Имеющий своим истоком дар свободы, грех понимается Собором как нарушение предустановленного божественного замысла о мире через противопоставление человеком себя Богу, как умаляющие человека разрыв с Творцом и разделение в самом себе (CVatII. GS. 13). Искупительная миссия Иисуса Христа состояла в возвращении человеку искаженного грехопадением подобия Божия через восприятие человеческого естества в единство с Ипостасью Слова (Ibid . GS. 22; SC. 5), в обновлении человека изнутри (Ibid . GS. 13), в преображении его в новую тварь через победу над смертью Своею смертью и воскресением (Ibid . LG. 7). Придя с тем, чтобы положить начало Царству Небесному на земле (Ibid . LG. 3) и сделать людей причастниками божественного естества, «Он, Новый Адам, ставится главою обновленного человечества» (Ibid . AG. 3). Будучи подлинным и единым Посредником, Христос примирил человека с Богом и освободил его от власти «князя мира сего» (Ibid . GS. 22; 13). Став причастником человеческого бытия, Сын Божий освятил отношения между людьми, открыл им любовь Отца и их высокое призвание (Ibid . GS. 32). Как Первосвященник и «Агнец Непорочный, добровольно пролив Свою Кровь, Он заслужил нам жизнь... Страдая за нас, Он не только подал нам пример, чтобы мы пошли по Его стопам, но и проложил нам путь: если мы следуем по этому пути, жизнь и смерть освящаются и обретают новый смысл» (Ibid . GS. 22). Т. о., И. рассматривается Собором в более широкой перспективе, включающей в себя также «великие чудеса Божии в народе Ветхого Завета» и «пасхальную тайну Святых Страстей... Воскресения из мертвых и славного Вознесения» (Ibid . SC. 5). С особой силой подчеркивается основополагающая связь совершенного Христом И. с ниспосланием Св. Духа и вхождением в мир таинства Церкви (Ibid . LG. 3, 5, 7). К теме И. и его уникального значения как «тайны любви» для жизни и миссии Церкви в совр. обществе, а также для свободы и достоинства человеческой личности обращался папа Иоанн Павел II (энциклики «Redemptor hominis», «Redemptoris missio»).

http://pravenc.ru/text/674968.html

1955 Abschluß der Oberschule in der Haupstadt Usbekistans, dann Studium am GS Saratov, von 1956 bis 1958 am GS Leningrad. Dann folgten drei Jahre Militärdienst, bis 1960. Nachdem er als Wirtschaftsleiter von 1960 bis 1961 in der Eparchialverwaltung gearbeitet hatte, setzte er 1962 seine theologische Ausbildung im 4. Studienjahr des GS Leningrad fort. 1966 Abschluß der GA mit dem Erwerb des Grades cand. theol. für seine Diplomarbeit «Der Gottesdienst der heiligen Ostern in seiner historischen Entwicklung». 19 .12.1965 Mönchsweihe, 24.12.1965 Mönchsdiakon, am 29 .5.1966 wird er zum Mönchspriester geweiht. In den Jahren 1966/67 ist er Aspirant für Byzantologie an der Leningrader GA und unterrichtet Liturgik im 3. und 4. Kurs des Seminars, ebenso liest er Dogmatik an der GA. Am 17 .1.1967 wird er Oberassistent des Inspektors der Leningrader GA, am 11.8.1967 Inspektor, zugleich wird er auch Archimandrit. Bis 1968 dozierte er im 3. und 4. Kurs der Akademie, am 9.8.1968 wird er zum kommissarischen Rektor der Leningrader Lehranstalten ernannt. Er nahm 1968 an mehreren Auslandsreisen teil: er besuchte die Gemeinden des westeuropäischen Exarchats, nahm an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag teil sowie an der 4. Weltkirchenkonferenz in Uppsala. Am 28.11.1968 zum В von Tichvin und Rektor der Leningrader Lehranstalten erwählt. 6 .12.1968 Bischofsweihe in Leningrad (mP 1969,2,7–14; StdO 1969,2,18–21; MP 1962,1,3; StdO 1969,3,9–17). 25 .6.1970 В von Wien und Österreich (ZMP 1970,9,19). 3 .9.1974 В von Wilna und Litauen (mP 1974,11,3). 10 .4.1978 В von Tula und Belev (mP 1978,6,2). Werke: Sessija Mepravoslavnoj komissii po dialogu so starokatolikami, in: MP 1972,5,54–56. Pastyrskij s-jezd v Vene, in: MP 1972,8,61–62. Cel‘posta – preobraenie eloveka (Predigt), in: mP 1972, 2,31–32. Otšel‘niestvo na slube eloveestvu (Predigt), in: MP 1974, 6,38. Bratskij vizit delegacii Ierusalimskoj Pravoslavnoj Cerkvi, in: MP 1976,2,13–15. Viertes ökumenisches Symposium, in: StdO 1972,11,42–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич), архп. Иркутский и Читинский Родился 25 сент.1900 года в с. Кривичи, Раковского уезда, Минской области. С 1928 г. 15 сент. состоял в числе братии Почаевской Лавры. 