В Сыне Божием после воплощения не прибавилось новой человеческой ипостаси или какого бы то ни было тварного субъекта (последнее мнение — будто человечество Христа является субъектом страданий и т. п. — было анафематствовано на V Вселенском Соборе в 553 г. в виде «трех глав»; субъектом всего человеческого во Христе является только Сама ипостась Сына Божия); так и обожение людей не прибавляет ипостасей Божества. Равным образом, и человечество именно для того было воспринято Христом совершенным, чтобы столь же совершенно даровать человеку обожение. Как Христос становится совершенным человеком, не становясь человеческой ипостасью (т. е. ипостась Сына с воспринятой сущностью не отождествилась, не стала ее частью), так и человек становится совершенным Богом «во всем, кроме тождества по сущности». Принцип «количественного» равенства совершенства Воплощения совершенству обожения был св. Максимом буквально заимствован от св. Григория Богослова. См., например: «Господь воплотился, и стал человек дольний — Богом, чтобы соединиться с Богом и стать с Ним едино, но и более того — чтобы стал я Богом настолько (tosou " ton), насколько Он — человеком» (св. Григорий Богослов. Беседа XXIX, 19//PG XXXVI. 100 A). Подробнее об учении св. Максима о богосыновстве и обожении: F. Heinzer. Gottes Sohn als Mensch. Die Struktur des Menschseins Christi bei Maximus Confessor. (Paradosis, 26). Freiburg/Schweiz 1980. Passim, особ. 171–198. Наиболее полный обзор соответствующего учения св. Григория Паламы в кн.: G. I. Mantzaridh. Palamikav. Qess. 1973 (ср.: выше, ч. II, гл. I, прим. iv). 186 Нападая на Григору, св. Григорий Палама опирается как на свой сан епископа [заменяем цитаты переводами] («он из председателей Церкви»), так и на согласие всей Церкви («и ему со дерзновением свидетельствует вся Христова Церковь»): Против Григоры. I//GPS IV. 235.13–15. 187 В частности, св. Григорий Палама строго упрекает Игнатия Антиохийского за обнародование вне своей епархии особого решения по вопросам догматики вместо подписания решений Церкви, в которой тот тогда находился — а именно, Константинопольской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Необходимо же, однако, знать, что божественный Максим не говорил [букв. сказал] [этого], доказывая (ajpagoreuvwn), путем возведения к невозможному, [что] и сущность и энергия не [относятся к] Самому Богу (mhV tou " aujtou " Qeou " einai kaiV thVn oujsivan kaiV thVn ejnevrgeian), ибо, если сущность Его — [это] одно, то то, о чем [Он] мыслит, — иное, чем она [т. е. сущность], дабы никто не пострадал от ужаснейшего извращения (ejktrophvn) Григоры и Акиндина, говоря, что энергия ни в чем не отлична от сущности Бога [ср.: Григора. Догматический трактат. I. 13//PG CXLIX. 257 D]. Ибо Он есть Бог, и как божественная сущность, так и божественная энергия — Его суть». — Изд.]. Против Григоры. II//GPS IV. 290.22–24, 291.1–2. 242 Последний вывод бесспорен, но ни в нем, ни в той цитате, на основании которой он сделан, не говорится, будто Живой Бог тождественен ипостаси, да еще и именно ипостаси Отца. Остается неясным, где же именно «св. Григорий Палама с большой четкостью провозглашает, что источником Божественной Сущности является ипостась Отца», как это было только что заявлено автором. Мы уже видели (прим. ix), что у св. Григория можно найти, скорее, обратное. Сама по себе, трактовка монархии Отца через представление о Живом Боге, без сомнения, заимствована у Лосского — считающегося основателем православного «персонализма». Ср.: «Итак, понятие ‘единоначалие’ одним словом обозначает в Боге единство и различие, исходящее от Единого Личного Начала. […] Итак, Троица есть иначальная тайна, Святая Святых Божественной реальности, сама жизнь Бога сокрытого, Бога Живого» (Лосский. Мистическое богословие… 218). Но Лосский на этом и останавливался, не выходя за пределы того, что сказано у святых отцов. Настоящее же утверждение автора о первичности именно ипостаси Отца идет даже далее простого утверждения о первичности ипостаси вообще по отношению к сущности (о котором мы, в основном, говорили до сих пор). Здесь делается вывод о взаимоотношении Лиц внутри Св. Троицы и, притом, безотносительно к Боговоплощению (в области чистой «феологии», а не «икономии»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Один из кратчайших путей - завлечение ее в " компьютерный рай " . Если ее удастся затащить туда легко и