Иоанн, комит: 266. 267. Иоанн Креститель: 151. Иоанн, магистр: 167. 169. Иоанн Марк, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Иов праведный, ветхоз.: 12. 223. Ионафан, ветхоз.: 252. Иосиф Аримафейский: 130. 144. Иосиф, праведный, обручник Приснодевы Марии: 151. Иосиф, ветхоз. патриарх: 83. Иофор, тесть Моисея: 77. Иудея: 145. Иустин мученик , апологет: 145. Кандидиан, епископ Писидийский: 147. Кандидиан, комит: 152. 153. 154. 167. 264. Каппадокийцы: 146. 248. Каппадокия вторая: 170. Карфаген: 29. 30. 31. 33. 35. 151. 202. Келестин, епископ Римский: 149. Келестий: 148. 170. Кердон (еретик): 145. Киликийцы, Киликия (2-я): 45. 256. 257. 259. 260. Киприан, епископ (в Африке): 52. 53. Кипр, остров: 76. Киприан, епископ Карфагенский: 145. 151. Кирилл, епископ Александрийский: 83. 86. 112. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 161. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 172. 174. 177. 178. 180. 233. 234. 235. 236 (382). 238. 242. 245. 246. 248. 256. 260. 263. 265. 266. 267. 268. Кир – город, Киррестия: 42. 43. 44. 45. 47. 79. 80. 81. 111. 113. 114. 119. 138. 145. 172. 197. 203. 210. 212. 221. 237. Клириви Озроинские (Едессцы): 87. 222. Константинополь, город: 110. 112. 161. 163. 167. 174. 180. 201. 228. 231. 236. 249. 255. 256. 262. Константинопольцы: 236. 237. Константин в., император: 166. Косма, мученик: 144. 249. Ксенофонт, греч. полководец и писатель: 188. Лаван: 156. Лев в., епископ Римский: 116. 118. 121. 144. 145. 181. Ливия: 32. 33. 34. 52. 53. 70. 151. 201. 202. Лонграс, комит: 231. Лукиан, циник: 180. Маги Персидские: 82. 113. Мадиамская земля: 3. Макарий, епископ Лаодикийский: 149. 163. 165. 233. 268. Македоний (еретик): 82. 116. 151. Македония: 149. Максимиан: 202. Максим, епископ Антиохийский: CXIII. Манес, еретик: 81. 82. 104. 113. 125. 151. Мара, епископ: 248. 250. Марбафима, местечко: 244. Мариниан, епископ Варвалисский: 247. 249. Мария Приснодева: см. Богородица на стр. 497. Мария, дочь Евдемона из Ливии, попавшая в плен: 70. Маркелл Галатийский (еретик): 104. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Гвитмунд, выступая против учения сторонников Беренгария о соединении Христа или Слова с хлебом, доказывал, что природа хлеба и вина исчезает после освящения, превращаясь в Тело и Кровь Христовы ( Guitmund Aversanus. De corp. et sang. Christi. II, III//PL. 149. Col. 1450, 1481). При этом не происходит нового рождения или нового творения, т. к. Тело Христово не увеличивается после освящения и не уменьшается после причащения (Ibid. II//PL. 149. Col. 1462). Он также учил, что Христос пребывает в каждой частице Св. Даров (Ibid. I//PL. 149. Col. 1435-1436). В рассуждениях Гвитмунда о Е. встречается термин «акциденция» (accidentia - Ibid. II//PL. 149. Col. 1450), однако ни он, ни Ланфранк, ни др. богословы XI в. еще не опирались прямо на Аристотеля, но лишь заимствовали терминологию из творений древних отцов Церкви, приспосабливая ее к новой ситуации. С XII в. аристотелевские категории (большое значение для их рецепции имели труды Боэция) стали более последовательно использоваться лат. богословами в рассуждениях о Е. Так, Альгер Льежский утверждал, что «в хлебе и вине, когда они превращаются (mutantur) в Тело Христово, акциденции не перестают быть, но все остаются» ( Alger Leodiensis. De sacramentis Corporis et Sanguinis Dominici. I 7//PL. 180. Col. 756-757). Тогда же обычным термином для обозначения сущностного изменения Даров становится слово «пресуществление» (transsubstantiatio), являющееся специфически христ. термином, не происходящим из корпуса сочинений Аристотеля. Самый ранний пример использования термина «пресуществление» содержится в проповеди Хильдеберта Лаварденского, архиеп. Турского († 1134) ( Hildebertus Cenomanensis. Serm. 93//PL. 171. Col. 776), однако его авторство оспаривается (некоторые исследователи считают, что проповедь принадлежит Петру Коместору († 1179)). Достоверно установлено применение термина Петром Дамиани († 1072) в «Толковании канона мессы» ( Petr. Damiani. Expositio canonis missae. 