сближают Н. со священниками (Лев 10. 8-11; ср.: 21. 10-11). В период Второго храма В период Второго храма назорейство, судя по всему, получило широкое распространение. В 1 Макк 3. 49 жертва Н. перечисляется наряду с «первородными и десятинами». О большом числе Н. говорит и Берешит рабба 91. 3 (Мидраш на Быт 42. 4): 300 Н. времени законоучителя Шимона бен Шетаха (кон. II - 1-я пол. I в. до Р. Х.) хотели принести предписанные 900 жертв, половина из Н. имела возможность снять с себя обет; деньги для др. 150 Н. Шимон попросил у Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.). Эта история подтверждает, что назорейство было популярно, но из-за необходимости часто приносить жертвы очень многие не могли себе этого позволить. Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. XIX 293-294) упоминает существовавший обычай возмещать стоимость жертв бедных Н. Так, царь Ирод Агриппа I (41-44 гг. по Р. Х.) оплатил стоимость жертв Н. во время посещения Иерусалима. Флавий упоминает назорейство Вереники, сестры Агриппы II, которая в 66 г. по Р. Х. пришла в Иерусалим принести предписанные жертвы. Обет назорейства, согласно Флавию, приносили люди в случае тяжелой болезни или во время несчастья, вероятно, в надежде на то, что после принятия обетов Бог избавит их от болезней и неприятностей. Флавий приводит пример обычая, отличающегося от предписанных в Библии: Н. просто отдавали священникам свои обрезанные волосы, к-рые, согласно Книге Чисел, должны были сжигаться (Ibid. IV 72).

http://pravenc.ru/text/2564636.html

. 36 DN V. 2//Ibid. Col. 816c . 37 DN V. 1 и 2//Ibid. . 38 DN V. 2//Ibid. Col. 817a . 39 « Παραδε γματα δ φαμεν ε ναι τος ν θεω @ τω ν ντων οσιοποιος κα νια ως προφεστω τας λ γους , ο ς θεολογ α προορισμος καλει κα θει α κα γαθ θελ ματα , τω ν ντων φοριστικ κα ποιητικα , καθ ο ς περοσιος τ ντα παντα κα προ ρισε κα παρ γαγεν » < " Мы говорим, что образцами являются сущетворящие и едино... [дальнейший перевод см. в тексте] " > DN V. 8//Ibid. Col. 824c . 40 Ep. V//Ibid. Col. 1073a ; ср. Ep. I//Ibid. Col. 1065a . 41 См. весь § 7 главы I трактата DN//Ibid. Col. 596597 . 42 Такой характер причинности у Дионисия отмечен св. Максимом (см.: Scholia in EH. Cap. III. III. § 2. π τω ν ατιατω ν //PG. 4. Col. 137cd). 43 DN II. 8//PG 3. Col. 645c . 44 DN IX. 7//Ibid. Col. 916a . 45 DN V. 8//Ibid. Col. 821d . 46 « ν παντα τ πρατα πασω ν τω ν γν σεων περα τως προφστηκεν ». — DN I. 4//Ibid. Col. 592d . 47 DN I. 5//Ibid. Col. 593c; P. 117. 1 Suchla. — Ред . 48 DN I. 5//Ibid. Col. 593b . 49 В греческом подлиннике: «ум» ( νου ς ). — Ред 50 DN VII. 3//Ibid. Col. 872b или : (в) неисследимой глубине] Премудрости осияваемый " > . 51 « ... πρς τν περοσιον του θε ου σκ τους κτι να ». — MT I. 1//Ibid. Col. 1000a . 52 DN I. 5//Ibid. Col. 593c . 53 См. цитату в сноске 46. 54 « Ο γρ κ τω ν ντων τ ντα μανθανων ο δεν θει ος νου ς , λλ ξ αυτου κα ν αυτω @ κατ ατ αν τν παντων εδησιν κα γνω σιν < κα οσ αν προχει > » < " Ибо божественный ум обладает ведением, не изучая сущее, [исходя] из сущего, но из самого себя и в самом себе причинно ведение всего, знание " > . DN VII. 2//PG 3. Col. 869ab . 55 « αυτν ο ν θε α σοφ α γιν σκουσα γν σεται παντα λως τ λικ κα μερ στως τ μεριστ κα τ πολλ νια ως ατω @ τω @ ν τ παντα κα γιν σκουσα κα παραγουσα . Κα γρ ε κατ μ αν ατ αν θες π σι τοι ς ο σι του ε ναι μεταδ δωσι , κατ τν ατν νικν ατ αν εσεται παντα ς ξ ατου ντα κα ν ατω @ προφεστηκ τα » < " Итак, божественная премудрость, зная себя, узнает все вещественное — невещественно, и разделенное — нераздельно, и многое — едино, самим единым зная и производя все. Ведь если по единой причине Бог сообщает всему сущему бытие, то по той же единственной причине Он узнает все как сущее из Него и в Нем предсуществующее " > . — DN VII. 2//Ibid. Col. 869b

