179 Св. Ириней ad haeres. 3, 1. Св Афанасий: «неприлично чтобы один мир устрояем был многими, или один мир сотворили многие». Adv. gent. § 39. 180 Минуций Octav. 20. Тертуллиан Adv. Mure. 1, 3. 5. Ориген cont. Gels. 1, 23. Иустин atert. 17. 183 Минуций Феликс Octav. § 18. Лактанций: Nunc et cum jurant, et cum optant, et cum gratias agunt, non Iouem, aut Deos multos, sed Deum nominant. Adeo ipsa veritas, cogente natura, etiam ab inuitis pectoribus erumpit, quod quidem non faciunt in prosperis. Instit. div. 2, 1. Это замечание над язычниками весьма важно и сильно: в язычнике такой голос точно мог быть только голосом природы. Тоже свидетельствовал Тертуллиан de anima § 2. ad Scapul. 2. Апол. § 17. 184 Тит бострский adv. Manichos у Галланда in bibl. patr. п. Фотий о нечестии Манихея ibid. t. XIII. Дамаскин в излож. веры кн. 4 гл. 20. Августин de genesi cont. Maniehos. 186 С под. «горе пасущему пыль! обманувшееся сердце заставляет его грешить, – вот не исхещает он души своей и не говорит: не лож ли в правой руке мoeй»? – LXX и hebel также заменяют иногда словом: ειδωλον. 188 Любимая мысль известной партии неологов: Бог еврейский – Бог народный, как у других народов – свои боги. 190 Это и против Штрауса, который (Glaub. 1, 418) в настоящем случае не стыдится петь старую песнь савеллиян. 191 Не приводим в основание догмата слов 1Ин. 5:7 , потому что против подлинности их много жалоб, а вера не имеет нужды в таких основаниях, которые считаются сомнительными. Против подлинности их выставляют следующее: а) их нет в древнейших греческих списках послания (см. рассмотрение списков у Шольца: N. Testamentum graec. cum variant, lection. Lips 1839. У Маттея обозрение московских списков: Novum. Test. græce ex cod. Mosq. Wittenb. 1803. T. 2 p. 297–299); равно и в древних славянских; б) у отцов греческой церкви первых четырех веков также нет сего стиха (см. Шольца ibid). В защиту поддинности служит: а) италийский перевод и вульгата; б) учители латинские Тертуллиан (adv. Ргах. § 25 de pudicit. § 21), Киприан (de unit. Eccl. p. 79. Epist 73. p. 709); в) логическая связь 7 ст. с 8 и грамматический состав 8 стиха ( ο μαρτυρβντες τ πνυμα...).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

184 См. выше, глава " О добродетелях " . 185 См. выше, гл. " Нравственность и право " . 186 Из не находящейся более в обращении диссертации " Критика отвлеченных начал " . Воспроизводимая здесь (с поправками) часть этой книги писана около 20 лет тому назад, когда автор в вопросах чисто философских находился под преобладающим влиянием Канта и о тчасти Шопенгауэра. 187 Помимо действий нравственно безразличных, вовсе сюда не относящихся, здесь не затрагиваются также области религиозной и аскетической нравственности, которым ни эмпирическая, ни чисто формальная этика не отводят должного места. 188 Шопенгауэр восстает против повелительного наклонения в этике. Но это только вопрос о словах. Признавать (как это делает и Шопенгауэр) безусловное внутреннее преимущество нравственной деятельности перед безнравственною, любви перед эгоизмом — значит т ем самым признавать объективную обязательность первой, а затем, будет ли эта обязательность выражена в форме повеления или как-нибудь иначе, это нисколько не изменяет сущности дела. Относительно этики Шопенгауэра важно не то, каким наклонением она пользу ется для выражения своего принципа, а то, что она его не обосновывает как следует. 189 См. Grundlegung zur Metaphisik der Sitten von Immanuel Kant, vierte Auffage. Riga, 1797. Стр. 10, 11 (См.: Кант И. Основы метафизики нравственности?? Собр. соч. Т. 4. Ч. 1. С. 234 — 235, 236). 190 Kant, ibid., 13. 191 Kant, ibid., 14. 