В 16-й кн., содержащей 11 титулов, собран 201 фрагмент имп. конституций. Первый титул касается общих вопросов христ. веры и представляет собой своего рода введение; 2-й титул посвящен правам, привилегиям и обязанностям клириков; 3-й - монахам; 4-й - догматическим спорам в Церкви; 5-й - различным ересям и еретикам; 6-й - запрету повторного крещения; 7-й - вероотступникам; 8-й - иудеям; 9-й - запрету иудеям владеть рабами-христианами; 10-й - языческим верованиям; 11-й - различным религ. вопросам. Права и привилегии клириков регламентируются в деталях. Клирики освобождаются от различного рода повинностей и налогов (CTh. XVI 2. 2, 6-11). Им предоставляется привилегия подсудности (privilegium fori - дела с их участием относятся к компетенции церковных судов) (CTh. XVI 2. 12, 23, 41; CTh. XVI 11. 1). Устанавливаются критерии доступа в сословие клириков, в основном имущественные: состоятельные лица должны были становиться членами городских курий и нести повинности декурионов, от к-рых клирики были освобождены (CTh. XVI 2. 3, 6, 11, 17 и др.). 2-й титул 16-й кн. аналогичен 1-му титулу 12-й кн. CTh. XII. 1 «De decurionibus» в том смысле, что и в том и в др. случае регламентируется доступ в соответствующее сословие, а принадлежащие к нему лица наделяются определенными правами и привилегиями. Особое внимание в 16-й кн. уделяется ересям и еретикам (различие между еретиками и раскольниками не проводится). Им посвящено 66 фрагментов 5-го титула, 7 текстов 6-го титула, 24-я конституция 10-го титула и 2-я - 11-го. Упоминаются еретики и раскольники самых различных толков: ариане (CTh. XVI 5. 6, 8, 11-13, 16, 59-60, 65); донатисты (Ibid. 5. 37-41, 43-44, 46, 52, 54-55, 65; 6. 1-5); евномиане (Ibid. 5. 6, 8, 11-13, 17, 23, 25, 27, 31-32, 34, 36, 49, 58-61; 6. 7); манихеи (Ibid. 5. 3, 7, 9, 11, 18, 35, 38, 40-41, 43, 59, 62, 64-65; 7. 3; 10. 24); монтанисты (Ibid. 5. 34, 48, 57, 65; 6. 5); несториане (Ibid. 5. 66); новациане (Ibid. 5. 2, 59, 65; 6. 6) и др. По отношению к еретикам применялись такие меры, как запрет проводить религ. собрания; конфискация храмовых зданий и мест проведения религ. мероприятий; изгнание клириков - сторонников ереси из крупных (или любых) городов; ограничение активной и пассивной завещательной правоспособности; запрет свидетельствовать в суде; запрет замещать должности гос. службы; конфискация и уничтожение запрещенных еретических сочинений и т. д. Более суровые наказания предусматривались в отношении манихеев (Ibid. 5. 18: изгнание и конфискация имущества; ср.: 5. 35, 62, 64-65) и донатистов (Ibid. 5. 52, 54: штрафы, конфискация имущества).

