Но этот первохристианский консерватизм православия не исключает, а включает в себя все плоды творчества золотого века греческого святоотеческого богословия и литургики, — эпохи семи вселенских соборов неразделенной еще древней церкви. Завершилась эта эпоха кровавой столетней борьбой (726—843) с новыми гонителями-императорами иконоборцами и вольнодумными политиками, насильниками над церковью. В марте 845 г. императрица Феодора возвратила мир церкви, мир новым мученикам и восстановление икон. Это «торжество православия», ежегодно повторяющееся в нашей церкви в 1-ое воскресенье великого поста, переживается каждый раз с живостью, как будто это вчера одержанная победа над гонителями церкви, а почитание икон и монашества вновь оживляется, как будто это мученические трофеи одержанной победы. Вот почему антикультовый и антиаскетический дух реформации так чужд православию. От твердого сознания себя верной хранительницей веры, ли­тургики, жизненного уклада и аскезы первохристианства, Православная Церковь живет в полном догматическом покое . Ей чужды тревоги за подлинность своей догматики, каноники, литургики. Между сегодняшним ее днем и вчерашним не лежит никаких революционных пертурбаций. Из XX века, она непосредственно смотрит в IX-й и утверждает тожество своего самосознания се­годняшнего дня с своей античностью. Она не исказила веры. Эта чистота древне-церковной веры — главнейшая победа Православной Церкви над искушениями времени. Параллельна и совершенно аналогична этой победе другая вневременная победа Православия — в неоскудевающем явлении и прославлении в ней святых , — убедительных свидетелей изобилия даров благодати Духа Святого, в ней присутствующих. Успокоенная внутренне на этих двух победах, т. е. на обладании догматической непорочностью и дарами святости, Православная Церковь сознает и свои исторические поражения . Они связаны с ее национальной судьбой . Православная Церковь не выработала для своего исторического существования достаточно независимой от нации и государства организационной формулы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2702...

Сольные песнопения мессы , написанные, как правило, в мелизматическом стиле , помещались в Кантатории . Распространение римских П. к. во Франкском гос-ве, завершившееся к нач. IX в., происходило параллельно с массовой кодификацией песнопений в виде систематических, полных сборников. В амвросианском и испано-мосарабском пении ненотированный Антифонарий использовался как для мессы , так и для оффиция ; в галликанском пении и григорианском пении (с VIII в.) эта книга бытовала либо в разновидностях для мессы и для оффиция, либо в смешанном варианте; со 2-й пол. VIII в. происходит окончательное разделение ее разновидностей. Антифонарий оффиция, известный уже в период составления Устава прп. Венедикта Нурсийского (1-й пол. VI в.), развивался в 2 формах - соборно-приходской и монашеской. В 1-й пол. IX в. в Каролингской империи он подвергся реформированию. После разделения Каролингского государства (843) выделились 2 текстово-музыкальные традиции - восточная и западная (в германо- и романоязычных землях соответственно). В вост. традиции сохранились первоначальные образцы респонсориев каролингского периода, в западной - реформированные, однако в последней присутствуют и образцы галликанского докаролингского и староримского репертуаров. В аквитанских и беневентанских Антифонариях, относящихся к более ранней стадии развития, чем книги из германоязычных областей, сохранились особенности первоначальных тонов речитации. Со временем репертуары 2 традиций окончательно обособились: лишь немногие новые песнопения получили распространение в обеих традициях. Преемственность 2 традиций прослеживается в печатных Антифонариях до сер. XX в. Антифонарий мессы, древнейшие (ненотированные) списки к-рого датируются VIII в., представлял собой сборник песнопений мессы (гл. обр. изменяемых, т. е. проприя) рим. соборной традиции, переработанный в гос-ве Каролингов ок. 780 г. Из неизменяемых песнопений (ординария) мессы «Gloria in excelsis Deo» , «Sanctus» и «Credo» (см. в ст. Месса ) первоначально записывались в Сакраментарии (к-рый иногда частично нотировался), а «Kyrie» - в Антифонарии мессы.