16 сент.1928 г. рукоположен во иеродиакона, а 25 декабря во иеромонаха. В 1929 году окончил Православный Богословский факультет Варшавского университета. С 6 марта по 26 окт.1931 года – настоятель собора в г. Остроге. 17 мая 1934 года – архимандрит Почаевской Лавры. 15 июля 1936 года – настоятель прихода в г. Львове и благочинный православных приходов в Галиции. В 1937 году магистр богословия и преподаватель Лаврской монашеской школы в Почаевской Лавре. 15 июня 1941 г. хиротонисан митрополитом Николаем Киевским во епископа Пинского. С августа 1942 по сентябрь 1943 г. – епископ Полтавский. При отступлении немцев из Полтавы был эвакуирован в Почаевскую Лавру. В 1945 году уволен на покой. 22 ноября 1956 г. – епископ Омский и Тюменский. 21 февр.1950 г. назначен на кафедру Иркутскую и Читинскую с возведением в сан архиепископа и с поручением управлять Хабаровской и Владивостокской епархией. II мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Литература: «Русская Православная Церковь в Великой Отечественной Войне”. Сборник церковных документов 1941 года, стр.67. «Журнал Заседаний Св. Синода от 22.XI.1956 г. -”- 6 от 21.II.1958 г. «ЖМП» 1958, 2, стр.8. -«- 1958, 3, стр.5 -»- 1958, 8, стр.12. -«- 1958, 11, стр.9. -»- 1959, 2,стр.30. -«- 1960, 12, стр.21. -»- 1961, 8, стр.32. - " - 1963, 6, стр.10. ФПС I, 290, стр.12. ФПС IV, стр.2. ФПС V, 49. Дополнение к Кат-ЕС. Епископ Иоанн(Снычев). Состав Р.П.Церковной Иерархии на 1966 год, стр.22. Geboren 4.(17.)9.1900 als ältester Sohn des Erzpriesters Vasil Dionisevi. 1914 Abschluß der geistlichen Schule in Sluck und Beginn des Studiums am GS Minsk. Danach, 1919, wirkt er als Lehrer im D Peruany, jetzt obl. Minsk. 1921 bis 1928 psalomšik in der Pfarrei Dar‘ev (Ep. Minsk, später Ep. Pinsk, Polen). 1922–1924 Theologiestudium am GS Wilna.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варнава (Беляев), еп.б.Печерский, вик.Нижегородской епархии Родился 5 мая 1881 года. В 1915 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. II сентября 1915 года назначен преподавателем Нижегородской духовной семинарии по гомилетике. Пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Дултвинского монастыря Московской епархии. 16 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Печерского, вик. Нижегородской епархии. В 1922 году уволен на покой по болезни. Дальнейших сведений не имеем. Литература: «Церк.Вед. " 1915, 39,стр.457. ФПС I, 91, стр.4. ФПС III, стр.2. ФАМ I, 49, стр.5. «Именной список ректоров и инспекторов Духовн.Академии и семинар. на 1917 год». Петроград, 1917, стр.94. Varnava (Kedrov Vladimir Viktorovi), В von eboksary und Tschuwaschien Geboren am 21,4.1931 im D Vysokoe, ray. Rjazan’, obi. Rjazan’, aus einer alten Priesterfamilie, die aus dem 17. Jh. stammt. Nur sein Vater war kein Priester, er hatte nur das GS in Rjazan‘ abgeschlossen. 1945 Abschluß der Mittelschule. Von 1952 bis 1953 diente er in der Dreifaltigkeitskirche im D Bachmaeevo, in der Ep. Rjazan‘. Von 1953 bis 1955 war er Hypodiakon in der Boris-und-Gleb-Kathedrale in Rjazan‘, bei EB Nikolaj (ufarovskij). Im Mai 1955 tritt er in die Troice-Sergieva-Lavra ein und ist Hilfssakristan. 10 .12.1955 Mönchsweihe. Am 18.1.1956 wird er zum Sakristan bestimmt und verwaltete dieses Amt bis 1970. Am 15.2.1956 wird er zum Hierodiakon, am 9.3.1957 zum Hieromonach geweiht. 1958 erhält er das Brustkreuz, 1960 wird er Igumen und 1963 mit dem Kreuz mit Verzierungen geehrt. 1965 wird er Archimandrit. Von 1970 bis 1974 war er im Amt des Dekans der Lavra. 1971 Mitglied der Bischofssynode der Russisch-Orthodoxen Kirche als Vertreter der Lavra. 1971 erhielt er auch den Vladimir-Orden II. Klasse. 