Исследования Д. по философии религии посвящены анализу «религиозного переживания», лежащего в основе формулировки религ. догматов, формирования ритуалов и церковных орг-ций. В этом анализе Д. следовал Шлейермахеру и его интерпретации религии как чувства зависимости от «абсолютного». Вместе с тем Д. признавал исторические итоги процесса секуляризации культуры и утверждал, что христ. религиозность, даже существующая в форме субъективного чувства, не может претендовать на главенствующее положение в мирской культуре. Следов., согласно Д., т. зр. христ. религии не может служить основанием ни этического, ни эстетического, ни политического идеала. Такие формы жизни и познания, как мораль, искусство, наука, политика, утвердили свою мирскую автономию и развиваются на собственных принципах, независимых от религ. установлений. Религия (или, как предпочитал говорить Д., религиозность) становится лишь формой индивидуального переживания, реализующегося в системе объективаций социальной и культурной жизни. Философское постижение религии трансформируется в феноменологию религии, исследующую плюрализм форм выражения религ. переживаний и исторически относительный характер этих форм. Основные черты феноменологии религии Д. развивал в полемике с Гуссерлем, к-рый считал возможным выделение общезначимой «идеи религии», отличаемой от совокупности «исторических религий» как априорный принцип от фактической данности. Д. также признавал, что для феноменологического исследования религии требуется установление специфических характеристик «религиозного переживания», отличающих его от «спиритизма», «наркотического транса» и проч. подобных состояний (GS. 1924. Bd. 6. S. 301). С философской т. зр. не все, что в истории называется религией, есть религия. Но экспликация понятия «религия» может осуществляться лишь на материале исторического, социологического и психологического изучения религий. Т. о., возникает круг в образовании понятий, к-рый Д. под названием «герменевтический круг» зафиксировал в методологии гуманитарного знания. Чтобы задать ориентиры гуманитарному исследованию, необходимо философское определение основных понятий. Но сама процедура определения начинается не с «чистого листа», а с предварительных содержательных допущений относительно исследуемого феномена, опирающихся на результат исторического анализа. Поэтому философский подход к религии через фиксирование чистой структуры религ. переживания дает лишь схематическую «абстракцию религии» (Ibid. S. 300), а не понимание религии как формы жизни. В противоположность априорному определению религии феноменология религии Д. ставит задачу постижения взаимосвязи религ. жизни, т. е. отношения религ. переживания к исторически сложившимся формам церковных институтов и орг-ций, к общественным нравам и традициям, к особенностям культа и религ. рефлексии.

http://pravenc.ru/text/172042.html

Соч.: Gesammelte Schriften [GS]. Lpz.; Stuttg.; Gött., 1914-2005. [Bd. 1-26]; Сущность философии/Пер. с нем.: И. В. Постман, И. В. Яшунский//Философия в систематическом изложении. СПб., 1909. С. 1-70; Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах/Пер. с нем.: Г. Котляр, С. Гессен//Новые идеи в философии. СПб., 1912. Сб. 1: Философия и ее проблемы. С. 119-181; Описательная психология/Пер. с нем.: Е. Д. Зайцева, ред. Г. Г. Шпет. М., 1924; Наброски к критике исторического разума/Пер. с нем.: А. П. Огурцов//ВФ. 1988. 4. С. 135-152; Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; Иерусалим, 2000; Собр. соч.: В 6 т./Общ. ред.: А. В. Михайлов, Н. С. Плотников. М., 2000. Т. 1: Введение в науки о духе; 2003. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе; 2001. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. Лит.: Bollnow O. F. Dilthey: Eine Einführung in seine Philosophie. Lpz.; B., 1936; Der junge Dilthey: Ein Lebensbild in Briefen und Tagebüchern/Hrsg. C. Misch. Stuttg., 19602; Makkreel R. A. Dilthey: Philosopher of the Human Studies. Princeton (N. J.), 1975; Lessing H. -U. Die Idee einer Kritik der historischen Vernunft: W. Diltheys erkenntnistheoretisch-logisch-methodologische Grundlegung der Geisteswissenschaften. Freiburg i. Br.; Münch., 1984; Materialien zur Philosophie W. Diltheys/Hrsg. F. Rodi, H.-U. Lessing. Fr./M., 1984; Orth E. W. , hrsg. Dilthey und die Philosophie der Gegenwart. Freiburg i. Br.; Münch., 1985; Kn ü ppel R. Diltheys erkenntnistheoretische Logik. Münch., 1991; Herfurth Th. Diltheys Schriften zur Ethik. Würzburg, 1992; Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни//ВФ. 1995. 11. С. 119-145; Шпет Г. Г. История как проблема логики: Ч. 2. Гл. 7: Вильгельм Дильтей//Два текста о Вильгельме Дильтее. М., 1995. С. 7-136; Jung M. Dilthey zur Einführung. Hamburg, 1996; Плотников Н. С. Жизнь и история: Философская программа В. Дильтея. М., 2000; Герменевтика, Психология, История: В. Дильтей и совр. философия/Ред.: Н. С. Плотников. М., 2002; Rodi F. Das strukturierte Ganze: Studien zum Werk von W. Dilthey. Weilersweit, 2003.

