Симеон Новый Богослов , прп. Богословские и этические трактаты. – Syméon le Nouveau Théologien. Traités éthiques/Texte critique et trad. par J. Darrouzes//SC. 122. Paris, 1966; 129. 1967. Главы богословские, умозрительные и практические. – Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques//SC. 51. Paris, 1957. Р. 98. Слова огласительные. – Catéchèses/Texte critique par Mgr B. Krivocheine, trad. par J. Paramelle//SO. 96. Paris, 1963; 104. 1964; 113. 1965. Созомен Ермий . Церковная история. – Sozomène. Histoire ecclesiastique//PG. T. 67. Col. 843–1630. Татиан. Слово к Эллинам. – Tatien. Discours aux Grecs//PG. T. 6. Col. 804–888. Тертуллиан . Апологетик. – Tertullien. Apologétique/Texte critique et trad. par J.-P. Waltzing//Collection des Universites de France. Paris, 1971. О воскресении плоти. – De la resurrection/Texte etabli par J.G. Borleffs//Tertulliani Opera. Corpus Christianorum. Series Latina. II. Turnhout, 1954. Р. 921–1012; Trad. par M. Moreau//Les Pères dans la foi. Paris, 1980. Скорпиак. – Scorpiace/Texte etabli par A. Reifferscheid, G. Wissowa//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Т. XX. Vienne, 1890. Фалассий, авва. Сотницы о любви, воздержании и духовной жизни. – Thalassios. Centuries sur la charite, la tempérance et la conduite de l’esprit//PG. T. 91. Col. 1427–1470; Φιλοκαλα. T. II. θναι, 1984. P. 205229; Philocalie/Trad. par J. Touraille. T. VII. Bellefontaine, 1986. Р 17–45. Феодор Пафосский. Энкомий Спиридону Тримифунтскому. – Théodore de Paphos. La Legende de S. Spyridon, eveque de Trimithonte/Ed. P Van den Ven. Louvain, 1953. Феодор Петрский. Житие прп. Феодосия Великого. – Théodore de Pétra. Vie de S. Theodose/Texte etabli par H. Usener//Der heilige Theodosios, Schriften des Theodoros und Kyrillos. Leipzig, 1890; Trad. par A.-J. Festugiere//Les Moines d’Orient. Т. III/3. Paris, 1961. Феодорит Кирский , блж. Врачевание эллинских недугов. – Théodoret de Cyr. Therapeutique des maladies helléniques/Texte critique et trad. par P Canivet. 2 vol.//SO. 57. Paris, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Роль канона для экзегезы отдельных книг Свящ. Писания. «Канонический подход» к Свящ. Писанию в западном богословии посл. трети XX в. К. б. не просто фиксирует, какие книги следует считать богодухновенными, а какие нет. Он также во многом предопределяет интерпретацию этих текстов религ. общиной. Пессимистический скепсис автора Книги Екклесиаста благодаря включению этой книги в К. б. переосмысляется как своего рода «фон» для Божественного Откровения, в котором уже нет места скепсису. Книга Песни Песней Соломона самим фактом своего вхождения в К. б. предполагает интерпретацию ее не как любовной лирики, а как богословского произведения. Разные источники разного времени, включенные в состав единой библейской книги, а через нее - в состав единого библейского корпуса, обретают в рамках канона единую богословскую интерпретацию. Канон как целое больше, чем механическая совокупность входящих в него книг. Интертекстуальные связи и переклички между нек-рыми включенными в К. б. текстами порождают смыслы, которые были бы невыводимы из этих текстов, взятых по отдельности. Как отмечает Дж. А. Сандерс, ответ, который дает историческое полотно евр. Библии (Пятикнижие и исторические книги) на вопрос о смысле древнееврейской истории, «заключен в повествовании в целом, а не в отдельных его частях, и даже не в замысле какого-то гения, которого можно было бы считать окончательным редактором этих текстов» ( Sanders. 