http://pravenc.ru/text/2579888.html

843 Сначала только два раздела приписали другому автору, а затем такому же вердикту подверглись и остальные части книги, пока вся книга не перестала считаться трудом Иезекииля. Частично, причиной таких выводов стали проповеди Иезекииля, с которыми он обращается то к жителям Вавилона, то к жителям Иерусалима, а также части книги, где он, кажется, попросту описывает происходящие на его глазах события (главы 811). Сомнения также появились из-за большого числа повторений и священнического, а не традиционно пророческого подхода. К. Торей отодвинул дату создания книги к III веку до н.э., а Иезекииля считал вымышленным персонажем. Однако к концу XX столетия некоторые ученые стали выступать за более традиционный подход к изучению книги, относясь с большим уважением к датам и ссылкам, которые встречаются в тексте. Работа Карла Гордона Хоуви изменила направление критических исследований. На основе археологических и исторических источников Хоуви доказывал, что традиционные даты имеют под собой твердое основание. 844 Гринберг выступал за целостный подход к книге. Циммерли заметил, что изучение должно начинаться с тех дат, что указаны в книге, которые, в большинстве своем, можно считать подлинными. Он обнаружил лишь несколько отрывков, которые оказались изначально независимыми. Гринберг заметил, что необоснованные заявления ученых сильно повлияли на современного читателя. Одни сегодня считают оригинальной лишь поэтическую часть книги, другие находятся в тисках «всеобщего предубеждения» первоначальной простоты текста, третьи «путают подлинность текста с тематической однообразностью». 845 Лучше всего подходить к изучению текста открыто, терпеливо и смиренно. Выдвигая суждение, критик должен оставлять в стороне свои предубеждения. Контекст книги Иезекииля хорошо объясняет, почему пророк обращался и к пленникам в Вавилоне и к жителям Иерусалима. Пленники, жившие в Вавилоне, были некогда элитой иерусалимского общества и были весьма заинтересованы в процессах, происходивших в городе. Более того, 29 глава ясно говорит о том, что пленники надеялись на скорейшее возвращение в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

