Лит.: Hilgenfeld A. Hegesippus und die Apostelgeschichte//ZWTh. 1876. Bd. 21. S. 193-233; Dannreuther H. Du témoignage d " Hégésippe sur l " Église chrétienne aux deux premières siècles. Nancy, 1878; Boor C., de. Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius in bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes. Lpz., 1882. (TU; Bd. 5. H. 2); Overbeck F. Über die Anfänge der Kirchengeschichteschreibung. Basel, 1892. S. 6-13, 17-22; Lawlor H. J. Hegesippus and Apocalypse//JThSt. 1907. Vol. 8. P. 436-444; Turner C. H. Apostolic Succession//Essays on the Early History of the Church and the Ministry/Ed. H. B. Swete. L., 1918. P. 115-120, 207; Caspar E. Die älteste römische Bischofsliste. B., 1926; Hermann L. La famille du Christ d " après Hegesippe//Revue de l " Univ. de Bruxelles. 1936/1937. Vol. 42. P. 387-394; Schoeps H. J. Jacobus der Gerechte und Oblias//Biblica. 1943. Vol. 24. P. 398-403; Sahlin H. Noch einmal Jacobus «Oblias»//Ibid. 1947. Vol. 28. P. 152-153; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 284-287; Ehrhardt A. The Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. L., 1953; Bieler L. Adamnan und Hegesippus//WSt. 1956. Bd. 69. S. 344-349; Hyldahl N. Hegesipps Hypomnemata//StTheol. 1960. Vol. 14. P. 70-113; Telfer W. Was Hegesippus a Jew?//HarvTR. 1960. Vol. 53. P. 143-153; Gustafsson B. Hegesippe " s Source and his Reliability//TU. 1961. Bd. 78. S. 227-232; Beyschlag K. Das Jakobusmartyrium und seine Verwandten in der frühchristlichen Literatur//ZNW. 1965. Bd. 56. S. 149-177; Kemler H. Hegesipps römische Bischofsliste//VChr. 1971. Vol. 25. P. 182-196; Abramowski L. Diadoce und ρθς λϒος bei Hegesippus//ZKG. 1976. Bd. 87. S. 321-327; Durst M. Hegesipps «Hypomnemata» - Titel oder Gattungsbezeichnung?//RQS. 1989. Bd. 84. S. 299-330; Norelli E. La mémoire des origines chrétiennes: Papias et Hégésippe chez Eusèbe//L " historiographie de l " Église des premières siècles. P., 2001. P. 1-22; Callu J.-P. Le «De bello Iudaïco» du Pseudo-Hégésippe: essai de datation// Idem. Culture profane et critique des sources. P., 2006. P. 597-622. |
После вторжения в Сирию Хосрова II И. М. и Софроний направились в Александрию, где стали помощниками патриарха свт. Иоанна V (III) Милостивого в его усилиях вновь принести в Египет халкидонское православие. В течение Патриаршества св. Иоанна число правосл. храмов в Египте увеличилось с 7 до 70. Его биограф говорит о мн. «селениях, церквах и монастырях, которые эти добрые пастыри (Иоанн и Софроний.- С. К.) старались вынуть изо рта диких зверей» - «севириан» ( Leontius Neapolis Cypriorum. Vita Sancti Ioannis Eleemosynarii. 31//PL. 73. Col. 367). В жизнеописаниях И. М. сообщается, что после разграбления Иерусалима в 614 г. ввиду растущей персидской угрозы для Александрии он и Софроний вместе со свт. Иоанном Милостивым переправились из Египта на Кипр. Оттуда И. М., останавливаясь на средиземноморских островах, отправился в Рим. Там он занимался упорядочиванием воспоминаний о своих путешествиях и там же скончался. И. М. завещал похоронить его на Синае или, если варварские набеги не позволят этого сделать, в киновии прп. Феодосия Великого. Для исполнения последней воли умершего друга Софроний отправился с его телом из Рима в Иерусалим и прибыл туда «в начале восьмого индиктиона». И. М. был погребен на кладбище обители прп. Феодосия Великого. «Восьмой индиктион» соответствует как сент. 619, так и сент. 634 г. ( Vailhé. 1901. P. 114). Наиболее вероятна 2-я дата ( Нуцубидзе. 1960. С. 254-255; Louth. 1998. P. 149), поскольку Леонтий , еп. Неаполя Кипрского, сообщает, что И. М. при участии Софрония написал утерянное ныне Житие свт. Иоанна Милостивого, к-рый скончался не раньше нояб. 619 г. ( Gelzer. 