http://pravenc.ru/text/172042.html

  «Сексуальность, посредством которой мужчина и женщина отдают себя друг другу особыми, исключительно супругам присущими актами, не является чем-то чисто биологическим, по затрагивает саму сущность человеческой личности как таковой. Сексуальность осуществляется поистине по-человечески только тогда, когда она становится неотъемлемой частью любви, в силу которой женщина и мужчина вступают друг с другом в неразрывный союз до самой смерти» (135:539, со ссылкой на: FC 11);   «Действия, которыми супруги интимно и целомудренно соединяются, честны и достойны и, совершаемые подлинно по-человечески, означают и поддерживают взаимную отдачу друг другу, через которую в радости и благодарении супруги обогащают друг друга» (135:539, со ссылкой на: GS 49);   «Сексуальность – источник радости и наслаждения» (135:539). §3. В другой монотеистической и авраамической религии – Иудаизме тоже говорится, что «сексуальные отношения между супругами сами по себе не могут быть греховны…» (цит. по 136:502, со ссылкой на: Вавилонский Талмут. Кетубот, 616 – 626).  Вместе с этим, раввин Реувен Куклин приводит мнение о том, что после первородного греха к супружеской близости «всегда примешена доля срама»: «Мысль о том, что изначально интимная близость связана с грехом, – глубокая ошибка. Чтобы правильно понять отношение иудаизма к интимной близости между мужем и женой, обратимся к словам величайших еврейских мыслителей – Рамбана и Маараля. Пишет Рамбан (Игерет аКодеш, ч. 2): “Знай, что это сочетание – дело святое и чистое, если оно происходит как должно, и в надлежащее время, и с правильным намерением. И да не думает человек, что в надлежащем соединении есть позор и безобразие, не дай Б-г. Надлежащее соединение называется ‘познанием’, и не случайно оно называется так, как сказано (Шмуэль 1, 19): ‘И познал Элькана Хану, жену свою…’ И знай, если бы не было в этом великой святости, не назвали бы соединение ‘познанием’.      И Всевышний, благословен Он, создал всё, как постановила мудрость Его, и не создал ничего, что было бы позором или безобразием; потому что если сказать, что соединение – вещь позорная, тогда и органы, предназначенные для совокупления, позорны. Но ведь Всевышний создал их по слову Своему”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Sveriges runinskrifter, utgivna av Kung. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien. Stockholm, 1900 ff. В. I ff. (далее – SR). Öl. – SR. В. I. Ölands runinskrifter/S. Söderberg, E. Brate. Stockholm, 1900–1906. H. 1–2. Ög. – SR. В. II. Östergötlands runinskrifter/E. Brate. Stockholm, 1911– 1918. H. 1–3. Söd. – SR. В. III. Södermanlands runinskrifter/E. Brate, E. Wessén. Stockholm, 1924–1936. H. Sm. – SR. В. ГV. Smålands runinskrifter/R. Kinander. Stockholm, 1935– 1961. H. 1–2. Vg. – SR. В. V. Västergötlands runinskrifter/E. Svärdström, H. Junger. Stockholm, 1940–1958. H. 1 – 4. Up. – SR. B. VI-IX. Upplands runinskrifter/E. Wessén, S. B. F. Jansson. Stockholm, 1940–1943. В. VI. Del 1. H. 1–2; Stockholm, 1943–1946. В. VII. Del 2. H. 1–3; Stockholm, 1949–1951. B. VIII. Del 3. H. 1–3; Stockholm, 1953–1958. В. IX. Del 4. H. 1–3. Gotl. – В. XI. Gotlands runinskrifter. Stockholm, 1962. H. I/E. Wessén, S. B. F. Jansson. Stockholm, 1978. H. II/E. Svärdström. Gs. – В. XV. Gästriklands runinskrifter. Stockholm, 1981. Del 1/S. B. F. Jansson. Перевод: Мельникова E. А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М., 2001 (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). Литература: Обзор исторической информации о Восточной Европе в рунических надписях см.: Древняя Русь 1999. С. 414–418; Мельникова 2001. С. 41–79. В заголовке к каждой надписи указывается местонахождение памятника, в редчайших случаях, когда надпись выполнена не на каменной стеле, – предмет, на