http://pravenc.ru/text/1841632.html

129. 6; 118. 10. 7). Основные силы человеческой души - ум (mens) и воля (voluntas). Последняя есть действие ума (De Trinit. VIII 12); она свободна и не зависит от естественной необходимости (Ibid. VII 19). Под влиянием Оригена И. полагает, что душа - «небесная природа» (natura caelestis), а тело - «низкая природа» (natura humilis), «орудие» души, ее действий и движений (In Ps. 129. 4-5; 53. 8). Тело представляется ему как «земное и смертное», «мрачное и темное обиталище» души, которое удерживает ее на земле среди смерти и тления и оскверняет своими пороками (Ibid. 118. 3. 3-4; 118. 4. 1-2; 119. 14). Поэтому хотя душа в человеке есть принцип познания, однако, связанная с телом, она погружена в глубину неведения и чувственных наслаждений (Ibid. 62. 3; 118. 14. 1; 136. 5), так что праведники всегда стремились освободиться от бремени этого слабого и опасного тела (Ibid. 119. 1). Такое резкое противопоставление между душой и телом у И. отчасти основывается на их различном происхождении: подобно сщмч. Иринею Лионскому, И. считает, что люди получают тела от родителей, ибо «происхождение плоти всегда от плоти же», а душа творится непосредственно Богом из ничего, как душа первого человека (De Trinit. X 20, 22; In Ps. 91. 3-4), так что И. называет Бога «Родителем нашей души» (In Ps. 64. 4) и полагает, что в уме каждого человека запечатлено знание о Божественном происхождении его души (Ibid. 62. 3). Негативное отношение И. к телу в неменьшей степени обусловлено его взглядом на грехопадение человека и его последствия. Изначально человек был создан для бессмертия и предназначен к вечному блаженству (Ibid. 2. 15-16; 15. 8; 118. 10. 1). Он был поставлен над всяким видимым и материальным творением, и весь мир был призван служить ему (Ibid. 118. 10. 1; 134. 14). В раю тело человека подчинялось душе, поскольку душа создана быть госпожой (domina) тела, а тело - ее служанкой (ancilla), душа же безмятежно подчинялась Богу (Ibid. 122. 8; 146. 4). Человек проводил жизнь без страсти, горя, страха и преступления (Ibid.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Вдохновителем написания 1-й кн. «Истории» стал архиеп. Фессалоники св. Нил Кавасила , к-рый в одном из писем к И. К. побуждал его описать события своей жизни. В ответном послании, к-рое включено в начало 1-й кн. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 8, 10), И. К. (под псевд. Христодул) излагает свое писательское кредо - писать беспристрастно только о том, чему был очевидцем, и, чтобы создать у читателя иллюзию правдоподобности, говорить о себе в 3-м лице. Этот прием делает самовосхваление И. К. незаметным для читателя. Так, уже имп. Андроник II из-за выдающихся достижений И. К. желает, чтобы И. К. стал его преемником (Ibid. P. 186); патриарх восхваляет его непревзойденное благочестие (Ibid. P. 318, 319); в битвах И. К. неизменно попадает в опасные ситуации и спасается только благодаря личной храбрости (Ibid. P. 207, 353; Vol. 2. P. 430, 431); он неизменно излагает свои мысли блестящей речью, и его совет всегда оказывается лучшим и решающим дело в политических и военных кризисах (Ibid. Vol. 1. P. 252, 253, 273, 274, 350, 352; хотя Никифор Григора, отмечает, что И. К. имел плохую дикцию - Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 755); свою нервную лихорадку автор переносит с беспримерным мужеством ( Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 67, 68); после неудачного покушения на него он великодушно прощает убийцу (Ibid. Vol. 2. P. 377, 379); из собственных средств он оплачивает войска молодого Андроника (Ibid. Vol. 1. P. 137); на свои деньги строит флот и всегда готов пожертвовать личное имущество для общественного блага (Ibid. Vol. 2. P. 68). Во время ночного штурма столицы в 1328 г. лестница, по к-рой взбирался на стену Иоанн Палеолог, надломилась, и только лестница И. К. выдержала, что обеспечило успех всего дела (Ibid. Vol. 1. P. 303). Кроме того, «История Ромеев» Никифора Григоры послужила своеобразным вызовом И. К., побуждая изложить альтернативный взгляд на совр. события. В начале 1-й кн., не называя имен, И. К. рассуждает о тех историках, кто не любят правду и не обладают достаточной осведомленностью (Ibid. P. 12). Излюбленное средство И. К. для создания мнимой «объективности» изложения - апелляция к «здравому смыслу» читателя ( Hunger. Literatur). Естественно, что все, кто разделяли взгляды И. К., относятся им к «здравомыслящим» или к «весьма здравомыслящим». Разумеется, И. К. манипулирует не только словом, но и молчанием о неудобных фактах. Нигде он не обмолвился о недостойном поведении Андроника III, не упомянул о печальной судьбе Андроника II, о заговоре Сиргиана, подробности которого были ему, несомненно, известны, ни слова нет у него о взятии Никеи и Никомидии турками, а также о мн. др. фактах, к-рые заставили бы читателя усомниться в искренности автора.

