Но как надо было ценить то орудие, которым вешал Господь! – Всего дивного, таинственного не перескажешь; тот только может понять это таинственное, кому Господь дозволил быть свидетелем сего чудного явления. Жила я под непосредственным её руководством; она же, руководясь Свыше, повергала всё в обсуждение Владыки и действовала уже по его велению. Таким образом протекло около 2-х лет с тех пор, как я переселилась на квартиру для приготовления себя к вступлению в монастырь. Однажды прихожу по обычаю навестить болящую и нахожу её в задумчивом расположении духа. Когда остались наедине, она мне сказала, что уже приспело время совершить давно предполагаемое и начать жизнь иноческую в стенах обители. Сказала, что к ней приходила покойная матушка игуменья Евгения 2240 (бабка моя, основательница Борисо-Глебско-Аносина монастыря), и грозно требовала меня. – „Евдокия мне нужна, что ты её держишь в миру“, говорила она. После сего тебе уже нельзя долее оставаться, продолжала Юлия, как мне ни тяжела будет разлука, но первая обязанность христианина есть самоотвержение и послушание; собирайся друг мой, Господь с тобой“. – Уже раздумывать было нечего, а обратилась к святителю 2241 , изъявила лично ему давнишнее моё желание, прося на то его святого благословения. Через несколько времени, когда уже всё было готово к моему отбытию в Аносин монастырь, я пошла к драгоценной моей болящей, застала её в слезах и в постели. Прибыли проститься Екатерина и доктор Блументаль; когда настала минута прощания, мы остались одни, она сняла с шеи крест, с которым никогда не расставалась, (он был ей дан Святым старичком, конечно во время её благодатного беспамятства, должно быть единороговый или из какой-либо мастики, весьма древний, и сказано было, что это дело рук Святителя Николая), благословила меня, залилась слезами, обняла и едва выговорила: „Господь с тобой“. —760— 1883 г. Однажды быв в Москве уже из Аносина монастыря с матушкой игуменьей, я испросила у неё дозволения побывать у Мухановых, т. е. под их именем у болящей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кающийся должен изменить свое прежнее небрежное отношение к людям. Он обязан быть к ним милостивым и человеколюбивым. «Припрягший к смирению щедрость несется к Богу быстрей Лидийской колесницы» 2241 . Говоря литургическим языком, подвизающийся в посте «зажигает светильник души огнем добрых дел» 2242 , когда дает голодным хлеб, бескровным – приют и с любовию питает их, как пророк Елисей сынов пророческих. По Писанию, в Божие Царство входят полагающие свои сокровища в руки бедных. Милуя нищих, они взаймы дают Богу, Который воздает им за благотворение с божественной щедростью. Елей благотворения усиливает у постящихся горение любовью к Богу, привлекает к ним особое милостивое Божие благоволение. Господь подает им вместо земного небесное, вместо розданного ими хлеба – пищу благодати; взамен тленной одежды, данной нищим, – ризу благодатного света 2243 . Смирением, молитвою и милосердием постящиеся как бы самораскрываются для восприятия Божией благодати, и Господь благодатно согревает и просвещает богоустремленных. За мужественное перенесение болезненных трудов воздержания они украшаются свыше благодатию поста и цветут постническими добродетелями 2244 . Каноны и стихиры Постной триоди неотразимо сильно влекут к пощению напоминанием о многих богоносных постниках ветхозаветного и новозаветного времени, начиная с Богочеловека Господа Иисуса Христа. Христос Спаситель личным примером сорокадневного пощения освятил и узаконил для всего человечества дни поста как средства преодоления диавольских козней, лукавых уловлений и вражеских стрел 2245 . Из дали веков выступает, например, образ чудного Еноха, воздержанием преложившегося от земли на небо 2246 . Прекрасный Иосиф постом избежал смешения с беззаконной женой Пентефрия и получил царство 2247 . Гедеон воздержанием и молитвою только с тремястами мужей побеждает мадианитян 2248 . Пост явил духовно цветущим пророка Самуила, воспитал великого храбреца