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4115...

41 F. Drasekë in “Gesammelte patrlstische Untersuchungen», Altona, 1889, 169—207. 42 Le Bachelet, op. cit. col. 2164. 43 См. Архим. Киприан (Керн): «Антропология Св. Григория Паламы». УМСА – PRESS, Париж, 1950, стр., 139—144. 44 «Против Ариан», I, 14. 45 Ibid. I, 17. 46 Ibid. I, 20. 47 «Против Ариан», I, 22. 48 «Против Ариан», I, 39. 49 Ibid. II, 45. 50 Ibid. II, 46. 51 «Против Ариан», II, 47. 52 Ibid. II, 57. 53 Ibid. III, 1.4. 54 «Против Ариан», III, 30. 55 Ibid. III, 20. 56 Его можно найти и у писателей раннего христианства: Татиан, «Против язычников», 5; Ориген, «Против Целса», I, 3; VIII, 67; чтобы не говорить о позднейших. 57 Н. Е. II, 6. 58 Выражение церковного историка Сократа. Н. Е. II, 41. 59 Metaphys. V, 16. 60 Болотов, op. cit., 39—40. 61 «О Соборах», 26. 62 Ibid., 25. 63 Ер. I, 1. 64 J. Lebon, Introduction. Lettres a Serapion. S.CH. 15, Paris, 1947, pp. 31—39. 65 Stricken, op. cit. 66 Ер. 1, 10—12. 67 P.G. 25, 685—90. 68 Ер. 8 и 13. 69 «The festal letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version». London, 1848. 70 T. Vll 1. — Roma, 1863. 71 P.G. 26, 1351—1432; 1431—44. 72 A. Puech: “Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. III, p. 313. 73 cf. A. Puech: «Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. Ill, pp. 261—262. 74 Stanislas Giet: «Homйlies sur l.Hexaйmйron». SCH. 26. Paris, 1950, pp. 5-.69. 75 Cruicë “Essai critique sur l " Нехайтйгоп de Saint Basile», Paris, 1844. 76 Kari Gronau; «Posidonius, eine Quelle fьr Basilius " Hexahemeron», Braunschweig, 1912; «Posidonius, und die jьdischchrismliche Genesis-Exe-gese», Leipzig-Berlin, 1914. 77 J. Levië «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l " Нехайтйгоп». Musйe belge, 1920, pp. 113—149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн». 1900, сентябрь, стр. 79—106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