1893. S. 2, 109; Chadwick. 1974. P. 51). Нек-рые ученые высказали предположение, что под наименованием «Рим» автор предисловия к «Лугу духовному» имел в виду не Ветхий Рим, а Новый Рим, т. е. К-поль ( Follieri. 1988. P. 4-39). Эта гипотеза находит как сторонников, так и противников (ср. аргументы в пользу Ветхого Рима в: Louth. 1998. P. 149-154). Сочинения Единственным дошедшим до нас сочинением И. М. является «Луг духовный», или «Лимонарий» (λειμν, λειμωνριον - луг, лужок; лат. Pratum spirituale; др. названия: «Новый рай», «Синайский патерик» (CPG, N 7376; PG. 87. Col. 2852-3112)), был написан совместно с Софронием ( Vailhé. 1901. P. 115), что давало иногда повод приписывать авторство последнему ( Ioan. Damasc. De imag. II//PG. 94. Col. 1279; Ibid. III//PG. 94. Col. 1316). Однако «вопрос об авторстве Софрония должен быть разрешен в смысле его соавторства с Мосхом, причем Иоанну принадлежит самая существенная доля как по замыслу, так и по выполнению их общей работы» ( Смирнов. 1915. С. 170). Именами обоих «Луг духовный» надписывается в нек-рых греч. (напр.: Paris. Coislin. N 369; ср.: Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale/Ed. H. Omont. P., 1888. Vol. 3. P. 191) и слав. ( Смирнов. 1915. С. 171-172) рукописях. |
Ист.: BHL, 4910-4915; ActaSS. Iul. T. 5. P. 394-457; Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium/Éd. G. Busson, A. Ledru. Le Mans, 1901; Gesta domni Aldrici, Cenomannicae urbis episcopi, a discipulis suis/Éd. R. Charles, L. Froger. Mamers, 1889. P. XXI, 17, 124, 127; MGH. SS. T. 4. P. 149-157; PL. 115. Col. 37, 74-75; Poncelet A. Relation originale du prêtre Idon sur la translation de S. Liboire à Paderborn//AnBoll. 1903. T. 22. P. 146-172; MartRom. Comment. P. 301-302; Erconrads Translatio S. Liborii: Eine wiederentdeckte Geschichtsquelle der Karolingerzeit und die schon bekannten Übertragungberichte/Hrsg. A. Cohausz. Paderborn, 1966; Vry V., de. Liborius, Brückenbauer Europas: Die mittelalterlichen Viten und Translationsberichte. Paderborn, 1997. Лит.: Voisin A. Vie de St. Julien et des autres confesseurs pontifes, ses successeurs. Le Mans; P., 1844. P. 220-256; Mertens C. Der hl. Liborius: Sein Leben, seine Verehrung und seine Reliquien. Paderborn, 1873; Ledru A. Les premiers temps de l " église du Mans. Le Mans, 1913. P. 245-252; St. Liborius, sein Dom und sein Bistum/Hrsg. P. Simon. Paderborn, 1936; Viard P., Celletti M. C. Liborio, vescovo di Le Mans//BiblSS. Vol. 8. Col. 32-33; Goffart W. A. The Le Mans Forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966; idem. The Literary Adventures of St. Liborius: A Postscript to the Le Mans Forgeries//AnBoll. 1969. T. 87. P. 5-62; Honselmann K. Zur Translatio S. Liborii: Gobelin Person und die Teilnehmerberichte//Westfälische Zschr. Paderborn, 1966. Bd. 116. S. 171-189; idem. Der Bericht des Klerikers Ido von der Übertragung der Gebeine des hl. Liborius//Ibid. 1969. Bd. 119. S. 189-265; Schoppe K. Erconrads Translatio S Liborii - Eine neue Geschichtsquelle oder eine Fälschung?//Die Warte. Paderborn, 1967. Bd. 28. Tl. 6. S. 3-51; Straeten J., van der. Hagiographie du Mans//AnBoll. 1967. T. 85. P. 473-516; Felix Paderae civitas: Der Heilige Liborius, 836-1986/Hrsg. H. J. Brandt, K. Hengst. Paderborn, 1986; Stambolis B. Libori: Das Kirchen- und Volksfest in Paderborn. Münster; N. Y., 1996; Vry V., de. Die Gründung des Bistums Paderborn im Spiegel der Berichte über die Translatio des Bischofs Liborius von Le Mans//Quellen, Kritik, Interpretation: FS zum 60. Geburtstag v. H. Mordek/Hrsg. T. M. Buck. Fr./M., 1999. S. 117-126; R ö ckelein H. Reliquientranslationen nach Sachsen im 9. Jh.: Über Kommunikation, Mobilität und Öffentlichkeit im Frühmittelalter. Stuttg., 2002. S. 96-100, 155-167, 280-304; Wach é B. Les origines religieuses de jumelage Le Mans-Paderborn//Vivre et construire l " Europe à l " échelle territoriale de 1945 à nos jours/Éd. Y. Denéchère, M.-B. Vincent. Brux., 2010. P. 23-36. |