18 .11.1977 Ernennung zum В von eboksary u. Tschuwaschien. 31 .11.1977 Bischofsweihe in der Troice-Sergieva-Lavra durch Patriarch Pimen, M Serafim von Kruticy u. Kolomna u.a. Werke: V den‘ pamjati Svjatitelja Nikolaja, Predigt, in: MP 1977,7,30. Oduševlennyj chram, in: MP 1980,5,32. Znaenie chrama v izni christianina, in: MP 1981,5, 36–37. Literatur: MP 1977,2,16–20. StdO 1977.4.9. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К.А. Максимович Conspectus siglorum textus slavonici основной текст: U – Москва, РГБ, ф. 250 (Рум.) 230, XIII–XIV вв., рус. – «Устюжская кормчая». вспомогательные тексты: Аа – Санкт-Петербург, ЕАН 13.7.8, XIII–XIV вв., рус. Berl – Берлин, Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, (Slav.) Wuk 48, XIV в., серб. – «Берлинский сборник» (по факсимильному изданию: Berl. sbornlk, 1.80 (л. 2 об.), 1.95 (л. 3 об.)). ud – Москва, ГИМ, Чуд. 277, XV–XVI вв., рус. (лл. 371–37306.). Cyr – Санкт-Петербург, РНБ, Кир.-Белоз. 15(14), XIV–XV вв., рус. (по изданию: Смирнов 1912, 241–244). Gi – Санкт-Петербург, РНБ, Гильф. 42, кон. XVI в., болг. (по факсимильному изданию: Berl. sbornik, 1.32–73). Gp – пергаменный фрагмент Григоровича, XIV в., серб. (по изданию: Jagi 1874, 135–146). Gr – бумажный фрагмент Григоровича, XVI в., серб. (по изданию: Jagi 1874, 134–135). Gs – Москва, ГИМ, Сии. 153(3), нач. XV в., рус. (лл. 292–293). J – Москва, РГБ, Фунд. 54, XVI в., рус. – «Иоасафовская кормчая» (лл. 83–85). SinEuch – монастырь св. Екатерины на Синае, Slav. 37, XI в. (по кириллической транскрипции И. В. Ягича в издании: Beneševi 1908). Sl – Санкт-Петербург, РНБ, Соловецк. 1056/Казанск. 1165 (XV–XVI вв.) – Соловецкий список Древнеславянской кормчей XIV титулов без толкований (по изданию: Бенешевич 1987, 122–123). Ti – «худой номоканунец» в списке XVI в. (по изданию: Тихонравов II, 304–305). Un – Москва, РГБ, ф. 310 (Унд.) 28, XVI в., рус. (лл. 89–90). textus latini основной текст: Mers – Мерзебург, Archiv des Domkapitels, Ms. 103, IX в. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). вспомогательные тексты: G – Галликанский сакраментарий, VIII в. (по изданию: Суворов 1893, Приложение, VI–XI). Va – Ватикан, Bibliotheca Apostolica Vaticana, Vat. lat. 5751, IX в. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). W –Вена, Österreichische Nationalbibliothek, Vindob. 2225, IX–X вв. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). 1 (114а) аповдь стыхь ць .а. Иже рабои створить или рожени свого оубить лта да покатьс въ (114b) инои бласти и потомь да притъ боудеть въ чьстви сво аще боудеть правьдьно покалъс хлб тъкмо

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Эта ситуация в равной мере касается условий существования Русской Православной Церкви и тех западных христиан, которые пытаются сохранить христианскую семью. Знаменательно, что, несмотря принципиально разные политические судьбы России и стран западной Европы и Америки в двадцатом веке, внутренние процессы развития западноевропейской христианской цивилизации привели к ситуации во многом схожей. Римо-католическая Церковь выразила свою озабоченность на Втором Ватиканском соборе рядом постановлений, посвященных этой проблеме, среди которых особое значение имеет пастырская конституция " Радость и надежда " о Церкви в современном мире 7 декабря 1965 г. (GS, 46-32) В чем особенность современного положения с точки зрения построения христианской семьи и пастырской заботы о ней? Современная семья оказывается в ложной ситуации. С одной стороны, вся традиция семейного уклада, существующая как в России, так и в христианских странах Европы и Америки, остается христианской по своему происхождению и в силу спасительной в данном случае исторической и природной инерции С другой стороны, сам институт семьи качественно изменился, так что существующая в общественном сознании модель давно перестала соответствовать христианской. В результате семья, осознающая себя христианской и живущая по принятым в обществе стандартам, которые, казалось бы, не