08.10.1364 – ? Русская историческая библиотека… Приложения, столб. 91–92. 1354 – 1355 1362 – 1376 Лебедев А. П. Исторические очерки... С. 213. 05.1354 – до 01.1355 02.1364 – 09/10.1376 Филофей (Коккин), свт. Три речи к епископу Игнатию... С. 4. 1354 – 1355 1362 – 1376 Филофей (Коккин, патр. Константиноп., свт.), Житие и деяния преподобного Саввы Нового… С. 20. 11.1353 – 22.11.1354 08.10.1364 – Сентябрь 1376 Кучкин В. А. Сергий Радонежский… С. 80 (в прим. 29 автор ссылается на монографию: Grumel V. La Chronologue. Paris, 1958. P. 437). 1353 – кон. 1354 1364 – 1376 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль... С. 95–96. 11.1353 – 1354 02.1364 – 1376 Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… Σ. 26, γραμμς 5–11. после 08.1353 – 11.1354 08.10.1364 – 1376 1353 – 1354 1365 – 1376 Дунаев А. Г. Путь к священному безмолвию С. 12 нач. 09.1353 – 12.1354/01.1355 08.10.1364 – 09.1376/06.1377 Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ . 374–375 1353 – 1354 1364 – 1376 Дунаев А. Г. Исихазм: аннотированная библиография… С. 415 1353 – 1355 Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон… С. 88–100. 1353 – 1354 1364 – 1376 Статья «Память святителя Филофея…» по изданию: Ιερς Μεγστης Μονς Βατοπαιδου, γιον ρος, 2007. 1354 – 1355 1362 – 1376 Антология восточно-христианской богословской мысли... С. 738 После 20.06.1354 – 1355 1364 – 1376 Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь… С. 626–628. 1353 – 1355 1364 – 1376 Тафт Р. Ф. Гора Афон... С. 179. серед. 08.1353 – 12.1354/01.1355 11.10.1364 – 08.1376/06.1377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer... P. 65–67, 69–72, 76–84. 10. Хронология жизни свт. Филофея (Коккина) по результатам обзора библиографии 463 Шкала времени Хронология жизни свт.Филофея (Коккина) События современной свт.Филофею эпохи 1290 г. ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике с именем Фока ок. 1296 1300 г. Детство и образование в Фессалонике у Фомы Магистра ок. 1307 † прп. Никодим Новый 1310 г. 1320 г. 1320-е 1321–1328 Гражданская война ок. 1325 г. ок. 1328 г. Принятие монашеского пострига с именем Филофей

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

27.05.1351–07.1351 Исихастский собор в Константинополе 25.10.1351–06.05.1352 Захват Ираклеи генуэзцами 03.1352–04.1352 Вместе с митрополитом г. Мелник Митрофаном отправился в г. Дидимотик для примирения Иоанна V Палеолога и Матфея Кантакузина, но миссия прошла безуспешно. 2 пол. 1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Имп. Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Имп. Иоанн V Палеолог покидает Фракию и обосновывается на о. Тенедос 04.1353 14.08.1353 Константинопольский синод заочно низлагает патриарха Каллиста и выбирает нового патриарха нач. 09.1353–1354/1355 Период 1 патриаршества: – свт. Филофей коронует Матфея Кантакузина (02.1354); – поставляет митрополитом Киевским Алексея Бяконта и официально утверждает перенос кафедры русской митрополии из Киева во Владимир-на-Клязьме (30.06.1354 г.); – произносит проповеди о скорченной женщине ( Лк. 9:10–17 ) к 24 ноября или в нач. декабря 1353 г.; – написал гомилию на Пс. 37 ; – пишет остальные 12 антирретиков в ответ на критику Н. Григорой томоса 1351 г. Землетрясение и захват Галлиполи османами Кон. 11.1354 Имп. Иоанн V Палеолог вступает в Константинополь 4/10.12.1354 Имп. Иоанн VI Кантакузин оставляет престол и далее принимает монашество. На императорский престол вступает Иоанн V Палеолог кон. 01.1355 На патриарший престол возвращается Каллист I 15.12.1355 Имп. Иоанн V Палеолог отправляет папе римскому послание, в котором приносит клятву верности и обещает обратить греческое духовенство и весь народ империи в католическую веру 469 1354–1355 Захват Паламы османами в плен кон. 1354 – осень 1364 Период отставки, пребывание в монастыре Акаталипт: – пишет житие патриарха