A. Tuilier. Introduction. — SC 149. P. 40. 204 Другим христианским автором IV в., блестяще владевшим языком античной поэзии, был Синезий Киренский. См. отрывки из его гимнов, посвященные теме сошествия во ад, в: J. Kroll. Gott und Holle. S. 113. 205 См. Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 93. 206 Христос страждущий 878—879 (SC 149, 198). 207 Христос страждущий 1338—1339 (SC 149, 236). 208 «Жилища Аида» — выражение, часто встречающееся у Гомера. См. H. G. Liddell — R. Scott. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1989. P. 21. 209 Св. Григорий использует как дорическую форму (aida), употреблявшуюся трагиками, так и аттическую (adi). Мы переводим первую как «Аид», вторую как «ад». 210 Ср. 1 Кор. 15:49. 211 Христос страждущий 1505—1538 (SC 149, 250—252). 212 Или «повелителем мертвых». 213 Христос страждущий 1731—1740 (SC 149, 266). 214 Ср. Христос страждущий 2188—2189 (SC 149, 306). 215 Большое огласительное слово 23—24. 216 Слово о тридневном сроке (С. 444—446): «через ту субботу познай эту субботу». Текст проповеди приводится нами по изданию: Grigiriu Nissi apanta ta erga. V.10. Elline Patere ti Ekklesia 103. Thessaloniki, 1990. p. 444-487. Поскольку в этом издании текст не разделен на главы, мы указываем номера страниц. 217 Ср. Мф. 12:40. 218 Букв. «выставить в глупом свете» (от moro — глупец). 219 Ис. 10:12 по переводу LXX. 220 Св. Григорий воспроизводит стоический термин, указывающий на высшую часть души. В святоотеческой антропологии этот термин — один из основополагающих. См. G. W. H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. P. 600. 221 Ис. 19:11 по переводу LXX. 222 Слово о тридневном сроке (С. 452—454). 223 Иов 40:12 по переводу LXX. 224 Слово о тридневном сроке (С. 454—456). Ср. 1 Кор. 15:26. 225 Мф. 12:40. 226 Лк. 23:43. 227 Лк. 23:46. 228 Евр. 2:14. 229 Т. е. и телу и душе. 230 Слово о тридневном сроке (С. 466—470). 231 Подробнее об этом см. в: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 435—449. См. также статью Г. Флоровского «О воскресении мертвых» в кн.: Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. М., 1998. С. 415—443. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Богословской основой для собеседований с оппонентами может быть лишь базис, который является непререкаемым авторитетом для обеих сторон. Это, в первую очередь, Священное Писание . Преподобный Анастасий кратко формулирует основы библейской экзегетики. Во-первых, изучение Священного Писания требуется совершать «со страхом» и «в простоте сердца» (I, 1, 13–14; 149). Во-вторых, не следует исследовать того, что в Писании обойдено молчанием (I, 1, 15–17; 149). Правда, тут же в схолии Синаит оговаривается, что «некоторые предания Церковь восприняла также в неписанном виде» (I, 1, 22–24; 149). Наконец, следует среди высказываний (как Писания, так и Святых Отцов) различать «слова, которые говорятся определенно, и в другой раз как-то промежуточно, и снова неточно и простодушно» (I, 1, 18–20; 149). Например, слова Псалмопевца всякий человек ложь ( Пс.115:2 ) говорят о нравственном падении человека, а не об изначальной греховности человеческой природы, из-за чего якобы, по словам афтартодокетов, безгрешный Христос не может иметь свойств человеческой природы. Призывая здесь православных изучать Писание «со страхом» и «в простоте сердца», преподобный Анастасий далее обвиняет еретиков в том, что они как раз делают это «со злым умыслом» (κακοργως – I, 1, 14; 149). Так, Синаит свидетельствует, что Севир использует в своей полемике с защитником Халкидонского Собора Иоанном Грамматиком Кесарийским (начало VI века) 135 перевод Ветхого Завета, сделанный для иудеев Акилой, который удалил из него множество так называемых «мессианских» мест 136 (VI, 1, 31–36; 208–209. VI, 1, 81–85; 210), и вообще превратно толкует все Священное Писание , подражая еретическому толкованию Арием слов Иоанна Богослова В начале было Слово ( Ин.1:1 ) (XXII, 1, 3–23; 340. XXII, 2; 340–343). Примеры толкования Священного Писания самим преподобным Анастасием мы рассмотрели в нашей дипломной работе, 137 посвященной «Трем Словам об устроении человека по образу и по подобию Божиему». Кроме Писания, общепринятым базисом для богословского диспута с монофизитами являются творения Святых Отцов, живших до Халкидонского Собора (I, 1, 53–56; 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