7//PL. 145. Col. 883). В числе др. наиболее ранних свидетельств - творения Стефана Отёнского ( 1139/40) ( Stephanus de Balgiaco. Ep. V 6//PL. 189. Col. 390), который писал в трактате о таинствах: «Мы молимся, чтобы пищей человеков стала пища ангелов, а именно, чтобы приношение хлеба и вина пресуществилось (transsubstantietur) в Тело и Кровь Иисуса Христа» ( Idem. Tractatus de sacramento altaris. 13//PL. 172. Col. 1291). Глагол transsubstantiare для описания евхаристического чуда использовал Роландо Бандинелли (впосл. папа Александр III ( 1181)) в «Сентенциях», написанных ок. 1140-1142 (или после 1145) гг. ( Ghellinck J. de. A propos du premier emploi du mot transsubstantiation//RechSR. 1911. Vol. 2. P. 466-469). С сер. XII в. термин начал употребляться на Западе повсеместно (у Стефана из Турне, Хильдегарды Бингенской, Петра Коместора, Петра из Пуатье, Алана Лилльского, Сикарда Кремонского, Петра Кантора, папы Иннокентия III и др.), официально был принят IV Латеранским Собором 1215 г. ( Denzinger. Enchiridion. N 802) (см.: Macy. 1994).

http://pravenc.ru/text/351651.html

...Ты боишься темноты – я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл! Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка ( Прем. 17; 11 ). (10; стр. 149) Относительно твоего смущения святые отцы сказали: «Что делается со смущением – всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией Матери и будь спокойна, загляни у святого Варсонофия вопрос 430 и ответ, еще вопрос 433 и ответ (10; стр. 149) Когда не придется исполнить все свое правило – не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буде ми грешной» и имей память Божию – это заменит все правила. (10; стр. 149) Когда появятся слезы, остановись на них, пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием, что помнишь из Священного Писания , важнее из Евангелия. Слезы придут, дай им свободу. ...На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что на совести, и больше ничего. (10; стр. 149) Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависти, злопамятству, высокомерию, лукавству, лицемерию, человекоугодию и сребролюбию, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо диавол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость – изобретение бесовское. (10; стр. 151) Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Не в нашей власти устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость» 6 . Великое для нас счастье, что мы имеем книги святых отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но не стало праведного ( Пс. 11, 2 ), а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами: все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмем отравляющие. Однако унывать не надо; в основание положим мытарево смирение – и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние. (10; стр. 151)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

110 Рукоп. И. П. Б. О. I. 429, лл. 185–188 обор. Ср. рукоп. И. П. Б. О. I. 443, лл. 498–501 обор. 111 Рукоп. Владимирской семинарии 75, гл. 16; здесь в заглавии читаем: «От Ивана Петровича Дуниловца Московского списано»; затем еще: «Слово отвещательное на возглашение некоего мужа, желающего малодушие свое дружними недостатки покрыти». Ср. рукоп. Киевской академии Аа 149, лл. 126–137. 128 Сбор. для ист. стар. II, V, приложения, стр. 131. Подробные сведения о деятельности Игнатия среди федосеевцев сообщены в статье П.Д. Тустинова, помещенной в «Богословском Вестнике» за 1910 год. 134 Рукоп. Владимирской семинарии 75, лл. 59–62 обор. Здесь определение этого «собора» надписывается так: «Список с приговору». 