который она нанесена, его номер по корпусным изданиям рунических памятников и номер по изданию: Мельникова 2001. II.1. Надписи о походах на восток Для обозначения восточной стороны света, а также направления движения «на восток» и местоположения «на востоке», в рунических надписях использовалось слово austr (35 раз) и, реже, austarla «на востоке» (8 раз) (об обозначении austr и производных от него см.: Джаксон 2001а). Эти понятия охватывали территорию от Восточной и Северо-Восточной Прибалтики (см. раздел II.2) до Византии. Наряду с ними, присутствует также топоним Austrvegr «Восточный путь» (встречается 5 раз), который служил обозначением не только, собственно, пути на восток, но и земель, лежавших вдоль него (см.: Джаксон 2001а). Как правило, в сагах, Восточный путь завершался в Византии, однако, автор надписи II.1.5 продлил его вплоть до Северной Италии, которая обычно относится к южной части мира (см. подробнее: Мельникова 2001. С. 64–66; Джаксон 2001а. С. 39–48). Многие жители Швеции участвовали не только в «восточных» походах, но ходили и в Англию, и другие «западные» страны. II.1.1. Kälvesten

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Из всего, что было написано на эту тему (спасения. — Э.Б.), книга «Следуя Христу» Дитриха Бонхёффера мне представляется наиболее интересной…» Критические отзывы 1939 года вынужденно ограничены эпистолярными рамками; например, письма Франца Гильдебранда, с которым у Бонхёффера всегда была полемика о законе и антиномиях (ср. GS VI, 434), или, например, письмо, Герхарда Краузе от февраля 1939 года: «Вы правы, когда в своих письмах Вы говорите о «фундаментальных богословских расхождениях между нами» (корреспонденты предлагали также противоположные решения в области церковной политики. — О.Б.). Это так, хотя я не могу сформулировать ни одного из них… Я отмечаю моменты, которые я ранее встречал в католическом богословии: это касается и учения об оправдании, и еще более учения о Церкви — особенно в «вопросах-заблуждениях» (см.: «Биография», 695). В настоящее время критика Бонхёффера в статье Краузе, посвященной ему, выглядит, впрочем, так: «Желанное автору одоление лютеровских учеников («дорогая» вместо «даровой» благодати. — Э.Б.) при обращении к мистике (уподобление, связь с Личностью Иисуса. — Э.Б.), так же как по крайней мере странное сближение оправдания (искупления) и спасения (освящения) (стр. 215 наст, изд.) едва ли удачно» (VII, 60). Таким образом, воздействие непривычной для протестантов книги было огромным, хотя до большинства церковной аудитории книга доходила в пересказах — так было, например, с Рут фон Клейст-Рецов в Штеттине, о чьих теологических способностях Бонхёффер отзывался с наивысшей похвалой. Произошедшая после смерти Бонхёффера его идентификация с книгой «Следуя Христу» сказалась и тогда, когда в 1948 году первое произведение Бонхёффера было издано в Англии («The cost of discipleship»), при том что в издании были опущены 5 из 13 глав книги (главы 3,7,8,11,12). К тому же, книга сопровождалась предисловием, которое написал живший тогда в Оксфорде шурин Бонхёффера Герхард Лейбхольц. Последний представил, английской публике Бонхёффера в качестве «мученика следования Христу», описал его финкенвальдское окружение в связи с развитием концепции Бонхёффера и поставил его деятельность в тесную связь с политическим сопротивлением нацизму (тогда Лейбхольцу еще не была известна «Этика», он знал только фрагменты из более позднего сборника писем. «Сопротивление и прощение»). Более всех здесь, однако, постарался Джордж Белл, епископ Чичестерский, приравнявший в своем прекрасном предисловии тегельского заключенного и автора «Следуя Христу».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Стефан (Севбо Симеон Иосифович), ЕВ von Wien und Österreich Биографические данные о нем весьма скудные. Известно, что он был протоиереем и служил на приходах в Белоруссии. В 1942 году хиротонисан в г.