—170— щение совершалось при определенных обрядах водою, кровью, даже человеческою кровью. Полагают, что в древности в жертву Аполлону левкатейскому, которая приносилась за весь народ, сбрасывали со скалы в море преступного человека. С этим ставят в связь предание о Сафо будто бы бросившейся со скалы в море. 2240 Своеобразным и загадочным способом очищения от убийства является μασχαλισμς. Это слово происходит от μασχλη – подмышка и обозначает собою действие состоявшее в том, что убийца отрезывал убитому оконечности рук и ног и клал их под подмышки. Этим актом убийца надеялся избежать преследования. Так по Эсхилу и Софоклу был μασχαλσθη Агамемнон (Хоэф. 439; Электра 445). Трудно понять смысл этого ужасного акта. Роде пытается поставить его в связь с культом предков. При погребении убитого в могилу его втыкали копье. Этим выражалось, что родственники принимают на себя обязанность отомстить убийце, но древнейший и прямой смысл мог быть тот, что копье давалось убитому, чтобы он сам поразил убийцу. Теперь, если у его тела будут отрезаны руки и ноги, ему нечем будет схватить копье. Убийца окажется в безопасности. 2241 Развившееся нравственное сознание поднялось до мысли, что в очищении нуждается не только преступное пролитие, но и всякое пролитие крови. Это выразилось в мифе об Аполлоне и в его культе. Аполлон поразил пифона – дракона, жившего в Дельфах. Пифон олицетворял собою темное, злое начало, но однако совершенное убийство и притом убийство в борьбе Аполлон должен был искупить продолжительными покаянными подвигами. Некоторые ставят с этим в связь пребывание Аполлона в услужении у Адмета. Аполлон получил очищение в своей дельфийской лавровой роще. Через каждые девять лет в Дельфах праздновался праздник венков, на котором воспроизводилась в драматической форме борьба Аполлона с пифоном. Мальчик, изображавший Аполлона, после того как убивал пифона, должен был бежать в свя- —171— щенную рощу, где его очищал, так сказать, сам Аполлон и где его голову увенчивали лавровым венком. 2242

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После речи о поведении вдовиц, вообще, Апостол (в следующем стихе) говорит о необходимости содержать вдов, имеющим оных. Ст. 8. ε δ τις τν δων κα μλιστα οκεων ο προνοε τν πστιν ρνηται κα στιν πστου χερων – Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. В приведенных словах, Апостол обличает тех, кто нерадеет о своих домашних. Лица, составляющие, в данном случае, предмет попечения 2237 , суть οκεων – те, которые живут в одном доме, и δων – все родные, живущие вне дома 2238 . Тем, которые нерадят о присных, Апостол не грозит наказанием, но раскрывает их внутреннюю жизнь и показывает, что она, во 1-х, противна духу Христову, а во 2-х – человеческим чувствам, «в силу порядка природы» – замечает Августин 2239 . Первое содержится в словах – τν πστιν ρνηται. «Как отвергся веры? – спрашивает Златоуст. – Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит. 1:16 ). Между тем, что заповедует Бог, в Которого веруем? Не презирать тех, которые связаны с нами родством. Каким же образом может веровать, отрицающий сие?... Бог для того и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу. Поэтому, если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры? Ибо, не в том состоит вера, чтобы веровать только исповеданием, но нужно еще являть праведные дела» 2240 . Кроме того, нерадение о присных предполагает совершенное отсутствие любви. «Каким образом может любить посторонних тот, кто презирает людей одного с собою рода?» – вопрошает Златоуст 2241 . А без любви не может быть истинного христианства. Но, иногда, не пекущийся о родных, любит кого-либо постороннего. На это Златоуст замечает: «разве не называют все тщеславием то, когда кто-либо, благодетельствуя чужим, презирает и не щадит своих?» 