Сильвестру I золотые кадила для Латеранской базилики (LP. Vol. 1. P. 177), но историческая достоверность этого сообщения небесспорна. Косвенное указание на каждение престола во время литургии содержится в толковании на Евангелие от Луки свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. In Luc. Exp. 1. 28//PL. 15. Col. 1625). К сер. V в. Л. использовался в христ. богослужении повсеместно, о чем косвенно свидетельствует запрет, содержащийся в Кодексе Феодосия, на отправление языческих культов и, в частности, сооружение жертвенников для принесения в жертву Л. (CTh. XVI 10. 12). В последующей традиции использование Л. получает символическое истолкование. Согласно одной из редакций толкования литургии, известного как «Церковная история», авторство которого приписывается свт. Герману I К-польскому († до 754), Л. символизирует ароматы, к-рые принесли жены-мироносицы, дары волхвов Младенцу Иисусу, а также чистую молитву (PG. 98. Col. 400). В творениях свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского ( 1429), Л. и кадильный дым истолковываются гл. обр. как символы присутствия и благоухания благодати Св. Духа ( Sym. Thessal. De sacr. 62//PG. 115. Col. 224; Idem. De sacr. Lit. 95//Ibid. Col. 285; Idem. De div. templ. 19//Ibid. Col. 705). Комментируя каждение в начале утрени, он проводит аналогию между дымом сгорающего Л. и облаком, к-рое было над ветхозаветной скинией ( Idem. De sacr. templ. 124//Ibid. Col. 329), а также облаками как жилищем Бога ( Idem. De sacr. precat. 309//Ibid. Col. 561); в связи с пением на вечерне Пс 140 каждение Л. ассоциируется также с искренней молитвой (Ibid. 347//Ibid. Col. 629). В Требнике митр. Петра (Могилы) имеется чин благословения Л. (фимиама или кадила): после обычного начала и Пс 95 над Л. произносится молитва, в к-рой сделан акцент на его действии против нечистых духов, в конце чина совершается окропление Л. св. водой (Требник Петра (Могилы). Т. 2. С. 226-227). Об употреблении Л. см. также ст. Каждение . Лит.: Atchley E. G. C. History of the Use of Incense in Divine Worship. L., 1909; Fehreinbach E. Encens//DACL. 1922. Vol. 5. Pt. 1. Col. 2-21; Schneider C. Studien zum Ursprung liturgischer Einzelheiten oestlicher Liturgien: ΘΥΜΙΑΜΑΤΑ//Kyrios. 1938. Bd. 3. S. 149-190; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945. P. 425-430; Taft. Great Entrance. P. 149-162; M ü ller W. W. Weihrauch// Pauly, Wissowa. 1978. Supplbd. 15. Sp. 700-777; Nielsen K. Incense in Ancient Israel. Leiden, 1986; Heger P. The Development of Incense Cult in Israel. B., 1997; Caseau B. Incense and Fragrances: From House to Church: A Study of the Introd. of Incense in the Early Byzantine Christian Churches//Material Culture and Well-Being in Byzantium (400-1453)/Ed. M. Grünbart. W., 2007. P. 75-92. М. Г. Калинин, Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией |
