578 Такую точно мысль о цели похода Владимирова на Корсунь встречаем и в Степенной книге: «Начаша же воинство совокупляти на греческий град Корсунь, и молящеся сице: Господи Боже Владыко! сего у тебе прошу, да ми даси град той, да прииму его и оттуду приведу люди Христианы и презвитеры на свою землю. и да научат мене и людей моих закону христианскому. Еже и бысть по прошению его, якоже услыша Бог молитву его» (1. С. 122 (57)). 582 На эту причину как на главнейшую указывают почти все наши историки. См.: Крат. церк. росс. истор. Платона. 1. С. 22 (92); Начертание церк. истор. Иннокентия. 2. С. 115 (44); Истор. росс. Щербатова. 1. 257 и 258 (143); Росс. истор. Татищева. 1. 70 (124) и др. 587 Mosheimii Historia eccjes. Saec. X. Cap. 1. § 5 (230); Hist. eccles. in compend. redacta. 2. P. 558 (231). 588 Первый этому пример упоминается в летописи Георгия Пахимера. Кн. III. Гл. 3 (200), когда греческий император Михаил Палеолог во второй половине XIII в. выдал дочь свою Марию за татарского князя. Снес. Карамз. 1, примеч. 453 (49). 591 В древней летописи сказано только: «Се же (чудесное прозрение Владимира) видевше дружина его, мнози крестишася» (Лаврент. летоп. С. 76 (67)); а в Степ. кн. прибавлено: «И немедленно ecu такоже крестишася...» (с. 130) (57). 593 Ibid., ad an. 998–999 (159) et Leonis Allatii De perpetua consensione ecclesiae orient, et Occident. Lib. II Cap. 8 (149). Начерт. церк. истор. Иннокентия. 2. С. 71, по изд. четвертому (44). 594 Не можем при этом случае не подивиться, как доселе еще римские писатели не перестают повторять свои старые бредни, будто предки наши при великом князе Владимире приняли из Царьграда веру римско-католическую и оставались в ней в продолжение всего Х в.: «Coname les Grecs de Constantinople, – говорит один из современных историков Запада, – etaient unis a 1 " Eglise Romaine dans le dixieme siecle, les Russes, qui recurent d " eux le christianisme, furent catholiques au commencement de ieur conversion; ils le demeurerent pendant tout )e onzieme siecle, ou la foi chretienne fait chez eux des progres encore plus sensibles».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

672 Isidori Sent. Ш.49.3: Dedit Deus principibus praesulatum pro regimine populorum, illis eos praeesse voluit, cum quibus una est eis nascendi moriendique conditio. Prodesse ergo debet populis principatus, non nocere; nec dominando premere, sed condescendendo consulere, ut vere sit utile hoc potestatis insigne, et dono Dei pro tutione utantur membrorum Christi (Исидор. Сентенции. Ш.49.3: Бог дал правителям власть для управления народами и пожелал, чтобы они стояли во главе тех, с кем они вместе родились и умрут. Следовательно, правитель должен помогать подданным, а не вредить; не покорять властью, но со снисхождением заботиться, чтобы воистину полезен был этот знак власти, и пользовались они (правители – Е.М.) божьим даром для заботы о членах христовых). Cfr. Reydellet М. La conception du souverin chez Isidore de Séville//Isidoriana. P. 458; Ullmann W. A History of Political Thought... P. 34–35; González T. La iglesia... P. 429–431. 673 Isidori Sent. Ш.49.3: Membra quippe Christi fideles sunt populi, quos dum ea potestate, quam accipiunt, optime regunt, bonam utique vicissitudinem Deo largitori restituunt (Исидор. Сентенции. ΙΠ.49.3). 674 C.l.14.4. Idem AA [Theodosius et Valentinianus] ad Volusianum pp. Digna vox maiestate regnantis legibus alligatum se principem profited: adeo de auctoritate iuris nostra pendet auctoritas. Et re vera maius imperio est submittere legibus principatum (a. 429). 