Исидора I (Вухира) (1355–1357 гг.); – пишет/дорабатывает житие прп. Германа (Марулиса) (кон. 1350-х или нач. 1360-х гг.); – составляет последование свт. Григорию Паламе и другие гимнографические композиции в его честь (в нач. 1360-х гг.); – пишет житие свт. Григория Паламы (большую часть написал до 1363 г.); – пишет 3 Слова о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ) для имп. Елены Кантакузины Палеологины (1357–1360 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Пока европейцы воевали друг с другом, на Востоке появились новые лидеры. В начале 1240-х годов первенство получил старший сын аль-Камиля аль-Салих Айюбид, султан Египта, вступивший в союз с хорезмийцами. Летом 1244 г. отряды Берке-хана, включавшие в себя множество степных наемников, были наняты им для нападения на Иерусалим. Штурм был внезапным и жестоким. Хорезмийцы не щадили никого из христиан, умерщвляя несчастных прямо у порога Гроба Господня. Пилигримы, заключив союз с эмиром Дамаска, попытались отомстить хорезмийцам. Была собрана значительная армия, которая включала в себя 1 тысячу рыцарей и 6 тысяч тяжеловооруженной пехоты, а также 4 тысячи сирийских всадников. Возглавлял армию крестоносцев и их союзников граф Яффы и Аскалона Готье IV де Бриенн (1205–1246). Им противостояли 10 тысяч хорезмийских всадников и 6 тысяч мамелюков из Египта. Возглавлял эти ударные части Бейбарс (1223–1277), командующий египетскими войсками, будущий султан Египта 144 . Осенью 1244 г. на Гадарской равнине, у деревни Ла-Форби, состоялась историческая битва, которая закончилась очередным разгромом крестоносцев. Полегло несколько тысяч рыцарей из числа тамплиеров, иоаннитов, рыцарей из Антиохии, Кипра и Германии. Достаточно сказать, что из 44 рыцарей Тевтонского ордена в живых осталось лишь трое 145 . Погиб Великий магистр тамплиеров Арман де Перигор (1232–1244) и архиепископ Тира. В плен попали магистр ордена госпитальеров, коннетабль Триполи и 600 французских рыцарей, из всех орденских пилигримов спаслось только 33 тамплиера и 26 госпитальеров. Это поражение практически уничтожило военные силы Леванта. От немедленного уничтожения Латинскую Палестину спасло лишь то, что ас-Салих Айюбид Египетский был вынужден отвлечься на войну со своим дядей ас-Салихом Исмаилом Дамаским 146 . Но это уже мало волновало великого германца. В том же 1244 г. Гогенштауфен сосватал за овдовевшего св. Uoahha III свою побочную дочь Анну и активно поддерживал зятя, отступившись от Латинской империи в тот самый момент, когда помощь ей была крайне необходима. Своим союзом с Никейским императором Гогенштауфен не оставлял «Новой Франции» в Константинополе никаких шансов. Справедливо отмечают, что к моменту его смерти, наступившей в 1250 г., участь Латинской империи уже была предрешена 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Короткие сообщения: Получено благословение митрополита Иоанна Петербурского на эксгумирование праха великого князя Георгия Александровича...//Православная Русь. 14.07.1993, 13 (1490). Исторический календарь " НГ " . Расстрел в ночь на 17 июля Николая II и Его Семьи//Независимая газета. 15.07.1993. Рок преследовал его с самого начала (отрывки из книги Э.Радзинского " Господи... Спаси и усмири Россию " )//Вечерняя Москва. 15.07.1993. Кучерова Р., Варфоломеев А. (фото). Петр I и Николай II: встреча в литейке//Вечерняя Москва. 15.07.1993. Гинзбург Арина. Раскрыта тайна екатеринбургской трагедии. Научные исследования российских и британских криминалистов с вероятностью 98,5% подтвердили, что останки, найденные под Екатеринбургом несколько лет назад, принадлежат императору Николаю II и членам его семьи//Русская мысль. 15.07.1993, 3988. Ардов Михаил. Отчего в Москве не спешат прославлять Святых Царственных Мучеников//Русская мысль. 15.07.1993, 3988. Прудникова Елена. Голгофа//Советская Россия. 