2242 . Что, не пекущийся о родных, поступает против чувств человеческих, – таких чувств, которые побуждают к заботе о присных уже ради одной естественной сопринадлежности, – это Апостол выражает словами – στιν πστου χερων. Говоря это, Апостол хочет сказать, что, не пекущийся о родных, не имеет даже и тех нравственных, чисто человеческих качеств, которые, по естественному закону, имеют и неверующие. «Неверный, – говорит Златоуст, – если и презирает чужих, то, по крайней мере, не презирает близких себе» 2243 . По мнению Амвросиаста , христианин, нерадящий о присных, потому хуже неверного, что последний, если и преступает закон, то по неведению, а первый, зная, согрешает 2244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Синодом тексту, который потом был принят в изданиях Библейского Общества и в позднейших Синодальных. Таким образом нынешний наш евангельский текст находится в прямом родстве с древним переводом, который оставили нам, как драгоценное наследие, свв. Кирилл и Мефодий. И ныне на их апостольском труде воспитываются православные чада русской церкви. Дополнения и поправки К стран. 5, строк. 11–13. В изложении вариантов и особенностей перевода первой редакции, когда Галичское четвероевангелие 1144 года не может служить представителем древнейшей редакции славянского текста, мы приводим тексты по другим древним спискам, кирилловским и глаголическим, что, впрочем, каждый раз нарочито отмечаем. К стран. 83–92. В дополнение к указанным здесь греческим минускульным кодексам четвероевангелия и евангелий-апракосов, приводим краткие сведения и об остальных минускульных кодексах четвероеваниелия, равно унциальных и минускульных кодексах-апракосах, цитуемых в настоящем исследовании. (Сведения заимствуем у Грегори, Prolegomena к 8-му изд. Н. З. Тишендорфа, Lipsiae, 1894). 2 Базельской унив. библ. А. N. IV. 1, раньше В. VI. 25, XII в. (а по другим XV-ro), на пергам. в л 248 л. в одну колонну. Текст поздний, и изобилует ошибками писца. 4 Парижской национ. библ. 84–2867, XIII в. (по Шольцу XII-ro, по иным XI-ro в.), на пергам. в л. 212 л. в одну колонну. Недостает из Ев. от Марка 15:42–16, 14 . 6 Парижской национ. библ. 112–3425, XIII в. (по Шольцу XI-ro в.), на перг. в л. 235 л. в одну кол. 7 Парижской нац. библ. 71–2866, XII-ro в. (по Шольцу XI-ro), на перг. в л. 186 л. в одну кол. 10 Парижской нац. библ. 91–2865, XIII в. на перг. в л. 275 л. в одну кол. 11 Парижской нац. библ. 121 и 122–3424, 3, XII в. на перг. в л. 230 и 274 лл. в одну кол. 13 Парижской нац. библ. 50–2244, 2, XIII-b. (по Шольцу XII в.), на перг. в л. 170 л. в две кол. Из Ев. от Марка недостает 1, 20–45. 16 Парижской нац. библ. 54–1881, XIV в. на перг, в две кол., греко-латинский. Из Ев. от Марка недостает 16, 14–20. 18 Парижской нац. библ. 47–2241, 1364 г. на перг. в л. 444 л. в одну кол. Написан в одном константинопольском монастыре. 22 Парижской нац. библ. 72–2467, XII в. (по Шольцу XI-ro в.), в л. 232 л. в одну кол. Текст Евангелия, по Грегори, хорошей пробы. 48 Оксфордской Бодлеянской библ. (Mise 1–247), XI–XII в. на перг. в л. 223 л. в одну кол. 52 Оксфордской Бодл. библ. (Laudii 3–С. 28). 1286 г. на перг. в л. 158 л. в одну кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Часовен три: деревянная, в 4 вер. от храма, деревянная же на кладбище и каменная, на церковной площади, построенная в 1897 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. и в ознаменование Коронования Их Императорских Величеств. Церковной земли 250дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков; дома у них собственные на общественной земле. Прихожан в селе Тушне в 787 дворах душ 2107 муж. пола и 2241 жен. пола; сверх того, раскольников спасова согласия в 1 дворе 3 души муж. пола и 6 душ жен. пола. Церковно-приходское попечительство открыто в 1898 