Минске во епископа Смоленского, Чин хиротонии совершали: митрополит Минский Пантелеймон, епископ Гродненский Венедикт и епископ Могилевский Филофей. Принадлежал к Белорусской автокефалии. В 1944 году вывезен немцами при отступлении. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: «Рапорт архиепископа Минского и Белорусского Питирима на имя Свят.Патриарха Алексия от 6 окт.1951 года». Журнал «Наука и Религия» 1961 г., 93, стр.38, 42. Er wurde 1872 im D Teluša bei Minsk geboren. Sein Vater war Psalmensänger. Nach dem Besuch der Geistlichen Schule studierte er von 1891 bis 1894 am GS in Minsk. 1896 empfing er die Priesterweihe und diente in der Ep. Minsk. Mit 41 Jahren verlor er seine Frau. 1919 kam seine Pfarrei zu Polen. Er protestierte gegen die Autokephalie der polnischen Orthodoxie und weigerte sich, sie anzuerkennen, woraufhin er 1924 verhaftet wurde und bis 1940 in verschiedenen Gefängnissen sein mußte. Nach seiner Befreiung 1940 schloß er sich der Weißrussischen Autonomen Kirche an. 1942 Mönchsweihe; nach der Erhebung zum Archimandriten wurde er 1942 zum Bvon Smolensk und Brjansk geweiht. 1943 trat er in Beziehung zur Auslandskirche, der er sich nach seiner Flucht nach Deutschland anschloß. 1946 wurde er zum EB von Wien und Österreich ernannt. Er residierte aber in Salzburg, wo er kurz vor seinem Tode noch die neue Kathedrale einweihen konnte, deren Bau auf seine Initiative zurückging. Am 17 ./30.3.1962 erhielt er das Recht, ein Brillantenkreuz am Klobuk zu tragen. Es wird erzählt, daß EB Stefan einmal auf der Straße einer Mutter begegnete, die ein schon großes Kind auf dem Arm trug. Scharf und vorwurfsvoll sprach er sie an: «Was verhätschelst du ihn! Laß ihn los, er wird allein gehen.» Ohne sich bewußt zU sein, was sie tat, stellte sie den gelähmten Sohn auf die Erde: Das Kind konnte stehen und ging umher. Im Mai 1964 erinnerte der Autor den EB daran: «Vladyka, das war doch ein Wunder!» – «Ja, Gott ist sehr barmherzig», antwortete der EB (S.N. Bogoljubov, Svjetloj pamjati Archiepiskopa Stefana, in: Prav. Rus’1965,3,5). Gestorben am 25.1.1965 in Salzburg. Literatur: Prav. Rus» 1962,7,13; 1964,15,11; 1965,2,14; 1965,3,5–7. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 76, 96f, 251, 429f. W.Alexeev – Th.G. Stavrou, The Great Revival 118f. IKZ 1965,134. Dokumenty obliajut. Reakcionnaja rol’ religii i cerkvi na territorii Belorussii (Minsk 1964) 83, 87. Šamaro, A., Krestonosnoe predatei’stvo, in: NiR 1961 ,3 ,38–43. NiR 1988,5,15 (Unterschrift in einer Grußadresse an Hitler). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Makarij (Svistun Leonid Nikiti), EB von Ivano-Frankovsk und Kolomyja Geboren am 14.9.1938 in Kiev, sein Vater war Arbeiter. 1956 beendete er die Mittelschule und studierte bis 1960 im GS Kiev. 1965 schloß er die GA Moskau als cand. theol. ab mit der Arbeit «Die Mönchsmaler in der Geschichte der altrussischen Kunst». 1968 beendete er die Aspirantur an der GA Moskau, wobei er am ökumenischen Institut in Bossey, Schweiz, studierte. Im März-April 1968 nahm er an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag teil, ebenso als Delegierter der ROK an der 4. Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala. Am 22.5.1968 wurde er von M Nikodim (Rotov) zum Diakon, und am 28.8.1968 zum Priester geweiht. Dann wurde er für die Ep. Kiev freigestellt. Am 28.9.1968 erhielt er durch M Filaret (Denisenko) die Mönchsweihe und wurde zum kljuar der Vladimir-Kathedrale in Kiev ernannt. Zugleich blieb er Mitglied der Filiale des Außenamtes in Kiev. Am 31.5.1970 wurde er zum Archimandriten erhoben Am 26 .5.1970 Ernennung zum В von Uman‘, V der Ep. Kiev. Am 7.6.1970 in Kiev zum В geweiht. Er sollte die Pfarreien des Moskauer Patriarchats in Kanada verwalten. Am 11.8.1970 wurde er mit der zw. Vw der Pfarreien in den USA beauftragt (MP 1970, 9, 2). Am 25.12.1974 zum Vertreter des Moskauer Patriarchats beim Weltrat der Kirchen in Genf ernannt, zugleich zum Vorsteher der dortigen Mariä-Geburt-Kirche (MP 1975,2,3). 