1992. P. 844). Порядок следования книг в К. б. также имеет богословское значение. Внимание к интерпретирующей функции К. б. особенно характерно для т. н. канонического подхода к Писанию, возникшего в амер. библеистике в 70-х гг. XX в. С этим влиятельным течением связаны такие исследователи, как Дж. А. Сандерс и Б. С. Чайлдс. Сандерс (со ссылкой на работы Чайлдса) сформулировал основополагающий принцип т. н. канонического подхода следующим образом: «Канон есть первичный и наиболее авторитетный контекст для чтения и интерпретации входящих в него частей» ( Sanders. 1992. P. 843). Эта формулировка является прежде всего реакцией на результаты историко-критического исследования Библии, в свете к-рых библейский текст предстал как совокупность «документов» или «источников» разных эпох с разным, подчас противоречащим друг другу, богословским смыслом.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

сектой. 839 Не новым является и обратный процесс: стремление политических сил использовать секты в своих целях. Так, разные секты участвовали в доставке ленинской газеты «Искра» через Румынию в Россию. В России она рассылалась, в том числе и сектантам, они ее охотно брали и распространяли. Отзывы о ней были в общем благоприятны, – отмечал Бонч-Бруевич в 1903 г. Тот же Бонч-Бруевич, согласно постановлению II съезда РСДРП, редактировал пропагандистский листок «Рассвет» для распространения среди сектантов. Рассматривался также проект интеграции русских сект в процесс построения коммунизма в России. 840 Таким образом, этот признак не является характерной чертой сект второй половины XX в. Методы обращения и удержания адептов в сектах . Не представляют собою никакой новизны способы обращения и пропаганды новых сект, такие, как обман, конфессиональная анонимность и бомбардировка любовью. Они повторяют уже известные из религиозной истории прошлых веков формы деятельности еретиков. Один из показательных примеров – использование современной сектой «Семья» или «Дети бога» религиозной проституции для завлечения новых членов в секту. Но этот способ, по свидетельству св. Епифания Кипрского (315–403), был в ходу в гностических сектах, пытавшихся завлечь его самого в секту, используя как приманку красоту и сладострастие женщин. 841 Обман и насилие. Откровенным обманом для удержания людей в секте пользовались и русские секты и раскольники задолго до XX в. 842 «При распространении своего учения они (сектанты. – Р. К.) не останавливаются ни перед какими средствами, приманивают к себе простодушных поблажкою чувственности, похотию плоти, разрешением на вся; прельщают подкупами, наградами, покровительством людей богатых и именитых; вторгаются насилием и хитростью в семейный очаг, повергают меч и разделения между родителями и чадами, мужьями и женами; заманивают, обольщают, а не то подвергают пыткам и истязаниям неповинных детей». 843 История русского дореволюционного сектантства полна «возмутительных фактов насилия над младшими членами семьи со стороны старших из-за верности первых православию». В сложных условиях оказывались православные женщины, попавшие через замужество в сектантскую семью. Хотя в Российской империи существовал закон, возлагавший ответственность на главу семьи за сохранение в православии членов семьи, обязывавший родителей воспитывать детей в духе православия и предусматривавший наказание тюремным заключением, если родители будут приводить детей к обрядам и таинствам другого исповедания, но на практике применялся в исключительных случаях. Другим довольно распространенными приемами вовлечения в секту был прием сектантами сирот или детей из бедных православных семей в качестве прислуги в сектантские семьи, а также открытие сектами школ (зачастую без разрешений властей). 844

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