676 Шалимов О. А. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I-ro – начале II века н.э. М., 2000. С. 149–150. См. также Rostovtzeff М. The Social & Economic History of the Roman Empire. Oxford, 1926. P. 114–115; Jones C. The Roman World of Dio Chrysostom. Cambridge, 1978. P. 115. 677 Isidori Etym. V.20.1: Factae sunt autem leges ut earum metu humana coerceatur audacia, tutaque sit inter inprobos innocentia, et in ipsis inpiis formidato supplicio refrenetur nocendi facultas. 678 Isidori Etym. V.19.1: Omnis autem lex aut permittit aliquid, ut: ‘Vir fortis petat praemium,’ aut vetat, ut: ‘Sacrarum virginum nuptias nulli petere liceat,’ aut punit, ut: ‘Qui caedem fecerit, capite plectatur.’ Eius enim praemio aut poena vita moderatur humana (Исидор. Этимологии. V.19.1: Ибо всякий закон либо разрешает что-либо, как «Сильный муж пусть получит награду», или запрещает, как «Никому не позволено добиваться брака со священными девами», или же наказывает, как «Кто совершит убийство, карается смертной казнью». И той наградой либо наказанием регулируется человеческая жизнь). Cfr. Cic. Leg.1.33: ...ergo et lex, quae est recta ratio in iubendo et uetando; Ibid. 1.42: Est enim unum ius quo deuincta est hominum societas et quod lex constituit una, quae lex est recta ratio imperandi atque prohibendi...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

98 Томпсон, на которого опирается в данном отделе Глубоковский, ссылается на эдикт «De pretiis rerum» VII, 38 (Thompson, p. 36). – Ред. 100 О замене пергаментными книгами поврежденных томов в Памфиловой библиотеке говорит Иероним: Hieronymus Stridonensis. Epistula 34, ad Marcellam, 1, PL 22, 448. – Ред. 101 Термин не из латыни. Английское «vellum» и французское «uélun» являются поздними (не ранее XIII в.) образованиями и происходят от старофранцузского «иееи». Последнее, в свою очередь, восходит к латинскому «vitellus», «теленок». -Ред. 102 См., например, Hieronymus Stridonensis. Praefatio in libram Job, PL 28, 1083; Isidorus Hispalensis. Etymologiarum VI, cap. 11, PL 82, 240. -Ред. 104 См. Hieronymus Stridonensis. Epistula 22, ad Eustochium, 32, PL 22, 418; Idem. Epistula 107, ad Laetam, 12, PL 22, 876; Idem. Praefatio in librum Job, PL 28, 1083. – Ред. 106 Трулльский собор, 68-е правило. [См. Mansi 11, 973; также Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 291. -Ред.] 107 Речь идет о составе, которым ученые восстанавливают исходный текст палимпсеста. См. Thompson, р. 76. -Ред. 110 Marcus Valerius Martialis. Epigrammata XI, 107; Ibid. I40;, 89; Quintus Horatius Flaccus. Epodi XIV, 8. 111 Lucius Annaeus Seneca. De brevitate vitae, 13, 4: «plurium tabularum contextus caudex apud antiquos vocabatur; unde publicae tabulae codices dicuntur» [скрепленные доски назывались у древних «caudex», откуда и государственные акты зовутся «codices " ]. 113 От латинского «arcus», «свод», и «solium», «престол, трон». Один из типов захоронения в римских катакомбах. -Ред. 114 Schultze V. Rolle und Codex//Greifswalder Studien: Theologische Abhandlungen Hermann Cremer zum 25-jährigen Professorenjubiläum dargebracht. Gütersloh, 1895. S. 149–158. 115 Глубоковский неточен. Ватиканский кодекс сделан из десяти сложенных листов, то есть из пяти «развернутых». См. Thompson, р. 62; и Scrivener I, р. 28. -Ред. 116 Действительно, в Александрийском кодексе надписания находятся на первых листах «тетрадей». Однако не внизу, а по центру верхнего поля. См. Thompson, р. 62. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Дейр-эс-Суриани, 1998 (на араб. яз.); Собрание духовных посланий/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 1999 (на араб. яз.); Духовный старец VI в.: Собр. духовных бесед/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 2002 (на араб. яз.); Hansbury M., ed., transl. The Letters. Piscataway (N. J.), 2006; Khayyat N., é d., trad. Les Homélies I-XV. Beyrouth, 2007. (Sources syriaques; 2); Письмо 34/Пер.: Н. Селезнев//Символ. П.; М., 2009. 55. С. 150-151. Ист.: J é susdenah, é v ê que de Ba ç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " Ecole Française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 279-280; Ignatius Ephraem II Rahmani, patr. Studia syriaca. Monte Libano, 1904. Vol. 1. P. 34 [BHO, N 510]. Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 114/1184-115/1185; Baumstark. Geschichte. S. 225-226; Hausherr I. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114-138; idem. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. R., 1944. P. 149-150. (OCA; 132); Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 434-436, 498; Ortiz de Urbina. PS. P. 153; Colless B. E. Le mystère de Jean Saba//L " Orient Syrien. P., 1967. Vol. 12. N 4. P. 515-524; idem. The Mystical Discourses of John Saba: Diss./Univ. of Melbourne. 1969; idem. The Biographies of John Saba//PdO. 1972. Vol. 3. P. 45-63; idem. The Mysticism of John Saba//OCP. 1973. Vol. 39. P. 83-102; Beulay R. Jean de Dalyatha et sa Lettre XV//PdO. 1971. Vol. 2. P. 261-279; idem. Des centuries de Joseph Hazzâyâ retrouvées?//Ibid. 1972. Vol. 3. P. 5-44; idem. Jean de Dalyatha//DSAMDH. T. 8. Col. 449-452; idem. Précisions touchant l " identité et la biographie de Jean Saba de Dalyatha//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 87-116; idem. La Lumière sans forme: Introduction à l " étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, idem. Formes de lumière et Lumière sans forme: Le thème de la lumière dans la mystique de Jean de Dalyatha//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 131-141; idem. L " enseignement spirituel de Jean de Dalyatha: Mystique syro-orientale du VIIIe siècle.

http://pravenc.ru/text/471487.html

Один из примеров – игумения Евлогия Хумнина, чья переписка с ее духовником опубликована: A Woman’s Quest for Spiritual Guidancë The Correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina/ed., tr., com. A. C. Hero. Brookline, Ma, 1986 (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources, 11). 695 Варлаам даже написал трактат «Против мессалиан» (« Κατ Μασσαλιανν»), под которыми разумел паламитов. Текст сохранился лишь в виде цитат, обильно приводимых Паламой с намерением опровергнуть автора. Относительно Григоры см. его 1-е опровержение в: Nicephoros Gregoras. Antirrhetika I/hrsg. H. – V. Beyer. S. 145–149). Акиндин же обвинял Паламу (и Исидора Вухираса, будущего патриарха) в том, что они почитали женщину-богомилку по имени Порини как пророчицу (см.: Gregorius Acindynus. Epistola 52//Idem. Letters/ed. A. C. Hero. P. 222–224, 402–403). 697 Ср.: Weiss G. Johannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mônch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden 1969 (Schriften zur Geistesgeschichte des ôstlichen Europas, 4). S. 121 ff. 698 Позиция Апокавка ясно выражена в переписке Акиндина (ср.: Gregorius Acindynus. Epistola 24//Ed. cit.; а также комментарий к нему: Ibid. P. 346). Примечательно, что Палама, отзываясь об Апокавке с неизменным уважением, в патриархе Иоанне Калеке видит врага. 