(ed.), Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα 1 (Θεσσαλονκη2, 1988), P. 104.34–105.24. 88 Georg. Асгор. De Spiritus Sancmi... Р. 49.27–28; cf. Ibid. P. 52.11–18; 60.14–16. 20–21; 62.8–12. 89 Ibid. P. 52.31–32. О фотиевских истоках термина см.: Alexopoulos Th. Der Ausgang... S. 111. Ср. у Николая Мефонского : Nic. Steth. [Nic. Methon.]Antidialexis..., 30//Michel A. Humbert und Kerularios... Bd. II. S. 409.8–9.Речь идет, таким образом, о достаточно устойчивом выражении. 93 Ibid. P. 260. Об опровержении этой идеи Каматиром см.: Ibid. P. 291–293, а также ссылки далее. 96 Petri Damiani De picturis principum Apostolorum, IV//PL 145. Col. 594D. Отмечено в: Spiteris J. La Critica... P. 264, n. 202. Оценить эту мысль можно в перспективе следующего рассуждения Варлаама Калабрийского. Если судить о достоинстве кафедры по ее древности, то подобало бы, чтобы Иерусалимский патриарх настолько превосходил по достоинству Римского, насколько Христос превосходит Петра по естеству (21-е антилатинское слово: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 101.6.124–125). 101 Мейендорф И., прот. Апостол (дата обращения: 15.08.2017). 102 См. из наиболее характерных мест в их сочинениях: Nili archiepiscopi Thessalonicensis Libri duo de causis dissensionum in Ecclesia, et de papae primatu. Liber II [De primatu papae]//PG 149. Col. 700C, cf. 705С: «Видишь, что тот, чья совесть нездорова, может оказаться слабым (σθενσαι) и в вопросах веры?.. А само это согрешение совестью – разве не вид безбожия?» Ср.: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 56; AL 7: P. 87.17.192–195; ср. в AL 12: P. 89.4.47–48; 87.1.3–8; ср. P. 89.4.49–54; 89.5.55–56; в AL 21: P. 97.3.63–65; 111.18.293–298; 111.19.304–306; 113.20.312–313; 115.21.363–368; Paparozzi M. Un opuscolo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con I Latini//La Chiesa Greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 Apr. – 4 Magg. 1969). Padova, 1973. Vol. III. P. 1331–1359, P. 1349.12–13; 1353.23–26; 1356.27–1357.5; 1358.17–25; Palaiologos K. |
1959. Vol. 35. P. 105-186; 1963. Vol. 39. P. 7-92; idem. L " importanza degli scavi lateranensi per la cronologia delle prime pitture catacombali//Ibid. 1968. Vol. 44. P. 81-113; idem. Aristote ou Socrate: A propos d " une peinture de la via Latina//Atti d. Pontificia Accademia Romana di archeologia: Rendiconti. 1969/1970. Vol. 42. P. 173-193; idem. La capella «greca» di Priscilla//RACr. 1970. Vol. 46. P. 291-330; Perler O. Die Mosaiken der Juliergruft im Vatikan. Freiburg, 1953; Klauser T. Die römische Petrustradition im Lichte der neuen Ausgrabungen unter der Peterskirche. Köln, 1956; idem. Studien zur Entstehungsgeschichte der christlichen Kunst. I//JAC. 1958. Bd. 1. S. 20-51; idem. Idem. IX//Ibid. 1967. Bd. 10. S. 82-120; Griffiths J. G. The Vatican Excavations and the Tomb of St. Peter//The Hibbert Journal. L., 1956/1957. Vol. 55. P. 140-149, 284-286; Essen C. C., van. Studio cronologico delle pitture parietali di Ostia//Boll. d. Commissione archeologica communale di Roma. 1956/1958. Vol. 76. P. 115-181; Stuiber A. Refrigerium interim: die Vorstellungen vom Zwischenzustand und die frühchristliche Grabes Kunst. Bonn, 1957; Ferrua A. Una scena nuova nelle pitture catacombali//Atti d. Pontificia Accademia Romana di archeologia: Rendiconti. 1957/1958. Vol. 30/31. P. 107-116; idem. Le pitture della nuova catacomba di via Latina. Vat., 1960; idem. Una nuova regione della catacomba dei SS. Marcellino e Pietro//RACr. 1970. Vol. 46. P. 7-83; idem. La catacomba di Vibia. I//Ibid. 1971. Vol. 47. P. 7-62; 1973. Vol. 49. P. 131-161; idem. La basilica e la catacomba di S. Sebastiano. Vat., 1990; idem. Catacombe sconosciute: Una pinacoteca del IV secolo sotto la via Latina. Firenze, 1990; Sotomayor M. San Pedro en la iconografia paleocristiana: Testimonios de la tradicion Cristiana sobre San Pedro en los monumentos iconograficos anteriores al siglo sexto. Granada, 1962; Farioli R. Pitture di epoca tarda nelle catacombe romane. Ravenna, 1963. (Collana di quaderni di antichità ravennati, cristiane e bizantine; 1); Testini P. |