           Цит. по: Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1988 г.г.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999.С. 43.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р- 6991. Оп. 2; д. 13, том 3, л. 25-31, 54-58,72-78, 99-105, 115-122, 138-151, 225-230, 231-238, 251-255, 286-292; Оп. 6, д. 24, д. 25, л. 7-14, 15-23, 100-106, 143-148, 171-180; д. 99, л. 88-94, 118-125, 178-184; д. 167, л. 35-43, 72-82, 91-108, 109-115, 128-134; д. 168, л. 1-14, 104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-16, 17-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304, л. 100-126, 141-148; д. 305, л. 19-35, 144-150, 172-183; д. 306, л. 17-24, 55-70.           Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31.           Гераськин Ю. В. Православные верующие и Советская власть: подача ходатайств об открытии храмов в 50-е – 70-е гг. ХХ века.//Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века. Иваново, 2007. С. 36.           См.: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4.           Таблица составлена по : ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 2,д. 167, л. 1, 37,38,97,107,108; Оп. 6, д. 167, л. 1-14, 35-43, 75-82, 109-115, 146-153, 185-191, д. 234, л. 34-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 114-120, 141-150, 167-175, 209-218.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 6, д. 25, л. 7-14,15-23,100-106,143-148, 171-180; д. 98, л. 36-44, 94-102, 109-121, 134-141, 190-210; д. 99, л. 88-94, 118-125, 126-131, 173-184; д. 167, л. 96-99, 106-108, 128-130; д. 168, л. 1-14,104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304; д. 305; д. 306.           Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского управления 1961 года.           Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73.

http://bogoslov.ru/article/4092953

583. Сборник богослужебный , в четвертку, 466 л.л., без начала и конца, полууставом XV в. (листы 1–77, 149–325) и XVI вв. (остальные листы), с заставкою и своеобразными разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 10, 45, 48, 51, 95, 99, 100, 101, 115, 127–129, 130, 151–155,169–174, 176, 183, 184, 190, 191, 198–200, 204, 209, 213, 214, 218, 223, 225, 227, 232, 233, 240, 241, 245, 254, 277, 299, 348, 349, 352, 355, 358, 420, 428, 445, 460, 466. Со значительным ущербом для текста порваны листы 141–150. В средине рукописи недостает нескольких листов. Состав: I) псалтырь (1–97 об;): 1) псалмы, начиная с 58, с библейскими песнями (1–75 об.); 2) последование, бываемое по совершении псалтыри (75 об.–76 об.); 3) псалмы избранные с величаниями (77–96); 4) сий устав о ке(ле)ином правиле неумеющим книжного писаниа (96–97); 5) устав о соборном согласии (97 об.); II) часословец, имеяй нощную и дневную службу по уставу иже в Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы (98–148 об.); 1) последование вседневной полунощницы (98–104); 2) последование субботней полунощницы (104 об.); 3) канон троичен, который поется в неделю пред утренею вместо полунощницы (104 об.–110); 4) последование утреницы с первым часом и междучасием (110 об.–115 об.); 5) последования 3, 6 и 9 часов с почасиями и чина изобразительных (115 об.–122 об.); 6) буди же ведомо како подобает входити в трапезу ясти (122 об.–126); 7) последование вечерни (126–128 об.); 8) последования великой и малой повечерниц (128 об.–141 об.); 9) тропари воокресные восьми гласов (141–144); 10) тропари и кондаци и светилны дневныя и сказание иже на литургиах прокимном и аллугиярем и евангелием и причастном всея седмицы (144–147 об.); III) последования церковного пения собрание всего лета от месяца сентевриа до месяца августа (149–335 об.): 1) устав по месяцеслову с тропарями и кондаками (149–317 об.). Из русских святых отмечены: сентября 25 – Сергий Радонежский и Никон, ученик его; мая 2 и июля 24 Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский и июля 15 Владимир князь; 2) устав по триодям Постной и Цветной, оканчивается службою в неделю Пасхи (317 об.–ЗЗ2); 3) о правилех святых отец и о предани аяостольскых сице лепо есть поститися в говение всякому крестиянину (332–335);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nectarius, 39, 1821–40. Theodosia GP. Constantinus Acropolita, 140, 893–936. THEODOSIUS, MONACHUS HTEROSOLYMITANUS, 114, 469–554. Theophanes Confessor Officium, 108, 45–54. [Nicephorus Sceuophylax]: Vita, 108, 17–45; alia, 115, 9–30. Therme et sociæ, latine, 115, 87–90. Thomas Apostolus. 