192 " Правило (Maxime) есть субъективный принцип хотения; объективный же принцип (т. е. то, что для всех разумных существ служило бы и субъективно практическим принципом, если бы только разум имел полную власть над хотением) есть практический (нравственный) закон " (См.: Кант И. Основы метафизики нравственности?? Собр. соч. Т. 4. Ч. 1. С. 236 — 237). Другими словами, нравственный закон, который есть объективный принцип для воли разумного существа, как такого, может не быть субъективным правилом наших дейс твий, поскольку мы уступаем физическим хотениям и случайным желаниям, осуществление которых и ставим как правило своей деятельности. При нормальном состоянии нравственного существа, т. е. при господстве разума над низшими стремлениями, объективный принцип практического разума есть вместе с тем и субъективное правило личной воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

558 Выражение собора «непреложно» и направлялось против учения монофизитов, говоривших, что Слово Божие сделалось плотью через пременение. Что касается слов «плоть Единородного единосущна Божеству», то они принадлежат Увтихию (S. Binii t. III, p. 122. Деян. всел. соб., т. 3, стр. 128), не признававшему Христа единосущным нам по человечеству. 559 Binii Сопс, t. III, p. 340. Деян. всел. соб. т. 4, стр. 51. «Смешение» и «слияние», по словам Евсевия Дорилейского, проповедывал Евтихий, не признававший «соединения» (Binii t. III, p. 119–120. Деян. всел. соб. т. 3, стр. 126). 569 Nicephori Callisti Hist, eccl., t. II, 1. XV, с. IX, p. 601. О том же смотри грамоты имп. Маркиана к александрйским монахам, палестинским архимандритам и собору в Палестине. 572 Грамота имп. Маркиана к архимандритам и монахам в Элии и около неё. Деян. всел. соб. т. 4, стр. 186, 188–189. Грамота Пульхерии к ним же. Ibid. стр. 196. В прошениях палестинских монахов Бароний видит и скрытую цель – привлечь имп. Пульхерию на свою сторону. Annales ecclesiastici Baronii t. VI, sub. anno 452, c. 37, p. 198. 582 S. Leonis ер. CXXIV, ad monachos Palaestinos. 21 Марта 453 г. Patr. curs, compl. Migne, ser. lat. t. LIV, p. 1068. 583 Деян. всел, соб., т. 4, стр. 189 и 195. Грамоты императора Маркиана и императрицы Пульхерии к архимандритам и монахам в Элии и около неё. 586 Ibid. т. 4, стр. 190–192. Об утверждении того, что определил Св. Халкидонский собор против Евтихия и монахов. 591 Год обращения императрицы Евдокии установлен у Грегоровиуса (Amhenais р. 247) на основании свидетельства Ле-Киена (Oriens christianus t. 3, р. 168). 593 Leonis ep. CXXIII ad Eudociam augustam. Patrol, curs, compl. ser. lat. Migne, t. LIV, p. 1060–1061. 598 Comelerii, t. II, р. 270; Пал. пат. вып. 2, стр. 53–54. Олибрий был собственно зятем императора Валентиниана и императрицы Евдокии (Евагрия Церк. ист. кн. 2, гл. 7), мужем внучки Евдокии – Плакиды. 599 Евдокия призвала Гензериха для защиты от Максима, но Гензерих, взяв Рим, её вместе с дочерьми отправил в Карфаген. Сама Евдокия и жена Олибрия возвратились в Константинополь в 462 г., а вторая дочь Евдокии насильно была выдана замуж за сына Гензериха – Гунерика; в 472 г. она убежала в Палестину к гробу своей бабушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. (см.: Ibid. P. 48-62). Кобб и Гриффин предпринимают попытку согласовать собственный П. с христ. триадологией и христологией, однако она малоудачна (см.: Cooper. 2006. P. 188-190). Учение о Св. Троице заменяется утверждением о том, что как «разумный деятель» Бог есть одно лицо, в котором соединяются 2 соотносительных «лица», т. е. творческая и отвечающая любовь (см.: Cobb, Griffin. 