5 .9.1977 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Kl. (MP 1977, 11,3). 7 .9.1979 Erhebung zum ЕВ (MP 1979,10,2). 12 .10.1982 zum EB von Ivano-Frankovsk und Kolomyja ernannt (MP 1982,12,6; StdO 1983,1,3). Vom 26. bis 28.9.1983 Teilnahme an der Christlichen Friedenskonferenz in Genf (MP 1984,2,4). Werke: Posešenie Ekzarchom Ukrainy Argentinskich prichodov, in: MP 1970,8,18–19. Primirenie i mirotvoríestvo, in: MP 1979,11,59–62. Rede beim Pomestnyj Sobor RPC, 237. Literatur: MP 1970,8,9–18. MP 1970,9,2; StdO 1970,10,15–18. MP 1970,11,13f. MP 1971,3,12. MP 1979,10,2;11,Ц. MP 1981,9,2; 9,4; 9,6. MP 1982,8,8; 12,6. MP 1983,5,8. MP 1984,2,4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Извест.” от 27 ноября 1956 года, 281. ФПС I, стр.15. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 238. ♦ 9.5.1975 nach langer schwerer Krankheit in Kiev. (MP 1975,8,35–36). Varlaam (IÍjušenko, Aleksej Timofeevi) В von ernovcy und Bukovina Geboren am 13.5.1929 im D Prusska, ray. Klimovo, obi. Brjansk, aus einer Bauernfamilie. 1943 Abschluß der Mittelschule, dann arbeitete er im Dorf, später im Donbass, als die dort zerstörten Fabriken wiederhergestellt waren. Er ließ keine Gelegenheit aus, die Kirche zu besuchen und diente als ponomar», Sänger, Vorleser und Hypodiakon. 1949 trat er in das Kiever GS ein, das er bald beendete. 1954 wurde er von M Ioann von Kiev und Galizien zum Diakon und bald darauf zum Priester geweiht. Als Priester diente er in den Kirchen von Kiev und im D Zavoroci, ray. Brovary bei Kiev. 1968 wird er Protoierej und Vorsteher der Kirche «Himmelfahrt Christi» in Demeevka in Kiev. Seit 1969 arbeitete er im Exarchatsbüro und als Dekan der Kirchen von Kiev. 5 .6.1970 Mönchsweihe, 14.6.1970 Archimandritenweihe, im gleichen Jahr nimmt er als Student am Fernkurs der Moskauer GA teil. Im Februar 1972 wird er Vorsteher der St.-Vladimir-Kathedrale in Kiev. 11 .10.1972Ernennung als В von Pereslavl " -Chmelnickij, V der Ep. Kiev. 22 .10.1972 Bischofsweihe in Kiev durch M Filaret von Kiev und Galizien, EB Palladij von itomir und 0vru u.a. Hierarchen. 18 .4.1973zw. Vw der Ep. ernigov und Sumy. 31 .5.1973 von der zw. Verwaltung dieser Ep. befreit. 1 . 3.1977 В von ernovcy und Bukovina (MP 1977,5,4). Werke: Episkop Nikon (Lysenko), Nekrolog, in: MP 1972,7,23. 900-letie so dnja blaennoj koniny prep. Antonija Peerskogo, in: MP 1973,10,20. Archiepiskop Varlaam (Borisovi), Nekrolog, in: MP 1975,8,35. Literatur: MP 1973,1,13–19. MP 1973,5,4. MP 1978,12,6. StdO 1973,1,16. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нормативном католичестве посттридентского периода было принято букв. толкование Быт 2. 17; 3. 1, грехом Адама и Евы считались в соответствии с Рим 5. 19 «непослушание» и, согласно Тов 4. 13, «гордость». В совр. теологической норме Римско-католической Церкви вместо «генетической» трактовки первородного греха предлагается его «историческая» интерпретация (ККЦ 386). Само возникновение первородного греха объявлено областью Откровения (ККЦ 390), т. е. не подлежащей рациональному исследованию. Это - область отношений человека и Бога (ККЦ 386). Пересмотрен и характер первородного греха: это отвержение Бога и противление Ему. «Вне того знания, к-рое Откровение дает нам о Боге, нельзя ясно узнать грех, и тогда появляется склонность объяснить его исключительно как дефект развития, как психологическую слабость, ошибку, неизбежное следствие несовершенного общественного порядка и т. п.» (ККЦ 387). Брак