Там же. 1. 194. Святой Симон, епископ Владимирский, в послании к Поликарпу упоминает еще о двух монастырях: Дмитриевском и Космодамианском, в которых Поликарп попеременно был игуменом (Памятн. росс. слов. XII в. С. 252, 254 Но в Киеве ли находились эти монастыри или в Суздале, где точно существовали тогда обители с означенными именами — решить нет возможности . П. собр. р. лет. 1. 134, 194; 2. 91, 138, 152, 178 Борисоглебский монастырь близ Турова упоминается в Сказании о Мартине мнисе (см. приложен. 3). Здесь в 1139 г. погребен был сын Юрия Долгорукого князь Борис, и потом жена Борисова, и дочь (П. собр. р. лет. 1. 149, 175; 2. 82 Степ. кн. 1. 252 П. собр. р. лет. 1. 156 Там же. 1. 148, 157, 162, 185; 2. 78, 111, 114, 115 Обстоятельства основания Боголюбова монастыря изложены в рукописном житии святого князя Андрея Боголюбского. Выписки из этого жития помещены в сочинении г. Доброхотова «Древний Боголюбов, город и монастырь». Москва, 1852 Там же и подробные историко-статистические сведения о самом монастыре. Доброхот. в том же соч. С. 67, 70–73 П. собр. р. лет. 2. 115 Мысль, будто Косьмодамианский монастырь основан Ростовским епископом Иоанном, который потом здесь же будто бы жил на покое и скончался (Анан. Федоров. О граде Суздале. Временн. Моск. ист. общ. XXII. Отд. 2. С. 23 противна древней летописи. Иоанн сделался епископом Ростовским только в 1190 г. (1. 172 и жил с 1214 г. на покое в Боголюбовом монастыре (1. 185 а Косьмодамианский монастырь существовал еще в 1174 г. (2. 115 П. собр. р. лет. 1. 157; 2. 115 Впрочем, так как Феодул называется здесь игуменом святой Богородицы Володимерской, а Владимирскою Богородицею обыкновенно называлась и называется известная Ее чудотворная икона, которая стояла в соборном владимирском храме Пресвятой Богородицы, построенном Андреем Боголюбским, то можно думать, что Феодул не был игуменом собственно какого-либо Богородичного монастыря во Владимире, а жил при владимирском соборе в качестве наместника Ростовского епископа и заведовал духовенством и имениями собора, потому-то, может быть, и сказано в летописи, что Феодул отправлялся за телом Боголюбского не с черноризцами, а только с клирошанами и владимирцы обращались к этому игумену как к главному духовному лицу в их городе (там же). Но предполагать, чтобы Феодул мог быть игуменом Рождество-Богородицкого Владимирского монастыря, который уже в 1192 г. создал великий князь Всеволод Юрьевич (1. 172, 184 было бы, очевидно, несправедливо.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Центральным онтологическим понятием К. А. является понятие Единого, восходящее к неоплатоникам и «Ареопагитикам». Следуя «Ареопагитикам», К. А. вводит понятие о «надмирном» и «численном» Едином. Поскольку понятие численности для него синонимично доступности мышлению, высшее Единое оказывается изъято из исчислимости и раскрывается в «том, что окрест» Бога,- в именах, силах, энергиях (Главы. 92; Слова 3 и 4 «Исихастского утешения» и др.; см. также: Риго. 2007; ср.: Лосев. 2009. С. 140-141). Чрезвычайно важна для К. А. тема «внутреннего рая», восприятие человеческого сердца как рая и «места Божия», что тесно связано с определением человека как «божественного животного» (заимствованным у св. отцов IV в.). Эта тема проходит через все «Исихастское утешение» и очень заметна в «Главах». Человек мыслится как «иной ангел на земле, небесное животное, боговидное и богоподобное» (см.: 219 глав. 203=115 глав. 84). Мотив славы и достоинства человека встречается в сочинениях К. А. весьма часто (ср.: 219 глав. 85, 184=115 глав. 82). Единение с Богом ведет исихаста, согласно К. А., к проявлению т. н. умного чувства (νοερ ασθησις): «Блажен муж, чье умное чувство процвело от разумного безмолвия и, как бы сказать, вернулось к себе и живет веянием и стремлением Духа…» (219 глав. 102=115 глав. 31). Употребляя понятие «умное чувство», К. А. продолжает древнюю традицию, в XIV в. нашедшую отражение, напр., в творениях прп. Григория Синаита и особенно свт. Григория Паламы (об этом аспекте учения последнего см.: Sinkewicz R. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas " First Triad in Defence of the Holy Hesychasts//ХВ. Т. 1(7). СПб.; М., 1999. С. 374-390; на с. 390 отмечено развитие этой темы у К. А.). К. А., однако, излагает это учение в подробностях, к-рые не встречаются у др. авторов той эпохи. Детально, используя яркий символический язык, он повествует о постижимости Бога для «каждого умного чувства», указывая, что Бог познается и восприемлется посредством не только «умных чувств» слуха и зрения, но и осязания, обоняния и вкуса и становится «пищей верных, истинным брашном и питием души…» (ср.: 115 глав. 95). Та же тема, но без употребления термина «умное чувство» разворачивается К. А. в Слове 13 «Исихастского утешения». «Умное чувство», согласно К. А., позволяет человеку, «вкусившему» Бога посредством этого чувства, взойти к высшему, сверхъестественному и сверхчувственному постижению, к непостижимому Богу, Которого возможно описать только в строго апофатических терминах: «Вкусивший уразумеет и воспоет… Бога сверхсущего, высочайшего, безвидного, бескачественного, безвозрастного, бесколичественного, простого, безóбразного, беспредельного, неопределимого, непостижимого, неприкосновенного, невидимого, несказанного, неизглаголанного, безначального, присносущего, несотворенного, нетленного, неуразумеваемого, неисследимого, сверхмудрого, сверхсильного, сверхблагого и сверхпрекрасного…» (219 глав. 102=115 глав. 31).