По поводу самого Ахава обратим внимание на то, что при милосердном и праведном суде Своем Господь принимает во внимание даже слабость воли Ахава и пагубное влияние жены его 841 : так взвешивает на весах милосердия Своего вечный Судия все поступки человека, который даже при великих преступлениях не утратил по крайней мере способности пасть пред Господом и во прахе и слезах сознать свою вину пред Ним и молить о прощении. Глава V. Несчастный поход Ахава и смерть его. Царствование Охозии и чудо, совершенное пророком Илиею В главе XXII третьей книги Царств рассказана смерть Ахава в неудачном походе, предпринятом им. В этой главе особенно замечательно, что Ахав предпринимает поход вопреки пророчеству пророка Господня Михея и, исполняя свою волю, довершает тем то преступление против воли Божией, которое он совершил, выпустив на свободу Венадада во время похода своего на Афек. Эти два акта своеволия в связи своей стоят ему жизни. Первый дал Сирии возможность восстановить свои пошатнувшиеся поражением силы, второй – предает Ахава среди битвы смерти. Глава XXII связуется с концом главы XX. Венадад, как мы видели, обязуется пред Ахавом возвратить ему города, которые отец Венадада взял у Амврия, отца царя Израильского. XXII, 1. «Прожили три года и не было войны между Сирией и Израилем». Эти три года надо считать от поражения Венадада под Афеком (3 Ц. XX, 34). По всей вероятности Ахав был не только в мире с Сирией, но был еще деятельным союзником царя ее. Это истекает из следующих соображений, основанных на фактах, собранных Джорджем Роулинсоном 842 . Из надписи, начертанной на черном обелиске, найденном в Ассирии, явствует, что Салманассар (II) во времена Венадада и позже его – во времена Азаила – вел ряд войн против Сирии Дамасской, которую в одно время поддерживали Ахав Израильский 843 , царь Емафа (Гамата), войска финикийских городов и другие союзники. По хронологическим данным участие Ахава в защите Сирии должно было иметь место не иначе, как в конце его царствования, так что надо предположить, что вслед за битвой при Афеке Ахав, по заключенному с Венададом договору, на следующее же лето должен был привести свои войска на помощь Дамаску против Ассирии. Судя по неопределенности выражений черного обелиска, надо думать, что эта война с Ассирией не имела никаких важных последствий для Сирии, и тем менее для Палестины. Из событий, рассказанных в главе XXII-й, надо полагать, что между Венададом и его союзником Ахавом возникли уже неудовольствия по неисполнению договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1085 Еще раньше Эдвард Эвансон, бывший клирик англиканской церкви, поставил под вопрос подлинность всех евангелий, за исключением Евангелия от Луки (Е. Evanson, The Dissonance of the Four generally received Evangelists, 1792). Его доводы опроверг унитарий д–р Пристли, который пришел к выводу, что Евангелие от Иоанна «содержит больше внутренних и недвусмысленных указаний на то, что его написал очевидец, чем любое другое сочинение, будь то священное или мирское». См. Priestley, Letters to a Young Man (Works, vol. XX, 430). 1086 Baur, Ueber die Composition und den Charakter des joh. Evangeliums – статья в альманахе Целлера «Theol. Jahrbücher» (Tübingen, 1844); Krit. Untersuchungen über die kanon. Evang., Tüb., 1847; Kirchengesch., 1853 (vol. I, pp. 146 sqq., 166 sqq., 3 d ed.). Годе (1, 17) справедливо называет первую диссертацию Баура «одним из самых остроумных и блестящих сочинений, когда–либо произведенных на свет богословской наукой». 1088 В особенности со стороны Гильгенфельда. Предание о жизни Иоанна в Ефесе – одно из самых достоверных и древних преданий ранней церкви. Оно восходит корнями к Поликрату, Иринею, Поликарпу и Папию, ученикам самого Иоанна в первом и втором поколении, которые не могли ошибиться в столь простом вопросе. 1089 Д–р Вайсе (Weiss, Leben Jesu, I, 106) вменяет Бауру в заслугу то, что он глубже понял необычный характер четвертого евангелия и сделал для его разъяснения больше, чем прежняя механистическая экзегеза, которая не имела понятия о различиях и искала только dicta probantia; но справедливо замечает, что критика Баура «сверху донизу покрыта нездоровой бледностью» современных философских построений (von der Blässe moderner philosophischer Construction angekränkelt). Мы готовы сказать то же самое о д–ре Кейме, – гордом, но благородном и искреннем человеке, который уморил себя непомерным трудом, работая над «Историей Иисуса из Назары». Самое серьезное, стильное и уникально талантливое сочинение на английском языке, отрицающее, что четвертое евангелие написано Иоанном, – это статья «Евангелия» в «Британской энциклопедии» (9 th ed., 1879, Χ, 818–843), принадлежащая перу д–ра Эдвина А. Эбботта, директора Школы Лондон–Сити.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

116 Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453 гг.). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. С. 15. 118 См. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. II. М., 2000. С. 181–182. См. также: Stiernon D. Nicephore Kallistos Xanthopoulos//Dictionnaire de spiritualite, fasc. LXXII–LXXIII. Paris, 1981. P. 205. 119 Попов И. Н. Император Аркадий и Иоанн Златоуст. Инверсия композиционной схемы в византийских хрониках// KANISKION. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2006. С. 229. 120 Там же. С. 219. Здесь же говорится: “Императоры у хронистов — главные герои истории. Все остальные, и в том числе церковные отцы — второстепенные”. 121 См. Лебедев А. П. Указ. соч. С. 190–192; Theodoros Anagnostes Kirchen­geschichte/Hrsg. von G. Ch. Hausen. Berlin, 1971. S. IX–XX. 122 См., например, его характеристику императора Маркиана: “Маркиан, по происхождению иллириец, по должности трибун, по летам старец, в войнах отличался мужеством, и потому всё войско в Евдеме нарекло его царём. Он тотчас же издал указ, чтобы правительственных должностей никому не давать за деньги”. См. русский перевод в кн.: Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004. С. 485. 123 О нём см. Удальцова З. В. Филосторгий — представитель еретической церковной историографии//Византийский Временник. Т. 44. 1983. С. 3–17. 124 См., в частности, одно такое описание: “Вся полоса земли к восходу солнца и к югу, хотя подвержена чрезмерным жарам, несмотря на то, производит всё лучшее и величайшее, что только могут производить суша и море. В тамошнем море водятся необычайной величины киты, которые, выплывая на поверхность, часто усматриваемы были плавающими по этому морю; а на суше водятся величайшие и огромнейшие слоны и так называемые таврелефанты, порода которых во всём другом похожа на огромного быка, кожей же, цветом и отчасти величиной — на слона. Я видел это животное, когда оно было приведено к римлянам, и описываю то, что видел”. — Георгий Пахимер. Указ. соч. С. 375.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