116, 559–66. Chrysostomus, 59, 497–500, 681–8; 63, 927–30. Nicetas David. 105, 127–46. Thyrsius et socii, 116, 507–60. Timotheus, Apostolus, 114, 761–3. Ada, latine, 5, 1363–66. Titus, Apostolus. Andreas Cretensis, 97, 1141–69. Trophimus et Socii, 115, 733–49. Tryphon, 114, 1311–28. Leo, imperator, 107, 667–8. Varus et socii, 115, 1141–60. Victor et Corona, 115, 257–68. Vinæntius, 114, 735–56. Xenophon et socii, 114. 1013–44. Zenobius et Zenobia. 115. 1309–18. Synaxarium: Index, 106, 1309–26; Alius, 1325–34. Menologium Basilii, 117, 19–614, cum indice sanctorum, 1423–38. Theophanes Cerameus, hom. 46–6l, 132. Theodorus Studitä iambi, , 99, 1797–1912. Joannes Geometra, , 106, 867–90. Joannes Mauropus, , 120, 1133–1200. Vide; Indicem asceticum. Appendix: Orationes variæ: Chrysostomus. Ad populum Antiochenum, hom. 1–21, 49, 15–222. De motibus СР., 52, 391–460. In templo S. Anastasiæ, 63, 493–500. In templo S. Pauli, 63, 499–510. Leo imperator. Hortatoria ad omnes fideles; 107, 293–8. Theophanes Nicænus. Oratio eucharistica pro liberatione pestis, 150, 351–6. Epiphanes Camaniensis. Sermo laudatorius in Synodo nicæna, 98, 1313–32. VI. LITURGICA A) TEXTUS 1 . Liturgies et officia. S. Basilii Alexandrina, 31. 1629–56; 106, 1291–1510; coptica latine, 31, 1657–78. S. Clementis Romani, 2, 605–16. S. Cyrilli Alexandrini, 77. 1291–1308. S. Dionysii Atheniensis, 3, 1123–32. S. Eustathii Antiocheni, 18, 697–704. S. Gregorii Nazianzeni, alexandrina, 36, 699–734; coptica, 677–7100. S. Ignatii Antiocheni, 5, 969–78. S. Joannis Chrysostomi, 63, 901–22. Acoluthia de S. ALPHEO. Eustathius Thesalonicensis, 136, 293–90. Acoluthia triplicis festi SS. Basilii, GRegorii, Nazianzeni et Joannis Chrysostomi, 29, CCCXXVIII-LXXXIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Пс.115:5 .   Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. " Молитвы», то есть обещание Богу испить «чашу спасения» я готов исполнить «пред всеми людьми Его» (Василий В.). Пс.115:6 .   Честна пред Господем смерть преподобных Его. Поистине «честна» (драгоценна) «пред Богом смерть» святых Его. Ибо когда душа, очищенная и прославленная подвигами за благочестие, предстает Судии, сияя необыкновенным светом добродетели, то как не дорога в очах Господа «смерть» такого человека? И ныне всякий, кто прикасается к мощам «преподобных Его» – принимает исходящее от них некое благодатное освящение (Василий В.). Пс.115:7 .   О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Дважды указывает на свое «рабство» от великой преданности и любви; под «рабынею» разумеет свою благочестивую матерь, от которой унаследовал благочестивейшее рабство. А " узами» называет не иные какие, кроме как греховные, по сказанному: «пленницами своих грехов кийждо затязается» . И каждый из верных может умилостивлять этими словами Бога, предлагая в Ходатаицу своего упования Пречистую Богоматерь Владычицу Госпожу Богородицу, как «Рабу Господню» ( Лк. 1, 38 ), себя же исповедуя недостойнейшим «сыном Ея» по благодати (Златоуст, Афанасий). Пс.115:8 .   Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Пс.115:9 .   Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его: Пс.115:10 .   Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме. Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастьи, но и в несчастьи. Это особенно и есть «жертва» ; это – величайшее приношение. " Дом» – есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова, " дворы» – каждая частная Церковь в отдельности. И «молитвы» в Церкви особенно душеполезны (Златоуст, Афанасий). Аллилуиа, 116 И этот псалом из числа благодарственных. Он призывает все народы к славословию и благодарению Христа за неизреченные Его благодеяния и милости, оказанные всем людям (Феодорит). Пс.116:1 .   Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вилер Герард, руководитель секты скакунов – 44 пр. Вилер Иоган, вожак баптистов, его арест и отобранные у него книги, – 104 пр., упом. – 131, 245. Виноград, село, Звенигород уез., Киев, губ. – 97, 109, 135 пр. Висуновка, посад, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Витряченко, сектантский вожак. – 71, 75, 182. Вовкаж Петр, сектантский вожак; суд над ним – 128, 129. Водопойные хутора, предместье, Херсон. губ. и уез. – 147 пр. Воеводская, деревня, Елизавеград. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Вознесенск, город, Херсон. губ. – 148 пр. Воронов, профессор. – 12, 21, 22, 33, 36, 49, 278. Вотылевка, село, Звенигород. уез., Киев. губ. – 97, 109, 135 пр., 146 пр. Воскресенский, посад, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Войсаровский Адам, сектантский вожак – 61, 263. Вылевский приход, Гомельского уез., Могилев. губ. – 144, 161. Г Глиняная, деревня, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 75. Глодоссы, село, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 148 пр. Горошки, местечко, Житомирск. уез., Волын. губ. – 145. Григороденисовка, Александрийского уез., Херсон. губ. – 149 пр. Григорьевка, село, Тираспольского уез., Херсон. губ. – 149 пр. Гурьевка, село, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Гюбнер, сектант, биограф. сведен. – 72, 73. Д Дембровский, полковник, – 113, 114, 173. Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский, – 56, 58, 62, 64, 111, 112, 115, 117, 151. Добрянка, село, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Долгая Гребля, село, Звенигород, уез., Киев. губ. – 135 пр. Дубовый Лог, деревня, Гомельского уез., Могилев. губ. – 144. Дымиевка, предместье г. Киева. – 136, 144, 145 пр. – 163. Дымовка, село, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Дьяковский, бывш. священник с. Чаплинки: Таращ. уез., Киев. губ. – 27, 33; сообщение его о бунте в с. Чаплинке – 88; упом. – 92, 93, 96, 97; донесение его о том, что некоторые из штундистов перестали обращаться к нему за совершением треб – 107; упом. – 108, 122, 260 пр. Дедовщина, село, Сквир. уез., Киев. губ. – 146 пр. Е Евстафий (Голованский), иеромонах Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря; увещания, предложенные им штундистам, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Иерусалимские Типиконы разных редакций неизменно указывают память П. 6 нояб.; его последование, как правило, соединяется только с последованием Октоиха, хотя изредка можно встретить указание на соединение со службой др. святому (свт. Димитриана в Hieros. Sab. 312. Fol. 28, 1201 г.). Устав службы предполагает пение на утрене «Бог Господь» с тропарем святому (тем же, что и в Типиконе Великой ц.), стихиры и канон П. исполняются на 6, в более поздних слав. Типиконах это отражено в праздничном знаке 3 точек черного цвета в полукруге: (см. Знаки праздников месяцеслова ). В последовании добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славах» и ексапостиларий (светилен) на утрене. В славянских Типиконах последование П. может соединяться с последованием прп. Варлааму Хутынскому (служба с полиелеем; см.: РГБ. Троиц. 243, 244). Чтения на литургии Состав службы на литургии (прокимен и Апостол) неоднороден в разных источниках, связанных с Иерусалимским уставом: в архаичных редакциях Типикона (до XIV в.) указывается прокимен из Пс 115, в более поздних (с XV в.) - прокимен из Пс 149 (иногда со стихом из Пс 63); назначается Апостол Евр 7. 26 - 8. 2 (в более ранних списках, как правило, не позднее XIV в.) или Евр 4. 14 - 5. 6. При этом в рукописных и потом в печатных Апостолах (вплоть до совр. греч. изданий) устойчиво приводятся прокимен из Пс 115 и чтение Евр 8. 1-6 (то же, что в Типиконе Великой ц. и студийских Типиконах). Др. чтения совпадают с указанными в студийских. В слав. книгах прокимен из Пс 115 приводится, как правило, в южно-слав. списках Апостола; в рус. списках Апостола и Типикона назначается прокимен из Пс 149, к-рый входит в совр. издания богослужебных книг. В слав. книгах (особенно в южнославянских) встречаются все 4 варианта чтения на литургии (Евр 4. 14 - 5. 6, 7. 26 - 8. 2, 8. 1-6 и 8. 3-6). В рукописных Типиконах обычно указывается чтение Евр 4. 14 - 5. 6, однако в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1641 г.) представлены на выбор чтения Евр 4. 14 - 5. 6 и 7. 26 - 8. 2. Московский Типикон 1633 г. неожиданно назначает Евр 8. 3-6. В рус. списках богослужебного Апостола приводится или Евр 8. 1-6 (как в Типиконе Великой ц.; он же - во всех московских печатных изданиях Апостола до 2-й пол. XVII в.), или Евр 8. 3-6, к-рый появляется в книгах после реформы патриарха Никона: в Типиконе 1682 г., Апостоле 1684 г. и последующих изданиях. Последование в современных богослужебных книгах

http://pravenc.ru/text/2578509.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010