Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Александра Александровича Горелова (25 августа 1931 – 14 октября 2016) 22.12.2016 843 Время на чтение 5 минут Наше собственное значение не имеет никакого значения. Мы представляем интерес для культурно-исторического процесса лишь тогда, когда воплощаем своей деятельностью мировосприятие, волю, ум того этноса, представителями которого являемся. Наша мысль должна быть русской мыслью, чтобы сохраниться в русском духовном поле. Формой мысли является слово, и форма слова несёт смысл. Наши общественные смыслы предлагаются нам политиками, но фундаментальные смыслы этноса сохраняются языком и читаются в образах традиционной народной культуры. Это и есть наш подлинный золотой запас. Отчалившей Русью назвал поэт смену народного крестьянского уклада на городской, промышленный. Уходящий под воду сокровенный Китеж-град русской культуры пытались спасти горестным набатом писатели-деревенщики: В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.М.Шукшин. За ними стояли миллионы русских людей. Крестьянская народная культура согревала русскую землю и формировала русскую душу много веков. В большой степени это была устная песенная поэтическая культура, насыщенная как мёдом, православием. Сообщая народной жизни необычайную красоту и жизнестойкость. То, что народ смог преодолеть испытания XX века существенным образом определялось тем, что люди были укорены в традиционных ценностях. Осознавали себя частью русского духового поля. Это понимание себя исключительно точно выразил в поэмах А.Т.Твардовский. Для горожан народная крестьянская культура, как правило, неизвестна. Городской житель, загипнотизированный абсолютностью школьных прописей, навсегда остаётся борцом за «правильность» языка. Он подобно самодовольной мышке ходит в правильно протоптанных норках, боясь выглянуть наружу. Диалектное расширение языкового пространства приводит его в смятение. Чтобы наслаждаться прелестью многообразия смысловых и фонетических особенностей речи народа-языкотворца, необходим лингвистический слух. Ценителями и собирателями сокровищ языковой народной культуры становятся наиболее образованные и литературно одарённые люди. В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков - их имена сияют на небосводе русской культуры. Благодаря их подвигу продолжают звучать голоса тысяч и тысяч русских людей. Сохранены сокровища народной поэзии, народной философии, нравственной аксиоматики народной жизни. Благодаря их трудам мы можем понять то, что мы есть на самом деле. (Вернее, к сожалению, то, что мы были.). В подлинном смысле, не переиначенном звучании, не трансформированном даже мыслью гения, но в первородном. И смею вас уверить, дорогой читатель, что народные смыслы прочнее и совершеннее, смыслов вторичных, имитированных личностью писателя.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) [Лат. Hludovicus Pius; нем. Ludwig der Fromme; франц. Louis le Pieux] (июнь/авг. 778, Кассиногил (ныне Шаснёй-дю-Пуату, деп. Вьенна, или Касёй, деп. Жиронда, Франция) - 20.06.840, Ингельхайм (ныне Ингельхайм-ам-Райн, Германия)), кор. Аквитании (с 781), имп. франков (с 814). Младший сын Карла Великого и его 2-й жены Хильдегарды. От 1-й супруги Ирмингарды (с 794 по 818) у Л. Б. было 6 детей: Лотарь I (795-855, император с 817), Пипин I Аквитанский (797-838, король Аквитании с 817), Ротруда (?), Берта (?), Хильдегарда и Людовик Немецкий (ок. 805-876, король Баварии с 817, король вост. франков с 843). От 2-го брака с Юдифью (с 819 по 840) имел дочь Гизелу (ок. 820-876) и сына Карла Лысого (823-877). От Теоделинды Сансской († 794) у Л. Б. были дочь Альпаида (род. в 793/4) и сын Арнульф (793/4-841). Вошедший в историю эпитет «Благочестивый» (лат. Pius) в имени монарха встречается у т. н. Астронома, анонимного автора «Жизни Людовика Благочестивого» (Vita Hludowici Pii, после 842), в грамотах и легендах на монетах. Как личное прозвище императора его использовал Ноткер Заика (Hludowicus agnomine pius - Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. S. 81. (MGH. SRG. N. S.; 12)); прозвище стало общеупотребительным не ранее Х в. Современники и потомки давали противоречивые оценки деятельности Л. Б. Мн. исследователи, гл. обр. франкоязычные, обвиняли императора в политической слабости, нерешительности, несамостоятельности и непоследовательности, полагая, что ему больше подходит прозвище Простоватый (франц. le Débonnaire). В 80-х гг. XX в. исследователи стали положительно оценивать личность и политику Л. Б. (П. Годман, Р. Коллинз; в нач. XXI в.- М. де Йонг, К. Букер); его правление рассматривается как кульминация каролингского периода европ. истории (Т. Шиффер).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