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его Величество передал дело митрополиту и его преосвященство говорил мне что как он ни сожалел, о том, что произошло от невежества этих людей и вероятно от заражения скопческою ересью, или от желания создать избавиться от службы, искалечив себя (обыкновение, нередкое между ними), но он никак не соглашался с этим предложением генерала. Если, они не поняни мысли Спасителя,-были его слова в ответ на это предложение,-то Новый Завет нужен им теперь больше, чем прежде, чтобы привести к лучшему пониманию, и вообще наша обязанность делать благое дело, предоставляя последствия Богу; за них мы отвечать не можем» (см. цит. статью Цыпина в «Вестн. Европы за 1808» г. VI, стр. 754; срав. Чистовича цит. статью в Христ. Чт. за 1872 г. ч. II, стр. 114, 115 примеч.). А теперь тот же Серафим, как мы уже видели, говорил совершенно иное. 200 См. у Чистовича в цит,– ст. Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, 112–115 Копию с этой записки святитель московский вскоре сообщил наместнику своему Антонию (которому вообще он поверял свою душу), прося его при этом дать свое мнение о ней и успокоить взволнованный событиями Петербургскими дух святителя. См. писем Филарета к Антонию, ч. II, стр. 14–17. Срав. также цит. ст. П. С. Казанского в «Православном Обозрении» за 1878 г. стр. 115–116. 201 Разумеется раньше приведенное и недавно упомянутое отношение митрополита к обер-прокурору от 1 марта. 202 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 год. ч. II. стр. 115–117. Уже самое содержание бумаги, хотя и имеющей необходимое отношение к содержанию бумаги от 1 марта, доказывает принадлежность редакции ее (а может быть и редакции последней) ареопагу советников графа Протасова. Есть мнение, которое даже прямо указывает автора бумаги в упомянутом выше ректоре академии архимандрите Афанасие. См. у И. А. Чистовича, там же, стр. 115, примеч. Срав. также Н. В. Сушкова, об увольнении киевского и московского митрополитов в свои епархии в 1842 г., в Чтен. Общ. истор. и древн. 1869 г., кн. IV, стр. 185 смеси. «Впрочем одно другому не противоречит», скажем мы словами И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

246, с. 347, 351. 136 Ср. 17. 137 215, с. 138. 138 54, с. 515–516. 139 Pachymeres (Hist., ed. Bonn, I, c. 344). 140 Там же. И, 268. 141 Там же, с. 488, 498–499; ср. 152, с. 46–53. 142 209, с. 174. 143 246, с. 351. 144 Послание патриарха Филофея архиепископу Новгородскому (1354 год) — 102; 1, 347; о дипломатической роли сарайского епископа см. 216, с. 44–47. 145 79, с. 248–252. Сама неясность текста, в котором содержится этот намек, показывает знакомство автора и адресата с русскими делами. 146 Канон 4, 149, I, с. 122. 147 Канон 5, 149, I, с. 124–125. 148 149, I, с. 280–281. 149 23, Новелла 123, 3, с. 597. 150 23, I I, с. 283, 285. 151 По этому поводу существует огромная литература; в качестве новейших итоговых исследований, которые, однако, не разрешают вопроса окончательно, можно указать 119 и 144. 152 23. II. с. 45. 153 Ср. В. И. Бенешевич, Синтагма XIV. Титулорум, СПб., 1906, с. 68. Об употреблении слова в смысле «население провинции», а не «нация», см. Sozomen, Hist. VII, 6, — 140, 67, col. 1436 ВС. По этому вопросу см.: епископ Петр, «Проблемы, связанные с автокефалией», Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата, 97–100, Париж, 1978, с. 78. 154 См., например, 51, с. 247 в сравнении со с. 255. Как видно из писем императора Иоанна Кантакузина митрополиту Феогносту 1347 года, в XIV веке официальное титулование русского митрополита полностью совпадало с титулованием митрополитов самой империи, а «Русь» практически отождествлялась с имперской «провинцией» (102, 1, с. 261). В более поздних документах титул исчезает: он мог быть дан в качестве личной привилегии одному митрополиту Феогносту. Но продолжал употребляться более короткий титул (52, с. 599). 155 Greg., Historia., 36, 21–23, Bonn, III, 512–513. 156 О многом говорит употребление чисто технического термина «епархия» («провинция»): с канонической точки зрения, митрополит мог возглавлять только «провинцию». Этот текст должен был оправдать несоответствие между значением слова «провинция» (небольшая административная единица Римской империи) и русской действительностью 1389 года. 157