и пол Теологический подход католич. Церкви к браку и полу мало отличается от православного. Продолжая традиц. линию вопреки сильному нажиму либеральных богословов, католики отвергают прелюбодеяние, развод, полигамию, свободный союз, брак у представителей сексуальных меньшинств, к-рые квалифицируются как серьезные проступки против достоинства брака (ККЦ 2400). Брак существует для деторождения. Регулирование рождаемости, «достойное и упорядоченное деторождение», признается одним из аспектов ответственного отцовства и материнства (GS 48; ККЦ 2399). Однако при этом не оправдывается использование нравственно неприемлемых методов. Ист.: Denzinger H., Sch ö nmetzer A. Enchiridion symbolorum: Definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. Freiburg i. Br., 1963 [DS]; Flanery A. O. P. Vatican Council II. The Conciliar and Post Conciliar Documents. Collegeville, 1984; Катехизис Католической Церкви. М., 1996 [ККЦ]. Лит.: Cathrein V. De naturali hominis beatitudine// Gregorianum. 1930. N 11. P. 398-409; Motte A. R. Désir naturel et béatitude surnaturelle//Bull. Thomiste. 1930-1933. N 3.

http://pravenc.ru/text/114070.html

Кроме того, волонтерам попались совершенно феноменальные находки: две таблички из оцинкованной стали, на которых каким-то писарем были выбиты данные двух похороненных офицеров. Таблички были прибиты к деревянных крестам, установленным первоначально на их могилах. Поставив кресты из армированного бетона, немцы просто бросили ненужные уже металлические таблички у их оснований. Те и пролежали так почти сто лет. Тексты надписей на табличках можно привести: «Сдесь погребено тло Капитана 15й роты. 114 п. Новоторжского полка М.Д. Арановъ..... въ бою за Родину убитъ 6-го августа 1914 го. у деревни Варупененъ» (капитан Аранов Михаил Дмитриевич действительно служил в 114-м Новоторжском полку 29-й пехотной дивизии) «Здесь погребен подпоручик 5-й батареи 28-й артиллерийской бригады Петр Лаврентьевич Волоховский, погибший за Родину 7 августа 1914 года в бою у деревни Варакупенен». Таблички были переданы в гусевский исторический музей. Их текст полностью подтвердил мои предположения. Макс Денен в своей книге ошибся с временем и местом гибели похороненных в Каттенау русских воинов. Ошибка весьма глупая для специалиста: старый стиль принят за новый, а 6-7 августа на новому стилю бои, действительно, могли идти только у границы, где-нибудь у Эйдкунена. А вот 6-7 августа по старому стилю (по новому стилю это 19-20 августа) 28-я и 29-я пехотные дивизии 20-го армейского корпуса приняли участие в Гумбинен-Гольдапском сражении. Позднее я выяснил, что и число погребенных в германских источниках указано неверно. Всего в Фурмановке (Каттенау) было похоронено не менее 37 русских воинов. Найденные сведения о двух русских офицерах вдохновили холдинг «Технополис GS» на изготовление двух гранитных именных крестов, которые были установлены на могилах 3 ноября 2017 года. Я по просьбе руководителя волонтерского движения холдинга Валерия Гусарова их освятил. Но к этому времени у меня уже был полный список воинов Русской императорской армии, погребенных на этом кладбище. В августе 2017 года пришлось немного пообщаться с Александром Ржавиным из Латвии. Тот сообщил о выписке, полученной в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, содержащей сведения о 28-ми погребенных в Каттенау (Фурмановке), в том числе и офицерах Аранове и Волоховском. Выписка была из метрической книги церкви 114-го пехотного Новоторжского полка, сохранившейся в этом архиве. По версии Ржавина, полковой священник с началом войны прекращал делать записи в метрической книге, но священник 114-го полка по какой-то причине некоторое время продолжал всё записывать. Другие же священники прекратили вести записи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010