14 августа 2014 г. Папа Римский Франциск впервые со времени его вступления в сан (в марте 2013 г.) прибыл в Республику Корея, где пробудет пять дней. В ходе визита Папа римский проведет богослужения (литургии) по причислению к лику блаженных 124 корейских мучеников и по примирению в стране. У понтифика также запланирована встреча с выжившими после катастрофы парома «Сэволь». По данным южнокорейского информационного агентства Ренхап, в период с 1980 г. по 2013 г. число католиков в Республике Корея увеличилось примерно в 4 раза - с 1,3 млн человек до 5,4 млн человек, что составляет 11% населения. Христианские идеи в Корее начал распространяться в XVII в., чему способствовала деятельность корейского просветительского движения «Сильхак», предлагавшего реформировать страну, изучая европейский опыт. В 1770-х гг. в Сеуле появился кружок, члены которого занимались изучением христианства. В 1784 г. один из представителей кружка, Ли Сын Хун, посетил Китай в составе корейской дипломатической миссии. В Пекине он принял крещение и, вернувшись на родину, начал активную миссионерскую деятельность. Число новообращенных начало расти, в ответ власти приняли меры по запрету распространения христианства. Миссионеры подвергались жестоким преследованиям. Запрет был снят в 1876 г. В 1925 г. 79 корейцев-католиков, подвергшихся гонениям и замученных во время репрессий со стороны властей, были причислены Ватиканом к лику святых. Во второй половине XX века отмечался рост числа католических благотворительных организаций и миссионеров в стране. В 1962 г. разрозненные региональные миссионерские центры были преобразованы в епархии, что стало первым шагом по институционализации Корейской Католической Церкви и утверждению ее церковной иерархии. Первый визит Папы Римского состоялся в 1984 г., в год двухсотлетия католицизма в Корее, тогда страну посетил Иоанн Павел II. Он канонизировал погибших за веру мучеников, среди которых были 93 корейца и 10 французов. В настоящее время в Республике Корея действуют 16 церковных округов, около 1,6 тыс. церковных приходов, 843 пасторских центра. Среди известных католических храмов - Мёндонский католический собор (г. Сеул), соборы в Консэри (г. Асан), Кэсандон (г. Тэгу), Чондон (г. Чончжу). Источник: ИТАР-ТАСС Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

♦28. Нил Анкирский.Повесть об убиении монахов на горе Синайской .Вступительная статья, перевод с древнегреческого, примечания//ВДИ 2 (1998), с. 210-220, ВДИ 3 (1998), с. 241-252. 29. Торжественная процессия в Константинополе в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г .//Сакральная топография средневекового города. М., 1998, с. 31-35. 30. Савва Монах - агиография как средство пропаганды (тезисы доклада)//Византийское государство в IV-XV вв. Центр и периферия. Тезисы докладов XV Всероссийской научной сессии византинистов. Барнаул, 1998, с. 19-20. 31.  The Bride-Show of Theophilos. Some Notes on the Sources (Смотр невест императора Феофила. Некоторые замечания по поводу источников)//Eranos (Acta Philologica Suecana), 95 (1997), с. 12-18. 32. Quellenforschung and/or Literary Criticism (SO Debate). A Comment//Symbolae Osloenses, 73, 1998, с. 22-24 . ♦33. Новые сведения о климате Понта Эвксинского в историческую эпоху//ВДИ 1, 1999, с. 137-145. 34. Imperial Repentance: the Solemn Procession in Constantinople on March 11, 843//Eranos 97 (1999), p.1-10. 35. The Date of Georgius Monachus Reconsidered//BZ 92 (1999) p. 437-447. 36. «Обличение и опровержение» патриарха Никифора как источник хроники Георгия Амартола //Христианский Восток, 1, 1999, с. 15-25. 37. (совместно с Ю. Казачковым) Легенда о Феофиле: новые разоблачения//  Ученые записки Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова. Т. 5, 2000, с. 5-13. ♦38.О возможной реминисценции из Мефодия Патарского в надписи на иконе из Государственного Эрмитажа N w 840)//ВДИ 3 (2000), с. 48-49. 39.Переводы как основа для реконструкции раннехристианской литературы: методологические проблемы на примере славянских переводов//История древней Церкви в научных традициях XX в. СПб, 2000, с. 37-39. 40. A Mysterious Saint: St. Theodosia, the Martyr of Constantinople//Христианский Восток 2, 2000, с. 3-13. 41. Рецензия на книгу: Nicephori Patriarchae Constantinopolitani Refutatio et Eversio definitionis synodalis anni 815/nunc primum edita cura et studio J. M. Featherstone. Brepols-Turnhout, Leuven University Press, 1997//Христианский Восток 2, 2000, с. 486-488.