г., в селе двухклассное министерское училище и женская церковно-приходская школа; последняя открыта в 1893 г., помещается в собственном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Село Тушна принадлежит к числу самых больших и богатых селений Симбирского уезда, хотя благоденствие его жителей сильно пострадало летом 1895 г., когда была истреблена пожаром чуть не половина села: пожар продолжался двое суток и из 721 двора сгорело 306. До настоящего времени население не может еще вполне оправиться от этого бедствия. В селе Тушне 4423 человека жителей (2140 муж. и 2283 жен.). Общество бывших удельных крестьян пользуется надельного землею в количестве 9115 дес.: усадебной - 136 дес. 600 саж., пахотной - 7370 дес., выгону - 309 дес. 600 саж. заливных лугов - 1064 дес. 600 саж. и неудобной - 235 дес. 600 саж., по полторы десятины пахотной земли в каждом поле на одну наличную душу. Земля здесь очень плохая, с значительною примесью белого камня. Так как земля очень плохая и несмотря на усиленное удобрение, никогда не дает хорошего урожая, то очень многие из Тушнинских вовсе не занимаются хлебопашеством, а кто уходит на Волгу бурлачить, кто занимается садоводством. Ежегодно раннею весною до 200 человек из местных нанимаются матросами на пароходы или уходят в Астрахань на рыбные промыслы, а иные и в г. Баку – на нефтяные заводы, и лишь зимой возвращаются домой с более или менее значительным заработком, которого хлебопашество не дает и при хорошей земле. В последние 15 лет разведено в селе много садов и нынче почти у каждого домохозяина, кроме бурлаков, есть сад, у некоторых даже больше, десятинах на двух.

http://sobory.ru/article/?object=23281

В последние годы восстановлена армия и оборонная промышленность. Восстанавливается независимость Отечества от Мировых банков. Продолжается закупка монетарного золота. Его запасы в Центральном банке России составляют на 1 октября 2019 года 2241 тонны. Радует растущее за последние несколько лет завершение строительства заводов, включая машиностроительные. Так, реанимирован и быстро раширяет номенклатуру техники Кировский завод в Петербурге. Основными видами деятельности группы компаний Кировского завода являются сельскохозяйственное, промышленное, военное, энергетическое, транспортное машиностроение и металлургия. Его собственники - западные компании. Около 35% акций завода владеют кипрские офшоры «Banvorad holdings ltd» и «RMG holding ltd» (конечный бенефициар, предположительно миллиардер Ковальчук), 18,4% в собственности швейцарского банка UBS, тщательно скрываются остальные владельцы. Труд русский, а вывозится за границу на законных основаниях хозяевами предприятия. Вообще-то 20-30 лет - огромный срок. За это время некоторые страны достигли практически «с нуля» технологических высот и благосостояния народов (Китай, Индия, Иран). Но… в нашем Отечестве усиливается огромное расслоение по уровню жизни. Лжепророки имеют доходы в сотни и тысячи раз больше работающего народа, причем, как правило, не за свой труд. Путин в той или иной степени, к сожалению, вынужден продолжать внутреннюю политику Ельцина-Гайдара-Чубайса, которую Ельцин когда-то обозначил одним выразительным словом: «Обогащайтесь!». При этом Президент подымает геополитический уровень и внешнюю безопасность сложившегося государства. Что сделано в России за 3 десятилетия? Чем живет сегодня российский народ? Какова политика, которую начинают обозначать словом «путинизм». В 60-80-е годы в РСФСР сохраняли созидательную деятельность, заложенную в 30-40 - начале 50-х годов. Действующая система бесплатных социальных обеспечений, образования, медицины, воспитания с детских лет и позволяла выдвигать профессионально подготовленных руководителей промышленности и науки.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/19/lz...