(CCSL; 148A); Refoul é F. Datation du premier concile de Carthage contre les Pélagiens et du «Libellus fidei» de Rufin//REAug. 1963. Т. 9. N 1/2. P. 41-49; idem. Misère des enfants et péché originel d " après saint Augustin//Revue Thomiste. 1963. T. 63. P. 341-362; idem. Julien d " Eclane, théologien et philosophe//RechSR. 1964. Т. 52. N 1. P. 42-84; N 2. P. 233-247; V öö bus A. Regarding the Theological Anthropology of Theodore of Mopsuestia//Church History. 1964. Vol. 33. N 2. P. 115-124; Bonner G. How Pelagian was Pelagius?//StPatr. 1966. Vol. 9. P. 350-358; idem. Augustine and Modern Research on Pelagianism. Villanova, 1972; idem. Concupiscentia//AugLex. 1994. Vol. 1. Fasc. 7/8. Col. 1113-1122; idem. Pelagius, Pelagianischer Streit//TRE. 1996. Bd. 26. S. 176-185; Camelot P.-Th. Le baptême des petits enfants dans l " Église des premiers siècles//La Maison-Dieu. P., 1966. Vol. 88. P. 23-42; Brown P. R. L. Augustine of Hippo. Berkeley; Los Angeles, 1967. L., 20002; idem. Pelagius and His Supporters: Aims and Environment//JThSt. N. S. 1968. Vol. 19. N 1. P. 93-114; idem. The Patrons of Pelagius//Ibid. 1970. Vol. 21. N 1. P. 56-72; Evans R. F. Pelagius: Inquiries and Reappraisals. L., 1968; Marrou H.-I. Les attaches orientales du Pélagianisme//CRAI. 1968. Vol. 112. N 3. P. 459-472; Speigl J. Der Pelagianismus auf dem Konzil von Ephesus//AHC. 1969. Vol. 1. P. 1-14; TeSelle E. Augustine the Theologian. N. Y.; L., 1970; idem. Rufinus the Syrian, Caelestius, Pelagius: Explorations in the Prehistory of the Pelagian Controversy//Augustinian Studies. Villanova, 1972. Vol. 3. P. 61-95; Martinetto G. Les premières réactions antiaugustiniennes de Pélage//REAug. 1971. Vol. 17. N 1/2. P. 83-117; Greshake G. Gnade als konkrete Freiheit: Eine Untersuchung zur Gnadenlehre des Pelagius. Mainz, 1972; idem. Pelagianismus, Semipelagianismus//HWPh. 1989. Bd. 7. Sp. 234-236; Concilia Africae: A. 345 - A. 525/Ed. C. Munier. Turnholti, 1974. (CCSL; 149); Veer A. C., de. Notes complémentaires// Thonnard F.-J., Bleuzen E., Veer A. |
Образование других, более мелких подробностей принадлежит XVI ст. А. Петровский 1 См. статью А. Катанского. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения. Хр. Чтение. 1880 г. 11 ч., стр. 115 и д. 2 Его выводы и взгляды повторяет прот. Архангельский в исследовании «О тайне св. елея.» С. – Петербург, 1895. 4 Паннихида не в смысле похоронной, или заупокойной по умершим службы, а в смысле особой службы, справлявшейся в древности после вечерни, отдельно от повечерия и полунощницы. См. статью И . Мансветова О песненном последовании. Писненная паннихида. Творения св. Отцев. 1880. 4 кн. Стр. 1020 и д. 8 Дмитриевский. Стр. 481; 370; 881. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложение 10. Стр. 119; прим. 4. 9 Рукоп. Ватопедской Афонской библ. 133; Синайской библ. 965; Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491; Афоно-Иверской библ. 780; Афоно-Дионисиатской 450; Святогробской библ. 8, 015, 68; Афонской Костамонидской библ. 19; Афоно-Пандократорской 149; библ. архим. 10 Антонина; библ. лавры Афанасия Афонского 103; Афоно-Дионисиатской библ. N° 452; Александрийской патриаршей библ. в Каире N° 455–116; Афоно-Ватопедской N° 134; Афоно-Лантелеймоновской N° 305; Афоно–Есфигменской 208, 214; Синайской библ. N° 965, 968, 980, 995, 972, 988, 977, 975, 978, 979, 985; Иерусалимской библ. 375, 367; Московской синод. библ. 280, 281. Дмитриевский. Стр. 185 13 Они встречаются даже в памятниках XVI в. См. рукоп. Иерусалимской патриаршей библ. 367. Дмитриевский. Стр. 933 14 См. вышеперечисленные рукописи. Дмитриевский. Стр. 276, 320, 353. 