1976. P. 109). В христологических рассуждениях Христос понимается как вечный Логос, воплощенный во всех вещах, тогда как исторический Иисус, в жизни и учении к-рого раскрывается принцип двойственной любви, интерпретируется как наиболее полное воплощение Логоса, «решающее откровение Бога» (см.: Ibid. P. 101-105). В дискуссиях со сторонниками совр. теизма Гриффин выделил неск. теистических положений, принятие к-рых, по его мнению, несовместимо с П.: 1) Бог может существовать без мира; 2) Бог может оказывать любое внешнее и внутреннее воздействие на сотворенных Им существ; 3) Бог может вмешиваться в естественный ход событий и изменять его; 4) Бог может специальным образом взаимодействовать с отдельными существами (т. е. совершать чудеса и предлагать личное откровение); 5) победа над злом в эсхатологической перспективе неизбежна (см.: Cooper. 2006. P. 192). Отказ от принятия этих теистических положений приводит к значительному сближению предлагаемого в рамках теологии процесса нового П. с классическим деизмом, т. к. в обоих мировоззренческих системах допускается лишь строго закономерное, а не полностью свободное взаимодействие Бога и мира. Один из наиболее детально разработанных и широко обсуждаемых вариантов нового П. представлен в многочисленных публикациях Клейтона (см.: Clayton. 1997; Idem. 1998; Idem. 2000; Idem. 2004; Idem. 2005; Idem. 2008; Clayton, Knapp. 2011; общий обзор взглядов см.: Cooper. 2006. P. 310-314). В своих теологических построениях Клейтон опирается на предшествующие варианты П., гл. обр. на версии Шеллинга и Хартшорна, а также ведет диалог с представителями совр. научного мировоззрения, в т.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

Приведённые слова находятся в сочинении Августина – De peccatorum meritis et remissione et de baptismoparvulorum (Migne, PL. t. 41), lib. II. capp. 35, 38. О. прот. Малиновский под именем Августина процитировал сочинение Анзельма Кентерберийского – De conceptu virginali et de originali peccato (Migne, PL. t. 158. coll. 431 sqq.). Такое непонятное явление, однако, может быть вполне достаточно объяснено. О. Малиновский по своему обыкновению, конечно, списывает, – в данном случае из статьи Христианского Чтения, 1858, ч. 2. стр. 245–246. Здесь излагаются мысли Августина по его сочинению De peccatorum meritis. Это сочинение названо несколько раньше, а дальше цитаты ограничиваются только: «ibid». Но, как на грех, на 245–6 стр. автор статьи к примечанию с цитатой на Августина для сравнения привёл слова Анзельма и поставил цитату, так что примечание заканчивается цитатой на Анзельма – De conceptu virgin. Увидав в сноске после выписанных слов Августина «ibid», о. Малиновский посмотрел вверх, встретил латинскую цитату и с лёгким сердцем, не подозревая никакого коварства, взял её в свою книгу. А, между прочим, те же слова Августина с правильной цитатой он мог видеть и в книге Лебедева на стр. 143. Думаю, что в учёных сочинениях подобные случаи своего рода монстры. После слов Августина до середины той же 187 стр. идут заимствования, отчасти буквальные, из книги Лебедева, стр. 344, 343, 344, а от середины донизу пересказываются стр. 36, 37, 39 из II ч. Христианского Чтения за 1857 год. На стр. 188–189 длинная, в целую страницу, выдержка из Бернарда Клервосского: взята она у Лебедева, стр. 26–28, хотя об этом умолчано. Кроме того, искажена цитата: «посл. 164», а нужно «174». —637— Непосредственно за сим о. Малиновский (на стр. 189) начинает говорить «о телесном вознесении Богоматери на небо» преимущественно словами проф. А. И. Булгакова в Трудах Киевской Духовной Академии за 1903 г. окт. стр. 160–164. Вначале 190 стр. ставится цитата, добавляется из того же Булгакова даже немецкая цитата, не особенно впрочем, удачно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

