Точных сведений, какой церковной ориентации были эти священники, простые монахи и миряне, нет. Вполне очевидно, что они не признавали Патриаршую Церковь, были последователями иосифлянского, иерофеевского или иного катакомбного направления. «Попу-передвижнику» Василию Осокину епископ Иустин неоднократно предлагал оформить регистрацию у уполномоченного и служить законным порядком, но тот категорически отказывался . Нехватка священников и открытых храмов, обстановка недоверия приводили к тому, что в селах и деревнях «старики и старухи не без корысти служили молебны, совершали отпевание и неправильно крестили», появлялись «попы-передвижники», неизвестно кем поставленные, или же это миряне в рясе с крестом на груди, решившие путем рискованного шага улучшить свое материальное состояние: «За отсутствием священника прибегают к помощи самочинных требоисправителей в лице бывших монахинь и монахов, заштатных псаломщиков, как, например, Коновалов в деревне Семенково Грязовецкого района, и заштатных иеромонахов (иеромонах Афанасий Биряковского района), не подчиняющихся и не желающих служить на приходе» . В церквях области служили почти одни священники-старцы, штат духовенства в первые послевоенные годы быстро изменялся: увеличивался или уменьшался. Текучесть кадров была значительной: переход из епархии в епархию, перемещение с одного прихода на другой, происходившее, как правило, после согласования этого вопроса епископа с уполномоченным, увольнение за штат по болезни, редко – лишение сана. Толпы народа шли к священникам, пережившим тюрьмы и лагеря. На 1 мая 1944 года было всего семь священников и три диакона, епископа не имелось. На 1 января 1947 года в 12 церквях служили 20 священников, один диакон (41–55 лет – 6 священников, старше 55 лет – 14) . На 1 января 1948 года – 25 священников, 4 диакона (41–55 лет – 6, старше 55 лет – 19) . В 1949 году – 26 священников (41–55 лет – 1, старше 55лет – 25) ! Поставлялись в священный сан кандидаты в солидном возрасте. В 1946 году в 53 года стал священником бывший бухгалтер «Маслопрома» Иван Казаков. В 1947 году диакон Александр Фуников был посвящен в сан в 58 лет. В 1950 году две хиротонии во иерея были совершены над ставленниками 56 (отец Николай Смелков) и 64 (о.Николай Антонов) лет! Уполномоченный же отмечал количественный рост духовенства в области:

http://pravoslavie.ru/31686.html

Иоанн Златоуст , 55, 485). Источник. Услышана твоя просьба? Возблагодари за то, что ты услышан. Не услышана? Пребудь тверд, чтобы быть услышанным (свт. Иоанн Златоуст , 55, 486). Источник. Бог хочет, чтобы мы часто просили Его и бывает за это весьма благодарен, потому что Он единственный Должник, Который, когда от Него требуют, благодарит и дает то, чего мы не давали взаймы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 486). Ты не знаешь полезного тебе, человек: часто просишь вредного и обманчивого. Но Он гораздо более пекущийся о твоем спасении, не молитве твоей внимает, но прежде молитвы предусматривает полезное для тебя (свт. Иоанн Златоуст , 55, 488). Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ и тогда, когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, когда просим у Бога того, что Он повелел и имея отвергать? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 497). Как и петь надлежит с разумением, и молиться с трезвенностию, так и просить не того, что нам кажется хорошим, но того, что Сам Дающий признает добрым и полезным. Ибо многие, по причине богатства, провели жизнь спокойную, но, наконец, по различным козням утратили и настоящую, и будущую жизнь; домогшись начальства, доставляющего поводы к кражам... лишились и того, что имели; постаравшись вступить в супружество с благообразною женщиною и думая, что в этом найдут для себя радости, через сие-то самое и подверглись наиболее опасностям и войнам; потщившись приобрести в высшей степени телесную силу и крепость, после того как вели зверскую жизнь и не познали благородства души (потому что омрачены были в них наилучшие ее силы), наконец, сделались пищею зверей, претерпев бесславную и окаянную кончину. Посему, оставив все это, будем просить у Бога того, что Сам Он признает для нас полезным (прп. Исидор Пелусиот , 61, 211–212). Источник. ...Когда у Пречистого Ума просит того, чего делать не хочет, тогда желает обмануть не людей только, но и Самого Судию (прп. Исидор Пелусиот , 61, 393). Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст; а если и получишь, оно пропадет (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Там же. Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия: Церковно-историческое исследование. СПб., 1895 (1896) С. 143. ПСРЛ. Т. 35. С. 55. Там же. Т. 17. Стб. 55; Т. 35. С. 33, 55. Фотий, митр. Указ. соч. 14. С. 293–308, 451–455. Там же. 16. С. 321–330, 459–462. Витовт признавал над собой верховную власть польского короля, частью официальной титуляции которого становился титул верховного князя Литвы. Но при этом отменялся Виленско-Радомский акт, и великое княжение Литовское становилось наследственным: Ягайло отказывался от права вступить в прямое управление Литвой после смерти Витовта. Витовт занимал первое место в королевском совете и становился вторым по значению (после короля Польского) лицом в системе власти объединенного династической унией Польско-Литовского государства. Aktaunji Polski z Litwa. 1385—1791, Krakow, 1932. Русский перевод текста: Уния в документах. Минск, 1997. 3. С. 68–71. ПСРЛ. Т. 17. Стб. 56; Т. 35. С. 55. Фотий, митр. Указ. соч. 4. С. 146–157, 409–414. ПСРЛ. Т. 8. С. 87; Т. 17. Стб. 56; Т. 25. С. 241; Т. 35. С. 33, 55. РИБ. Т. 6. 49. Стб. 419–422; РФА. 21. С. 132–133. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154. Подробнее о нем см.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак. СПб., 1904; он же. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. С. 183, 285, 289, 473, 476–477, 484, 493, 588–597, 750, 756, 795–797; Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., и др. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 5–25; Трифонова А. Григорий Цамблак//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1989. С. 175–180; Ломизе Е. М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского Собора//Византийский Временник. Т. 55. М., 1994. С. 104–110; Гребенюк В. П.Святитель и князь: к вопросу о роли митрополита Киприана и великого московского князя Василия Дмитриевича в событиях 1395 г.//Труды Отдела древнерусской литературы/Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Caccins. Exercitationes in S. Leonis operä De Eutychiana haeresi et historia, lib. II, cap. V ap. Migne, lat. ser. t, 55, col. 1255–1268. См. выше прим. 15 на стр. 238). В таком виде мнение это, – развиваемое не ради исторической правды, а в интересах чисто конфессиональных, для поддержания крайних ультрамонтанских идей, – не может быть принято, поскольку оно не оправдывается самыми фактами. Не входя в подробную полемику с названными учеными, мы укажем лишь на то обстоя­тельство, что Феодорит после искал оправдания на Халкидонском соборе, между тем, – будь папа представителем высшей вселенской юрисдикция, – ему не оставалось бы ничего иного, как благодарить Бога, что вся Церковь , в лице Льва, провозгласила его право­славным учителем. Конечно, Халкидонские отцы освободили Киррского епископа от вся­ких подозрений согласно постановлению Римского первосвященника (пункт, отмечаемый у Ballerini: Observationes, n, 78, ap. Migne, lat. ser. t. 55, col. 755–756), но ведь это сви­детельствует лишь о том, что хотя последнее и было verum judicium в качественном отношении, однакоже формально оно не могло претендовать на общеобязательность для всех и, как частное мнение, нуждалось в утверждении вселенского собора, который был вправе отменить определение Льва, – подобно тому, что было сделано, напр., с Эфесскими деяниями. Следует отметить еще, что оппоненты Кэнеля не без намерения иска­жают основное положение своего противника, говоря, будто тот отрицает апелляционный характер прошения Феодоритова и видит в последнем одно желание Киррского пастыря добиться от папы patrocinium (Ballerini. Op. cit., n. 2: М. 55, col. 754), дружеского по­кровительства. Правда, Кэнель устраняет термин appellatio (Dissert. X, n. II: Μ. 55, col. 740), но из дальнейшего понятно, что он ратует исключительно против ложного разумения факта обращения Киррского епископа к Риму, – факта, комментируемого в тенденциозном смысле (Quesnellus. Op. cit., n. III: M. 55, col. 741–742). 905 Ballerini. Observations, n. 2: Migne, lat.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не изнемогай в уповании на своего Промыслителя, потому что дивное Его Домостроительство обнаруживается в преданных Ему ( 55, 174 ). Упоенные и согретые надеждой не знают скорби ( 55, 314 ). Надежда на Бога обнаруживается в страданиях за добродетели ( 55, 344 ). Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его ( 55, 375 ). Когда душа упоена радостью надежды и веселием Божиим, тело не чувствует скорбей, хотя и немощно. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 404 ). Непоколебимая надежда – дверь беспристрастия ( 57, 210 ). Надежда – невидимое богатство, несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища ( 57, 249 ). Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждой связаны наши труды, на ней основаны подвиги, ее окружает милость Божия ( 57, 249 ). Надежда есть упование в трудах, дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 249 ). Вместе с совершенным отречением от себя самих нам нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы ( 64, 22 ). Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления: 1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет... 2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас. 3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый... подать всякую помощь... как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием. 4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен... никто из уповавших на Бога. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

68.3–4). Согласно свт. Киприану, епископ обладает следующими функциями: он есть надзиратель, предстоятель, пастырь, управляющий, начальник и священник (Ер. 69.5 802 ; 58.1 803 ). В целом можно сказать, что основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду 804 . Во-первых, епископ есть пастырь (pastor), мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов (Ер. 52.15; 57.4–5; 55.14 805 ; 71.2). Во-вторых, епископ – это «священник, замещающий Христа» (sacerdos vice Christi), который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ер. 63.14) 806 . Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ер. 73.7) 807 . Священнический авторитет и власть (sacerdotalis auctoritas et potestas) епископа утверждаются Божественным достоинством (de divina dignitatione fir matur, Ер. 55.18). В-третьих, епископ – это учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл Божественного домостроительства и единства (ratio divinae dispositionis atque unitatis, Ep. 73.20). Епископ должен наставлять в истинной вере (dare fidei veritatem) также тех, кто возвращается в Церковь из ереси (Ер. 70.3;73.22). При этом свт. Киприан замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ер. 74.10). Наконец, в-четвертых, епископ – это «судья, на время замещающий Христа» (ad tempus judex vice Christi), имеющий судебную власть над своей церковью и ее членами (Ер. 55.5; ср. Ер. 52.3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ер. 55.18) 808 . Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и в других дисциплинарных взысканиях в отношении клириков и лаиков (Ер. 65.3; 62.4; 28.1;28.3–4; 36.4; 48.2; 49.3; 52.4; 55.1; 67.2; 67.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Источник. Не говори же, почему один богат, несмотря на то, что порочен, а другой беден, несмотря на то, что праведен?.. Праведник не терпит никакого вреда от бедности, напротив, еще более прославляется, а злой человек ведется богатством к мучению, если не переменится, и еще прежде наказания богатство часто бывало для него причиною многих зол и ввергало его в бесчисленные пропасти. Бог же попускает это, с одной стороны, в знак свободы (человеческой) воли, с другой – для научения прочих не бесноваться и не гоняться за деньгами (свт. Иоанн Златоуст , 54, 293). Источник. Богатство имеет только наружность светлую, внутри же исполнено мрака... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 394). Источник. ...Приобретение богатства соединено с великим бесчестием. Оно душу делает гнусною – а что бесчестнее этого? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 415). Если больной не слушается предписаний врачей – это хуже болезни. А богатство именно это производит, отовсюду воспаляя душу и не позволяя врачам приблизиться к ней (свт. Иоанн Златоуст , 55, 416). Источник. ...