370, 481, 720, 810, 490, 502, 625, 645, 667, 769, 827, 843, 845, 405, 432, 445, 576, 710, 857, 861, 867, 881, 929, 932, 16 Дмитриевский. Стр. 405, 576, 588, 383, 645, 481, 499. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложение 10, стр. 119, пр. 4 20 Рукопись лавры пренод. Афонасия Афонского 139; рукоп. Ватопедской Афонской библ. Синайской библ. 965: рукоп. Афоно- Кутлумушского монастыря 491. Дмитриевский. Стр. 185; 276; 320–1; 353 21 Рукописи Афоно-Пверской 780: Афоно-Дионисиатской 450; Синайской 980; Афоно-Костамонидской 19; рукоп. архимандрита Антонина и рукоп. Московской синод. библ. 280, 1. Стр. 370, 384; 434; 499; 502. Богослужение в русс. церкви. Прил. X. Стр. 120. Особый состав имеет вторая часть с рукоп. Свитогробской библ. 8 и Афоно-Пандократорской 149. Стр. 482, ср. стр. 881; 490. 29 Рукоп. Синайской библ. XIV в. 965, XVI в. рукоп. Афоно-Иверской библ. 780 и т.п. Ibid. Стр. 321. 334, 370. 33 Одинцов. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. Стр. 167–9. 34 Рукоп, лавры препод. Афанасия Афонского 189. Дмитриевский, Описание. Стр. 185–6. С перестановкой двух последних молитв одной на место другой данная группа молитв встречается в рукоп. XIII в. Синайской библ. 960. Стр. 199–201. 38 Дмитриевский. Описание. Стр. 276; 370–1; 384; 433: 576; 443; 499: 502; 625. Богослужение русской церкви. Стр. 123–33 и прим. Приложение 10 – Описание. Стр. 843; 845; 769; 857; 667. |
3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
В эту эпоху греческий перестает быть обязательным предметом (Флоровский, ibid ., 107). Главной фигурой в системе образования в XVIII веке был Платон Левшин (1737–1812), также воспитанный в латинском духе и малоцерковный ( ibid ., 113), который ратовал за учреждение латинского порядка. Именно он вытеснял преподавание на русском оттуда, где оно еще существовало ( Ibid ., 113–114). К слову, это привело к вымиранию научного богословского русского языка ( Ibid ., 115). Влияние католичества (точнее иезуитства) не прекращалось и в XIX веке ( Ibid ., 136). Реформы церковных школ при Александре I (1801–1825) ставили своей целью ослабление преобладания латинского в обучении, но это не затрагивало ни богословие, ни философию ( Ibid ., 142). Образовательная система, официально реформированная в 1808 г. под руководством М. Сперанского, не могла, несмотря на свои старания, изменить общий характер привычного подхода. Более того, Флоровский указывает на распространение моды на мистицизм (особенно франко-масонский мистицизм), английский романтизм, немецкий идеализм, а также на немецкую философию и пиетизм, которые имели влияние на высшее российское общество в течение долгого времени ( Ibid ., 147, 149). Начало XIX века ознаменовалось феноменом западничества: обучение проводилось полностью по западным учебникам, где основной язык был немецкий. Философия оставалась на латинском до 1840 года, когда русский был разрешен для всех предметов и латинский стал отдельной дисциплиной ( Ibid ., 205, 207). На практике, однако, это правило было применено лишь в С.-Петербурге, где преподавал Н. Протасов, обер-прокурор Богословской Академии ( Ibid ., 226). Опыт западного образования послужил также в рамках реформ, подготовленных во второй половине XIX века ( Ibid ., 348). Флоровский замечает, что цель науки той эпохи была «догнать» западное преподавание ( Ibid ., 357). Все это имело следствием, что определенные черты доктрины, и особенно понятия духовного характера, определили духовное устроение будущих священников. |
| |