44 О диаконе он пишет: «Все почитайте τους διακονους , ς ησουν Χριστον (к Траллийцам, гл. 3). 45 К Траллийц., гл. 2. К Магнез., гл. 6. 46 К Смирнянам, гл. 8. Магнезийц., гл. 6. 47 Считаем нелишним привести еще следующее место из т. н. Постановлений Апостольских : «Диакон, хотя пусть все возносит к епископу, как Христос ко Отцу, но что может, то пусть исправляет сам собою, получив власть от епископа, как Господь получил власть от Отца создавать и промышлять» (Кн. II, гл. 44). А Сирийская Дидаскалия , повторяя ту же мысль, добавляет: «епископы и диаконы да будут единодушны и заботливо управляют народом в единомыслии, ибо они должны составлять одно тело : они отец и сын, ибо они суть образ владычества» (Божия?). Seit. 59. 48 К Смирнянам, гл. 8 et passim. 49 1 Апология, гл. 67. 50 Гл. 15. Памятник издан, между прочим, и в книге г. Карашева . О новооткрытом памятнике: «Учение» и проч. М., 1896. 51 Harnack . Die Quellen der apostolischen Kirchenordnung. S. 9—10. Leipz., 1886. 52 Ibid. S. 20—21. 53 Ibid., 26.48. 54 Это допускает и Гарнак. См. его книгу: Die Lehre der zwolf Apostel. S. 144. Leipz., 1884. 55 Лучшим доказательством этой последней мысли могут служить слова автора Постановлении. Апостольских . «Диакон да будет и ухом, и оком и устами, также сердцем и душою епископа, чтобы епископ не заботился о многом, но только о важнейшем» (Кн. II, гл. 44). 56 См. ниже главу: «Материальное состояние духовенства во II и III веках». 57 Hatch . Gesellschaftsverfassung der christlich. Kirchen. S. 29—30. Giessen, 1883. 58 Они поставлены, дабы пещись о столах , т. е. о ежедневном раздаянии потребного неимущим (Гл. 6). 59 Послан, к Траллийцам, гл. 2. 60 Harnack . Die Quellen der apostol. Kirchenordnung. S. 24—25. 61 Hatch . Opus cit. S. 46; R ade . Damasus Bischof von Rom. S. 12—14. 1882. 62 Кн. II, гл. 30. 63 Собора Эльвирского (306 г.) прав. 77. Hefele . Conciliengeschichte. В. I, S. 189. Freib., 1873. 64 Hatch . Op. cit. S. 46, 48. 65 Правда, в указанном месте Учения наряду с епископом упоминается и диакон, но последующая история своим течением отстранила последнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