699 Об окружении патриархов в этот период см.: Tinnefeld F. Faktoren des Aufstieges zur Patriarchenwürde im spàten Byzanz//Jahrbuch der Ôsterreichischen Byzantinistik. Bd. 36. Wien, 1986. S. 89–115. 700 В параллельном месте Эпанагоги (И, 9–10) описывается «пентархия» патриахов: местные епископы зависят от их патриарха ( τφ οκεψ πατριρχη νκεινται), тогда как патриарх Константинопольский обладает правом принимать апелляции по делам, которые не могут быть разрешены на местах (Jus Graeco-Romanum/ed. J. et P. Zepos. Vol. 4. Athenis, 1936. P. 183). Для Филофея очевидно, что Вселенский патриарх обладает правом непосредственной юрисдикции над всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вероятно, после уничтожения мощей И. П. сохранившиеся фрагменты были перенесены не только в Александрию, но и в другие места. Так, в 377 г. некий Флавий Рааман, римский офицер (ordinarius), основал мартирий И. П. близ современного сел. Эр-Рамтания на Голанских высотах. По мнению ряда исследователей, в мартирии хранились останки И. П., доставленные сюда после осквернения гробницы в Севастии ( Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxf.; N. Y., 2008. P. 102-103; Fowden E. K. The Barbarian Plain: St. Sergius between Rome and Iran. Berkeley; Los Ang., 1999. P. 146-149). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Рельеф алтаря. 1515-1553 гг. Мастер Ч. Бонгарт (?) (ГЭ) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Рельеф алтаря. 1515-1553 гг. Мастер Ч. Бонгарт (?) (ГЭ) Вскоре после уничтожения мощей И. П. его гробница в Севастии была восстановлена, к ней совершались паломничества. Ок. 404 г. блж. Иероним, описывая паломничество св. Павлы к святыням Палестины в 385-386 гг., рассказывает о мартирии И. П., пророков Елисея и Авдия в Севастии, где совершалось множество исцелений, в т. ч. бесноватых ( Hieron. Ep. 108. 13//PL. 22. Col. 889). В послании 386 г. Иероним упоминает о том, что в Севастии почитаются останки (cineres - возможно, имеется в виду прах от сожженных мощей) И. П., пророков Елисея и Авдия (Ibid. 46. 12//PL. 22. Col. 491). В лат. переводе «Ономастикона» Евсевия Кесарийского, осуществленном блж. Иеронимом, появилось добавление о том, что в Севастии «погребены мощи св. Иоанна Крестителя», хотя в оригинальном греч. тексте эта фраза отсутствует ( Euseb. Onomast. S. 154-155). С V в. церковная традиция связывала Севастию с местом кончины святого (BHG, N 834; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2//CCSL. 175. P. 115). Считалось, что здесь же находились дворец Ирода Антипы и темница, в к-рую был заключен И. П. Сведения паломников о хранящейся в Севастии реликвии противоречивы. Мн. путешественники говорят о теле И. П. (напр., Петр Диакон из мон-ря Монте-Кассино (XI в.), заимствовавший сведения из несохранившихся частей паломничества Эгерии 381-383 гг. ( Petr. Diac. De loc. sanct.//PL. 173. Col. 1128; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 195)), другие - о прахе И. П. ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40), нек-рые - только о пустом гробе (напр., рус. игум. Даниил («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 97).

http://pravenc.ru/text/471450.html