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Белград, 1932. Отдельный оттиск из «Записок Русского научного института в Белграде», вып. 7, с. 142). Порфирий (Успенский), епископ. Восток христианский. Афон. Ч. III. СПб., 1892, с. 15. Мошин В. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X–XV вв. ТОДРЛ, 19, М.-Л., 1963, с. 62. Там же, с. 62. Сапунов Б. В. Книга в России в XI–XIII вв. Л., 1978, с. 170. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 142. Порфирий (Успенский). Цит. соч., с. 15–16. К вопросу о притязаниях греков на русский афонский монастырь святого Пантелеймона. «Христианское чтение», 1874, октябрь, с. 90. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 143 Там же. Там же, с. I47. Там же, с. 148. Там же, с. 149. Цит. по: Ильинский Г. Грамоты болгарских царей. М., 1911, номер 3. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 149. См. Флоринский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888, с. 63. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 149. См. «К вопросу о притязаниях...», «Христианское чтение», 1874, октябрь, с. 84. Там же, с. 85. В хризовуле 1348 г., в акте Протата 1363 г. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 149. См. Леонид (Кавелин), архимандрит. О соединении под общим управлением болгарского Рыльского и русского Афонского монастырей. «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете». 1869, июль-сентябрь, кн. 3. Там же, с. 5–6. См. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XVI1 вв. София, 1974, с. 36–38. Леонид (Кавелин), архим. Цит. соч., с. 2. По поводу этой утраты архимандрит Леонид заметил, что хризовулов, «которые, по объяснению отцов Давида и Феофана, видены были ими некогда в Русском Афонском монастыре, ныне нет, так как большинство древних славянских актов этой обители утратилось во время оставления ее русскими иноками в прошлом (XVIII.— Авт.) столетии». Цит. соч., с. 4. Там же. Там же. Дылевский H. M. Цит. соч., с. 40. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 151. См. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858, с. 69. См. «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» (ЧОИДР), 1846, год первый, номер 4, отд.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Простые же сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Тщеславию свойственно лицемерие и ложь... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий, 92, 312). Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры (прп. Максим Исповедник , 92, 184). Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но такой ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем, если когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, он крайне огорчается Тем не потому, что те не получили назидания, ибо сей цели он и не имел, но потому, что он унижен или уничижен ими (прп. Максим Исповедник , 92, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

JOANNES VI CANTACUZENUS. Contra Barlaam et Acyndinum, 154, 693–710. Antirrheticorum adversus Prochorum Cydoniem, fg., 148, 74–5. THEOPHANUS NICÆNUS. Epistola 150, 287–300. ANONYMUS. Adversus Gregoram, 148, 77. 2 . Contra. GREGORIUS ACYNDINUS. Carmen de hæresibus Palamæ, , 150, 843–62. Epistolæ ad Niceph. Gregoram, 148, 68–76, 84–86. Iambi ad Gregoram, , 148, 29–30, 72–3. Adversus Balaam, fg., 150, 875–77. De essentia et operatione Dei, lib. 1–2, 151, 1191–1242. NICEPHORUS GREGORAS. Florentius, fg., 149, 643–8. Epistolæ 1–15: 149, 647–64; 16: 145, 425–30. Byzantinæ historiæ libri dogmatici 1–6 149. 233–442. Vide Gregoræ elogia, 149, 57–96. GEORGIUS LAPITHA. Epistolæ ad Gregoram, 1, 148, 57–60; 2–3, 90–2. JOANNES CYPARISSIOTA. Palamiticarum transgressionum libri 1 et 4, 152, 663–738. Vide fg., 148, 76–7. De Deo expositio materiaria decades 1–10, latine, 152, 741–992. DEMETRIUS. CYDONIUS. Adversus Palamam, 154, 835–64. Epistola ad Philotheum 148, 74. ad Gregoram, 148, 89–90. [CONSTANTINUS HARMENOPULUS]. Tomus in Palamam, 150, 870–76. ANONYMUS. Tomus in Palamam, 150, 804–70. ANONYMUS. Sermones duo contra Palamitas [anno 1347?], 161, 1139–56, 1155–86. MANUEL CALECAS. De essentia et operatione, 152, 283–428. 