В соответствии с замыслом кор. Вильгельма те преимущества, которые в Англии имела Церковь Англии, в Шотландии должна была получить пресвитерианская Церковь Шотландии. В 1689-1690 гг. парламент Шотландии принял ряд актов, направленных на восстановление пресвитериан в их правах: 22 июля 1689 г. было отменено епископство и указано, что любая церковная должность выше пресвитерской отныне является незаконной (текст акта см.: Wodrow. 1835. P. 484-485); 25 апр. 1690 г. был принят акт, разрешавший всем пресвитерам, изгнанным епископалами, вернуться в свои приходы (Ibid. P. 485; ср.: Story. 1874. P. 174-175, 187). Проект основного законодательного акта, закреплявшего первенствующее положение шотл. пресвитериан, был составлен другом К., лордом-адвокатом Шотландии пресвитерианином Джеймсом Стюартом (1635-1715) и направлен для ознакомления кор. Вильгельму ( Story. 1874. P. 188). Король внимательно изучил текст вместе с К.; сохранились написанные рукой К. замечания короля, к-рые адресованы членам шотл. парламента. Из текста замечаний (опубл.: McCormick. 1774. P. 44-46) видно, что кор. Вильгельм и К. желали смягчить наиболее жесткие выражения документа и не допустить радикальной пресвитерианской реакции, в ходе к-рой епископалы оказались бы вне закона. Так, вместо слов о том, что «пресвитерианское церковное управление является единственным управлением Христовой церкви (the only government of Christ " s church) в этом королевстве (т. е. в Шотландии.- Д. С.)» кор. Вильгельм и К. предлагали использовать формулировку «законно установленное управление церкви (government of the church established by law) этого королевства», в к-рой снималось указание на «единственность» пресвитериан как христианской церковной организации (Ibid. P. 44). Кроме того, король предлагал, чтобы в акт было включено обязательство всякий раз уведомлять его о готовящемся заседании церковного синода или генеральной ассамблеи и получать его согласие на это. Кор. Вильгельм и К. предлагали также текст специальной присяги для пресвитеров, к-рая свидетельствовала бы об их покорности новому порядку управления, а также об их готовности «искоренять нечестие, поддерживать благочестие и способствовать очищению церкви от всех служителей, вводящих народ в заблуждение и в соблазн» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Münch., 1933; Ronan M. V. The Diocese of Dublin in its Beginnings//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1933. Vol. 42. P. 471-487; 1934. Vol. 43. P. 12-26, 137-154, 369-386, 486-509; idem. Anglo-Norman Dublin and Diocese//Ibid. 1935. Vol. 45. P. 148-164, 274-291, 485-504, 576-595; Vol. 46. P. 11-30, 154-171, 257-275, 377-393, 490-510, 577-596; 1936. Vol. 47. P. 28-44, 144-163, 459-468; Vol. 48. P. 170-193, 378-396; 1937. Vol. 49. P. 155-164; Gwynn A. Bishop Samuel of Dublin//Ibid. 1942. Vol. 60. P. 81-88; idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent./Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992; McGovern A. J. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Dublin, 1995; Augustinians in Christ Church: The Canons Regular of the Cathedral Priory of Holy Trinity, Dublin/Ed. S. Kinsella. Dublin, 2000. XIII-XVI вв. После смерти архиеп. Иоанна (окт. 1212) на объединенном собрании капитулов соборов Св. Троицы и св. Патрикия на кафедру был избран англ. королевский чиновник Генрих (1212-1228), к-рый впосл. назначался юстициарием Ирландии (в 1213 и 1221). В 1215 г. архиепископ присутствовал на IV Латеранском Соборе, получил согласие папы Иннокентия III на упразднение кафедры Глендалох и присоединение ее земель к архиеп-ству Д. (1216). По возвращении в Ирландию с санкции папы Гонория III архиепископ подчинил церковь в Глендалохе дублинскому приорату Всех святых. Наделенный полномочиями папского легата, он созвал Генеральный синод (1217) для проведения в жизнь постановлений Латеранского Собора. В 1219 г. папа Гонорий III передал архиепископу права на управление еп-ством Содора и о-ва Мэн. При Генрихе в архиеп-стве появились монахи нищенствующих орденов - доминиканцы (1224), а затем и францисканцы (1231-1232). Архиеп. Генрих получил от папы Гонория III подтверждение статуса кафедрального собора св. Патрикия (1221) и в 1225 г. начал строительство нового храмового здания, что привело к конфликту с канониками собора Св. Троицы (поводом для разногласий был вопрос о том, капитул какого из 2 соборов может избирать архиепископа).