Богатство делает (людей) безумными и бешеными (свт. Иоанн Златоуст , 55, 417). Источник. Подлинно, богатство есть терние, которое вовсе не приносит плода, видом безобразно, неприятно в употреблении, уязвляет того, кто дотрагивается до него, и не только само не приносит плодов... но и для желающих стяжать его составляет препятствие. Терние служит пищею для неразумных верблюдов, оно снедь для огня Равным образом и богатство ни на что не бывает полезно, но служит только к тому, чтобы разжигать пещь (геенскую), воспламенять тот день, который будет гореть подобно раскаленной печи; чтобы питать в вас безумные страсти: злопамятство и гнев (свт. Иоанн Златоуст , 55, 593). Если желаешь обогатиться, сделайся бедным . Таковы-то чудные дела Божии. Не хочет Он, чтобы ты был богат вследствие собственных усилий, но по Его милости (свт. Иоанн Златоуст , 55, 694). Чем больше ты будешь богатеть, тем больше будешь рабствовать, если же будешь презирать свойственное рабам, то сделаешься славным в доме Царском (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Этим знамением враги обращаются в бегство, этим знамением стены неприятелей сметаются, демоны погубляются: все покоряется древу крестному силою Распятого на нем (свт. Иоанн Златоуст , 54, 957). Те, кто с верою и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 958). ...Всюду преуспел крест, уничтожив грехи, даровав оправдание, приготовив святых людей, наставив в богознании, став руководителем на небо (свт. Иоанн Златоуст , 55, 363–364). Источник. Как венок, будем носить крест Христов. Все важное для нас совершается через него: нужно ли было совершиться возрождению, явился крест, нужно ли вкусить таинственную пищу, принять поставление или сделать что-либо другое, везде является нам этот символ победы. Поэтому мы и изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 821). ...Когда знаменуешь себя крестом, размысли о всем значении Креста, укроти гнев и все прочие страсти; когда полагаешь на себя крест, пусть лицо твое будет исполнено великого дерзновения, и душу свою сделай свободной (свт. Иоанн Златоуст , 55, 821–822). ... Не следует изображать просто перстом, но прежде своею волею с великой верой, и уже потом осенять им лицо. Никто из нечистых демонов не в силах будет стоять вблизи тебя, видя тот меч, от которого он принял удар, видя меч, которым он был усечен насмерть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 822). знамение еще при наших предках открывало заключенные двери, оно уничтожало гибельные яды, оно разрушало силу цикуты, оно исцеляло укушения вредоносных животных. Если оно открыло врата ада, поколебало своды неба и обновило вход в рай; если перерезало диавольские сети, – что же удивительного в том, что оно победит гибельные яды, зверей и все прочее? Начертай его в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил истину, землю сделал небом, людей превратил в ангелов. Поэтому и демоны уже не страшны более, но заслуживают презрения, и смерть уже не смерть, а сон; все, что враждует с нами, низвергнуто долу и попрано (свт. Иоанн Златоуст , 55, 822).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки ( 2Цар. 7,12–16 ; 3Цар. 8,23–26 ; Пс. 88,28–38 ; Иер. 31,21.22 ), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54,10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4,2; 7,14; 9,6; 11,1 –3). вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании ( Деян. 13,34 ). 55 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был «из дома Давида», воскрес из мертвых (43,10.12; 44,8; Деян. 13,34 ). вождем и наставником. См. 42,6; 59,16; Дан. 9,25 ; Евр. 2,10; 12,2 . 55 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния. к Богу нашему. См. ком. к 25,9. помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета ( Иер. 31,34 ). 55 Мои мысли не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64,4; 1Кор. 2,9 ; Еф. 3,20 ; Рим. 11,33 ). См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение». 55 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48,20.21; 52,11.12). с миром. См. ком. к 26,3. горы... дерева. Все мироздание. 55 Вместо. Языком метафор Исаия говорит о смене наказания спасением (5,6;32,13;41,19). знамение вечное. См. Быт. 9,8–17 . Глава 56 5657,21 Пророк призывает Израиль к послушанию и вновь говорит о том, что Господь, верный данному обету, пребывает со Своим народом. 56 близко. См. 50,8; 51,5; Флп. 4,5 . 56 Блажен. См. Пс. 1,1 . субботу. Соблюдение всех условий завета ( Исх. 31,13–17 ) означает верность Богу и Его закону (58,13; Иез. 20,20 ). 56 иноплеменника. Т.е. не иудея. евнух. Закон Моисея не допускал этих людей в сообщество завета ( Втор. 23,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010