http://bogoslov.ru/person/263661

100 «Греческой патрологии» Ж.-П. Миня 6 . На настоящий момент не существует ни одного полного перевода «Apologeticus atque Antirrhetici» на какой-либо европейский язык. Источниковая база исследования. В качестве дополнительных источников в исследовании было привлечено около 50 памятников. В первую очередь, это греческие произведения, проливающие свет на события VIII–IX вв. Решение учитывать источники, повествующие не только о втором (815–843 гг.), но и о первом периоде иконоборчества (726–787 гг.) обусловлено тем, что основным объектом критики в анализируемом трактате, созданном в 815– 820 гг., является ключевая фигура первого периода иконоборчества – император Константин V. Также в работе был использован ряд поздневизантийских (произведения Никифора Григоры, Филофея Коккина и др.) и славянских («Написание о правой вере», «Житие» Константина-Кирилла) сочинений. Сведения, сообщаемые этими памятниками, позволяют проследить историю бытования трактата в поздневизантийский период. Греческие источники систематизированы по жанровому принципу: 1) соборные постановления (в т.ч. реконструкции постановлений иконоборческих соборов 754 и 815 гг.); 2) агиографические источники («Жития» Стефана Нового, Никифора, Никиты Мидикийского и др.); 3) исторические сочинения («Хронография» Феофана Исповедника , «Хроника» Георгия Монаха, «Scriptor Incertus» и др.); 4) богословско-полемические сочинения (антииконоборческие трактаты Иоанна Дамаскина , Феодора Студита и др.). Степень научной разработанности темы. Трактат «Apologeticus atque Antirrhetici» ни разу не становился объектом монографического исследования. Тем не менее, на протяжении более чем двухвекового критического изучения наследия патриарха Никифора ученые не раз обращались к трактату как к источнику по истории иконоборческих споров и византийскому богословию. Важные текстологические наблюдения были сделаны уже в начале XVII в. А. Бандури 7 и Ж. Буавеном (1662–1726 гг.) 8 . Сведения, собранные Бандури, были обобщены и дополнены в 1712 г. И. А. Фабрицием (1668–1736 гг.) в пятом томе «Греческой библиотеки» 9 . Эти исследования были продолжены в XIX в. кардиналом Ж.-Б. Питрой, исследовавшим важнейшие парижские рукописи Никифора 10 . Однако после публикации основного корпуса сочинений Никифора (в том числе «Apologeticus atque Antirrhetici») в 1849 г. и последовавшего в 1880 г. критического издания «Бревиария» и «Жития» Никифора К. де Боором 11 основной интерес исследователей на долгие годы сместился в сторону неизданного на тот момент «Обличения и опровержения». Первые попытки использовать «Apologeticus atque Antirrhetici» в качестве источника по истории иконоборческого конфликта и богословия иконоборцев относятся к началу XX в. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск. В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии. В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г. 5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов. Религия