156 . Storie monastiche del deserto di Gerusalemme/A cura di Baldelli A., Mortari L. Praglia 1990. Константинопольское монашество 157 . Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898). Извлечено из сочинения аббата Марена. СПб. 1899. 158 . Соколов И. И. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1892. 3. 205–240; 1893. 2. 98–150, 230–275; 1894. 2. 276–289. 159 . Соколов И. И. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1893. 3. 113–124, 195–244. 160 . Соколов И. И. Нравственность и умственное состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204)//ПС 1893. 3. 457–502, 600–642. 161 . Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования. Казань 1894. 536, XX, XII, I. [Отд. изд. вышеуказ. циклов статей]. Он же. Вступ. речь перед защитой дисс. Казань 14 [из: ПС 1893]. Красносельцев Н. К вопросу о состоянии монашества на востоке...//ХЧ 1900 (210/2). 8. 629–644. СПб. 2003. 462 [с дополн.]. 162 . Dagron G. Les moines et la ville. Le monachisme à Constantinople jusqu’au concile de Chalcédoine (451)//TM 1970. 4. 229–276. 163 . Dagron G. Naissance d’une capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P. 1974. 164 . Morris R. Monks and laymen in Byzantium, 843–1118. Cambridge; Ν. Y. 1995. XXII, Louth A.//JThS 1997. 48(1). 306–308; Munitiz J. A.//J. of Hellenic Studies. L. 1997. 117. 268–270. Акимиты Энцикл. статьи 165 . Крюков A. M. Акимиты//Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 393–394. 166 . Grumel V. Acémètes//DS 1. 169–175. 167 . Martin E. Acémètes//DThC 1. 304–308. Cf.: Tables I, 18. 168. 168 . Pargoire J. Acémètes//DACL 1/1. 1907. 307–321. 169 . Riedinger R. Akoimeten//TRE 2. 1978. 148–153. 170 . Vailhe S. Acémètes//DHGE 1. 274–282. Исследования 171 . Gedeon Μ. ναγνσεις κ το ρολογου τς τν κοιμτων μονς//EkklAl 1903. 23. 380–382; 390–392.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1 " день открытых дверей " (англ.). 823 2 университете Аляски (англ.). 824 3 День благодарения (англ.). 825 1 воинство Христово (лат.). 826 2 " Какой приятный вечер " (англ.). 827 3 собеседование в " Комитете по поискам " , в школе Spence. 828 1 Городской университет города Нью-Йорка. 829 2 Двухсотлетием независимости Америки (англ.). 830 3 волей-неволей (лат.). 831 4 Hunter College – университет Хантер (англ.). 832 1 Contribution (англ.) – вклад, лепта. 833 2 Из стихотворения Г.Иванова " Как вы когда-то разборчивы были… " . 834 3 в чистом виде (фр.). 835 4 встречи (англ.). 836 5 весельем, развлечением (англ.). 837 6 Ин.16:20, 22. 838 1 " Окончательное падение " Эммануэля Тодда (фр.). 839 1 Бpykлuhckjve туннел. (соединяет Бруклин с Манхэттеном). 840 1 прием (англ.). 841 1 прояснении понятий (англ.). 842 2 вообще, в целом (англ.). 843 3 Ср. " И небом невозбранно дышит/Почти свободная душа " – В. Ходасевич " Когда б я долго жил на свете… " . 844 1 " существенно важного внутреннего порыва " (фр.). 845 2 " изношенных до предела из-за полного отсутствия творчества " (фр.). 846 3 Анри Труайя. 847 4 съезд студентов (англ.). 848 1 О. Иоанн Ткачук. 849 2 башни Монпарнаса (фр.). 850 3 традиционно посещаемом ресторане (фр.). 851 4 Широкий обзор событий (фр.). 852 5 баре (фр.). 853 1 радушно принимает (фр.). 854 2 Frustration (фр .) – фрустрация, разочарование, неверие в свои силы. 855 3 " Дикое пиршество " (фр.). 856 4 неизбежная (фр.). 857 5 " …убежище, это ты… " (фр.). 858 1 гризайль; пейзаж в серых тонах (фр.). 859 2 " Бутылка в море " (фр.). 860 3 Франсуазу Леви " Карл Маркс. История немецкого буржуа " (фр.). 861 4 " левизны " (фр.). 862 1 Солидаристы – члены Народно-трудовою союза российских солидаристов (НТС), антибольшевистской эмигрантской организации. Коммунистическим идеям НТС противопоставил идеи солидаризма, основанные на русской религиозной философии начала XX века, на наследии сборника " Вехи " . Материализму он противопоставил идеализм, интернационализму – российский национализм (лишенный шовинизма, объединяющий все народы России), а обывательской апатии – активизм. 863