174 Deus unus est et Christus unus et una ecclesia et cathedra una super Petrum Domini voce fundata. Aliud altare constitui aut sacerdotium novum fieri praeter unum altare et unum sacerdotium non potest (Ep. 43. 5). 175 Ep. 36(30). 12. 176 Sohm R. Kirchenrecht. S. 218. 177 Ер. 67(68). 178 «Приговор всеобщего мнения» (лат.). 179 Любопытно отметить почти полное совпадение взглядов Киприана со взглядами автора «De aleatoribus». См. Sohm R. Kirchenrecht. S. 219. 180 «Благодать истины» (лат.). 181 «Власть решить и вязать» (лат.). 182 Audio etiam edictum esse propositum et quidem peremptorium. Pontifex scilicet maximus, quod est episcopus episcoporum, edicit: ego et moechiae et fornicationis delicta poenitentia functis dimitto (Tertullianus. De pudicitia. 1). 183 Batiffol Р. L " Eglise naissante… Р. 350. 184 «Все позволено епископам» (лат.). 185 De monogamia. 12; ср. De pudicitia. 1. 15. 186 Le pamphlet de Tertullien n " en est plus significatif. S " il s " émeut, en effet, de l " édit de l " évêque de Rome, n " est-ce pas la preuve quun semblable édit est de nature à retentir dans toutes les églises (Batiffol P. Op. cit. P. 348). 187 Aguntur praeterea per Graecias illa certis in locis concilia ex universis ecclesiis per quae et altiora quaeque in commune tractantur, et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur (Tertullianus. De jejunio. 13). 188 Евсевий. Церк. ист. V. 19. 3—4. 189 Harnack Α . Geschichte der altchristlichen Litteratur… Teil I. Bd. II. S. 504. 190 Далее у автора следует незаконченная фраза: «Одновременно это указывает, что формально грань между первичной формой собора и ее вторичной формой…» 191 Quod quidem et Agrippinus bonae memoriae vir, cum ceteris coepiscopis suis qui illo tempore in provincia Africa et Numidia ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato concilii communis examine firmavit (Cyprianus. De baptismate haereticorum. Ad Quintum. 2). 192 Apud nos autem non nova aut repentina res est, ut baptizandos censeamus eos, qui ab haereticis ad ecclesiam veniunt, quando multi jam anni sint et longa aetas ex quo sub Agrippino bonae memoriae viro convenientes in unum episcopi plurimi hoc statuerint (Ibid. Ad Jubaianum. 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

184 Любопытно также, что в мозаиках бокового нефа Палатинской капеллы в Палермо точь-в-точь та же сцена. 187 Unger F. W. Christlich-griechische oder byzantinische Kunst//Allgemeine Encyclopädie/Edd. J. S. Ersch, J. G. Gruber. T. 84. Leipzig, 1866. S. 442. 188 Фрагменты эти принадлежат различным эпохам, один в лист, другие в 4° и разного письма, по мнению Цоëги, от IV–V в. по Х в. и позднее. Zoega G. Catalogus codicum Copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. Romae, 1810, в предисловии относит фрагмент Иова I.B.19) ко второму классу, следующему после древнейших фрагментов, принадлежащих к одной эпохе с древними греческими рукописями. Другие, почти ирландского стиля и позднейшие миниатюры: старец молящийся и аббат Дул на л. 227 во фрагменте 169 и на л. 267. Заметка у Fornari V. Notizia della Biblioteca Nazionale di Napoli. Napoli, 1874. P. 60. 189 Подобные золотые пояса с жемчугом (strophia gemmata) на диптихах: см. Gori A. F. Thesaurus veterum diptychorum. T. II. Florentiae, 1759. P. 182. 190 Чтобы подкрепить фактами доказательства ранней иллюстрации Книги Иова, заметим, что, по словам г. аббата Дюшена, ученого члена Афинской школы, в библиотеке г. Патмоса имеется рукопись Книги Иова греческая, с миниатюрами, относящаяся к VII или VIII в. 191 Schnaase C. Geschichte der bildenden Künste. T. III. Düsseldorf, 1869. S. 226. Он приписывает иконоборству влияние на разделение церквей и значительное в ходе искусства: ibid. P. 228–229. 