15.07.1993. Ворона Валерий, Непеин Игорь, Вельдина Ольга. Место действия – Ипатьевский монастырь//Правда. 16.07.1993. Буйда Юрий. " В них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути " . Заметки по поводу возможной канонизации Николая II//Независимая газета. 16.07.1993. Ильичев Л. " ...Принять к сведению "http://Труд. 16.07.1993. Форд Генри. Международное еврейство. Москва., Витязь, 1993. Подписано в печать 16.07.1993. Паламарчук Петр. Житийное в образе Государя (к 75-летию цареубийства)//Наша страна. 17.07.1993, 2241. Политическая хроника: Дочь генерала Алексеева//Наша страна. 17.07.1993, 2241. Вуич Димитрий. О погребении останков Царской Семьи//Российские вести. 17.07.1993, 136 (306). Волков Алексей. Горькое лето 1918-го//Российские вести. 17.07.1993, 136 (305). Натыкин Василий. Чисто большевистское убийство. Исполнилось 75 лет со дня трагической гибели царской семьи//Труд. 17.07.1993. Шундрин Александр, Тетерин Сергей (фото). Прошла панихида по царской фамилии//Вечерний клуб. 20.07.1993.

http://religare.ru/2_47504.html

В указанное десятилетие свт. Филофей проживал в основном в монастыре Христа Непостижимого (μοναστριος το Χριστο καταλπτου), что подтверждается разными источниками (см. прим. 254 на С. 70). Этот период, когда он был отстранен от церковных и политических дел, святитель посвятил написанию гомилетических, гимнографических и агиографических произведений. Скорее всего, сразу после своего низложения свт. Филофей начал писать житие и энкомий предшественнику патриарха Каллиста, покойному патриарху Исидору (Вухиру), которого он постарался описать как образцового иерарха. Время и место написания этих житий автор монографии определяет на основании анализа содержания текста. Например, в житии патриарха Исидора патриарх называет свт. Филофея своим преемником, что было воспринято последним как пророчество. Отсюда М. Митреа заключает, что данный пассаж мог использоваться свт. Филофеем, чтобы отстоять легитимность своего патриаршества, когда он уже взошел на престол. Но так как свт. Филофей в этом житии критикует тех, кто сместил его с патриаршего престола, то вероятнее всего житие прп. Исидору было написано не ранее 1355 г. Вторая временная граница определяется из того факта, что в тексте жития свт. Исидора (Вухира) не упоминается о смерти свт. Григория Паламы , от которого Исидор получил постриг, то житие должно быть написано не позднее 1357/1359 г. 158 Поэтому автор монографии временными границами написания данного жития считает период между 1355 и 1359 гг. Как было выше указано, к концу 1350-х гг. может также относиться написание жития прп. Герману Марулису. В тексте этого жития свт. Филофей пишет о неком зле, которое он пережил. М. Митреа усматривает в этом указание либо на смещение с патриаршества в начале 1355 г., либо невольный уход с настоятельского служения в Великой Лавре. Первый вариант означает, что житие прп. Герману написано не ранее 1355 г. Второй рассматривается автором монографии как менее предпочтительный. Вторая временная граница определяется из жития свт. Григорию Паламе , в котором свт. Филофей пишет, что уже составил житие прп. Герману. Т.к. написание жития свт. Григорию относится примерно к 1363 г., то этот год и является поздней границей написания жития прп. Герману. Однако, можно также предположить, что свт. Филофей составил житие прп. Герману, будучи еще игуменом Великой Лавры, а потом годы спустя значительно его пересмотрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Созванный по инициативе папы Григория IX для суда над императором Собор в Риме (1241) не решил проблему. Планировалось провести еще один Собор в Риме, однако флот под командованием незаконнорожденного сына Фридриха II Энцо захватил направлявшихся на него французских прелатов; в течение неск. лет они находились в плену на о-ве Сицилия и были освобождены по настоянию французского