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

2015 . Соболева Н. А. О ратификации русско-византийских договоров Х в.//Внешняя политика Древней Руси. – М., 1988. – С. 91–94. 2016 . Соколова И. В. Клады византийских монет как источник для истории Византии (VIII-XI вв.).//ВВ. – 1959. – Т 15. – С. 50–63. 2017 . Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – Л.: Искусство, 1983. – 176 с. 2018 . Соколова И. В. Чин стратигов византийских фем VIII – первой половины Х в. по данным сфрагистики//Българско средновековие. Българско-советски сборник в чест на 70-годишната на проф. И. Дуйчев. – София: Наука и изкуство, 1980. – С. 137–141. 2019 . Соколова Т М. Византийская сатира (Три византийских «путешествия в загробное царство»)//Византийская литература. – М., 1974. 2020 . Соколов И. И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX-XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии в X-XV вв./Послеслов. А. В. Маркидонова. – СПб, 2005. 2021 . Соколов И. И. Вселенские судьи в Византии. – Казань, 1915. 2022 . Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV в. (Историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской Церкви. – СПб., 2004. 2023 . Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453). Вселенские судьи в Византии. – СПб., 2003. 2024 . Соколов И. И. О поводах к разводу в Византии с половины IX до половины XV в./Христианское чтение. – 1909–1910. – С. 322–367. 2025 . Соколов И. И. Сирийское монашество до начала VII века. Исторический этюд//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – 1912. – Т 23. – С. 21–33. 2026 . Соколов И. И. Состояние Византийской Церкви. – СПб., 2002. 2027 . Соколов И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. – Казань, 1894. – 536, XX, XII, 9 с. 2028 . Соколов И. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

688 Ернст фон Добшюц издал корпус греческих текстов о Мандилионе, который и в наше время остается основным источником информации: Dobschütz von Е. Christusbilder. Untersuchungenzurchrislichen Legende. Leipzig, 1899. Hft. I, S. 102–196, Hft. II, S. 689 Здесь и далее Повесть цитируется в переводе А. Ю. Виноградова, который публикуется в книге: Евсеева Л. М., Лидов А. М., Чугреева Н. Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2003. 690 Греческий текст (BHG 80In) опубликован: Halkin A. Inedits Byzantine d’Ohrida, Candie et Moscou. Bruxelles, 1953, p. 253–260. 691 Перечисляя реликвии в „царских златых полатах” он упоминает „убрус, на нем же образ Христов и керамиде две”: Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году/Под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1899, с. 19. 693 На серебряном окладе XIV в., заказанном для одной из древних копий Мандилиона, не изображается чудо в Иераполисе. Однако в нескольких сценах представлено чудо обретения Мандилиона и Керамиона в Эдессе.: Dufour Bozzo С. II Volto Santo di Genova. Roma, 1974, tav. XIX–XX. 695 «Le même sens du symbole de Dieu le Fils incarné en tant que victim eucharistique a dure être attribué aux images du Mandylion, toutes les fois qu’on le représentait auprès du sanctuare»: GrabarA. La Sainte Face... p. 29. 696 Lidie Hademann Misguich подчеркнула недавно символическую связь Мандилиона и Керамиона с темой Прохода (Passage) в программах византийских церквей; она включила нерукотворные образы Христа в особую иконографическую группу «образов прохода», которые одновременно являются и теофаническими, и защищающими: Hadermann-Misguich L. Images et Passages. Leur relations dans quelques églises byzantines d’après 843//Les images dans les sociétés/Ed. J. M. Sansterre et J.