http://pravenc.ru/text/471274.html

49 Называемой иногда восточносирийскими писателями «Книгой о таинствах». «Commentary of Theodor of Mopsuestia on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism ant the Eucharist» by A. Mingana. Woodbrooke Studies, vol. VI. Cambridge, 1933. Английский пер. С. 70–123. 50 Ibid. С. 99. 51 Ibid. С. 102. 52 Ibid. С. 105. 53 Texts and Studies, v. VIII, 1. Cambridge, 1909. С. 145; Об авторстве Нарсаи, см. Ibid. R.H. Connolly. С. XIIXLI и КС. Burkitt. The MSS, of «Narsai on the mysteries». The Journal of theological Studies. 1928. P. 269 ff. 54 Собрание древних литургий. Вып. 4. С. 12–33. 55 «Горе мне, горе мне» и пр. ( Ис.6:5 ) в Литургии Фаддея и Мария. Вып. 4. С. 21. 56 Texts and Studies, VII, 1. С. 7. 57 Ibid. С. 10. Возглас диакона в сирийской Литургии Иакова: «Будем стоять со страхом и трепетом… Мы стоим на месте страшном и ужасном и предстоим с херувимами и серафимами». Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 26. 58 Толкование Феодора Мопсуэстийского, Woodbrooke Studies. С. 93, 100. Можно указать и другие параллели и примеры влияния Феодора на Нарсаи. 59 Beraza – частно. 60 Texts and Studies. Vol. VIII, 1. Cambridge, 1909. С. 12. 61 Ibid. С. 13. 62 Ibid. С. 18. 63 Ibid. С. 22. Возглас диакона в сирийской Литургии Иакова перед призыванием: «Как страшен настоящий час. Как ужасно, возлюбленные мои, то время, в которое живой и святой Дух приходит с горних высот небесных. Присутствуйте же со страхом и трепетом». В кафолике после анафоры: «Вот время страха, вот час трепета. Горнии предстоят со страхом и служат со трепетом; сынов света объемлет ужас… Трепещите, служители Церкви, совершая священнодействие живого огня… Диаконы, стойте с трепетом». Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 30, 38. 64 Иаков, еп. Эдесский. Письмо к Фоме Пресвитеру о древней Сирийской Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 3. С. 113–114. 65 Установительные слова в опубликованной Brightman анафоре взяты из фрагментов Rev. A. J. Maclean, полученных в Курдистане. Они были в эпоху Нарсаи и впоследствии, вероятно, были исключены. Lietzmann. Die Messe und Herremahl. С. 33.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

содержанию как нечто вторичное и условное. К. А. никогда не говорил о себе как об ученике Платона или о последователе некой греч. философской школы и неизменно подчеркивал, что он следует лишь «совершенной и истинной варварской философии» ( βρβαρος φιλοσοφα, ν μεθπομεν μες, τελεα τ ντι κα ληθς - Clem. Alex. Strom. II 2. 5. 1), т. е. учению ВЗ и НЗ. Т. о., даже по отношению к имеющим философский характер заимствованиям К. А. из платонической традиции «правильнее говорить о библейской экзегезе, использующей реформированную платоновскую терминологию, а не о платонизме или христианском среднем платонизме» ( Даниелу. 2003. С. 152-153). Опираясь на убежденность в близости платонизма к христианству, К. А. широко использовал идеи платоновской философии в собственных произведениях. Платон является наиболее часто цитируемым К. А. из нехрист. авторов; тексты К. А. наполнены парафразами из платоновских сочинений и аллюзиями к ним (анализ заимствований и влияний см.: Butterworth. 1916; Casey. 1925; Meifort. 1928; Outler. 1940; Wytzes. 1957; Idem. 1960; Wyrwa. 1983; Riedweg. 1987; Даниелу. 2003; Itter. 2009). Представленный в указателе к изданию Штелина (см.: Clem. Alex. Werke. 19802. Bd. 4. Tl. 1. S. 50-53; дополнения: Ibid. S. XXI-XXII) перечень цитат и параллелей свидетельствует, что наиболее часто К. А. обращался к текстам диалогов «Теэтет» (см., напр.: Clem. Alex. Strom. I 10. 48. 3; V 14. 95. 1; 98. 5-8), «Государство» (см., напр: Ibid. I 19. 