Самсона, усовершал ветхозаветных священников и пророков 2249 . Божественный Моисей, очищенный постом, творил множество чудес, жезлом разделил Чермное море и людей сорок лет питал в непроходимой пустыне 2250 . На Синайской горе он очами своей постнической души зрел Бога, был собеседником Зиждителя, удостоился говорить с Ним лицом к Лицу и принимать слухом голос невидимого пречистого Бога. Постившийся Моисей принял от Бога скрижали Завета, был Законописателем 2251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Пелагий придерживался последнего собора, и с помощью Нарсеса вынуждал к принятию его лишением сана, ссылкой и другими наказаниями 2237 (556–9 г.), но на западе (где сочинения Феодора мопсуестского были неизвестны, где несториане в действительности не опирались на его имя и не могли возбудить предубеждения против него, где на осуждение Феодора а Ивы, главным образом, смотрели как на опасное для авторитета собора Халкидонского) решения пятого собора вообще встречали противодействие, даже со стороны подданных (570–80 г.) империи. Епископы итальянского диоцеза вследствие этого отделились от Рима, и хотя Милан и Равенна скоро вынуждены были, страхом ломбардского нашествия, искать примирения, однако же митрополиты Аквилеи, вместе с Истрийскими епископами, в течение почти полутора веков оставались в разделении 2238 . Среди разнообразных мнений, возникших из монофизитского спора, выдавалось одно, поддерживавшееся Юлианом Галикарнасским, в царствование Юстина искавшим убежища в Александрии 2239 . Этот учитель проповедовал, что тело Спасителя было нетленным, что оно было изъято от смерти подобно тому, как было бы изъято от нее тело Адама, если бы он оставался в своей невинности; что оно было тем же самым как прежде, так и после воскресения; что Его голод, жажда, усталость и т. п. вытекали отнюдь не из состава Его человеческого естества, но были чувствами, которым Он добровольно подвергал Самого Себя. Вследствие такого мнения о нетленности последователи Юлиана назывались афеартодокетами (нетленниками), за каковое название они мстили своим противникам названием фартолатров (то есть, служителей или поклонников тленного). Юстиниан в своих преклонных летах, вероятно под влиянием Феодора Аскиды, склонялся к мнениям Юлиана, и в январе 565 года издал указ, которым подтверждалось афеартодокетское учение и требовалась подпись под ним от всех епископов. Евтихий Константинопольский , отказавшийся от подписи на том основании, что учение это низводило воплощение на степень простого призрака, был изгнан за свое упорство 2240 . Восточные епископы по большей части заявили, что они следуют Анастасию Антиохийскому , пользовавшемуся общим уважением, и этот патриарх настойчиво доказывал, на основании св. Писания и веры церкви, что во всех непорочных ощущениях, тело Спасителя было подобно нашим телам. Анастасий уже готовился к низложению, и (14нояб. 565 г.) составил прощальное послание к своей пастве, когда дело против православных было прекращено за смертью императора, скончавшегося в восьмидесятилетнем возрасте 2241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Юстиниан, как мы уже говорили, желал еще большего: вместо мрамора на полу и стенах, он хотел облицевать церковь листами золота; но принужден был ограничиться великолепием ювелирных изделий из золота, которые он пожертвовал церкви. В центре здания, под куполом, возвышался огромный амвон, также «поражающий своими мраморными цветами и чудесами искусства». 2227 Матовый отблеск слоновой кости и серебра и ослепительное сияние драгоценных камней смешивались здесь с переливами самых лучших мраморов; над амвоном был воздвигнуть купол, покрытый золотыми листами, украшенными драгоценными камнями, а сверху возвышался крест. 