http://pravenc.ru/text/180517.html

В это же время в Риме партия сторонников крайнего ригоризма, напротив, обвинила новоизбранного еп. Корнилия (251-253) в преступном послаблении падшим. Противостояние привело к образованию раскольнической группы, к-рую возглавил Новациан , самочинно избранный ригористами на место здравствующего Корнилия. Этот раскол вызвал волнение во всем христ. мире. На сторону Новациана встали мн. исповедники как в самом Риме, так и в Сев. Африке (ср.: Ibid. VII 8). В его поддержку поначалу высказывался и Антиохийский еп. Фабий . А изверженный в Карфагене Новат примкнул к Новациану, хотя ранее стоял на противоположной позиции, и был им восстановлен. Но и Корнилия поддержали такие авторитетнейшие архипастыри, как сщмч. Киприан Карфагенский и сщмч. Дионисий , еп. Александрийский (Ibid. VI 44-46), что во многом предрешило исход этого противостояния - рим. исповедники вернулись под омофор Корнилия. Римский Собор 251 г. изверг Новациана и принял в отношении падших правила, в соответствии с к-рыми те после определенного срока покаяния получали прощение и вновь допускались к Евхаристии. Последователи Новациана протестовали против такого решения: по их мнению, через общение с грешниками Церковь оскверняется, а ведь она должна быть чиста и непорочна, поэтому падших нужно отлучать от церковного общения безвозвратно. Из новациан образовалась секта т. н. кафаров, т. е. чистых (καθαρο). В ходе споров о падших сщмч. Киприан Карфагенский сформулировал следующие положения. Чистота и святость Церкви не нарушаются от того, что к ней принадлежат согрешившие ( Cypr. Carth. Ep. 52. 27). В земной Церкви смешаны пшеница и плевелы, деревянные сосуды и глиняные, праведники и грешники (Ep. 51. 3). Окончательное разделение будет произведено в свое время Богом, человек же не должен предвосхищать Его суд (Ep. 52. 25). Наконец, сщмч. Киприан настаивал, что грех не отторгает человека от Церкви окончательно. Грешники - это полуживые (semianimes) и больные (vulnerati), но не мертвые (Ep. 52. 16-19). С именем сщмч. Киприана связан и 2-й спор сер. III в.- о перекрещивании еретиков и схизматиков. В данном случае речь шла о степени принадлежности к Церкви уже не отдельных ее членов, отпавших через смертный грех, а целых сообществ, отколовшихся в результате ереси или раскола. За такой проблематикой стоял по сути вопрос о сакраментальных Г. Ц.

http://pravenc.ru/text/166375.html

Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лит.: Trumbull H. C. Kadesh Barnea: its Importance and Probably Site. N. Y., 1884; Schmidt N. Kadesh Barnea//JBL. 1910. Vol. 29. P. 61-76; Woolley Ch. L. The Desert of the Wanderings//PEFQSt. L., 1914. Vol. 46. P. 65-66; Hogarth D. G., Wooley L. The Wilderness of Zin//Palestinian Exploration Fund. L., 1914/1915. P. 61-63; Dothan M. The Fortress at Kadesh Barnea//IEJ. 1965. Vol. 15. P. 134-151; Fritz V. Israel in der Wüste. Münch., 1970. S. 26-51; Cohen R. The Iron Age Fortresses in the Central Negev//BASOR. 1979. Vol. 236. P. 61-79; idem. Did I Excavate Kadesh-Barnea?: Difficulty of Site Identification and Absence of Exodus Remains Poses Problem//BAR. 1981. Vol. 7. N 2, 3. P. 20-33; idem. Excavations at Kadesh-Barnea//BiblArch. 1981. Vol. 44. P. 93-107; idem. Kadesh-Barnea, 1980//IEJ. 1982. Vol. 32. P. 70-71; idem. Kadesh-Barnea, 1981-1982//Ibid. Vol. 32. P. 266-267; idem. Kadesh-Barnea: A Fortress from the Time of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1983; idem. Qadesh-Barnea//Le Monde de la Bible. 1985. Vol. 39. P. 9-27; idem. Kadesh-Barnea//NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 841-847; idem. Qadesh-Barnea//OEANE. 1997. Vol. 4. P. 365-366; Keel O., Küchler M. Orte und Landschaften der Bibel. Gött. etc., 1982. Bd. 2. S. 177-185; Kallai Z. The Wandering-Traditions from Kadesh-Barnea to Canaan: A Study in Biblical Historiography//Essays in Honour of Y. Yadin/Ed. G. Vermez, J. Neusner. Totowa (N. J.), 1983. P. 175-184; Кадеш-Барнеа//Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4. Ст. 28-29; Knauf E. A. Supplementa Ismaelitica 14: Mount Hor and Kadesh Barnea//BN. 1992. Vol. 61. P. 22-26; Manor D. W. Kadesh-Barnea (Place)//ABD. 1992. Vol. 4. P. 1-3; Ussishkin D. The Rectangular Fortress at Kadesh-Barnea//IEJ. 1995. Vol. 45. N 2-3. P. 118-127; Johnstone W. From the Mountain to Kadesh, with Special Reference to Exodus 32, 30-34, 29//Deuteronomy and Deuteronomic Literature: FS C. H. W. Brekelmans. Leuven, 1997. P. 449-467; Tabachnick S. E. Lawrence of Arabia as Archaeologist//BAR. 1997. Vol. 23. N 5. P. 40-47, 70-71; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge: Carta " s Atlas of the Biblical World. Jerusalem, 2006; Cohen R., Bernick-Greenberg H., Bar-Yoseph Mayer D. Excavations at Kadesh Barnea (Tell el-Qudeirat), 1976-1982. Jerusalem, 2007; Singer-Avitz L. The Earliest Settlement at Kadesh Barnea//Tel-Aviv. 2008. Vol. 35. N 1. P. 73-81; Gilboa A. Notes on Iron IIA 14C Dates from Tell el-Qudeirat (Kadesh Barnea)//Ibid. 2009. Vol. 36. N 1. P. 82-94; Finkelstein I. Kadesh Barnea: A Reevaluation of its Archaeology and History//Ibid. 2010. Vol. 37. N 1. P. 111-125.