просто, то, возможно, не потребуется менее гуманных мер. Но что же делать, спросите вы. Не принимать ни карточек, ни индивидуальных кодов. Сплотиться вокруг православных пастырей и активно, в меру своих возможностей, выступать против и убеждать своих близких. Чем активнее мы выступим против, тем больше будет результата. На Украине верующие посылали письма-отказы на имя президента. Звучало это так: Заявление Я, православный христианин , отказываюсь принимать идентификационный код, по неведению или присвоенный мне без моего согласия, также от карточки-паспорта и начертания идентификационного кода-номера на чело или на правую руку, во Имя Пресвятой Троицы. Число                   Подпись             Можно избрать и любую другую форму, но лучше отбросить печать, когда она будет еще на куске пластмассы, чем, когда слуги сатаны начнут вносить свои изменения в творение Божие, в человека. Сатана не может видеть того, что Премудростью Божией каждый человек является неповторимым и желает сделать его по-своему неповторимым, с его номером на лбу и правой руке. Назвавшие себя рабами Бога обретают свободу, ставшие " свободными " обретают вечное рабство. Тем, кто не хочет надевать это новое ярмо, пока еще в виде куска пластмассы, поможет Бог. Только на Его помощь мы и можем уповать. И осмелюсь предположить: тому, кто не будет медлить, не замедлит и Бог со своею помощью. Итак, " от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето " (Мф. 24, 32). Павел Троицкий   ОНИ МОГУТ НАЙТИ ВАС! GPS вживления облегчают определение местонахождения людей. Устройство слежения изготовлено таким образом, что может быть введено под кожу и позволяет родителям наблюдать за своими детьми, судьям – следить за преступниками или облегчит поиск потерявшихся путешественников. Но представители движения за гражданские свободы  уже обеспокоены возможными злоупотреблениями. Устройство, прозванное Цифровым Ангелом, было разработано компанией Эплайд Диджитал Солюшнс во Флориде, которая воспользовалась лицензией на технологию от другой компании. «Несмотря на то, что мы еще на ранней стадии разработки, мы ожидаем движения вперед и применения в различных областях от медицинского наблюдения до усиления правоохранения», сказал Ричард Салливан, исполнительный директор ЭДС.

http://pravoslavie.ru/shengen/pisma.htm

163 Преп. Макарий говорил уже о славе воскресения, присутствующей «уже сейчас внутри» праведников (PG XXIV. 516 A; ср.: 749 A). Св. Григорий Палама также говорит о «воскресении души» в духовном смысле как о цели духовной жизни (К Ксении//PG CL. 1049 D; Первое письмо к Варлааму//GPS I. 249.1–2 [kaiV uJposhm. 2 tou " P. K. Crhvstou. — И. М.]), что, разумеется, не исключает и толкования, связанного с крещением, так как, по его мнению, вся христианская жизнь есть лишь осуществление на деле данных при крещении обетов (? p?stij efele? ?§n… tij t?j sunq?kaj ¬j ?poi?sato prOj tOn QeOn ?p‹ toa qe?ou bapt?smatoj e‡j ™rgon pro§gV [вера пользует тогда, когда… кто обеты, ихже сотвори пред Богом при святом крещении, производит в действие]. Беседа 30//585 A; ср.: Беседа 16//213 B–217 B; Беседа 41//516 B, etc.). Мысль о «воскресении души» была, впрочем, широко распространена у исихастов XIV века (см., в частности, Житие св. Григория Синаита//Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита/И. [В.] Помяловский//Записки историко–филологического факультета С. — Петербургского Императорского университета. 1896. XXXV. 1–64, особ. 14–15). 164 Мнение об отсутствии богословской точности у преп. Симеона Нового Богослова остается общепринятым до сих пор. Ср. особ.: архиеп. Василий (Кривошеин). Пеподобный Симеон Новый Богослов… особ. 40–45 (о конфликте между преп. Симеоном и митроп. Стефаном Никомидийским) и 41: конфликт «…скорее духовный, чем догматический и не выходящий из рамок Православия». В том же духе: B. Fraigneau–Julien. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Symйon le Nouveau Thйologien. (Thйologie historique, 67) Paris 1985. Однако, это мнение никак не может считаться доказанным — хотя бы потому, что догматические споры (и, следовательно, особенности богословствования) периода от середины IX до середины XI в. остаются совершенно неизученными (сегодня это самый темный период истории византийского богословия; за ним следует эпоха Комнинов, для которой история богословствования хотя и плохо, но известна), так что мы не можем достоверно судить, каким представлялись богословские формулировки преп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Автор использует термин Ч. Г. Доддса и его школы (realized eschatology), разумеется, не в исконном для этой школы смысле. Заслугой этой школы новозаветной критики (развивающейся, главным образом, с 1950–х гг.) было принятие всех мест Нового Завета, указывающих на уже совершившееся пришествие Царствия Божия, в их собственном значении. Но вывод школа делает протестантский: первые христиане, рассматривая свою эпоху последней, ожидали конца света в самом скором будущем; эти ожидания не сбылись, и realized eschatology закончилась. В таком рассуждении не учитывется самое главное — что Царство Небесное не от мира сего. Поэтому Церковь, будучи единственным Телом Христовым и единственно возможным Царствием Небесным, внутри себя уже переступила границу истории, но этим не ограничивается оставшийся (и в этом смысле, последний) исторический срок для мира. Отсюда, например, такие евангельские «противоречия», как, например, представление Царствия и Церкви в виде брачного пира и, одновременно, суда. О новозаветной эсхатологии и различных способах ее интерпретации в современной науке см. особ.: J. Carmignac. Le Mirage de l’Eschatologie. Royaute, Regne et Royaume de Dieu… sans Eschatologie. Paris 1979. 211 На самом деле, св. Максим (Ibid. Col.1168 C) считает, что Моисей означает предвидение, а Илия — суд; св. Григорий Палама здесь ошибается по невнимательности, но исправляет ошибку в другом месте, цитируя текст Исповедника правильно (Триады. III. 1. § 13//627.12–17). 212 Св. Григорий, в частности, приводит следующее эсхатологическое место ап. Павла: время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут… преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 29 и 31) (Беседа 63//280). 213 Святогорский томос//GPS I. 567.18; 568.21–26; такая эсхатологическая перспектива христианской аскетики имеется уже у св. Максима (Главы гностические… II. 29//PG XC. 1137 CD; Ambigua//PG XCI. 1256 BC) [и у самых ранних христианских авторов; хороший свод данных, напр., в: P. Nagel. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Monchtums. (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 95) Berlin 1966]. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

     Очень многие наши проблемы начинаются с наших собственных мыслей. Вот сейчас я ехал к вам, и по дороге GPS перестроил маршрут. Я сразу стал нервничать: теперь я собьюсь с пути, не доеду, встреча сорвется, что обо мне скажут?.. Так пустые мысли сводят с ума. Доводят до болезней. Как в песне поется: всему виной твое воображение. А воображение – это и есть наши мысли, помыслы, домыслы. Это энергия ума, которая нас мучает, часто без всякой причины. Пустые мысли изнуряют душу Многие наши «проблемы» – это не проблемы вовсе. Проблема – это у тебя сильно болит зуб. Ты идешь на операцию. У тебя онкология, и ты мучаешься. Большинство же из нас страдает не от реальных проблем, а задолго до их появления – от своих мыслей. В четверг вечером в пять тебе идти к зубному врачу, но уже со вторника ты начинаешь придумывать всевозможные негативные сценарии: анестезия не подействует, я не выдержу, мне будет очень больно… Тревожность, страхи. И заранее, когда еще ничего плохого не произошло, мы в своих мыслях раздуваем это гипотетическое «плохое» до огромной величины и настраиваемся на худший исход. Когда твой ребенок вечером опаздывает домой, о чем ты думаешь? О самом плохом! «Что с ним? С ним что-то случилось! Он связался с дурной компанией. А может, он сам принимает наркотики? Вчера от него пахло, позавчера я что-то нашла у него в кармане, а еще был этот звонок…» То, другое… разные сценарии, надуманные нами. Пустые мысли, которые изнуряют душу. Мы – трудные люди с замороченными мозгами Многие из нас приходят в Церковь, я хочу особо это подчеркнуть, и вместо того чтобы исцелиться от подобных мыслей, их преумножают. Вместо того чтобы наша душа освободилась, ум успокоился, а мы бы доверились Богу, мы становимся трудными людьми с замороченными мозгами. Об этом все время говорил святой старец Порфирий: «Люди заморочены. Их ум не ровный. Невозможно просто говорить с людьми и находить взаимопонимание. В них все запутано». Для некоторых путанность мысли уже стала привычкой. Есть те, кто привык, чтобы их мозг постоянно находился в терзаниях, страхах, неуверенности. Такие люди не знают покоя.