2240 Противление партии Авксентия церковным властям принимало характер бунта. Поэтому, в дело вмешалось само турецкое правительство, по всей вероятности вследствие настояний патриарха и синода. Это правительство распорядилось с виновником общественных беспорядков по свойски. Оно понимало, что действовать против Авксентия прямо и открыто было не безопасно и потому пустилось на хитрость. Однажды ночью был послан к Авксентию в Катирли один очень важный турецкий сановник, который должен был пригласить лжепроповедника в Константинополь будто бы для почетной аудиенции у великого визиря. Расчет удался. Честолюбие заговорило в Авксентии. Приверженцы его со своей стороны воодушевляли его принять приглашение визиря. Но лишь только Авксентий сел в лодку и удалился от берега, как по заранее данному приказанию смутотворец был задушен, а тело его ввержено в море. 2241 На следующий день прибыли в Константинополь и приверженцы Авксентия, прошли прямо ко дворцу великого визиря; но не получили никаких известий о судьбе своего вождя. После этого они всею толпою кинулись к патриархии, кричали, бранили патриарха. Наконец они захватили Паисия в свои руки и под- —295— вергли его побоям; полиция Фанара еле живого патриарха едва освободила из рук разъяренной толпы. Затем патриарх укрылся, уплыв в море. Толпа, однако же, не успокоилась. Свыше 5000 человек двинулось к Порте – и всей толпою стали кричать, что не желают иметь патриархом Паисия, – и требовали возвращения на кафедру Кирилла V. Народ неистово возглашал: «не хотим Паисия! Он армянин, он латинянин, потому что он не желает крестить ни армян, ни латинян! Он желает погубить преподобного (Авксентия), не хотим его»! 2242 И Кирилл стал патриархом. Взошедши на кафедру, он сделал всё, чтобы ублаготворить партию Авксентия. Он издан грамоту, которою определял вперед перекрещивать римско-католиков и армян при переходе их в православие. Не все согласились с патриаршим определением – важнейшие из архиереев были против этого определения, в особенности сильно ратовали за истину митрополиты Акакий кизикский и Самуил (впоследствии патриарх) дерконский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2238 Котляревский Нестор Александрович (1863–1925), литературовед, критик, публицист; магистр истории западноевропейских литератур (1899); почетный академик по ОРЯС (1906), ординарный академик (1909) ПАН. Первый директор Пушкинского Дома (1910–1925). Летом 1920 г. арестован ЧК, но вскоре освобожден. В 1922 г. вслед за высланными деятелями культуры последовал в Берлин, но вернулся на родину. 2239 Никольский Николай Константинович (1863–1936), историк древнерусской рукописной книжности и церковно-канонической литературы, археограф; доктор церковной истории (1899); академик ПАН (1916). Профессор Петербургской Духовной академии; приват-доцент историко-филологического факультета Петербургского университета (с 1909 г.); директор БАН и Книжной палаты (1920–1925). 2240 Пальмов Иван Саввич (1855–1920), историк церкви; доктор церковной истории (1904); академик ПАН (1916) и Чешской Академии наук и искусства (1908). Заслуженный ординарный (1906–1918, с 1911 г. сверх штата) профессор по кафедре истории славянских церквей Петербургской – Петроград­ской Духовной академии. 