831 . Валаамский летописец. М. 1995. 238. 832 . Валаамский монастырь. СПб. 1864. 30, 348 [История м-ря]. 833 . Валаамский монастырь и его подвижники. СПб. 2 1889. 334. 3 1903. 447. 4 СТСЛ 1992. 834 . Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Л. 1990. 176. 835 . Валаамский патерик. Спасо-Преображенский Валаамский м-рь 2001. 367. [Игумен Дамаскин. Игумен Ионафан II. Архим. Агафангел. Подвижники Большого (во имя Всех Святых) скита. Подвижники скита св. Иоанна Предтечи. Схимонах Илия (Верхотурский). Схимонах Агапий (Слепец)]. 836 . Валаамский скит во имя Св. Предтечи Иоанна. СПб. 1896. 837 . Денисов В. Этот неповторимый Валаам//Московский журнал. 1995. 7. 63–64. 838 . Дружинин В. Г. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Апокрифический памятник XVI века. СПб. 1889. 23, 32. 839 . Зайцев Б. К. Валаам. Таллинн 1936. 840 . Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб. 1883. 841 . Иоанн (Алексеев) , схиигумен [Алексеев Иван Алексеевич, 1873–1958]. Письма Валаамского старца. М. 1991. 96. же: М. 1992. же: Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Новый Валаам 1993. 95, ил. Иоанн (Алексеев) , схиигумен. Советы Валаамского старца. Рига 1991. 31. пер.: Christ in our midst. Letters from a Russian monk/Foreword Antony of Surozh, metrop. Crestwood 1996. 152. [Имеются также: публ. в ж-ле Вечное (Париж), 1961; финский пер., 1976]. 842 . Кондратьев И. К. Святыни Валаамского монастыря, места подвижничества преподобного Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. История монастыря с древнейших времен по настоящее время. М. 1896. 123. 843 . Корнилова Н. Б. Валаамская традиция старчества//Памятники Отечества. М. 1991. 2. 114–121. 844 . Костяшкин Н. А. Валаам в жизни и творчестве замечательных людей. М. 1999. 196, ил. [На обл. авт. не указ.]. 845 . Лазарев Е. Валаам – твердыня чудес//Мифы и магия индоевропейцев. М. 1995. 1. 118–140. 846 . Лебедев В. Н. Особенности традиций валаамского старчества XIX-XX веков//Православие в русской культуре. СПб. 1998. 126–128.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

837 . Sinkewicz R. E. Notes//Ibid. 838 . Sinkewicz R. E. Saint Gregory Palamas and the Doctrine of God’s Image in Man According to the «Capita 150». Reprinted from «Theologia». Athens, 1986. 839 . Sinkewicz R. E. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas’ First Triadin Defense of the Holy Hesychasts//XB. 1999.T. 1(7). 840 . Sinkewicz R. E. The Doctrine of the Knowledge of God in Early Writings of Barlaam the Calabrian//MS. 1982. Vol. 44. 841 . Sinkewicz R. E. The «Solutions» Addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and Their Philosophical Context//MS. 1981. Vol. 43. 842 . Sopko A. J. Prophet of Roman Orthodoxy. The Theology of John Romanides. Dewdney, 1998. 843 . Sopko A. J. Scholasticism and Orthodoxy: Some Current Observations. S. 1., Manuscript. (In press). 844 . Staniloae D. Prière de Jésus et expérience du Saint-Esprit. Desclée de Brouwer, 1981. 845 . Staniloae D. The Procession of the Holy Spirit from the Father and His Relation to the Son, as the Basis of Our Deification and Adoption//Spirit of God, Spirit of Christ. Ecumenical Reflections on the Filioque Controversy/Ed. L. Vischer. London, 1981. 846 . Staniloae D. Viata çi invâtâtura sfantului Grigorie Palama. Sibiu, 1938. 847 . Steel C. Proclus édité et étudié par Georges Pachymère//XX e Congrès International... Pré-actes. Vol. 2. 848 . Stiernon D. Bulletin sur le palamisme//RÉB. 1972. Vol. 30. 849 . Tachiaos A.-E. Hesychasm as a Creative Force in the Fields of Art and Literature//L’art de Thessalonique et des pays Balkaniques et les courants intellectuels au XIVe siècle. 850 . Tachiaos A.-E. Le mouvement hésychaste pendant les dernèresdecennies du XIVe siècle//Κληρονομι. 1974. T. 6. Pt. 1. 851 . Tachiaos A.-E. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romans in the XVIII th Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Θεσσαλονκη, 1986. 852 . Tafrali O. Théssalonique au quatorzième siècle. P., 1913. 853 . T[aft] R. F. Sermon//The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. P. Kazhdan. N. Y.; Oxford, 1991. Vol. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