http://pravoslavie.ru/114870.html

Первичность ипостаси Отца в отношении к сущности означала бы ее первенство и, следовательно, наличие «порядка» между Лицами Божества помимо (независимо от) того порядка, который имел место в икономии (Боговоплощение, которое было воплощением именно одного из Лиц и, следовательно, не могло не «нарушить симметрию» между Лицами — но лишь в отношении к самому акту воплощения и его последствиям, но не в отношениях между собой). Но как раз св. Григорий Палама в действительности особенно предостерегал против подобного субординационизма (хотя и делал это на другом примере — субординационизме латинян). Как неоднократно писал св. Григорий, между ипостасями Св. Троицы не может быть первой и второй, если не в отношении к Воплощению; он объяснял это, цитируя пс. — Иоанна Златоуста (в действительности, современника последнего Севириана Гавальского), «…не имеет порядка Бог — не яко беспорядочный, но яко превыше порядка сый» (Аподиктический трактат. I//GPS I. 61; ср.: там же, 60; Севириан Гавальский (под именем Златоуста). Беседа на Быт. 24, 2. (гл. 2)//PG LVI. 555: oujk e[cei tavxin hJ qei " a fuvsi», oujc wJ» a[takto», wJ» tavxin uJperbaivnousa). Вне отношения к Боговоплощению не может быть ни первой, ни второй, ни третьей ипостаси Св. Троицы, а любая из ипостасей может рассмариваться как «первая». Как пишет (пока единственный) исследователь этого аспекта богословия св. Григория — нынешний митрополит Черногорский Амфилохий Радович, — «Согласно Паламе, существует некий порядок и отношение между Сыном и Духом, однако, ‘благочестивый и неименуемый’, то есть ‘порядок’ их (Лиц) вечного перихорисиса [об этом понятии см. след. параграф книги о. Иоанна], единочестия и равенства» ( jA. Rantobits. ToV musthvrion th " " aJgiva» Triavdo» kataV toVn Grhgovrion toVn Palama " n. ( jAnavlekta Blatavdwn, 16) Qess. 1973. 158; цитируется тот же трактат св. Григория, с. 63). После св. Григория на подобном же отрицании «порядка» между ипостасями в «феологии» будет построена православная аргументация против латинского субординационизма и filioque у преп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Пс.55:7.   Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Враги «весь день» злоумышляют, усматривая даже малейшие грехи, которые почитались как бы «пятою» , желая нас оклеветать пред «Судиею» за какие бы то ни было грехи (Исихий). Пс.55:8.   Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Богу «ни о чесом же» (ничего не стоит) поразить лукавые коварства врагов (Феодорит). Пс.55:9.   Боже, живот мой возвестих Тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Давая людям закон, Бог обещал внимать воздыханиям обиженных: «иже воздохнет ко мне, услышу его: милостив бо есмь» (Исх. 22:27). Да и всякий не иначе сможет сподобиться дивных и блаженных зрелищ горнего Иерусалима, если не будет день и ночь проливать слезы (Феодорит, Макарий). Пс.55:10.   Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя: се познах, яко Бог мой еси Ты. За чистою пламенною молитвою следует более полное «познание Бога» и умиление (Никита). Пс.55:11.   О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. Пс.55:12.   На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек; Не призвав Тебя, Господи, не решусь и речи начать: но всегда с упованием призывая Тебя, «не убоюся козней человека» греха, т.е. диавола (Феодорит). Пс.55:13.   Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея. «Молитвами» Давид называет обращение к Богу. В человеке жертва Богу — «дух сокрушен» (Феодорит). Пс.55:14.   Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых. Это все применимо к Давиду, святым подвижникам и нам, терпящим множество козней от демонов и от людей, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящего (Феодорит). 