http://pravenc.ru/text/1319770.html

110 . S. Dionysii Araeopagitae De coelesti hierarchia//PG. 3. 111 . S. Dionysii Araeopagitae De divinis nominibus//ibid. 112 . S. Dionysii Araeopagitae De theologia mystica//Ibid. 113 . Eliae Ecdici. Gnosticae sententiae//PG. 127. 114 . Sancii Patris nostri Ephraem Syri Opera omnia quae exstant Graece, Syriace, Latine, in sex tomos distributa ad MSS. Codices Vaticanos aliosque castigata, multis aucta, Nova interpretatione, Praefationibus, Notis, Variantibus Lectionibus illustrata. Romae, 1743. T. 2. 115 . Gautier P. Monodies inédites de Michel Psellos//RÉB. 1978. Vol. 36. 116 . [S. Georges Scholarios.] Sermon pour la fête de la Transfiguration//Oeuvres complètes de Georges Scholarios, publiées pourla première fois par Mgr L. Pétit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1928. T. 1. 117 . Gouillard J. Le procès officiel de Jean l’Italien. Les actes et leur sousentendues//TM. 1985. Vol. 9. 118 . The Greek New Testament. Fourth Revised Edition/Ed. by B. Aland, K. Aland et al. Stuttgart, 1994. 119 . S. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine/Intr., texte critique, trad., notes et index par P. Maraval. P., 1971.(SC, 178). 120 . Gregorii Acindyni Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam/Nunc primum editae curante J. Nadal Cñellas. Brepols – Turnhout, 1995. (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 31). 121 . S. Gregorii, episcopi Nysseni. Explicatio apologetica ad Petrum fratrem in Hexaemeron//PG. 44. 122 . S. Gregorii Nysseni Ad Harmonium, quid nomen professione christianorum sibi velit//PG. 46. 123 . S. Gregorii Nysseni Opera. Vol. VII. Pars 1. De vita Moysis/Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964. 124 . S. Gregorii Theologi Orationes//PG. 36. 125 . Saint Gregory the Sinaïte. Discourse on the Transfiguration. First critical edition, with English translation and commentary, by D. Balfour//Θεολογα. 1981. T. 52. 126 . Guillou A. Le monastère de la Théotokos au Sinaï//Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1955. Vol. 67. [Публикация Гомилии на Преображение Господне св. Анастасия Синаита ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010