93. 3), «Законы» (см., напр.: Ibid. II 4. 18. 1; 5. 22. 7), «Федон» (см., напр.: Ibid. I 15. 66. 3; 19. 92. 3-4; III 3. 17. 3-5), «Федр» (см., напр.: Ibid. V 14. 138. 3), «Тимей» (см., напр.: Ibid. V 12. 78. 1; 79. 4; 96. 2); реже встречаются отсылки к диалогам «Политик» (см., напр.: II 4. 18. 2; III 3 19. 4), «Софист» (см., напр.: Ibid. II 4. 15. 1-2; IV 25. 155. 3) и др., а также к «Письмам» Платона (см., напр.: Ibid. V 10. 65. 1-3; 11. 77. 1). Диалоги «Алкивиад II», «Хармид», «Критий», «Эриксий», «Евтидем», «Лахет», «Лисий», «Парменид», «Филеб», «Протагор» К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Подробное изложение христологии Каппадокийцев не входит в нашу задачу: она сложилась под влиянием полемики с Аполлинарием лаодикийским и потому относится к предположенному нами второму тому. Однако некоторые черты религиозно нравственного миросозерцания Каппадокийцев могут быт кратко отмечены и здесь. Круг идей и надежд, которыми они жили и питались, отчасти уже указан в анализированной сейчас главе Василия о Духе. Иринео-Афанасиевский взгляд на обожествление ( θ εο " ν γενε " σ θ αι) и богоподобие ( ο« μοι» ωσις προ " ς θ εο " ν), как последнюю цель и задачу человека на земле, нашел у них полное завершение, но вместе с тем потерпел и существенное изменение. Религиозно физический характер, в каком выступает этот взгляд у Иринея и Афанасия, в воззрениях Каппадокийцев получил этико-спиритуалистический смысл. Подобно Плотину, они источник греха, главное препятствие к чистому богопознанию и богоуподоблению видели в плоти (Ср. Bas., ер. 2 ad Greg. Naz., or. 12. 21. 37. 38; Greg. Nyss, de opif. nom., с. 12; de anima et ress). Отсюда отречение от всего чувственного в страстного, отказ не только от всех удовольсгвий, но и мирских обязанностей, подавление всех плотских и духовных волнений, отречение от тела и самоуглубленность, бесстрастие ( α " πα θ ει " α) и безмолвие ( η« συχει» α), у Каппадокийцев, как и у Плотина, являются единственным средством в богоуподоблению и обожествлению. Василий Великий при всяком удобном случае напоминает своим читателям об уподоблении Богу, как конечной цели челсвеческого совершенства, в необходимости готовиться к нему (Hom. in psal. 48. Migne, gr. s., t. 29, с. 442; hom. in illud: attende t. s., Migne, gr. s., t. 30, c. 216; mor., Migne, ibid., с. 869; const. mon., Migne, ibid., с. 1324 и др.). Об обожествлении, как последнем благе, ожидающем человека, Григорий богослов говорить чаще, чем Афанасий (or. 1, Migne, gr. s., t. 35, с. 397; or. 4; Migne, ibid., с. 593: or. 7, ibid., с. 784. 785; or. 11, ibid., с. 796; or. 25, ibid., с. 1201; or. 30; Migne, gr. s., t. 36, c. 112. 113; or. 31, ibid., с. 136, 165; or. 33, ibid., с. 232; or. 34, ibid., с. 253 и мн. др.). Григорий Нисский постижение Бога, как высочайшего блага, добра, истины и красоты находит в мистическом сверхчувственном единении с Богом (De virgin. с. 10. Migne, gr. s., t. 46, с. 361-ср. Ennead. VI, 9. 4) и даже упоении Божеством (in cant. cant, hom. 10. – Migne, gr. s., t. 44, c. 992 sqq. – cp. Enn. V, 3. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2//PG. 26. Col. 1032B:1–2; Ibid. Col. 1032C:4; Ibid. Col. 1032D:5. Athanasius Alexandrinus. Sermo de descriptione deiparae [Sp.] 2//PG. 28. Col. 948A:7; Ibid. Col. 948A:8. Athanasius Alexandrinus. Didascalia CCCXVIII patrum Nicaenorum [Sp.]//PG. 28. Col. 1637B:12–13. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae 5, 4//Athanasius Werke/hrsg. von M. Tetz. Bd. 1. Teil 1. Lieferung 1. Berlin; New York, 1996. S. 44. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 1//Athanasius Werke//hrsg. von H. C. Brennecke, U. Heil, A. von Stockhausen. Bd. 2: Die «Apologien». Lieferung 8. Berlin; New York, 2006. S. 324; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos 2, 3–4//Op. cit. S. 324–325; Ibid. 2, 5–3, 1//Op. cit. S. 325; Ibid. 3, 2//Op. cit. S. 326. 31 Epiphanius. Panarion 69, 11, 1//GCS. 37. S. 160:25–31. 32 Ibid. 72, 11, 4//GCS. 37. S. 265:24–266:1. Ср. в подложном сочинении свт. Епифания выражение «вселенское порфировидное одеяние тела» (Христа). 32 Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 496B:11. И далее то же выражение. Epiphanius. Homilia in laudes Mariae deiparae [Sp.]//PG. 43. Col. 497C:10–13. 33 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica I, 8, 4//SC. 477. P. 90. О III Вселенском Соборе: Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica VII, 32, 7//SC. 506. P. 116. 34 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica II, 20, 2–3//SC. 493. P. 82; Ibid. II, 37, 1//SC. 493. P. 162; Ibid. II, 37, 96//SC. 493. P. 188. 37 Asterius Amasenus. Homiliae I–XIV. Homilia VIII, 15, 2:1–4//Asterius of Amasea. Homilies I–XIV/ed. C. Datema. Leiden, 1970. P. 96. 38 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos I–XVIII. Catechesis VI, 2//Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia. Vol. 1. Monaci, 1848. P. 156. 42 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem XII, 1//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium/ed. P. E. Pusey. Vol. 3. Oxford, 1872. P. 152:2–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Общины ессейского движения, насчитывавшего более 4 тыс. чел. ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 5), располагались в разных районах Палестины ( Philo. Quod omnis probus. 12. 75), в т. ч. и в городах ( Ios. Flav. De bell. II 8. 4). Об общине на берегу Мёртвого м., недалеко от Эн-Геди, сообщает Плиний Старший ( Plin. Sen. Natur. hist. V 17); существовала община и в Иерусалиме ( Ios. Flav. De bell. V 4. 2). Общину возглавляли особые должностные лица (κρατοντες - начальники - Ibid. II 8. 7) или попечители (πιμελητα, πτροποι - Ibid. II 8. 3, 6), к-рые избирались всей общиной на неопределенное время (Ibid. II 8. 3). Они отвечали за обеспечение жизненных потребностей каждого члена общины (Ibid. II 8. 3-4), за соблюдение порядка (Ibid. II 8. 5-6), за распределение работ и занятий в течение дня (Ibid. II 8. 6), заведовали имуществом общины (Ibid. II 8. 3; ap.: Euseb. Praep. evang. VIII 11. 10). К числу должностных лиц относился попечитель о гостях ( Ios. Flav. De bell. II 8. 4), свой в каждой общине, к-рый заботился о нуждах путешествующих Е., а также священники (Ibid. II 8. 5; Idem. Antiq. XVIII 1. 5), к-рые отвечали за освящение трапезы и застольные молитвы. Каждый Е. был обязан безусловно повиноваться приказаниям должностных лиц, в чем клялся при вступлении в общину ( Idem. De bell. II 8. 7). Ряд вопросов (напр., исключение провинившихся или их повторное принятие) решался на общественных судах, проводившихся в присутствии не менее 100 чел., известных своей праведностью (Ibid. II 8. 9). В общину Е. принимали только совершеннолетних ( Euseb. Praep. evang. VIII 11. 3) после испытания, состоявшего из 2 этапов. На 1-м этапе новичок, еще не считавшийся членом общины, в течение года был обязан вести аскетический образ жизни. Он уже имел льняной передник (употреблялся при омовениях), белую одежду (отличительный признак общества Е.) и лопатку (для закапывания испражнений во избежание внешнего осквернения). 2-й этап испытаний продолжался 2 года, в течение к-рых новичок допускался к общественным омовениям и более тесно общался с членами общины. По прошествии испытаний он принимался в общество и допускался к участию в трапезах ( Ios. Flav. De bell. II 8. 5, 7).