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Греческий текст Жития преподобного Никиты сохранился только в одной рукописи. Прототип дополнений церковно-славянского перевода Великих Четиих Миней до сих пор не обнаружен. Вместе с тем краткость временного промежутка между предполагаемой датой создания Жития и написанием дошедшей до нас рукописи должна свидетельствовать о близости этой рукописи к оригиналу, вышедшему из-под пера Феостирикта (см. примеч. 1 на с. 238). Цен­ность на­ше­го Жи­тия для ис­то­ри­ков объ­яс­ня­ет­ся дву­мя об­сто­я­тель­ст­ва­ми. Во-пер­вых, оно бы­ло со­зда­но точ­но до 845 г., а по всей ве­ро­ят­но­с­ти, и до 843 г., то есть еще во вре­мя прав­ле­ния ико­но­бор­че­с­ко­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­фи­ла. Это оз­на­ча­ет, что ав­тор был со­вре­мен­ни­ком и оче­вид­цем опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий. Во-вто­рых, Фе­о­с­ти­рикт про­яв­ля­ет не­о­быч­ный для аги­о­гра­фов ин­те­рес к со­бы­ти­ям цер­ков­ной ис­то­рии, да­же тем, в ко­то­рых преподобный Никита пря­мо­го уча­с­тия не при­ни­ма­ет. Имен­но по­это­му, прочитав Жи­тие, мо­жно со­ста­вить се­бе впол­не ос­но­ва­тель­ное пред­став­ле­ние об ико­но­бор­че­ст­ве в Византии, да­же не при­бе­гая к дру­гим ис­точ­ни­кам. Ли­те­ра­тур­ные за­слу­ги Фе­о­с­ти­рик­та по­ка не оце­не­ны по до­сто­ин­ст­ву. Од­на­ко чи­та­те­ля, зна­ко­мо­го с ри­то­ри­че­с­ки­ми уп­раж­не­ни­я­ми ви­зан­тий­ских аги­о­гра­фов, не мо­жет не по­ра­зить че­ст­ность и пря­мо­та ав­то­ра Жи­тия — на­при­мер, там, где он опи­сы­ва­ет “па­де­ние” сво­е­го ге­роя, по­шед­ше­го на ком­про­мисс с ере­ти­ка­ми. И ко­неч­но, лейт­мо­тив Жития — исповедническое про­ти­во­сто­я­ние без­бож­ной вла­с­ти — зву­чит для Рос­сии XX в. как нель­зя бо­лее ак­ту­аль­но. Пе­ре­вод вы­пол­нен по кри­ти­че­с­ко­му тек­с­ту, лю­без­но пре­до­став­лен­но­му про­фес­со­ром Упп­саль­ско­го уни­вер­си­те­та Я. У. Ру­сенк­ви­с­том. Ме­ся­ца Ап­ре­ля в 29 день. 1. Пред­ле­жит нам де­ло ве­ли­чай­шей поль­зы, вос­по­ми­на­ние пре­по­доб­ней­ше­го от­ца на­ше­го Ни­ки­ты; пред­ле­жит нам, сколь­ко воз­мож­но, свя­щен­ное пир­ше­ст­во, со­став­лен­ное из не­ве­ще­ст­вен­ных и ду­хов­ных яств, не чув­ст­вен­ные те­ла пи­та­ю­щее, но уго­ща­ю­щее и ра­ду­ю­щее ра­зум­ные ду­ши, на ко­то­ром я се­го­дня бу­ду не­ис­кус­ным рас­по­ря­ди­те­лем, в про­стых ре­чах пред­ла­гая его вам, ду­хов­ным со­тра­пез­ни­кам, ищу­щим по обык­но­ве­нию все­гда на­сы­щать­ся ду­ше­пи­та­тель­ны­ми по­уче­ни­я­ми от­ца.

http://pravmir.ru/slovo-nadgrobnoe-prepo...

Адрес : Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д. 1/2, 420111 Тел. : (843)292-28-04 Проезд : По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка «Улица Батурина» автобусов 22, 28, 52, 89. Духовенство храма: иерей Алексей Обрывко (настоятель), иерей Николай Назаров. Подробнее... Храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя [ править править код ] Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году) - каменный храм, построенный в XIX веке в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. Один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России. Памятник построен практически на воде на крохотном острове посреди реки Казанки. К нему ведет узкая дорожка со стороны Кировской Дамбы. Является подворьем Свято-Введенского (Кизического) мужского монастыря. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2. Телефон: 8-902-715-45-19 Проезд: до ост. " Речной техникум " на трамвае 5. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. На автомобиле из центра города по Кировской дамбе. В средней части дамбы справа есть парковчный карман, из которого есть пеший спуск к воде. Храм-памятник находится в акватории реки Казанка напротив этого кармана. Подробнее... Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище [ править править код ] Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани — храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в XIX-XX вв. Из наиболее известных людей там покоятся останки гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856). Также в храме, на время гонений, были спрятаны иконы:

http://azbyka.ru/palomnik/Казань_(храмы)