J. Levie: «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l’Hexaйmйron ». Musйe belge, 1920, pp. 113–149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн.» 1900, сентябрь, стр. 79–106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365. 81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: «De viris illustr.». 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299–300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302–303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446–447. 92 Cf. J. Besse: «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455–459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493–497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530–535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании « Sources chrйmiennes », vol. 17, pp. 144–148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 «О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

794 Диог. Лаэрц., VII, 115. Plut., Stoic, repugn. p. 1046 b. Virt. mor. c . 9, p. 449 a. Andronicus, Περ παθν 6, p. 20 (Kreuttner). Cic., Tusc. IV, 12–14. Lactant., Instit. VI, 15. Galen., IV, 4 (140) p. 354 (М.). V, 7 (173), p. 468 (М.) и др. Подроб. см. Arnim, III, Frag. 431–442, стр. 105–108. Ср. у Dyroff’a, ibid. S. 150–180. Разновидностями βολησις, по учению стоиков, являются: ενοια, εμνεια, σπασμς и γπησις; разновидности χαρ, τρψις, εφροσνη εθυμα; разновидности ελβεα: αδς и γνεα (Andronicus, Περ παθν, 6, p. 20 (Kreuttner). Диог. Лаэрц., VII, 115. Ср. Arnim, III, Frag. 432, стр. 105. 808 Stob. Eclog. II, 111, 10 (W.). II, p. Ill, 18 (w.). Диог. Лаэрц. VII, 121. 122. 123. Sext. Emp., Math. VII, 157. Cactant., Instit. III, 4. Cic. Acad. II, 43 и др. (Cp. Arnim, III, Frag. 548–556, стр. 146–148). 809 Stob. Eclog. II, 7, p. 99, 9 (w.) ; p. 102, 20 (w.). 115, 18 (w.). Cic., Tusc. III, 14. August., De vita beata c. 25. Lactant., Instit. V, 13. Plut., Stoic, repugn, с. 20, р. 1044 а, и др. (Ср. Arnim, III, Frag. 567–581, стр. 150–153). 810 Cic., fin. Ill, 26. Dio Chrisost., or., LXIX, § 4 (Vol. II, p. 175:14). Stob., Eclog. II, 101, 5 (w.). Cp. Arnim, III, 582–588, стр. 153–154. 811 Диог. Лаэрц. VII, 125. Stob. Eclog. p. 100, 7 (w.); 101, 14 (w.); p. 114, 4 (w.); 114, 10 (w.). Cic., Fin. III, 75. Acad. II, 136. De repub. I, 28. Sext. Emp., Math. XI, 170. Philo, Quest, et solut. in Genes. IV, 99 (p. 323 Aucher). De sobrietate § 56, Vol. II, p. 226, 16 (Wendl.) и др. (Ср. Arnim., Fragm. 589–603, стр. 154–156). 812 Диог. Лаэрц. VII, 125. Stob., Eclog. p 65, 12 (w.); p. 6 6 ,1 4 (w.); p. 102, 20 (w.); p. 115, 5 (w.) и др. (Arnim., III, Frag. 557–566, стр. 148–149). 813 Лаэрц. VII, 119. Stob., Eclog. II, p. 67, 20 (w.); p. 114, 16 (w.). Cic., De divin. II, 129 и др. (Cp. Arnim., III, Frag. 604– 610, стр. 157). 815 Диог. Лаэрц. VII, 32. 120. 125. 127. 227. Cic. De fin. Ill, 14, 45–48; IV, 19.54; 75–77. Plut., Stoic repugn. 1038, c. De Com. not. с. 10, p. 1063 a; с. 8, p. 1061 f. Stob., Eclog. II, 7, p. 106, 21 (w.); p. 113, 18 (w.); Alex. Aphrod., Quaest. IV, 3, p. 121, 14 (Bruns.) и др. (Cp. Arnim., Frag. 524–543, стр. 140–145).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Cap. de charitate II,57 [р. п. I,115]; Quaest. et dubia 1, PG.90, 785C, p.300. Преп. Нил, De oratione 132, PG.79, 1196A; р. п. I,196. 696 См. прим.1, и еще Cap. de charitate II,24 [р. п. I,110]; cp. II,47,70; III,13.20 [р. п. I,113–114,117,122. 123]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581C, p.188 (cap. quing. III,70). Св. Григорий Богослов, Or.32, n.19; Or.40. n.9.31, PG.36, 196C. 369A. 401D-404A; р. п. III.124. 230. 251; Евагрий, Cap. pract. 63, PG.40, 1236C; р. п., с.580. Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 997В; р. п., с.137. Преп. Исихий, Cap. de temperantia II,10 (112), PG.93. 1513В–С; р. п., с.181. 697 Ambigua, PG.91, 1109B, f.137a. 698 См. ниже, прим. 42. 699 Liber ascet. 