136 Рукоп. И. П. Б. О. 1. 369, лл. 91–93; здесь это «известие» надписывается так: «Известие странным братиям, пришедшим ради мирного согласия, с ними же беседовахом от Святых Писаний, и по желанию их и других братий, в ведение общесогласное примирение извествуется». В рукоп. В.Г. Дружинина 149, лл. 166–168 надпись «этого известия» такая: «Отца Андрея дионисьевича и Игнатия Трофимовича писем копия», причем далее говорится: «А.Д. братии, пришедшей ради... общесогласного примирения». В рукоп. Владимирской семинарии 75, гл. 14, на поле «известия» имеется пометка: «А.Д. 1727 года». 143 Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1089, лл. 33 об. –34 об.; здесь надписание письма такое: «Примирительное письмо Игнатия Трофимова». – Рукоп. Владимирской семинарии 75, лл. 125–125 обор.; здесь подпись гласит: «Списано с соборного обоих стран письма». – Рукоп. В.Г. Дружинина 149, лл. 168 об. –169 обор.; здесь надпись такая: «Письмо отца Игнатия Трофимыча». 148 Рукоп. И. П. Б. О. 1. 356, лл. 95–97: здесь надпись такая: «Исповедание о вере, предложенное от согласия имущих попов». После этого значится: «Десять статей. Список с подлинного письма». 149 Рукоп. И. П. Б. О. 1. 356, лл. 84–88; здесь надпись такая: «Исповедание о вере, предложенное от согласия неприемлющих попов»; затем идет перечень пунктов «Исповедания» с их кратким содержанием, именно: «Надписуем исповедание: 1. О православной, соборной, апостольской церкви; 2. О правоверном браце; 3. О исповеди инока или простолюдина; 4. От еретик обращающихся и простых крещение; 5. О старчей исповеди, что в Номоканоне; 6. О Теле и Крови Христове; 7. О Илии и Эносе; 8. О антихристе; 9. О летех царства антихристова; 10. О различных ересех.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Разговор о русских поэтах Гоголь начинает с Ломоносова, в одах которого “восторг слышен” (6; 149). Само описание Гоголем поэзии Ломоносова удивительно напоминает 103-й псалом Благослови, душе моя, Господа , которым начинается вечерня. Он рассказывает о том, как премудро все устроено в мире и как мы видим Божие присутствие в нем. Этот псалом и есть “Вечернее размышление о Божием величестве”, “величественный от начала до конца” (6; 149). И у Ломоносова, “точно как бы, выражаясь его же словами: Божественный пророк Давид/Священными шумит струнами,/И Бога полными устами/Исаия восхищен гремит” (6; 149). Кстати, псалмы пророка Давида — это не только любимое чтение большинства православных, не только то, что проникает и пропитывает все церковные службы, особенно во время Великого поста, когда чтение кафизм из Псалтири увеличивается вдвое, но и неисчерпаемый источник вдохновения, а для Гоголя, может быть, и самый главный (вспомним, например, его совет А. О. Смирновой заучивать псалмы наизусть). Про Ломоносова Гоголь говорит так: “Всю русскую землю озирает он от края до края с какой-то светлой вышины…” (6; 149). Этот образ писатель почерпнул из 18-го псалма царя Давида, где есть такие слова: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их; в солнце положи селение свое. И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь. От края небес исход его, и сретение его до края небесе; и несть, иже укрыется теплоты его (Пс 18:5–7). Ломоносов у Гоголя сравнивается с солнцем, что становится понятным из приведенного псалма, а также с апостолами и пророками, которые в этом псалме подразумеваются ( Во всю землю изыде вещание их ). Внутреннюю параллель между Ломоносовым и пророком Давидом Гоголь проводит тем, что использует псалом для рассказа о поэте; тем, что называет Ломоносова “отцом нашей стихотворной речи”, что вполне приложимо к Псалмопевцу Давиду; тем, что “он сам как бы первоначальный, пророческий набросок того, что впереди” (6; 150) (курсив мой — В. Т .).