2228 Главная ниша, в которой находился алтарь, отделялась иконостасом из чеканного серебра, закрывая таким образом это священное место от взоров мирян. На колоннах, 159. Паперть ц. св. Софии. образовывавших иконостас, помещались в особых медальонах образа Христа, Девы Марии, архангелов, пророков и апостолов 2229 , но главным образом скрытый за иконостасом алтарь представлял собой настоящее чудо. Престол был весь из золота, блистая драгоценными камнями и эмалями; он стоял на золотых колоннах, а над ним четыре вызолоченные серебряные колонны поддерживали купол, увенчанный большим золотым крестом. 2230 " Кто не будет поражен, говорит поэт того времени, великолепием престола? Кто может понять, как он сделан, когда он сияет самыми разнообразными цветами, то отражая блеск золота и серебра, то блистая как сапфир, бросая всюду и многообразные лучи, соответственно драгоценных камням, жемчугам и всякого рода металлам, из которых он сделан». 2231 Напрестольная пелена была из чудной ткани, разукрашенной мелкими вышивками из пурпура и золота. 2232 Наконец, в глубине алтаря стоял патриарший трон, тоже из вызолоченного серебра 2233 , и если пожелать составить себе представление обо всем этом великолепии, то достаточно запомнить, что, по словам Прокопия, только на один алтарь Святой Софии пошло 40.000 фунтов серебра. 2234 Но что по-видимому вызывало большее, чем все остальное, удивление у современников, это – красота освещения ночью во время больших праздников. Павел Силенциарий очень подробно описал 2235 серебряные паникадила , лампы в виде кораблей, канделябры, имевшие вид деревьев, огни которых казались цветками, наружные фонари, подвешенные к круглому основанию купола 2236 ; всем этим пожелал украсить император Святую Софию, как убирают драгоценными камнями царскую принцессу. 2237 Она была разукрашена до такой степени, что, по словам поэта, «сияющая ночь, улыбающаяся как день, получала краски розы» 2238 , и церковь светилась точно величественный пожар, возвещая издали мореплавателям близость столицы и славу Юстиниана. 2239 В самом здании, на престоле и на капителях колонн, разные монограммы воспроизводили имена Юстиниана и Феодоры 2240 , а пышные ткани, напоминая об их добрых делах 2241 , представляли их неразрывно связанными под благословляющей рукой Девы Марии или Иисуса Христа. 2242

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Имеется часовня во имя св. князя Александра Невского, построена в 1833 г. на средства прихожан, «в память священного коронования Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны. Богослужение совершается 15 мая и 30 августа. Церковного капитала 2241 руб. 85 коп. Причтового капитала 1866 руб. 60 коп. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Для причта имеются 2 деревянных, одноэтажных дома, построены в 1899 и 1905 гг., составляют собственность церкви. Штат: священник и псаломщик. В 1887 г. в приходе открыта была церковная школа грамоты, в 1888 г. переименована в церковно-приходскую школу, а в 1903 г. в двухклассную. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Храм был построен на средства прихожан на холме, насыпанном для постройки собственного дома купцами братьями Медведевыми, которые пожертвовали его для постройки храма. Нижний теплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 1761 г., а верхний холодный (летний) в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – в 1771 году. Из-за нехватки денег колокольня долгие годы стояла деревянной и лишь в 1784 г. была закончена каменной. В 1784 г. во время наводнения вода была и в самом храме. Наводнение подмыло холм и его обнесли деревянным обрубом, а вокруг храма построили ограду. В 1789 г. купол в интерьере был украшен алебастровыми барельефами с изображение Бога-Отца и святых. В 1790 г. был заложен северный придел Симеона Столпника и его матери Марфы. В 1798 г. строительство завершилось. «Тобольск православный» Комментарии и обсуждение Существует легенда, что 30-х годах ХХ столетия крест с шатрового купола пытались сорвать сначала веревками, но ничего не получилось; только наклонился крест, тогда полез человек на купол и сорвался, и разбился насмерть... Решили отступиться. А крест так и остался в смиренном поклоне... Церковь построена во второй половине XVIII века. Источник: книга " Храмы России " , 2007.