   Но этот первохристианский консерватизм православия не исключает, а включает в себя все плоды творчества золотого века греческого святоотеческого богословия и литургики, — эпохи семи вселенских соборов неразделенной еще древней церкви. Завершилась эта эпоха кровавой столетней борьбой (726—843) с новыми гонителями-императорами иконоборцами и вольнодумными политиками, насильниками над церковью. В марте 845 г. императрица Феодора возвратила мир церкви, мир новым мученикам и восстановление икон. Это «торжество православия», ежегодно повторяющееся в нашей церкви в 1-ое воскресенье великого поста, переживается каждый раз с живостью, как будто это вчера одержанная победа над гонителями церкви, а почитание икон и монашества вновь оживляется, как будто это мученические трофеи одержанной победы. Вот почему антикультовый и антиаскетический дух реформации так чужд православию.    От твердого сознания себя верной хранительницей веры, ли­тургики, жизненного уклада и аскезы первохристианства, Православная Церковь живет в полном догматическом покое. Ей чужды тревоги за подлинность своей догматики, каноники, литургики. Между сегодняшним ее днем и вчерашним не лежит никаких революционных пертурбаций. Из XX века, она непосредственно смотрит в IX-й и утверждает тожество своего самосознания се­годняшнего дня с своей античностью. Она не исказила веры.     Эта чистота древне-церковной веры — главнейшая победа Православной Церкви над искушениями времени.    Параллельна и совершенно аналогична этой победе другая вневременная победа Православия — в неоскудевающем явлении и прославлении в ней святых, — убедительных свидетелей изобилия даров благодати Духа Святого, в ней присутствующих.    Успокоенная внутренне на этих двух победах, т. е. на обладании догматической непорочностью и дарами святости, Православная Церковь сознает и свои исторические поражения. Они связаны с ее национальной судьбой.    Православная Церковь не выработала для своего исторического существования достаточно независимой от нации и государства организационной формулы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2702...

Датировки мозаик, предложенные исследователями, существенно расходятся. Ф. И. Шмит и вслед за ним Лазарев считали, что небесные силы и та фигура Богоматери с Младенцем в апсиде, что была заменена крестом, самые ранние и исполнены в одно и то же время, при игум. Иакинфе. По предположению Андервуда, образы небесных сил были выполнены при Навкратии, как и Богоматерь с Младенцем на сев.-вост. столпе, их новые фигуры были выложены в VIII в., а к раннему этапу относятся только сегмент неба, Этимасия, часть надписей и лабарумы. Исследователи 1-й пол. XX в. относили мозаики вимы и первоначальное изображение Богоматери с Младенцем Христом в апсиде к VI в. (А. Грегуар, А. Гейзенберг, Г. Де Франкович - к 1-й пол., Шмит - ко всему столетию), Р. Дельбрюк и Лазарев - к кон. VII в., Э. Вейганд - к сер. VIII в., О. Вульф, А. Грабар, А. Фролов - ко времени ок. 843 г. Мозаики с образами небесных сил, несомненно, принадлежат к классической линии ранневизант. искусства. Несмотря на небольшое число памятников и их плохую сохранность, она прослеживается от VI до IX в. и преобладает в период Македонского возрождения (арх. Михаил в церкви в Афродисиаде, ок. сер. VI в.; фрески в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, слои VII в.; мозаичный фрагмент с полуфигурой ангела из ц. свт. Николая в р-не Фанар, К-поль, VII в.; фрески в ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, близ Милана, VII в. или 1-я четв. IX в.). Сходство манеры личного письма, пластичность, близкая к приемам античной живописи, тончайшая эмоциональность, чуть уловимая в движении глаз и мимике, выбившиеся пряди волос, «размытый» рисунок губ с затенениями в уголках являются общим признаком классического стиля. В контексте искусства VII в. самой близкой аналогией с мозаиками И. м., возможно, является фреска с образом вмц. Варвары в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (слой кон. VII - нач. VIII в.). Лазарев предлагал датировать мозаики кон. VII в. и видел ряд стилистических параллелей с мозаиками церквей Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (671-677, сцена «Передача привилегий Константином IV еп. Репарату») и Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (ок. 780, образ св. Себастьяна).

http://pravenc.ru/text/200147.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010