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Зделошная запись Володимерского уезду села Боголюбова крестьянина Петрушки Тарасова 144-го году. Память мировая Василья Федорова сына Вельяминова Воронцова 144-го году. Память Покровского и Николаевского монастыря крестьянина Дмитрейка Иванова сына белопасца 145-го году. (Л. 53) Отпись Матвеева человека Петрова сына Стромилова 145-го году. Запись зделошная Ивана Федорова сына Соймонова 145-го году. Память поступная Федора Иванова сына Полтева 145-го году. Отпись Иермолая Иванова сына Векова ерославца 146-го году. Отпись княгини Ульяны Васильевны Троекуровы человека ее Петра Власова 146-го году. Заемная память Николы Чюдотворца Шартомского монастыря келаря старца Елевферия Суринова 146-го году. Отпись Патракейка Самсонова сына Козьмодемьянскова уезда деревни Зольги Большие посацкого человека 147-го году. Запись Николая Чюдотворца Шартомского монастыря архимандрита Иоасафа да келаря старца Андреяна Казимерова з братьею 147-го году. (Л. 53 об.) Зделошная запись Ивана Феоктистова сына Порошина 147-го году. Зделошная запись Игнатья Леонтьева сына Соринова 147-го году. Отпись зделошная Живоначальные Троицы Серьгиева монастыря села Шухобалова посельного старца Гурия Ляхова да слуги Федота Парошина 148-го году. Память зделошная Якова Витофтова 148-го году. Да другая память ево, Яковлевых, людей Тимофеева сына Витовтова Якушки Андреева да Ивашка Кирилова 148-го году. Зделошная запись суздальца Ивана Меньшева сына Шилова 149-го году. Зделошная отпись Степана Михайлова сына Колычева 149-го году. Зделашная память Андрея Афонасьева сына Молъвянинова 149-го году. (Л. 54) Зделашная запись Угрезского монастыря стряпчего Василья Останкова 149-го году. Зделашная запись Калинника Федорова сына Зилова вязмятина 150-го году. Отсрочная запись стряпчего Ивана Матфеева сына Рябинина с арзамасцом Иваном Кричковым сыном Олениным 150-го году. Зделашная запись Тугарина Федорова сына Молчанова 150-го году. Мировая запись истопника Александра Федорова сына Боркова 151-го году. Отпись приселка Обезова деревни Дмитровского крестьянина Митьки Емельянова в пропалой лошеди 151-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Пс.148:13.   Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10—11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на «земли» в надежде получения вечного воздаяния на «небеси» (Псалтирь с толкованием). Пс.148:14.   И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему. «Рог людей» — есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: «песнь всем» , но «преподобным» и «приближающымся Ему» , чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным «Израилем» , которому и будет «песнь» и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит). Аллилуиа, 149 Псалом содержит благословение и хваление Богу от лица христиан, ибо поют «новую песнь» принадлежащие к новой твари (Гал. 6:15), новозаветные, облеченные в нового человека (Григорий Богослов). Пс.149:1.   Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. «Воспевать» Бога есть дело не беззаконных, но «преподобных» ; и возносить «хваление» Ему должно с совершенным согласием, так как «Церковь» по своему наименованию означает соединение и собрание. Пророк требует благодарности посредством жизни и дел, и этим указывает на недостаточность одних слов (Златоуст). Пс.149:2.   Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем. Пророк внушает не просто благодарить Господа, но с удовольствием, «веселием» и пламенною душою: от благодарящего требуется особая расположенность. Таковы все души святых (Златоуст). Пс.149:3.   Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. «Лик» есть собрание единомысленных людей, согласно славящих Христа Господа. А как позволено было древним иудеям петь Богу при музыкальных орудиях, по причине слабости ума и склонности к удовольствию, то для христиан «тимпан» требует умерщвления плотских удовольствий, ибо делается из кожи мертвого животного, а «псалтирь» — обращение к небу, чтобы о горнем мудрствовать во славу Божию (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

H. Wolfii præfatio, 95–100. J. Bekkeri præfatio, 115–16. Index scriptorum in historia Nicephori memoratorum (Fabricius), 103–14. Index græcitatis, 149, 1051–64. Index analyticus I (1–24), 148, 1451–1502. – II (25–37), 149, 1063–68. Allocutio ad imperatorem (Westermann), 149, 1067–74. Vita S. Codrati (AA.S5.), 503–20. Scholia in Synesium de insomniis (Morellus), 52l-642. Florentius seu de sapientia fg. (in dissertation gallica V. Parisot), 643–48. Epistolæ 1–15 (variorum), 647–64 (græce præter 1 et 2). Epistola 16 ad Theodulum, 145, 425–30 (inter epist. Theoduli, 7). Encomium in Odvsseam Homeri, græce (Matranga), 663–72. Epigramma in Theodorum Metochitam, , 144, 929–32. Laterculum paschale correctum, 19, 1313–6. Boivin. N. G., vita, 148, 19–44. – – opera, 43–58. elogia, 57–96. Notitia FH., 99–114 (in qua est index scriptorum in historia laudatorum, 103–14). NICEPHORUS MONACHUS. s. XIV, 147. De sobrietate et cordis custodia catena ascetica, 945–66. Notitia ex Philocatia (1782), 943–4. NICEPHORUS PHILOSOPHUS, s. IX, 106. Vita S. Antonii Cauleæ patr. CP. latine, 181–200. AA.SS. Commentarius prævius, 177–82. Notitia Oudin, 177–8. NICEPHORUS II PHOCAS, 963–69, 117. Velitatio bellica, 925–1008 (editio Hase), Excerpta ex historicis orientatibus (cum præfa tione Lessen, 1007–10), 1009–26. Index scriptorum quibus Hase usus est in notis, 1483–90 Index analyticus, 1437–84 mutatione facta ab ima cot. 1449]. NICEPHORUS SCEUOPHYLAX, s. X. Vita S. Theophanis, confessoris (Combefis), 108, 17–45. NICEPHORUS URANUS (Co_elum), s. VII, 86, II. Vita S. Symeonis junioris, 2987–3216. AA.SS. Commentarius prævius, 2965–86. NICETAS ACOMINATUS CHONIATES, s, XII-III, 139–40. Historia, 139, 319–1058. Præfatio Wolfii, 1303–8; Fabroti, 1301–4. Fabroti Breviarium historiæ, 1309–18; chronologia, 1057–64. Glossarium Fabroti, 1063–88. Index scriptorum FH., 140, 1569–78. Index analyticus, 1577–1602. Narratio de statuis, 39, 1041–58. Witken præfamio, 1037–40. Thesaurus fidei orthodoxæ 139, 1091–1444, lib, 1–5, latinë 140, 9–284, lib. 6–27, græce et latine, fg. [lib. 6, 8, 9, 10, 12, 15, 17, 20, 23.]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

св. Пантелеимона (в Новгороде) 183 Пегау (в Тюрингии) 218 св. Петра (в Жамблу), см. Жамблу св. Петра (в Эрфурте) 347 Печерский в Киеве 209 Прюм (близ Трира) 44 Прюфенинг (в Бамбергском еп-ве) 253 Райхенау (в Швабии, на Боденском оз.) 25–26, 189 Ринтельн (на сев. Саксонии) (==Хеслинген?) 338 Россано (в Калабрии) 55 Сазава (в Чехии, к юго-вост. от Праги) 185 св. Серватия (в Кведлинбурге) 84 св. Симеона (в Трире) 120 Свентокшиский (Святого Креста) (в Кракове) 213 Сексард (на юге Венгрии) 358, 358 Ставло (в Бельгии) 193, 251 Страхов (близ Праги) 263, 263 Тегернзе (в Баварии, между верховьями Изара и Инна) 191 Тихань (в Венгрии, на оз. Балатон) 357, 357 Труафонтэн (в Шампани) 346 Хасунген (в Гессене) 115 Херзефельд (Харзефельд) (на сев. Саксонии) 341 Херсфельд (в Гессене) 46, 117, 191 Хеслинген (на севере Саксонии) 338, 339 Цвифальтен (в Швабии, на