http://sobory.ru/article/?object=00967

Однако в восьмидесятые годы двадцатого века, то есть через сто лет после того, как вышла в свет монография Лоофса, Брайан Дейли, защитивший диссертацию по Леонтию Византийскому 2241 и с тех пор ставший ведущим специалистом по данному автору, выступил против выводов немецкого ученого 2242 . В частности, по его мнению, слово νυπστατον из приведенного выше фрагмента следует переводить не как «воипостасное», но как «ипостасное», поскольку греческая приставка ν– в данном случае означает не некую динамическую направленность или включенность, выражаемую приставкой в-, но обладание определенным свойством. В таком значении она противоположна отрицательному префиксу – (не-) 2243 . В качестве примера сходного использования предлога ν– в греческих словах исследователь приводит пары антонимов: μφωνος – φωνος «имеющий голос» – «не имеющий голоса», νυλος – λος «вещественный» – «невещественный», ντιμος – τιμος «честный» – «бесчестный». Также Дейли ссылается на Иоанна Филопона – современника Леонтия, – который в своих комментариях на Физику Аристотеля определяет воипостасные предметы ( νυπστατα πργματα) как такие, которые обладают природой ( τ φσιν χοντα). Противоположны им такие предметы, которые существуют только в уме ( μνη τ πνοια). К этому от себя добавим, что и ранее, в четвертом веке, νυπστατον употреблялось как антоним по отношению к νυπστατου. Так, свт. Василий Великий в слове Против Евномия говорит о неипостасной ( νυπστατος) энергии, замечая, что никакая энергия не является воипостасной 2244 . Также свт. Епифаний Кипрский противопоставляет неипостасное слово воипостасному Божественному Слову 2245 . Выводы Дейли были поддержаны и другими учеными, в частности, А. Грильмайером, который на первых порах придерживался теории Лоофса, а затем практически полностью поддержал выводы Дейли. По всей видимости, следует согласиться с Дейли в том, что Лоофс неверно истолковал упомянутый фрагмент из трактата Леонтия Против несториан и евтихиан. Согласно Лоофсу, этот фрагмент необходимо переводить следующим образом: «Ипостась и воипостазированное – это не одно и то же...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Именно в христианской философии в противовес неоплатонической ипостасной неполноценности 2236 и несамодостаточности 2237 понятие «ипостась» дерзновенно вводится церковными мыслителями в сферу собственно богословия, в область мысли о трансцендентном Боге библейского Откровения. Причем, если «иерархия ипостасей у Плотина организована в соответствии с платоновским принципом “раньше – позже”» 2238 , то в христианском видении отношения ипостасей в Боге-Троице выводятся во вневременную и внепричинно-следственную плоскость. Происходит это, естественно, не сразу и не простым образом. «Слово “ипостась” в своем точном посленикейском» 2239 , тринитарно-каппадокийском смысле не употребляется еще достаточно долго. Тот же Ориген , не доведя до полноты свою тринитарную модель, усваивает рождение Сына воле и ипостаси Отца, что будет справедливо критиковаться позже свт. Афанасием Великим . Ориген ввел понятие «ипостась» в описание запредельного Бога, сохранив за ним свойство произволения, но не сумел еще возвести это понятие на такой уровень, на котором «ипостась» и произволение были бы логически опосредованы единой сущностью Троицы. Воля, согласно более позднему православному пониманию, принадлежит ипостаси лишь через единую сущность и является единой для лиц Троицы, поэтому-то неверно было относить рождение Сына к «ипостасной воле» Отца, которая, пусть хотя бы логически, но тогда предшествует самому рождению Слова Божия 2240 . Отметим, что в латинской ветви богословия, например, для Мария Викторина, несомненно, знакомого с текстами Оригена , все же «Отец есть в большей мере сущность, чем Сын, а Сын – в большей степени ипостась, чем Отец» 2241 , что, очевидно, является следствием непреодоленного влияния неоплатонизма на мысль данного автора. Вообще, можно сказать, что, согласно наиболее примитивной доникейской триадологии, «Отец не может быть назван Персоной, но только Сын», выступающий как «персона Отца», «лик» и, по Иустину Мученику , «имя Отца» 2242 . Латинский термин «persona», как и соответствующий ему «πστασις», долгое время остаются неотторжимы по смысловой нагрузке от некоторого ограничения 2243 . Какое-либо описание, очерчивание свойств (περιγραφ) 2244 , усвоение имени, описывающего эти свойства, – все это представлялось неприменимым к неописуемому и запредельному Существу. По сути своей, и у неоплатоников Единое потому не описывалось термином «ипостась», поскольку это бы «ограничивало» Единое. И даже гораздо позже в христианской мысли, например, у Евсевия Кесарийского , мы находим выражение, отрицающее возможность видеть или рассматривать «лицо сущности» Бога, кроме как через Сына, называемого «лицом» Его 2245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2233. Беседа неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 333. 