-C. Schmitt. Bruxelles-Rome, 1999, p. 30–33. 697 Kitzinger E. The Mandylion at Monreale//Arte profana e arte sacra/Ed. A. Iacobini, E. Zanini. Rome, 1995, p. 575–602. 698 Velmans T. Valeurs sémantiques du Mandylion selon son emplacement ou son association avec d’autres images//Studien zurbyzantinischen Kunstgeschichte. Festschrift für Horst Hallensleben zur 65.Geburtstag. Amsterdam, 1995, p. 173–184, esp. 181–183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Athens, 1985; Вейцман К. и др. Иконы на Балканах: Синай. Греция. Болгария. Югославия. София; Белград, 1967; Искусство Византии в собр. СССР: Кат. выст. М., 1977. 3 ч.; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the Eleventh and Twelfth Centuries//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 77-124; idem. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985; Djuri V. J. La peinture murale Byzantine: XIIe et XIIIe siècles//Actes du XV Congr. Intern. des études Byzantines: Athènes, sept. 1976. Athènes, 1979. Vol. 1. P. 159-252; Weitzmann K. e. a. The Icon. L., 1982; Byzantine and Post-Byzantine Art: Сат. Athens, 1985; Cormack R. Writing in gold: Byzantine Soziety and Its Icons. L., 1985; idem. The Apse Mosaics of S. Sophia at Thessaloniki// idem. The Byzantine Eye: Studies in Art and Patronage. L., 1989; Pelekanidis S. , Chatzidakis M. Kastoria. Athens, 1985. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Paintings); Sinos S. Die Klosterkiche der Kosmosoteira in Bera (Vira). Münch., 1985; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Panayotidi M. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l " Iconoclasme jusqu " a l " avènement des Comnènes (843-1081)//Cah. Arch. 1986. Vol. 34. P. 75-108; Τσιγαρδας Ε. Ν. Οι τοιχογραφες της μονς Λατμου Θεσσαλονκης και η βυζαντιν ζωγραφικ του 12ου αινα. Θεσσαλονκη, 1986; idem. L " art au Mont Athos à l " époque byzantine à la lumière de nouvelles trouvailles: Le rôle de Constantinople et de Théssalonique//XX Congr. Intern. des études Byzantines: Collège de France - Sorbonne, 19-25 août 2001. P., 2001; Naxos/Ed. M. Chatzidakis. Athens, 1989. (Byzantine Art in Greece: Mosaics-Wall Paintings); Demus O. Die byzantinischen Mosaikikonen. W., 1991. Bd. 1; Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - 1-й пол. XIV в.: Кат. выст. М., 1991; Афонские древности: Кат. выст. из фондов Эрмитажа. СПб., 1992; Acheimastou-Potamianou M. Byzantine Wall-paintings. Athens, 1994. (Greek art); Παπαζτος Θ. Η Βροια και οι ναο της (11ος - 18ος αι.). Αθνα, 1994; idem.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Rohdc. Psyche. 1910, II, S. 121, 130, 279. 838 «…Вовек уже пред живущих я не приду из Аида» – говорит тень Патрокла Ахиллу (Иллиада. XXIII, 75). 840 О Ниобее см. Ил. XXIV, 602, о женихах Пенелопы – Одисс. XX–XXII и, наконец, о Лабдакидах: Одисс., XI, 275, а затем у Софокла (Эдип в Колоне), Эсхила (Семеро против Фив) и Еврипида (Финикиянки). 841 См. Dieterich А. Nekyia. 1893, S. 50–53. Здесь же, кстати, справедливо отвергается объяснение, даваемое Плинием (Nat. hist. II, 216, XXXVI, 131) слову «саркофаг» в смысле «гроб». Дитерих полагает, что суть дела была здесь в символическом представлении гроба, как разверстой пасти «плотоядной» смерти, а не в каком-то загадочном камне, ускорявшем, якобы, разложение. 843 – τοτ (τ Μμνονι) ς παρ Δς ατησαμνη θανασαν δδωσι (по Проклу. Psych., ibid., S. 85). 845 Так, Амфиарой превращается, в Оропе, в Зевса-Амфиарая ( Δς μφιαρος ), а Трофоний – в такового же для жителей Лебадеи (Psych. ibid., S. 125). 846 Rohde. Psych. I 6 , S. 179; Кулаковский. Смерть и бессмертие. С. 60. Впрочем Ориген (Cels. С. III, 33) приписывает таинственное исчезновение Клеомеда «некоему демоническому определению», что, пожалуй, больше согласуется с поступками «героя». 