193 Unger F. W. Christlich-griechische oder byzantinische Kunst//Allgemeine Encyclopädie/Edd. J. S. Ersch, J. G. Gruber. T. 84. Leipzig, 1866. S. 449–450. 194 Эта прибавка Симеона Метафраста к Житию Стефана Нового, по словам г. Васильевского, не находится [в древнейших списках]. Автор прибавляет: «Большинство икон в византийских церквах были изображения живописные или мозаичные, т. е. не могли быть отделены от стен»: Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки//Журнал Министерства народного просвещения. 1877. 6. С. 296.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

184 – потекут как реки ( – река). Согласно Ирмейяну, народы больше не станут стекаться (используется тот же глагол ) к Бэлу (Баалу) в Бавэль (Вавилон): «И посещу Бэла в Бавэле, и исторгну из уст его проглоченное им, и народы больше не будут стекаться () к нему, даже и стены Бавэля падут» ( Иер.51:44 ). В эсхатологическом светлом будущем народы мира не станут стекаться и к прочим своим политическим, культовым и духовным центрам, но устремятся к одному лишь Йерушалаиму и живущему в нём Богу, всецелом подчиняясь власти YHWH над собою. 187 В текстах Танаха Цийон не всегда отождествляется с Храмовой горой. Проблемы, связанные с локализацией Цийона, хорошо представлены, напр., в лекциях отечественной учёной Светланы Бабкиной. 189 Учение пророков, как верно замечает Бернини, является не преодолением Торат-Моше, а её выражением и развитием. Bernini G. Ibid. P. 287. 190 Вот как в конце прошлого века выражал эту мечту М. С. Горбачёв: «Мы хотим, чтобы… свобода воцарилась в каждом уголке Земли. Мы хотим, чтобы мирное соревнование различных общественных систем развивалось нестеснённо, чтобы оно поощряло взаимовыгодное сотрудничество, а не конфронтацию и гонку вооружений. Мы хотим, чтобы народ каждой страны пользовался достатком, был благополучен и счастлив» (Горбачёв М. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Москва, 1988. С. 269). Из моря литературы, посвящённой проблемам войны и мира, хотелось бы отметить книгу Гая Хершбергера, покойного профессора меннонитского Гошен-колледжа (США), написанную и опубликованную в годы самой кровопролитной в истории человечества войны: Hershberger G. F. War, Peace and Nonresistance. Scottdale, 1944. 191 В этой связи рассказ Нового Завета о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2 ) можно рассматривать как некое предызображение возвещённого Михой и Йешайяну эсхатологического события, или даже как описание начала его осуществления. 194 Ср.: Brueggemann W. «Vine and Fig Tree»: A Case Study in Imagination and Criticism. CBQ 43 (1981). P. 192 (вся статья – p. 188–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

185 «Quatuor siquidem civitates in divina Scriptura fuisse perhibentur, quarum unaquaeque Hierusalem nuncupatur, id est, materialis et mystica, moralis et anagogica. Prima constat ex lapidibus et lignis; secunda ex justis et justificandis; tertia ex virtutibus; quarta ex angelis et hominibus» (Hugo de Folieio. De claustra... Col. 1131D). 186 «Deserti regio, est daemonum seu perversorum fratrum a Deo derelicta multitudo, a quibus ventus venit, id est, gravis tentatio irruit, quae a tranquillitate conscientiam subvertit» (Ibid. Col. 1023). 188 «Qui enim in vita religiosa huius mundi mentem gerit, quasi in vase aureo melle linito venenum abscondit. Hoc est quod propheta dicit. Calix aureus Babilon. Ut qui videt aurum non timeat venenum» (Idem. De claustro... animae. MS B71, ULB Düsseldorf. F. 135r). 