2234. Слова неизвестных проповедников. 1826. XXII. 168. 1846. I. 463. 1849. I. 140. 1851. I. 272. 23 Апреля. В день св. великомученика Георгия 2235. Слово преосвященного Анатолия, епископа могилевского. 1848. I. 40. 7 Мая. В день воспоминания явившегося на небе знамения Честного Креста 2236. Слово неизвестного проповедника. 1833. III. 286. 8 Мая. В день Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 2237.       Слово преосвящ. Евгения, Архиепископа Псковского. 1839. III. 334. 9 Мая. На память перенесения честных мощей Святителя Николая 2238. Слово Преосвященного Евгения, Архиепископа Подольского. 1841. II. 265. 2239. Слово неизвестного проповедника. 1826. XXXI. 175. 11 Мая. В день св. равноапостольных Кирилла и Мефодия 2240. Слово (протоиерея И. Л. Янышева). 1866. I. 489. 20 Мая. В день обретения мощей Святителя Алексия 2241. Слово Преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1838. III. 107. 11 Июня. По перенесении чудотворной иконы Богоматери из Курска в Коренную Пустынь 2242. Слово Преосвящ. Евгения, Епископа Курского. 1829. XXXII. 72. 29 Июня. В день Св. Апостолов Петра и Павла 2243. Слово Преосвящ. Евгения, Архиепископа Псковского. 1838. II. 347. 22 Июля. В день памяти св. Марии Магдалины 2244. Беседа Преосвященного Платона, Архиепископа Рижского и Митавского. 1862. II. 455. 29 Июня. В день св. первоверховных апостолов Петра и Павла 2245.       Слово неизвестного проповедника. 1854. I. 520. 30 Июня. В день дванадесяти Св. Апостолов 2246. Беседы неизвестных проповедников. 1827. XXVII. 96. 1862. II. 273. 5 Июля. В день обретения мощей Преподобного Сергия 2247. Слово Преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1837. I. 82. 8 Июля. В день явления Казанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы 2248. Слово Преосвящ. Григория, Архиепископа Тверского. 1834. I. 42. 1 Августа. В день происхождения Честных Древ 2249.       Слово Преосвящ. Григория, Архиепископа Тверского, о лжесвидетельстве. 1834. III. 200. 6 Августа. В день Преображения Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В Библии (3-я Книга Царств) рассказывается, как к царю Соломону пришли две женщины, поспорившие из-за младенца. Соломон предложил рассечь дитя надвое, истинная мать стала умолять его не убивать ребенка. Эта притча русскому книжнику была известна также по Палее. 2181 Цицерон – Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.), римский оратор, писатель, государственный деятель. 2238 ...чистой и безвинной Сосане... – В Житии пророка Даниила рассказывается, что два старца, отвергнутые красавицей Сусанной, оклеветали ее и приговорили к смерти. Пророк Даниил уличил старцев во лжи и спас Сусанну (см.: Дан.13:1–63 ). 2241 ...якоже услышал еси отроки от пещи распаленныя лют. – В Библии рассказывается, что во время пленения Иерусалима отроки Седрах, Мисах и Адвенаго отказались поклоняться золотому языческому идолу и царь Навуходоносор приказал бросить их в раскаленную печь, но огонь не опалил невинных (см.: Дан.3:12–29 ). 2242 ...якоже услышал Даниила пророка, посред львов суща... – В Библии рассказывается, что царь Дарий по оговору князей приказал бросить Даниила в ров со львами, но те не тронули его (см.: Дан.6:16–28 ). 2248 ...и горнушках огнь погасила... – Горнушка – углубление в русской печи, куда сгребают горячие угли. 2252 ...Менандра, греческа философа... – Менандр, древнегреческий комедиограф (ок. 343–291 до н. э.). Позднеантичные собрания сентенций из Менандра включали и не принадлежащие ему фразы. 2276 Не бездльно Увеналий глаголет... – Далее в польской тексте дается цитата на латыни из сатиры римского поэта Ювенала (ок. 60–ок. 127); русский переводчик эту цитату опустил и сразу перевел заключающее фацецию двустишие, к которому добавил перевод польской пословицы о сходстве между орехом, ослом и женщиной. 2277 В поправление женам и во отведение укоризны на сих. О жене благочестивой. – Этого рассказа в известных польских изданиях фацеций нет, он заимствован из «Великого Зерцала» (см.: Wielkie zwierciadto przykladów. Krakow, 1624. S. 283–284); несколько отличающийся текст его перевода в составе «Великого Зерцала» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010