847 О многих других языческих параллелях христианскому воскресению см. в статье проф. Спасского А.А. Эллинизм и христианство (Бог. Вестник. 1912, июль–август). 848 Rohde, Psych., I 6 , S. 95–103. Cp. также Hesiod: ργα, 107: πειδ τοτο (χρυσος) γνος κατ γαα κλυψεν ο μν δαμονες... καλονται... φλακες θvητν νθρπων. Кроме «демонов» у Гесиода встречаются еще какие-то «блаженные смертные» ( μχαρες θνητο ), вероятно пользующееся, как и «герои», земным, реальным блаженством. 849 См. Reinach S. Orpheus. 1909, р. 380: Le culte des martyrs. origine du culte des saints, prit la place du culte des héros grecs. parfois тêте jusqu’ à leurs noms et à leurs légends. Известно также, мнение некоторых ученых (например, Вендланда), пытающихся доказать, что даже идея «Спасителя» (Σωτρ) связана с обоготворением великих людей, затем, позднее, великих учителей философских школ, и, наконец, в римскую эпоху, даже с апофеозом императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Задачами священника в военное время становились: 1) совершение Божественной литургии; 2) удовлетворение религиозных чувств и религиозных нужд воинов, через совершение богослужений и треб; 3) напутствие солдат перед боем, влияние на свою паству личным примером, твёрдостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. «Полковой священник принимает на себя особенную чрезвычайную миссию во время сражения русского воинства с неприятелем. Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, – вдохнуть в неё патриотический героизм к царю и отечеству», – писал Николай Невзоров. 4) отпевание погибших. В условиях непрекращающихся войн и военных конфликтов происходил поиск наиболее устойчивых форм управления военным духовенством. С изменением характера войны изменялось и содержание работы священника. Так, в ходе русско-японской войны православное духовенство действующей армии затронуло и такой практический в условиях боевых действий вопрос, как опознание павших воинов и определение порядка сообщения на родину о погибших. «Священник обязан утешать, ободрять, напутствовать раненых, хоронить умерших; его место – на перевязочном пункте; когда присутствие его на перевязочном пункте не обязательно, он должен побывать и в боевой линии, чтобы своим появлением ободрить и утешить и там находящихся», – отмечал Г. П. Шавельский, который в русско-японскую войну был полковым священником, дивизионным благочинным и главным священником Маньчжурской армии. О размерах этой работы можно судить по следующим данным. Так, в ходе похода А. В. Суворова в 1799 году число убитых составило 4.157 человек; число убитых в наполеоновских войнах (1812–1814 гг.) со стороны России составило 90 тысяч человек; в ходе Крымской войны 1853–1856 годов – 24.731 человек; в русско-турецкой войне 1877–1878 годов – 15.567 человек; в русско-японской войне 1904–1905 годов число только убитых составило 24.843 человека. Из них 24.002 солдата и 841 офицер. К данному числу надо ещё прибавить потери флота, составлявшие 6.299 человек. В битве под Мукденом было убито 8.705 русских солдат и офицеров. Потери под Ляояном составили 2,1 тысячу убитыми. Число же убитых в русской армии за время Кавказских войн с 1801 по 1864 год составило 24.946 человек. Из них 24.142 солдата и 804 офицера. То есть мы видим, что число убитых по мере развития прогресса в развитии вооружённых сил, совершенствования стратегии и тактики введения войны, увеличивается, войны становятся кровопролитнее. Однако даже самые крупные битвы всех войн по количеству убитых значительно уступают битвам мировых войн XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010