Верх. Дунае) 197, 200 Штаде (Пресв. Богоматери) 336 Штаде (францисканский) 336 св. Эгидия (в Провансе) 166 св. Эгидия (в Шомодьваре, в Венгрии) 166 св. Эммерама (в Регенсбурге) 274, 275 монголы, монголо-татары, см. татары (монголы, монголо-татары) Монтемаджоре, гора на юге Италии 95 Морава, р. в Сербии, прав, приток Дуная 357 Моравия, моравы 34, 129, 130–131, 167, 167, 170, 187, 201, 201, 226, 248, 248, 254, 254, 263, 297, 297 Моравия Вел. (Великоморавское гос-во) 25, 34 Моравское (Оломоуцкое) еп-во 186, 186, 265, 269 Моравский лес 129 Морс (Морсё), о-в на сев. Дании, в Лим-Фьорде 145 Москва собор Покрова Пресв. Богородицы (Василия Блаженного) 77 Мосул, г. в верховьях Евфрата 37 Мошонь, крепость на зап. Венгрии 358 Мраморное м. 18, 95 Мур (по-славянски – Мура), р. в Австрии и Словении 288 Муреш, см. Марош Муром, г. на сев.-вост. Руси 339 Муромо-Рязанское кн-во 339 Мюнстер, г. в Вестфалии 259, 273 Мюнхен 44 Наббург, замок к сев. от Регенсбурга 234 Наисс, античное назв. г. Ниш (см.) Найсе (Ниса), лев. приток Одера 68 Намюр, г. в Бельгии 156 Нарев, прав, приток Зап. Буга 280, 317 Неаполь 94 невры, античный нар. 149 невтры, нар. в Вост. Европе неопределенной идентифиации (==неврам?) 149,149

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минеях); кондак П. 3-го гласа Ορθοδξοις δγμασι, τν Εκκλησαν φαιδρνας (Православными повелении Церковь просветил еси...) с икосом Επ τν θαυμαστν Αλεξνδρειαν σπεδοντες πορευθμεν τ νο (В дивней Александрии потщимся шествовати умом...) (только в греческих и в зеленых Минеях). Канон П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа имеет акростих, в к-ром указано имя автора: Εγκωμιζω τν τρισλβιον Πτρον. Θεοφνους (          ); нач.: Εν τος φωτεινοττοις, τν διαγωγν χων σκηνμασι (          ); ирмос Ασωμεν τ Κυρ (    ). Также последование П. включает: 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 1-го гласа (в рус. Минеях отнесены на хвалите, в Зеленых Минеях - на стиховну вечерни) со славником 4-го гласа (в греческих и русских Минеях на стиховне вечерни, в Зеленых Минеях - на стиховне вечерни и на хвалитех); 2 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на хвалитех (в греческих и Зеленых Минеях); светилен общий сщмч. Клименту и П.; седален П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа. Чтения на литургии П. и сщмч. Клименту зафиксированы уже в ранних памятниках. В Типиконе Великой ц. назначены прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, Апостол Фил 3. 20-4. 3, аллилуарий Пс 43. 2, Евангелие Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В редакциях Студийского устава (Студийско-Алексиевском, Евергетидском, Мессинском Типиконах) чтения предлагаются в основном те же, однако в нек-рых редакциях другие прокимен (Пс 149. 5) со стихом (Пс 149.1) и аллилуарий (Пс 131. 9). В древних рукописях сохранилось 6 канонов П. визант. авторов, не вошедших в печатные издания (все - плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа). По 2 рукописям известен канон, посвященный всем 4 празднуемым 25 нояб. святым: сщмч. Клименту, П., вмч. Меркурию и вмц. Екатерине, нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянной единодушной красоте мучеников...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε (      :) и со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 489-505). В рукописи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины сохранился канон, нач.: Ενσει μεμυημνος κα ερωσν λελαμπρυσμνος (Задумало просвещенное и ублистанное священство...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010