1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, 56 Давид, скрываясь бегством от Саула, убежал с воинами своими в пещеру. Когда они были уже в пещере, вошел за ними в устье ее и Саул исправить некоторую нужду. Все, бывшие с Давидом, возымели решительную мысль броситься на врага и пришедшему для убийства отомстить, когда казалось Сам Бог дал врага в руки гонимым на смерть. Но Давид не решился убийством истребить гонителя и приобрести царскую власть, мысленно говоря себе: «да не растлиши» добродетель непамятозлобия. И он не только укротил собственный гнев, но и оруженосца, стремившегося поразить Саула, удержал произнесением облагодатствованных слов: «не убивай... христа Господня» (1 Цар. 26:9). Писание этой историей научает нас, что рассудительный оказывает мужество свое не против озлобленных демоном людей, но против собственных страстей (Григорий Нисский, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Иоанн Златоуст , 54, 136). Имеет ли кто недруга, терпит ли кто обиду, питает ли кто злобу, пусть он соберет и изольет всю эту ярость и гнев на главу диавола... Тебя ударил кто-нибудь – имей зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним (свт. Иоанн Златоуст , 54, 201). Источник. ...Гневливый наперед наказывает себя, терзаясь в себе самом, а потом уже того, на кого гневается (свт. Иоанн Златоуст , 55, 14). Источник. Гнев есть зверь, скоро нападающий на нас, и нужно нам много оград и оплотов, чтобы задержать его и преодолеть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 58). Источник. ...Гнев – это огонь, это пламень, который схватывает, умерщвляет, сожигает. Но мы будем угашать его долготерпением, воздержанием (свт. Иоанн Златоуст , 55, 188). Источник. Как раскаленное железо, будучи опущено в воду, теряет жар свой, так и гнев, попав в душу человека долготерпеливого, нисколько не вредит долготерпеливому, а, напротив, приносит пользу, так что он становится еще крепче (свт. Иоанн Златоуст , 55, 188). Гнев... – послушный демон, самопроизвольное безумие, отсутствие мозгов... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 389). Источник. ...Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа и скоро станешь смирным и кротким... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но принося пользу даже врагу, наставляя (его) быть добрым (свт. Иоанн Златоуст , 55, 391). Источник. Что... терпят пьяницы, которые ненасытимым пьянством увлекаются к более сильной жажде, то же терпят поработившиеся гневу, которые увлекаются безмерными спорами к все большему и тяжелейшему безумию... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 391). Источник. ...Эта страсть уничтожает целые дома, разрушает старинную дружбу, причиняет непоправимые несчастия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 624). ...Бог эту именно часть нашего тела и устроил из костей, как бы из каких-то камней, дав ей твердую опору, чтобы он как-нибудь не разорвал и не сокрушил ее, и чрез то не причинил гибели всему существу...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

57° 46 " 22.13 " N, 40° 55 " 26.23 " E 57° 45 " 48.90 " N, 40° 55 " 39.66 " E Кирпичный храм, сооружённый в 1776-1791 гг.епископом Костромским Симоном (Лаговым) как зимний собор. Четырёхстолпная однокупольная постройка в формах раннего классицизма с многоярусной колокольней. 55° 45 " 21.10 " N, 37° 37 " 23.60 " E основан князем Даниилом Московским в конце XIII века, в 1296 году. 55° 46 " 22.01 " N, 37° 40 " 28.99 " E Богоявленский кафедральный собор в Елохове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором. 55° 38 " 47.06 " N, 37° 6 " 17.65 " E Небольшая деревянная церковь эклектичных форм. Построена на средства В. Я. Комиссарова на новом месте, не там, где был старый молитвенный дом. 56° 26 " 25.04 " N, 38° 5 " 3.58 " E Каменная церковь с колокольней, построенная в 1813 г. вместо деревянной (1628 г.), на средства местного помещика Петра Астафьева. Храм — один из интересных памятников позднего классицизма Сергиево-Посадского района, одновременно сохраняющий архаичные приемы перекрытия сводов. 54° 55 " 6.34 " N, 37° 23 " 21.00 " E Церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и шатровой колокольней, выстроенная в 1713 г. попечением о. П. Антипова. Новая обширная двухпридельная трапезная выстроена в 1870 г. на средства купца С.С. Астапова. 55° 53 " 28.57 " N, 37° 24 " 55.82 " E Крупная (на 1000 прихожан) двухэтажная четырёхпрестольная кирпичная пятиглавая церковь с шатровой колокольней в связи. Построена попечением концерна " Крост " . 57° 46 " 21.10 " N, 40° 55 " 30.83 " E Каменный четырехстолпный пятиглавый собор, построен ростовскими мастерами вместо старого деревянного, пришедшего в ветхость. 55° 34 " 55.93 " N, 39° 32 " 27.09 " E Домовый храм при центральной районной больнице Шатуры, имеет отдельно стоящее помещение и выделен главкой. 55° 55 " 16.55 " N, 37° 59 " 12.63 " E Домовая церковь в здании Центральной городской больницы Щелково

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010