3 . Acta in causa Hesychastarum. Tomus Hagioriticus, 150, 1225–36. JOANNES XIV СР., (1334–47) constitutiones, 152: 1341 Julio vel augusto, n. 23. – Synodus condemnat dogmata monachi Barlaam, 1241–53 et 151, 679–92 ubi additur attestatio de Palama ab Athanasio metropolita Cyzici. 1341 . n. 22. – J. jubet colligi scripta Barlaam, 152, 1241. De tomo, 150, 900–6. 1344 Nov., n. 34 – J. notam facit monachis Athonitis decisionem synodi in causa Barlaam et Palamæ, 152, 1269–72. Tomus contra Palamam, 150, 863–4. 1345 . – Sermo patriarchalis, 150, 891–97. 1346 Sept. – Relatio pontificum ad Annam reginam contra Joannem Calecam, 151, 767–70. 1347 Febr. – Synodus (contra Joannem Calecam) confirmat condemnationem Barlaam et Acyndini, 152, 1273–84. 1347 Mart. – Joannis VI Cantacuzeni novella confirmans excommunicationem Joannis Calecæ, 161, 1116–1118 et 151, 769–774 cum addito.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

22 сент. 1917 г. благочинный Феодосий (Забытин) докладывал экзарху Платону о насилии груз. духовенства над русским (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23247. Л. 6). Груз. сторона отрицала свою вину. «Сыновья и дочери дорогой нам Русской Церкви! - призывал еп. Леонид (Окропиридзе).- Не верьте словам искушения, которые на протяжении веков поднимали брата против брата. Эти сотрясающие душу голоса исходят из сердец тех, кто дышит лишь местью, жаждет чужой смерти и припадает к братской крови, льющейся из нанесенной им же раны… Грузинское духовенство готово вместе с вами к равноправной и братской работе во имя осуществления новых государственных положений и осуждению сильного противника, являющегося злейшим врагом всяческих свобод» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 24-25). 19 марта 1918 г. митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским был назначен архиеп. Тамбовский и Шацкий сщмч. Кирилл (Смирнов), к-рый радикально настроенным груз. духовенством не был допущен в Тифлис; в 1920 г. он был перемещен на Казанскую и Свияжскую кафедру. 27 марта 1918 г. обе Церкви поставили перед ОЗАКОМ вопрос о создании общей комиссии по решению имущественных проблем, учитывавшей интересы обеих сторон. 4 апр. состоялось совещание с участием руководства ОЗАКОМ, а также представителей рус. (свящ. Тбилисского военного храма В. Н. Егоров, прокурор синодальной конторы Попов, педагог Тифлисской ДС В. П. Тихвинов, свящ. И. Лозовой, педагог жен. епархиального уч-ща И. И. Авраменко) и груз. духовенства (еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе), ректор Тифлисской ДА прот. К. Кекелидзе, прот. К. Цинцадзе, педагог жен. епархиального уч-ща С. Р. Горгадзе). Было решено создать комиссию из 5 чел., в состав к-рой входили бы председатель ОЗАКОМ В. Харламов и по 2 представителя от каждой стороны. До окончательного разрешения дела обеим Церквам было запрещено посягать на имущество друг друга (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1). 11 апр. председателем комиссии был назначен А. Миткевич, а также в члены комиссии выбраны инспектор Тифлисской ДС П. В. Беклемишев и прокурор синодальной конторы Попов с рус. стороны и прот. Н. Талаквадзе и К. Кекелидзе с груз. (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 20; Ед. хр. 230. Л. 23-25; Ф. 2081. Оп. 1. Ед. хр. 602. Л. 5; Ф. 1818. Оп. 1. Ед. хр. 139. Л. 5). 20 апреля председатель ОЗАКОМ М. Пападжанов сообщал обер-прокурору Синода: «Участившиеся в последнее время недоразумения между грузинами и русскими по церковным делам настоятельно требуют немедленного разрешения вопросов по управлению Церковью и по распределению церквей и монастырей между грузинами и русскими. Ввиду устранения нежелательных осложнений и ожидаемых эксцессов, прошу возможно скоро утвердить положение по управлению Церковью и распределению церквей и монастырей между этими народностями» (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 62). Упразднение Кавказского Экзархата

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010