http://pravenc.ru/text/190255.html

2191       Acta XIII Congressus Internationalis Archaeologiae Christianae. Split-Pore 25.9.–1.10.1994. Vol. I–III. Città del Vaticano; Split. 1998 (Studi di Antichità Cristiana. LIV/Vjesnik za arheologiju i historiju Dalmatinsku. Suppl. Vol. 87–89). 2192       Подробнее см.: Хрушкова Л.Г. O византийской археологии 7 Вестн. РГНФ. 2001. 3. C. 5–12. 2193       Ivanchik A. Le problème de l’apparition des Slaves sur les frontières de Byzance: Les témoignages de Priscus de Panion//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… Vol. III. P. 379–385. 2194       Khrouchkova L.G. G.B. de Rossi et N.P. Kondakov: deux traditions scientifiques//Ibid. Vol. 1. P. 373–380; Eadem. Les églises de l’époque justinienne en Colchide//Ibid. Vol. II. P. 823–836. 2195       Хрушкова Л.Г. XIV Международный конгресс по христианской археологии//Виз. временник. 2001. Т. 60. С. 238–243. 2196       Glaser F. Frühes Christentum im Alpenraum: Eine archäologische Entdeckungsreise. Regensburg; Graz, 1997. 2197       Khrushkova L. Les monuments paléochrétiens de l’Abkhazie: entre l’Orient et l’Occident//Acta Congressus intemationalis XIV archaeologiae cristianae. I. Città del Vaticano; Wien, 2006. P. 475–482; Romanuk A.I. Frühmittelalterliches Chersonesos: Beweise der Stadtkontinuität in Hagiographie und Kultbauwesen//Ibid. S. 687–692; Diatroptov P.D. Some specifications of the images of Noah’s Ark in Early Christian art//Ibid. P. 853–855; Zalesskaya V. Entre l’Orient chrétien et Rome – à propos de quelques intailles paléochrétiens inédites de l’Ermitage//Ibid. P. 805–808; Zolotarev M, Korobkov D. Der Weg Orthodoxie im taurischen Chersonesos – Synagoge versus Ecclesia//Ibid. P. 981–986; Zubar V.M. Classical states of the northern Black Sea coastland in the third through the sixth centuries A.D. and the arrival of Christianity//Ibid. P. 809–813. 2198       Klenina E. The bischop and early Christian architecture in Chersonesus Taurica//XV Congreso internacional de arqeologia cristiana, Toledo del 8 a 12 septiembre 2008. Libro de Pre-Actas/J. Lopez Quiroga et al. (ed.). Toledo, 2008. P. 73. Акты Конгресса выходят в 2013 г.: Khrushkova L. Chersonèse en Crimée aux Ive-Vie siècles: topographie et chronoligie//Atti del XV Congresso internazionale di Archeologia Cristiana. Città del Vaticano, 2013. P. 363–378; Eadem. Early Christian Monuments of the North-East Black Sea Coast: Excavations of 2001–2008//Ibid. P. 1213–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2230 Ibid. I, 10. P. 13, 9 sqq. Cfr.: II, 8. P. 44, 14–15: «Soli sigillum integrum? id est symbolum catholicum, non habentes»; IV, 8. P. 114, 10–11: «Ubi in exterminium fidei corrupta sunt semina»; V, 1. P. 121; I, 12: «Haeretici... veritatis exules, sani et verissimi symboli desertores, de sinu sanetae ecclesiae impiis sensibus depravati». P. 14, 8–10. 2231 De schism. donat. I, 5: «Extraneos esse catholicis sacramentis. P. 7, 13. Cfr.: 1, 10. P. 11, 17–20. 2232 Ibid. I, 10: «Seimus enim haereticorum ecclesias singulorum prostitutas nullis legalibus sacramentis et in se jure honesti matrimonii esse...» P. 11, 18–20. 2233 Ibid. I, 12: «Haereticos... solos habere varia (др. чт.: vana) et falsa baptismata etc.» P. 14, 15 sqq. 2234 Ibid. III, 9: «Nobis et vobis ecclesiastica una est conversatio, et si hominum litigant mentes, non litigant sacramenta... pares credimus et uno sigillo signati sumus nee aliter baptizati quam vos, testamentum divinum pariter legimus, unum deum pariter rogamus, oratio dominica apud nos et apud vos una est». P. 93, 20–94, 3. Cfr.: V, 1: «Pro utrisque illud est, quod et nobis et vobis commune est, ideo et vobis, quia ex nobis existis, denique et apud vos et apud nos una est ecclesiastica conversatio, communes lectiones, eadem fides, ipsa fidei sacramenta, eadem mysteria». P. 121, 13–17. 2235 Ibid. I, 12: «Vobis vero schismaticis, quamvis in catholica non sitis, haec negari non possunt, quia nobiscum vera et communia sacramenta traxistis». P. 14, 22–15, 1. Подробнее о взглядах Оптата на крещение вне Церкви в связи с крещением вообще см.: Ioh. Ernst. Die Ketzertaufangelegenheit in der altchr. Kirche. S. 43–52. 2236 Ibid. I, 11: Catholicam facit simplex et verus intellectus intellegere, singulare ac verissimum sacramentum et unitas animorum. P. 13, 20–21. Cfr.: PL. T. 11, coil. 905D-906B-C. not. 15–17. 2240 Ibid. III, 9: «In parte vestis adhuc unum sumus, sed, in diversa pendemus, quod enim scissum est, ex parte divisum est, non ex toto». P. 93, 17–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010