839 Упокоился митрополит Корсунский Тимофей – экзарх УПЦ КП в Греции//Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Официальный сайт [Электронный ресурс]. 2004. Режим доступа: Дата доступа: 21.07.2006. Архимандрит Нектарий (Агрителлис) в 1996–1997 годы входил в состав «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции, где был рукоположен во епископа. Вероятно, при вхождении в юрисдикцию митрополита Тимофея (Кутальяноса) его архиерейское достоинство не было признано. 840 В миру Георгий Бакомитрос. Родился в 1950 году. Обучался на факультете теологии Афинского университета. В 1969 году был пострижен в монашество. После иерейской хиротонии около тридцати лет проходил приходское послушание. Уклонившись в раскол, отделился от Элладской Православной Церкви и вошёл в юрисдикцию УПЦ КП. 841 Драбинко Александр, диакон. Под святительским омофором. Вехи современности. К., 2006. С. 27; Раскольничий лжепатриарх Филарет Денисенко посвятил своего «экзарха» в Греции//Bichuk прес-служби УПЦ. 2005. 46. С. 88. 843 Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)//Информационный бюллетень. 1997. Специальный выпуск. С. 24. 846 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Его Святейшеству. Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя-Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 16 марта 1972 года/Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957–1977. М., 1977. С. 170; Цыпип Владислав, протоиерей. История Русской Церкви... С. 612. 847 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Его Святейшеству, Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя- Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 16 марта 1972 года С. 171. 848 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 года архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

840 Упокоился митрополит Корсунский Тимофей – экзарх УПЦ КП в Греции/Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Официальный сайт [Электронный ресурс].– 2004.– Режим доступа: – Дата доступа: 21.07.2006. Архимандрит Нектарий (Агрителлис) в 1996–1997 гг. входил в состав «афанасиевского» Синода ЦИПХ Греции, где был рукоположен во епископа. Вероятно при вхождении в юрисдикцию митрополита Тимофея (Кутальяноса) его архиерейское достоинство не было признано. 841 Драбинко Александр, диакон. Под святительским омофором. Вехи современности.– К.: Издательский отдел Киевской Митрополии, 2006.– С. 27. 842 Хризостом (Бакомитрос) до перехода в юрисдикцию УПЦ КП являлся заштатным клириком Перистерийской митрополии Элладской Православной Церкви. 843 Раскольничий лжепатриарх Филарет Денисенко посвятил своего «экзарха» в прес-служби УПЦ.– Киев.– 2005.– 46.– С. 88. 844 Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– Специальный выпуск.– С. 24. 845 Фотиев К. В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в ХХ веке.– Мюнхен, 1955.– С. 61; Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви … С. 612; An outline history of the metropolia center of the Ukrainian Orthodox Church of the USA/Ukrainian Orthodox Church of the USA [Электронный ресурс].– 2004.– Режим доступа: http://ww.uocofusa.org/history/– Дата доступа: 30.01.2007. 847 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 г. архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://ww.w3.org/TR/REC-html40» 848 Canadian Orthodox Church elevated to archdiocese/The Canadian Orthodox Missionary.– 1994.– 163.– Р. 21. 849 Первоначально пребывал в юрисдикции «УПЦ США и Рассеяния». Является одним из инициаторов учреждения украинского монастыря в честь Всех Святых в Северной Америке, а также известен как переводчик на английский язык многих русских православных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010