кор. Людовика IX Святого (1226-1270). После избрания на Папский престол Иннокентия IV вопрос о проведении вселенского Собора обсуждался на мирных переговорах в Риме и рассматривался как одно из условий договора, заключенного 31 марта 1244 г.; согласно этому договору, император обязывался вернуть понтифику захваченную им Папскую область в тех границах, которые были подтверждены «Золотой буллой» 1213 г. Однако Фридрих II отказался выполнять условия договора. В июне в Чивита-Кастеллана начались новые переговоры. Они были прерваны тайным бегством папы в Геную, откуда он разослал письма европ. правителям с просьбой оказать поддержку в борьбе с императором. По всей видимости, бегство понтифика было вызвано не только стремлением обеспечить личную безопасность, но и намерением вынудить франц. короля и др. государей выступить против императора. Папа потребовал от императора беспрекословного выполнения всех обязательств перед Церковью, в противном случае грозил созывом вселенского Собора и осуждением императора. В нояб. 1244 г. Иннокентий IV пересек Альпы и 2 дек. прибыл в г. Лион, находившийся в прямой вассальной зависимости от императора, но тяготевший к Французскому королевству и нередко воспринимавшийся современниками как часть Франции. Отъезд папы в Лион не сразу привел к полному разрыву с Фридрихом II, т. к. Иннокентий IV заявил о готовности снять с императора церковное отлучение, если Фридрих II выполнит условия договора 1244 г. В течение первых месяцев 1245 г. велись оживленные переговоры между папской и имп. куриями, чему способствовало обострение ситуации на лат. Востоке. Активными посредниками в переговорах между Иннокентием IV и Фридрихом II в марте-апр.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1355 г. вернувшийся на Патриаршую кафедру Каллист I поставил митрополитом Литовским Романа - кандидата О., родственника его жены, кнг. Ульяны Александровны. При этом, согласно «Ромейской истории» Никифора Григоры, О. требовал поставить Романа митрополитом всея Руси, обещая в таком случае креститься в Православие. Эти притязания поддерживал и сам Роман, к-рый одновременно с Алексием отправил посольство к епископу Тверскому с требованием церковной дани. В результате разбирательства с личным участием обоих митрополитов в К-поле в 1355 г. были разграничены пределы митрополий: митр. Роман был признан митрополитом Литовским, за ним оставлены епархии Полоцкая и Туровская с Новгородком (ныне г. Новогрудок в Белоруссии), а также епископии «Малой Руси» - Владимиро-Волынская, Холмская, Галицкая и Перемышльская; другая часть Руси, включая Киев, была оставлена митр. свт. Алексию. Однако митр. Роман, вернувшись из К-поля, нарушил соборное деяние: начал титуловаться митрополитом Киевским и всея Руси, «занял Киев и стал здесь священнодействовать, совершая и некоторые другие дела, свойственные настоящему архиерею, и не только здесь, но и в Брянске» ( Miklosich, Müller . Vol. 1. N 185. P. 435; РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 87, 88). Его действиям способствовало то, что в 1359 г. свт. Алексий, в разгар литовско-московской войны за Смоленск отправившийся в Киев, был там арестован и смог бежать в Москву лишь в 1360 г. В 1361 г. патриарх Каллист I подтвердил соборное деяние 1355 г. и для его реализации отправил на Русь диак. Георгия Пердикку. Единство митрополии было восстановлено патриаршим актом Каллиста I лишь в 1362 г., после смерти Романа. Вновь сменивший Каллиста I патриарх Филофей Коккин (1364-1376) в целом поддерживал свт. Алексия, однако в последний момент отказался утвердить акт о восстановлении единства Русской митрополии, согласно к-рому литов. епархии переводились в юрисдикцию митрополита Киевского, «чтобы Литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита киевского»; согласно выводу Ж.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010