190 «Per similitudinem Deo venter comparatur, cum dicitur: Quorum Deus venter est, et glo­ ria eorum in confusione. Soient enim diis templa construi, altaria erigi, ministri ad serviendum ordinari, immolari pecudes, thura concremari. Deo siquidem ventri templum est coquina, altare mensa, ministri coqui, immolatae pecudes, coctae cames, fumus incensorum, odor saporum. Haec in Jerusalem non construuntur, sed in Babylone, quia quorum Deus venter est, et gloria eorum in confusione» (Hugo de Folieto. De claustro... Col. 1172D). 191 3десь Гуго использует скорее греческую традицию текста Царств, где данный персонаж обозначен как quorum архимагир (αρχιμγειρος), το есть начальник над поварами («шеф-повар»), хотя в тексте Иеронима он фигурирует как princeps militiae (IV Reg 25. 15). 192 «Ipse est enim princeps coquorum, qui muros Jerusalem destruxit, qui transtulit vasa Domini in domum regis Babylonis, et fecit vasa templi, vasa palatii, et, ut venus dicam, vasa mensae divinae fecit vasa coquina» (Hugo de Folieto. De claustro...). 193 Ait enim Apostolus: Templum enim Dei sanctum est, quod estis vos. In hoc templo vasa sunt corda, quae tunc sunt vasa templi Domini, cum plena virtutibus placent divinae voluntati, fiunt autem vasa palatii, quando placere desiderant cuilibet humanae potestati. Fiunt etiam vasa coquinae, dum cor, quod prius sobrietati servierat, postea servit gulae» (Hugo de Folieto. De claustro...).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

187 In bona senectute post multas dimicationes et palæstras, vita defunctus, говорил св. Григорий Назианзин о св. Афанасии в своем похвальном слов Египтянам, сказанном в 380 году, nune res nostras, ut persvasum habeo, cælitus inspicit, ac virtutis causa laborantibus manum porrigit, eoque magis quod corporis vinculis liberatus est (Orat. 24). 188 Оно начинается так: «хвалить Афанасия, значит хвалить самую добродетель; потому что он соединил в себе все добродетели, или лучше сказать, всеми ими и теперь обладает; ибо жившие по Боге, живут всегда, хотя бы их и не было в мире (Orat. 21, произнесенное в 379 году). 189 Hos autem utinam ipse benignus desuper et placidus aspicias atque hunc populum gubernes, perfectum perfectæ Trinitatis, quæ in Patris, et Filii, et Spiritus Sancti contemplatione intelligitur et colitur odoratorem: meque, siquidem res pacatæ futuræ sint, in vita teneas, gregemque mecum pascas: sin autem Ecclesia bellis flagratura est, reducas, aut assumas tecumque, et cum tui similibus colloces, tametsi magnum sit quod postulo (Orat. 21). 190 Ut nunc ille quidem in cælis est, illic etiam, ni fallor, sacrificia pro nobis offerens, et pro populo præces fundes; neque enim ita nos relinquit, ut prorsus relinquerit (Orat. 20). – Надгробное слово, произнесенное в 381 году. 191 Tu vero, sacrum et divinum caput, e cælo nos, quæso, inspice, carnisque stimulum, a Deo nobis ad disciplinam datum, aut præcibus tuis siste, aut certe, ut cum forti animo perferamus, persuade, et cæt. (ibid). 192 At tu nos e cælo benignus aspicias, sermonesque nostras et vitam gubernes, sacrumque hunc gregem pascentem adiuves, cum in cæteris rebus, quoad eius fieri poterit, cum ad optima quæque dirigens, tum graves Iupos syllabarum et verborum captatores amoliens, Sanctæque Trinitatis, cui nune adsistis, pleniorem clarioremque splendorem nobis concilians, et cæt. (Orat. 18 – Voy. Ceillier, Tom. VII. pag. 268). 193 Ut enim qui secundum Mosis legem assistebant altari per sanguinem taurorum et hircorum remissionem ministrare peccatorum videbantur; sic eorum animæ qui propter testimonium Jesu securi percusti sunt cælesti altari non adstant frustra, sed precantibus remissionem peccatorum ministrant (Origen. exortat. ad martyrium. – Ceillier, Tom. VII. pag. 269).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010