противоречат христианству, на самом деле может и не являться таковой. В частности, современные семьи, к сожалению, зачастую не могут обеспечить христианского воспитания детям. Поэтому перед современными христианами, вступающими в брак, стоит некая дополнительная задача. Это задача построения семьи, уклад которой в чем-то будет существенно отличаться от принятых на уровне массового сознания норм семейной жизни. На бытовом уровне появилось понятие " церковной " семьи, под которым понимается именно такой -специфический способ семейной жизни, в отличие от семьи православных, венчанных христиан, живущих по стереотипу " постсоветской " семьи. Однако этот факт осознается далеко не всеми из тех, кто приступает к таинству Брака. В этом некий принципиально новый обращенный к Церкви вызов. Святые Отцы патристического периода имели дело с языческими формами общественных представлений о браке, которым можно было легко придать христианское содержание, не стирая различия между ними. Современные христиане имеют дело со стереотипами общественного сознания по форме христианскими, но не являющимися таковыми по содержанию, что катастрофически затрудняет осознание качественного отличия " церковного " брака

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/205/...

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

( Церковь Православная – опора престола и Царства Всероссийского). «ТКДА» 1913, март, стр.1. “СтрастиХристовы и страждущаяРусь». (Слово в Пяток I седмицы Вел.Поста). «ТКДА» 1916, апр., стр.1. «Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы». «ТКДА» 1916, дек., стр.1. “Слово в Пяток I седмицы Вел.поста». (Три урока у Креста Христова). «ТКДА» 1917, янв.-февр., cmp.V. Литература: «Церк.Ведом.» 1914, 32, стр.361. «Труды КДА» 1914, m.III, стр.549 (отчет). ФПС I, 199, стр.8. ФПС III, стр.7. «Именной список ректор, и инспектор, дух.академ. и семинар, на 1917 год», стр.12. Заметки и дополнения Е.М. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия», стр.22. Geboren 1875 im Gouv. Vorone. Von 1892 bis 1895 besuchte er das GS Vorone. 1895 empfing er nach der Eheschließung die Priesterweihe. Bis 1905 diente er als Priester in der Ep. Voronefc. Nach dem Tod seiner Frau trat er in die Kiever GA ein, die er als zweitbester unter 22 Kandidaten als cand. theol. mit der Arbeit über das Leben des hl. Kyrill von Alexandrien abschloß, mit dem Recht, ohne mündliches Examen den Grad mag. theol. zu erwerben. Er dozierte Homiletik und Pastoraltheologie. Er floh nach Bulgarien, wo er kurze Zeit Vorsteher der Hotschaftskirche war, seit 1921 war er Hauptgeistlicher an der Botschaftskirche in Berlin. Als nach Aufnahme der dipiomasehen Beziehungen zwischen Deutschland und der Sowjetunion die Botschaftskirche geschlossen wurde, übernahm er die Betreuung der Kapelle des russischen Gymnasiums an der Nachodstraße. Die Bischofsweihe erhielt er von M Evlogij (Georgievskij) und В Sergij (Korolev) von Prag. Nach dem Bruch M Evlogijs mit dem Synod der Auslandskirche im Jahre 1926 unterstellte sich BTichon letzterer und wurde zum Bvon Deutschland bestimmt. Sein größtes Anliegen war der Bau einer neuen Kathedrale in Berlin (am Hohenzollerndamm), die aber erst an Pfingsten 1938 eingeweiht werden konnte. Im Frühjahr 1938 wurde er, schon EB, wegen finanzieller Schwierigkeiten und weil die Nazis einen deutschsprechenden Bischof wollten, in den Ruhestand versetzt. Der serbische Patriarch Gavriil bot ihm als Ruhestandssitz das Kloster Rakovica bei Belgrad an. Am 4.7.1938 verließ er Berlin. Vom Synod der Auslandskirche wurde er zum Leiter des Wissenschafts-Komitees ernannt und leitete diese Sektion bei der 2. Bischofssynode im Jahre 1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Николай (Феодосьев Николай Андреевич), еп. Чебоксарский и Чувашский Родился I февраля 1893 года в с.Зайцево-Никитовка, Артемовского округа, Сталинской области, в семье протоиерея. В 1913 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию и определен псаломщиком при Александро-Невской церкви поселка Ртутный Рудник. Виюле 1921 года рукоположен во священника и назначен на приход в с.