2241 Карский Евфимий Федорович (1860–1931), филолог-славист, языковед, этнограф; академик ПАН (1916). С 1917 г. экстраординарный профессор по кафедре русского и церковнославянского языков Петроградского университета, редактор «Известий ОРЯС АН» (с 1920 г.). Директор Музея антро­пологии и этнографии РАН. 2243 Соболевский Алексей Иванович (1856/1857–1929), филолог-русист, специалист в области сравнительно-исторической грамматики славянских языков, палеограф, этнограф; доктор русского языка и словесности (1884); академик ПАН (1900). Заслуженный ординарный профессор (1907–1908) по кафедре русского языка и словесности Петербургского университета, профессор славяно-русской палеографии в ПАИ (1892–1902). Член Союза русского народа (до 1910 г. член Гласного совета СРН, но отказался от звания), член Государственного Совета. В 1910-х гт. жил в Москве, после октября 1917 г. профессор Первого Московского университета; несколько раз арестовывался ЧК (1918, 1929).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2235 Кстати сказать, работа эта требует не только огромного труда, но еще и хорошего зрения, потому что письмо в рукописях, по небрежности ли переписчика, или уже от времени и разных случайных обстоятельств, бывает иногда трудно разбирать. Я знаю случай, что один издатель Аристофана (Ad. v. Velsen) потерял зрение за этой работой. 2236 Ср. сказанное в предисловии ко II тому Творений Василия Вел. в издании Garnier: Fortasse nullum est hominum genus, qui magis nocuerint bonis studiis, quam eorum, qui vera sanctorum Patrum scripta cum falsis miscuere. Quot enim mala hinc et olim nata sint, et hodie nascantur, nemo, qui non omnino rerum ecclesiasticarum rudis sit, ignorat Dogmata obscurantur, foedantur moralia, historia vacillat, Traditio perturbatur, et. ut verbo dicam. si semel apud sanctos Patres genuina cum adulterinis confundantur, omnia inter se confundi necesse est. 2238 Вот еще пример. Защитники написания «Исус» говорят, что будто бы это – слово греческое, сложенное из σος и ος, и значит «равноухий». На это богослов должен ответить, что 1) такого слова по-гречески нет (очевидно, потому, что в таком понятии не было надобности); 2) если бы оно и было, то, согласно законам греч. языка, оно должно бы было иметь форму σωτος, а никак не σους, по аналогии с прилагательными, сложенными с ος, – δωτος и μνωτος. 2241 В письме к нему Св. Василий говорит так (Vol. III, pars. II, pag. 513, письмо 231 по изданию Garnier): ποστελαι δ ν χρτ γεγραμμνον κλυσν με ο μετ’ μο δελφο, επντες παρ τς εγενεας σου ντολς χειν ν σωματ γρψαι «послать тебе (сочинение о Св. Духе) написанным на папирус не дали мне бывшие со мною братья, которые сказали, что имеют поручение от твоего благородия написать на пергаменте». 2242 На самом деле это неверно: дым от горящего папируса, говорят, ничем не лучше дыма от горящей бумаги. 2243 Надо заметить, что вместе с папирусами попадаются в Египте и пергаментные листы; словом «папирусы» я здесь для краткости обозначаю вообще тексты, найденные в Египте, независимо от материала на котором они писаны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таргуме т. н. Иерусалимском И. 2236 на Исх.40:10 Илией называется первосвященник, имеющий восстать в конце плена. 2237 О времени его явление предания в Ялкут Шимеони 2238 – в толк. на Ис.52:7 – говорит, что за три дня до пришествие Мессии явится Илия. 2239 В трактате Эрубин ( – 2-й тр. 2-го седера) говорится, что Илия не придет в пятницу, чтобы не помешать приготовлениям к субботе. А когда он придет, то прежде всего заявит о своем пришествии верховному совету (  ) (ср. Ин.1:19 сл.). Возвещая мир вселенной, он возвысит свой голос на горах Израильских так громко, что он будет слышен от одного конца земли до другого. 2240 Его деятельность будет состоять в предсказанном Малахией (3:1) приготовлении пути. По тр. Эдуйот ( – 7-й тракт. 