10, PG.90, 920C, p.372 [р. п. I,79]. Cap. de charitate III,64; IV, 40 [р. п. I, 129. 138]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,57, PG.93. 1097D; р. п., с.170. Преп. Дорофей, Doctrina XII,5, PG.88, 1756C; р. п., с.149. 700 Cap. de charitate II,8.59 [р. п. I,108,115]; cp. I,64 [р. п. I,102] (воздержание в широком смысле, — против всех вообще страстей похотной способности, επιτυμια); Quaest. ad Tahl. XLVII, PG.90, 424D, p.105 [р. п. II,141] (cap. quing. II,52). 701 Cap. de charitate IV, 44. 15 [р. п. I,138–139,136]. 702 Ibid. I,23; II,88; III,16 [р. п. I,98,119,123]. 703 Cap. de charitate IV, 43; III,56–62 [р. п. I,138,128–129]. Cap. theol. I,15 [р. п. I,217]. 704 Cap. de charitate II,59 [р. п. I,115]. 705 Quaest. ad Tahl. LVI, PC. 90, 581 A, p.187; XXVI,345A, p.59–60 [р. п. II,89]. Ambigua, PG.91, 1205A-B, f.180a. Cap. de charitate III,83 [р. п. I,132]; cp. I,76 [р. п. I, 104]: смирение и злострадание отсекают всякую страсть душевную и телесную (=преп. Исихий, Cap. de temperantia I,75, PG.93, 1504C; р. п., с.173). О пути ко смирению см. у аввы Дорофея, Doctrina II,8, PG.88, 1649C-D; р. п., с.47–48. 706 Сар. de charitate II,65 [р. п. I,116]. 707 Quaest. ad Thai XXVI, PG.90, 341D, p.58 [р. п. II,89] (cap. quing. I,87); XLVII,428B, p.107 [р. п. II, 143] (II,54): εκοσια κ ακοσια πθη; - XLIX, 448C, p.118 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

89 Ibid. 186, 21 – 1, 247; Дополн., к Ист. А. т. X, 101; Полн. Собр. Зак. III, 1612 ст. 24 – 25 и др. 96 Акт. эксп., II, 14; Акт. ист., I, 224, 231 – 235, 237 – 241; Русск. ист. библиот. изд. Археогр. комм., II, 190. 101 См. Перова, стр. 121. Также думает Неволин. Другие же ученые считают его особым приказом, как такой существовавшим до 1675 г. См. Каптерева. Светские арх. чиновн., 211 – 214; Архангельского, 302. 103 Акт. Эксп. т. IV, 213; Акт., относ. до юрид. быта России т. I, 45, стат. о святите суде; – Филарета 14; Перова 121. 106 Акт. Ист. V, 100, 244; Дополн. из Ист. Акт. X, 91, 108; XI, 77; XII, 50; Перова 172; Ср. Архангельского 302 – 303. 115 См. Горчакова, 330 – 331, 337; Ист. росс. иерархии VI, 222 – 239; Дополн. к Ист. Акт. V, 102. 118 Там же, 345; Кошихина, О России в царствов. Алексея Михайловича (1840 г.), гл. XI, ст. 6, стр. 114 – 115. 122 О недвижимой собственности патриаршей и епископских кафедр см. у Горчакова, О зем. влад. 329 – 430; Архангельского, 332 – 356; Макария, X, 219 – 224; XI, 196 – 203 и др. 126 См. напр. в моей книжке «Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII в.». (Москва 1888 г.), стр. 95. 139 Акт. эксп., IV, 228. См. Горчакова, Монаст. прик., 234. Филарет (Ист. IV, 202) ошибочно относить это к 1676 г. 142 Филарета, Русские святые, чтимые всею Р. Церковью или местно (Черниг. 1865 г.) отд. 3, стр. 415. 143 О доходах и расходах епарх. архиереев, см. у Перова 76 – 99; Горчакова, О зем. влад., 429 и прилож., 252 – 253; Правосл. Собес. 1866 г., ч. I, стр. 37 – 55. Ср. Рущинского, Религиозный быт Русских по сведениям иностр. писат. XVI и XVII в. М. 1871, стр. 132 – 135 и др. 149 Деян. соб. 1667, гл. VIII, Мат. для истор. рас. II, стр. 382; Акты эксп. IV, 204, стр. 260 – 61. 151 Постникова кн. о скудости и богатстве стр. 4. Прав. Собес. 1866, II, 124 – 35, о поставлении дух. лиц. 158 Дополн. к Ист. акт., V, стр. 465 – 466; 493 – 495. Мат. для ист. раскола, II т., стр. 139 – 140. 173 Кошихина, XIII, ст. I. О способах содержания низшего духовенства см. Прав. Собес. 1865 г., I, 145 – 188; Прав. Обозр. 1867. 1 – 2, стр. 62 – 90, 181 – 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010