Ряженое, Таганрогского округа, Ростовской области. Вскоре овдовел. В 1943 году пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита и назначен настоятелем Никольской церкви г.Таганрога. С 1956 года – настоятель Полтавского кафедрального собора. 3 апреля 1960 года хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: архиепископ Куйбышевский и Сызранский Мануил, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген, епископ Оренбургский и Бузулукский Михаил и епископ Дмитровский Пимен. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1960, стр.31–33. Литература: “ЖМП”1960, cmp.II. 1960, стр.30–34. 1961, стр.15· 1961, 4, стр.7. 1961, стр.32. 1963, стр.10. Seine Vorfahren wanderten aus Griechenland ein, als Katharina II. in der zweiten Hälfte des 18. Jahrhunderts die fast unbewohnten Südbezirke Rußlands besiedeln ließ. Zu einer Gruppe der Siedler gehörte der Priester Josija Theodosis, dessen Name in sechs Generationen russifiziert wurde. Alle seine Vorfahren dienten als Priester im Gouv. Jekaterinoslav (Dnepropetrovsk). Nach Beendigung der geistlichen Schule in Bachmutovo im Jahre 1907 trat er in das GS in Jekaterinoslav ein. Wie er in seiner Weihepredigt andeutete, hatte er die besten Jahre seines Lebens in Haft und Gefangenschaft verbracht (Struve 171–173). Am 11.5.1963 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Kl. Von 1970 bis 1971 war er Mitglied der Kommission zur Vorbereitung der Lokalsynode der ROK. Am 9.9.1971 Erhebung zum Erzbischof (МР1971,10,1). Gestorben am 22.9.1972 nach langer Krankheit im 80. Lebensjahr. (N МР 1972,12,21–22; StdO 1972,12,20–21). Literatur : МР1971,10,1; 4,9. Struve 171–173. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Леонтий (Туркевич), митр. Северо-Американский Годы хиротонии во епископа и возведения в сан архиепископа неизвестны. Находится в Феофиловской ориентации. В 1947 г. упоминается архиепископом Чикагским. Постановлением Патриарха и Св. Синода Русской Православной Церкви от 12 дек.1947 г. на него наложено запрещение и предан суду Собора епископов за противление к воссоединению с Матерью – Церковью и незаконное анафемствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией. В 1950 г. после смерти митрополита Феофила возглавил раскольническую Северо-Американскую епархию. В 1952 г. – митрополит той же епархии. До сего времени пребывает в отколе от Русской Православной Церкви. Литература: «ЖМП” 1948, стр.11. -«- 1954, стр.18. -»- 1955, стр.74. -«- 1955, стр.15, 18. -»- 1957, стр.26. -«- 1957, стр.66. -»- 1960, стр.32. -«- 1960, стр.17. -»- 1960, стр.68. «Русск. Прав. Церк.” стр. 155. Geboren im Jahre 1876 in Kremenec, Wolhynieni sein Vater war Priester. Hier besuchte er zunächst die Geistliche Schule, von 1892 bis 189S das GS Wolhynien, danach bis 1899 die Kiever GA. 1902 wurde er Lehrer an der Obojansker Geistlichen Schule, dann in Kursk und Ekaterinoslav. 1905, nach der Heirat mit Anna ervinskaja, folgte die Diakon- und Priesterweihe. Dann diente er als Pfarrpriester in Kremenec. Er wollte als Missionar nach Persien gehen, um in der neuerrichteten Mission in Urmia zu dienen. Doch В Tichon berief ihn im Oktober 1906 zum Rektor des kurz zuvor errichteten Seminars in Minneapolis; 1912 wurde das Seminar nach New Jersey verlegt. Von 1914 bis 1930 war er Redakteur des «Amerikanskij Pravoslavnyj Vestnik» (Russian-American Orthodox Messenger). Als Dekan der St. Nikolaj-Kathedrale und Mitglied des Konsistoriums war er Berater des Bischofs. Zusammen mit Aleksandr Kukulevskij nahm er als Vertreter der amerikanischen Ep. am Lokalkonzil der Russisch­Orthodoxen Kirche in Moskau (1917–1918) teil. Als einer der Hauptführer der Synode von Detroit (1924) kämpfte er für die Autonomie der amerikanischen Kirche. Seit 1925 Witwer. 1933 Mönchsweihe und Archimandritenweihe.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010