4-го седера) VIII, 7 он выяснит происхождение родов (), так что те, которые несправедливо были исключены из общества, как не принадлежащие к кровному родству с Израилем, благодаря ему, снова станут членами народа Божия. Кроме устранения этого разделения, Илия устранит также и все другие практические и теоретические разногласия по поводу закона, которых теперь, – не смотря на все посвященные истолкованию закона труды мудрецов, – остается и останется еще множество. 2241 Илия разрешит все споры (раввинское положение, дов. часто встречающееся в Талмуде под именем :   ) 2242 . В тракт. Киддушин ( – 7-й тр. 3-го седера), 71а говорится, что очищать колена будет сам Бог; при этом, как полагают некоторые, все евреи даже не чистого происхождения сделаются чистыми, т. е. будут приняты в общество. 2243 На эту деятельность Илии указывает, по-видимому, и Сирах своим καταστσαι φυλς ακβ. Но главным и самым важным делом Илии будет призыв Израиля к покаянию. По Пирке дерабби Елиезер (   или  » » [Барайта дерабби Елиезер] – агадический памятник 8 в.) гл. 43, Израиль не покается, прежде чем придет Илия. В цитированном месте из Ялкут Шим. говорится, что Илия будет плакать на горах Израильских и взывать к ним: долго ли вы будете стоять в истомленной и пустой стране? А потом три дня подряд он будет возвещать: вот приходить мир на землю! Тогда возрадуются и нечестивые, но он им объявят, что спасение приходит для Сиона и его чад, а не для нечеставых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

2241 Неделя, на утрени, Канонъ крестовоскресенъ, песнь 4 (Гласъ 2, Октоихъ): Побеждена бысть смерть, мертвъ пленяеть адова врата (νεκρς σκυλεειδου τς πυλας); всеядцу бо разоршуся, яже паче естества вся ми дарововшася (το παμφγου γαρ ραγντος μοι, τα υπρ φσιν πντα δεδρηται). 2242 тамо, песнь 6: Пусть адъ и испроверженъ бысть cмepmiю единаго (ρημος αδης και πορος δια θαντου γγονεν ενς); еже бо многое богатство сокровиществова, единъ о всехъ насъ Христосъ истощилъ есть (δν πολν γαρπλοτον θησαρισεν, εις υπρ πντων ημν, Χριστς κνωσεν). 2243 тамо, песнь 9: Иже своею cмepmiю, смерти державу силою упразднившему Богу (τον τω δω θαντω, το θαντου το κρτος, δυνμει καταργησανταθεν), вси вернш поклонимся, яко иже отъ вика мертвыя совоскреси (δτι τουςαπ αινος νεκρος συνεξανστησε), и всемъ подаетъ животъ и bockpecehie (καιπσι παρχει…). 2244 Въ неделю на утрени, Канонъ крестовоскресенъ, песнъ 7 (Гласъ 3, Октоихъ): Крепкаго Божествомъ npieмъ адъ страшливый, hemлehiя подателя, душы праведныхъ вошющыя изблева (σχυρν θετητι, δεδεγμνος δης δελαιος, τον αφθαρσας προχον, ψυχς δικαων βοσας μεσε): благословенъ еси Господи, Боже отецъ нашихъ. 2245 Въ неделю, на Лumypriu, Блаженны (Гласъ 3, Октоихъ): Тридневнымъ твоимъ norpeбehieмъ, иже во аде умерщвленный яко Богъ оживотворивый, совоздвиглъ еси (τους ν τ δη νεκρωβντας ς Θες, ζωοποισας συνγειρας), и hemлehie всемъ яко благь источилъ еси намъ, верою зовущымъ всегда: помянии насъ во цapcmbiю твоемъ. 2246 Въ неделю утра, Канонъ крестовоскресенъ, песнь 4 (Гласъ 4, Октоихъ): Обожена твоя Спасе душа, адова сокровища пленивши, яже отъ века совоскреси души ( τεθεωμνη σου Στερ ψυχ, αδου θησαυρος προνομεσασα,τς π’ αινος, συνανστησε ψυχς); живоносное же тело всемъ hemлehie источи (το ζωηφρον σμα δε, πσιν φθαρσαν πγασε). 2247 Въ недълю утра, Кондакъ (Гласъ 5, Октоихъ): Ко аду Спасе мой сошелъ еси, и врата сокрушивый яко всесиленъ, умершихъ яко Создатель совоскресилъ еси, и смерти жало сокрушилъ еси (κα θαντου το κντρονσυντριψας), и Адамъ отъ клятвы избавленъ бысть (της κατρας ρρσω), человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010